Кавказская Албания – государство в восточном Закавказье, занимавшее в древности часть территории современного Азербайджана, Грузии и Дагестана. Кавказские албаны - союз племен, говорящих на разных языках.  Часть племен была родственна лезгинам, часть некоторым другим народам Кавказа и Ирана. В начале IV в. христианство стало государственной религией Албании.  Царь Албании Урнайр был крещён в Великой Армении просветителем этой страны св. Григорием. Албаны верили, что христианство в их землю занёс св. Елише, ученик апостола Фаддея, претерпевший там же мученичество. Албанская церковь находится в каноническом подчинении Армянской Церкви Естественно, что влияние Армении, армянского языка и культуры в соседних землях Албании было очень велико.   Но Закавказье в то время было границей между Римской империей и Сасанидским Ираном. Албаны, населявшие восточные равнины, были под властью Персии.  В VIII веке территория Албании входит в состав Арабского халифата, начинает распространяться ислам и исламская культура. А в XII—XV веках территорию нынешнего Азербайджана  начинают заселять племена тюркских кочевников. И постепенно древнее название Арран в восточной части Армянского нагорья заменилось на Карабах (тюркско-иранское «Черный сад»). С тех пор эти земли находились то под властью турок сельджуков, то входили в состав улуса Хулагу монгольской империи Чингизидов. Но во всяком случае на территории современного Азербайджана племена албанов и тюрок постепенно сливаются в один народ.  Народ говорит на тюркском языке и исповедует ислам.  В то же время горные районы Карабаха усиленно сопротивлялись тюркизации и исламизации и стали прибежищем христианского населения. Естественно, в это время в Нагорном Карабахе было преобладание христианского армянского населения и армянской культуры. Вплоть до XVIII века этот регион являлся фактически центром армянской культуры. Персидские власти старались заменить не слишком лояльное им армянское христианское население на мусульман-тюрок. В результате переселений и выселений армян в XVII веке на территории Карабаха стало преобладать азербайджанское население.

http://radonezh.ru/2020/10/08/voyna-v-za...

На территориях правобережных областей А. К. активно развивалось искусство хачкара, свойственное в восточнохрист. регионе только арм. культуре. Это обстоятельство, а также возникновение первых хачкаров (VIII-IX вв.) значительно позже вхождения Арцаха и Утика в Албанское марзпанство свидетельствуют о развитии искусства этих областей в соответствии с основными процессами эволюции арм. культуры. На левом берегу Куры в 1948 г. обнаружен и в 1971 г. раскрыт храмовый комплекс в городище Судагылан у Мингечаура. В основе застройки - 3 церкви зального типа, отличающиеся небольшими размерами. План церкви на г. Килисадаг у с. Беюк-Эмили (Азербайджан). XII - XIV вв. (?) План церкви на г. Килисадаг у с. Беюк-Эмили (Азербайджан). XII - XIV вв. (?) Толстые (1,5-2,05 м) стены этих построек возведены из сырцового кирпича с небольшим применением обожженного. Перекрытия были деревянными, опирающимися в средней части на деревянные колонны, кровли - черепичными. Строительство датируется VI-VIII вв. Один из храмов, обнесенный ограждением, имел резные архитектурные детали из белого камня и стука с орнаментами, аналогичными арм. и груз. произведениям VII в. (собор в Двине, Егвард, Одзун, Джавари во Мцхете, Самцевриси). Там же обнаружена кубообразная капитель с изображением 2 павлинов по сторонам от цветка лилии - «древа жизни» - и с однострочной албан. строительной надписью (640), дублированной по-армянски на известковом камне из той же церкви. Капитель скорее всего завершала мемориальную колонну и была увенчана крестом, гнездо от к-рого имеется в середине верхней плоскости. 4 христ. постройки в сев. и центральной частях левобережной А. К. (на территории раннехрист. Албанского царства) выделяются особенностями своей архитектуры и составляют отдельную группу памятников. В основе композиции трехнефной базилики у с. Кум (Кахский р-н Азербайджана) - слегка удлиненный зал с 2 парами мощных Т-образных столбов и алтарной частью на востоке. Храм окружен сводчатым обходом, сев. и юж. стороны к-рого завершаются на востоке приделами. Датируется храм V ( Ахундов. 1986. С. 223) или VI в. ( Усейнов и др. 1963. С. 31), хотя аналоги композиции наоса и галерей с открытыми аркатурами (Одзун, сер. VII в.; Самшвилде, 2-я пол. VII в.; Вачнадзиани, XI в.), а также 8-частных сводов над тромпами в пастофориях (впервые - в храме Рипсиме в Валаршапате , 618) не позволяют отнести постройку ко времени ранее сер. VII в.

http://pravenc.ru/text/64030.html

языкознания. 1967. 3; Ишханов Л. К изучению храма в селении Лекит//СА. 1970. 4. С. 227-233; Мнацаканян А. Ш. О литературе Кавказской Албании. Ереван, 1969; Мнацаканян С. Х. Звартноц. М., 1971. С. 62-65; Ваидов Р. М., Мамед-заде К. М., Гулиев Н. М. Новый памятник архитектуры Кавказской Албании//Археологические открытия 1971 г. М., 1972. С. 487-488; Геюшев Р. Б. Раскопки на храмовом участке средневековой Барды//Тезисы докладов, посвящ. итогам полевых археол. исслед. в 1970 г. в СССР. Тбилиси, 1971; Ст.: Алванское письмо; Алванский язык; Алванские ворота; Алванская церковь; Алванское марзпанство; Алваны; Алванк//Армянская советская энциклопедия. Ереван, 1974. Т. 1. С. 261-265 (на арм. яз.); Асратян М. М. Архитектурный комплекс Амараса//ВОН. 1975. 5. С. 35-52 (на арм. яз.); он же. Амарас. Ереван; М., 1990; он же. Новооткрытая церковь Мохрениса и генезис памятников типа тетраконха с угловыми нишами//4-й междунар. симпозиум по арм. искусству: Тез. докл. Ереван, 1985. С. 35-38; он же. Арцахская школа армянской архитектуры. Ереван, 1992 (на арм. яз., с рус. резюме); Якобсон А. Л. Архитектурные связи Кавказской Албании и Армении//ИФЖ. ССР. 1976. 1; он же. Гандзасарский монастырь и хачкары: вымыслы и факты//ИФЖ. 1984. 2; он же. Гандзасар. Ереван, 1987; Бретаницкий Л. С., Веймарн Б. В. Искусство Азербайджана IV-XVIII веков. М., 1976. С. 21-41; Элларян И. Б. Памятники истории и культуры Агстевской долины. Ереван, 1978; Халпахчьян О. Х. Архитектурные ансамбли Армении. М., 1980. С. 409-436; Ковалевская В. Б. Северокавказские древности//Археология СССР: Степи Евразии в эпоху средневековья. М., 1981. С. 97; Муравьев С. Н. Три этюда о кавказско-албанской письменности//Ежегодник иберийско-кавказского языкознания. Тбилиси, 1981. Т. 8. С. 260-290; Григорян В. Малые центрические памятники Армении раннего средневековья. Ереван, 1982 (на арм. яз.); Мкртчян Ш., Абгарян С., Карапетян С. Монастырь «Охте дрни» Мохрениса//Эчмиадзин. 1982. 11/12. С. 46-50 (на арм. яз.); Маилов С. А. Армянские церкви Азербайджана//Архитектурное наследство.

http://pravenc.ru/text/64030.html

В том же районе находится мон-рь Макараванк, наиболее раннюю его церковь, относимую исследователями к Х в., логично рассматривать в ряду памятников А. К. Это небольшая крестово-купольная постройка с 4 помещениями в углах, выложенная из отесанных блоков темно-розового андезита. Композиция подобна ранней ц. Григория (X-XI вв.) мон-ря Агарцин и мн. др. арм. храмам этой эпохи. Богатый растительный и плетеный орнамент присутствует на фронтальной стенке алтарного возвышения и на внутренних обрамлениях оконных проемов ( Халпахчьян. 1980. С. 413). На правом берегу р. Хачен в Арцахе при раскопках городища Гявур-кала (Агдамский р-н Азербайджана) выявлен однонефный храм VIII-IX вв. с полукруглой апсидой и дополнительным помещением с северо-востока. Стены сложены из известняка, пол вымощен камнем ( Геюшев. 1984. С. 85; Карапетян. 2000. С. 222). К раннему периоду монастырского строительства относится комплекс Акопаванка (X-XI вв.; Мартакертский р-н Нагорного Карабаха), состоящий из 2 однонефных сводчатых церквей и притвора. Входы в церкви открываются в галерею, оформленную снаружи 3 арками. В стену зап. церкви включен хачкар 853 г. ( Асратян. 192. С. 82-84). Отдельные археологические находки - каменные капители с орнаментами и мотивами креста в ободе, обнаруженные у мон-ря Бри Елци и в с. Чартар (Мартунийский р-н Нагорного Карабаха) и относимые к V-VII вв.,- подтверждают возможность выявления новых раннесредневек. построек. На юге Утика, в 3 км от с. Тазакенд (Алджабедский р-н Азербайджана), на холме Чататепе, раскрыты развалины трехнефной базилики с 2 парами крестообразных столбов, И-образной изнутри и полукруглой снаружи алтарной апсидой и пастофориями по сторонам от нее, к-рые также завершаются апсидами. Внешние размеры - 16,5×9,25 м. Сопутствующий археологический материал - керамика - позволил локализовать памятник в пределах VI в. ( Геюшев. 1984. С. 86-87) и идентифицировать постройки с ц. Панталеона, возведенной, согласно «Истории страны Алуанк», албан. католикосом Лазаром (до 551) ( Карапетян. 2000. С. 266). Отдельные черты плана Тазакенда, устройство алтарной части и форма окон сближают памятник с архитектурой церквей развитого средневековья. Ранняя церковь на этом месте, возможно, была перестроена.

http://pravenc.ru/text/64030.html

В сер. XI в. титул «албанских царей» перешел к лорийским Кюрикидам (Ташир-Дзорагет). В нач. XII в. груз. царь Давид Строитель присоединил к своему гос-ву Кахети-Эрети (1104), Ташир-Дзорагет (1118) и стал титуловаться «царем абхазов, картвелов, ранов, кахов и сомехов». С этого времени сев. часть албан. Левобережья Куры испытывает сильное этническое, конфессиональное и общекультурное груз. воздействие. Небольшая часть исторической А. К. входит в состав совр. Грузии (об истории и культуре Эрети с XI в. см. в ст. Грузия ). Процессы межэтнической интеграции христ. монофизитского населения бывш. А. К. вели к арменизации местных народностей. С XII в. обостряется осознание правобережным населением своей общеарм. принадлежности; в кон. XII - XIII в. освобождение от сельджукского ига привело к расцвету арм. культуры в княжестве Хачен (о христ. культуре и памятниках Арцаха и Утика с XII в. см. в ст. Армения ). Большинство жителей территории бывш. Албанского марзпанства (включая часть Правобережья) подверглись исламизации, проводившейся сначала арабами, а с XI в.- тюрк. народами. Вторжения сельджуков и др. тюрк. племен изменили этнический облик страны, древнее название к-рой сохранилось лишь как обозначение области, на к-рую распространялась церковная юрисдикция Албанских католикосов. Албанская Церковь - одна из древнейших христ. Церквей на Кавказе. Согласно местной традиции, начало христ. проповеди в этих краях относится к I-II вв. и связано с именем ап. Елисея , ученика ап. Фаддея . После мученической кончины Фаддея в Армении ап. Елисей (Елишай) возвратился в Иерусалим, где принял посвящение во епископа от Иакова , брата Господня, и направился в А. К. Апостол начал проповедь веры Христовой в Чоле (Чоре) (Ист. Ал. I 6; II 4; III 16/17; III 23/24). Там, «в краю мазкутов», ап. Елисей принял мученическую смерть; позднее были обретены его мощи. Хотя почитание Елисея установилось, по-видимому, лишь в VI-VII вв., он стал подлинным символом албан. христианства: местная Церковь неизменно чтила его память, житие Елисея включено в арм. синаксарь. В той же вост. части буд. Албанского марзпанства проповедовал и др. ученик ап. Фаддея, Дади, над могилой к-рого во 2-й пол. I в. был основан мон-рь Дадиванк.

http://pravenc.ru/text/64030.html

Храм святого Елисея (Киш) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм святого Елисея в селении Киш - древний албанский (Кавказская Албания). Храм типа «купольная зала», созданная в ранне-средневековый период. Кладка церкви, идентичная кладке стен таких значительных памятников V-VII веков как Едди килсе и Мамрух, относится к до арабскому периоду зодчества Албании вероятнее всего к V-VI векам. Содержание История [ править править код ] Храм в селении Киш обладает особым статусом среди христианских албанских памятников. Он имеет ценность не только как архитектурный памятник, но и обладает выдающейся исторической ценностью. История возникновения церкви связана с историей распространения христианства в Кавказской Албании. Наличие в исторических источниках сведений об основании церкви апостолом Елисеем, является неопровержимым свидетельством апостольского начала древнейшей на Кавказе самостоятельной Албанской Церкви. История, сохранившая этот храм до наших дней, оставила современному поколению материальное свидетельство древности, апостольского начала Албанской Церкви. Ценные сведения об истории церкви в селении Киш оставил Моисей Калакатуйский в «Истории албан». Историк связывает строительство первой христианской церкви в селении Киш с именем просветителя Албании святого Елисея: « …по вдохновению Святого Духа, Елисей рукополагается рукой святого Иакова, брата Господня, бывшего первым патриархом Иерусалимским. Елисей получив себе в удел восток, направив путь из Иерусалима в Персию, заходит к маскутам, избегая Армению, и начинает проповедовать в области Чога, и, уча многих в разных местах, заставил их познать спасение. Оттуда он пришел в область Ути в город Согарн с тремя учениками, родственники которых, некоторые беззаконники, погнались за ними, и один из пяти учеников получил от них кончину мученическую. Два других ученика оставили блаженного Елисея и пошли за мужами – убийцами. Но святой первосвятитель прибыл в Гис, устроил церковь и принес бескровную жертву. На этом месте воз-никли первые церкви наши, митрополия и просвещение».

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святого_Е...

В V в. Кавказская Албания, традиционно находившаяся в политической орбите Ирана, стала ареной неск. народных восстаний, вызванных попытками персов насадить зороастризм. Главным оплотом христ. сопротивления при царе Ваче II (444-463) стал Дербент. Подавив восстание при помощи гуннов-оногуров, Сасаниды ликвидировали в Албании царскую власть и учредили здесь наместничество (марзпанство) Арран. Однако уже через 30 лет Албанское царство было восстановлено. Царь Вачаган III Благочестивый (487-510) вел большое церковное строительство, восстановил церковную иерархию и приказал обучить грамоте молодежь из всех областей Кавказской Албании. Албан. письменность, возникшая в IV в. и ставшая наряду с арм. и грузинской древнейшей на Кавказе христ. системой письма, распространилась и на территории Д. Каменная табличка с албан. алфавитом была обнаружена в дагестан. с. В. Лабкомахи Левашинского р-на) ( Гукасян. 1971; Давудов. 1973. С. 9). Во 2-й пол. VI в. оформилась самостоятельная Албанская Церковь, окончательно обособившаяся от визант. иерархии. Тем не менее источники не отражают однозначно негативного отношения в Албании к решениям Халкидонского Собора (451). В сер. VI в. в связи с активизацией набегов кочевников престол католикоса Кавказской Албании был перенесен в г. Партав (Барда), патриарший дворец оставался в Дербенте еще в X в. Предстоятель Дербентской церкви сохранил особое положение среди высшей духовной знати Албании, о чем свидетельствует титулатура Албанских католикосов VI-VII вв.: «Агванский, Лбинский, Чога» ( Моисей Каганкатваци. История агван/Пер.: К. Патканов. СПб., 1861. С. 131). В VI в. активизируется проповедь христианства среди кочевников приморского Д. Миссия албан. (арранского) епископа Картоста, состоявшая из 7 священников, работала здесь 14 лет и даже осуществила в 544 г. перевод религ. текстов на язык гуннов. Их сменил арм. еп. Макар, прибывший в страну гуннов в 548 г. и приступивший к строительству каменных церквей ( Пигулевская. 1941. С. 228). Об усилении в это время позиций христианства в Д.

http://pravenc.ru/text/168606.html

Уже во 2-й половине I в. ученик апостола Фаддея Елисей возглавил христианскую общину в Кавказской Албании. Ее появление знаменовалось верой в пришедшего Мессию — Христа, стремлением отделиться от иудаизма и стать универсальной религией без всяких этнических и государственных ограничений. Универсализм христианства обеспечивал успех его миссии у народов Кавказа: это была уже не замкнутая религия избранного Богом народа. Наступило время Нового Завета. Для христианской миссии Кавказская Албания представляла благодатную почву. Языческие верования, смешанные с зороастризмом, не были особой помехой новой религии. Слову Божию благоприятствовали полиэтническая среда и общинный тип социального уклада: каждый этнос, каждая община в конфедерации 26 племен имела автономное управление со своими традициями и волеизъявлением. Сложившиеся языческие ритуалы легко уживались с идеей единобожия 2 . Из “Истории” Моисея Каланкатуйского 3 явствует, что албанская Церковь изначально была апостольской: Елисей, ученик апостола Фаддея, получил рукоположение от Иерусалимского патриарха Иакова, был направлен в Албанию и основал здесь первую церковь. Из Иерусалима он направился в Персию, а оттуда — к маскутам (жители южного течения Самура). Проповедь Благой Вести начал в Чоле (Дербенте). Затем Моисей сообщает, что Елисей прибыл в область Ути (правобережье Куры), затем — в Гис, где основал церковь и принес чистую, бескровную жертву. Тем самым Гис относится к числу первопрестольных городов, источников просвещения 4 . В этом описании маршрута Елисея наблюдается неразрешимое противоречие: Чол/Чор—Ути—Гис. По данным исторической географии, Чол находится на крайнем северо-востоке Албании, Гис — на крайнем северо-западе, в области левобережья Куры, Ути — в правобережье. Если принять, что Елисей, прибыв к маскутам, начал проповедь в Чоле, то дальнейший его путь должен быть вверх по долине Самура. Полагают, что в пути он посетил высокогорный аул Сурхары (отождест­вляется с аулом Зрых, где проживают лезгины-кюринцы), а оттуда направился в Киш/Гис, где построил церковь. Из Киша он пошел в Яргун (среднее течение правобережья Самура). Далее утверждается, что Елисей переправился через реку и добрался до Гельмеца.

http://pravmir.ru/hristianstvo-u-tsahuro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Руины храма [груз. ; тур. Penek], ц. на территории исторических областей - арм. Тайк (до VIII-IX вв.) и груз. Тао (с VIII-IX вв.) (совр. иль Эрзурум, Турция). По единственному средневек. свидетельству груз. историка XI в. Сумбата Давитисдзе, Б. была основана царем картвелов куропалатом Адарнасе (888-923), сыном убитого Давида куропалата: «Построил [он] Бану рукою Квирике Банели, который стал первым епископом Банели» (КЦ, I. 379). Груз. историк XVIII в. Вахушти Багратиони называет Б. кафедрой епископа, чья юрисдикция распространялась на Панаскерти, Тао и Олтиси (КЦ, IV. 683), а также резиденцией и усыпальницей Таосской ветви рода Багратиони. Здесь венчались груз. царь Баграт IV с Еленой, сестрой визант. имп. Романа Аргира, похоронены груз. царь Вахтанг (1442-1445) и его супруга. Во время русско-тур. войны Б. была сильно повреждена. Ее первоначальный облик достаточно точно реконструирован по сохранившимся описаниям, обмерам и фотографиям. Первое описание и эскиз храма издал К. Кох (1843). Е. Г. Вейденбаум (1879) и Д. З. Бакрадзе (1881), оставившие также описания храма, видели его уже без купола. В 1902 и 1907 гг. Б., находившуюся в руинах, посетил Е. С. Такаишвили с группой архитекторов и тщательно изучил уцелевшие части храма, во 2-й пол. XX в. ею занимались западноевроп. и амер. исследователи. Такаишвили еще застал фрагменты фресок и неск. букв на асомтаврули ; наличие груз. надписей подтверждают Вейденбаум и Бакрадзе. Реконструкция храма Реконструкция храма План памятника образует близкий к кругу полигон наружной стены и вписанный в него тетраконх, вост. конха к-рого служила алтарной апсидой. Прямоугольные помещения между 4 конхами образовывали круг внутренней стены кольцевого обхода. Конхи в нижней части были прорезаны аркадами на колоннах. Аркады на пилонах, примыкающие изнутри к наружной стене, являются поздними добавлениями, укрепившими наружную стену. Общий объем памятника представлял собой трехъярусную пирамиду, образованную полигоном наружной стены, тетраконхом и куполом на барабане. Т. о., Б. принадлежала к типу т. н. тетраконхов с обходом, к-рые, возможно, построены по подобию «Золотого октагона» в Антиохии и были распространены от Италии на западе до Месопотамии на востоке и представлены в странах Закавказья памятниками VII в.: Звартноц около Эчмиадзина (Армения), церковь в Леките (Кавказская Албания).

http://pravenc.ru/text/77470.html

ч. Иадгари (Sinait. iber. 1, 14, 18, 20, 26, 34, 40, 41, 49, 59, 64, 65, старая коллекция, дополняющие их фрагменты из новой коллекции: Sinait. iber. 2 (Sinait. iber. 65, старая коллекция), Sinait. iber. 5 (Sinait. iber. 59, старая коллекция), Sinait. iber. 29 (Sinait. iber. 40, старая коллекция), Sinait. iber. 56 и т. д.) и др. Указанные в каталоге Цагарели Ханметный Лекционарий (VI. 2858/4) и рукопись (2058/5), включающая литургии ап. Иакова и свт. Иоанна Златоуста, хранятся в коллекции ун-та в Граце. Литургические книги содержат множество примечаний и заметок переписчиков, поясняющих содержание и происхождение определенных фрагментов, дающих историческую справку и т. д., особенно их много в рукописях Иоанна-Зосимы. В Sinait. iber. 34, составленной, отредактированной и переписанной Иоанном-Зосимом, приводятся пояснения к псалмам, Часослову, посвященные церковным праздникам тексты и т. д. Колофоны синайских рукописей содержат исторические сведения о груз. колонии на Синае. Так, они сообщают о груз. церквах в мон-ре вмц. Екатерины (Sinait. iber. 17, старая коллекция. Fol. 308v; Sinait. iber. 69, старая коллекция. Fol. 150v), о переписчиках и заказчиках, о плате за работу (Sinait. iber. 50, старая коллекция. Fol. 183v), о др. церквах на Синае (Sinait. iber. 67, старая коллекция, лист-вкладыш). Квирике Мидзнадзорели, заказчик рукописи Sinait. iber. 2, новая коллекция (Fol. 20v), сообщает, что он выстроил малую церковь около большой (по-видимому, основной церкви мон-ря VI в.), а также странноприимный дом для паломников-арабов. В процессе работы над рукописями новой коллекции были выявлены др. редакции (Sinait. iber. 48 и 50) груз. летописи «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли), к-рая была известна по Шатбердскому (Кекел. S 1241, 70-е гг. Х в.) и Челишскому (Кекел. H 600, XIV в.) сборникам. Анализ текста 3 редакций позволяет предположить, что они имели один общий архетип: Sinait. iber. 50 (105 листов) составляют хроника кон. VI - сер. VII в., полный текст Жития св. Нино, а также Житие Иоанна Зедазнели и Житие Авива Некресели. Из рукописи Sinait. iber. 48 сохранилось 14 листов хроники. В новой коллекции обнаружены рукописи VI в., созданные на кавк. албан. (агванском) языке. Первые образцы албан. письменности были зафиксированы И. Абуладзе в арм. рукописи (Письмовик XV в.) Матенадарана. Однако искаженный многократным переписыванием албан. алфавит не дал возможности расшифровать найденные впосл. эпиграфические надписи на этом языке. Синайские рукописи (Sinait. iber. 13 и 55, ок. 100 листов) представляют собой нижний, смытый слой палимпсеста (верхний текст груз.), частично расшифрованный акад. З. Алексидзе как Лекционарий, содержащий чтения из НЗ - первый образец лит. памятника на албан. языке. Дешифровка Лекционария доказала, что албан. является древней формой удинского языка (дагестан. группа кавк. языков), грамматические формы и лексика в них нередко идентичны (см. ст. Албания Кавказская ).

http://pravenc.ru/text/639853.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010