Христианство у цахуров (Йикийцев-Албанцев) Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 19, 1998 16 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 19, 1998 Цахуры (цахи) — один из древних народов Дагестана и Азербайджана, их историческая территория обитания — Кура-Алазанская долина и верховья реки Самур. Самоназвание — йикий ( йихъий) ; этот этноним обнаруживает родство с другими названиями народов восточного Кавказа. Юго-Восточный Дагестан и север Азербайджана 1 По утверждению многих исследователей, в прошлом цахуры жили на большой территории в составе Кавказской Албании. На юго-востоке они исторически граничили с армянами, а юго-западная граница с грузинами сохраняется у них и поныне. Территория цахуров в пределах Кавказской Албании была метрополией в отношении к другим регионам. Соответствует действительности утверждение античных авторов о том, что Кавказская Албания представляла собой союз 26 племен во главе с верховным вождем. Их конфедерация сложилась в III–II вв. до Р. Х. Йикийцы-албанцы, оказавшись в центре формирования и развития государства Кавказской Албании, первыми встретили христианство, раннее распространение которого в Кавказской Албании было мотивировано многими факторами, в том числе внешними контактами, духовными поисками и ориентирами (до этого здесь были знакомы с иудаизмом, зороастризмом и культами Египта). Раннее распространение христианства в Армении и Грузии никем не оспаривается; эти регионы и ныне остаются исконно христианскими. Христианизация Кавказской Албании — исторического Дагестана — была прервана исламизацией дагестанских народов, из которых христианство сохранили только удины (ныне их численность — более 15 тыс., они живут в селениях Нидж и Варташен в Азербайджане и в селе Октомбери Кварельского района Грузии). Условия для раннего утверждения христианства в Армении, Грузии и Кавказской Албании были абсолютно идентичны. Раннее распространение христианства на Кавказе связано, в частности, с наличием еврейской диаспоры. Первые переселенцы появились здесь еще в VI–V вв. до Р. Х., в эпоху вавилонского пленения. После 536 г. до Р. Х., когда персидский царь Кир взял Вавилон и разрешил израильтянам вернуться на родину, часть их осталась при Кире, а со временем перешла на персидский язык. Когда значительные группы населения Персии были направлены на Кавказ, существенную их часть, возможно, составляли евреи. В основном персидские переселенцы осели у подножия проходов на Большой Кавказ, в частности, в Маджалисе, Дербенте, Мамраше, Кубе, Шемахе, Шеки, Кахи, Джиныхе. Возможно, в постоянных переселениях на Кавказ с Ближнего и Среднего Востока отчасти кроется загадка, связанная с преданием о десяти коленах израилевых, оставшихся в неведомых восточных странах. Они в чистоте сохраняли закон Моисеев и свято его почитали. Наиболее просвещенная и влиятельная их часть жила в ожидании Мессии — Помазанника, Искупителя и Царя.

http://pravmir.ru/hristianstvo-u-tsahuro...

Влияние христианства в Персидской Армении также беспокоило шаханшаха. При Й. была неудачная попытка возродить там зороастризм в качестве гос. религии. Инициатором выступил главный министр Михр-Нарсе, проявивший себя в борьбе с христианством уже при Вахраме V. От имени Й. он отправил арм. знати указ, содержание к-рого изложено в сочинениях арм. историков-вардапетов Лазара Парпеци и Елише ( Ghazar P " arpetsi. 1985. P. 60-64; Елишэ. 2001. С. 206-208). В указе содержался призыв к армянам обратиться в зороастризм, а христианство объявлялось губительной для народа религией. Положительный пример Армении должен был также способствовать примирению с Сасанидами царств Иверия и Албания Кавказская , где к этому времени христианство также преобладало ( Langlois. 1869. Vol. 2. P. 281-282). Собор Армянской Апостольской Церкви, в к-ром приняли участие также представители знати, созванный в Арташате, отказался выполнять требования персов. Тем не менее Й., занятый войной с гуннами, был удовлетворен демонстративным признанием маздеизма нек-рыми из арм. нахараров во главе с марзпаном Армении Васаком Сюнийским. Й. сохранил за арм. знатью ее привилегии и владения, взял в заложники неск. аристократов и в 450 г. отправил в Армению более 700 жрецов-магов для подготовки страны к обращению в свою веру. В результате этого арм. нахарары во главе с Варданом Мамиконяном вскоре подняли восстание, а христ. духовенство благословило их на священную войну. Внутренние разногласия аристократических семей в Армении помешали их совместным действиям против персов. Марзпан Армении Васак Сюнийский, занимавший должность с 443 г., сохранил верность иран. двору и принял зороастризм. Восставшие христиане тщетно искали помощи у Византии; империя была озабочена охраной границ от нападений гуннов Аттилы. И все же активное противодействие армян новой политике персов сделало невозможным их примирение с сасанидской администрацией. По завершении войны на востоке Й. отправил в Армению главные силы своей армии. 26 мая 451 г. в Аварайрской битве персы разбили восставших. Вскоре в Иран были отправлены захваченные в плен предводители восстания и нелояльное к персам христианское духовенство. Многие из них, в т. ч. католикос Иосиф I (Овсеп) Вайоцдзоци, были казнены. Васак, не оправдавший доверия центральной власти, был снят с должности марзпана, лишился всего имущества, был заключен в тюрьму и вскоре умер. После казни христ. священников новые марзпаны, назначаемые Й. в Армению уже из числа иранцев, пытались улучшить отношения с местным населением, и после смерти Й. свобода вероисповедания в Армении была восстановлена.

http://pravenc.ru/text/1237995.html

Возведение Вологезом I своего брата Тиридата (Трдата) на арм. престол в 52 г. повлекло за собой 10-летнюю войну с Римом. В 63 г., после сражения у Рандеи, при полном истощении обеих сторон было заключено компромиссное соглашение. Ок. полувека на римско-парфянской границе изредка происходили незначительные стычки. Установленного порядка престолонаследия в аршакидской Парфии не было: правопреемство переходило не только от отца к сыну, но и от брата к брату или к более дальним родственникам, которых выдвигали вельможи из высокородных семейств (Карен, Михран, Испахпат и т. д.), наследственно занимавшие определенные должности. Контроль правящей династии никогда не распространялся дальше собственно Парфии, Мидии и Ср. Вавилонии. Часть территории подразделялась на сатрапии, пользовавшиеся большей самостоятельностью, чем при Ахеменидах. Если в зап. областях в основном в документации употреблялась греко-македон. терминология, но сохранялись элементы ахеменидской номенклатуры, то на востоке державы появились новые иран. титулы. Властители полузависимых царств (Месена-Харакена, Адиабена, Кавказская Албания и т. д.) чеканили собственную монету и командовали самостоятельными соединениями в составе общепарфянской рати. Так, Сакастан (Систан) по наследству управлялся Суренами (потомками полководца Сурена) - 2-й по знатности после Аршакидов семьей. Особая ситуация сложилась в Персиде, где наиболее влиятельными были правители Стахра (Истахра, возникшего недалеко от развалин древнего Персеполя); возможно, они были и жрецами. Ираноязычное общество состояло из 2 основных социальных групп - «свободных» (азатов), составлявших ядро войска (тяжеловооруженные конники - катафрактарии), и «зависимых» - податных общинников-земледельцев, из к-рых формировались конные стрелки. Постоянной армии, кроме царской стражи, в государстве, видимо, не существовало. Во внешней торговле большую роль играла конкуренция с римлянами за инд. рынки. Со средиземноморским миром И. связывала гл. обр. Пальмира. К I в.

http://pravenc.ru/text/673877.html

Помощи неоткуда было ждать. Византия, терявшая свои провинции, была похожа на дуб, расщепленный молнией, с опаленной кроной и сломанными ветвями. Персия лежала у ног победителя, как сраженный гладиатор на арене Колизея. Армения от ударов Халифата распалась на части, как чаша, упавшая на камень. Кавказская Албания, потерявшая свой язык и письменность, была похожа на пленницу, онемевшую от горя. Христиане Албании уходили из равнин в горы, как в древности римские христиане скрывались в катакомбах. В горных областях еще стояли храмы и совершалось богослужение, но в равнинах уже развевались зеленые знамена ислама и вместо звона колоколов раздавались крики муэдзинов, призывавших мусульман к намазу. Хазария терпела поражение за поражением. Ее каган метался как ранений волк от границы к границе – от Волги до Черного моря – собирая остатки войск. Особенно опустошительным для Грузии было нашествие халифа Мурвана-Кру 131 , прозванного Глухим, потому что он не внимал ни мольбам побежденных о пощаде, ни советам своих полководцев. В это время население Грузии старалось укрыться в горных областях, как в нерукотворной крепости. Горцы, по закону гостеприимства, оказывали помощь соплеменникам, давали им кров в своих хижинах, делились с ними скудными запасами провизии, а нередко последним куском хлеба. Но Грузия была похожа на стальной клинок, который сгибался, не ломаясь, а затем выпрямлялся вновь. Халиф Мурван, преследуя армянского царя Сумбата, вторгся в Имеретию, но здесь встретил упорное сопротивление Аргветских князей Давида и Константина 132 , которые разбили передовые отряды халифа и обратили их в бегство. В ярости он разрушил столицу Имерети Кутаиси и предал пыткам и смерти Давида и Константина, которые отказались принять ислам , а затем с огромной армией вышел к побережью Черного моря. Войско Мурвана состояло не только из арабов; в нем находились отряды персов, сирийцев, негров из Эфиопии и Судана, и других народов, обращенных в мусульманство. Он осадил Колхидскую крепость Анакопию 133 , где укрывались грузинские цари Мирр и Арчил 134 . Гарнизон состоял всего из 3-х тысяч воинов; на каждого защитника Анакопии приходилось несколько десятков закаленных в боях всадников и лучников. Казалось, что гибель неизбежна, и сама крепость превратилась в западню для осажденных. Побережье и окрестные горы покрылись шатрами магометан, как будто за ночь вокруг Анакопии внезапно вырос лес. Крепость была похожа на голубиное гнездо, свитое на вершине кипариса: ствол дерева обвил огромный змей и, извиваясь, ползет вверх с шипением и свистом, чтобы пожрать беззащитных птенцов. В крепости находилась другая духовная крепость – могила апостола Симона Кананита, просветителя Колхиды.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Великоалбанский проект в этом смысле - самое то. Его конфронтационный потенциал на европейском направлении немногим меньше украинского, зато он куда более управляемый и корректируемый со стороны заокеанских кукловодов. Недаром же не где-нибудь, а именно Косово расположена крупнейшая в Европе американская военная база «Бондстил». Так что балканская каша в ближайшее время, видимо, будет подогрета самым основательным образом. Но для нас - жителей России и Украины это может быть неплохой новостью. Суть которой заключается в том, что Запад убедился в бесперспективности украинского детонатора в видах разжигания большой европейской войны и, возможно, намерен свернуть активность на данном направлении, обратившись к куда более традиционным, испытанным и весьма перспективным вариантам. Надеюсь - еще никто не забыл, что именно балканские коллизии стали прелюдией первой мировой войны и продолжили сказываться на ходе ее логического продолжения - второй мировой. Полная история интриг англо-саксонского Запада на Балканах (этом «мягком подбрюшье Европы» - по меткому выражению У.Черчилля), не поместятся даже в многотомное собрание сочинений. Это не Украина с Россией, которые для них всегда были темным лесом и «загадочной русской душой». А на Балканах они всегда были как рыба в воде. Так что я бы не стал исключать, что нынешние боестолкновения в Македонии есть не что иное, как отголоски большой геополитической игры Запада, в которой именно сейчас наступает новый этап. Во всяком случае, ясно одно - на две большие войны Америке раскорячиться уже не получится. Времена нынче не те. А коль скоро они затевают новую балканскую, то Украина наверняка отойдет на второй план. Юрий Селиванов, специально для News Front Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/opp/2015/5/16/velikay...

На наш взгляд, хотя бы часть древнеабхазских народностей, по-видимому, тогда все же противилась христианству, как религии чужеземных угнетателей. Может возникнуть вопрос, почему именно они чуждались христианства, когда другие народности Кавказа, например, иберы и армяне охотно принимали его, подкрепляя письменностью. В связи с особой сложностью поставленного вопроса, необходимо произвести краткий экскурс в историю политических и культурных связей народностей Кавказа (кроме западных) с мировыми империями позднеантичного времени. Дело в том, что, по справедливому заявлению крупнейшего историка-кавказоведа А.Н. Новосельцева, с усилением Парфянской державы и утверждением ее противника Рима в Малой Азии и Восточном Средиземноморье закавказские государства – Армения, Иберия и Албания – попали в орбиту большой политики этих двух мировых империй. Позже, когда место парфянских царей заняли сасаниды, выдававшие себя за потомков древних Ахеменидов, а от Римской империи уцелела лишь ее восточная половина – Византия, страны Закавказья продолжали оставаться яблоком раздора между правителями Ирана и Византии. Более того, «в этот период непосредственной близости от Закавказья, – пишет А.Н. Новосельцев, – существовало три главных культурных очага, каждый из которых был тесно связан друг с другом, а также и с местной культурой закавказских народов. Речь идет об античной культуре иранской цивилизации и культуре арамейцев – семитского населения Передней Азии, впитавшей в себя многовековые достижения древних народов Месопотамии, Сирии и отчасти Малой Азии. Арамейская же культура служила в ту пору как бы мостом, соединявшим собственно античную культуру с достояниями цивилизации Ирана, Средней Азии, Индии». 41 Две державы, находящиеся в непосредственном соседстве с кавказскими государствами, – Сасанидский Иран (со своей религией зороастризма) и Рим-Византия (с христианством) стремились распространить свою экспансию в Закавказье. Чтобы не попасть под влияние ирано-восточной агрессии, армяне и иберы находили себе союзников в лице Римско-Византийской империи. 42

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

218 Мнацаканян С. X. Крестовокупольные композиции Армении и Византии. Ереван, 1989. Табл. 22, с. 28. 220 Токарский Н. М. Архитектура Армении IV–XIV вв. Ереван, 1961, с. 73, рис. 196; Khatchatrian A. L’architecture Arménienne du IV au VI siècle. Paris, 1971, p. 93, fig. 136. 221 Restle M. Studien zur frühbyzantinischen Architektur Kappadokiens//Tabula Imperii Bizantina. Bd. 3. 2. Wien, 1979. PI. 56–57; Казарян А. Ю. Архитектура Армении IV–VII веков и особенности раннехристианской традиции в соседних странах//Византийский временник. Т. 60 (85). М., 2001, с. 16–17. 224 Мысль о возможности такого прохода возникла уже после осмотра мною памятника и должна быть тщательно проверена на месте. 225 Мнацаканян С. X., Оганесян К. Л., Саинян А. А. Очерки по истории архитектуры древней и средневековой Армении. Ереван, 1978, с. 61–62. 226 Там же; Саинян А. А. Архитектурный комплекс Зовуни//Вестник общественных наук АН Арм ССР. 1968, с. 101–120 (на арм. яз.). 228 Корюн. Житие Маштоца. Koryun. The Life of Mashtots/Под ред. Э. А. Пивазяна. Ереван, 1981. Гл. 26, с. 142 (на арм. и англ. яз.). 229 Мнацаканян С. С. Мемориальные памятники... 1982, с. 93. О строительстве VII в.: Ованнес католикос... 1996, с. 82–83; о состоянии и восстановлении крипты и храма Св. Гаяне в XVII в.: Аракел Даврижеци. Книга историй/Под ред. Л. А. Ханларян. Ереван, 1990. Гл. 16, с. 168. Гл. 15, с. 266–268 (на арм. яз.); Аракел Даврижеци. Книга историй/Пер. с арм., предисл. и коммент. Л. А. Ханларян. Ереван, 1973. Гл. 16, с. 159. Гл. 25, с. 262–263. 230 Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк/Критический текст и предисл. В. Аракеляна. Ереван, 1983. Гл. 23, с. 83 (на арм. яз.); Мовсэс Каланкатуаци. История страны Алуанк/Перев. с древнеарм., предисл. и коммент. Ш. В. Смбатяна. Ереван, 1984. Гл. XXIII, с. 54. Армянская область Арцах, где находится Амарас (ныне в Нагорно-Карабахской Республике), в это время была уже в пределах марзпанства Алуанк (Кавказская Албания), но традиции армянской архитектуры продолжали развиваться. О памятнике см.: Асратян М. М. Архитектурный комплекс Амараса. 1975; Hasratian М. L’ensemble architectural... 1977.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

неоднократно подвергавшийся нападениям рус. дружин, приходивших по Волге и Каспию), в прикаспийских областях - гос-во Ширваншахов (нач. IX - сер. XVI в.), Дербент (Хашимиды) и ряд мелких владений. Наряду с этим к югу от Куры сохранялось неск. христ. арм. княжеств (Парисос, Хачен и др.), а на северо-западе оформилось христ. княжество Эрети , связанное с Картли. После разгрома в Вост. Закавказье восстания хуррамитов (816-837) правитель Эрети Сахл, сын Смбата (представитель одной из арм. династий), сдал арабам вождя восставших Бабека, за что халиф признал его правителем А. К. («батрик ар-Рани»). Позднее его потомок Амам принял титул «царя Албании» (893), претендуя на власть над землями по обоим берегам Куры. План храмового комплекса городища Судагылан близ Мингечаура (Азербайджан). VI - VIII вв. План храмового комплекса городища Судагылан близ Мингечаура (Азербайджан). VI - VIII вв. В Х в. Динар , дочь преемника Амама, «патрикия» и «царя албанов (ранов)» Адарнасе обратила Эрети в Православие. В результате этого народ Эрети, с древних времен в культурном и этническом отношении тесно связанный с Вост. Грузией, вошел в лоно Грузинской Церкви. К кон. Х в. Кахетинское княжество начало наступление на земли Эрети, завершившееся в 1010 образованием объединенного «царства кахов и ранов» (Кахети-Эрети). Правители расположенного в Правобережье Куры Хаченского княжества, придерживавшиеся монофизитства и в Х - сер. XI в. также носившие титул «царей Алуанка», находились в вассальной зависимости от арм. царства Анийских Багратидов и в своем стремлении к самостоятельности противопоставляли им себя как наследников древних албан. царей. В Х в. было создано историческое соч. «История страны Алуанк» Мовсеса Каланкатуаци (Дасхуранци), в к-ром жители Правобережья Куры представлены в качестве особого народа алван (агван, албанов), имеющего издревле собственные светские и церковные традиции. Это было сделано с целью подтвердить права феодалов и духовных владык независимо властвовать в своей стране.

http://pravenc.ru/text/64030.html

Понимание такого сложного, в нек-рой степени условного явления, каким является культура средневек. А. К. (V-XI вв.), требует сбалансированного обращения к памятникам разных областей страны и совокупного учета факторов развития этнически неоднородной культуры на севере и северо-востоке А. К., т. е. в исторической Албании и ее прикаспийских землях - от Дербента на севере до устья Куры на юге (сев. и вост. части совр. Азербайджана, юг Республики Дагестан РФ, крайний юго-восток Грузии), а также арм. культуры на западе и юго-западе (территории, ограниченные с запада Курой, Араксом и вост. границей Армении, за исключением Лачинского р-на, а также часть марза Тавуш на северо-востоке совр. Армении). При этом необходимо отказаться как от ставшего традиц. для очерков по истории искусства средневек. А. К. представления памятников лишь «собственно Албании», так и от принципа исследования памятников Арцаха и Утика кон. V-XI в. лишь в контексте арм. культуры. В то же время не представляется возможным рассматривать их только в рамках национальной культуры Азербайджана. На протяжении веков А. К. испытывала культурную экспансию владевших ею держав: Ирана, Византии, Арабского халифата. Значительным, особенно в вост. районах, оказалось влияние тюркоязычных племен, культура к-рых постепенно укоренилась и по сей день развивается на большей части территории исторической А. К. Христ. культура сохранялась в ХХ в. лишь в отдельных анклавах, а с 90-х гг. ХХ в.- в Нагорном Карабахе и сопредельных районах. Языки и литература. Согласно традиции, албан. письменность была создана Месропом Маштоцем, прибывшим из Армении между 415 и 420 гг. и получившим содействие со стороны албан. царя Арсвала, еп. Иеремия и помощь иерея Бениамина ( Корюн. Житие Маштоца. Ереван, 1981. С. 116 (на арм. яз.)). На албан. язык были переведены важнейшие библейские тексты: Книги Пророков, Деяния Апостолов, Евангелие (Там же. С. 212); в течение нек-рого времени албан. письменность была принята в офиц. переписке в А. К. Языком новой письменности явился один из 26 племенных языков страны, принадлежащий многочисленной народности, понятный царскому двору и большинству новообращенной паствы.

http://pravenc.ru/text/64030.html

Предположение о том, что этим языком был древнеудинский ( Шанидзе. 1960. С. 189; Абрамян. 1964. С. 38), оспаривается ( Мурадян. 1990. С. 53-60), в частности, на том основании, что алфавит был создан для богатого гортанными звуками языка гаргарейцев (гаргарцев) ( Моисей Хоренский. III 54; Ист. Ал. II 3); впрочем, возможно, что термин «гаргараци» употреблялся в арм. источниках в качестве пейоративного эпитета для обозначения автохтонного населения Албании ( Акопян. 1982). Албан. алфавит, содержащий 52 буквы (9 - для гласных фонем и 43 - для согласных), был обнаружен в арм. рукописи из собрания Эчмиадзина 11) ( Абуладзе. 1938). Известно также неск. албан. эпиграфических памятников. Тем не менее эта письменность пока окончательно не расшифрована, хотя само существование албан. лит-ры не вызывает сомнения у исследователей ( Тревер. 1959. С. 309; Шанидзе. 1960. С. 160; Климов. 1967. С. 68; Мурадян. 1990. С. 58 сл.). Недавние находки албан. текстов среди рукописей мон-ря вмц. Екатерины на Синае (2 грузино-албан. палимпсеста), возможно, позволят найти решение этой сложнейшей проблемы ( Алексидзе. 1998; Alexidze. 2000). План ц. Аствацацин мон-ря Цвиз (Армения). Сер. VII; XII в. План ц. Аствацацин мон-ря Цвиз (Армения). Сер. VII; XII в. В VII в. офиц. языком (как адм., так и церковным) становится арм., но церковная служба продолжала вестись и по-албански. к 640 г. относится надпись на албан. языке о возведении ц. во имя св. Елише в 30 г. имп. Ираклием ( Абрамян. 1964. С. 20-49). Она высечена на капители в комплексе у Мингечаура рядом с арм. надписью ( Тревер. 1959. С. 335-339; Муравьев. 1981; Акопян. 1987. С. 138-139; Мурадян. 1990. С. 58; всего в Левобережье сохранилось 8 надписей на древнем албан. языке). В албан. мон-ре Панда, находившемся к востоку от Елеонской г. в Палестине, обнаружены надгробия знати VI-VII вв., снабженные исключительно арм. надписями, что свидетельствует о широком функционировании арм. в албан. среде. На арм. языке были созданы и все известные исторические и лит.

http://pravenc.ru/text/64030.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010