Л. вернулся в Тифлис и 20 окт. 1888 г. был назначен инспектором школ Общества восстановления правосл. христианства на Кавказе (до 1896). В его ведении находились школы в регионах Вост. Грузии: Мтианети, Пшав-Хевсурети, Мтиулет-Гудамакари, Ардон-Алагирском ущелье и Саингило. 1 нояб. 1892 г. Л. был возведен в сан игумена и назначен настоятелем мон-ря Зедазени , 24 нояб. 1893 г.- мон-ря Хирса с возведением в сан архимандрита. 24 сент. 1896 г. утвержден членом Грузино-Имеретинской синодальной конторы (до 1897) и председателем Комитета по правке духовных книг. В 1897 г. назначен настоятелем мон-ря Натлисмцемели (во имя св. Иоанна Предтечи) в пуст. Гареджи . 19 апр. 1898 г. хиротонисан во епископа Горийского, 1-го викария экзарха Грузии. Чин хиротонии совершили в тифлисском кафедральном соборе Сиони (в честь Успения Пресв. Богородицы) экзарх Грузии архиеп. Флавиан (Городецкий) , еп. Гурийско-Мингрельский свт. Александр (Окропиридзе), еп. Алавердский Виссарион (Дадиани) и др. С 12 авг. 1900 г. епископ Имеретинский. В первый же год архипастырского служения Л. проехал по всей епархии, занимаясь восстановлением храмов и содействуя открытию церковных школ. Леонид (Окропиридзе), еп. Имеретинский. Фотография. 1906 г. Леонид (Окропиридзе), еп. Имеретинский. Фотография. 1906 г. Л. был активным сторонником восстановления автокефалии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). В периодике того времени он размещал исследования, касающиеся истории и устройства ГПЦ до ее вхождения в состав РПЦ, печатал полемические письма, обличал антигруз. направленность политики некоторых экзархов Грузии («Отче, редактор!» 1906. С. 15-16; Ошибкав вопросе об автокефалии Груз. Церкви. 1906. С. 6-8 и др.). Его т. зр. оказала значительное влияние на груз. общественность. В 1906 г. участвовал в проходивших в С.-Петербурге заседаниях 2-го отдела Предсоборного присутствия РПЦ , на которых в т. ч. решался вопрос об автокефалии ГПЦ (2 июня - 13 дек.). Выступая 2 июня, он аргументированно доказал правомочность восстановления автокефалии (Журналы и заседания. С. 1-2). Также Л. был сторонником идей движения «Тергдалеулеби», возникшего в 60-х гг. XIX в. среди части груз. интеллигенции, получившей образование в России. Оно ставило такие задачи как служение Родине, защита интересов груз. народа и др. (подробнее см. в статьях Грузия , Илия Чавчавадзе ).

http://pravenc.ru/text/2463431.html

На встрече святыни присутствовали: митрополит Алавердский Давид, первый заместитель государственного уполномоченного губернатора Кахетии Ираклий Шиошвили, Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Беларусь в Грузии Михаил Мятликов, священнослужители и миряне Грузинской Православной Церкви. Митрополит Давид сердечно поблагодарил гостей за преподнесенную в дар святыню и попросил передать благодарность митрополиту Павлу и белорусским верующим. 3 ноября прошли официальные встречи белорусской делегации с руководством региона Кахетия, а также ознакомительные экскурсии по святыням Грузинской Церкви. 4 ноября протоиерей Николай Коржич и сопровождавший его в поездке иерей Антоний Куракевич сослужили митрополиту Алавердскому Давиду за Божественной литургией в монастыре святого Георгия. Кафедральный храм Алавердской епархии был построен в первой чembepmu XI beka и является одним из самых высоких сооружений своего времени (до 2004 года был самым высоким храмом Грузии). Реставрации, одна из которых состоялась после землетрясения, несколько изменили облик собора, но до сих пор он остается выдающимся образцом средневекового грузинского зодчества. Архитектурный ансамбль собора обнесен крепостной стеной. Помимо собора в ансамбль входят средневековая трапезная, колокольня, летний дворец. В соборном храме сохранились фрагменты настенной жubonucu XI, XV u XVII веков. В XVII-XVIII столетиях здесь действовала женская обитель, в которой проживали особы царского рода, принявшие монашество. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Версія: російська Матеріали за темою У свято Входу Господнього до Єрусалиму Патріарший екзарх усієї Білорусі звершив Літургію в Свято-Духовому кафедральному соборі м. Мінська Патріарший екзарх усієї Білорусі взяв участь у VII Всебілоруських народних зборах Головний лікар церковної лікарні святителя Алексія взяв участь у форумі «Охорона здоров " я» у Мінську Білоруський екзархат, Білоруський фонд миру та архівний департамент Міністерства юстиції РБ підписали меморандум про співпрацю з метою увічнення пам " яті про в " язнів концтаборів Співчуття Предстоятеля Грузинської Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус Сіті Холі» [Привітання та звернення] Вітання Святішого Патріарха Кирила Предстоятелю Грузинської Православної Церкви з днем пам " яті святої рівноапостольної Ніни [Патріарх : Привітання та звернення] Ієрарх Грузинської Православної Церкви взяв участь у Богословській конференції Свято-Тихонівського університету в Москві Глава Казахстанського митрополичого округу провів зустріч з кліриками Грузинського Патріархату Поздравление председателя Правительства России М.В.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5297845...

Преподавательская стезя По окончании академии в 1896 г . он был удостоен звания кандидата богословия и посвящен в сан иеромонаха и в том же году назначен преподавателем Священного Писания в Тифлисскую духовную семинарию. В то время одним из ее воспитанников был Иосиф Джугашвили, будущий глава Советского государства, принявший псевдоним Сталин. В 1897 г. отца Димитрия назначили инспектором Кутаисской духовной семинарии, а через год, в этой же должности, он возвратился в Тифлисскую семинарию. Здесь под его началом вновь оказался воспитанник Джугашвили, с которым у него прежде были вполне доверительные отношения. Но юноша к тому времени стал угрюм и скрытен. Несколько раз Иосифа уличали в нарушении семинарской дисциплины, посещении революционных собраний и хранении нелегальной литературы. Отец Димитрий пытался вразумить его, но все напрасно. В мае1899 г. Иосифа Джугашвили отчислили из семинарии «за неявку на экзамены по неизвестной причине». Видя, что бунтарский дух все более захватывает и развращает юношество, о. Димитрий начал устно и в печати выступать с пламенными проповедями, обличающими революционное безумие. В 1900 г. он был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Александровской Ардонской духовной семинарии. Под его руководством в 1902 г. было начато строительство нового здания семинарии. На принадлежавшей семинарии усадьбе был посажен большой фруктовый сад, возделываемый руками воспитанников. Архимандрит Димитрий был не только хорошим пастырем, руководителем, воспитателем юношества, он всегда отличался благородством, личным мужеством и даже отвагой. Так, будучи ректором, он посещал расположенный неподалеку лепрозорий, где причащал прокаженных. … Чтобы прощать 23 апреля 1902 г. состоялась хиротония о. Димитрия во епископа Алавердского, викария Грузинского Экзархата. В речи при наречении в святительский сан он засвидетельствовал свою готовность к жертвенному служению на ниве Христовой: «…наступают времена лютые, — говорил он, — умножаются нечестие, лжеверие и неверие, появляются во множестве «образ имущие благочестия, силы же Его отвергающиеся», готовые все святое достояние Церкви обратить в средство для достижения своих низменных жалких стремлений, увеличивается число лжеучителей и наставников, не через Церковь входящих, а «инуде прелазящих», и все они, бесчинно ходящие, стремятся к одному — разодрать Тело Церковное… Я о Господе не страшусь умножающегося бесчестия… Восхождение на кафедру епископскую есть приближение к Голгофе. Но Голгофа не может устрашить христианина, для нее мы рождены, ибо без Голгофы нет Воскресения… И я, немощный, посему со светлым о Господе лицом приступаю к великому служению, обещаясь служить Единому Господу и Богу Христу Иисусу, восхитившему меня из пасти греха, очистившему и освятившему меня своею всемогущею благодатью». Впоследствии владыка очень часто говорил: «Епископская власть дана мне не для того, чтобы наказывать, а чтобы прощать».

http://pravoslavie.ru/48151.html

В 1600-1605 гг. И. занимал должность настоятеля мон-ря Сапара, сведения о чем содержатся в жалованной книге, выданной И. и Захарии Авалишвили атабагом (князем) Самцхе Манучаром и его матерью Еленой ( Такаишвили. Древности. 1909. Т. 3. С. 533). В 1609 г. И. был настоятелем мон-ря Кватахеви - в этом году он по заказу царицы Кахети вмц. Кетеван переписал и украсил орнаментом Молитвослов с акафистами, о чем в рукописи сохранилась запись: «...Господи, прославь в сей и в будущей вечной жизни и даруй многая лета царице цариц Кетеван... по чьему повелению выполнена святая сия книга для ежедневной молитвы... да будут долгими лета ее жизни... рукою грешнаго настоятеля монастыря Кватахеви Иоване Авалишвили». Исследователь рукописи груз. историк Ф. Жордания указывает, что она была выполнена церковным шрифтом нусха-хуцури на бумаге, текст каждой страницы обрамлен ажурной рамкой ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 438). К 1611 г. настоятелем Кватахеви, согласно соч. «Моуравиада» митр. Тбилисского Иосифа (Саакадзе), являлся уже некий Насидзе ( Иосиф, митр. Тбилисский. 1851. С. 20). И., вероятно в том же году, занял пост настоятеля мон-ря Самтавро в Мцхете. До 1637 г., оставаясь в Самтавро, окормлял Алавердскую (епископ, до и после 1612) и Картлийскую (архиепископ) кафедры (Аннотированный словарь личных имен. Т. 1//НЦРГ. Hd 14678; ЦГИАГ. Ф. 1448. Д. 6017). До 1630 г. сведений об И. в источниках нет. Возможно, он сопровождал царя Теймураза I, укрывавшегося в этот период в западногруз. царстве Имерети от набегов иран. войск под предводительством шаха Аббаса I. В грамоте Теймураза I (1630) И. охарактеризован как «первый архиерей Картли, архиепископ, муж глубоко ученый, совершенный небожитель и философ... достойный Иоване Авалишвили». Из этого же источника известно, что И. занимался воспитанием своего племянника Арсения (Авалишвили) (впосл. настоятель монастыря Сапара, архиепископ Бодбийский и Алавердский) ( Такаишвили. Древности. 1909. Т. 3. С. 538-539). В 1637-1640 гг. кахетинский двор Теймураза I посетило московское посольство (кн.

http://pravenc.ru/text/469450.html

Эти слова мучевицы Христовой мгновенно, как огнем, попалили малодушие в сердцах, готовых отступить от святых верований, и все воспрянули исповедниками истины и твердо приняли мученическую смерть. Истязания же Кетеваны продолжались. Ее пытали раскаленными клещами, повесив крестообразно на дереве. На голову святой мученицы надели раскаленный докрасна железный котел. Густой дым от загоревшихся волос и всей головы поднялся вверх, и блаженная мученица предала Богу святую свою душу 13 сентября 1624 года. Три светлых столпа, опустившиеся на тело святой Кетеваны, знаменовали ее духовную победу. Шах повелел тело святой вынести за город и бросить в болото, в которое сбрасывали все городские нечистоты. Небесный свет не переставал и тут стоять над телом блаженной Христовой рабы. Ночью христиане тайно вынули из непотребного места тело святой, положили в гроб и предали до времени погребению. Спустя ровно год после кончины великомученицы открыли могилу и, к своему ужасу, не нашли ее останков. Царь Теймураз говорит, что латинские монахи, бывшие тогда при дворе персидском, принесли шаху очень крупную сумму денег и просили, чтобы он повелел дать им тело мученицы, но шах не хотел и слышать об этом. Тогда они стали тайно разыскивать тело и, наконец, после долгих поисков, нашли могилу ее. Они вынули мощи великомученицы, подвергая опасности свою жизнь, тайно заказали гроб, положили в него честное тело страдалицы Христовой и сохраняли у себя до времени. Спустя семь месяцев после разорения Кахетии царь Теймураз вернулся из Имеретии и принял снова бразды правления. Латинские монахи Августинского ордена, чтобы приобрести расположение царя, утвердиться в Грузии и затем распространить там свою ересь, отделили от мощей честную главу и правую руку и послали в дар царю Теймуразу I. Царь, услышав, что к нему везут бесценный дар, вышел с патриархом Захарией (+ 1634), со всем духовенством карталинским и кахетинским, со всеми вельможами и народом и с великим торжеством, псалмопением и курением фимиама встретил свою мать, царицу-великомученицу. Всеобщая радость была неописуема, некоторые плакали. Честные мощи были торжественно положены под престолом Алавердского собора святого великомученика Георгия в Кахетии.

http://drevo-info.ru/articles/7078.html

18 сент. 1918 г. скончался митр. Кутаисско-Гаенатский Антоний (Гиоргадзе) . На овдовевшую кафедру было 3 претендента: еп. Урбнисский Давид (Качахидзе), архим. Николай (Наморадзе) и архим. Назарий. Священноначалие проголосовало за архим. Назария. 16 нояб. 1918 г. в кафедральном соборе Тифлисский Сиони состоялось его наречение во архиерея, 17 нояб. в мцхетском кафедральном соборе Светицховели митр. Тифлисским Леонидом (Окропиридзе ; католикос-патриарх всей Грузии в 1918-1921), митр. Чкондидским исп. Амвросием (Хелаей ; католикос-патриарх всей Грузии в 1921-1927), еп. Цилканским Георгием (Аладашвили) и еп. Алавердским Пирром (Окропиридзе) был хиротонисан во епископа Кутаисско-Гаенатского и в тот же день возведен в сан митрополита ( Асатиани. 1995. С. 7). В 1919 г. митр. Назарий вместе с причтом кутаисского кафедрального собора во имя св. кн. Александра Невского совершил архипастырскую поездку по Кутаисско-Гаенатской епархии : 1 окт. 1919 г. побывал в Окрибском благочинническом округе, 1 нояб.- в Свирском, 11 нояб.- в Чунешском округах. Митрополит читал много проповедей, выслушивал людей, часто ему приходилось поздним вечером посещать церкви, и народ с зажженными свечами ждал его и не расходился, желая получить благословение владыки. 7 дек. 1919 г. на епархиальном собрании в Кутаисе, открытом митр. Назарием, был основан Кружок любителей грузинского церковного пения (Чвени квекана (Наша страна). 1919. 175. С. 4; 200. С. 4; 224. С. 3). 1-7 сент. 1921 г. митр. Назарий участвовал в 3-м Церковном Соборе ГПЦ, прошедшем в Гелати, на к-ром рассматривалась его кандидатура и кандидатура Сухумско-Абхазского митр. исп. Амвросия (Хелаи) на престол католикоса-патриарха. В Соборе участвовали 108 чел., по результатам тайного голосования исп. Амвросий собрал 67 голосов за и 41 против, а митр. Назарий - 54 за и 54 против (Архив Груз. Патриархии. Оп. 1. Д. 6478. Л. 51). 24 окт. 1921 г. митр. Назарий под предлогом отсутствия у него документов, удостоверяющих личность, был задержан гражданскими властями на железнодорожной станции в Кутаисе.

http://pravenc.ru/text/2564632.html

Добросовестный монашеский молитвенный труд дал плод государс­твен­ного значения и внёс свой вклад в сохранение всемирного культурного насле­дия. Мтрополит Алавердский Давид (Махарадзе). Фото: Владимир Ештокин         Нынешний настоятель Алавердского монастыря митро­полит Давид так отзывается об Алавердском монастыре: «По своему духу и многолепию Алаверды – это монастырь царского величия и монашеской простоты. Эти два свойства крепко слиты в нём. Нелегко быть царём и одновременно простым странником, у которого ничего нет, кроме преданности и любви к Богу. Я так воспринимаю Алаверды. Желал бы, чтоб он всегда отличался этим свойством, и живущие в этом монастыре имели это царское достоинство и обладали монашеским смирением и простотой». — Сколько сейчас насельников в монастыре, каковы их основные послу­шания? — Сегодня в нашем монастыре проживают двадцать насельниц. Две монахини постоянно пребывают в митрополии и помогают в епархиальных делах. Три сестры находятся на подворье монастыря Новая Шуамта – в обители св. Иоанна Крестителя в Тбилиси, где находится издательство нашего монастыря. Остальные сёстры трудятся на разных послушаниях. В монастыре пекутся просфоры и делаются свечи из чистого воска не только для обители, но и для храмов всей епархии, занимаются хозяйством, различными рукоделиями, а также перево­дом и изданием духовной литературы. — Помогает ли как-то ваш монастырь окрестным приходам? — В наш монастырь приезжают многие верующие из разных приходов. Святой преп. Иоанн Лествичник говорит: «Свет монахов суть ангелы, а свет для всех человеков – монашеское житие». Одна молодая девушка, которая уехала на учебу за границу и которая часто с детства приезжала в наш монастырь, говорила мне, что ночью, когда она видела мерцающие огоньки города, она думала о лампадах, горящих перед святыми иконами в монастыре. Монастырь в честь Хахульской иконы Божией Матери, Новая Шуамта      Соприкосновение с каждым монастырем зажигает в душах людей лампаду веры и упования на Господа, которая не должна угасать всю нелегкую чело­веческую жизнь. Приснопамятный старец Паисий Святогорец говорил, что монастыри – это бастионы Церкви. В этом, наверное, и заключается главная помощь монастырей верующим. Хотя, по благословению нашего архиерея, наш монастырь принимает активное участие во всей духовной жизни епархии.

http://pravoslavie.ru/69522.html

Священный Синод постановил, что указанный документ содержит экклезиологические и терминологические ошибки и подлежит серьезной переработке. Если эти изменения не будут учтены и внесены в текст документа, Грузинская Церковь не находит возможным его подписать. По инициативе митрополита Потийского и Хобийского Григория (Бербичашвили), Священный Синод постановил, создать богословскую группу, которая по ряду богословских вопросов представит свои предложения на рассмотрение Священному Синоду. Священный Синод выслушал доклад митрополита Хонского и Самтредийского Саввы (Гигиберия) по организационным вопросам. Священный Синод определил делегацию Грузинской Православной Церкви в следующем составе: Католикос-Патриарх Илья II; митрополит Кутаисский и Гаенатский Каллистрат (Маргалиташвили); митрополит Даниил Сачхерский и Чиатурский (Датуашвили); митрополит Манглийский Анания (Джапаридзе); митрополит Ткибульский и Терджольский Георгий (Шаламберидзе); митрополит Алавердский Давид (Махарадзе); митрополит Некресский Сергий (Чекуришвили); митрополит Шемокмедский Иосиф (Киквадзе); митрополит Николай Ахалкалакский, Кумурдойский и Южноамериканский (Пачуашвили); митрополит Ахалцихский и Тао-Кларджетский Теодор (Чуадзе); митрополит Хонский и Самтредийский Савва (Гигиберия); митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим (Шарашенидзе); митрополит Горийский и Атенский Андрей (Гвазава); митрополит Цагерский и Лентехский Стефан (Калаиджишвили); митрополит Сенакский, Чхороцкуйский и Австралийский Шио (Муджири); митрополит Руставский Иоанн (Гамрекели); архиепископ Схалтский Спиридон (Абуладзе); архиепископ Сагареджойский и Ниноцминдский Лука (Ломидзе); епископ Тианетский и Пшав Хевсуретский Михаил (Габричидзе); епископ Хорнабуджский и Геретский Дмитрий (Капанадзе); епископ Самтависский и Каспийский Дамиан (Хупения); епископ Цалкийский Григорий (Кациа); епископ Бельгийский и Голландский Досифей (Богверадзе); епископ Североамериканский Савва (Инцкирвели); Никорцминдский епископ Вахтанг (Липартелиани); Протопресвитер Георгий Звиададзе;

http://pravmir.ru/gruzinskaya-tserkov-ne...

— Какие вызовы встречают те, кто занимается миссионерской работой в Грузии? С какими испытаниями имеете дело Вы как пастырь? Самое главное препятствие — это люди незнающие. Они говорят с духовником про свои житейские проблемы, мол, Бог давал нам все необходимое, а тут такая беда произошла. Человек негодует, предъявляет «претензии» к Богу, и проблема в том, что он на самом деле мало знает о своем Боге и путях Господних. Тут, конечно, необходимо просвещать человека. В некоторых районах Грузии у православных возникают проблемы с иноверцами. По соседству с грузинами живет много мусульман, армян, григорианцев, монофизитов. И вот ты приходишь, разговариваешь с православным грузином о вере, а он, может быть, думает, что, мол, этот священник уйдет, а я останусь тут жить по соседству с иноверцами... Алавердская епархия – это сложный регион. Большинство населения у нас мусульмане. В одном из ущелий христиан и вообще грузин совсем мало – буквально несколько семей осталось. Туда, конечно, заходят пастыри для совершения Литургии, но христианской активности там очень мало. Со священниками едет и паства из митрополии, с хором, чтобы Литургия все-таки совершилась и чтобы до этих семей тоже дошла благодать Божия. Мы едем, чтобы утешить их, чтобы они не чувствовали себя оставленными. — А какой народ там живет? Кисты. Они говорят по-грузински и по внешнему виду очень похожи на грузин. Они переселились к нам с Северного Кавказа еще в конце 18 века, так что они очень давно живут на нашей земле в миру с грузинами. — Владыка, большинство людей на приходах в Грузии хорошо понимают богослужение, знакомы с Писанием? Те, кто регулярно ходит в церковь – да. Есть, конечно, некоторое разделение среди христиан – на тех, чья жизнь и мировоззрение основываются на учении (они знают и учение, и чин богослужения), и тех, кто крещен, но не работает над собой, не знает учения, у них церковная жизнь ограничивается одними «ритуалами». Так они говорят сами, по незнанию называют Таинства и церковную жизнь «ритуалами». Для этих людей нам необходимо особенно потрудиться, чтобы они тоже предстали перед Господом как люди христианского мировоззрения.

http://pravoslavie.ru/68765.html

С. 162). Митр. Бодбийско-Сигнахский Иоанн (Макашвили). Роспись ц. во имя вмч. Георгия в мон-ре Бодбе. 1832 г. Митр. Бодбийско-Сигнахский Иоанн (Макашвили). Роспись ц. во имя вмч. Георгия в мон-ре Бодбе. 1832 г. В том же рапорте, касаясь персоны католикоса-патриарха Антония II, ген. Тормасов отмечал, что «...не можно ожидать, чтобы католикос Антоний привел с должною деятельностью в порядок дела здешнего края, относящиеся к духовенству, как по причине слабости здоровья, так еще более по привычке распоряжаться всем самопроизвольно, к чему, по здешним обычаям, дает ему право происхождение его из царской фамилии, так как он сын царя Ираклия… А поэтому полезным нахожу,- продолжал он,- назначить экзархом Грузии и митрополитом Мцхетским и Карталинским архиепископа Варлаама, как члена Синода, сведущего о порядках духовного правления, с которым он (Антоний II.- З. А.) познакомился, будучи в России. Кахетинским и Алавердским же правящим архиереем назначить митрополита Бодбийско-Сигнахского Иоанна (Бодбели) (Макашвили.- З. А.), достойнейшего из всех прочих» (Там же). Ген. Тормасов предложил назначить католикосу Антонию II с учетом его доходов в Грузии пенсию 6 тыс. р. серебром, если он пожелает остаться в России. Проект предусматривал перевод всех церковных дворян, крестьян и их земельных владений в казенное ведомство. В Тифлисе предлагалось открыть духовную гимназию на 60 чел. с назначением содержания из груз. церковных доходов в размере 3400 р. ежегодно. Как подготовительные учебные заведения для поступления в Тбилисскую гимназию должны были открыться 9 уездных уч-щ в Картли и Кахети с содержанием 3800 р. серебром ежегодно. Было предусмотрено выделение ежегодных сумм для поддержания вдов и сирот священнослужителей (Там же. С. 168). Во избежание финансовых злоупотреблений все церковные доходы и расходы должны были контролироваться дикастерией. 21 июня 1811 г. Синод практически без изменений передал на утверждение императору проект Варлаама-Тормасова об образовании Г. Э., и 30 июня того же года имп. Александр I подписал его. Эту дату принято считать днем офиц. упразднения автокефалии ГПЦ и учреждения Г. Э. Образование Грузино-Имеретинской синодальной конторы (1814)

http://pravenc.ru/text/168201.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010