2. Владыка, в населённых пунктах на территории Азербайджана, где некогда проживали армяне, находится достаточное количество храмов. В рамках возможного мирного договора между Арменией и Азербайджаном (или же в нынешней ситуации) планируется ли посещение этих мест, уроженцами и их потомками с целью участия в литургической жизни. Каков сейчас юридический статус этих церквей? - Несмотря на то, что азербайджанцы всеми возможными и невозможными способами, различными спекуляциями пытаются приписать этим храмам албанское происхождение – все эти храмы дышат армянским духом, доказательством чего являются многовековые надписи, оставленные на стенах различных монастырей. Это духовно-культурное богатство армянского народа и Армянской Апостольской церкви, которое мы унаследовали от наших предков. Мы не собираемся отказываться от того, что передавалось нам испокон веков и при малейшей возможности в стенах наших храмов вновь будет слышна армянская молитва. Что касается статуса этих монастырей, Католикос всех армян поднял этот вопрос на трехсторонней встрече духовных лидеров Армении, России и Азербайджана, состоявшейся 13 октября при посредничестве Патриарха Московского всея Руси Кирилла. Но вопрос не получил никакого отклика. И мы думаем, что не получит, потому что азербайджанцы не рассматривают эти памятники как армянские. Даже памятники Шуши они пытаются приписать азербайджанскому происхождению через ЮНЕСКО. 3. В свое время Вы защитили диссертацию по теме «Краткая история церкви Албанов ( IV - XVII вв.)». В двух словах Владыка, кто были этнические албаны? Была ли эта церковь самостоятельной? - Кавказская Албания – это географический локация, расположенная на левом берегу Куры. Здесь проживало более 30 наций, из которых можно выделить гаргаров. Месроп Маштоц (V век) создал албанскую азбуку на основе гаргарского диалекта (уникальный образец албанской азбуки хранится в Матенадаране имени М. Маштоца в Ереване). Католикосат Албании был основан благодаря проповедям Григора Лусаворича и его внука Григориса. Григорис, кстати, погиб мученической смертью в самой Албании, недалеко от города Дербент на берегу Каспийского моря.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/12/mn...

Бакинско-Прикаспийская епархия 14 сентября 2005 г. 12:46 Распространение христианства на территории Азербайджана связано с именем апостола Варфоломея, одного из 12-ти учеников Господа Иисуса Христа. Как повествует жизнеописание апостола Варфоломея, после трудов в стране Индийской, он отправился в Кавказскую Албанию проповедовать веру Христову, где и пострадал за Христа в 71 году по Рождестве Христовом в городе Альбанополе на западном берегу Каспийского моря — нынешнем Баку. Сохранилось место у подножья Девичьей Башни, где согласно преданию претерпел мученическую кончину (казнь через распятие вниз головой) св. ап. Варфоломей. До 1936 года место это было отмечено часовней и памятной доской. В I тысячелетии христианство широко распространилось в Кавказской Албании и здесь была организована самостоятельная Албанская Церковь (см. статью Албания Кавказская в 1 томе «Православной Энциклопедии»). После утверждения на этой территории ислама, Албанская Церковь пришла в упадок, но продолжала существовать еще до начала XIX столетия. В XIX столетии с появлением русского населения в Азербайджане стала осуществлять свою деятельность Русская Православная Церковь. В Гяндже, Шемахе, Баку были построены русские православные храмы. В связи с ростом промышленности и большим притоком русского населения, для упорядочения религиозной жизни в 1905 году была организована Бакинская архиерейская кафедра (епархия). В дальнейшем епископы получили титул «Бакинский и Прикаспийский» (всего 11 архипастырей). В состав епархии входили приходы по западному побережью Каспийского моря. В советское время церковно-административная деятельность в Прикаспийской епархии затруднялась как включением Азербайджана в обновленческий Закавказский митрополитанский округ (с 1923), так и преследованиями православного духовенства (среди репрессированных — свящ. Андрей Ерёмин (+ 1929), свящ. Евфимий Савельев (+ 1932), новомуч. свящ. Иоанн Ганчев (+ 1937) и др.). После восстановления церковной жизни в период Великой отечественной войны в Баку был вновь открыт православный храм (в 1944-м) — нынешний собор в честь Рождества Богородицы по ул. Ш.Азизбекова, 205, а затем еще ряд приходов на территории Азербайджана, которые вошли в состав Ставропольско-Бакинской епархии Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/40152.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМАРАС древнее селение в обл. Арцах, с V в. в составе Албанского марзпанства (см. Албания Кавказская ). В IV в. сщмч. Григорием Просветителем († 335) в А. была заложена церковь, где ок. 338 г. был захоронен убитый язычниками-мазкутами внук Григория Просветителя сщмч. Григорис, еп. Иверии и Албании. Мощи сщмч. Григориса были обретены в 489 г. при албан. царе Вачагане III, к-рый возвел над ними часовню и восстановил разрушенную к тому времени церковь. В нач. V в. создатель арм. алфавита Месроп Маштоц основал в А. первую школу. С VI в. А.- епископство в структуре Албанского Католикосата. Епископу А. «царем ромеев» была подарена десница сщмч. Григория Просветителя, находившаяся в К-поле. В ср. века А. был известен как мон-рь, к-рый являлся крупным скрипторием. А. подвергался частым разрушениям (в 1387 разрушен Тамерланом ) и неоднократно восстанавливался. Под алтарем построенной в 1858 г. церкви сохранилась сводчатая усыпальница из чисто отесанных блоков с орнаментацией, характерной для V в. Лит.: Hasratian M. L " ensemble architectural d " Amarass//REArm. N. S. 1977. T. 12. p. 243-259. fig. 4-6; Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк/Критич. текст и предисл. В. Д. Аракеляна. Ереван, 1983 (на арм. яз.); Акопян А. А. Албания-Алуанк в греко-латинских и древнеармянских источниках. Ереван, 1987. С. 130, 180-182, 247; Асратян М. М. Амарас. Ереван; М., 1990. А. Ю. Казарян Рубрики: Ключевые слова: МАСТАРА (Маздара), древнее сел. обл. Арагацотн (Армения), к северу от Талина, на юге исторической обл. Ширак пров. Айрарат Великой Армении АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ Церковь арм. народа, одна из древнейших в истории христианства. Принадлежит к семье Древних Восточных Православных (дохалкидонских) Церквей

http://pravenc.ru/text/114284.html

На сайте Бакинской епархии размещена работа по истории христианской Албании Баку, 15 июля 2004 г. Кавказ – колыбель древних цивилизаций, созданных народами-автохтонами, сохранил память о христианском прошлом древнего государственного образования на исторической территории нынешнего Азербайджана – Кавказской Албании, сообщает пресс-служба Бакинской епархии. Изучение истории древних государств Кавказа, а также исторического пути проникновения сюда Христианства и развития Церкви представляет немалый интерес не только для светской исторической науки, но тем более для науки церковной. Очевидно, что авторы различных исторических трудов слишком общо говорят о христианизации кавказских народов (албанов, грузин, армян, алан, абхазов), зачастую перемешивая события и действующих лиц одной страны или региона с другой, в результате чего трудно бывает разобраться в материале, скажем, касающемся Албанской и Армянской Церквей. Да и сам исторический материал одной Церкви зачастую похож на предание другой. Албания, Грузия и Армения – соседи, и зачастую предание одной Церкви накладывается на предание другой. Отсюда задачей настоящего исследования является отделение церковных традиций различных кавказских Церквей. Некоторые сложившиеся исторические стереотипы приходится разрушать. В этом и состоит отчасти актуальность настоящей работы. Задача данной работы состоит и в том, чтобы проследить исторический путь Христианства, начиная от времен апостольских до нынешнего времени в Кавказском регионе, в частности Азербайджане. 15 июля 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/10465.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Андрей Месукевийский, Грузинский, мч. Описания иконы Андрей Месукевийский, Грузинский, мч. - житие Святой мученик Сухий и 16 его сподвижников грузин были знатными вельможами при дворе албанского (агванского) правителя (кавказская Албания - государство на территории нынешнего Азербайджана). Сопровождая дочь албанского правителя Сатенику, супругу армянского царя Артаксара (88 - 123), святой Сухий и его 16 сподвижников оказались в Арташате, древней столице Армении (город был разрушен римлянами позднее, в 163 году). Там проповедовал грек-христианин Хризос, просвещенный и рукоположенный во иерея святым апостолом Фаддеем (+ ок. 44, память 21 августа). Вельможи уверовали во Спасителя и твердо решили посвятить всю свою жизнь служению Богу. Все семнадцать новообращенных грузин последовали за Хризосом в Месопотамию. Во время Крещения в водах Евфрата, совершенного иереем Хризосом, они удостоились видеть Господа Славы Иисуса Христа. У места Крещения святые мученики воздвигли честный крест и наименовали его " Крестом Благовещения " . При Крещении иерей Хризос дал всем святым новые имена: стар[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. Ок. 2000.] Мчч. Андрей Месукевийский и Наталья. Тарасова С.Л. (Иконописная школа). Икона. Сергиев Посад. Около 2000 г. Частное собрание. Москва. Файл 3952.jpg:   Размер: 923x1200, 1.11 MPix, 101 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (758) , (74) .

http://pravicon.com/icon-1185

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Виктор Месукевийский, мч. Описания иконы Виктор Месукевийский, мч. - житие Виктор Месукевийский, Грузинский, мч.: Ап. 15 Святой мученик Сухий и 16 его сподвижников грузин были знатными вельможами при дворе албанского (агванского) правителя (кавказская Албания – государство на территории нынешнего Азербайджана). Сопровождая дочь албанского правителя Сатенику, супругу минского царя Артаксара (88–123), святой Сухий и его 16 споджников оказались в Арташате, древней столице Армении (город был разрушен римлянами позднее, в 163 году). Там проповедовал грек-христианин Хризос, просвещенный и рукоположенный во иерея святым апостолом Фаддеем († ок. 44, память 21 августа). Вельможи уверовали во Спасителя и твердо решили посвятить всю свою жизнь служению Богу. Все семнадцать новообращенных грузин последовали за Хризосом в Месопотамию. Во время Крещения в водах Евфрата, совершенного иереем Хризосом, они удостоились видеть Господа Славы Иисуса Христа. У места Крещения святые мученики воздвигли честный крест и наименовали его «Крестом Благовещения». При Крещении иерей [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-1433

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОВСЕС КАЛАНКАТУАЦИ (В ранних источниках - Дасхуранци; Каганкатваци) [арм. ], арм. историк 2-й пол. X в., автор труда «История Албании» (История страны Алуанк) (см. также ст. Албания Кавказская ). М. К. был родом из обл. Арцах (территория совр. Нагорного Карабаха), вероятно, был священнослужителем, имел доступ к материалам канцелярии Албанского Католикосата. Его когномен Дасхуранци (Дасхуранский) упомянул Мхитар Гош (XII - XIII вв.), к-рый цитировал последнюю главу книги М. К. со списком католикосов Алуанка в предисловии к одному из вариантов своего «Армянского судебника». Архим. Ванакан, ученик Гоша (XIII в.), указал, что М. К. был «родом из села Дасхуран» (Дасхорэн). Ученик же Ванакана Киракос Гандзакеци в своей «Истории Армении» назвал М. К. с когноменом Каланкатуаци (Каланкатуйский), заметив, что М. К. в одной из глав 2-й кн. истории прямо упоминает свое родное с. Каланкатуйк в обл. Утик. При этом Гандзакеци не заметил, что эта глава является частью отдельного сочинения VII в. (т. н. История католикоса Вироя), которую М. К. воспроизвел в своей книге дословно. На основании того же пассажа из источника VII в. нек-рые исследователи предполагали, что автором 2 первых книг «Истории Албании» можно считать М. К., а автором 3-й книги - Мовсеса Дасхуранци. Однако такое искусственное разделение никак не подтверждается источниковедческим и языковым анализом. «История Албании» М. К. создана, вероятно, при Албанском католикосе Мовсесе III (982-988). Она дошла до нас в более чем 30 рукописях (они делятся на 2 группы со своими подгруппами); из них древнейшая создана в кон. XIII в. В списке католикосов Албании Мовсес III упомянут последним и без указания продолжительности его правления ( Мовсес Каланкатуаци. 1984. III 23). Это было время усиления межфеодальных распрей и борьбы образовывающихся местных царств с центральной державой арм. Багратидов (IX-XI вв.) со столицей в г.

http://pravenc.ru/text/2563884.html

переклад на лезгинський мову 10 липня 2014 р. 14:46 В 2014 году Институт перевода Библии выпустил в свет первый перевод Четвероевангелия на  лезгинский язык. Лезгинский язык принадлежит к нахско-дагестанской языковой семье. В России насчитывается более 400 тыс. лезгин, большинство которых компактно проживает на юго-востоке Дагестана. Около 200 тыс. лезгин живут в сопредельных с Россией районах Азербайджана, их также можно встретить в Турции и ряде других стран. В первом тысячелетии нашей эры предками современных лезгин и родственных им народов было создано христианское государство Кавказская Албания. На язык кавказских албанцев начиная с V века переводилось Священное Писание — именно поэтому в оформлении обложки Четвероевангелия использовано факсимильное изображение кавказско-албанской рукописи новозаветного текста. Первым изданием ИПБ на лезгинском языке был сборник отрывков из Евангелия от Матфея, вышедший в свет в 1990 г. В 1996 г. было издано Евангелие от Марка. С начала 90-х гг. в Дагестане и в Азербайджане велась работа по переводу на лезгинский язык книг Нового Завета. В 2004 г. была завершена работа над Евангелием от Луки и Деяниями святых апостолов. В 2009 г. вышла «Библия для детей», а в 2010 – первое издание книг Ветхого Завета (Руфь, Есфирь, Иона). В настоящее время продолжается работа над переводом остальных книг Библии. Переводы Священного Писания на лезгинский язык в pdf-фopмame Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3685197...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛАМ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 18 , С. 257 опубликовано: 25 июня 2013г. ЕЛАМ - см. Элам . Рубрики: Всемирная история. Древние государства Ключевые слова: Государства древние Елам - см. Элам См.также: АКСУМСКОЕ ЦАРСТВО одна из самых могущественных держав поздней античности и раннего средневековья, принявшая в сер. IV в. христ-во АЛБАНИЯ КАВКАЗСКАЯ древняя страна в Вост. Закавказье БАКТРИЯ древн. историко-культурная обл. в Ср. Азии ВАВИЛОНИЯ термин, к-рым в исторической науке, следуя античной традиции, называют территорию Юж. Месопотамии в долине рек Тигра и Евфрата на юге совр. Ирака, и гос-во, возникшее здесь в нач. II тыс. до Р. Х. Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/189669.html

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь ...на Кавказе 571. Ибрагимов Г. Х. Христианство у цахуров (йикий-цев-албанцев)//АиО. 1999. 1(19). С. 170–181. Цахуры (цахи) – один из древних народов Дагестана и Азербайджана (Кавказская Албания). Албанская Церковь в IV-XIX вв. См. также 590, 605, 2881. Читать далее Источник: Богословие и история Церкви: Аннотированный указатель статей центральных периодических изданий Русской Православной Церкви (1947–2000)/Сост. и введ.: монахиня Елена (Хиловская), О. В. Мелихова, О. В. Руколь; Науч. и общ. ред., предисл.: канд. ист. наук А. Г. Дунаев. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. — 464 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010