Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова — Иоанн Дамаскин, прп. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения/пер. А. А. Бронзова. СПб., 1893; репринт: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993.     Иоанн Златоуст. Творения — Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. 2. Кн. 1. СПб., 1896. Т. 7. Кн. 2. СПб., 1901. Т. 8. Кн. 1. СПб., 1902.     Ириней. Сочинения — Ириней Лионский, св. Сочинения/пер. прот. П. Преображенского. СПб., 1900; репринт: М., 1996.     Лествица — Иоанн Синайский, прп. Лествица. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008.     Макарий. Творения — Макарий Египетский, прп. Творения/изд. подг. А. И. Сидоровым. М., 2001.     Максим Исповедник. Амбигвы — Максим Исповедник, прп. О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы)/пер. архим. Нектария (Яшунского). М., 2006.     Максим Исповедник. Творения — Максим Исповедник, прп. Творения/пер., вступ. ст., ком. А. И. Сидорова. В 2 кн. Кн. 1: Аскетические и богословские трактаты. Кн. 2: Вопросо-ответы к Фалассию. Ч. 1. М., 1993.     Ориген. О началах — Ориген Александрийский. О началах/введ., пер., прим. Н. Петрова. Новосибирск, 1993.     Феодор Студит. Творения — Феодор Студит, прп. Творения. T. 1. СПб., 1907; Т. 2. СПб., 1908.     Христос. Церковь. Богородица — Христос. Церковь. Богородица: Богословские труды св. Николая Кавасилы. М., 2007. 4. Авторская литература и исследования     Beck H. — G. Kirche und theologische Literatur — Beck H. — G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959.     Konzil von Chalkedon — Das Konzil von Chalkedon: Geschichte Gegenwart/hrsg. A. Grillmeier, H. Bacht. Bd. 1. Würzburg, 1951.     Lossky V. The Mystical Theology — Lossky V. The Mystical Theology of the Eastern Church. Cambridge; L., 1957; репринты: Cambridge; L., 1968; Crestwood, NY, 1976.     Lossky V. Orthodox Theology — Lossky V. Orthodox Theology: An Introduction. Crestwood, NY, 1978.     Pelikan J. The Christian Tradition — Pelikan J. The Christian Tradition: A History of the Development of Doctrine. Vol. 1: The Emergence of the Catholic Tradition (100—600). Chicago, 1971; Vol. 2: The Spirit of Eastern Christendom (600—1700). Chicago, 1974.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

В этот новый период спора главным защитником православия явился прп. Максим Исповедник. Максим Исповедник, жизнь которого во многом напоминает жизнь св. Софрония, тоже был участником очень важных событий церковной истории. Защищая православие, он прошел грады, веси и даже континенты. В молодости был придворным советником, но очень скоро оставил двор, став монахом на азиатском берегу Босфора; затем, избегая персидской опасности, он покинул свой монастырь, ушел в Александрию; побывал также на многих островах Средиземного моря. Из Египта он направился в латинскую Африку, где стал организатором сопротивления новой константинопольской ереси. В это время в латинской Африке находился низложенный по политическим причинам константинопольский патриарх Пирр. Состоялся диспут прп. Максима Исповедника с бывшим патриархом Пирром, причем до нашего времени дошла точная его стенограмма. Патриарх признал себя побежденным, и, будучи прежде монофелитом, перешел на сторону православия, хотя, как выяснилось, не окончательно. Впоследствии он опять перебежал к монофелитам. Эти события, важные сами по себе, были сильно осложнены обстоятельствами чисто политического характера. В то время, когда прп. Максим Исповедник находился в Африке, военный наместник этой провинции — лицо, бывшее с ним в весьма дружеских отношениях, взбунтовался против константинопольского правительства и объявил себя императором. Этот узурпатор погиб в борьбе с арабами, но впоследствии отвечать за его действия пришлось на суде в Константинополе прп. Максиму. В латинской Африке прп. Максим Исповедник организовал несколько соборов, которые все высказались против монофелитства. Прп. Максим не был латинянином, но его богословие было определяющим для догматического учения этих поместных соборов. Затем Максим отправился в Рим. В свое время здесь побывал и св. Софроний со своим другом — блаженным Иоанном Мосхом (в Риме Иоанн Мосх скончался, и по его завещанию св. Софроний повез останки друга на Восток, в Палестину. Именно таким образом, сопровождая тело блаженного Иоанна, св. Софроний вернулся к себе на родину, где ему и предстояло стать иерусалимским патриархом).

http://sedmitza.ru/lib/text/434187/

Второе по времени достоверное упоминание о к-польских монахах содержится в Житии прп. Исаака (Исаакия). Исаак был уроженцем Сирии и переселился в К-поль при имп. Валенте II (364-378), которого по повелению свыше он пытался отвратить от проарианской политики и убедить в истинности никейского православия. Император не внял вразумлению Исаака и даже не признал в нем монаха, т. к., по сообщению Жития, не было «тогда там [в К-поле] и следа монаха» (ActaSS. Mai. T. 7. P. 246). При имп. Феодосии I Исаак основал в пригородах столицы (на азиатском берегу Босфора) несколько мон-рей и стал духовным лидером зарождавшегося к-польского М. Согласно «Хронике» Феофана, основанная им обитель (382), находившаяся в вост. части городского квартала Псамафия, за пределами городских стен, была первым православным мон-рем К-поля ( Theoph. Chron. Vol. 1. P. 443). Впосл. этот мон-рь стал называться Далматским, по имени первого ученика и преемника прп. Исаака - Далмата († 438), с которым связаны возвышение и слава мон-ря. Исаак и его монахи были одними из основных противников свт. Иоанна Златоуста, когда он занял К-польскую кафедру. Исаак участвовал в Соборе «при Дубе» (авг. 403) на стороне обвинителей. По мнению Ж. Дагрона, причиной конфликта между свт. Иоанном и столичными монахами явилось стремление Иоанна Златоуста подчинить мон-ри власти епископа, а также заставить монахов не покидать обители, не вмешиваться в политическую жизнь и религиозные конфликты столицы ( Dagron. 1970. P. 262-265). Отношения между монахами и столичными епископами более или менее нормализовались только после Халкидонского Собора (451), постановлением которого (4-е прав.) монахи окончательно были подчинены власти местного епископа, им было запрещено основывать новые мон-ри без согласия архиерея. Ученик прп. Исаакия Далмат служил в имп. гвардии. Став монахом ок. 383 г., он пожертвовал значительную часть своего имущества на расширение и устройство мон-ря прп. Исаака и после смерти последнего (ок. 406) стал его преемником. С V-VI вв. мон-рь прп. Далмата считался первенствующим среди прочих к-польских мон-рей. Начиная с самого Далмата игумен этой обители носил титул «архимандрит и экзарх константинопольских монастырей» и выполнял надзорные функции в отношении столичных монахов. Прп. Далмат не покидал стен своей обители в течение 48 лет. Только во время Эфесского Собора (431) по просьбе свт. Кирилла Александрийского (ACO. T. 1. Vol. 1(2). P. 66-68) он отправился во главе к-польских монахов к имп. Феодосию II, чтобы убедить его выслушать антинесторианскую партию.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография АРКАДИЙ прп. (пам. 26 янв.) - см. Ксенофонт, прп. Константинопольский, супруга его Мария и сыновья их А. и Иоанн АРКАДИЙ (Ершов Александр Павлович; 1878-1937), еп. Свердловский, сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРКАДИЙ (Остальский Аркадий Иосифович; 1888-1937), еп. Бежецкий, викарий Тверской епархии, сщмч., (пам. 16 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Санкт-Петербургских святых) АРКАДИЙ (Носков Андрей Семенович; 1889-1918), мон., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников Российских ) АРКАДИЙ I архиеп. Констанции Кипрской (Саламин), предстоятель Кипрской Церкви (625/6 - 641/2), свт. (пам. кипр. 29 авг.) АРНУЛЬФ (ок. 582-640), еп. Мецский, легендарный предок династии Каролингов, св. католич. Церкви (пам. зап. 18 июля) АРОН (Аронос, Орион), мч. Римский (пам. 6 июля) - см. Лукия дева, мученица, Арон и др. мученики Римские АРСЕНИЙ (Дмитриев Александр Дмитриевич; 1872 – 1937), прмч. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), игум. АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) АРСЕНИЙ (Мацеевич Александр Иванович; 1697-1772), митр. Ростовский и Ярославский, в 1763 г. лишен сана, сщмч. (пам. 28 февр., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АРСЕНИЙ Сергеевич Троицкий (1880-1937), прот., сщмч. (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АРСЕНИЙ († 1609), архим. угличского во имя святителя Алексия монастыря, прмч. (пам. в Соборе Ростово-Ярославских святых) АРСЕНИЙ (Иващенко Антоний Ильич; 1830-1903), епископ Кирилловский викарий Новгородской епархии, церковный историк, византинист, агиограф АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ (ок. 1050 – 1127), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 6 февр.), переводчик, писатель, философ и поэт АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря)

http://pravenc.ru/rubrics/122298_24.html

Первоначально Феофил, архиеп. Александрийский, поддерживал оригенистов. Стремясь разрешить противоречия, затронувшие егип. монашество, на Пасху 399 г. архиеп. Феофил издал послание, в к-ром подверг критике антропоморфитов. Большое число сторонников антропоморфизма инициировали волнения на улицах Александрии. Стремясь погасить недовольство в монашеской среде, архиеп. Феофил внезапно изменил позицию и начал осуждать Оригена. Вскоре архиепископ вступил в конфликт с нек-рыми монашескими лидерами; его причинами были как новая богословская позиция архиеп. Феофила, так и его личные отношения с прп. Исидором Странноприимцем. В результате этого конфликта прп. Исидор был вынужден бежать в Нитрию, где его приютили т. н. Долгие, или Длинные, братья (прп. Аммоний Долгий , Диоскор , еп. Гермопольский, Евсевий и Евфимий), ранее весьма почитавшиеся архиеп. Феофилом. Последний, получив ходатайство Долгих братьев, к-рые просили снять с прп. Исидора Странноприимца прещения, начал антиоригенистскую кампанию. В ходе этой кампании архиеп. Феофил провел Собор, запретивший читать сочинения Оригена, а также привлек на свою сторону имп. власть, к-рая предписала изгнать оригенистов из Египта. В кон. 399 или в нач. 400 г. архиепископ созвал в Александрии новый Собор, на к-ром Ориген и его сторонники были осуждены. Вскоре после этого архиеп. Феофил направился в Нитрию, где лично возглавил карательную акцию против Долгих братьев, к-рые вместе с 300 сторонниками были вынуждены покинуть Нитрийские мон-ри и направиться в Палестину. Однако архиеп. Феофил убедил палестинских епископов не принимать беженцев. В результате прп. Исидор Странноприимец, Долгие братья и ок. 50 монахов прибыли в К-поль, где им дал прибежище свт. Иоанн Златоуст. Несмотря на то что свт. Иоанн, по всей видимости, не вступил с ними в ехваристическое общение и направил ряд посланий архиеп. Феофилу, последний, находясь со свт. Иоанном в конфликте, крайне негативно воспринял его «вторжение» в круг своих полномочий и использовал данный эпизод для продолжения интриг против святителя. В результате интриги привели к осуждению свт. Иоанна Златоуста на Соборе «при Дубе», состоявшемся в сент. 403 г. (Ibid. VI 7, 9). О контактах с оригенистами как о дискредитирующем обстоятельстве фактически речь идет во 2-м пункте обвинения (подробнее об александрийской и к-польской стадиях О. с. см. в статьях Иоанн Златоуст , свт., Константинопольские Соборы , Нитрия ).

http://pravenc.ru/text/2581525.html

547 Издание было осуществлено по благословению и при активном содействии митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Гавриила (Петрова), которому ученик и сотрудник прп, Паисия схимонах Афанасий (Охлопов) передал рукописи выполненных святоотеческих переводов. В 1763 г. старец Паисий вынужден был покинуть Святую Гору: из-за суровых условий жизни и турецких поборов он не мог прокормить сильно умножившуюся братию. Взяв благословение у пребывавшего на покое патриарха Константинопольского Серафима, с 64 скитянами на двух судах он выехал в Молдовлахию, где в то время монастыри пользовались покровительством местных господарей (князей). О. Паисий поселился со своей общиной сначала в Драгомирнском, затем в Секульском (в 1775 г.), а затем в Нямецком (1779 г.) монастыре, где продолжал свои переводческие труды. Скончался преподобный Паисий в 1794 г. Прп. Паисий воплотил в своем братстве учения св. отцов и стал предшественником подвижников благочестия XIX в.. «В период крайнего оскудения духовного руководства школа архимандрита Паисия, подобно потоку живой воды, оросила жаждущую пустыню монашеских обителей России и во многом способствовала тому, что русское иночество снова возродилось и взошло на подобающую ему высоту духовной жизни». 548 Прп. Паисий стал связующим звеном между прп. Нилом Сорским и великими духовными наставниками следующего, XIX века – святителями Игнатием Брянчаниновым и Феофаном Затворником . 549 По уходе прп. Паисия в Ильинском скиту оставалось всего около 20 насельников. Однако, покидая скит, преподобный предсказал, что он не запустеет, но со временем сюда придет другой Паисий, при котором скит «устроится, возвеселится и прославится», 550 что и сбылось в следующем столетии. В 1766 г. в нем был уже 41 насельник. 551 А в 1798 г. по соглашению, заключенному с монастырем Пантократор, скит получил дополнительный участок земли и большие права. XIX век В конце XVIII в. иноки стали возвращаться в Россию с Афона из-за европейских войн, а также благодаря манифесту Александра I в 1801 г., смягчившему политику правительства в отношении монашества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Никон Мετανоετε прп. † 998 г. (Сергий). Происх. из фемы Армениакон от богатых помещиков. Подвизался в Пафлагонском монастыре, потом на Крите и, наконец, в Спарте. Необычайно важное для истории Пелопоннеса в X в. житие святого, написанное в классическом стиле (см., например, классические реминисценции на стр. 154, 155, 158, 161, 162, 164, 166, 215:217) некоторое время спустя по смерти его (см. ряд посмертных чудес, описанных по рассказам очевидцев, стр. 208) игуменом основанного Никоном монастыря (стр. 221). Издано Ламбросом («Νος Ελληνоμνμων», 1906 г. стр. 131−222). Память 26 ноября. Нифонт, прп. Легенда, хронология которой не поддаётся определению, относит время жизни Нифонта к Константину В. (лист 499), и рассказывает о поставлении его епископом Кипрским от александрийского патриарха Александра «пятого по Петре», времён Диоклетиана (лист 517), за которым следовал патриарх Афанасий (л. 520). Эта обширная легенда, греческий текст которой имеется в особом кодексе Синодальной библиотеки 401), издана лишь в славянском переводе в Минеях Макария (декабрь, листы 480−522). Память 23 декабря. Олимпиада диакониса, прп. Умерла, пережив несколькими месяцами своего друга – Иоанна Златоуста , за несколько месяцев до смерти императора Аркадия (житие стр. 415 и 418). Богатая наследница Константинопольского вельможи, прославленная за свою широкую благотворительность церкви. Её хорошо осведомлённое житие, составленное на основании рассказа Палладия (см. Historia Lausiaca) и других источников до 532 г. (см. Delehaye, Anal. Boll., 404). Издано в Anal. Bolland. XV, 409−423. Рассказ Сергия о перенесении мощей св. Олимпиады напечатан в Anal. Boll. XVI, 44−51. Память 25 июля. Онуфрий В., прп., подвизался в Египетской пустыне в конце IV в. Рассказ Аввы Пафнутия, о посещении им Онуфрия и душеспасительных наставлениях последнего. Издан в AASS, июнь, III, 2430. Память 12 июня. Павел Кайумский, прп. Пострадал при Константине V за инокопочитание. Краткое и риторичное сообщение о нем издано Пападопуло-Керамевсом в Аналектах, IV, 247−251. Память 8 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

27.10.625–12.10.638 Гонорий, папа Римский 630 или 631 Иерусалим отвоеван у персов. 630–641 Эзра I, католикос Армении 631 собор в Феодосиполисе (Карине, Эрзруме). 3 июня 633 уния с монофизитами-феодосианами в Александрии. 631–644 Кир, патр. Александрийский 633 издание патриаршего указа Псифоса. 634–638 (или 639) свт. Софроний, патр. Иерусалимский 634 арабское вторжение в Палестину. 639–662 Македоний, патр. Антиохийский 636 арабское завоевание Сирии. 637–651 арабское завоевание Персии. 28.5.640–2.8.640 Северин, папа Римский Февр. 638 арабы захватывают Иерусалим. 20.12.638–29.9.641 Пирр, патр. Константинополь-ский 638 издание Экфесиса имп. Ираклием. 24.12.640–12.10.642 Иоанн IV, папа Римский 639–640 арабское завоевание Междуречья. ок. 640 арабское завоевание Армении. 641–650 Февр.–25.5.641 Константин III 641–661 Нерсес III, католикос Армении 642 арабское завоевание Александрии и Египта. Май 641–сент. 641 Ираклон (15-ти лет) с матерью Мартиной 1.10.641–27.12.653 Павел, патр. Константинопольский 645 диспут прп. Максима с Пирром. 641–668 Констант II (при воцарении 11 лет), сын Константина III, первые годы правления реальная власть принадлежит сенату. 24.11.642–14.5.649 Феодор, папа Римский 646 антимонофелитские соборы в северной Африке. Июль 649–16.9.655 Мартин I, папа Римский 647 экзарх Африки Григорий провозглашает себя императором и погибает в бою с арабами. Конец 647/нач. 648 издание Типоса Константом II и отмена Экфесиса. 648–649 собор в Двине, выход армян из унии. 649 Латеранский собор. 649–652 мятеж экзарха Равенны Олимпия. 651–660 9.1.654–1.6.654 Пирр, патр. Константинопольский 15.6.653 захват в Риме папы Мартина I экзархом Равенны Феодором Каллиопой. 8(15).6.654– 12.10.666 Петр, патр. Константинопольский 653 (предположительно) собор в Константинополе, Константин из Перги выступает против прп. Максима. 16.9.655–2.6.657 Евгений, папа Римский 653–654 суд над папой Мартином, высылка его в Херсон и кончина 16.9.655. 30.7.657–27.1.672 Виталиан, папа Римский 655 первый процесс против прп. Максима.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства АЛЕКСАНДР I (Александрион I Римский; † 115 или 118), еп. Рима (105 или 108 – 115 или 118), сщмч. (пам. 16 марта, зап. 3 мая) АЛЕКСАНДР Михайлович Левитский (Левицкий; 1876 – 1937), прот., сщмч. (пам. 26 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Михайлович Любимов (1884 (по другим данным 1885) – 1918), свящ., сщмч. (пам. 31 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Псковских святых) АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ (ок. 350 – ок. 430), первый игумен обители акимитов, прп. (пам. 23 или 20 февр., 3 июля, 15 янв.) АЛЕКСАНДР МЕЗЕНЕЦ (Стремоухов; нач. XVII в.– после 1667), мон. звенигор. Саввино-Сторожевского мон-ря, муз. теоретик АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСАНДР СИЙСКИЙ († после 1556), прп. (пам. 7 дек. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР СПАССКИЙ, МОСКОВСКИЙ († после 1427), 3-й игум. Андроникова мон-ря, прп. (пам. 13 июня, 6 июля в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР И ФЕОДОР (Александр Смирнов и Феодор Ремизов; † 1918), священники, священномученики (пам. 1 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР ФРИГИЕЦ († 177), один из 48 лионских мучеников; врач, по происхождению фригиец, мч. Лугдунский (пам. зап. 25 июля, 2 июня) АЛЕКСАНДР Нилович Медведев (1889 – 1918), диак., сщмч. (пам. 28 авг., в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/121236_11.html

Макарий прекрасно осведомлен об источниках канонического права Православной Церкви. Помимо правил Вселенских соборов, он упоминает правила святых апостолов , правила Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Антиохийского, Лаодикийского, Сердикского и Карфагенского поместных соборов, а также правила Трулльского собора, которые «приписываются Шестому великому собору». Известны Макарию и каноны Константинопольских соборов 394, 861 и 879/80 гг. (fol. 157v–158v) Не в меньшей степени осведомлен он и о правилах свв. отцов: свт. Дионисия Александрийского, сщмч. Киприана Карфагенского, свт. Григория Неокесарийского, свт. Петра Александрийского, свт. Афанасия Александрийского, свт. Василия Великого, свт. Григория Богослова, свт. Григория Нисского, свт. Феофила Александрийского и свт. Никифора Константинопольского (fol. 158r–158v). 3. Кроме отцов, имена которых приводятся в связи с их каноническими правилами, Макарий цитирует и упоминает еще целый ряд свв. отцов и православных авторов первого тысячелетия. В частности, он приводит цитаты из послания Иоанна, архиепископа Никийского (IX в.), католикосу Великой Армении Закарии Дзагеци (fol. 162r) , из «Пандект» Никона Ромея (Черногорца) (XI в.) (fol. 162r–162v), из «Пандект» прп. Антиоха Монаха (VI–VII вв.) (fol. 166v), отсылает к «Соборному посланию» свт. Софрония Иерусалимского (fol. 170v–171r). Кроме того, Макарий трижды цитирует свт. Григория Богослова (fol. 168v–169r) и приводит неидентифицируемую цитату, приписываемую им свтт. Афанасию Александрийскому и Епифанию Кипрскому (fol. 171r–171v). В трактате упоминаются также послания свт. Кирилла Александрийского, томос папы Льва (fol. 157v), «Изложение веры (Откровение)» свт. Григория Чудотворца (fol. 158r). Не удивительно, что при такой эрудиции Макарий хорошо знал и историю своей мелькитской общины. Он перечисляет таких выдающихся ее представителей, как прп. Иоанн Дамаскин и прп. Андрей Дамаскин (Критский) (VIII в.), прпп. Феофан и Феодор Начертанные исповедники (VIII–IX вв.), прп. Иосиф Философ (Песнописец) (IX в.) (fol. 167r).

http://bogoslov.ru/article/6176017

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010