Святой Ботольф Немногие английские святые почитались и почитаются за пределами Англии. Среди них можно назвать святых Албана Веруламского, Кутберта Линдисфарнского, Освальда Нортумбрийского, Беду Достопочтенного, Виллиброрда Утрехтского и Бонифация Майнцского (эти двое святых были миссионерами и большую часть своей жизни провели вне Англии), Вилфрида Йоркского, Эдмунда Восточноанглийского, короля Эдуарда-мученика (его почитание сегодня растет в России), преподобного Сигфрида, апостола Швеции. Однако есть еще один английский святой, которого любили и чтили по всей Скандинавии, а особенно в Швеции. Это святой Ботольф Икенский . Святой Ботольф В честь святого Ботольфа освящены храмы в Швеции, Норвегии и Дании, и в средние века его почитали в этих странах так же глубоко, как и на родине, в Англии. В Швеции народное почитание святого Ботольфа не прекратилось даже после Реформации, и имя святого не было забыто. Преподобный Ботольф в 654 году основал монастырь в Икене в Восточной Англии. Позже, во время набегов викингов, монастырь был разрушен, а мощи святого разделили между собой обители Торни, Бери-Сент-Эдмундс и Вестминстер. В XI веке неким Фолкардом было написано житие святого Ботольфа. В средние века в Англии 64 церкви были освящены в честь этого святого, больше всего их было на юго-востоке страны и в тех районах восточной Англии, на которые оказали наибольшее влияние викинги. День памяти святого Ботольфа, 17/30 июня, отмечался во многих областях, прежде всего – в восточной Англии. В Дании святому Ботольфу было посвящено 12 церквей, две – в Норвегии и Швеции. Известны также «Гильдия святого Ботольфа», ярмарки и базарные дни в честь преподобного Ботольфа, сохранились надписи «святой Ботольф» на двух церковных колоколах. Вероятно, в Броддеторпе (Швеция) когда-то находилась часть мощей святого, так как золотой престол храма имеет надпись, содержащую информацию о том, что здесь хранились мощи трех святых, в частности, святого Ботольфа. Во всех этих странах встречаются и изображения святого Ботольфа. В средневековых календарях Скандинавии 17 июня считалось днем памяти святого Ботольфа. В настоящее время известно 69 таких календарей, и 26 из них отмечают Ботольфа, как очень значимого святого. Святой Ботольф почитался во всех скандинавских епархиях и почти во всех молитвах этот святой называется духовником. Когда мы обращаемся к служебникам, то больше всего упоминаний о святом Ботольфе мы находим в Швеции. Недавно выяснилось, что существовала и отдельная служба преподобному, содержащая неизвестные ранее гимны и песнопения. Также известно, что англичане тоже совершали отдельную службу святому в день его памяти.

http://pravoslavie.ru/62439.html

Обычай посылать любимым открытки в день святого Валентина также возник в Средние века. Самой первой валентинкой в мире считается записка, отправленная из тюремного заключения в лондонском Тауэре в 1415 году Карлом, герцогом Орлеанским, и адресованная его жене. Современное почитание и современный праздник Что касается почитания святого, то в новейшие времена произошло вот что. Во время реформы Римско-Католического календаря святых, произведенной в 1969 году, празднование памяти св.Валентина как общецерковного святого было упразднено на том основании, что не имеется никаких сведений об этом мученике, кроме имени и информации об усечении мечом. На сегодняшний день 14 февраля память святого Валентина совершается исключительно факультативно. В Православной Церкви, напротив, святой Валентин почитается по-прежнему. Точнее, оба упомянутых ранее мученика – епископ и пресвитер – имеют собственные дни поминовения. Валентин Римлянин – пресвитер – почитается 19 (6) июля, а священномученик Валентин, епископ Интерамны, — 12 августа (30 июля). Если внимательно прочитать жития этих святых, то становится видно, что в распространенных ныне легендах смешались фрагменты, относящиеся к совсем разным людям, да еще средневековые сочинения дополнили их множеством романтичных, но совершенно нереалистичных эпизодов. Таким образом получается, что возникновению имиджа святого Валентина как покровителя влюбленных, а также многочисленных легенд, связанных с ним, мы обязаны Средним векам и их романтической литературе, а отнюдь не обстоятельствам жизни реальных мучеников, погибших на заре христианства. И если уж говорить о том, «чей» это праздник, то придется признать, что вот уже более сорока лет в католическом богослужебном календаре никакого Валентинова дня нет, вместо него 14 февраля празднуется память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Так что на сегодняшний день оба святых Валентина – «наши», на общецерковном уровне их память чтит только Православная Церковь. Что же касается идеи о возможном возникновении праздника святого Валентина – покровителя влюбленных как христианизированной замены Луперкалий, то возникла она в XVIII веке в качестве гипотезы у антикваров Албана Батлера — составителя «Батлерова жития святых» — и Франсиса Дуса именно в связи с тем, что о реальном Валентине не было известно абсолютно ничего. Собственно, и у этой гипотезы нет никаких достоверных подтверждений, кроме попытки привязать сочинения XIV века к реалиям третьего. Здесь я только кратко излагаю хронологию событий, а всех интересующихся приглашаю познакомиться поближе с исследованиями историков Уильяма Френда и Джека Оруча, опубликованными в 1967–1981 годах.

http://pravmir.ru/den-svyatogo-valentina...

Первоначально в Майнце почитание святителя Бонифация также носило достаточно односторонний характер. Он прежде всего почитался как архиепископ, папский викарий и легат, что соответствовало стремлениям Майнцских епископов упрочить положение своей кафедры. Но уже майнцский летописец Гоцвин, непосредственно связанный с Фульдой, в «Страдании святого мученика Албана» снова делает акцент на миссионерской направленности трудов Бонифация, всячески подчеркивая, правда, что инициатива просвещения язычников исходила именно от Майнцской кафедры. В самой Фульде монах Отло, впоследствии настоятель монастыря святого Эммерама, в составленном им житии Бонифаций, архиепископ Майнцский: просветитель, миссионер, мученик священномученика Бонифация именует его «отцом всех жителей Германии». Наконец, в середине XII века опять-таки фульдский монах Эберхард впервые называет святого Бонифация «апостолом Галлии и Германии». «Образ Бонифация в раннем и среднем Средневековье не был единым, хотя постепенно возобладали представления об этом святом именно как об апостоле Германии и германцев» 208 . При всем поистине огромном значении, которое имела личность и деятельность Бонифация для европейской истории, все же нельзя сказать, чтобы его почитание сразу приняло общеевропейский характер. Он долгое время оставался, по сути дела, местночтимым святым и почитался в основном в тех местах, о которых мы сказали выше. Только в 1874 году папа Пий IX провозгласил повсеместное почитание святого Бонифация в Римско-Католической Церкви. «День памяти этого мученика, все свои силы положившего на служение идее универсальной Церкви, оставался партикулярным праздником, главным образом немецких Церквей, и когда, наконец, Пий IX (...) предписал всей Церкви совершать празднование святого, это случилось не без влияния атмосферы культуркампфа 209 ... Напротив, возрождение почитания Бонифация, которое произошло в XIX веке и которое выходит за пределы конфессий, было обусловлено духом времени и присутствовавшими в нем сильными импульсами национального самосознания. Так что почетный титул «апостол Германии», данный Бонифацию уже несколько столетий назад, только тогда приобрел свое полное звучание» 210 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Содержит подарствование монастырю Завландийскому селения того же имени. 6 . Хрисовул его же монастырю Ликосада, бумага, 0.80 X 0.27, 6857 (1349) года. Подпись греческая: Стефан во Христе Боге верный царь и самодержец Сервии и Романии. Содержание его: подарствование подворий у Трикала. 7 . Хрисовул царя Симеона, бумага 0.57 1/2 х 0.81, года 687... в месяце Мае, инд. 4. Старшая цифра по соответствию с 4-м индиктионом должна быть тоже 4. Выйдет, таким образом, 1366-й год. Подпись греческая: Симеон, во Христе Боге верный царь и самодержец Римлян и Сервов и всего Албана, Уресис, Полеолог 270 . Документ выдан монастырю Горбово на постройку башни в месте Завландии, и на владение разными угодьями. 8 . Хрисовул Ангела Дуки, жителям местечка Фанаря. Не сохранился весь в целости. Дука величает себя в нем царем, употребляя выражение: царства моего ( τς βασιλεας μου). Как и в настоящих грамотах императорских, в нем оставлялось пустое место для собственноручного внесения Государем-дарствователем слов: χρυσβουλλος λγος, но слова эти написаны чернилом, а не киноварью, что составляло привилегию царского письма. Да и самая подпись, состоящая всего из двух слов: Ангел Дука 271 , сделана тоже чернилами. За поврежденностью документа не видно, какого он времени. 9 . Хрисовул некоего Алексия Ангела, бумага, 0.80 х 0.26 фр. метра, в Августе месяце II индиктиона, 6896 (1388) года. Подпись: Алексий Ангел 272 . Писано подобно предыдущему не киноварью, а чернилами. За словом: Ангел стоит еще: Кесарь, написанное, по-видимому, собственноручно Алексием. Документ выдан по поводу спора Метеорских монахов Макария и ученика его с неким архимандритом Ананием о перемещении келлии „Богородицы“. 10 . Клятвенная грамота, бумага, 0.72 х 0.50, 6850 (1342) года, в Августе месяце, инд. II. Подпись: Михаил Агриилопул 273 . Выдана жителям местечка Фанари на владение какою-то землею. Документ, не знать зачем приклеен к 8. Хотя и тот и другой не относится, собственно, к делам монастырским, и оба имеют в виду жителей Фанарийских, но суть два разновременных документа, отчего мы и дали им отдельную нумерацио.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Король Мерсии Оффа. Миниатюра из «Золотой книги Сент-Олбанса». 1380 г. Король Оффа приказал обезглавить Этельберта. Убийство совершено было в 794-м г. Некоторые историки предполагают, что Этельберт пытался избавиться от зависимости и вступил в борьбу с Оффой, но никаких документальных данных, подтверждающих эту версию, нет. Тело Этельберта было брошено в болото, но его духовнику, священнику Берфертусу, убиенный король «явился во сне и велел найти тело, положить в повозку, запряженную волами, и везти в деревушку Фернли... Духовник... отыскал тело и отсеченную главу Этельберта, отмыл от болотной тины, завернул в одежды и положил на повозку» . Затем, по рассказу агиографа, произошло чудо: «Глава святого незаметно выкатилась и упала на дорогу. В это время по той местности проходил слепой человек. Вдруг он споткнулся... Слепой, просвещенный благодатью Божией, понял, что это голова святого, поднял ее и с верой воскликнул: О Этельберт, которого Оффа приказал убить! Сжалься надо мной и верни мне зрение!”...По молитве св. Этельберта Господь исцелил слепца» . Повозка доставила мощи святого в Херефорд. Невеста Этельберта Альфрида оплакивала гибель жениха и, отказавшись от мысли о браке, поступила в монастырь в Кроуленде, в земле восточных англов, где вела подвижническую жизнь, преставившись в 835-м г., а ее отец Оффа, услышав о чудесах, совершенных по молитвам убиенного по его приказу короля восточных англов, повелел с почестями похоронить его в Херефорде. После канонизации Этельберта в Херефорд, к его мощам, стали стекаться паломники изо всей Британии. Король Этельберт Несмотря на прямую вину за убийство короля Этельберта и ссору с архиепископом Кентерберийским Янбертом, который поддерживал короля Кента Эгберта II в его распре с правителем Мерсии, Оффа вошел в историю как монарх, покровительствовавший Церкви, за что его хвалит приближенный Карла Великого – ученый англосакс Алкуин. Он писал и о личном благочестии Оффы, который хлопотал перед папой о канонизации первомученика Англии святого Албана, мощи которого были обретены в 793-м г. в Веруламе; с тех пор этот город стал называться в честь мученика – Сент-Олбанс. На средства королевской казны в нем был устроен монастырь, за которым Оффа закрепил большие доходы. Возможно, из-за угрызений совести, в раскаянии за содеянный им грех, Оффа щедро благотворительствовал храму в Херефорде, где покоились мощи убиенного по его приказу короля Этельберта.

http://pravoslavie.ru/135225.html

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершает визит в Италию 6 декабря 2007 г. 14:36 3 декабря председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл прибыл в Венецию по приглашению мэра города Массимо Каччари. В поездке его сопровождает сотрудник ОВЦС А.Ю. Севрюк. В аэропорту «Марко Поло» владыку Кирилла встречали настоятель венецианского прихода Московского Патриархата во имя святых Жен-мироносиц священник Алексий Ястребов и представители мэрии города. По прибытии в Венецию митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл направился на остров Торчелло, где посетил древние христианские храмы, в которых сохранились прекрасные средневековые мозаики, — церковь святой Фоски и Успенский храм. Архипастырь также побывал на острове Бурано, где в храме святого Мартина Турского почивают мощи святой великомученицы Варвары, перенесенные венецианцами из Константинополя в 1003 году. Совершив краткое молебное пение перед святыней, владыка Кирилл поклонился мощам святых епископа Албана, диакона Урса и Доминика Пустынника, почивающим в том же храме. В этот же день председатель ОВЦС и сопровождавшие его лица посетили венецианский храм Христа Спасителя, где помолились перед мощами святого мученика Феодора Стратилата, после чего состоялась встреча митрополита Кирилла с почетным Консулом Российской Федерации в Венеции Элиджо Патьесом. 4 декабря, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил Божественную литургию в храме прихода во имя святых Жен-мироносиц в Венеции, основанного пять лет назад. Митрополиту Кириллу сослужили настоятели русских православных приходов в Италии протоиерей Николай Макар, протоиерей Вениамин Ону, протоиерей Борис Развеев, иеромонах Алексий (Никаноров), священник Алексий Ястребов и священник Василий Шестовский. Небольшая церковь с трудом вмещала всех верующих, прибывших на богослужение не только из Венеции, но также из самых разных уголков Италии.

http://patriarchia.ru/db/text/334114.htm...

Спускаясь по Сене, два Епископа остановились вечером в деревне Нантерр (Nanterre). Святому Жермену представили девочку, Святую Женевьеву, которую он благословил и побудил к монашеской жизни (память 3 января). Пересекая Ламанш, Жермен укротил бурю, вызванную демонами, увещевая, как и Христос, неистовые потоки и вылив в них немного масла. Два Епископа, тепло принятые большой толпой, не замедлили показать превосходство истинной Веры, как своими проповедями, так и своими чудесами. Верные были укреплены в вере, а введенные в заблуждение были обращены в столь больших количествах, что вся страна оказалась скоро готовой явить единство веры. Испуганные пылом проповедников, еретики скрылись до того дня, когда они решили затеять общественный спор, опираясь на помощь многочисленных сторонников. Оставив своим противникам возможность распространять свои пустые речи, блаженные прелаты ответили затем мощными, как гром, речами Евангельскими, на которые еретики оказались не в состоянии ответить. Толпа, приветствуя громкими криками победу Епископов, попыталась применить силу против обманщиков. Лишь с трудом двум святым удалось ее сдержать. Эта победа была подтверждена выздоровлением маленькой слепой девочки, которого Жермен достиг, прикладывая к ее глазам Ковчег со Святыми мощами, который он всегда носил при себе. С тех пор, народ с жадностью стал воспринимать Православное образование. Когда в Церкви утвердился мир, два Епископа отправились поклониться могиле Святого Мученика Албана (Alban), память 22 июня, в честь которого Святой Жермен освятил базилику по своем возвращении в Оксерр. Совершая это паломничество, Святой сломал себе ногу, и когда он отдыхал, будучи уложенным в постель, вокруг жилища вдруг начался пожар. В то время, как взволнованная толпа пыталась добраться до него, он не позволил, чтобы его вынесли. И огонь, пройдя выше его жилища, оставил его нетронутым, разрушив при том все здания в окрестности. Вылечившись вследствие явления Ангела, одетого в белое, Жермен возобновил свои поездки по Галлии. Тем временем саксонцы, объединившись с пиктами, атаковали бретонцев. Будучи испуганы, эти последние прибежали к двум Святым Епископам, которые со своего прибытия в лагере отдали свое мужество солдатам, как если бы речь шла о значительных подкреплениях. Епископы наставляли их во время Поста, и, построив церковь из сучьев, крестили большое число солдат на Пасху. В ту пору сообщили о прибытии врагов. Тотчас же новообращенные оставили свои крестильные рубашки, чтобы взять оружие. Жермен, взяв командование, посоветовал им устроить засаду в тесной долине. Когда там оказались атакующие, два Епископа провозгласили трижды «Аллилуйя», как боевой клич, который, повторенный всей армией, как грохот грома, обратил в бегство противников, и многие из них погибли во время беспорядочного отступления. После того, как яркие победы были одержаны над врагами, видимыми и невидимыми, и мир и безопасность возвратились на большой остров, два Святых возвратились в свою страну.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Швейцарские епископы настаивают, чтобы закрытые церкви и часовни не передавались общинам других религий или сектам. К христианам других конфессий - в частности к православным, которые зачастую не имеют помещений для богослужений, - этот запрет не относится. Так, церковь св. Албана в Базеле используется Сербской Православной Церковью. Ни в коем случае не следует продавать или сдавать здания в аренду общинам, учение которых противоречит учению Католической Церкви, говорится далее в документе. Также не рекомендуется продавать эти здания организациям, которые преследуют коммерческие цели или деятельность которых противоречит христианской этике. Цель этих рекомендаций -- дать критерии для принятия решений собственникам и организациям, которые ведут переговоры о передаче церковных зданий. К документу прилагаются соответствующие положения кодекса канонического права, а также описание обряда отказа от богослужебного использования помещения церкви. Представляя в сентябре этот документ, епископ Амедей Граб, тогдашний президент епископской конференции Швейцарии, напомнил, что передача церквей вызвана миграциями, снижением рождаемости, а также тем, что в западных странах наблюдается ослабление религиозности. Этот спад имеет очевидные финансовые последствия, что, в свою очередь, влечет трудности в содержании зданий. «Это только рекомендации, - уточнил он, - поскольку в Швейцарии церкви не принадлежат ни епископу, ни приходу в каноническом смысле этого слова, но так называемой «приходской корпорации». И только собственник может решать, что делать с церковью, если в ней прекратятся богослужения. Однако епископы могут давать советы в отношении дальнейшего использования недействующих храмов». Что касается протестантов, то они не проводят церемонии «десакрализации» культовых зданий, поскольку «храмы не рассматриваются как священные места», поясняет Симон Вебер. По его мнению, то обстоятельство, что в Швейцарии не наблюдается переоборудования церквей в бары или дискотеки, объясняется высокой религиозностью жителей альпийской конфедерации: 70 % швейцарцев считают себя христианами. «Люди демонстрируют определенную привязанность к местам богослужений, даже если не посещают их», - считает Симон Вебер.

http://pravoslavie.ru/21137.html

Мученик Виктор Марсельский Мученик Виктор Марсельский Виктор был офицером римской армии, который во время гонения Максимиана ободрял марсельских христиан и призывал их храбро исповедовать Христову веру. Когда он осудил служение идолам перед префектами его легиона, его провлачили по улицам города и затем бросили в темницу. В темнице он обратил ко Христу трех солдат: Лонгина, Александра и Фелициана, которые тут же были казнены. А сам святой Виктор был сокрушен под жерновом, «подобно пшенице, выбранной Богом». Позднее местное предание V века утверждает, что святой Виктор до службы в легионах был моряком-рулевым там же, в Марселе, и на этом основании во Франции он почитается как покровитель рыбаков и мореходов. Палач отбросил меч и был готов принять за него смерть Албан Веруламский Албан Веруламский, первомученик Британский Город Веруламий, где, по преданию, пострадал святой Албан, с IX в. называется его честь St Albans, в наше время это северный пригород Лондона. Мученик Албан пострадал во время гонения Диоклетиана, некоторые источники относят его мученичество ко времени правления Септимия Севера. Когда безбожные правители издали жестокие эдикты против христиан, Албан, который тогда еще был язычником, дал приют некоему клирику, бежавшему от преследований. Когда он увидел, что этот клирик дни и ночи проводит в постоянных молитвах и бдениях, он стал подражать своему гостю в вере и благочестии и сделался христианином. За укрывательство священника Албана арестовали. Перед изображениями языческих богов и врагами веры он открыто объявил себя христианином и отказался принести жертвы. Судья пришел в ярость и велел бичевать святого исповедника. Албан же, подвергнутый самым жестоким мукам, сносил их терпеливо и даже радостно во имя Господа. И судья, увидев, что муки не заставили его отречься от христианской веры, приказал казнить его. Когда его вели на казнь, произошло чудо: дно реки обнажилось в том самом месте, и он увидел, что воды расступились и дали ему дорогу. Палач, который увидел это, отбросил меч и объявил, что готов сам принять смерть вместе с мучеником или даже вместо него.

http://pravmir.ru/14-evropeyskih-svyatyi...

Он – свет с востока, он – дар, рожденный в день Рождества, заступник Англии и защитник праведных, чудо национального единства и сохранения православного христианства, национального патриотизма. Его имя, означающее «Блаженное покровительство», воскрешает в нашей памяти слова из старинного гимна святому Эдмунду: «Ликуй, о святая Церковь Англии: вот тебе дан на восхваление прославленный король и непобедимый мученик Эдмунд, который, одерживая победу над королями этого мира, вознесся на небеса с великой победой. Отче Эдмунд, внемли тем, кто молится тебе». Святой Георгий или святой Эдмунд? Чудо святого великомученика Георгия о змее В современной английской печати можно встретить утверждение, что стране следует сменить своего святого покровителя. Спрашивают с оттенком ксенофобии: «Как быть со святым Георгием Победоносцем (который в настоящее время является святым покровителем Англии. – о. А.Ф.), ведь он не был англичанином и нога его не ступала здесь?». Атеистически настроенные люди пытаются даже отрицать само существование этого святого. Удивительно, но даже люди, не верующие в Бога, унижающие святых, стремятся в этой дискуссии отстоять свое право иметь личное мнение по данному вопросу. На роль святого покровителя предлагаются «кандидатуры» святых Албана и Кутберта. Однако почитание этих святых никогда не было всенародным. Выдающийся святой, Албан так же не был англичанином, как и святой Георгий Победоносец; что же касается святого Кутберта, то его почитание ограничивалось в основном северо-восточным районом страны. Ошибка дискутирующих в том, что они считают, будто святого покровителя можно назначить. Но святой должен сначала заслужить всенародное признание. Да и официального закона или декрета о покровителе никогда не было. Только всеобщее почитание сможет подсказать, кому следует быть святым покровителем народа. Первым святым покровителем Англии был святой Эдмунд. В средние века англо-норманнская монархия на какое-то, весьма не продолжительное, время провозгласила покровительство стране короля Эдуарда Исповедника. Последующие монархи приняли почитание святого Георгия вместо тех, кто считался покровителями страны в прежние века. Сегодня народной волей в Англии признан святым покровителем страны святой Георгий Победоносец, следующим по популярности в народе является святой Эдмунд.

http://pravoslavie.ru/30310.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010