Православие в Азербайджане Албанский храм на фундаменте I в. в деревне Киш (Шеки) Местоположение : юго-восточная часть Закавказья, граничит на севере с Россией, а на юге – с Ираном. Площадь : 86 600 км 2 (из которых ныне более 17 000 км 2 – в составе Армении). Численность населения : 8 388 000 человек (по состоянию на июль 2005 года). Официальный язык : азербайджанский. Краткая история страны. В древности на территории современного Азербайджана находилось государство Кавказская Албания, официальной религией которого с IV века было христианство. В VIII веке оно было захвачено арабами, после чего началась исламизация населения. В IX–X веках албанским князьям удавалось восстановить независимость, но лишь на короткое время. В конце XIV века здесь образовалось государство Ширван, которое в XV веке перешло под власть Кара-Коюнлу, а еще позже – Персии, оставаясь под ее властью до начала XVIII века. В 1723 году русские войска заняли Баку и прикаспийские области, а б о льшую часть Азербайджана захватила Турция. В 1735 году Россия по договору вернула прикаспийские области Персии. В середине XVIII века здесь образовалось 15 самостоятельных ханств. В результате первой (1804–1813) и второй (1826–1828) русско-персидских войн 10 ханств (территория современного Азербайджана), так же как Западная Грузия и Дагестан, вошли в состав Российской империи. В 1918 году была провозглашена независимая Азербайджанская Демократическая Республика, просуществовавшая до 1920 года. В 1922 году Азербайджан вошел в состав СССР, где находился до 30 августа 1991 года, когда объявил о своей независимости. В 1992–1994 годах между Азербайджаном и Арменией шла Карабахская война, в результате которой 7 районов бывшей Азербайджанской ССР (или 8,15 % территории) перешли под контроль непризнанной армянской Нагорно-Карабахской республики, а под контроль Азербайджана перешла часть территории Республики Армения – Арцвашенский анклав. Религия : мусульмане – 93,4 % (из которых, в свою очередь, около 70 % – шииты, а около 30 % – сунниты), православные – 2,5 %, монофизиты – 2,3 %, прочие – 1,8 %, (по переписи 1995 года).

http://pravoslavie.ru/2855.html

Наиболее крупное столкновение с персами произошло 26 мая 451 г. при Аварайре под предводительством спарапета Вардана Мамиконяна , ставшего для армян символом национальной свободы и независимости. По свидетельству очевидца, историка Елише, в этом сражении персы потеряли убитыми 3544, а армяне - 1036 чел. И хотя ни те ни другие не одержали решающей победы, день Аварайрского сражения вошел в историю арм. народа как день борьбы за свободу. Видя безрезультатность борьбы, шаханшах вынужден был пойти на уступки: сократить налоги, облегчить условия службы в армии и отказаться от насильственного обращения армян в зороастризм. К кон. V в. определенную самостоятельность приобрела Албания Кавказская (Арцах) под властью царя Вачагана Благочестивого, где в этот период переживали расцвет культура и просвещение, строились церкви и мон-ри. В Византийскую империю до 387 г. входили провинции А. 1-я и А. 2-я на территории заевфратской М. А. и Каппадокии. После раздела Вел. А. к Византии отошли области, с 391 г. преобразованные в провинцию с центром в г. Карин. На юго-западе к Византии на договорных началах были присоединены нахарарские владения (сатрапии), пользовавшиеся определенной автономией. В царствование Юстиниана I , в 536 г., их самоуправление было упразднено, а все арм. земли на территории Византии были разделены на 4 провинции: сев. часть с центром в Феодосиополе (Карине) стала 1-й А., зап. районы с центром в Севастии (совр. Сивас) стали именоваться 2-й А., приевфратский регион с центром в Мелитине (совр. Малатья) - 3-й А., а к востоку от Евфрата располагалась 4-я А. После раскола в VI в. между Армянской Церковью и К-польским Патриархатом на территориях, подконтрольных Византии, значительная часть армян сохранила связи с Православием и образовала крупную общину армян-халкидонитов . В 591 г., после длительной византийско-персид. войны, произошел новый раздел А., по к-рому шаханшах Хосров II уступил имп. Маврикию территорию Вел. А. к западу от Двина. Во главе новых владений Византии был поставлен «архонт Армении».

http://pravenc.ru/text/76104.html

94 Аган Арцруни – сын Васака Арцруни и двоюродный брат Ваана Мамиконяна, участвовал в Арташатском соборе 449 г. С молодых лет вел отшельническую жизнь. Его учеником был историк Лазар Парбеци. 99 Агванк (Албания Кавказская) – страна, лежавшая к северо-востоку от Великой Армении, простиралась от левобережья Куры до Кавказского хребта и Каспийского моря. Время от времени различные области Армении, такие как Парпсос, Хачеп, Гардман, Байлакан, Дизак, административно входили в состав Агванка, границы которого колебались от Куры до Малого Кавказа. Средневековые авторы под Агванским краем подразумевают восточный край Армении. 101 Хосров IV – армянский царь, царствовал в 385–388 гг., затем более 20 лет томился в плену у персов. После смерти Врамшапуха вновь был посажен на армянский престол, но царствовал недолго (414–415). 102 Врам V (420–438/9) – в тексте ошибочно указан Врам II; после смерти Йездигерда I на престол вступил Врам V. 103 В 387 г. Армения была разделена между Персией и Римом. 1/5 часть Армении отошла к Римской империи, 4/5 – к Персии. 105 Вардан – имеется в виду Вардан Мамнконян, армянский спарапет (главнокомандующий), возглавивший освободительную войну армян (450–451) против персидского господства. 106 Арташир III (422–428) – последний армянский царь из династии Аршакуни, с его низложением был положен конец этой династии, воцарившейся в 63 г. н. э. 107 Нахарар – крупный землевладелец, феодал, князь в древней и средневековой Армении. Нахарары занимали высшие государственные должности, которые являлись наследственными. Будучи полновластными хозяевам и в своих владениях, они находились в вассальной зависимости от царя. 108 Сормак, или Сурмак Арцкеци, – стал католикосом вместо Саака в 428 г., но через год был низложен и получил от персидского царя Бзнунийское епископство. После смерти ставленника персов католикоса Самуэла (Шмуэла) второй раз воссел на патриарший престол Армении. Умер в 443 г. 110 Бркишу – стал католикосом после низложения Сормака и занимал патриарший престол в 429–432 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

В первые века по Р. Х. расселившиеся в прикаспийских областях мазкуты (массагеты) образовали гос-во с центром в г. Чол (Чор); правившая там династия Аршакидов временами распространяла свою власть до р. Куры. В сер. III в. Закавказье было завоевано иранцами, и А. К. наряду с Арменией, Картли и Баласаканом вошла в состав державы Сасанидов (о чем гласит победная надпись Шапура I на «Каабе Зороастра»). Фактически А. К. управляли цари из местной династии, зависимые от сасанидских шаханшахов, на стороне к-рых албаны выступали в войнах против Армении и Римской империи. В IV в. албан. царь Урнайр , отступив от союза с Сасанидами, прибыл в Армению и был крещен вместе со своими приближенными. Христианство было провозглашено в А. К. гос. религией, но далеко не сразу получило повсеместное распространение, встретив сильное сопротивление приверженцев традиц. местных культов и зороастризма . В 450-451 гг. шаханшах Йездигерд II предпринял попытку обратить христиан Армении, Вост. Грузии и А. К. в зороастризм, что вызвало мощное антисасанидское восстание (см. Вардан Мамиконян ). После этого Сасаниды отстранили от власти династию албан. царей (462), превратив А. К. в марзпанство. В его состав вошли как прикаспийские области, так и провинции на Правобережье Куры (Утик и Арцах), бывшие до кон. IV в. в составе Великой Армении. В 482-484 гг. произошло новое антииран. восстание, в результате к-рого Сасаниды прекратили гонения на христиан и признали царем А. К. Вачагана III Благочестивого (487-510). После его смерти вновь было образовано Албанское марзпанство в составе Северного кустака (округа) иран. державы. В связи с участившимися набегами кочевников с севера шаханшах Хосров I Ануширван (531-579) построил на побережье Каспия систему крепостей во главе с Дербентом. При этом он способствовал усилению в А. К. политической роли прикаспийских княжеств. С кон. VI в. Кавказ становится местом столкновения интересов 3 великих держав: Византийской империи, Хазарского каганата и Сасанидского Ирана. А.

http://pravenc.ru/text/64030.html

1139); Бежген (ок. 1140); Нерсес (1149-1155); Степанос (1155-1195); Ованнес (1195-1235); Нерсес (1235-1262); Степанос (1262-1323); Сукян и Петрос (ок. 1323-1331); Закария (ок. 1331); Давит (?); Карапет (1402-1420); Ованнес (ок. 1426-1428); Маттеос (ок. 1434); Атанас, Григор и Ованнес (1441-1470); Азария (?); Фума (ок. 1471); Аристакес (?); Степанос (ок. 1476); Нерсес (ок. 1478); Шмавон (ок. 1481); Аракел (1481-1497); Матфей (ок. 1488); Аристакес (1515-ок. 1516); Саркис (ок. 1554); Григор (ок. 1559-1574); Петрос (1571); Давит (ок. 1573); Филиппос (?); Ованнес (1574-1586); Давит (ок. 1584); Атанас (ок. 1585); Шмавон (1586-1611); Аристакес Колатакци (ок. 1588); Мелкисет Арашеци (ок. 1593); Симеон (ок. 1616); Петрос Хондзкеци (1653-1675); Симеон Хоторашенци (1675-1701); Еремия Хасан-Джалалянц (1676-1700); Есайи Хасан-Джалалянц (1702-1728); Нерсес (1706-1736); Исраел (1728-1763); Нерсес (1763); Ованнес Гандзасареци (1763-1786); Симеон Хоторашенци (1794-1810); Саргис Гандзасареци (1810-1828; с 1815 с титулом митрополита). Э. Н. Г. Культура А. К. формировалась в русле развития общих для стран Закавказья исторических процессов. Сосуществование различных традиций предопределялось объединением в этом политическом образовании множества народностей. Ни в эпоху существования Албанского царства, ни в последующие столетия, судя по сохранившимся памятникам, на этой территории так и не сформировалось достаточно цельной культуры. Включение бывш. областей Вел. Армении (Арцаха и Утика на Правобережье Куры) в Албанское марзпанство Ирана положило начало смещению процессов развития культуры А. К., чему способствовали и др. события V-VI вв.: упразднение царской власти, перенос центра марзпанства и католикосата в г. Партав на правом берегу Куры, приход к власти арм. династии Михранидов. Эти обстоятельства требуют иного по сравнению с предшествующим периодом понимания географических рамок развития христ. культуры этого образования, в пределах к-рого начиная с V в. распространялась юрисдикция Албанской Церкви.

http://pravenc.ru/text/64030.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Новый Завет переведен на лезгинский язык 04.12.2018 Новое академическое издание Института перевода Библии (ИПБ) под грифом Института языкознания РАН вышло на одном из языков многонационального Дагестана . Этим изданием ИПБ завершил многолетний труд по переводу Нового Завета на лезгинский язык, сообщает сайт ИПБ. В работе по подготовке этого перевода в разные годы принимали участие талантливые лезгинские писатели и поэты, опытные богословы-библеисты, высококлассные специалисты по лезгинскому языку – в т.ч. д.ф.н. Букар Бекирович Талибов, д.ф.н. Михаил Егорович Алексеев, доктор Honoris Causa РАН Марианна Беерле-Моор и др. Настоящее издание представляет собой первый перевод Нового Завета на современный лезгинский язык, принадлежащий к лезгинской подгруппе нахско-дагестанской языковой семьи. Однако ранее у предков современных лезгин – племен, живших на востоке Кавказа в государстве Кавказская Албания и являвшихся, вместе с грузинским и армянским народами, последователями христианства – был свой перевод Библии на агванский язык (ранний вариант удинского языка, относящегося к лезгинской ветви). В оформлении настоящего издания используются избранные факсимильные изображение сохранившихся фрагментов древней рукописи этого перевода (палимпсеста) VII-IX вв. В России насчитывается более 400 тыс. лезгин, они компактно проживают на юго-востоке Дагестана. Перевод был сделан на литературный лезгинский язык, в основу которого лег распространенный здесь гюнейский диалект. Около 350 тыс. лезгин живут в сопредельной с Россией части Азербайджана и говорят на своем диалекте. Для того, чтобы Новый Завет могли читать и они, текст был адаптирован и оснащен примечаниями в сносках. Еще одной особенностью этой книги является наличие в ней фрагментов текста, переданных на лезгинском языке в поэтическом стиле. Это такие отрывки, как молитва Отче наш (Матф 6:9-13), Песнь Марии (Луки 1:26-56), Песнь Захарии (Луки 1:68-79) и др. Они выделены в тексте поэтическим отступом и курсивом.

http://drevo-info.ru/news/24372.html

Отсюда и огромная политическая, экономическая и военная поддержка туркам, львиная доля которой уходила на борьбу с греческим и армянским народами. " Лезгины и другие коренные народы Кавказской Албании попали под власть турок и татар (азербайджанцев). С этого времени началась целенаправленная и жестская тюркизация Кавказской Албании. Хотя в 1920 году Советская Россия освободила Закавказье от турок, руководство в республике Азербайджан осталось за тюрками, поскольку во время турецкой оккупации лезгинские национальные лидеры были физически уничтожены, а Советская Россия в это время вела протурецкую политику. Об этом говорят факты. Так, например, в греко-турецкой войне 1919-1922 гг. Турция получила огромную помощь от Советской России деньгами (10 млн. руб. золотом), оружием, боеприпасами " . (См. Абдурагимов Г.А. Кавказская Албания - Лезгистан: история и современность. СПб 1995г. с.276). Отряды Красной Армии, выполняя свой " интернациональный долг перед турецкими трудящимися " вместе с турецкими войсками в 1919, 1920, 1921,1922 годах добивали остатки православной части греческого населения, чудом еще уцелевших в Каппадокии и Понте после 1915 года. Следствием последовавшей сверхмасштабной военной помощи, тогда голоштанной, но " революционной " Россией в адрес Турции, стало поражение Греции в войне 1919-1922 гг. с Турцией, закончившееся Малоазиатской катастрофой православного Эллинизма, геноцидом 800 тысяч греков - понтийцев и каппадокийцев, а также изгнанием до 2-х миллионов православных греков, значительная часть которых умерла от болезней (до трети) в естественно неподготовленной к их приему Балканской Греции. Успешно " решив " греческий вопрос, большевики взялись за " решение " армянского. В целях еще большего поощрения Турции в революционном направлении по Московскому и Карсскому договорам от 1921 года Армения была поделена между Турцией и Азербайджаном. Таким образом, за Турцией была оставлена не только Западная Армения вместе с Киликией - многовековая боль армянского народа, но и передана часть Восточной (Русской) Армении в виде Карсской области и Сурмалинского уезда.

http://pravoslavie.ru/5113.html

– Хотя это произошло давно, но при встречах вопросы продолжаются и сейчас. Градус этих вопросов разный… Я каждый раз им отвечаю, что я чужой веры не принимал, я вернулся в свою веру. Дело в том, что когда еще не было Азербайджана, была Кавказская Албания. И в ней жили предки азербайджанцев, которые приняли Христианство еще за семь веков до того, как крестилась Русь. Это самое начало второго века, и целых пять веков предки азербайджанцев были христианами. И я об этом им говорю. Открыто призываю креститься в свою исконную веру. Это возвращение домой. Предки азербайджанцев приняли Христианство через третье рукоположение от Самого Христа. Господь рукоположил Своего брата по плоти Иакова, первого Патриарха Иерусалимского, тот в свою очередь рукоположил святого Елисея, который пришел на земли Кавказа в местечко Киш (сегодня это Огузский район Азербайджана) и там основал первую христианскую общину в этом краю. Это высоко в горах. В детстве бабушка меня туда возила, там я увидел словно рай на земле. Ну очень красиво… С этого места пошло крещение кавказских албанцев, а до этого они были огнепоклонниками. Кстати, огнепоклонничество осталось до сих пор в Азербайджане. Самый большой праздник сегодня, который чествуют у меня на родине – Новруз Байрам. В переводе с персидского нов – новый, руз – день. Начало новой жизни, день весеннего равноденствия – с 21 по 22 марта. Воздвигают огромные костры, и люди прыгают через них, выпекают круглые лепешки, которые символизируют солнце, пекут сладкие пирожки с орешками, которые символизируют звезды. Все символы здесь языческие. Праздник похож на масленицу. У предков азербайджанцев Христианство стало убывать с начала VII века. В это время в пределы Албании вторглись арабы, которые на острие копья несли новую религию – ислам. И, залив нашу землю кровью, заставили принять свою веру. И я всегда говорю об этом азербайджанцам. Даже само слово, которым азербайджанцы называют мусульман, говорит о многом. Это слово «глынч», что значит «меч». То есть в самом языке уже есть подтекст, что глынч – это насильственно приведенный мечом к принятию мусульманства.

http://pravoslavie.ru/37842.html

По сей день так и никто не сделал серьезного анализа тех событий в СССР, и то, как они осуществились. Храм Рождества Христова в Степанакерте. Кресный хо д Фото:  fine-news.ru Рассмотрим одну из тем в ряду основных разногласий армяно-азербайджанских взаимоотношений по Карабаху, вопрос принадлежности наследия Кавказской Албании. Немного из истории христианства в Восточном Закавказье. Кавказская Албания – государственное образование на большей части современного Азербайджана. В этой стране в разное время правили династии, так или иначе связанные с Ираном – представители правящей Аршакидской, марзпаны (их наместники), Михраниды (потомки Аршакидов в Закавказье), Гасан-Джалалиды. Албания (греческой версии) в иранской версии именовалась – Ардан, в армянской – Агванк, в сирийской – Аран, арабской – Арран, в древнерусской – Альванья. В битве Александра Македонского с персами при Гавгамелах в 331 г. до Р.Х, бойцы Македонского на расстоянии распознали албан среди разноплеменного персидского войска. Это говорит о том, что грекам албаны были знакомы еще до этой битвы. Кавказская Албания являлась многонациональным государством, что отметил еще античный историк Страбон. Он писал, что «языков у них 26, так что они нелегко вступают в сношения друг с другом». Если проводить некоторую аналогию, то это образование, по своему народонаселению чем-то напоминает современный Дагестан. Этноним «албан», следует считать за собирательный образ. В начале XVIII века удины, писали царю Петру I: «…мы агваны и по нации утийцы (т.е. удины)». То есть еще в XVIII веке удины одна из крупнейших наций населявших Кавказскую Албанию сохраняла албанскую государственную ментальность, среди преобладающей ираноязычной и тюркоязычной среды, но в то же время отождествляла себя с определённой нацией. Удины, небольшой дагестаноязычный народ, сохранивший христианскую веру, и поныне компактно проживает на севере Азербайджана. Проповедь христианства в Закавказье, после апостолов Варфоломея и Фаддея, продолжил Григорий Просветитель (особо почитаемый в Армении). Он, будучи иранцем по происхождению, принадлежавший к правящей Аршакидской династии, власть которых распространялась на всё Закавказье, крестил Армению и Кавказскую Албанию. В 313 году после особого времени «оглашения» албанский царь Урнайр Благословенный, зять персидского царя Шапура I, вместе с албанскими князьями и своим войском принял крещение от святого Григория на библейском Евфрате.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/12/mn...

И вот я всерьез взялся за это. Пошел библиотеку, набрал книг, стал изучать литературу. Честно скажу, поначалу я чувствовал несогласие с Николаем Дмитриевичем, даже какое-то возмущение. Как это так, что Армянская церковь заблуждается? Наверное, он что-то не так понял. И я потому столь рьяно взялся за книги, что думал найти в них опровержение. Но чем больше я узнавал, тем больше убеждался, что большинство тех святых отцов, которые в Церкви признаны великими святыми, говорят согласно с учением Халкидонского Собора. Это вероучение – не случайно. История показывает, что на самом деле Церковь всегда так веровала. И печальная правда в том, что представители Армянской церкви в то время не приняли учение Халкидонского Собора. Но меня утешило то, что были и православные армяне. Как раз тогда мне попалась статья «Армяне-халкидониты» В.А. Арутюновой-Фиданян, доктора исторических наук, известного арменоведа. Отец Георгий: Она специализируется как раз на армянах-халкидонитах, которые не отпали в монофизитство . Аркадий Рамазян: Да, ее статья мне попалась, и так я впервые узнал, что часть армянского народа приняла Халкидонский Собор и осталась в Православии. Потом и сам начал собирать материалы по этой теме. На самом-то деле не все отделились. Большая часть Западной Армении, которая сейчас входит в состав Турции, была под сильным византийским влиянием. И когда уже было второе разделение, в 592 году, возникает Армянская Православная Церковь. Хотя этот халкидонский католикосат просуществовал недолго. Но был католикос в Православии, Иоанн, он в 610 году погиб в плену. Потом уже не избирали католикоса, но были православные армянские епархии. Когда я работал над курсовой, то мне тоже попадались свидетельства об армянах-халкидонитах. Например, написанное в VII веке «Повествование о делах армянских» или у историка того же века Мовсеса Каганкатваци и других. Источники рассказывают о том, как внутри самой Армении шло противоборство между халкидонитами и нехалкидонитами. И даже были такие периоды, когда, например в начале VIII века, католикос Елеазар устроил гонения на православных армян. В то время еще была Албания Армянская, которую также называют Албания Кавказская. Сейчас это место находится на территории Азербайджана, и часть Арцаха, современного Нагорного Карабаха, тоже входила в это государство. Так вот там очень много православных армян жило. Глава местной Церкви епископ Нерсес Бакур принял Православие и наладил связи с Константинопольским Патриархатом, Грузинской Православной Церковью. Одним словом, чуть ли не вся Албания Кавказская стала православной. Очень много было православных епископов, священников.

http://azbyka.ru/way/esli-ty-idesh-v-cer...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010