Другой пример. Чада отца Наума активно обращали к вере своих знакомых и коллег. Так, ныне профессор Московской духовной академии и Сретенской семинарии Алексей Иванович Сидоров в то время еще преподавал в МГУ, где помог креститься учившейся на отделении славянской филологии финке Кирси Марита Ритониеми. Она так же, как и он, вошла в число духовных чад архимандрита Наума. Приняла монашество. Одно время была настоятельницей Вознесенского Оршина монастыря, а потом правящий архиерей, преобразовав Тверское подворье обители в самостоятельный Свято-Екатерининский монастырь, направил матушку Иулианию (ее имя в постриге) туда игуменией. Время от времени возникали искушения, враг противодействовал возрождению монастырей. Тогда матушки Иулиания и поставленная на ее место в Вознесенский Оршин монастырь Евпраксия вместе могли беседовать с чиновниками, а все сестры и девочки приюта в это время пели в храме Трисвятое. И всё – слава Богу – улаживалось. «Все мы под его молитвой как под покровом находились»      Игумения Елена (Богдан), настоятельница Свято-Воскресенского женского монастыря г. Мурома Муромской епархии Владимирской митрополии: Это Божий человек. Святой жизни. Его мама схимонахиня Сергия была очень благочестивой женщиной. Жили они под Новосибирском. Дети у нее все умирали во младенчестве. Когда на Николин день 90 лет назад у нее родился очередной мальчик – тоже слабенький, – она молилась: «Господи и Матерь Божия, оставьте мне его, пусть он будет как святитель Николай». Ее материнская молитва была услышана. Младенца окрестили с именем Николай. Он всю свою жизнь, как святитель Николай, посвятил служению Богу и людям – это самое главное. Монах он был исключительный для нашего времени. Подвизался по древним монашеским уставам. Сам был делателем послушания и нас наставлял в самоотречении. Послушание – превыше всего. Очень помогал нам своей молитвой. Когда у монашествующих случались искушения, Господь попускал согрешить, отец Наум вымаливал даже сильно израненных грехом. Как-то незримо всё управлялось, души врачевались. Все мы под его молитвой как под покровом находились – чувствовалось это. Думаю, что и сейчас Господь даст ему такое благодатное состояние помогать всем, кто будет прибегать к нему.

http://pravoslavie.ru/109300.html

Муромский Троицкий мон-рь. Фотография. ок. 1910 г. Муромский Троицкий мон-рь. Фотография. ок. 1910 г. В 1-м описании обители 1646 г. (Список с переписной книги г. Мурома 1646 г. 2010. Л. 107-109) упоминаются кирпичная Троицкая ц. и 7 келий; инокини «питаютца от церкви Божии и в мире». В сер. XVII в. территория перед М. Т. м. была плотно застроена бобыльскими дворами. Напротив Казанской ц. стояла приходская деревянная ц. во имя св. Иоанна Предтечи. Эти постройки находились настолько близко от монастыря, что, по мнению современников, «монастырю имеется застень, вред и опасность» и «видимость красоты монастыря и церквей Божиих тем отняло» ( Травчетов. 1902. С. 33). Поэтому Цветнов совершил беспрецедентный для Мурома поступок: пожертвовал обители свое дворовое место (54×40 саж.), выкупил соседние земли, принадлежавшие Иоанновскому приходу, и «оною Предтеченскую церковь своим коштом перенес». Перенос бобыльских дворов был связан и с пожарной безопасностью, поскольку монастырь находился в самом центре торгового Мурома в окружении харчевен, постоялых дворов и торговых лавок. По мнению Цветнова, тесное соседство с «мирскими» постройками не способствовало иноческому уединению сестер. Рядом с Казанской ц. на средства Цветнова возвели кирпичную ограду. В нач. ХХ в. считалось, что, «по всей вероятности, была только часть каменной монастырской стены, идущая от Казанской церкви к юго-западному углу монастыря, так как полная каменная ограда вокруг всей обители является гораздо позднее» (Там же. С. 15). В описи монастырского имущества 1766 г. упоминается внушительная ограда протяженностью 24 саж. (Там же. 1902. С. 32). Видимо, первоначально кирпичная ограда действительно находилась с южной, фасадной стороны мон-ря. Вероятно, ее разобрали в 1861 г. при строительстве юго-зап. (Ермаковского) 2-этажного корпуса. Последним монументальным сооружением в обители XVII в. стала многоярусная кирпичная колокольня, также построенная на средства Цветнова. Время ее строительства документально не зафиксировано, но, поскольку в 1652 г. Цветнов пожертвовал в обитель большой колокол, можно предположить, что звонницу возвели именно в этом году. На колоколе по верхнему краю была надпись, выполненная вязью: «Лета 7160 (1652) сей колокол приложил в Муроме в новодевич монастырь, в дом Живоначальной Троицы гостинные сотни муромец торговый человек Тарасий, а по реклому Богдан, Борисов сын Цветнов по родителех своих и по своей души, а весу в нем 100 пудов» ( Чернышев. Муромские колокола. 2013. С. 8).

http://pravenc.ru/text/2564388.html

В 1998 г. 26 сентября, в день памяти обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, впервые после богоборческих десятилетий стены монастырского храма огласились монашеским пением. По благословению Высокопреосвященнейшего Владыки Евлогия, Архиепископа Владимирского и Суздальского накануне был отслужен молебен, а утром праздничная служба по пасхальному чину, которую совершил настоятель Спасо-Преображенского монастыря игумен Кирилл с братией. 20 ноября 1998 г. Воскресенский женский монастырь официально передан Православной Церкви и был приписан к Свято-Троицкому Новодевичьему монастырю. 7 марта 2000 г. Священный Синод утвердил монастырь как самостоятельный, и настоятельницей обители была назначена насельница Свято-Троицкого Муромского монастыря монахиня Иулиания (Подолянко), на её долю выпали все трудности, связанные с первыми шагами по возрождению обители. С ноября 2003 г. настоятельница монастыря игумения Елена (Богдан). Матушка переведена из Суздаля. Первым насельницам достались полуразрушенные, сырые храмы, в которых находились сауна и боксерский ринг; отсутствие жилья, жить приходилось в сырой холодной церкви и топить печку «по-черному»; городская помойка на месте существующего сейчас огородного хозяйства, оскверненное кладбище и любопытствующая неприязнь к «монашкам» окрестных жителей. Но, несмотря на трудности, во многих сестрах вера в Бога и Его всесильную помощь превозмогла. «Верный в малом, во многом будет верен», сказано в Евангелии. Со дня возрождения обители её духовно окормлял и оказывал помощь в возрождении монастырской жизни Его Высокопреосвященство архиепископ (ныне митрополит) Владимирский и Суздальский Евлогий. Благодаря его молитвам, неустанным заботам настоятельницы и нелегкому труду сестер обитель стала возрождаться. С 16 июля 2013 года возобновлена Муромская епархия под управлением его Преосвященства Нила, епископа Муромского и Вязниковского, который немало заботится о монастыре. В подготовке статьи использованы материалы, предоставленные Свято-Воскресенскому монастырю сотрудниками МИХМ. http://svm-murom.ru/история.html

http://sobory.ru/article/?object=00631

Граф Сергий Павлович Графиня София Павловна, за Николаем Семёновичем Броневским Графиня Екатерина Павловна Граф Антон Степанович, полковник; рождение 1818 Графиня Елена Степановна Графиня Елисавета Степановна Сын и четыре внука Салхомира были боярами в Великом Княжении Рязанском, а праправнук Салхомира, Матвей Андреевич Опраксин, выехал из Рязани в Москву, и получил от Иоанна Великого поместья в уездах владимирском и муромском, сёла: Озябликово, Боровичи, Матвеево и Лютиково с деревнями. Из сыновей его: Прокофий Матвеевич получил в кормление город Гороховец с мытом и волость Обнору; Иван Матвеевич волость Сяму; Ерофей Матвеевич волости Отъезжую и Бибикову, а внук Матвей Прокофьевич волость Инобожскую. Сей последний убит при взятии Казани и имя его вписано в синодик московского Успенского Собора, на вечное поминовение. Также пали, в разные времена, смертию храбрых на поле чести, оба сына его: Богдан Матвеевич и Степан Матвеевич, родный племянник Андрей Андреевич, двоюродный Иван Провович и сын сего последнего Никита Иванович. – Фёдор Апраксин (в родословной не помещённый), находился, в 1610 году, в большом посольстве, отправленном к Королю Сигизмунду, а при Царе Михаиле Феодоровиче был воеводою в Муроме. Восемь Апраксиных владели населёнными имениями в 1699 году. Стольник Василий Петрович послан был, в 1645 году, в Копенгаген для уведомления датского двора о восшествии на престол Царя Алексея Михайловича. Сын его, Матвей Васильевич, был стольником, служил в Астрахани, и возвращаясь в 1668 году в Москву, убит на дороге калмыками и татарами, в степи между Саратовом и Пензою, посю-сторону реки Медведицы. С ним ехавшие сорок дворовых людей его все были убиты, защищая своего помещика. Дочь его, Марфа Матвеевна, была второю супругою Царя Феодора Алексеевича. Старший брать Царицы, находился боярином в конце XVII века, потом был губернатором казанским, сенатором, действительным тайным советником, президентом юстиц- коллегии и возведён Петром Великим, 23 февраля 1710 в Графское Российского Царства достоинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Доселе здравствуют следующие семь лиц из XXI-ro курса: Лев Иванович Богдановский – протоиерей Скорбященской, что за литейным двором, церкви; 5 окт. 1855 г. он определен был диаконом церкви 2-го кадетского корпуса, 23 окт. женился и 29 окт. рукоположен; с 4 февр. 1858 г. священник Инженерного училища, в 1860 г. перешел в Коммерч. училище, а в 1880 г. на настоящее место. Федор Николаевич Павлинский – 6 ноября 1855 г. был назначен преподавателем Новгородской семинарии, потом был директором народных училищ в Новгороде; ныне в отставке, проживает на ст. Никол. жел. дор. Малой Вишере. Николай Григорьевич Георгиевский – протоиерей настоятель Скорбященской, что за литейным двором, церкви и благочинный Царскосельского женского духовного училища; 6 ноября 1855 г. назначен преподавателем Рижской семинарии, в ноябре 1857 г. перешел в С.-Петербургскую; с 1860 г. на настоящем месте. Дмитрий Павлович Соколов – протоиерей и член учебного комитета при Св.Синоде, ныне в отставке, проживает на Шпалерной улице; служил в 1857–1862 гг. в Мариинском институте, затем при церкви во дворце велик.кн. Марии Николаевны и в Зимнем дворце; известен своими учебниками по Закону Божьему. Епископ Аккерманский, викарий Кишиневской епархии, преосвященный Аркадий (в мире Алексей Филонов); 6 ноября 1855 г. назначен был смотрителем Рославльских дух. училищ, был инспектором Владимирской сем., настоятелем Белевского и потом Витебского монастырей; в 1885 г. хиротонисан в епископа Муромского, с 1887 г. доныне епископ Аккерманский. Леонид Петрович Петров – протоиерей церкви при глазной лечебнице в СПб., законоучитель и наблюдатель за преподав. Закона Божьего; 6 ноября 1855 г. назначен преподавателем Олонецкой семинарии, с февраля 1856 года на настоящем месте. Иоанн Ильич Сергиев – протоиерей настоятель Кронштадтского Андреевского собора, священствует на этом месте с 12 декабря 1855 года; известный молитвенник земли русской. 5 Дело Дух.-Уч. Упр. при Св. Син. 19 окт. 1855 г. 4025. В новоучрежденный Комитет вошли: ректор и инспектор академии, протоиереи и священники с.-петербургских церквей – Рождественский, Красноцветов, Содальский, Дебольский, Яхонтов и Добронравин; делопроизводителем был Е.И. Ловягин . На издание книг Св. Синодом было ассигновано 50 тысяч рублей из духовно-учебного и типографского капиталов (синод. определ. 2/20 сентября 1855 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Zdr...

1 . Грамота благословенная Пресвященного Антония Архиепископа Рязанского и Муромского о строении церкви Живоначальной Троицы да в приделе Успения Богородицы 144 года Марта в 18 день 3 по челобитью новой пустыни старца Пафнутия, да старца Агафоника, да оброчников Максима Яковлева с товарищами. 2 . Жалованная грамота Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича и всея Руси по челобитью того монастыря старца Иосифа на рыбные ловли и о строении мельницы на лесном Воронеже в 150 году Ноября в 19 день за приписью Дьяка максима Чиркова, справа подъячего Василия Ратаева. 3 . Жалованная грамота Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича и всея Руси по челобитью того же монастыря черного попа Софрония о земле и о лесных и о всяких угодьях в 152 году Октября 27 за приписью Дьяка Григория Ларионова. 4 . Жалованная грамота Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича и всея Руси по челобитью того монастыря черного попа Софрония к прежним рыбным ловлям о берегу и о просушивании сетей, во 153 году Января в 18 день. За приписью Дьяка Ивана Федотова. 5 . Жалованная грамота Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича и всея Руси по челобитью черного попа Иосифа о рыбных ловлях в 157 году Мая в 12 день. За приписью Дьяка Смирного Богданова. 6 . Жалованная грамота Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича и всея Руси по челобитью того же монастыря Игумена Дионисия о рыбной ловле Польного и Лесного Воронежа, за приписью Дьяка Василия Михайлова в 165 году Августа 29. 7 . Жалованная грамота Царя Алексея Михайловича по челобитью Игумена Дионисия о рыбных ловлях реки Воронежа от устья речки Иловая лесным и польным Воронежем до верховья, в 167 году Марта в 15 день. За приписью Дьяка Игнатия Матвеева. 8 . Жалованная грамота Царя Алексея Михайловича по челобитью того же монастыря Игумена Кирилла с Братией на рыбные ловли в Кривецкой плесе в 169 году, за приписью Дьяка Василия Семенова. 9 . Жалованная грамота Царя Алексея Михайловича по челобитью Игумена Кирилла с Братией, чтобы с крестьянских пустовых дворов всяких оброков не платить, в 174 году Августа 25, за приписью Дьяка Тимофея Антипина.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Глава Карельской митрополии принял участие в торжественном вечере, посвященном 50-летию музея-заповедника «Кижи» 11 декабря 2016 г. 12:08 8 декабря в Музыкальном театре Республики Карелия состоялся торжественный вечер, посвященный 50-летию государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедник «Кижи». Музей и Петрозаводскую и Карельскую епархию связывает тесное сотрудничество и работа. По приглашению директора музея Е.В. Богдановой в торжествах принял участие митрополит Петрозаводский и Карельский Константин . На сайте Петрозаводской епархии опубликован текст поздравительного адреса митрополита Константина сотрудникам музея: «Сердечно поздравляю Вас с " библейским " юбилеем — 50-летием со дня основания замечательного музея — заповедника " Кижи " , составляющего золотой фонд объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. В Священном Писании число «пятьдесят» воспринимается как важное, священное, знаменательное число, символизирующее собой совершенную свободу и полноту. И действительно, за годы своего существования музей превратился в мощный центр научно-исследовательской работы, творческую лабораторию уникальных реставрационных технологий, инновационных подходов к решению задач просветительской и музейно-образовательной деятельности. Но самое главное достижение заключается в том, что " Кижи " вновь постепенно становятся духовной столицей Республики Карелия, средоточием традиций культурного соцветия населяющих ее народов. Архитектурный ансамбль Кижского Погоста впитали в себя веру и труд многих поколений — монахов, крестьян, мастеров — всех тех, кто принес на Русский Север Православие и культуру. Именно здесь находится самый древний памятник деревянного зодчества, известный на территории России — церковь Воскрешения Лазаря. Недавно прошли общеепархиальные торжества, посвященные 625-летию со дня преставления преподобного Аввы Лазаря Муромского. Для всех нас он является примером ревностного служения Святой Церкви и земному Отечеству. Его подвигам призваны, в той или иной мере, подражать и сотрудники музея, раскрывая своими трудами былое духовное и материальное богатство наших предков, способствуя возвращению молитвы на богоспасаемый остров Кижи.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

В 1918 г., 27 сентября по распоряжению Жилищного отдела г. Мурома три каменных корпуса заселены рабочими. Монастырь закрыли в 1921 году. В 1928 году Пантелеймоновский придел занят под архив. В 1930-1940 годах контроль за состоянием монастыря возлагался на музей. С 1933 г. монастырь находился в пользовании военного ведомства. Собор, надвратная церковь и колокольня были приспособлены под склады. По решению горсовета 1936 г. придел Трех Святителей и Св. Пантелеимона были разрушены. Кирпич использован для строительства школы 16. В 1941 году здание Троицкого собора передано артели им. Крупской под сапожную мастерсткую на условиях ремонта. Ни в 1940-е, ни в 1950-е гг. ремонт на территории монастыря не производился. В послевоенные годы келейные корпуса превращены в коммунальные квартиры. В 1961 - 1962 годах в монастыре произведена косметическая реставрация. В 1970-х годах ансамбль Троицкого монастыря поставлен на государственную охрану как памятник республиканского значения. 15 мая 1991 года ансамбль Муромского женского Троицкого монастыря по просьбе Владимиро-Суздальской епархии передан Русской Православной церкви. Это первый женский монастырь, открытый во Владимирской епархии. В 2002 году в монастыре был открыт пансионат для несовершеннолетних детей «Надежда», где девочки получают среднее образование. Данные весны 2006 года: в муромской обители живут 70 сестер. С 2001 года с благословения владыки Евлогия в Свято-Троицком монастыре был открыт пансионат «Надежда» для девочек из неблагополучных семей. В настоящее время монастырский пансионат стал домом для двадцати воспитанниц в возрасте от четырех до шестнадцати лет. Святыни Главной святыней Троицкого монастыря является Виленский Крест . Ему посвящено известное произведение древнерусской литературы " Повесть о Виленском Кресте " . Обретение святыни так же связано с именем Богдана Цветнова. В монастыре упокоиваются мощи святых Петра и Февронии , покровителей любви и брака. Богослужение Богослужения в Свято-Троицком монастыре совершаются ежедневно. Божественная Литургия начинается в 6.30, вечерняя служба – 16.00. После Литургии совершаются молебны и панихиды по усопшим. В воскресные дни Божественная Литургия начинается в 7.00, после которой перед гробницей с мощами святых благоверных князя Петра и княгини Февронии совершается водосвятный молебен с акафистом.

http://drevo-info.ru/articles/5849.html

Неповторимым богатством форм отличается 3-й ярус, в котором не чувствуется стены, все его стороны представляют собой резьбу по камню. На углах вместо полуколонок — резные балясины с розетками посередине карниз раскрепован на углах, в широком фризе — углубленные ниши с керамическими шлемовидными вставками, подобными вставкам Троицкой церкви. В середине ниши окно со сложным рисунком, представляющим висячие арочки, обрамленное резным наличником в виде балясин и розеток. Оно завершается полуциркульным слегка вспарушенным фронтоном из тесаного камня, в центре которого в глубокой нише классическая полурозетка. Между угловыми балясинами и обрамлением окон расположены глубокие вытянутые по вертикали ниши, в которых сохранились остатки росписей. Завершение колокольни Троицкой церкви в Муроме по деталям также близко к завершению колокольни церкви Троицы в Никитниках. Восьмерик в виде восьми арочных проемов перекрыт полуциркульными арками, вспарушенными в местах примыкания к шатру. Наружные стороны столбов арок украшены балясинами прямоугольного сечения, на углах столбов для погашения распора шатра поставлены полуколонны, переходящие в основание восьмерика. Углы восьмигранного шатра подчеркнуты тройными черепичными гуртами, имеющими большое декоративное значение. При черепичной кровле гурты имели и практическое значение для заделки углов сопряжения граней. Шатер завершается изящной луковичной главкой, покоящейся на восьмигранной шейке. Переход от шатра к шейке сделан в виде небольших кокошничков. В шатре устроен один ряд слухов, перекрытых декоративными кокошниками, тогда как в большинстве колоколен делалось два и три ряда слухов. Источник: Беспалов Н.А.: Ист.-Очерк. Муром. Памятники искусства XVI — начала XIX в. – Ярославль: Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1970-128 с. Троицкий женский монастырь основан в 1643 г. богатым муромским купцом Тарасием Борисовым, по прозвищу Богдан Цветной на месте деревянной церкви. По преданию, где-то здесь, на " Старом Вышнем городище " , кн. Константином, крестившим Муромскую землю, был поставлен первоначальный деревянный храм во имя страстотерпцев Бориса и Глеба. В последствии на этом месте соорудили деревянную Троицкую церковь. Опись 1636 г. сохранила ее описание: " Супротив монастыря (Благовещенского) церковь ружная Живоначальные Троицы древяна, верх шатровый, с папертью, глава и крест обиты железом белым, да в той же церкви придел Бориса и Глеба... и в церквах Божия Милосердия образа и свечи поставные и сосуды церковные и ризы, и на колокольнице колокола - все церковное строение муромца торгового человека Бориса, Семенова сына, да сына его Богдана " .

http://sobory.ru/article/?object=00630

Муром. Троицкий женский монастырь. Собор Троицы Живоначальной. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Собор Троицы Живоначальной в женском Троицком монастыре города Мурома Благодаря интересному стечению обстоятельств и закономерностям развития муромской школы церковного зодчества, собор Троицкого женского монастыря, основанного позже трех других обителей города (его основание датируется началом 1640-х годов), является наиболее ранним памятником знаменитого «узорочья» местных мастеров-«муролей». Именно поэтому многие особенности его композиции и декора достаточно своеобразны по сравнению с храмами трех других монастырей, а некоторые впоследствии так и не были повторены. Как и почти все городские церкви, собор Троицкого девичьего монастыря возведен на месте старинного деревянного храма. Согласно церковному преданию, в 1190-е годы святой князь Константин Святославич Муромский поставил здесь деревянную церковь во имя святых князей Бориса и Глеба. С 1351 года она упоминается уже как Троицкая. Каким был ее первоначальный облик, установить пока не удалось, так как первое известное нам описание относится уже к 1624 году: «Супротив монастыря [Благовещенского] церковь ружная [т.е. не имеющая своих земельных владений и находящаяся на обеспечении прихода] Живоначальной Троицы древяна, верх шатровый, с папертью, глава и крест обшиты железом белым, да и в той же церкви придел святых Бориса и Глеба… Да внизу под тою церковью два престола – престол Трех Святителей и Параскевы Пятницы» 5]. Как видно из описания, в новую церковь бережно перенесли престол святых князей Бориса и Глеба из первого храма. Кроме того, как и деревянная церковь, некогда стоявшая на месте собора Воскресенского монастыря, предшественница Троицкого собора имела столь любимое в деревянном и каменном зодчестве Мурома шатровое завершение. Строительство каменного собора и основание женского Троицкого монастыря связано с именем купца «московской сотни» Тарасия Борисовича Цветнова по прозвищу Борис Цветной. Судя по тексту закладной надписи, работы велись с августа 1642 по август 1643 года: «лета 7150 (1642), августа 21, начата бысть сия церковь создатися во имя Живоначальной Троицы с приделы, при державе благочестивого государя, царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Руси, и при благоверной царице великой княгине Евдокии Лукьяновне, и при их благородном царевиче князе Алексие Михайловиче и при святейшем кире Иосифе, патриархе московском и всея Руси и при архиепископе Моисее рязанском и муромском» и «свершена же бысть сия церковь 7151 (1643) августа 6 тщанием и снисканием гостиныя сотни торгового человека Тарасия Борисова сына, по реклому, Богдан Цветной». После освящения храма Тарас Цветной получил разрешение на строительство возле него «нового девичьего» монастыря

http://sobory.ru/article/?object=04952

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010