1472 Савелий Константинович Эфрон (псевд. – С. Литвин; 1849–1925), прозаик, драматург, публицист, сотрудник «Современных известий» в 1880-е гг. Опубликовал воспоминания: Эфрон С. Н. П. Гиляров и гр. Л. Н. Толстой//Русский листок. 1902. 13 окт. 281. С. 1. 1473 Гаврила Васильевич Сенатов, бывший федосеевец, присоединившийся к православию; крестьянин Муромского уезда Владимирской губернии. 1474 Скорее всего речь идет о сотруднице «Современных известий» (с 1875 г.) переводчице А. Р. Яньковой, которую бросил с тремя малыми детьми на руках муж-пропойца буйного поведения. См. об этом черновик заявления Гилярова «В контору 2 квартала Тверской части» от 2 февраля 1875 г.: РНБ. Ф. 847. 423. Л. 1, 2. 1475 См. подробно о жизни Гилярова в семье его будущего тестя, протоиерея московской церкви Флора и Лавра на Зацепе Алексея Ивановича Богданова (1786–1860), в книге «Из пережитого» – главы LIII («Новая обстановка»), LIV («Церковное письмоводство») и LV («Ленивый день»). 1477 Упомянуты, помимо Веры, сын Игнатий, впоследствии справщик Московской Синодальной типографии, и дочь Мария (в замужестве Тихобразова). 1486 Эта дача была продана за бесценок в 1884 г. с аукциона за долги. См. подробнее об этом в воспоминаниях Н. Н. Гилярова. 1503 Николай Иванович Шумов – штабс-ротмистр (в отставке с 1849 г.), помещик с. Брыньково Рузского у. Московской губ., построивший там в 1850-х гг. писчебумажную фабрику; в 1863 г. переселился в Москву. См. также примеч. 82 и 96 на с. 379 и 381. 1515 Видимо, речь идет о Владимире Федоровиче Ненарокове (1837–1893) – внуке по матери адмирала И. Ф. Крузенштерна, состоятельном дворянине Владимирской губернии, фабриканте, кредиторе Гилярова. Любопытно, что Ненароков был увлечен историческими разысканиями и опубликовал в провинциальной прессе ряд хозяйственно-административных документов XVII в. 1517 Ошибка памяти: Ненароков арендовал Брынковскую фабрику летом 1883 г.: о соответствующих переговорах с ним Гиляров регулярно оповещал А. М. Гальперсон в письмах к ней от 14 января – 21 марта 1883 г. (см.: Письма к Гальперсон. С. 194–236).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

«...Да и потому, что игумен Корнилей Палеостровского монастыря слался на своих старожилцов, – на семь погостов, на старост и на людей добрых... И ответчики: старец Левонид, да старец Варлам, да слуги Гридка Широкой да Васюк Челец Муромского монастыря, с теми старожилцы поля просили. А изо шти погостов: из Никольского, из Шунги, да из Егорьевского, из Толвуи, да из Петровского из Челможи, да из Егорьевского с Кузаранды, да из Егорьевского с Купетцкого, да из Спаского из Шалы, старосты и крестьяне, Остафей Борисов, с товарищи, шестьнадцать человек, перед судьями сказали, что та земля и воды в Уноских половина Палеостровского монастыря; и, ответчики – старец Левонид, да старец Варлам, да слуги Гридка Широкой, да Васюк Чалец Муромского монастыря, с теми старожилцы целованья и поля не просили. Да и потому, что клад ищея – старец Левонид, да старец Варлам, да слуги Гридка Широкой, да Васюк Чалец Муромского монастыря, и в игумена их место, в Лаврентьево, на те земли и на воды, в Уноских перед судьями меновную грамоту, что менялся теми землями и водами Панфилей Селифонтов з Богданом с Ермолиным, и даную грамоту, что дал те земли и воды в Уноских Панфилей Селифонтов в дом Пречистой Богоматере и Ивана Предтечи в Муромской монастырь; да сверх даные грамоты и меновные ищея ж – старец Левонид, да старец Варлам да слуги Гридка Широкой, да Васюк Чалец Муромского монастыря, слался на своих старожилцов – на Муромского монастыря крестьян, на Иванка на Оникиева, с товарищи, на пять человек; и их старожилцы – Иванко Оникиев с товарищи, пять человек, сказали перед судьями по Государеву крестному целованью, что жили отцы их за Муромским монастырем восмдесят лет, а оне живут семдесять лет, а не ведают промеж тем монастырем про те земли и воды ничего; да и потому, что сверх тех старожилцов ищея ж, староста Левонид с товарищи Муромского монастыря, владея на своего старожилца, на Микулку, что сказывают, ставился тот Микулка на Марънаволоке от Муромского монастыря... и их же старожилец Микулка перед судьями, по Государеву крестному целованью (сказал), что ставился на Марънаволоке от Палеостровского монастыря; да и по тому, что в книгах письма Юрья Сабурова земли, и пожни, и ловища, и полешей лес в Уноских, ни писано ни к одному монастырю; и писано в книгах Муромского монастыря одна деревня на Онеге озере, в Шальском погосте, на Уноском острове»...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чудо Св. Николы о Василии сыне Агрикове…44. Месяца того же в 14 день житие и подвиге и отчасти чудес Исидора Христа ради юродивого Ростовского Чудотворца...45. Житие Святителю Леонтию Ростовскому…46. Житие преподобного Никиты Столпника Переяславского…47. Повесть о житии Святых Чудотворцев Муромских благоверного Князя Пётра Февронии…48. Месяца июня в 9 день житие и подвизи преподобного Кирилла Белозерского Чудотворца…49. Месяца июля в 8 день Св. Прокопия Устюжского повесть душеполезна…50. Месяца того же в 8 день повесть о явлении Чудотворной иконы Св. Богородицы иже в Казани…51. Месяца того же в 20 день похвала Св. Пророка Илии…52. В той же день житие и преставление преподобного Отца нашего Авраамия Городецкого Чудотворца…53. Месяца того же в 25 день преподобного Отца нашего Макария Желтоводского и Унжеского Чудотворца…54. Месяца августа в 1 день поучение Евангелие от Матфея...55. Месяца того же в 15 день слово на Успение Пресвятой Богородицы...56. Месяца августа в 16 день слово на пренесение нерукотворенного образа Господня...57. Повесть полезна о иконе Пресвятые Богородицы Владимирская...58. Слово похвально на освящение храма Великомученика Георгия...59. 6. Учителя Самуила обличение на Иудейские блужения – рукопись в четвертку. Дана по завещанию Богдана Матвеевича Хитрово 7184/1676 года. В конце сей книги написано: «Повелением Архиепископа Геннадия преложил на Русский язык Митя толмач лета 7009/1502 году Николая де-Лира на богоотметных Иудеев.» 7. О чиноположениях Церкви рукопись в лист на 50 страницах. На первом листе надпись: «О чиноположении Церкви, из книг от армии Протоиерея Бажанова переписана в Киеве на винтер-квартире, идучи с полком к Турецкой границе к городу Хотину 1783 года в месяце январе.» В той же книге: «Последование в неделю Православия» в конце оного замечено: «Печатано в Московской Типографии 1767 года месяца февраля, а переписано 1793 года месяца июля 12 дня.» Далее статья о мироварении; в конце замечено: «Переписано тогда, когда я по Указу находился при свидетельстве Синодальной ризницы, будучи в Московском Казанском Соборе Протоиереем в 1775 году.».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Дата основания: 1643 Статус: действующий Адрес : 602200, Владимирская обл., г. Муром, пл. Крестьянина, 3а. Телефон: (49234) 3-13-99, 3-13-74. Первоначально здесь стоял деревянный храм Бориса и Глеба, построенный благоверным князем Константином. В нём молился перед изгнанием святитель Василий. Храм был центром Борисоглебского монастыря Мурома. Со временем был разорён, на его месте поставили деревянную Троицкую церковь. В 1643 г. попечением купца Богдана Цветного, торговавшего красильными товарами, Троицкий храм был отстроен в камне. В 1648 г. Богдан Цветной выкупил окружавшие храм земли и пожертвовал на строительство девичьего монастыря. В том же году была освящена надвратная церковь Казанской иконы Божией Матери. В 1890-х гг. на реставрацию этих церквей пожертвовал 400 рублей святой праведный Иоанн Кронштадтский. Монастырь Мурома украшал город не только благолепием храмов, но и духовными дарами монахинь. В нём были прозорливые старицы, которые указывали людям спасительный путь в болезнях и других скорбных обстоятельствах. В 1918 г. в Свято-Троицком монастыре был арестован епископ Муромский Митрофан, живший здесь после закрытия Спасского монастыря; из трёх келейных корпусов изгнали монахинь и заселили туда мирян. Вовсе монастырь закрыли в 1921 г. Со временем колокольню разрушили, Троицкий собор превратили в склад, а территорию монастыря поселившиеся здесь люди превратили в помойку. Среди новых «насельников» было много людей с уголовным прошлым; муромцы стали избегать ходить здесь затемно. Подробнее... Воскресенский женский монастырь (Муром) [ править править код ] Дата основания: 1566 Статус: действующий Адрес: 602200, Владимирская обл., г. Муром, Июльский пер., 1а. Монастырь Мурома находится лишь в 10 минутах ходу от Троицкого и Благовещенского монастырей, но в нём совсем другая жизнь. Об истории известно мало. Монастырь всегда был девичьим. В 1616 г. поляки Лисовского убили здесь священника Иоанна. В 1764 г. монастырь был упразднён, его церкви стали кладбищенскими. В 1929 г. кладбище уничтожили, а в 1950 г. и вовсе устроили над могилами футбольное поле. В Воскресенском храме был спортзал с рингом.

http://azbyka.ru/palomnik/Муром

Троицкий и Благовещенский мон-ри в Муроме. Фотография. 1902 г. Троицкий и Благовещенский мон-ри в Муроме. Фотография. 1902 г. До посл. трети XVII в. каменное зодчество епархии тоже было связано только с Муромом. Большое строительство, заметно изменившее облик этого города, началось в 40-х гг. XVII в. и продолжалось до кон. XVII в., что подтверждается писцовыми документами 1646, 1676, 1678 гг., а также храмозданными надписями. В городе возникли богатые и причудливые ансамбли находящихся рядом жен. Троицкого и муж. Благовещенского мон-рей. «Сросшиеся» друг с другом ансамбли 2 мон-рей представляют редкий пример такого архитектурного содружества, что позволяет говорить о живой творческой мысли местных зодчих ( Вагнер, Чугунов. 1980. С. 148). Строительство в этих обителях связано с именем купца Московской гостиной сотни Тарасия Борисовича Цветнова (Богдана Цветнова). Он известен по документам XVII-XVIII вв. и вкладным надписям на драгоценных церковных предметах, а также из древнерус. «Повести о Виленском кресте» XVII в. Благодаря его возможностям и вкусу город был украшен замечательными памятниками самого высокого уровня (История Мурома и Муромского края. 2001. С. 117). В отношении архитектурных памятников XVII в., сформировавших образ старого Мурома, Г. К. Вагнер и С. В. Чугунов использовали понятие «муромское барокко», которым обозначили характерное сочетание элементов московского барокко, во многом измененных черт владимиро-суздальского зодчества и пышной поволжской архитектуры ( Вагнер, Чугунов. 1980. С. 140-141). Вместо деревянной шатровой церкви были воздвигнуты «сказочные» постройки Троицкого мон-ря, основанного Цветновым в 1643 г. Из документов XVIII в. известно, что «оной строитель Цветнов усмотрел, что от состоящих весьма близко от монастыря… приходской св. Иоанна Предтечи церкви… и бобыльских дворов… имеется застень, вред и опасность, потому что видимость красоты монастыря и церквей Божиих тем отняло». Чтобы ансамбль монастырских зданий выглядел цельно и гармонично, стараниями Цветнова соседняя приходская церковь была перенесена на другое место.

http://pravenc.ru/text/2564374.html

При монастыре был организован пансионат «Надежда» для девочек из неблагополучных семей и сирот. В 2001 году он получил все необходимые официальные документы; теперь дети, воспитывающиеся в нем, получают все те же права, которыми пользуются при выпуске воспитанники государственных детдомов. Также под попечительством монастыря находятся несколько тюрем, колония для несовершеннолетних, воинская часть, муромское общество инвалидов-колясочников «Феникс». В настоящее время в обители полностью восстановлены и действуют практически все храмы. Свято-Троицкий собор был сооружен в 1643 году. Это храм, построенный в стиле «русского узорочья». Собор украшен поливными изразцами с разнообразными орнаментами. Венчают собор кованые золоченые кресты – шедевры кузнечной работы муромских умельцев XVII века. Казанская церковь, построенная в 1652 году, является шедевром шатровой архитектуры. Также действующим храмом является деревянная церковь преподобного Сергия. Еще одной святыней Свято-Троицкой обители является Виленский крест-мощевик. Об обретении этой святыни рассказывается в «Повести о Виленском кресте», написанной основателем Свято-Троицкой обители Тарасием Цветным. Однажды, в бытность его купцом, к нему в дом пришел некий человек по имени Василий и принес великолепный по красоте крест, серебряный, окованный золотом и украшенный драгоценными камнями. Этот крест Василий нашел при взятии русскими войсками города Вильно (нынешний Вильнюс) и хранил у себя, пока небесный глас не приказал ему отнести сей крест в Муром, к человеку по имени Богдан Цветной – с тем, чтобы тот передал его в Троицкий монастырь. После закрытия обители крест оказался в Муромском музее. Но 15 мая 1996 года, к пятилетию возрождения обители, древняя монастырская святыня была возвращена обители из городского музея. Акафист святым Петру и Февронии Кондак 1 Избраннии чудотворцы и велиции угодницы Господни, града Мурома заступницы и приснии о душах наших молитвенницы, святии благовернии княже Петре и княгине Февроние! Пение похвальное вам приносяще, молим вы усердно: яко имущии дерзновение ко Господу, предстательством вашим от всяких бед нас свободите, и наследники Царствия Небеснаго нас соделайте, да зовем вам радостно:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

П.В. Долгоруков Белкины Предок их Иван Фёдорович Хвостов, по прозвищу белка, был потомком: наместника муромского Петра Васильевича Бассавола в шестом колене, и московского тысяцкого Алексея Петровича Хвоста в пятом колене (см. в третей части Российской родословной книги статью о графах Хвостовых). отцовский ОТ ПЕТРА ВАСИЛЬЕВИЧА БАССАВОЛА КОЛЕНО VI: Иван Фёдорович Хвостов-белка КОЛЕНО VII: Андрей Иванович Белкин Семён Иванович Белкин КОЛЕНО VIII: Семён Андреевич Василий Андреевич Иван Андреевич Григорий Семёнович Пётр Семёнович Иван Семёнович ерш Иван Семёнович замятня КОЛЕНО IX: Андрей Григорьевич Иван Григорьевич Семён Петрович Фёдор Петрович Андрей Иванович † 2 октября 1552 Михайло Иванович Иван Иванович КОЛЕНО X: Богдан Иванович Константин Иванович Григорий Иванович КОЛЕНО XI: Михайло Богданович Никита Григорьевич † 1659 Тимофей Григорьевич КОЛЕНО XII: Андрей Михайлович Данило Михайлович Венедикта Михайлович Тимофей Михайлович Иван Тимофеевич Андриян Тимофеевич КОЛЕНО XIII: Иван Данилович Андрей Иванович 15) убит при взятии Казани: имя его вписано в синодик московского Успенского собора, на вечное поминовение. Никита Григорьевич 22) убит под Конотопом. Трое Белкиных владели населёнными имениями в 1699 году. Герб (Общий Российский Гербовник, часть V, 21): щит разделён горизонтально на две половины. Верхняя половина разделена на три треугольные поля двумя линиями, идущими снизу её, от средины, одна к верхнему правому углу, другая к верхнему левому. В правом треугольник, в серебряном поле, красный креста; в среднем треугольнике, в голубом поле летать влево орёл с распростёртыми крыльями, и держит в лапе золотой шар; в левом треугольнике, в золотом поле, роза на стебле. Нижняя часть герба разделена перпендикулярно на два поля: в правом, красном поле, рука в серебряных латах держит подъятый меч; в левом, голубом поле, серебряный полумесяц, рогами вверх, и над ним три серебряные шестиугольные звезды, треугольником расположенные. Посреди герба голубой щиток, в коем изображена золотая держава. На гербе дворянские: шлем и корона с тремя строусовыми перьями. Намет справа голубой, слева красный, подложенный золотом. Щит держат два грифа. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Вторая редакция была написана после 1638 г. предположительно Сергием (Шелониным) , к-рый, использовав новый источник - «расспросные речи» о святых, составленные в 1625 г., переработал композиционно и стилистически 1-ю редакцию «Сказания...», добавил новые эпизоды. Вторая редакция имеет заголовок «Сергия, смиреннаго инока и презвитера обители Пантократоровы сущаго понта окияна на полунощной стране, иже на Соловецком отоце, Сказание о чюдесах святых праведных Иоанна и Логгина, новоявленных Яренгских чюдотворцев». Известны 2 авторизованных списка данной редакции: ПИАМ. Ф. Никандровой пуст. 292, сер. XVII в. (Псковский сб.); РНБ. Солов. 969/1079. Л. 127-157 об., XVII в. Др. списки 2-й редакции: РНБ. Солов. 183/183. Л. 71-103 об., XVII в.; Q.I.994. Л. 1-38, 2-я пол. XVII в.; ИРЛИ. Собр. Амосова-Богдановой. 21, XVII в.; РНБ. Погод. 728. Л. 1-67, кон. XVII - нач. XVIII в.; ГМИР. K.III. Оп. 1. 48. Л. 177-193 об., XVIII в. Третья редакция «Сказания...» была составлена путем сокращения и упрощения текста, предположительно созданного Сергием (Шелониным), она имеет заголовок «Сказание о проявлении, и о обретении, и о чюдесах, и о пренесении мощей святых, и чюдеса неисчетна и недоумеваема» (РНБ. Солов. 189/189. Л. 69-118 об., XVIII в.). Четвертая, самая поздняя редакция - «Сказание вкратце о проявлении, и обретении, и о чюдесех, и о пренесении честных мощей святых и праведных Иоана и Логгина, иже в Яренги новоявленных чюдотворцов» (РНБ. Солов. 182/182. Л. 142-154 об., 2-я пол. XVIII в.) представляет самый короткий вариант текста. В «Сказании...» не сообщается о земной жизни Яренгских чудотворцев, погибших в разное время на море около с. Яреньга. В агиографической лит-ре, вероятно вслед за преданием, возникшим в Соловецком в честь Преображения Господня монастыре , утвердилось мнение, что И. и Л. были связаны с этой обителью. В 4-й редакции «Сказания...» И. и Л. названы трудниками и пустынножителями Соловецкой обители (РНБ. Соф. 452. Л. 313 об., кон. XVII в.). В одном из поздних чудес в Житии преподобных Зосимы и Савватия Соловецких рассказывается о паломничестве немого муромского отрока Иакова в Соловецкий мон-рь и о явлении ему в Яреньге, неподалеку от Никольского мон-ря, И.

http://pravenc.ru/text/471222.html

отдавалась на оброк и по приходным книгам Патриаршего Казенного Приказа оброчных церковных земель Рузской десятины за 1638 г. писалась: «на князе Богдане Мещерском оброку 4 алтына 4 деньги». Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Покровском в 1643 г. построена вновь и обложена данью. Покровская церковь в приходных окладных книгах Патриаршего Казенного Приказа «жилых церквей» по 1678 г. писалась под Рузской десятиной «в вотчине окольничего Федора Васильевича Волынского, дани 10 денег, десятильничих гривна». После смерти Ф. В. Волынского село Покровское с другими вотчинами в 1647 г. досталось его вдове Ирине Прокофьевне, урожденной Ляпуновой, с сыном Иваном Федоровичем Волынским. В 1678 г. село Покровское с находящеюся в нем церковью Покрова Богородицы с приделом св. Николая Чудотворца и сельцо Полуэктово с двором вотчинника принадлежало И. Ф. Волынскому. В книге Патриаршего Казенного Приказа о выдаче антиминсов за 1695 – 96 гг. находится запись: «Сентября в 20 день по благословенной грамоте дан антиминс к освящению церкви Покрова Богородицы в село Покровское Рузского уезду; той же церкви поп Иван Силин взял и росписался». По какому случаю было освящение – была ли Покровская церковь вновь построена или только исправлена – сведений нет. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Покровском сгорела, и на том церковном месте построен был вновь храм во имя Покрова Богородицы, об освящении которого в Патриаршем Приказе производилось дело по прошению жены боярина И. Ф. Волынского, вдовы Екатерины. В своем прошении, поданном в Патриарший Приказ 1707 г. 8 ноября она писала: «в прошлом 1703 г. июня 14 числа в селе Покровском, моей вотчине, храм Покрова Пресвятой Богородицы сгорел. По государеву указу и по благословенной грамоте преосвященного Стефана, митрополита Рязанского и Муромского, на том погорелом месте построен ныне вновь храм Покрова ж Пресвятой Богородицы, а на освящение того храма антиминса не дано и кому тот храм освятить указу не учинено, и просила, чтобы на освящение храма взять антиминс и кому тот храм освятить дать свой святительский указ».

http://sobory.ru/article/?object=04796

Гришино. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Покровская церковь в селе Гришино находится в аварийном состоянии без кровель со следами интенсивной складской эксплуатации при советской власти местным колхозом (теперь это сельскохозяйственный кооператив «Заозерье»). Церковь построена в центре села на главной улице. Представляет собой масштабное сооружение в стиле классицизма. Четверик основного объема переходит в ротонду, по бокам сооружены классические портики с колоннами, имеется колокольня. В целом планировка храма тоже классическая: полукруглая апсида, основной объем, трапезная, колокольня. Внутри наведен некоторый порядок, прибрано, устроены новые двери, часть проёмов закрыта подручным материалом. Церковь находится под присмотром местных жителей, закрыта на замок. Однако по данным Управления министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области по состоянию на 2004 год. никаких религиозных организаций в селе Гришино Гороховецкого района официально не зарегистрировано. Таким образом, следует полагать, Покровская церковь находится в самом начальном этапе, если речь идет о каком-либо возрождении храма. Село Гришино близ р. Суворощи находится в 150 верстах от губернского города и в 35 от уездного. По писцовый книгам 1628-30 г.г. часть....села Гришино значится в поместье за Львом Анд. Микулиным и Фед. Плещеевым, а остальная часть в вотчине за Богданом Бельским и Микулиным. В селе была церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом во имя Льва епископа - " древяна клецки " . Деревянная церковь в Гришине существовала до 1847г.; была ли она в XVII и XVIII в. перестраиваема, сведений о том не сохранилось. А 1830 г. начат был постройкою каменный храм, постройка была окончена и храм освящен в 1847г. Престолов в этом храме в настоящее время три: главный во имя Покрова Пр. Б-цы, в трапезе теплой во имя Муромских Чудотворцев, Петра и Февронии и св. Николая Чудотворца. В. Добронравов. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Вып. V., Владимир, 1898г., стр. 452-453

http://sobory.ru/article/?object=04199

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010