Ему же позднее, ок. 642-643 гг., то есть в разгар полемики с монофелитами, был адресован Богословско-полемический трактат (TP) 12: PG 91, 141A-146A., в котором прп. Максим наставляет Петра, как тому следует обращаться с сосланным в Африку экс-патриархом Константинопольским монофелитом Пирром, которому, по совету Максима, ни в коем случае не следует воздавать никаких почестей, тем более патриарших, из-за того, что он еретик, вплоть до его покаяния. См. Изложение прения I: PG 90, 112A-B, рус. пер. в: Максим Исповедник. Полемика с моноэнергизмом и монофелитством. Сост. Г. И. Беневич, А. М. Шуфрин, Д. С. Бирюков. СПб., 2007. С. 160. Такая уния и была заключена Киром, патриархом Александрии, в 633 г. с монофизитами-феодосианами на основании моноэнергистского толкования выражения из Ареопагитик «новое богомужнее действие», которое Кир и монофизиты понимали как «единое (т.е. “одно” богомужнее) действие». Тем не менее, как известно, в результате усилий св. Софрония распространение ереси моноэнергизма было если не пресечено, то приостановлено патриаршим Псифосом (633 г.), выпущенным Сергием Константинопольским и запрещавшим употребление выражений как «одна энергия», так и «две». Следующий этап в униональной политике властей наступил в 638 г., когда под влиянием того же Сергия император Ираклий в 638 г. издал монофелитский Экфесис (подробнее см.: Беневич Г. И, Шуфрин А. М. Дело Максима//Максим Исповедник. Полемика с моноэнергизмом и монофелитством. СПб., 2007. C. 13-40. Следует отметить, что в целом характеристика арабов у прп. Максима более мягкая и лаконичная по сравнению с тем, как характеризует «сарацин» св. Софроний Иерусалимский, который говорит не только об их дикости, свирепости, дьявольской жестокости, но и о нечестии, безбожии, ненависти к Богу, называет их предреченной пророком «мерзостью запустения» (ср. Дан. 9, 27), нечествующими против Христа и Церкви, предводительствуемыми дьяволом, которому они подражают (см. Hoyland Robert . Seeing Islam as Others Saw It. Princeton, 1996. P. 69-71). То есть у св. Софрония антихристианский момент в характеристике новой силы подчеркивается куда сильнее, чем у прп. Максима, у которого этот акцент делается в данном письме (в связи с вторжением арабов) по преимуществу применительно к иудеям (см. ниже). Трудно сказать, насколько подчеркивание антихристианского начала сарацин может рассматриваться как свидетельство знания св. Софронием существа ислама как религии. В любом случае, прп. Максим, живший тогда в большем удалении от вторгшихся в империю арабов, мог знать об антихристианском характере новой силы лишь в самых общих чертах и не счел необходимым останавливаться на этом.

http://bogoslov.ru/article/1371847

Col. CLXXIV; GCS. Bd. 37. S. 486)). По всей видимости, автор не обладал точной информацией о происхождении М. и стремился вписать мессалианство в свою классификацию ересей. Первым лат. источником, в к-ром упоминаются сторонники мессалианства, является «Разговор (диалог) против пелагиан» (Dialogus contra Pelagianos, 415; CPL, N 615) блж. Иеронима Стридонского , относящего М. к числу тех, «кто проповедуют бесстрастие» (qui πθειαν praedicant). Сообщая краткую информацию об их учении, блж. Иероним также указывает, что М. были распространены «почти во всей Сирии» ( Hieron. Dial. contr. Pelag. Prol. 1 (PL. 23. Col. 495-496; Kmosko. 1926. Col. CLXXIX-CLXXX; CCSL. 80. P. 3-4)). О проникновении М. на территорию Сев. Африки может свидетельствовать сочинение блж. Августина , еп. Гиппонского († 430), «О монашеском труде» (De opere monachorum; CPL, N 305; изд.: PL. 40. Col. 547-581), в к-ром он критикует монахов, отвергавших ручной труд. Обвинение М. в том, что они не желают трудиться под предлогом непрестанной молитвы, имеется также в «Слове о добровольной нестяжательности» (De voluntaria paupertate ad Magnam diaconissam, ок. 426-427; CPG, N 6048; фрагмент о М.: PG. 79. Col. 997; Kmosko. 1926. Col. CLXXXII-CLXXXIII) прп. Нила Анкирского († ок. 430) и в «Apophthegmata Patrum» (PG. 65. Col. 253; Kmosko. 1926. Col. CC-CCI). Прп. Нил Анкирский называет среди руководителей М. выходца из Месопотамии Адельфия, осужденного на Соборе под председательством свт. Флавиана I , архиеп. Антиохийского (381-404), и некоего Александра, незадолго до этого появившегося в К-поле ( Nil. Ad Magnam. 21). Существуют весомые основания отождествлять последнего с прп. Александром Константинопольским († ок. 430), к-рый создал мон-рь на берегу р. Евфрат и обучал его насельников непрестанной молитве, разделив их для этого на 24 чреды. Позднее он основал в К-поле обитель «неусыпающих» (см. Акимиты ). Житие прп. Александра (BHG, N 47; греческий оригинал и лат. пер.: Stoop E., de. Vie d " Alexandre l " Acemete//PO.

http://pravenc.ru/text/Мессалиане.html

Архив Пн Учреждено Карельское отделение Всемирного русского народного собора 17 ноября 2023 г. 15:22 17 ноября 2023 года в епархиальном духовно-просветительском православном центре в честь прп. Александра Свирского в г. Петрозаводске состоялось учредительное собрание регионального отделения Всемирного русского народного собора (ВРНС).  В состав правления отделения вошли митрополит Петрозаводский и Карельский Константин , епископ Костомукшский и Кемский Борис , глава Республики Карелия А.О. Парфенчиков, депутат Государственной Думы ФС РФ В.Н. Пивненко, председатель Законодательного Собрания Республики Карелия Э.В. Шандалович, президент Союза «Торгово-промышленная палата Республики Карелия» А.А. Лысенковский, председатель Ассоциации камнеобрабатывающих производственных организаций Республики Карелия Д.П. Фабрикантов.  Во вступительном слове митрополит Константин рассказал об истории ВРНС, отметив, что его задача — аналитическая и практическая работа по важнейшим вопросам, стоящим перед государством, Церковью и обществом.  Сопредседателем регионального отделения были избраны митрополит Константин, А.О. Парфенчиков, А.А. Лысенковский. Руководителем секретариата стал протоиерей Вадим Антипин. Офис регионального отделения будет располагаться в здании епархиального духовно-просветительского православного центра в честь прп. Александра Свирского (ул. Правды, д. 5).  Члены отделения обратились к главе Республики Карелия с просьбой создать Совет по сохранению и укреплению традиционных ценностей при главе Республики Карелия.  Всемирный русский народный собор — крупнейший российский общественный форум, учрежденный в 1993 году, является об­щест­вен­ной пло­щад­кой и ме­стом встре­чи лю­дей, ко­то­рые, не­за­ви­си­мо от их по­ли­ти­чес­ких взгля­дов, объе­ди­не­ны еди­ной целью — за­бо­той о на­сто­ящем и бу­ду­щем Рос­сии. В его заседаниях участвуют представители всех ветвей власти, лидеры общественных объединений, высшее духовенство традиционных религий России,  преподаватели и студенты, деятели науки и культуры, делегаты русских общин из ближнего и дальнего зарубежья  и др. Согласно уставу ВРНС главой Собора является Святейший Патриарх Московский и всея Руси.   Петрозаводская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 . 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6077545.ht...

В неопределенный момент, но ранее 1340 г. Филофея рукополагают в священный сан, т.к. летом 1340 г. он в качестве лаврского иеромонаха подписывает Святогорский томос, который был составлен по завершении первого этапа полемики с Варлаамом Калабрийским и отражал основные принципы исихастского богословия 222 . В этом томосе его подпись стоит на 6 месте после прота Афона, настоятелей Великой Лавры, Ивирона, Ватопеда и Хиландаря. Это говорит о том, что своими разносторонними трудами Филофей уже к этому времени достиг определенной значимости на Афоне. В кон. 1340 г./нач. 1341 г. иеромонах Филофей, вероятно, возвращается на родину в Фессалонику и становится там настоятелем в монастыре Филокалла. Там он пишет свои первые агиографические сочинения: житие прп. Никодиму Новому, который прожил в Филокалле более 30 лет до настоятельства Филофея, а также, скорее всего, житие прпмц. Анисии Фессалоникийской. По сравнению с поздними произведениями святителя эти жития написаны более кратко и более простым литературным стилем. В 1341 г. Давид Дисипат и Иосиф Калофет вместе с Филофеем (Коккиным) публикуют сочинения против Варлаама Калабрийского 223 . Летом 1341 г. началось трудное время для империи: 15 июня скончался император Андроник III Палеолог, после чего образовались 2 враждующие партии, которые пытались захватить власть через опеку над 9-летним Иоанном V Палеологом, и началась, таким образом, гражданская война 224 . 1 партию составлял Великий доместик Иоанн Кантакузин , а во 2 партию входили вдовствующая императрица Анна Савойская, патриарх Константинопольский Иоанн XIV Калека и Великий дука Алексей Апокавк. Афонские монахи, чтобы повлиять на ход событий, 17 марта 1342 г. 225 решили отправить в Константинополь к императрице Анне Савойской для переговоров о прекращении междоусобной войны посольство, в состав которого вошел и прп. Савва Новый, бывший ранее духовным отцом свт. Филофея. Спустя 6 лет – в 1348 г. 226 , так и не вернувшись на Афон, в Константинополе прп. Савва и скончался. Кроме прп. Саввы, в число отправленных в посольство был настоятель Великой Лавры Макарий. Его вскоре после переговоров рукополагают митрополитом Фессалоники, а Филофея, который был в это время настоятелем Филокалла, весной 1342 г. избирают игуменом Великой Лавры. Это служение он будет проходить примерно до июня 1345 г. 227 Скорее всего, в бытность настоятелем Великой Лавры Филофей (Коккин) написал диатаксисы Божественной литургии и диаконского служения 228 . В этот же период им могли быть составлены также некоторые агиографические произведения, например, житие прпмц. Февронии Нисибинской.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

149-150 150-151 151-152 АМВРОСИЙ (Серебренников Авраам Никитич; 1745-1792), архиеп. Екатеринославский и Херсонес-Таврический 152-153 153-154 АМВРОСИЙ (Юрасов Александр Игнатьевич; 1938 - 2020), архим., духовник Ивановского Введенского монастыря 154-155 155-156 156-157 157-158 158-160 160-161 161-162 АМЕРИКАНСКИЕ ШКОЛЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ВОСТОКА орг-ция, объединяющая более 100 ун-тов, колледжей, музеев США и Канады, участвующих в изучении истории Ближ. Востока, возникла в 1900 г 162-163 163-164 164-165 165-166 166-168 168-169 169-170 170-171 171-172 АММОН (ок. 300-между 380 и 390), еп. Оксиринхский, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных) 172-173 173-174 АММОНИЙ ДОЛГИЙ [Безухий], (2-я пол. IV в. - ок . 403), один из егип. братьев-отшельников , прп. (пам. 10 янв.) 174-175 АММОН КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (XIII в.), в Дальних пещерах почивающий, странник, прп. (пам. 4 окт., 28 авг..- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) 175-176 176-177 АМОЙ (IV в.), прп., егип. святой (пам. в Субботу сырную-в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших) 177-178 АМОРАИ в иудаизме - мудрецы, работавшие над составлением Гемары, входящей в Иерусалимский и Вавилонский Талмуды, а также Тосефту 178-179 АМОРИЙ визант. город в центре М. Азии (совр. пос. Хисаркёй близ Эмирдага, Турция), митрополия Константинопольского Патриархата АМОРИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ († 845) (пам. 6 марта), 42 византийских военачальника, попавшие в плен после взятия арабским халифом аль-Мутасимом (838) г. Аморий 179-181 181-182 АМОРТИЗАЦИЯ характеризует степень уменьшения ценности церковного имущества, а также ограничение возможности нецелевого использования того или иного предмета, его обращения в гражданском обороте 182-183 183-187 АМОС Иванов († 1919), прот., сщмч. (пам. 15 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АМОС († 1611), протопоп новгородского Св. Софии собора, герой обороны Новгорода от шведской армии под командованием Я. Делагарди

http://pravenc.ru/vol/ii.html

Евлогий Александрийский, прп. еп. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Евлогий Александрийский, прп. еп. - житие Эта страничка относится к разделу   Евлогий Александрийский, прп. еп. Евлогий Александрийский (ок. 608). Сириец, игумен Юстинианова Богородичного монастыря в Антиохии, в 570 г. избран патриархом Александрии. Он боролся с ересью евтихианства и в этой связи написал несколько трактатов, из которых сохранились лишь отдельные цитаты. В начале 580-х годов Евлогий подолгу живал в Константинополе и здесь подружился с папским послом Григорием, впоследствии ставшим папой Римским и прославившимся среди святых под именем Двоеслова. Они подружились и продолжали переписываться и после расставания. Однажды Евлогий обратился к другу, назвав его “Вселенским” (“экуменическим”). Григорий, который протестовал, когда патриарх Константинопольский Иоанн IV Постник стал называть себя “Вселенским” (“экуменическим”), и в знак протеста против такого рода притязаний начал подписываться “раб рабов Божиих”, не захотел и сам носить подобный титул: “Не хочу быть превознесен в словах, а не в добрых делах. Долой слова, которые раздувают гордыню и угашают милосердие”. Тем не менее, впоследствии Папы приняли титул “вселенских” - не потому, что они были хуже Григория, а потому что с течением лет, точнее, веков, становилось ясно, что централизация церковной структуры может быть не результатом личной гордыни, не копированием иерархизма мира сего, а средством свидетельства о Христе. " Может быть " - не означает " уже есть " , да хоть бы так и стало когда-нибудь, в любой может извратиться и утратиться, если не централизация истребит то, что централизуется - жизнь людей, жизнь общин. Acta Sanctorum, сентябрь, т. 4; PG, LXXXVI; Butler, 13.9. Память 13 сентября, 13/26 февраля. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Евлогий Александрийский, прп. еп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-2227

22 ноября Иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница» 26 ноября Святителя Иоанна Златоуста, архиеп. Константинопольского (407). 27 ноября Апостола Филиппа (I). Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост (мясопуст) 28 ноября 29 ноября Апостола и евангелиста Матфея 30 ноября Прп. Никона, игумена Радонежского, ученика прп. Сергия. Свт. Григория чудотворца, еп. Неокесарийского Декабрь 2024 года. Церковные праздники в декабре 4 декабря 6 декабря День Благоверного великого князя Александра Невского 7 декабря День святой великомученицы Екатерины 10 декабря Иконы Божией Матери «Знамение» 13 декабря Апостола Андрея Первозванного 16 декабря Прп. Саввы Сторожевского (Звенигородского) (1406) 17 декабря Великомученицы Варвары 18 декабря Прп. Саввы Освященного (532) 19 декабря Святителя Николая Чудотворца 22 декабря Иконы Божьей Матери «Нечаянная Радость» 26 декабря Мчч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста (284-305) Церковный православный календарь на 2024 год. Непереходящие праздники: Православный церковный календарь на 2024 год для переходящих праздников: Православный церковный календарь на 2024 год для постов: Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно 2 608 699 Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 27 апреля, 2024 22 апреля, 2024 22 марта, 2024 21 марта, 2024 20 марта, 2024 18 марта, 2024 18 марта, 2024 18 марта, 2024 13 августа, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/pravoslavnyj-kalendar-...

23). — Ред. 44 См. Ис. 40, 28. Цитируемый прп. Иосифом текст несколько отличается от всех доступных нам списков славянской Библии. — Ред. 45 Ср.: Иов. 9, 6. Цитируемый прп. Иосифом текст отличается от других списков и изданий славянской Библии, в которых читаем: “Столпы же ее колеблются”. — Ред. 46 См. Иов. 26, 6–8, 12, 11, 13. Цитата близка к редакции Острожской Библии. Различия с редакцией славянской Елизаветинской Библии 1751яг. — в ст. я12; отличие от русского Синодального перевода достаточно велико. — Ред. 47 Ср.: Иов. 17, 13–14. Цитата-пересказ следует за славянским переводом Библии, отличающимся от Синодального русского перевода. — Ред. 48 Ср.: Сир. 23, 25–28. Цитата-пересказ следует за славянским переводом Библии, отличающимся от Синодального русского перевода. — Ред. 49 Ср.: Иов. 11, 8, 9. Цитата имеет текстуальные различия с доступными нам славянскими редакциями Библии, но близка к ним по смыслу; различие с Синодальным русским переводом значительнее. — Ред. 50 См. Дан. 7, 13, 14. Небольшое текстуальное отличие цитаты от доступных нам списков славянской Библии. — Ред. 51 См. Евр. 10, 25. Цитата близка к редакции Острожской Библии. — Ред. 52 См. 1 Кор. 7, 28–29; по славянской Библии. — Ред. 53 См. Ис. 31, 9. Этот отрывок в Синодальном русском переводе резко расходится со славянскими редакциями Библии. Список Библии, которым пользуется прп. Иосиф, здесь близок к редакции Острожской Библии. — Ред. 54 Здесь прп. Иосиф близко к тексту пересказывает 21-е правило Гангрского собора. — Ред. 55 См. Ис. 31, 9. О расхождении отрывка с Синодальным переводом см. примечание на с. 300. — Ред. 56 См. Ис. 26, 18. Славянская Библия здесь также резко расходится с Синодальным русским переводом. — Ред. 57 Ошибка в тексте “Просветителя”: Диоскор был патриархом Александрии. — Ред. 58 Ср.: Быт. 12, 3. В славянской Библии: “проклинающих тебя прокляну”. —Ред. 59 Житие ап. Петра., память 29 июня. Далее при ссылке на житие указываем только число месяца. — Ред. 60 Имеется в виду Иоанн VII (Грамматик), патриарх Константинопольский (836–842 гг.), иконоборец, прозванный Ианнием по имени одного из противников прор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРАКС [греч. Ιραξ] († после 408), прп. (пам. в субботу сырную). Сведений о жизни и деяниях И. сохранилось крайне мало. Известно, что И. жил в Египте и входил в группу нитрийских монахов во главе с т. н. Длинными братьями ( Аммонием , Диоскором , Евсевием и Евфимием). Когда еп. Феофил Александрийский изгнал их из Египта, они пришли в К-поль просить заступничества у свт. Иоанна Златоуста (эту историю, не упоминая имени И., приводят неск. церковных писателей: Socr. Schol. Hist. eccl. VI 7; Sozom. Hist. eccl. VIII 12; Phot. Bibl. 1960. T. 2. P. 57-59). Нек-рую информацию об И. приводит в «Диалоге о житии блж. Иоанна Златоуста» еп. Палладий Еленопольский. По его словам, И. первым из егип. и фиваидских отшельников удалился на Порфирову гору (пик в горной цепи между Нилом и Красным м.), где пребывал в одиночестве 4 года, а затем 45 лет подвизался в Нитрийской пустыне. Будучи изгнан из Египта вместе с др. нитрийскими монахами, И. пробыл с ними в К-поле нек-рое время, а после смерти Аммония, наступившей ок. 403 г., незадолго до начала Собора в предместье Дуб, возвратился в пустыню. Следует отличать И. от др. Иеракса, ученика прп. Антония Великого , самого старшего из нитрийских монахов (во времена Палладия ему было ок. 90 лет), о к-ром упоминается в той же главе «Диалога...». Два изречения И. содержатся в сб. Apophthegmata Patrum . Когда один из иноков спросил И., как спастись, тот ответил: «Сиди в келлии своей. Если голоден, ешь. Если жаждешь, пей. Но не злословь никого, и спасешься» (Великий Патерик. С. 28). В др. изречении И. предостерегал от мирских речей. В некоторых списках рус. святцев XVII в. память И. указывается 5 и 8 мая. Ист.: PG. 65. Col. 252 (рус. пер.: Достопамятные сказания. Серг. П. 1993. С. 88); Palladios. Dialogue sur la vie de Jean Chrysostome. XVII/Éd. par A.-M. Malingrey. P., 1988. T. 1. P. 338 (рус. пер.: Диалог Палладия, епископа Еленопольского, с Феодором, римским диаконом, повествующий о житии блж. Иоанна, еп. Константинопольского, Златоуста/Пер.: А. С. Балаховская. М., 2002. С. 110-111); Великий Патерик, или Великое Собрание изречений старцев: Сист. колл. М., 2005. Т. 1. С. 28. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 132, 136; Т. 3. С. 532. Ю. А. Казачков Рубрики: Ключевые слова: АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших) АММОН (ок. 300-между 380 и 390), еп. Оксиринхский, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных) АМОЙ (IV в.), прп., егип. святой (пам. в Субботу сырную-в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших) АНТИОХ (VI-VII вв.), писатель, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов , в подвиге просиявших; пам. греч. 24 дек.)

http://pravenc.ru/text/293589.html

Затем, благодаря патриарха за его милостыню ему, митрополиту, просит еще пожаловать ему три образа, «да отвезу их к трем патриархам: Константинопольскому, Александрийскому и Иерусалимскому, занеже путное наше шествие будет мимо их, и им буду разсказывать, что те иконы на них выпросил». Далее Иеремия повествует, что будто бы он, грешник, еще будучи на Синае, сновидение видел, в котором явился ему прп. Сергий: «Да в месяце в октябре в сновидении видел я, смиренный грешник: явился мне святой Сергий, как бы я с ним был на горе Хориве, ид еже видяше Илья-пророк Божие видение, и рек ми и указуя пещеру: тут-де был Стефан (чудо) творец, занеже тут пустынничал, и аз, грешный и недостойный, не возмог есми с святителем (здесь Иеремия сильно ошибся: очевидно, он не позаботился навести более точные справки о прп. Сергии и потому неудачно назвал его святителем) поговорити, зряще величество его и страшное зрение только пал на землю безгласен. Посему молю много-много для любви Христовой и для любви святителевой отпустите меня, да облобызаю и поклонюсь святому сему Сергию, да ми простит согрешение мое, а большая мзда да будет на святительстве твоем». Очевидно, Иеремия был ловкий, бывалый человек и смело пустил в ход все средства, чтобы только побольше нажиться на счет русского благочестия и легковерия. Испрашивая иконы для поднесения восточным патриархам, он основательно рассчитывал, что эти иконы должны быть, как царский подарок, очень ценны, так что от продажи их он может выручить себе порядочную сумму. Его рассказ о видении ему прп. Сергия был также рассчитан на хорошую получку уже от Лавры. Дело в том, что разные восточные просители милостыни обыкновенно с разрешения царя посещали Сергиеву Лавру, где получали подарки, смотря по рангу посетителя. Иеремия, как удостоившийся видения прп. Сергия, конечно, рассчитывал ввиду этого обстоятельства на особую щедрость к себе лаврских иноков, которые по необходимости должны были оказать ему особый, чрезвычайный прием, так как сам прп. Сергий явил к нему небывалую в отношении гречан милость – удостоил его еще на Синае своего видения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010