Эльфрик добавляет к своему повествованию ценный комментарий: «Это (основание церкви святого Албана. – Д.Л.) было до того, как предводители Хенгест и Хорза во время кровавой битвы разгромили бриттов. После этого христианская Церковь снова пришла в упадок, пока святой епископ Августин, ученик святого папы Григория Великого, не возродил ее». Действительно, Хенгест и Хорза помогали языческим германским племенам в завоевании Англии в 449 году, позже Церковь пришла в крайний упадок, и была в таком состоянии до тех пор, пока святитель Григорий Двоеслов, папа Римский, составитель литургии Преждеосвященных даров (540–604, память 12/25 марта), не организовал миссию из римских монахов во главе со святителем Августином Кентерберийским для просвещения страны в 597 году. Некоторые ученые подвергают сомнению время, когда святой Албан принял мученическую смерть. Предполагают, что это могло случиться в период гонений императора Декия (249–251) или же Септимия Севера (ок. 210). Однако дата 305 год является традиционной, и до сих пор никому не удалось убедительно ее опровергнуть. Такие наиболее авторитетные историки, как святой Беда и святой Гильдас, называют именно 305 год. Аббатство Сент-Олбанс Как уже упоминалось, мученик Албан был похоронен рядом с городом Веруламом, и на его могиле происходило много чудес и исцелений. Ко времени преподобного Беды над могилой мученика стояла большая церковь в память о нем. С раннего времени уже существовал и монастырь святого Албана в этом городе (точная дата и даже век, когда был основан первый монастырь, неизвестны). Предполагают, что Оффа, король Мерсии (757-796), учредил или возобновил на этом месте бенедиктинский монастырь. История о том, что во время Оффы рака с мощами святого Албана таинственным образом пропала, а потом вдруг снова появилась (это будто бы и побудило короля основать монастырь), является не более чем легендой. Аббатство святого Албана было одним из самых состоятельных и известных в стране. После завоевания Англии норманнами в 1066 году и насильственного перевода страны в католицизм популярность монастыря святого Албана и раки с его мощами оставалась прежней. Только после Реформации XVI века монастырь закрыли, а монастырский собор-приорат стал англиканским кафедральным собором. Вскоре после Реформации и упразднения Генрихом VIII всех английских монастырей мощи святого Албана были увезены в Германию. Таким образом, необычайно красивая рака святого долгое время пустовала, но в 2002 году по милости Божией часть мощей святого Албана была привезена обратно в Сент-Олбанс из города Кёльна (где мощи хранились в течение нескольких столетий) и положена в раку. Сегодня англиканский собор (бывшая церковь аббатства) в Сент-Олбансе является центром активного паломничества.

http://pravoslavie.ru/31024.html

Спасенный священник ежедневно вычитывал все службы, пел церковные песнопения, молился день и ночь и строго постился. Он регулярно наставлял Албана в истинной вере и рассказывал ему о Боге, пока тот, просвещенный благодатью Божией, не отверг тьму язычества и не уверовал во Христа, приняв крещение и став преданным христианином. Недолго прожил этот клирик у святого мученика. Вскоре до нечестивого правителя той области дошел слух, что христианский священник нашел приют в доме Албана. Разгневавшись, правитель велел своим людям тотчас привести к себе служителя Христова и подвергнуть казни. Как только посланники подошли к дому Албана, он переоделся в одежды священника, не желая предавать его в руки гонителей, и вышел им навстречу, выдавая себя за него. Албана тут же связали и повели к злобному судье, который именно в тот момент возносил жертвы своим «богам», то есть демонам. Увидев храброго мученика, судья пришел в бешенство, так как понял, что его соотечественник прятал у себя дома сбежавшего от казни священника, да еще и сам решил принять смерть вместо него. Судья приказал, чтобы Албана подвели к изображениям языческих идолов, а когда это выполнили, предупредил святого мученика, что тот понесет суровое наказание вместо священника, которого прятал у себя дома, если немедленно не отречется от своей веры и не поклонится языческим богам. Однако мученик, вооруженный с помощью Божией на духовную брань, не убоялся этих угроз. Он ответил, что не собирается ни исполнять приказания судьи, ни кланяться бездушным идолам. Судья спросил у него: «Из какой ты семьи, и каково твое положение в обществе?» Албан ответил нечестивцу: «Какое тебе дело до того, из какой я семьи? Если хочешь узнать правду, то скажу тебе, что я христианин и всегда буду служить одному Христу – единому истинному Богу». – «Скажи мне, наконец, свое имя», – потребовал судья. Храбрый воин Христов ответил ему: «Мое имя Албан, и я верую в Христа и Спасителя – истинного Бога, создавшего весь мир и все, что в нем есть. Ему я молюсь и Его буду превозносить вовек». Судья сказал святому мученику: «Если ты хочешь иметь блаженство вечной жизни, то немедленно принеси жертву нашим великим богам». На это Албан ответил: «Твои жертвы приносятся не богам, а настоящим демонам, и они никогда не помогут тебе. Но в качестве воздаяния за жертвы демонам ты получишь вечное наказание в геенне огненной». Услышав такой ответ, судья пришел в ярость и велел бичевать святого, думая, что тот ослабеет, потеряет твердость духа и обратится к языческой вере. Но мученик Христов, укрепляемый Господом, переносил удары терпеливо, как будто это происходило не с ним, и благодарил Бога за то, что Он удостоил его пострадать за Него. Судья понял, что не сможет силой заставить Албана отречься от Христа, и повелел казнить мученика.

http://pravoslavie.ru/31024.html

Поэтому мы вполне можем назвать святого Албана нашим победителем. Зная, что имя Албан означает «белый», мы вспоминаем, что древнее название нашего острова – Альбион – имеет много общего со святым Албаном. Наш остров прозвали Альбионом из-за белых утесов – это было всё, что в древности знали о нас люди из других стран, так как могли видеть наши красивые утесы из-за морей, смотреть на их белизну и восхищаться. Итак, само имя Албан является символом нашего острова Альбион, которым мы так дорожим. Да защищает святой Албан этот Альбион своими святыми молитвами сегодня, всегда и во веки веков. Святой мученик Албан, моли Бога о нас! скрыть способы оплаты Комментарии Ника Кияшко 10 января 2023, 10:16 Я живу на улице Святого Албана в Калифорнии и наконец то узнала, что это наш православный святой мученик. Как Господь управил поселить под покровительство святого Албана в городе где нет православной русской церкви и мне приходится по несколько часов добираться до храма в воскресные дни. Господь Чудотворец! Такое утешение узнать об этом святом и осознать заботу Господа о нас! Святой мученик Албан, моли Бога о нас! John Pumphrey 5 июля 2021, 11:08 Спасибо большое за классную статью. Я англичанин, принявший Православие - я узнал больше о нашем славном мученике Альбане на этом сайте,чем за много лет пребывания в англиканской церкви. Мне очень лестно и приятно, что вы пишете про него на Православие.ру! Это тоже даёт надежду на духовное возрождение нашей печально отпавшей от Христа Британии. Наталья 5 июля 2019, 10:50 Спасибо большое! Очень интересно!!! Дмитрий 5 июля 2011, 16:22 Уважаемая Валерия! Сент-Олбанс находится в 30 км к северу от Лондона в графстве Хартфордшир. Кафедральный собор в честь св. Албана открыт каждый день с 8.30 до 17.45. Там можно приложиться к раке с частицей мощей св. Албана. Вот ссылка на официальный сайт собора, там Вы можете получить более подробную информацию и связаться со священнослужителями и работниками этого аббатства: http://www.stalbanscathedral.org/

http://pravoslavie.ru/31024.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АЛБАН ВЕРУЛАМСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Мч. Албан, первомученик Британский. Икона VII. Во время гонения пострадал святой Албан. Фортунат в своей " Похвале девам " , где он перечисляет блаженных мучеников, пришедших к Господу со всего света, говорит о нем: " славный Албан, плодородной Британии житель " . Когда безбожные правители издали жестокие эдикты против христиан, Албан, который тогда еще был язычником, дал приют некоему клирику, бежавшему от преследований. Когда он увидел, что этот клирик дни и ночи проводит в постоянных молитвах и бдениях, благодать Божия сошла на него, и он стал подражать своему гостю в вере и благочестии. Узнав вскоре истину о спасении, Албан отверг мрак идолопоклонства и сделался искренним христианином. Когда упомянутый клирик уже прожил у него несколько дней, до нечестивого правителя той области дошли слухи, что в доме Албана скрывается еще не преданный казни исповедник Христа, и он тут же велел своим воинам разыскать его. Когда они пришли к дому мученика, святой Албан сам вышел к воинам вместо своего гостя, накинув на себя его одеяние, то есть плащ. В этом плаще его, крепко связав, повлекли на суд. Случилось так, что в тот час, когда привели Албана, судья как раз возносил жертвы демонам (по христианской традиции Беда везде именует языческих богов демонами). Увидев Албана, он впал в ярость оттого, что его единоверец посмел предать себя воинам и подвергнуться великой опасности ради укрываемого им гостя. Он велел подвести Албана к изображениям демонов, перед которыми стоял, и сказал ему: " Ты предпочел укрыть у себя мятежника вместо того, чтобы выдать его воинам, дабы он понес заслуженное наказание за хулу, возводимую им на богов; за это ты сам подвергнешься каре, которой он избежал, если отвергнешь обычаи нашей религии " . И святой Албан открыто объявил себя перед врагами веры христианином, не убоявшись угроз правителя, и, вооружась на духовную брань, смело отверг его приказание.

http://drevo-info.ru/articles/1616.html

Язычники повели святого к месту казни, чтобы обезглавить. Но когда они проходили мост через реку, то вынуждены были остановиться, так как великое множество людей – мужчин и женщин, пришедших по промыслу Божию посмотреть на дивного мученика Албана, – заполнило мост. Нечестивый и кровожадный судья остался один в городе до самого вечера, не имея ни слуг, ни помощников, постясь против своей воли. Желая скорее пострадать за Христа, святой Албан, не имея возможности перейти мост, спустился к реке и обратил свой взор к небу в молитве. Внезапно воды реки расступились, обнажив дно, и перед Албаном появилась дорога на другой берег, о чем он и просил Господа. Палач, который должен был обезглавить Албана, был так поражен увиденным чудом, что немедленно бросил меч. Он побежал вслед за Албаном и, как только они перешли реку, пал к его ногам и признался, что хотел бы скорее умереть вместе с ним, чем предавать его смерти. Теперь бывшего палача и мученика, которого он должен был обезглавить, объединяла святая вера. Неподалеку находился пологий холм, украшенный дивными цветами. По словам преподобного Беды, «давно он готовил свою красу к тому, чтобы принять кровь блаженного мученика». Беда Достопочтенный подробно описывает эту возвышенность, и из его описания видно, что это был, скорее всего, существующий и поныне Холмхерст-Хилл. Святой Албан быстро на него поднялся и в молитве попросил у Господа послать на этот холм воду. Тотчас источник брызнул у самых ног святого и потек вниз с холма, так что удивленный народ понял, что это чудо совершилось силой Божией по молитве Албана и что даже стихии слушаются угодников Божиих. Этот источник существовал долгое время и обладал целительной силой. Святой Албан был обезглавлен на этом холме и получил мученический венец на небесах. Но палачу, исполнившему приговор, не довелось увидеть мертвое тело Албана, потому что его глаза вывалились из глазниц и упали на землю в один миг со святой главой мученика. Кстати, с тех пор этот эпизод часто изображался и изображается до сих пор многими живописцами.

http://pravoslavie.ru/31024.html

А вот что пишет об аббатстве святого Албана современный автор и путешественник Дэрри Брэббс, изучающий английские монастыри и соборы: «Святой Албан был первым христианским мучеником в Англии, казненным римлянами за веру в начале IV века. Строений ранних монастырей, возведенных на месте мученичества святого Албана, не сохранилось, а внушительных размеров монастырская церковь, вокруг которой вырос город Сент-Олбанс, была основана первым норманнским аббатом Павлом Канским. Поскольку рядом не было источника для каменного материала, строители использовали кирпич от расположенного поблизости разрушенного римского города Верулама. Сент-Олбанс занимал высочайшее положение среди средневековых аббатств, и папа Адриан IV в 1154 году в своем постановлении провозгласил, что аббат монастыря Сент-Олбанс должен считаться старшим аббатом, носящим митру. Это понятно, потому что именно этот понтифик был единственным папой-англичанином за всю историю – его настоящее имя Николай Брейкспир, и он родился в 1100 году как раз в районе Сент-Олбанс. Церковь имеет длинный неф с двенадцатью пролетами, некоторые колонны нефа украшены недавно отреставрированной средневековой настенной живописью, помогающей смягчить норманнскую строгость. Средневековые изображения были перекрашены на деревянном потолке алтаря, они были отменным фоном для изящной каменной перегородки внизу. Реставрация XIX века во многом не пощадила первоначального облика здания… Работа великодушно финансировалась лордом Гримторпом, викторианским архитектором и юристом, но, к сожалению, он настоял на своих планах восстановительных работ аббатства». Девять древних храмов в Англии были освящены в честь святого Албана. Фактически почитание мученика официально прекратилось только после закрытия монастырей Генрихом VIII около 1540 года. Святой Албан едва ли не единственный святой, являющийся видимым связующим звеном между Англией начала IV века и ранним святоотеческим периодом на континенте, а также временем позднеримской империи. Спорным является мнение о том, что часть мощей святого Албана в XI веке была перенесена в город Эли при аббате Фредерике. Но в этом городе до сих пор существует праздник перенесения его мощей из Сент-Олбанса (15 мая). В Сент-Олбансе всегда отрицали подлинность этого события.

http://pravoslavie.ru/31024.html

Затем был убит и тот палач, который отказался казнить мученика. Имя его не сохранилось. Его тело упало рядом с телом святого Албана; этот бывший палач умер, уверовав в Бога и приняв крещение собственной кровью, душа его вознеслась в рай. Подобным образом в древней Церкви приняли крещение в собственной крови десятки тысяч мучеников. Когда палачи возвратились к своему правителю, то рассказали ему о дивных чудесах, совершенных по молитвам святого Албана. Вскоре он прекратил преследования и впредь с уважением отзывался о пострадавших от его же рук святых мучениках, которых он так и не смог обратить в язычество никакими пытками. Что же касается нечестивого императора Диоклетиана, то он в 305 году оставил власть и, как свидетельствуют историки, покончил жизнь самоубийством около 313 года, не найдя в ней смысла. Как пишет Эльфрик, «в период того же гонения, помимо святого мученика Албана, пострадали также святые мученики Юлий, Аарон и многие другие жены и мужи, претерпев многочисленные страдания и пытки за веру Христову». И добавляет, что мучениками за веру стали христиане из всех районов и концов Англии. «Когда гонения прекратились, – продолжает Эльфрик, – христиане вышли из лесов и других убежищ, где им приходилось прятаться. Они начали жить среди людей и постепенно возродили христианство: заново выстроили разрушенные церкви и жили в полном мире со всеми, пребывая в истинной вере. Они также построили на месте мучений святого Албана подобающую столь великому мученику церковь». О последнем свидетельствует и преподобный Беда: «Блаженный Албан пострадал… около города Верулам, который англы называют Верламакастир. Здесь, когда вернулись для христиан времена мира, была выстроена церковь дивной красоты в память о его мученичестве. И по сей день в том месте исцеляются больные и не перестают совершаться всяческие чудеса во славу Божию». Беда Достопочтенный упоминает, что место, на котором пострадал святой Албан, называлось Верулам (Verulamium). Это был крупный город, построенный римлянами, и Албан был его жителем. Так город назывался до 948 года, когда его переименовали в Сент-Олбанс – в честь святого Албана. Он носит это название и по сей день. Сент-Олбанс находится недалеко от Лондона, на западе графства Хартфордшир.

http://pravoslavie.ru/31024.html

Мощи славного мученика теперь, слава Богу, вновь почивают на месте мученической кончины святого, вселяя надежду на духовное возрождение Англии. И дай Бог, чтобы это исполнилось по молитвам святого Албана, мученическая кровь которого стала семенем Церкви в Англии, процветавшей в течение нескольких столетий. Что касается дня памяти святого Албана, то с древних времен память ему совершалась 22 июня, позднее стала совершаться 20 июня у современных католиков, и 17 июня у современных англикан. Православные же до сих пор придерживаются даты 22 июня (5 июля по новому стилю). Кроме уже упоминавшегося нами местного почитания в Эли (15 мая) есть еще праздник перенесения его мощей в 1129 году в новый норманнский собор Сент-Олбанса (2 августа). В конце XX века святому Албану была составлена православная служба на английском языке. В настоящее время снова пишутся православные иконы святого Албана. Святой мученик Албан (витраж) Далее мы приводим интересное мнение о святом Албане и его эпохе в сравнении с нашим временем протоиерея Андрея Филлипса (из книги «Orthodox Christianity and English tradition», перевод с английского). Некогда жил человек по имени Албан. Он жил много лет назад в период кризиса, подобно нам. Это была эпоха упадка, порочности и безнравственности, ибо люди тогда не знали, что такое нравственность. Это был мир, порабощенный лжи, где господствовали несправедливость и тирания, а свободой была лишь «свобода» поклоняться чему угодно, но не истине. Люди поклонялись всевозможным ложным «богам» и, в первую очередь, римскому императору. Они не имели свободы поклоняться христианскому Богу, так как если они выбирали служение истинному Богу, то уже не служили бы ложным «богам». Вот почему христиан убивали, бросали диким зверям, расправлялись с ними на аренах и других общественных местах римской империи. Христиане поистине изменили основу того развращенного и злого общества. Албан понял, что все те «боги» были ложными, а точнее, идолами, демонами. Общество, в котором жил Албан, было мертвым, ибо оно жило во лжи; а всё, что ложно, является духовно мертвым, не имея в себе внутренней действительности или внутренней жизни. То общество потеряло свой путь, будучи основанным на ложных ценностях, на лжи; оно доверяло само себе, а не истине и жизни, так как ее Творец – Христос – есть путь, истина и жизнь.

http://pravoslavie.ru/31024.html

Как бы то ни было, главной лондонской церковью VII века совершенно точно был собор святого Павла. Деревянную церковь возвели на месте языческого храма Дианы в 604 году после обращения в христианство короля Саберта, правителя восточных саксов, – на территории его королевства и находился Лондон. В этом соборе служил святитель Меллит († 624) – первый лондонский епископ, о котором остались письменные свидетельства. Но вскоре восточные саксы вернулись к язычеству, и собор опустел и был забыт до 650-х годов. В 653 году король восточных саксов Сигеберт был обращен в христианство, и в соборе святого Павла снова начались службы. Мы не имеем больше никаких сведений о главном соборе Лондона вплоть до 962 года, кроме того, что однажды он (уже третий по счету собор на этом месте) был разрушен до основания во время пожара – и разрушение это было не последним. Церковь всех святых Баркинг Возможно, к ранним церквям Лондонского Сити можно отнести и некоторые другие храмы. Например церковь Всех святых Баркинг – All Hallows Barking (она названа так потому, что была зависимой от Баркингского женского монастыря в далеком пригороде Лондона), с норманнского периода известная как «церковь Всех святых, что рядом с башней». На основании сделанных после войны раскопок предполагают, что эта церковь была основана в VIII или IX веке, но нельзя исключить и того, что она была основана позже. Другая ранняя церковь – церковь святого Албана на Вуд-стрит. Предания говорят о том, что, возможно, эта церковь была дворцовой часовней мерсийского короля Оффы, много сделавшего для распространения почитания святого Албана из Сент-Олбанса на северный Лондон. Однако имеющиеся на сегодняшний день раскопки говорят о начале XI века. Можно предположить, что и церковь святого Мартина Ладгейт (Sent Martin Ludgate), построенная прямо за городскими стенами или, возможно, даже в сторожевой башне у стен города, тоже ранняя; так же как и церковь святой Марии Магдалины на Милк-стрит – немного позади бывшего средневекового главного рынка Лондона Чипсайд (первоначальное название – Уэстчип: слово «chip» значит «рынок»). Немного восточнее имеется также место под названием Истчип. Наконец, была также церковь Сент-Бенет-Финк. Она посвящена святому Бенедикту и, возможно, была основана в X веке.

http://pravoslavie.ru/43699.html

Местом рождения Антонины в подлинных актах называется село Кромнов или Вродамнов; другие называют городом Кардамом и ищут во Фракии. Но издатели Деяний, полагая местом мучения восток и именно Ефес, где была особенно чтима Диана, полагают в Азии и место рождения св. Антонины. Св. мощи сих мучеников впоследствии были перенесены в Константинополь и положены в монастыре Максимовом, где память их чтилась торжественно и мощи их источали чудеса. Сказание о мучения сих святых издатели Деяний относят к древнейшим. 11 Св. ап. Варфоломей . В Деяниях св. (Aug. V. 7–108) очень обширное исследование об нем, где против Августина (Тгаст. 7 in Iohan.) и св. Григория (In Iob. lib. 33, с. 16), не считавших его в числе 12 апостолов, доказывается из Иоанна Златоустог о (Бес. на 20 Иоанн.), Кирилла александрийского (lib. 12 in Iohan), Оригена (I contra Cels. num. 48), Епифания (Haeres. 51) ж других, что он принадлежал к числу 12 апостолов и есть одно лице с Нафанаплом. Под Индиею, где он проповедовал, разумеется в собственном смысле Индия, а не Аравия, ибо Иероним говорит, что Пантен, нашедший евангелие Матфея, принесенное в Индию Варфоломеем, был у браминов. Местами его проповеди были следующие страны в таком порядке: Аравия, Индия, малая Азия, великая Армения. Помещены в Деян. св сказания об апостоле Псевдо – Авдиа вавилоняна, похвальная речь Феодора студита († 826), считающаяся более достоверною, другая речь Иосифа, вероятно, песнописца, особенно чтившего сего апостола, третья Никиты пафлогонянина, история перенесения мощей его на остров Липару и оттуда в Беневент. О перенесении мощей сн. 25 августа. Место его кончины – Албана или Албанополь. Полагают, что это приморский город Албана в Албании на западном берегу Каспийского моря (ныне Баку); ибо в Армении собственно Албаны не нашли. Албания тогда, вероятно, принадлежала к Армении (Он. Cal. un. eccl. VI. 240). Св. ап. Варнава . В Деяниях св. (Jun. II. 421) собраны многие разные и апокрифические сказания из Периодов или путешествий Варнавы, приписываемых Иоанну Марку, из встреч, приписываемых Клименту римскому ; помещены акты я страсть его, известные под именем Иоанна Марка, похвала ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010