Рубрики Коллекции Огненной восхождение пророка Илии, икона XIX века. Хранится в Британском музее Загадки Библии: Пророк Илия уже приходил на землю? 6 мин., 26.07.2020 Поделиться В Ветхом Завете сказано, что накануне Своего пришествия Господь пошлет к людям пламенного проповедника – пророка Илию. А Евангелие говорит, что «в духе Илии» уже приходил Иоанн Предтеча. Значит, самого пророка Илию нам уже не ждать? Пророчество о явлении на землю Илии содержится в заключительных строках книги пророка Малахии, жившего примерно за 400 лет до Христа. От лица Господа Малахия возвещает: Пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием (Мал 4:5-6). Вроде бы, всё ясно: Бог пришлет на землю пророка Илию… Но часто считают, что на самом деле здесь имеется в виду Иоанн Предтеча. Ведь это именно о нем, причем очень похожими словами, говорил некогда Архангел Гавриил: Предъидет пред Ним (Христом. – Прим. ред.) в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный (Лк 1:17). Да и Сам Христос однажды разрешил недоумение учеников: Как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде [Тебя]? – довольно двусмысленным образом: Правда, Илия должен придти прежде и устроить всё; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели. Из этих слов Христа ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе (Мф 17:10-13). Образ Иоанна Предтечи «Ангел пустыни» с житием, конец XVII в., из Успенского собора в Ярославле. Хранится в Государственной Третьяковской галерее Однако обратим внимание на слова пророка Малахии: пред наступлением дня Господня, великого и страшного. Если бы он пророчествовал об Иоанне, то под «днем Господним», очевидно, разумел бы события, описанные в Евангелии. А было ли пришествие в мир Господа Иисуса Христа две тысячи лет назад «великим и страшным»?

http://foma.ru/zagadki-biblii-prorok-ili...

Рубрики Коллекции Христос в пустыне. Лучшая картина 10 мин., 17.03.2014 Поделиться «Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал». Лк (4:1-2) На шотландском фоне Уильям Дайс. Ок. 1860 В 1860 году в Лондоне на выставке в Королевской Академии художник Уильям Дайс среди прочих работ выставил небольшую картину «Муж скорбей». Низко склонив голову, Христос погрузился в размышления. Его руки, сомкнутые в замок, расслабленно опущены на колени, а глаза прикрыты, как будто бы Он уснул. Заря. Легкие облака проплавают над фигурой Спасителя. Вокруг холмы, редкая растительность, камни покрыты лишайниками и мхами. «Нет в Нем ни вида, ни величия... Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его» (Ис 53:2-3) Христос был изображен художником на фоне знакомого британцам шотландского пейзажа, прописанного с большой тщательностью. Многих современников отчасти это удивило: «почему же не Святая земля?». В 1859 году Дайс специально ездил на пленэры (открытый воздух – ред.) в Шотландию, на остров Арран. Там он сделал десятки набросков и этюдов, которые включил впоследствии в свои работы, и в том числе в «Мужа скорбей». Это отвечало его идее  сделать Спасителя близким зрителю с помощью понятного и знакомого ландшафта. «Современный Христос» здесь, рядом, сейчас. В этом смысле пятидесятилетний художник разделял идеи символического натурализма «Братства прерафаэлитов». С союзом молодых английских художников он познакомился незадолго до написания картины. Прерафаэлиты и «изобразительное богохульство» Уильям Холман Хант. Светоч мира. 1854 Англия. 1848 год. В Лондоне - центре мировой экономики, столице британской империи - возникает «Братство прерафаэлитов». Это было объединение художников, идеологами и основателями которого стали Джон Эверетт Миллес, Данте Габриэль Россетти и Уильям Холман Хант.

http://foma.ru/xristos-v-pustyine-luchsh...

Рубрики Коллекции Библия говорит, что пророк Иона провел три дня в желудке кита. Такое вообще возможно? 3 мин., 07.08.2020 Поделиться Давайте для начала вспомним, как в Библии описывается этот знаменитый эпизод: И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня, — так начинается одна из пророческих книг Ветхого Завета — Книга пророка Ионы. Но, вместо того чтобы послушать Бога, пророк бежит в обратном направлении — он был уверен, что Бог все равно помилует язычников: «Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии» (Ион 4:2). Согласитесь, не самое типичное поведение для того, кто призван провозглашать Божью волю людям. Корабль, на котором плывет Иона, попадает в сильный шторм. Судно вот-вот перевернется, и вся команда молится своим богам и кидает жребий в попытках узнать, из-за кого началась буря. Жребий падает на Иону. Иона просит бросить его за борт. Команда против и пытается грести, но безуспешно. Тогда они принимают тяжелое для себя решение и кидают пророка в море. Буря прекращается, а Иону проглатывает кит.  Было много споров по поводу того, может ли кит проглотить человека. Высказывались мнения, что это физиологически невозможно для животного. Но на самом деле мы не знаем, что за «рыба» проглотила пророка. Православная энциклопедия пишет, что по-гречески кит — «κτος» — буквально означает «морское чудовище», и только второе его значение — «кит» в привычном для нас понимании. В 1891 году британское адмиралтейство задокументировало реальный случай, имевший место около Фолклендских островов. Огромный кашалот разбил шлюпку с британской китобойной шхуны и проглотил гарпунера Джеймса Бартли. Несколько часов спустя животное убили китобои и, разделывая его тушу, обнаружили в желудке человека — без сознания, но живого. Желудочный сок кашалота, конечно же, повредил ему: у гарпунера выпали волосы, а кожа потеряла пигментацию и стала белой, как бумага. Но он остался жив.

http://foma.ru/biblija-govorit-chto-pror...

А исследование показывает, что такие люди могут описать то, что происходило в операционной (или в реаниматорской) в то время, когда их мозг был полностью отключен. Клиническая смерть - состояние, когда мозг лишен кислорода, и галлюцинировать он может не больше, чем полностью обесточенный компьютер может глючить. Сэм Парния осторожно предполагает, что сознание может функционировать вне физического тела. Вот что он говорит в интервью британской газете “Гардиан”: " Мы обычно исходим из того, что все ученые считают, что сознание - продукт мозга, но, на самом деле, многие  в этом не уверены. Например, сэр Джон Экклс, Нобелевский лауреат, полагает, что мы никогда не сможем объяснить сознание через активность нейронов. Все, что я могу сказать - это то, что я наблюдал в ходе моей работы. Похоже на то, что когда сознание отключается в момент смерти, психе, душа - я не имею в виду призрак, я имею в виду индивидуальное " я " - продолжает существовать, по крайней мере, те часы, пока человек не реанимирован. Из чего мы можем оправданно заключить, что мозг работает как инструмент, через который проявляет себя Ваше " я " или " душа " , но он, возможно, не является ее источником... Я думаю, что данные начинают указывать на то, что нам следует оставаться открытыми к возможности того, что память... не сводится к деятельности нейронов " . Итак, ученый сталкивается с чем-то, что на традиционном языке называется “душой”. Личность человека продолжает жить после смерти тела. Побуждает ли этого его к покаянию и вере? Нет. Когда его прямо спрашивают, верующий ли он, он прямо говорит “нет”. Это кажется странным - человек соглашается с тем, что да, похоже на то, что материалистическое представление о сознании неверно, что душа исходит из тела, но остается неверующим. Это еще раз напоминает историю про Евангельского Лазаря - “И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус. (Иоан.11:44-46)” Люди, столкнувшиеся с явным чудом, могут уверовать - а могут и нет. Явное свидетельство существования жизни после смерти может побудить человека к обращению - а может и не побудить. Иногда нам кажется странным, почему Бог не дает побольше чудес и знамений - а ответ тут очевиден. Потому что это не поможет. Он дает ровно столько, сколько необходимо и достаточно. Там, где воля готова к обращению, она обратится; там, где нет - никакие дополнительные знамения не принесут пользы.

http://foma.ru/paradoks-lazarya.html

Термин можно проследить, начиная с 1990-х годов, когда Дж. Майкл Кларк предложил термин “профеминистская гей-теология”, а Роберт Госс использовал термин “квир-богословие” Папа римский Франциск в интервью в июле 2013 г. заявил: “Если человек – гей и обладает доброй волей и стремится к Богу, кто я такой, чтобы судить его?” Он отметил, что геи “не должны становиться маргиналами, а должны интегрироваться в общество”. В то же время понтифик осудил “гей-движение”. Занимая такую двойственную позицию, римский папа фактически оказывает поддержку ЛГБТ-сообществам. В Священном Писании Ветхого и Нового Завета мы находим однозначное осуждение гомосексуализма. В книге Ветхого Завета “Левит” присутствует следующий текст: “Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость” ( Лев.18:22 ). И далее в этой же 18-й главе мы читаем: “...ибо если кто будет делать все эти мерзости, то души делающих это истреблены будут из народа своего” ( Лев.18:29 ). Новый Завет также категоричен по этому вопросу: “Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идол о служители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют” ( 1Кор.6:9–11 ). 4. Феминизм. В современном западном богословии развивается и феминистская теология. Ей присущи четыре главных направления: 1. Служение женщин в церквях на положении пресвитеров и епископов; 2. Гендерно нейтральный язык в богословии; 3. Появление текстов Священного Писания , где Христос является женщиной; 4. Рукоположение женщин-лесбиянок в пресвитеры и епископы. Известно, что первой женщиной, рукоположенной в священники среди традиционных западных конфессий, была Флоренс Ли. Это произошло в англиканской церкви на территории британского Гонконга в 1944 г. В 1948 г. англиканские епископы ей отказали в признании ее сана на Ламберткой конференции, но в 1971 г. вновь разрешили совершать священническое служение. В лютеранской церкви Дании первая женщина была рукоположена в 1948 г., в лютеранской церкви Швеции – в 1960 г., в лютеранской церкви Норвегии – в 1962 г., в лютеранской церкви Исландии в – 1974 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Dergale...

Всякий верующий найдет в псалмах неиссякаемый источник упования и утешения, и во всех бедствиях жизни будет находить успокоение в таких словах: „Уповай на Господа и делай добро; Живи на земле, и храни истину. Утешайся Господом, И Он исполнит желания сердца твоего. Предай Господу путь твой, И уповай на Него, и Он совершит. И выведет, как свет, правду твою, И справедливость твою, как полдень, Ибо благословенные Им наследуют землю, А проклятые Им истребятся. Праведники наследуют землю, И будут жить на ней во век. От Господа спасение праведникам, Он защита их во время скорби. И поможет им Господь и избавить их; Избавить их от нечестивых, и спасет их; Ибо они на Него уповают» 117 . Кроме указанных причин особенной священности Псалтири, причин, одинаково признаваемых как христианами, так и иудеями, и даже, можно сказать, язычниками, есть и такие причины, которые имеют исключительно христианский характер. Когда мы рассматриваем Давида самого по себе и в качестве провозвестника нового откровения человеку, то невольно возникает и другой вопрос. Слава Давида служила залогом непрерывного существования его династии до отдаленнейших веков, о каких только могло мечтать воображение иудейское. Эта установившаяся вера в вечность дома Давидова, наиболее ранним и постоянным выражением которой служат псалмы, находит свое отображение в тех мечтаниях, которые в других странах служили источником происхождения сказаний о возвращении наиболее возлюбленных монархов, как напр. Артура Британского, Севастиана Португальского, Фридриха Барбароссы Германского. Но иудейское верование имело гораздо более глубокую основу. Когда начал замечаться упадок в роде Давидовом и угрожал связанным с ним надеждам, то эти надежды, вместо того, чтобы исчезнуть, как это было с только что упомянутыми национальными мечтами касательно любимых государей, в иудейской церкви приняли новую форму и проявились с усилившеюся жизненностью. Надежды эти, с течением времени, стали основываться уже не на разрушенной и прерванной величайшим национальным бедствием династии и не на действительной личности самого Давида, а на пришествии Того, который должен был быть сыном Давидовым и восстановить поколебленный престол, воздвигнуть опять первоначальную скинию, поставленную Давидом при его первом вступлении в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Мы живем, всегда кого-то «подвигая» и «списывая со счетов», чтобы заменить собой. Бог нас за это не судит, для этого есть человеческая совесть. Если мы слушаем ее голос, то можем обойти острые углы и не сделать зла. Хотя и согрешая, мы будем осознавать это и стремиться избежать. Бывает и обратное, когда будто пелена опускается на наши глаза, и, не видя и не слушая ничего, мы идем напролом, уподобляясь худшему из того, что видим вокруг себя. Некогда римские легионы подавляли всякое инакомыслие в мире, теперь самолеты и танки выполняют те же функции. Церковь выбирает другой путь, – если разумные доводы исчерпаны, то для веры всегда самым убедительным остается жертвенное исповедание. Вера действует в том числе и на «власть имущих», которые могут иначе использовать предоставленные им большие возможности. В этом смысле, например, событием всемирного значения стала свадьба британского принца. Множество «сильных мира сего» собрались в церкви и, преклонив колени, внимали словам молитвы. Не только обездоленные и слабые, но и короли нуждаются в Божьем благословении и припадают к Его милости. Не всегда участие «власть предержащих» в церковных церемониях бывает до конца искренним и исполненным веры, но это все же внушает определенный оптимизм. Хочется верить, что здесь не только соображения политики и этикета. И на «свадьбе принца» могут быть те, которые от чистого сердца искренне молятся и воспевают псалмы. Не стоит судить никого, как и Христос никого не судил, а лучше стараться поверить, что Бог, не оставив этот мир и никого в нем без внимания, все равно сделает Свою «работу». Чем раньше мы это поймем и чем глубже поверим, тем вернее узнаем, Что у Бога надо просить, чтобы наша жизнь была наполненной Его собственным присутствием. Тогда, подобно ставшему на ноги калеке, мы естественным образом восстанем от духовной расслабленности и обретем веру, «скача и хваля» Бога за это. «Умножь в нас веру» Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/bog-i-s...

И пастухи со стадами не будут отдыхать там. 21 . Но будут обитать в нём звери пустыни, И домы наполнятся филинами: И страусы поселятся, И косматые будут скакать там. 22 . Шакалы будут выть в чертогах их, И гиены – в увеселительных домах. Исаия 14: 1 . Близко время его, И не замедлят дни его. Исаия 14: 23 . И сделаю его владением ежей и болотом, И вымету его метлою истребительною, Говорит Господь Саваоф. (626–586 до Р.Х.) Иеремия 51: 26 . И не возьмут из тебя камнядля углов, И камня для основания, Но вечно будешь запустением, Говорит Господь. 43 . Города его сделались пустыми, Землёю сухою, степью, Землёю, где не живёт ни один человек, И где не проходит сын человеческий. Предсказания 1 . Вавилон будет подобен Содому и Гоморре ( Ис. 13:19 ). 2 . Никогда не будет вновь населён ( Иер. 51:26 ); ( Ис. 13:20 ). 3 . Арабы не будут разбивать там своих шатров ( Ис. 13:20 ). 4 . Там не будут пастись овцы ( Ис. 13:20 ). 5 . Звери пустыни населят развалины Вавилона ( Ис. 13:21 ). 6 . Камни Вавилона не будут использоваться для строительных работ ( Иер. 51:26 ). 7 . Мало кто будет посещать развалины ( Иер. 51:43 ). 8 . Вавилон будет покрыт болотами ( Ис. 14:23 ). Исторические данные Согласно Британской энциклопедии, «вплоть до XIX века источником сведений об Ассирии и Вавилоне служили только Ветхий Завет да работы нескольких греческих авторов. История и культура этих двух стран стали известны лишь после открытия древних памятников и письменных документов, в особенности когда было расшифровано клинописное письмо и языки ассирийцев и вавилонян» (Предсказания 1, 2). Вавилон был богатым городом. «Уже задолго до того, как Вавилон обогнал свою соперницу Ниневию, – пишет Остин Лейард, – он был знаменит размахом и важностью торговли. Он занимал самое выгодное положение для того, чтобы вести торговлю со всеми районами известного в ту эпоху мира. Город стоял на судоходной реке, которая... на одном из своих участков приближалась всего на полтораста километров к Средиземному морю, а впадала в Индийский океан. Параллельно этой великой реке существовала другая, почти такая же важная. Тигр... протекал через плодородные области Ассирии и доставлял их разнообразные товары в вавилонские города. Требовалось не так уж много усилий и предприимчивости, чтобы превратить Вавилон не только в столицу Востока, но и в главный центр торговых связей между Востоком и Западом».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

Следующие две группы пророчеств следует рассматривать более или менее совместно, так как они весьма сходны друг с другом. Ниневия и Вавилон были двумя главнейшими городами древности. Как вы убедитесь ниже, оба они обладали невероятным могуществом, огромным населением, оба являлись центрами военных империй и отличались крайней военной агрессивностью. И, однако, на вершине их могущества и влияния против обоих городов, окружённых неприступными стенами, прозвучали пророчества обречённости – и вскоре они пали. Ниневия держалась всего три месяца, а Вавилон был взят без боя. Вначале рассмотрим пример Ниневии, греховной столицы Ассирийской империи. Пророк Наум, посланный проповедовать раскаяние и не услышанный ниневиицами, изрёк волю Господа об этом городе. Писания (661–612 г. до Р.Х.) Наум ( Наум. 1:8 ) Но всепотопляющим наводнением Разрушит до основания Ниневию, И врагов Его постигнет мрак. ( Наум. 1:10 ) ...Ибо сплетшиеся между собою как терновник И упившиеся как пьяницы, ни пожраны будут совершенно, Как сухая солома. ( Наум. 2:6 ) Речные ворота отворяются, И дворец разрушается. ( Наум. 3:10 ) Но и он переселён, пошёл в плен; Даже и младенцы его разбиты На перекрёстках всех улиц, А о знатных его бросали жребий, И все вельможи его окованы цепями. ( Наум. 3:13 ) Вот, и народ твой – как женщины у тебя: Врагам твоим настежь отворятся ворота земли твоей, Огонь пожрёт запоры твои. ( Наум. 3:19 ) Нет врачества для раны твоей, Болезненна язва твоя. Все, услышавшие весть о тебе, Будут рукоплескать о тебе: Ибо на кого не простиралась Беспрестанно злоба твоя? Предсказания и их объяснение 1 . Ниневия будет разрушена в состоянии опьянения ( Наум. 1:10 ). 2 . Разрушение «всепотопляющим наводнением» ( Наум. 1:8 ); ( Наум. 2:6 ). 3 . Сожжение ( Наум. 3:13 ). 4 . Город будет навсегда покинут жителями и останется опустошённым («Нет врачества для раны твоей») ( Наум. 3:19 ). Датировка «Наиболее ранние и поздние даты книги Наума, – пишет Джордж Э.Майсингер, – можно установить с помощью самого пророка. Самая ранняя дата определяется в стихе 3:8, где пророк пишет о завоевании Ноамона (Фив), как о свершившемся событии. Из ассирийских летописей можно узнать, что Ашшурбанипал захватил Фивы в 663 г. до Р.Х... Что до самой поздней даты, то она становится ясна из контекста книги Наума, поскольку падение Ниневии для него является будущим событием. Вавилонские хроники, хранящиеся в Британском музее в Лондоне, определяют год падения Ниневии как 612 г. до Р.Х.»

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

Люди продолжают жить прошлым, и в силу этого прошлого, а не вечного, продолжают отталкиваться от евреев именно за их древнее богоизбранничество, реальностью которого полно христианство, Божие слово и история. Антисемиты – враги Христа. И всякий нацизм будет всегда стоять рядом с антисемитизмом. Для преодоления антисемитизма нужно и преодоление нацизма в народах. И евреям тоже надо преодолеть секулярную форму своего мессианизма. В неприятии Христовой Человечности ео ipso 11 заключено наказание. Не верующих во Христа нельзя наказывать, гнать или ненавидеть. Они себя наказывают гораздо больше, не давая в своем сердце места Сыну Божиему и Человеческому. Христос горько плакал о евреях и завещал этот плач Иерусалиму. И не случайно Стена Плача осталась единственной стеной Его Храма. Записи о любви к Богу и человеку О незабываемом Иерусалиме Всем мучающимся и умученным за торжество Божией человечности Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш; говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои... B Библии Голос говорит: возвещай! И сказал: что мне возвещать? Всякая плоть – трава, и вся красота ее – как цвет полевой. Засыхает трава, цвет увядает, когда дунет на него дуновение Господа: так и народ – трава. Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно. Ис. 40:1–2, 6–8 Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь... Ис. 62:1 Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам. Гал. 4:25–26 В начале июня 1948 года политический секретарь Британской делегации на международном еврейском съезде в Монтре Александр Истман заявил, что «в Великобритании, Соединенных Штатах и Южной Африке поднимается волна антисемитизма, и не исключена возможность антисемитских террористических актов». Приехав после войны в Соединенные Штаты, я тоже заметил это. Чувства и мысли, свидетелем развития и апофеоза которых мне пришлось быть в Германии, встретились мне – правда, в гораздо более слабом растворе, – и в Америке.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010