Герои «Повести о чудесах Виленского креста» – муромец, купец гостиной сотни Тарасий Борисов сын Цветнов, по прозвищу Богдан, и арзамасец, сын боярский Василий Сергеев сын Микулин – реальные исторические лица (см. об этом Брун Т.А. Муромская «Повесть о чудесах Виленского креста» IITOДPЛ. Л., 1979. Т. 34. С. 323–326). Описываемое в Повести событие – передача чудотворного креста – точно датировано в тексте памятника действие происходит в июле 1658 г., «в субботный день». Однако, несмотря на такую конкретность дат и описаний, вопрос о времени создания памятника достаточно сложен. Исследовательница Повести Т.А. Брун первоначально датировала ее последней третью XVII в., однако позднее перенесла датировку памятника в первую половину XVIII в. на основании анализа перечня частиц от мощей, содержавшихся в Виленском кресте, который включают все списки Повести (см. Брун Т.А. Одатировке «Повести о чудесах Виленского креста» II Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 2. XVII–haчaлo XVIII в. М., 1989. С. 206–216). Точность же описаний Повести и сохранившиеся в ней следы устного рассказа объясняются, по мнению исследовательницы, тем, что письменным источником Повести о Виленском кресте, вполне вероятно, могла послужить челобитная ее героя сына боярского Василия Микулина о его «полонном терпении». Однако отсутствие полного текстологического анализа всех сохранившихся списков памятника (а они содержат различные варианты текста) не позволяет считать вопрос о времени создания «Повести о чудесах Виленского креста» окончательно решенным. С учетом некоторых новых материалов (см. Руди Т.Р. Еще раз о датировке «Повести о чудесах Виленского креста» II ТОДРЛ. СПб., 1999. Т. 52. С. 232–242) наиболее вероятной нам представляется датировка памятника концом XVII в. Все сохранившиеся списки Повести (18) поздние они датируются 2-й – 4-й четвертями XVIII в. и известны только в составе «муромских сборников». В настоящем издании текст «Повести о чудесах Виленского креста» публикуется по списку последней четверти XVIII в. – ИРЛИ, Древлехранилище им. В.И. Малышева, собр. Ф.А. Каликина, 39, л. 12–15 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1944-1945 гг., в период массового открытия храмов, появились незарегистрированные молитвенные дома в тех районах, где либо действующий храм находился в отдалении от крупных населенных пунктов, либо общины ходатайствовали о регистрации церковной двадцатки, но рассмотрение их просьбы затягивалось. Создание домашних моленных в сер. 40-х гг. XX в. рассматривалось и властями и прихожанами как промежуточный этап на пути получения регистрации, за их открытие власти уже не подвергали репрессиям. В связи с катастрофической нехваткой зарегистрированного духовенства появилось «православное беспоповство» - правосл. миряне по образцу старообрядцев проводили богослужения без участия священников. По мнению уполномоченного Совета по делам РПЦ при СНК СССР по Горьковской обл., речь шла не о массовом росте нелегальных форм религиозности, а о попытке части катакомбных общин выйти из подполья, в результате чего властям удалось зафиксировать значительное число нелегальных религиозных групп. Так, в нач. 1944 г. уполномоченный И. А. Уткин отметил в Муромском р-не Горьковской обл. деятельность нелегального священника, окормлявшего большинство деревень района. Репрессивные меры к нему не применялись (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 12. Л. 78). Ввиду того что катакомбные общины вначале рассматривались властями в качестве переходной стадии в процессе регистрации, от руководства Горьковской епархии требовали наладить контакты с нелегальными приходами и добиваться их включения в состав РПЦ. В 1946-1947 гг. переговоры с незарегистрированными общинами вел миссионер Горьковской епархии свящ. Илия Кенаревский. Однако уже в марте 1947 г. он был уволен по требованию уполномоченного Совета по делам РПЦ при СМ СССР по Горьковской обл. А. М. Богданова за то, что служил литургии для нелегальных общин в частных домах, фактически - за «соглашательство» с руководителями незарегистрированных общин. При этом уполномоченный признал в отчетах, что усилиями епархиального миссионера удалось добиться признания власти Московской Патриархии от ряда авторитетных деятелей катакомбного движения. Среди таких деятелей упомянут бывш. насельник Саровской пуст. Григорий (Сорокин), возглавлявший нелегальную «антисергианскую» общину в с. Тольский Майдан Лукояновского р-на. Тем не менее на территории Горьковской обл. удалось получить регистрацию только одному временному молитвенному дому - в г. Кулебаки (1947).

http://pravenc.ru/text/2565206.html

Сумской, вик. Харьковской епархии; † 20.06.1918. Митрофан (Афонский) с 20.03.1914 еп. Подольский и Брацлавский; † 1920. Митрофан (Гринев) 27.06.1921 хирот. во еп. Аксайского; 1923–1927 в Соловецком лагере; с 16.09.1927 еп. Алатырский, вик. Ульяновской епархии; с 29.10.1930 еп. Ульяновский; с 16.07.1933 на покое; с 12.11.1935 еп. Арзамасский (правящий); с 1937 г. в заключении. Митрофан (Гутовский) 5.07.1953 хирот. во еп. Бобруйского, вик. Минской епархии; с 28.11.1955 еп. Орловский и Брянский; с 31.05.1956 еп. Куйбышевский и Сызранский; † 12.09.1959. Митрофан (Загорский) с 1917 г. еп. Муромский, вик. Владимирской епархии; с янв. 1919 г. еп. Михайловский, вик. Рязанской епархии; † февр. 1919 г. Митрофан (Краснопольский) с 1918 г. архиеп. Астраханский; расстрелян 21.06.1919. Митрофан (Огиенко) в 1924 г. упом. как еп. Прикаспийский и Бакинский. Митрофан (Поликарпов) 7.01.1924 хирот. во еп. Бугумильского, вик. Казанской епархии; с 1927 г. еп. Бутурлинский, вик. Воронежской епархии, † 9.12.1934. Митрофан (Русинов) в окт. 1924 г. хирот. во еп. Болховского, вик. Орловской епархии; с 1925 г. в «григорианском» расколе; в 1932 г. принес покаяние; с 1933 г. еп. Старооскольский; с 27.07.1935 еп. Полтавский; с марта 1937 еп. Одесский; † 1939. Митрофан (Симашкевич) с 1915 г. архиеп. Донской и Новочеркасский; с 1922 г. в сане митрополита; с 1926 г. в «григорианском» расколе; † после 1928 г. Михаил (Богданов) с 11.07.1914 еп. Самарский и Ставропольский; с 1918 г. в эмиграции; с 1919 г. еп. Владивостокский; † 1925. Михаил (Воскресенский) 4.12.1953 хирот. во еп. Чкаловского и Бузулукского (с 7.12.1957 еп. Оренбургский и Бузулукский); с 23.11.1960 еп. Казанский и Марийский; с 25.02.1963 в сане архиепископа; с 7.10.1967 архиеп. Уфимский и Стерлитамакский; с 23.10.1967 архиеп. Казанский и Марийский; с 25.07.1975 на покое; † 21.10.1976. Михаил (Ермаков) с 1915 г. архиеп. Гродненский и Брестский; с 1921 г. управ. Киевской епархией; с 1924 г. митр. Киевский и экзарх Украины; 1925–1927 в заключении; † 30.03.1929.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

При внимательном осмотре доктора оказалось: опухоль в паху усиливалась, а прорез уже закрывался, расширить прорез г-н Стабровский не находил удобным, по слабости больного, потому что от изнурительной болезни силы больного очень ослабели. Больной, видя, что болезнь не поддается усилиям г-на Стабровского, просил его для совета пригласить другого врача, но г-н Стабровский не согласился на подобный совет и оставил больного, своего пациента. Был приглашен муромский земский врач г-н Розов. По словам г-на Розова, больной был в таком состоянии: значительная опухлость, крайне болезненная, правой тазовой области, распространенная и на правое бедро, так что движение в правом тазобедренном суставе было совершенно невозможно. В правом паховом сгибе находилось отверстие свищевого хода, идущего к правой тазовой области; из отверстия этого постоянно выделялось значительное количество гноя. Больной был крайне истощен и настолько слаб, что не мог приподняться в постели. Однако после разного рода мероприятий и употребленных доктором средств к октябрю месяцу состояние больного улучшилось до такой степени, что он мог даже несколько ходить с помощью костыля; припухлость таза и бедра и болезненность в них значительно уменьшились. Силы больного окрепли, но свищевое отверстие не закрывалось, и, кроме того, на бедре появился новый нарыв, после которого остался опять свищевой ход. Ввиду такового состояния больного г-н Розов предложил больному отправиться в Петербург, рассчитывая, что, может быть, там найдут возможным помочь ему оперативным путем. Больной так и сделал и вместе с г-ном Розовым отправился в Петербург. Консилиум петербургских профессоров Богдановского и Мултановского нашел операцию невозможной, и только было сделано расширение свищевых ходов и вставлен был дренаж. По словам больного, он желал остаться в Санкт-Петербурге для окончательного излечения, но доктора посоветовали ехать домой, и так как он был очень слаб, то посоветовали ехать (домой) непременно с доктором (3 ноября). По возвращении в Муром в болезни Засухина появилось новое осложнение: по словам г-на Розова, развилось воспаление легочной плевры, к которому присоединился понос, больной ослабел окончательно. Для совета были приглашены еще другие врачи: гг. Доброхотов и Лутновский. Приглашенные врачи сознали положение больного безнадежным и определили даже день его смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МУРОМСКИЙ ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Муромский Свято-Троицкий женский монастырь Троицкий женский монастырь основан в 1643 г. богатым муромским купцом Тарасием Борисовым, по прозвищу Богдан Цветной на месте, которое ранее именовалось Старое Вышнее городище, где в XII веке святой благоверный князь Константин, креститель Мурома, поставил деревянную церковь во имя страстотерпцев Бориса и Глеба. В последствии на этом месте соорудили деревянную Троицкую церковь. Опись 1636 г. сохранила ее описание: " Супротив монастыря (Благовещенского) церковь ружная Живоначальные Троицы древяна, верх шатровый, с папертью, глава и крест обиты железом белым, да в той же церкви придел Бориса и Глеба... и в церквах Божия Милосердия образа и свечи поставные и сосуды церковные и ризы, и на колокольнице колокола - все церковное строение муромца торгового человека Бориса, Семенова сына, да сына его Богдана " . В 1642 году на месте обветшалой деревянной Троицкой церкви закладывается каменная. Через год поднялся стройный собор во имя Живоначальной Троицы. " Лета 7150 (1642) августа 21 дня начата бысть сия церковь создатися... " " Совершена же бысть сия церковь 7151 году августа 6 дня тщанием и снисканием гостинные сотни торгового человека Тарасия, Борисова сына, по реклому Богдана, Цветнова, во славу и честь Отца и Сына и Святого Духа и ныне и присно и во веки веков. Аминь " , - повествует закладной камень, сохранившийся доныне внутри храма. В 1643 г. Богдан Цветной получил разрешение от епископа Рязанского и Муромского основать на месте Троицкого прихода девичий монастырь. В 1648 г. над Святыми воротами строится миниатюрная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери с ложно шатровым завершением. В 1652 году над монастырем вознеслась многоярусная колокольня, завершившая, в основном, формирование архитектурного облика обители.

http://drevo-info.ru/articles/5849.html

Муромский Свято-Троицкий новодевичий монастырь Муромский Свято-Троицкий Новодевичий монастырь, главная святыня которого мощи святых Петра и Февронии, расположен в древнейшей части Мурома – старом вышнем городище, на левом берегу реки Оки. Согласно исследованиям специалистов, а также местному преданию, в древности на этом месте стоял Муромский кремль, где была поставлена первая в городе церковь во имя святых Бориса и Глеба. Позднее, в 1351 году, на этом месте была выстроена деревянная Троицкая церковь. В 1643 году тщанием богатого муромского купца Тарасия Борисова, прозванного Богданом Цветновым, или Цветным был построен каменный Свято-Троицкий собор. Построив собор, Цветной подает прошение епископу Рязанскому и Муромскому об основании на месте Троицкого прихода девичьего монастыря. Для новой обители он жертвует свое дворовое место у церкви и выкупает соседние земли, принадлежавшие Предтеченскому приходу. В 1640-х годах Цветной делает в новоустроенный монастырь три вклада «по своих родителех» – в 1645 году серебряный с золочением оклад Евангелия, в 1647 году – напрестольный серебряный золоченый крест, обнизанный жемчугом, и в 1648 году жертвует водосвятную серебряную чашу с изысканным чеканным узором и золоченым венцом. В 1648–1652 годах в южной части монастыря на одном фундаменте были построены надвратная шатровая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери и прорезная многоярусная колокольня. Тарасий Цветной, основатель Троицкой обители, получивший свое прозвище за торговлю москательными товарами, в том числе красками, был очень интересной личностью, сочетавшей деловые качества, таланты исследователя и искреннее благочестие. Разбогатев, он вместе с некоторыми другими муромскими купцами был по указу царя Михаила Федоровича переведен в «московскую сотню» и должен был переехать жить в Москву. В старости Тарасий-Богдан Цветной отошел от дел, возвратился в Муром и принял постриг в Благовещенском монастыре. Здесь им была написана «Повесть о Виленском кресте», посвященная одной из главных святынь Троицкой обители.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

К началу ХХ века колокола занимали шесть из восьми арок яруса. Самый большой из них, весом около 400 пудов, был изготовлен, как о том повествует монастырская летопись, уже в начале ХХ века: «1913 года подъят на колокольню новый колокол весом 380 пуд 18 фунтов стоимостью 9000 рублей. Отлит на заводе Оловянишникова в Ярославле в память юбилея 300-летия царствования дома Романовых». Второй (наиболее старинный) колокол весил около 100 пудов, о чем свидетельствовала надпись на нем: «Лета 7160 (1652) сей колокол приложил в Муром в Новодевичь монастырь в Дом Живоначальной Троицы гостиные сотни муромец торговый человек Тарасий по реклому Богдан Борисов сын Цветной по родителех своих и по своей души а весу в нем 100 пудов» Изображений на колоколе не было. Третий колокол датирован началом XIX столетия: «1827 году по указу от данного времени разбитый 30-пудовый колокол заменен на такой же новый» Судьба этих колоколов после закрытия монастыря в 1921 году неизвестна. Библиография: Муром: Памятники архитектуры и искусства. М., 1990. С.: 28-32 Беспалов Н.А. Муром: Памятники искусства XVI – начала XIX веков. Ярославль, 1971. С.: 35-36 Травчетов Н.П. Город Муром и его достопримечательности. Владимир, 1903. С.83, 110 Грабарь И.Э. История русского искусства. М., 1911. Т.2. С.142, 143 Травчетов Н.П. Материалы для истории Троицкого муромского монастыря. Владимир, 1902 Щелоков О.О. Статья в Каталоге sobory.ru: http://sobory.ru/article/?object=00630 Летопись муромского Свято-Троицкого монастыря. М., 2001. С.: 55, 71 См.: Казанская надвратная церковь Троицкого монастыря, Муром (исторический облик, 1970 г.) С южной стороны Троицкой церкви в середине XVII в. располагались бобыльские дворы, которые Богдан Цветной перенес на посад. На освободившемся месте в 1648 году выстроена каменная Казан­ская надвратная церковь. На южной стороне церкви над окнами в клеймах сделаны надписи, говорящие о дате строительства и называющие строителя церкви: «7156 (1648) года создана сия церковь», «а строенье торгового человека Тарасия, Борисова сына, по реклому Богдана Цветнова».

http://sobory.ru/article/?object=04953

Архив Пн Святейший Патриарх Сербский Ириней посетил Подворье Русской Православной Церкви в Белграде 7 июля 2020 г. 09:35 5 июля 2020 года Святейший Патриарх Сербский Ириней совершил Божественную литургию в Свято-Троицком храме Подворья Русской Православной Церкви в Белграде и поздравил прихожан с праздником преподобных Петра и Февронии Муромских, который будет отмечаться 8 июля. Как известно, в России в день памяти этих святых, почитаемых как покровители христианского супружества, празднуется День семьи, любви и верности. Святейшему Владыке сослужили настоятель Подворья протоиерей Виталий Тарасьев, клирик Шабацкой епархии Сербской Православной Церкви протоиерей Миладин Богданович, а также протодиакон Стеван Рапайич, секретарь Церковного суда Белградско-Карловацкой архиепископии. В храме присутствовали директор Управления по сотрудничеству с церквами и религиозными организациями Правительства Сербии Милета Радойевич и принц Филипп Карагеоргиевич с супругой. Обратившись по завершении богослужения со словами приветствия к Предстоятелю Сербской Православной Церкви, протоиерей Виталий Тарасьев от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла поблагодарил за посещение храма и совершение Божественной литургии, пожелав ему духовного мира, крепкого здравия и помощи Божией в его Предстоятельском служении. Отец Виталий особо упомянул празднование памяти святых Петра и Февронии Муромских, в преддверии которого Святейший Патриарх Ириней посетил русский храм в Белграде. Как подчеркнул настоятель Подворья, День семьи, любви и верности с 2008 года является в России церковно-государственным торжеством. Констатировав, что семейный союз лежит в основе любого здорового общества, священнослужитель выразил глубокое сожаление, что в наше время усиленно пропагандируются, а порой и директивно вводятся в общественную жизнь в качестве нормы положения, прямо противоречащие христианской морали и призванные стереть в сознании людей разницу между добром и злом. Поблагодарив настоятеля храма за теплое приветствие, Предстоятель Сербской Православной Церкви со своей стороны высоко оценил значение празднования в честь святых покровителей супружества — преподобных Петра и Февронии. По мнению Его Святейшества, брак — это святой союз, через который благодать Божия изливается на человека. Было отмечено, что и сербский, и русский народы имеют в своей истории множество ярких примеров святых браков.

http://patriarchia.ru/db/text/5660015.ht...

Стр. 95. .. .иже изволил быти в Троицком девичье монастыре. – Муромский Троицкий женский монастырь был основан муромцем Богданом Цветновым в 1642–1643 гг.; строительство ансамбля монастыря продолжалось до 1648 г. ...гостиной сотни торговой человек Богдан Борисов сын Цветнов... – Купец гостиной сотни Богдан (Тарасий) Цветнов (Цветной) – представитель одной из самых богатых купеческих фамилий Мурома, его имя читается первым в списке «самых лучших людей» города в двух муромских Писцовых книгах – 1625 и 1636 гг.; поставил на свои средства несколько храмов, в том числе церковь Живоначальной Троицы, при которой его тщанием был открыт женский монастырь, куда среди других богатых вкладов – икон, церковных сосудов и книг – и был вложен Виленский крест. ...с камением и жемчугом украшен... – Сейчас на кресте камней и жемчуга нет, он вложен в складень-кузов с изображением двунадесятых праздников, в чеканном окладе (см. Сухова О.А. Древности Муромского Троицкого монастыря/I Уваровские чmehuя-II. Муром, 21–23 апреля 1993 г. М., 1994. С. 141). Издавая в 1899 г. текст Повести во Владимирских губернских ведомостях, Н.П. Травчетов также сопроводил указанную фразу комментарием «В настоящее время таковых украшений на кресте не имеется». (Владимирские губернские ведомости. 1899. 34. Часть неофиц. С. 5). По-видимому, можно предположить, что за время своего существования Виленский крест претерпел некоторые внешние изменения. ...Я де града Арзамаса... зовут Василием, Сегеев сын МикулИн.– Имена многих представителей рода Микулиных встречаются в изданных С. Б. Веселовским Арзамасских поместных актах 1578–1618 гг., однако имени героя Повести Василия Микулина в исторических источниках пока не обнаружено (Т.А. Брун). В прошлом, де, во 165-м (1657) году, как великому государю Бог поручил взять литовский град Вилну... – Хронологическая неточность Вильна была взята русскими войсками 29 июля 1655 г. Стр. 96. .. .поставил в девичье монастыре в церкви Живоначальныя Троицы... где и доныне благодатию Божиею обретается. – Виленский крест вместе с другой церковной утварью был изъят из Троицкого монастыря в феврале 1930 г. и хранился до последнего времени в Муромском историко-художественном музее. В мае 1996 г. крест был торжественно возвращен в Троицкий собор монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Изначально в Троицком храме имелось 2 престола: во имя Св. Троицы и во имя св. князей Бориса и Глеба. Видимо, ко 2-й пол. XVII в. в нем находились иконы и церковные предметы, известные по описанию 1623/24 г. и повторенные в описи 1636/37 г. (Писцовая книга г. Мурома 1636/37 г. 2010). Из значимых вкладов, появившихся в Троицкой ц. в сер.- 2-й пол. XVII в., выделяются пожертвования, сделанные строителем мон-ря, Цветновым. Это т. н. Виленский крест, принесенный в Муром в 1658 г. жителем Арзамаса В. С. Микулиным. По преданию, он обнаружил крест в 1657 г., при взятии рус. войсками г. Вильны. Микулин услышал во сне голос, повелевший отнести крест в Муром и передать его Цветнову для обители ( Травчетов. 1902. С. 51-52). В 1647 г. Цветнов пожертвовал в М. Т. м. напрестольный 8-конечный серебряный с золочением крест весом 1 фунт 3 золотника с вкладной надписью: «Лета 7155 (1647) июня в 5 день сей крест приложил в Муром в дом Живоначальной Троицы гостинныя сотни торговый человек Тарасий, по реклому Богдан, Борисов сын Цветнов по своих родителех» ( Он же. 1903. С. 107). В 1647 г. Цветнов передал в обитель серебряную с золочением водосвятную чашу весом 4 фунта 59 золотников с аналогичной надписью (Там же). Вероятно, и крест и чаша были заказаны в одной мастерской и вложены в обитель в качестве общего дара. Нек-рые вклады Цветнова не имеют точной датировки. Так, в обители имелось Евангелие (М., 1683) на золотообрезной бумаге в 1/2 листа в бархатном окладе с серебряными клеймами на верхней и нижней досках; на среднике было помещено резное изображение Распятия с предстоящими. Имеется свидетельство о том, что «Евангелие это - приклад строителя Цветного» ( Травчетов. 1902. С. 19). Его же даром было серебряное вызолоченное чеканное кадило с серебряными цепями и кольцами весом 2 фунта 90 золотников, с чеканной надписью: «Приложил сие кадило в дом Живоначальныя Троицы гостинной сотни Тарасий, по реклу Богдан, Борисов сын, Цветнов по своих родителях» ( Косаткин. 1906). Н. П. Травчетов, ссылаясь на опись монастырского имущества 1766 г., писал, что это кадило было передано в обитель в 1647 г. ( Травчетов. 1902. С.23).

http://pravenc.ru/text/2564388.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010