И.И. Малышевский , посвятивший большой труд роли александрийского патриарха Мелетия Пигаса в борьбе против унии 15 , занимал, по сути, те же позиции, что М.О. Коялович. Сведения о начале унии давались и в других публикациях 16 , а их интерпретация следовала той же линии, что и книги М.О. Кояловича и И.И. Малышевского . Созданная Кояловичем и Малышевским концепция очень характерна для русской официозной историографии XIX в. В сравнении с нею особенно отчетливо виден вклад «Истории Русской Церкви» митрополита Макария в научное исследование украинско-белорусского православия XVI в., происхождения и последствий Брестской унии. Исследование митрополита Макария сопровождалось вовлечением в научный оборот многих новых источников, хотя неизбежны были и серьезные лакуны, обусловленные недоступностью автору многих собраний документов, и рукописей 17 . В предложенном митрополитом Макарием объяснении причин и механизмов рождения греко-католической церкви есть два доминирующих момента. Во-первых, уния виделась ему как результат «всех действий латино-польского правительства» против православной церкви, «всех усилий литовских иезуитов и других ревнителей латинства к подчинению ее Римскому первосвященнику». 18 Во-вторых, православное духовенство Белоруссии и Украины пошло навстречу этому стремлению потому, что «при господствовавшей там системе раздачи епархий, монастырей, иногда и церквей и оставленное почти без всякого надзора со стороны Цареградского патриарха, естественно, не могло отличаться и не отличалось соответствием своему высокому призванию» 19 . Уния, таким образом, стала следствием кризиса православной церкви и духовенства, с одной стороны, и агрессивной политики польского правительства и католической церкви – с другой. На этой констатации митрополит Макарий считал возможным остановиться в анализе причин Брестской унии. Характер доступных автору источников был таков, что политическая сторона конфликтов получила более полное освещение, чем взаимоотношения между православными и католиками вне сеймов, сеймиков и судов. В «Истории Русской Церкви» было ясно показано, что специфические политические условия и государственно-правовые институты Речи Посполитой делали невозможным насильственное насаждение унии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Первым из глав М. считался правосл. К-польский патриарх. Его адм. власть после падения Мамлюкского султаната формально распространилась на Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский Патриархаты, хотя 2 последних до кон. XVII в. существовали вполне автономно. Под непосредственную юрисдикцию К-польского патриарха перешла паства упраздненных Печского Патриархата (1766) и Охридской архиепископии (1767). Процессы эллинизации, сопротивления ей и обратной национализации Поместных Православных Церквей стали основной парадигмой их истории в османский период. Гораздо более гетерогенным образованием являлся арм. М., в к-рый были включены все христиане, не признававшие греко-правосл. традицию: монофизиты, несториане, католики и др. Поскольку резиденция Эчмиадзинского католикоса располагалась во владениях враждебной османам Сефевидской державы, был создан арм. К-польский Патриархат, к-рому административно подчинялись Киликийский (Сисский), Ахтамарский и Иерусалимский престолы Армянской Апостольской Церкви. За состояние дел в каждом из М. официально отвечал его глава (миллет-баши), статус которого приравнивался к статусу трехбунчужного паши. Он был членом имперского совета (диван-и хумаюн) и утверждался самим султаном. Обладая правом с согласия мусульманских властей назначать и смещать церковных иерархов, миллет-баши в свою очередь не мог править, игнорируя волю и интересы духовных и светских лидеров своей общины. Соответственно продолжительность пребывания главы М. на посту зависела от того, как долго ему удавалось пользоваться поддержкой влиятельной части паствы и не давать оснований османам усомниться в своей лояльности. Из 159 К-польских патриархов времен османского правления 6 были казнены, 27 отреклись от престола, 105 были смещены и только 21 мирно скончался в патриаршем сане. Система М. позволяла гос-ву контролировать иноверные общины через их религ. институты. Церковные иерархи наделялись существенными адм., фискальными и судебными прерогативами, позволявшими им применять практически любые меры принуждения и наказания своих «духовных чад». В то же время они несли перед Высокой Портой ответственность за лояльность единоверцев, а также за бесперебойную выплату ими налогов. Административные и судебные полномочия наряду с духовным авторитетом религиозных лидеров общин служили основой функционирования своеобразной, не имевшей территориальных границ «теократической автономии», обеспечивавшей османским властям эффективное управление иноверными подданными, в какой бы части империи те ни проживали.

http://pravenc.ru/text/2563216.html

Следующее царствование, отличавшееся либерализмом и примирительным курсом в отношении поляков, еще более усугубило ситуацию, и 26 февраля 1859 г. Семашко передал через обер-прокурора графа Д.А. Толстого императору Александру II новую записку. В ней, указывая на сепаратистские стремления польской национальной партии, он постарался показать всю опасность ее действий для государства, а также предложил меры, способные парализовать усилия противников Российской империи в белорусско-литовских губерниях. В ответ на эту записку Иосиф получил высочайшую благодарность и полное архиерейское облачение, но на политику империи в крае эта записка влияния не имела. Помимо неустанных трудов по охранению воссоединенной паствы от внешних нападений внимание Литовского архипастыря было направлено на благоустройство своей епархии и преодоление пережитков Унии в духовной жизни духовенства и народа. Он не старался искоренять местные привычки и особенности, отличавшие белорусов от великороссов, полагая главным единство исповедания и богослужебной практики. Здесь он действовал по нескольким направлениям: 1) заботился о повышении уровня образования духовенства, для чего постоянно уделял внимание Литовским духовным школам, добиваясь того, чтобы их выпускники по своим качествам не отличались от прочего православного духовенства; 2) продолжал работу по очищению богослужения от латинских наслоений; 3) старался устранять из повседневной жизни воссоединенных священников униатское наследие (например, многие жены священников были католичками) и привычки, более свойственные польской шляхте, чем православным пастырям и пр. К особой заслуге владыки Иосифа необходимо отнести сохранение им местного монашества и старинных белорусско-литовских священнических родов, когда-то православных, затем обращенных в Унию и, наконец, воссоединенных. Иосиф неизменно отвергал многочисленные предложения от чиновников разного ранга (например, М.Н. Муравьева, сенатора М.П. Щербинина) о механической замене белорусско-литовского духовенства на священников и монахов из внутренних губерний России. Труды Литовского архипастыря принесли многочисленные добрые плоды, что достигалось не только твердостью и последовательностью руководства, но и его справедливостью, большим тактом и терпением по отношению к пасомым.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

02.10.2022 Польша и Наполеон: от раздела в XVIII веке до восстановления после Первой мировой. История за минуту В конце XVIII века в результате трёх разделов перестала существовать Речь Посполитая. Александр I рассматривал проект Чарторыйского по объединению под своим скипетром всех польских территорий, но предпочёл не портить отношений с Пруссией. Поляки надеялись, что восстановить Великую Польшу «от моря и до моря» поможет Наполеон. Он поддерживал энтузиазм польских патриотов, но видел Польшу лишь плацдармом… 28.09.2022 Европа накануне войны 1812 года. История за минуту Войне 1812 года предшествовала вековая борьба сильнейших держав:Франции, Австрии и Англии. А позже ещё России и Пруссии. Франция имела большую армию, контролировала ослабевшую Испанию, рвалась к Рейну и в Северную Италию. Австрия пыталась удержать владения в Бельгии и Италии, сохранить влияние в Германии и Польше. На юге ей приходилось воевать с Османской империей. Пруссия расширяла… 21.09.2022 Как благодаря Наполеону США удвоили свою территорию за минуту Войны Наполеона помогли США вдвое увеличить свою территорию! Как это произошло?Франции принадлежали значительные территории в Северной Америке. В их числе – Луизиана, земля от Великих озёр до устья Миссисипи, получившая имя в честь «короля-солнца» Луи — Людовика 14-го. Проиграв в Семилетней войне, Франция потеряла Луизиану. В результате секретных переговоров Наполеону удалось её вернуть. Он планировал… 14.08.2022 Наполеон и Англия за минуту Наполеон вёл санкционные войны с Англией после провала попытки высадить там десант. «Мне нужно три туманных дня, и я стану господином Лондона», – мечтал он, собирая армию у Ла-Манша. Англия была ключевым соперником Франции. Она владычествовала на море и финансировала антифранцузские страны на континенте. На суше Наполеон не знал поражений. Но надежды на высадку десанта… 10.08.2022 Революционные войны и восхождение Наполеона за минуту Революция, а затем казнь короля столкнули Францию с большим союзом европейских монархий. Франция не стала ждать и сама бросила вызов Старой Европе, провозгласив «войну за освобождение народов».Бои шли в Бельгии, Нидерландах, на Рейне, в Испании и Италии. Поход Суворова через Альпы – часть этих событий. Сильная сторона французской армии – революционный пыл, слабая – кадры….

http://foma.ru/stati/istoriya-2/zarubezh...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть В Русском доме в Минске прошла презентация сборника «Польское восстание 1863 – 1864 годов в общественно-политической и конфессиональной мысли славянских народов» Александр Гронский   03:07 17.04.2024 45 Время на чтение 5 минут Источник: Наука Вера Культура 4 апреля 2024 г. на площадке Русского дома в Минске прошла презентация сборника, посвящённого польскому восстанию 1863 – 1864 гг. (со сборником можно ознакомится на сайте «Наука. Вера. Культура» Презентация была проведена силами Синодальной исторической комиссии Белорусской Православной Церкви. В качестве слушателей в ней приняли участие представители Русского дома, российского посольства, сотрудники Минской духовной академии, Российской академии наук, а также представители белорусской политической партии «Белая Русь». Для ознакомления публике были представлены издания, выпущенные Синодальной исторической комиссией за время своей работы.

http://ruskline.ru/opp/2024/04/17/v_russ...

I. В изменение и дополнение подлежащих узаконений, на основании статьи 87 свода основных государственных законов, издания 1906 года, постановить относительно секты мариавитов нижеследующие правила. 1) Религиозный союз мариавитов признаётся законно существующею и пользующеюся охраною закона сектою, причём последователям её предоставляется беспрепятственно исповедовать своё вероучение и исполнять обряды веры по принятым у них обычаям и правилам. 2) Мариавитам разрешается: а) совершать в принадлежащих им храмах и молитвенных домах общественное богослужение, б) сооружать, с дозволения губернатора, а в губерниях Царства-Польского – Генерал-Губернатора, на добровольные приношения, храмы и молитвенные дома и в) устраивать отдельные кладбища, с соблюдением установленных по сему предмету правил. 3) Избираемым и содержимым мариавитами на свои средства духовным лицам предоставляется совершать богослужения, произносить проповеди и исполнять требы, но не иначе, как по утверждении сих лиц в их звании Губернатором, а в губерниях Царства-Польского – Генерал-Губернатором, и по принесении ими установленной присяги на верность службы. 4) На священников-Мариавитов распространяется действие пункта I статьи 79 устава о воинской повинности, изд. 1897 г. 5) Священникам-мариавитам предоставляется получать паспортные книжки от местных полицейских управлений (св. зак., т. XIV, изд. 1903 г., уст. о пасп., ст. 39), а также от должностных лиц, поименованных в ст. 82 того же устава. 6) Ведение метрических записей рождений, браков и смертей мариавитов возлагается на местные гражданские власти. 7) Мариавитам дозволяется образовывать церковные общины, на основании отдельных для каждой общины уставов, утверждаемых Министром Внутренних Дел, по соглашению с Министром Юстиции. II. Nopyчumь Министру Внутренних Дел: 1) выработать и по соглашению с Министром Юстиции, утвердить правила о ведении метрических записей браков, рождений и смертей последователей секты мариавитов и 2) разъяснить местным административным властям: а) что римско-католические церкви в приходах, в коих образовалась секта мариавитов, должны по-прежнему остаться в ведении римско-католического духовенства, б) что имущество римско-католических духовных установлений и духовенства должны быть ограждаемы указанными в законе способами от всяких неправильных на них посягательств и в) что на обязанность местных властей возлагается оказание законного содействия к поддержанию прав, назначенных, в установленном порядке, на духовные должности римско-католических священников (Собр. Узак. 1906 г. ст. 2080). Высочайше утверждённое, 31 января 1907 г., Положение Совета Министров – о предоставлении последователям старообрядческих беспоповщинских согласий возлагать ведение книг гражданского состояния на особых старост, избираемых общинами 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Вся Европа видела конец несчастного похода и падение короля, дотоле непобедимого. Войско его было уничтожено или захвачено в плен. Его совет, чиновники, за ним последовавшие, имели ту же участь; сам король, дабы не попасться в руки своим врагам, пробился с тремястами конных в турецкую землю, за Днестр, в соседство буджацких татар, и искал убежища в Бендерах. Это удивительное поражение изменило все его дела не только в Польше, но и в собственном его государстве. Крассау, получив о том известие и не будучи в состоянии держаться долее в Польше, поспешно удалился в Померанию. Станислав за ним последовал, страшась попасться в руки приверженцам Августовым. Польский король обнародовал манифест, в котором отказывался от мира, им заключенного с Карлом XII, объявляя, что принужден был на оный согласиться, дабы избавить свои наследственные области от насилия шведских войск, разорявших Саксонию, и что министры, им употребленные для переговоров, не кстати обязали его и преступили его предписания. Потом явился он в Польше, и, поддерживаемый великим гетманом Синявским, имея в своей власти коронное войско и множество приверженцев, он снова вступил на престол и по-прежнему признан законным королем. С другой стороны, король датский, видя, что Карл в Турции, а что войско его уничтожено, и полагая, что ему легко будет завоевать Сканию и далее вступить в Швецию, обратил туда свои войска. Генералы его вторгнулись в сию соседственную область, предмет всегдашней его зависти. Но шведы, большею частию кое-как и кой-где набранные люди, разбили их наголову. Датское войско бежало, подрезав жилы ног у лошадей, дабы не могли они служить неприятелю, и бросив казну, обоз и артиллерию. Его царское величество, пользуясь разбитием неприятеля, двинул поспешно полки свои в Лифляндию. Между тем короли датский и польский должны были в одно время войти в Померанию, дабы произвести диверсию и облегчить царю завоевание провинции, которой он давно добивался и от которой он уже успел отлупить Нарву, дабы защитить Петербург – новый укрепленный городок, выстроенный им на реке Нерве (Nerva) в начале войны.

http://predanie.ru/book/221012-avtobiogr...

Волостной Старшина Тарабрин (м. п.). Крестьяне грамотные Кузьма Шамов, Федот Вихирев, Елисей Скороходов, Дементий Тарабрин, Лазарь Шамов, Вонифатий Тарабрин, Антип Тарабрин, Алексей Чернов, Евдоким Гладилин. С подлинным верно Кн. Хованский. 1881 г. марта 22. 165 . Странно слышать подобные речи от поляка. Ваше сиятельство милостивый государь (ваша графско-генеральская милость). Не мало удивляет здесь нас, что многие из русских государственных мужей открыто заявили о необходимости введения каких-то конституционных реформ с целью упрочения государства. Мы здесь привыкли с удивлением (благоговением) смотреть на Россию, как на такую державу, где каждое слово, произнесенное сверху, принимается всеми членами такого великого народа с особенным (наибольшим) почтением и повиновением. В теперешнее смутное время, в виду страшной смерти всемилостивейшего (святого господина) государя всей России, царя польского и проч. и пр. Александра II, мы не допускаем, чтобы власть была настолько слаба, чтобы потворствовать (открыть широкие ворота) подобным желаниям в государстве. Посмотрим на государства Европы н Америки и что там увидим. Вот что: вражду и желание (жадность) как можно больше собрать богатств, чтобы с помощью их управлять своими народами, что весьма прискорбно, а управлять, или властвовать иначе они уже не в состоянии, потому что весьма мало или вернее ни одного нет такого, которое бы уже давно не утратило своего нравственного достоинства и силы, указанных Богом для правительства и владыки. И если Бог излил на наше государство свой гнев, то, вероятно, только за то, что обычаи стремящегося к язычеству и анархии Запада нашли в нашем Государстве гостеприимный приют. Ведь конституция Запада, как известно вашему сиятельству, есть не что иное, как только слабость.....или леность его государей. Мы верим, что если который-нибудь из западных государей желает свою власть передать законному наследнику престола, то должен непременно сделаться себялюбцем,– как бы языческим божком среди своего народа, который ни добрых не награждает, ни злых не наказывает; – ни привлекает первых, ни отталкивает от себя вторых. Еще мы не дожили до такого печального времени, чтобы который-нибудь из великих государей» России, Царства Польского и проч. дошел до того, чтобы строить жидовские или языческие молельни или давать им пособия. Нет. Так делается только на Западе, чем нарушается и оскорбляется справедливость и что недостойно нашего христианского отечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Для Иерусалимского Патриархата значительно более серьезной проблемой, чем конфликты внутри иерархии, было давнее противостояние малочисленного греч. духовенства и араб. паствы, добивавшейся большего участия в церковных делах. Национальные чувства арабов Палестины подогревал пример соседнего Антиохийского Патриархата, где в 1899 г. Главой Церкви был избран Патриарх араб. происхождения. Младотур. революция в Стамбуле в июле 1908 г. стимулировала подъем национальных движений и политической активности в араб. землях Османской империи. Патриарх Д. отнесся к революции весьма сдержанно и увещевал паству не злоупотреблять дарованной свободой. Осенью 1908 г. в Палестине начались выступления араб. правосл. населения с требованиями уравнения в правах арабов и греков, допуска местных уроженцев на ответственные церковные посты и создания Смешанного совета из духовенства и мирян для управления делами правосл. общины. Иерусалимский Синод отклонил все эти предложения. Напряженность в арабо-греч. отношениях нарастала. Члены Синода заподозрили Патриарха в соглашательстве с арабами и 13 дек. низложили его. Местоблюстителем был избран 70-летний архиеп. Тивериадский Мелетий. Д. отказался признать низложение и продолжал считать себя Патриархом. Арабы сразу же сделали его знаменем своей борьбы. В городах Палестины проходили бурные манифестации с требованиями вернуть Патриарха к власти. Греч. духовенство было изгнано из Яффы и Назарета. Российский консул в Иерусалиме А. Ф. Круглов также демонстративно поддерживал Д. Тур. правительство долго колебалось, не зная, на чью сторону встать. На него оказывали давление как греч. Патриархи К-поля и Александрии, так и араб. депутаты парламента. Признание Портой Местоблюстителя Мелетия (2 янв. 1909) привело к резкому обострению обстановки в Иерусалиме, когда святогробцы оказались фактически осажденными в патриаршем мон-ре толпами араб. демонстрантов. Власти бездействовали, не решаясь силой подавлять выступления арабов. В кон. января османское правительство направило в Палестину специальную комиссию для изучения обстановки. Под впечатлением массовых выступлений арабов комиссия 30 янв. постановила, что низложение Д. является незаконным. Синод протестовал против вмешательства комиссии во внутрицерковные дела. 7 февр. власти выслали из Палестины самых непримиримых противников Д.- секретаря Патриархии Мелетия (Метаксакиса) (впосл. Патриарх Мелетий IV К-польский) и ректора Богословской школы Хризостома (Пападопулоса) (впосл. архиеп. Элладский). 10 февр. Местоблюститель Мелетий, архиеп. Тивериадский, скончался от сердечного приступа. Его смерть и непрекращающиеся демонстрации арабов деморализовали Святогробское братство. 16 февр. под давлением османского губернатора Иерусалима Синод обратился к Д. с просьбой о прощении и примирении. К-польский и Александрийский Патриархи некоторое время отказывались признавать возвращение Д. на престол и примирились с ним только летом 1909 г.

http://pravenc.ru/text/168768.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕОФИТ IV Патриарх К-польский (27 нояб. 1688 - 7 марта 1689). Н. род. в Эпире. Впервые Н. упоминается в источниках как диакон будущего патриарха Парфения II в бытность того митрополитом Янинским. В 1639 г. Н. прибыл в Адрианополь в связи с избранием Парфения на Адрианопольскую кафедру. В 1644 г. Парфений взошел на К-польский престол, а Адрианопольскую кафедру передал Н. Из-за финансовых разногласий Н. вступил в конфликт с прежним покровителем, был смещен в янв. 1650 г. (томос о низложении: Γεδεν. 1913. Σ. 46-51), но восстановлен на кафедре в июне 1651 г., с началом 2-го Патриаршества Иоанникия II Линдиоса. Н. поддерживал тесные отношения с Дунайскими княжествами, неоднократно посещал Валахию. В годы митрополичьего служения Н. вел активную переписку с интеллектуалами и выдающимися церковными и политическими деятелями эпохи. Эта переписка частично сохранилась в рукописи Athen. CPolit. Metoch. S. Sep. 553. Fol. 471-628 (описание см. в: Παπαδπουλος-Κεραμες Α. Ιεροσολυμητικ βιβλιοθκη. Πετροπολις, 1915. Τ. 5. Σ. 110-113). Согласно каталогу К. Сафы, рукопись содержит в т. ч. обширную переписку Н. с патриархами Иерусалимскими Нектарием и Досифеем II Нотарой , патриархом Александрийским Иоанникием , митр. Газским Паисием Лигаридом ( Σθας. ΜΒ. Τ. 3. Σ. 515-518). По словам корреспондентов Н., в Адрианополе им была собрана обширная б-ка. В 1672 г. патриарх Нектарий послал Н. книгу воспоминаний Сильвестра Сиропула о Ферраро-Флорентийском Соборе ( Γεδεν. 1913. Σ. 7). Благодаря посредничеству Паисия Лигарида слава об учености Н. достигла ушей рус. царя Алексея Михаловича и в 1665 г. он приглашал его приехать на Русь для участия в обсуждении дела удалившегося патриарха Никона (Ibid. Σ. 33-35), но сведений о прибытии Н. в Москву нет. Собрание писем остается практически не исследованным. В 1883 г. его изучал, находясь в К-поле, рус. византинист И. Е. Троицкий, но результаты этой работы не опубликованы ( Герд. 2004. С. 33). Крупные отрывки из писем и отдельные послания приводятся М. Гедеоном ( Γεδεν. 1913. Σ. 28-42). Полноценно исследована переписка Н. с митр. Нисским Германом (Локросом), включающая 26 писем ( Tsourkas. 1970. P. 79-81, 118-120). Другой кодекс с перепиской Н. хранится на Афоне (Ath. Iber. 731. Fol. 62-82), но точный состав писем в нем неизвестен ( Lambros S. P. Catalogue of the Greek Manuscripts on Mount Athos. Camb., 1900. Vol. 2. N 4851. P. 213). В румын. архивах сохранилась переписка Н. с ученым Иоанном Комнином Моливдом (буд. митр. Доростольским Иерофеем), относящаяся к 1681-1686 гг. Из посланий митр. Иерофея следует, что Н. снабжал его книгами, которые затем использовались в обучении буд. молдавского господаря Димитрия Кантемира, в т. ч. сочинениями по истории Византии (трудами Никифора Григоры и Лаоника Халкокондила) и Дунайских княжеств ( Πντος. 2007. Σ. 163-165, 233-237).

http://pravenc.ru/text/2565004.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010