Иоанн Богослов , апостол из 12-ти, евангелист (8/21 мая; 30 июня/13 июля ап.]; 26 сентября/9 октября) Иоанн Бранкович , Сербский, блж. (10/23 декабря) Иоанн Виленский (Литовский), мч. (14/27 апреля) Иоанн – Владимир , Сербский, кн., мч. (22 мая/4 июня) Иоанн Власатый , Милостивый, Ростовский чудотворец, Христа ради юродивый, (23 мая/5 июня [Ростов.]; 3/16 сентября; 12/25 ноября) Иоанн Воин , мч. (30 июля/12 августа) Иоанн Дамаскин , прп., песнописец (4/17 декабря) Иоанн Ефесский , отрок (4/17 августа; 22 октября/4 ноября) Иоанн Златоуст , Константинопольский, патр., Вселенский учитель (27 января/9 февраля; 30 января/12 февраля свт.]; 14/27 сентября; 13/26 ноября) Иоанн Казанский , мч. (24 января/6 февраля) Иоанн Константинопольский , Палестинский, прп. (26 января/8 февраля) Иоанн Кронштадтский , прав., прот. (20 декабря/2 января) Иоанн Кущник , прп. (15/28 января) Иоанн Лествичник , Синайский, игумен (30 марта/12 апреля; в Неделю 4-ю Великого поста) Иоанн Менюжский , Новгородский, отрок, прав. (24 июня/7 июля) Иоанн Милостивый , Александрийский, патр. (12/25 ноября) Иоанн – Моавий , Персидский, Багдатский, царь (9/22 июля) Иоанн Московский , Большой колпак, Христа ради юродивый (3/16 июля; 13/26 июня) Иоанн Новгородский , архиеп. (7/20 сентября) Иоанн Новый , Сочавский, вмч. (2/15 июня) Иоанн Палеолаврит , Ветхопещерник, иеромонах (19 апреля/2 мая) Иоанн Палестинский , прп., спостник прп. Симеона юродивого (21 июля/3 августа) Иоанн Пещерник , Вавилонский, прп. (9/22 июля) Иоанн Персидский , еп., сщмч. (1/14 ноября) Иоанн Петроградский , мч. (в воскресенье после 25 января/7 февраля [новомуч.]; 31 июля/13 августа) Иоанн Печерский , Киевский, отрок, первомученик Российский, в Ближних (Антониевых) пещерах (12/25 июля; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Иоанн Печерский , Многострадальный, прп., в Ближних (Антониевых) пещерах (18/31 июля; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Иоанн Постник , Константинопольский, патр. (30 августа/12 сентября; 2/15 сентября) Иоанн Пророк , Предтеча и Креститель Господень (7/20 января; 24 февраля/9 марта; 25 мая/7 июня; 24 июня/7 июля; 29 августа/11 сентября; 23 сентября/6 октября; 12/25 октября)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

340. Ориген . Против Цельса. Кн. V/Пер. с греч., ком-мент.: А. Р. Фокин//БСб. 1999. 2. С. 47–62; 3. С. 114–135; 4. С. 99–123; 7. С. 115–142]. 341. Паисий (Величковский) , прп. Предисловие о чине и уставех, блаженныя памяти отца нашего старца Naicia общежителнаго его собора//ТКДА. 1997. 1. С. 55–78. 342. Палладий, еп. Еленопольский . Диалог с Феодором, римским диаконом, повествующим о житии блж. Иоанна, еп. Константинопольского, Златоуста/Пер. с греч., предисл.: А. С. Балаховская//УЗ РПУ. 1998. 3. С. 240–268. 343. Патрик Ирландский , свт . Исповедь/Пер. с лат.: Н. Л. Холмогорова; Ред.: М. С. Касьян//АиО. 1995. 4(7). С. 141–154. 344. Петр Александрийский , сщмч. 1. Правила... из «Слова его о покаянии»; 2. [Отрывок] из книги «О Божестве»; 3. [Слово] о том, что евреи правильно установили 14-е число первого лунного месяца до пленения Иерусалима; 4. (Из сочинения)... О том, что душа не существует ранее тела; и др./Публ.: архим. Макарий (Веретенников) //АиО. 1998. 4(18). С. 225–237. Роман Сладкопевец , прп. – см. 2273. 345. Силуан Афонский , прп. О любви Божией: (Из писаний блаженного старца Силуана)//ВРЗЕПЭ. 1952. 10. С. 27. 346. Симеон Метафраст , прп. Житие свт. Григория Великого /Пер. с греч., предисл., коммент.: М. А. Тимофеев//АиО. 1997. 1(12). С. 189–195. 347. Симеон Новый Богослов , прп . О памяти смерти/Пер. с греч.: иером. Василий (Кривошеин) //ВРЗЕПЭ. 1953. 14. С. 89–91. Неизданное огласительное слово. 348. Симеон Новый Богослов , прп . Божественные гимны: (Гимны 6 и 48)/Пер. с греч.: иером. Софроний (Сахаров) //ВРЗЕПЭ. 1953. 15. С. 133–135. 349. Симеон Новый Богослов , прп. Божественные гимны: (Гимн 1)/Пер. с греч.: иером. Софроний (Сахаров) //ВРЗЕПЭ. 1954. 17. С. 13–20. 350. Симеон Новый Богослов , прп. Нравственные слова. Кн. 1, гл. 6: О том, как все святые соединяются со Христом Богом и становятся одно с Ним/Пер. с греч.: Т. А. Миллер//АиО. 1996. 2/3(9/10). С. 97–100. 351. Симеон Новый Богослов , прп. Избранные гимны: 35, 44; 5, 11, 40, 45/Пер. с греч., примеч.: иером. Иларион (Алфеев) //ЦиВр. 1998. 1(4). С. 125–134; 2(5). С. 148–159.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСАНДР СПАССКИЙ, МОСКОВСКИЙ († после 1427), 3-й игум. Андроникова мон-ря, прп. (пам. 13 июня, 6 июля в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АЛЕКСИЙ ЗАТВОРНИК Киево-Печерский, прп., в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 апр., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, в неделю 2-ю Великого поста – в Соборе святых, в Малой России просиявших) АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121728.html

Многие священномученики, как известно, приняли смерть на Бутовском полигоне. Отметим из их числа псаломщика Петра Ворону, прот. Петра Воскобойникова, расстрелянного за помощь семьям пострадавшим от советской власти, законоучителя земской школы Петра Голубева, протоиерея Петра Любимова, заявившего о том, что «советская власть довела народ до того, чем нечем накрыть мертвого человека», арестованного и расстрелянного в 1938 г. и многих других. С их биографиями читатель сможет ознакомиться в 55-м томе Православной энциклопедии. В томе содержатся также биографии Патриархов Константинопольского и Иерусалимского с именем Петр, семи Патриархов Александрийских, трех Патриархов Антиохийских. Отметим также статьи о чингисиде ордынском царевиче прп. Петре, молчальнике прп. Петре Галатийском. Наконец, читателю предстоит познакомиться с биографиями трех российских императоров Петров, написанных известным российским историком Е. В. Анисимовым. Самая обширная из них описывает противоречивую деятельность первого из российских императоров. В новом томе «Православной энциклопедии» имеется также блок статей, посвящённых святым с именем Пафнутий, среди которых можно выделить статьи о прп. Пафнутии, принявшим мученическую смерть при императоре Диоклетиане, прп. Пафнутии Александрийском, отце прп. Евфросинии, прп. Пафнутии Балахнинском, прп. Пафнутии Боровском, прп. Пафнутии Киево-Печерском. Том также содержит подробную статью о Пафнутиевом Боровском в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужском монастыре. Несколько биографических статей о подвижниках с именем Пахомий также заинтересуют читателей. В томе содержатся материалы о прп. Пахомии Кенском, карельском чудотворце, «костромском» святом Пахомии Нерехтском, новомучениках, погибших в годину сталинских репрессий, двух константинопольских и двух антиохийских патриархах. Наиболее объемны статьи о прп. Пахомии Великом, основателе общежительного монашества в Египте и Пахомии Логофете, известном древнерусском книжнике. Любителям средневековой культуры будет интересна статья о св. Патрикии (Патрике Ирландском). Том содержит также статьи о ереси пелагианства и ее «основателе» богослове Пелагии, а также о двух Пелагиях, папах Римских и многочисленных подвижницах христианства с именем Пелагея.

http://pravenc.ru/shop/2495294/

2 . Григорий Богослов (2010) – Григорий Богослов , свт. Творения. М.: Сибирская Благозвонница, 2010. Т. 1. 3 . Григорий Богослов (2011) – Григорий Богослов , свт. Творения. М.: Сибирская Благозвонница, 2011. Т. 2. 4 . Деяния (1996) – Деяния Вселенских Соборов. Т. 3: Константинопольский 2-й. Вселенский V. СПб.: Воскресение, 1996. 5 . Ефрем Сирин (1850) – Ефрем Сирин, прп. Творения. М.: в Типографии В. Готье, 1850. Ч. 5, кн. 3. С. 255; С. 301 (ТСО; т. 16). 6 . Ефрем Сирин (1853) – Ефрем Сирин, прп. Творения. М.: в Типографии В. Готье, 1853. Ч. 8, кн. 2 (ТСО; т. 22). 7 . Ефрем Сирин (1896) – Ефрем Сирин, прп. Творения. Сергиев Посад: 2-я типография А. И. Снегирёвой, 1896. Ч. 8, [кн. 1] (ТСО; т. 61). 8 . Иоанн Дамаскин (2002) – Иоанн Дамаскин , прп. Творения. Источник Знания. М.: Индрик, 2002. 9 . Исаак Сирин (1911) – Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. Сергиев Посад: Типография Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1911. 10 . Исаак Сирин (2013) – Исаак Сирин, прп. О Божественных тайнах и о духовной жизни: новооткрытые тексты/Пер. с сирийского, прим., предисл. и послесл. митрополита Илариона (Алфеева) . СПб.: Издательство Олега Абышко, 2013. 11 . Исаак Сирин (2016) – Исаак Сирин , прп. (Мар Исхак Ниневийский). Книга о восхождении инока: Первое собрание (трактаты I–VI)/Общ. ред. и пер. с сир., араб., греч. А. В. Муравьёва. М.: Издательский дом «Яск», 2016. 12 . Марк Подвижник (2000) – Марк Подвижник , прп. Против несториан/Пер. с греч., комм. Б. Барчунова//Богословский сборник. М., 2000. 5. С. 125–181. 13 . Пидалион (2019) – Пидалион. Правила Православной Церкви с толкованиями: в 4 т.: пер. с греч. Т. 3: Правила Поместных Соборов. Екатеринбург: Изд-во Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря, 2019. 14 . Феодор Мопсуестийский (2020) – Феодор Мопсуестийский. Фрагмент комментария на Книгу Бытия. Слово 1/Пер. с сир. А. Тармазов. URL: http://bogoslov.ru/article/6026455#_ftn3 (дата обращения: 30.11.2020). 15 . Ephraem Syrus (1743) – Ephraem Syrus. Paraeneses//Epraem Syrus. Opera omnia. T. III/Ed. S. E. Assemanus, archiep. Apamensis. R.: Ex Typographia Pontificia Vaticana, 1743. P. 367–561.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/pr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь в период подчинения Константинопольскому патриархату (988- нач. XV в.) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ ЗАТВОРНИК (не ранее 2-й трети XIII - нач. XIV в.), прп., Киево-Печерский (пам. 29 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ Псковский († 1158), прп. (пам. 24 сент. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АВРААМИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 21 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АГАПИТ, ВРАЧ БЕЗМЕЗДНЫЙ (XI в.), прп. (пам. 1 июня; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), монах Киево-Печерского монастыря АКИНДИН (XIII в.), архим. Киево-Печерского мон-ря в 20-30-х гг. XIII в., прп. (пам. 28 авг.– в Соборе Киево–Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих и во 2-ю Неделю Великого поста — в Соборе всех Киево–Печерских преподобных отцов) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121728.html

20 Перевод по конъектуре. 21 Ср.: Евр. 7:3; Григорий Богослов, свт. Слово 29. 19//PG. 36. Col. 100a. 22 Перевод по конъектуре. 23 Ср.: Максим Исповедник, прп. Opusc. 24: О том, что невозможно утверждать, что во Христе одна воля//PG. 91. Col. 268b; Иоанн Дамаскин, прп. Изложение веры. III 14//PG. 94. Col. 1037a; О двух волях во Христе. 27//PG. 95. Col. 160b. У прп. Максима в конце фразы слово φσις стоит в единственном числе: φσεως (природы), т.е. имеется в виду особенность человеческой природы Христа, а у Дамаскина, который заимствовал ее у прп. Максима,— во множественном: φσεων (природ), что затрудняет понимание этого места. 24 Как видим, прп. Иоанн допускает существование ипостасных волений, которые, правда, как правило, противятся воле Божией, которой не противоположны природные человеческие воления. 25 Перевод по конъектуре. 26 Ср.: Рим. 5:14—15; 1 Кор. 15:22, 45—49. 27 Ср.: Флп. 2:8. 28 Ср.: Мк. 7:24; ИоаннДамаскин, прп. Изложение веры. III 14//PG. 94. Col. 1040d. 29 См.: ДионисийАреопагит. Письмо 4//Corpus Dionysiacum, II. S. 160—161. 30 См.: Лев Великий, свт. Письмо 28. 4//PL. 54. Col. 767b; Слово 54. 2 PL. 54. Col. 319c; Иоанн Дамаскин, прп. Изложение веры. III 3//PG. 94. Col. 996a. 31 Петр Гнафей, или Кнафей (греч. κναφες ;, «валяльщик») — монофизит, ученик неоплатоника Прокла, епископ Антиохийский († ок. 488 г.). Еще будучи пресвитером, сделал прибавку к Трисвятой песне «Распятый за нас», приведшую к теопасхитским спорам. 32 Ср.: Рим. 14:10. 33 Евтих, Константинопольский архимандрит, и Диоскор, Александрийский архиепископ, известны как родоначальники монофизитства (сер. V в.); поскольку же они учили, что после соединения природ во Христе возникла одна природа-Божественная, полностью поглотившая человеческую, а значит, и страдавшая на кресте, вероятно, поэтому прп. Иоанн называет их теопасхитами. 34 См.: Деян. 8:9—24. 35 По всей видимости, речь идет о возникновении иконоборчества, современником и жестким обличителем которого был прп. Иоанн Дамаскин. 36 Марониты — сирийская (ныне арабская) христианская церковь в Сирии, состоящая в унии с Римом. Имя свое получили от монастыря св. Марона, одного из главных монастырей Сирии VI в. Сюда удалились сирийские монофелиты, гонимые властями Византии. Марониты исповедовали монофелитское учение вплоть до XII в.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3244...

Что касается места написания Вопросов и недоумений, то относительно него сказать наверняка ничего нельзя. До недавнего времени считалось, что в 624–626 гг., то есть приблизительно тогда, когда были написаны Главы о любви и Вопросы и недоумения, прп. Максим подвизался в монастыре св. Георгия в Кизике (этого мнения придерживается, например, Ж.-К. Ларше). При этом версия Ларше 30 основана на традиционном житии прп. Максима, его константинопольском происхождении из семьи знатных родителей, службе у императора Ираклия и последующем уходе в монастырь (ок. 613–614 гг.) близ Константинополя (где он пребывал вплоть до 624 г.), а позднее – переходе в монастырь св. Георгия в Кизике. Аргументация Ларше в пользу традиционной версии константинопольского происхождения прп. Максима 31 была, однако, недавно подвергнута радикальной критике со стороны Кристьяна Будиньона 32 . Последний, опираясь главным образом на переписку прп. Максима (но также и на сирийский Псогос, опубликованный Себастианом Броком 33 ), высказывается в пользу его палестинского происхождения и формирования в Александрии (куда он переехал перед захватом Палестины персами в 614 г.). Будиньон заходит так далеко, что отрицает в этой статье даже, признававшееся практически всеми учеными, пребывание прп. Максима в монастыре св. Георгия в Кизике. Версия Будиньона пока не получила широкого признания, хотя в то же время о палестинском (а не константинопольском) происхождении прп. Максима говорят в настоящее время очень многие авторитетные специалисты по прп. Максиму и патрологи. Вопрос этот имеет особую значимость в свете проблемы «Максим и оригенизм», поскольку именно полемике с оригенизмом посвящена большая часть Трудностей к Иоанну – важнейшего сочинения прп. Максима, между тем сирийский Псогос, как известно, обвиняет самого Максима в том, что он с юных лет был связан с оригенистами. Согласно Псогосу, после смерти родителей (самаритянина отца и бывшей рабыни-персиянки – матери) Мосхий (имя Максима до пострига), еще юным отроком, был отдан на воспитание в монастырь Ветхой Лавры 34 , где его принял игумен Пантелей, который был оригенистом 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

20. Неделя 26-я по Пятидесятнице. Глас 1-й. Предпразднство Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы. Прп. Григория Декаполита. Свт. Прокла, архиеп. Константинопольского. Прп. Диодора Юрьегорского. Сщмчч. Александра Сахарова и Иоанна Тихомирова, Шатурских . Воскресная служба Октоиха совершается в соединении со службой предпразднства Введения и службой прп. Григория Декаполита (по Марковой главе Типикона под 20 ноября: «Подобает ведати: яко аще случится предпразднство Входа Пресвятыя Богородицы в Неделю»). Примечание. «Святаго же Прокла служба поется, егда разсудит екклисиарх» (Типикон, 20 ноября, Маркова глава). На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 4, предпразднства, глас тот же – 3, и прп. Григория, глас тот же – 3. «Слава» – предпразднства, глас 4-й: «Днесь Боговместимый храм...», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всемирную славу...». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 1-й: «Да радуется днесь Небо...» (см. на стиховне утрени). На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 4-й: «Приидите, вси вернии...». По Трисвятом – «Богородице Дево...» (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь прп. Григория, глас 3-й: «Образ был еси воздержания...», «И ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й. Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей. «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 4-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, предпразднства на 4 и прп. Григория на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – кондак и икос предпразднства, глас 4-й, кондак прп. Григория, глас 3-й: «Светлое тя солнце...». «Слава» – седален прп. Григория, глас 4-й: «Божественною светлостию озаряемь...», «И ныне» – седален предпразднства, глас 1-й: «Восхвалите, девы...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-12-03/

6 . Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского; свт. Мефодия, просветителя Славян, мчч.: 120 в Персиде, Иеремия и Архилия, прп. Платониды Сирской. 7 . Прп. Георгия, еп. Меилитинского, мчч.: Каллиопия, Руфина диакона, Акилины и 200 воинов; прпп.: Серапиона монаха, Даниила Переяславского. 8 . Св. апп. (от 70-ти): Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонда, Ермия и иже с ними; св. Калестина, папы Римского; муч. Павсилипа, свт. Нифонта, еп. Новгородского. Свт. Нифонт, еп. Новгородский († 1150 г.), на вопрос Кирика: можно ли служить на одной просфоре? – ответил: если будет далеко и негде взять другой просфоры, то можно (Кормч. пергамен., писан. в 1282 г., в Моск. Синод. биб. под 132, л. 518 см. в Вып. Озер. ч. II, стр. 411, изд, 5). Значит, раскольники напрасно настаивают на седмипросфории. 9 . Мч. Евпсихия, прмч. Вадима архимандрита, мч. Дисана еп., Мариава пресвитера, Авдиеса и прочих 270. Основываясь на словах Пролога: «Хотяще преставитися, еп. Илиодор Дисана пресвитера († IV в.) вместо себе поставь», поповцы, приемлющие австрийское или белокриницкое священство, стараются оправдать единоличное поставление Киприана Тимофеева во епископа, наместника Белокриницкой митрополии. Но в приведенных словах не сказано, что Илиодор поставил Дисана епископом, а из дальнейшего повествования видно только то, что после Илиодора, согласно предсмертному распоряжению последнего, Дисан стоял во главе пленной христианской общины; но это не требовало непременно, чтобы Дисан был епископом. 10 . Мчч.: Терентия и иже с ним: Помпия, Африкана, Максима, Зинона, Александра, Феодора и Макария, Иакова пресвитера, Азадана и Авдикия диаконов. 11 . Сщмч. Антипы, еп. Пергама Асийского; прп. Фармуфия, мчч.: Прокесса и Мартиниана, прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита . 12 . Прп. Василия исповедника, еп. Гурийского; прпп. Анфусы и Афанасии, игуменьи Эгинской; прмчч.: Мины, Давида и Иоанна; прп. Исаака Сирина , сщмч. Зинона, еп. Веронского. Св. игуменья Афанасия († 860 г.) завещала пред смертью кормить нищих в память ее 40 дней. Когда же сестры не исполнили ее завещания, то она в сопровождении 2 ангелов явилась некоторым из них и сказала: «для чего преступили вы заповедь мою? да будет всем известно, что творимые до 40 дней за душу умершего милостыня и питание алчущих умилостивляют Бога. Если грешны души усопших, то чрез сие приемлют от Господа отпущение грехов; если праведны, благотворительность за них служит ко спасению благотворителям». Отсюда ясно, насколько древний обычай поминовения усопших молитвою и благотворениями в течение так наз. сорокоуста, что наши сектанты легкомысленно называют выдумкой духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010