Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛАВЕРДСКИЙ СОБОР В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ (Грузинская Православная Церковь), расположен в мест. Алаверди, историческая пров. Кахети (совр. Ахметский р-н Грузии), на правом берегу р. Алазани, на территории бывш. мон-ря, основанного в VI в. свт. Иосифом Алавердским . Сооружен в 1-й трети XI в. кахетинским царем Квирике III (Багратиони), возможно на месте храма вмч. Георгия (нач. X в. ?). А. с., один из самых значительных по размерам (28 ´ 56; высота ок. 67 м) храмов Грузии, по плану крестово-купольный триконх, с куполом на 4 свободно стоящих столбах; с вост. стороны - алтарная апсида, фланкированная пастофориями, с зап.- примыкает трехнефный рукав с хорами на втором этаже, фасады декорированы орнаментальной резьбой. Такая архитектурная композиция имеет прототипы в зодчестве Закавказья VII в. А. с. неоднократно восстанавливался: в кон. XV в. заново возведены из кирпича купол, своды и большая часть сев. фасада; крупный ремонт проведен после землетрясения 1742 г. В XIX в. были разрушены боковые приделы (уцелел лишь соединяющий их отрезок на западе). Экзархом Грузии Ионой (Василевским) собор был освящен в честь Воздвижения Креста Господня, после того как царевич Леван привез из Иерусалима частицу Животворящего Креста Господня. Вокруг храма имеются постройки XVI-XVII вв.: епископский дворец с трапезной на первом этаже, дворец Пейкар-хана (иран. наместника в Кахети в 1616-1623), крепостная ограда, баня. Реставрационные работы по расчистке и укреплению росписи (интерьер был целиком забелен в XIX в.), к-рые велись в храме с 1966 г., позволили выявить разрозненные фрагменты, принадлежащие к XI-XVII вв. Монументальные изображения апостолов, отцов Церкви, а также остатки надписи, исполненной древнегруз. шрифтом асомтаврули в алтаре храма, датируются XI в. К тому же времени относят плохой сохранности роспись в жертвеннике (Богоматерь, Иоанн Креститель) и крупный орнамент в виде виноградной лозы на полуколоннах юж.

http://pravenc.ru/text/63982.html

Пирр (Окропиридзе Матфей Иванович), епископ Алавердский Родился 1ноября 1874 года в сел. Дисеви, бывш.Горийского уезда. Семилетним ребенком отец отвез его в Алавердскпй монастырь (Кахетия), где он получил начальное духовное воспитание под наблюдением известного своей строгой жизнью деда своего – иеромонаха Сильвестра, родного брата епископа Александра. Вскоре он был определен в Тбилисское духовное училище, а по окончании курса в 1890 году переведен в Тбилисскую духовную семинарию. В 1893–1894– учебном году переведен в Ставропольскую духовную семинарию, где в 1896 году окончил курс со званием студента семинарии. В том же году поступил в Киевскую духовную академию. В 1900 году окончил академию со степенью кандидата богословия. В сентябре 1900 года постржен в монашество с именем Пирр. Тогда же рукоположен во иеродиакона, а затем во иеромонаха. 14 ноября 1900 года допущен к исполнению должности инспектора школ Общества восстановления православного христианства на Кавказе. В январе 1901года утвержден в данной должности. Определением Св.Синода от 10–17 мая 1902 г. назначен помощником смотрителя Горийского духовного училища. В 1905 году определен настоятелем Моцаметского монастыря, Имеретинской епархии. В 1907 году, по представлению Преосвящ.Петра, врем.управлявшего Имеретинской епархией, возведен в сан архимандрита. 29 мая (4 нюня) 1909 года определенном Св.Синода назначен членом Грузино-Имеретинской Синодальной Конторы и настоятелем Давид-Гареджинской пустыни, Грузинской епархии. С 1911 года – настоятель Ино-Мгвинского монастыря. По указу 10 декабря 1915 года назначен епископом Алавердским, четвертым викарием Грузинской епархии. 15 яив.1916 года наречен, а затем хиротонисан в Петроградской Александро-Невской Лавре во епископа Алавердского. Служа в Имеретинской епархии, состоял благочинным монастырей и председателем комиссии по испытанию лиц, ищущих священнослужительских и псаломническкх мест, а по переходе в Грузинскую епархию разновременно отправлял должности: председателя Церковного Музея, председателя комитета по изданию священных и церковно-богослужебных книг на грузинском языке, председателя братства Св.Богородицы при Сионском соборе, редактора «Вестника Грузинского Экзархата» и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

М. также внесла немалый вклад в обработку агиографических сборников католикоса-патриарха Вост. Грузии Виссариона (Орбелишвили) (1724-1737/38 или 1735); наиболее ранняя рукопись, где сохранился труд М.,- сборник, составленный под его редакцией (НЦРГ. S 3269, 20-е гг. XVIII в.). После кончины католикосов-патриархов Вост. Грузии Виссариона и Доментия IV (Багратиони) (1705-1741) М. фактически взяла на себя роль руководителя гареджийской школы. Оригинальное лит. наследие М. невелико. Отдельно в ее творчестве выделяется ямбическая (102 строки) «Похвала Пресвятой Богородице» (НЦРГ. H 1740), которая была помещена в послесловие переписанного ею Словаря мон. Сулхана-Сабы (Орбелиани) . М. также принадлежит синаксарная редакция Жития свт. Иосифа Алавердского ( Сабинин. Рай. 1882. С. 217-218; ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 233-238, 403-406): М. отмечала, что взялась за этот труд, т. к. история жизни свт. Иосифа Алавердского , пришедшего в числе 12 сир. отцов вместе с прп. Иоанном Зедазнийским из Сирии в Грузию в VI в., оставалась неизвестной. Сочинение отличается поэтичностью языка и образов, отдельное место в нем занимает поэтика хронотопа: окрестности Алаверди представлены как пустынная и бесплодная местность, где обитают темные силы (аллюзия к распространенному в то время в Вост. Грузии зороастризму). Определенные образы и сюжетные ходы были заимствованы М. из древних Житий преподобных сир. отцов (Давида Гареджийского, Антония Марткопского и др.): полное уединение святого в дикой пустыни; покорность диких зверей; эпизод, где Господь питает святого посредством животных; охота представителя царского рода, увидевшего лицо святого, подобное ангельскому, и последовавшая за этим известность отшельника; чудесные природные явления, сопровождавшие жизнь святого (сияние звезды над местом его кельи и т. д.), и др. Также известны 2 гимнографических канона М., посвященные свт. Иосифу и состоящие каждый из 40 строк (НЦРГ. А 387, S 3269, H 1762, H 2077; Кут. 36). Один из них написан акростихом: «Макрину, восхваляющую тебя, помилуй, святой». Произведения изобилуют метафорами и яркими образами. Также М. принадлежат малые произведения (тропари, стихиры, ирмосы, прокимны), включенные в богослужебный сборник суточного круга «Гангеба» (НЦРГ. А 603).

http://pravenc.ru/text/2561528.html

Однако настоящий расцвет монашеской жизни в самой Грузии, притом одновременно и в уединенной, и в общежительной форме, зафиксирован в исторических документах в связи с приходом в Грузию (Картли и Кахети) «сирийских отцов». Так с древности прозывали группу подвижников, собранных вокруг своего учителя Иоанна, который получил имя Зедазнийского по названию горы вблизи от тогдашней столицы Иверии Мцхета, где они сразу обосновались и начали строить Иоанно-Зедазнийский монастырь. То были преподобные авва Иосиф Алавердский (память 15/28 сентября), Шио Мгвимский (память в четверг Сыропустной седмицы и 9/22 мая), Давид Гареджийский (память в первый четверг по Вознесении), чудотворец Антоний Марткопский (память 19 января/1 февраля), принесший с собой Нерукотворную икону Спасителя из Эдессы, Исе Цилканский (память 2/15 декабря), Авив Некресский (память 29 ноября/12 декабря), Исидор Самтавийский, Фаддей Стефанцмидский, Стефан Хирсский, Зенон Икалтойский, Пирр Бретский, Михаил Улумбийский. Необычайность событий была в том, что эти тринадцать святых отцов – монахи и проповедники из Антиохии – за малое время основали и построили множество монастырей и церквей, быстро собрали вокруг себя учеников и последователей аскетической жизни и на многие столетия вперед определили пути развития грузинской православной святости, аскетизма и подвижничества. Первые монастыри, основанные по благословению тогдашнего католикоса Евлавия вслед за Иоанно-Зедазнийским, – Шио-Мгвимский, Давид-Гареджийский, разросшийся в обширную Лавру, Марткопский, Алавердский, Самтависский (в честь Нерукотворной иконы Спасителя), Хирсский во имя первомученика Стефана, Икалтойский (где четыре века спустя была основана Академия), Бретский, Улумбийский – стали школой грузинского монашества. С этими обителями связаны имена святых преподобных отцов – Додо Гареджийского, ученика Давида Гареджийского, Евагрия и Илии-дьякона, сподвижников Шио Мгвимского, преподобного Онуфрия Гареджийского, чудотворца (XVIII в.), Симеона чудотворца, настоятеля Лавры (1773) и многих других.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

В настоящее время обитель располагает двумя храмами: Успенским и во имя Св. Иоанна Крестителя. В последнем покоятся мощи основателя монастыря Св. Шио. Управляется викарным горийским епископом. Шуамтинский Рождество-Богородицкий монастырь в Телавском уезде. Второклассная Шуамтинская общежительная обитель находится в 7 верстах от уезд. г. Телава, над полотном Гомборского шоссе. К ней приписан Алавердский Георгиевский собор, основанный в 557 году и находящийся в 15 верстах от Телава. Управляет монастырем алавердский епископ, викарий грузинского экзархата. Женские обители Бодбийский Св. Нины монастырь в Сигнахском уезде. Бодбийский монастырь находится в местечке Бодби, в 2-х верстах от уезд. г. Спгнаха и в 100 – от Тифлиса. Основана эта обитель в 1889 году по воле императора Александра III. Основательницей и первой настоятельницей монастыря была игуменья Ювеналия, приехавшая в Водби из Москвы с шестью сестрами. Обитель возникла на развалинах древнего храма Св. равноап. Нины. Церковь эха была построена в конце V столетия царем Вахтангом Гургасланом, а в 1027 году царем Георгием I над ней выстроен храм во имя Св. Георгия Победоносца. С VIII по XVII с при храме Св. Нины был учрежден мужской монастырь и митрополичья кафедра, которая была уничтожена со смертью последнего грузинского митрополита Иоанна Бодбийского. В обители ныне два храма. Храм Св. Нины принадлежит глубокой древности: он стоит около 16 столетий. В нем почивают под алтарем, близ престола, мощи Св. Нины. Сверху они закрыты мраморной гробницей с изображением Св. Нины во весь рост, с крестом и Евангелием в руках; у ног св. угодницы на гробнице находится образ Божией Матери, которая вручает ей крест, повелевая идти проповедовать Христово ученье в Иверию. Все стены церкви покрыты старинной живописью из событий Ветхого и Нового Заветов; в церкви же находится ризница со старинными, времени грузинских царей, церковными облачениями, сосудами и книгами. Второй монастырский храм, заложенный в 1897 г. и освященный в 1901 г. имеет четыре престола: первый, главный, во имя Св. Николая; боковой придел, старинный, во имя Успения Божией Матери, и два придела на хорах: в честь Св. Иннокентия и святителя Ювеналия. В церкви Св. Николая стоит копия с Иверской иконы Божией Матери, что на Афоне, в 2 арш. вышины, чудной живописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

158 Шамхорская крепость находилась у юго-восточной границы Грузии и принадлежала Ширван-шахам – вассалам Грузии. После Шамхорской битвы (ок. 1195 г.) между войсками Грузии и атабека Абу Бекра крепость была окончательно присоединена к Грузии. 159 Тит Флавий Веспасиан (41–81) – римский император (79 г.), старший сын императора Веспасиана. Руководил римскими войсками, расположенными в Иудее. В праздник ветхозаветной Пасхи 70 г. Тит двинул свои войска прямо к Иерусалиму. Храм был превращен в груду камней и пепла. С разрушением Иерусалима окончательно пало Иудейское государство. 160 Георгий IV Лаша («Сияющий») – грузинский царь (1213–1222) из рода Багратиони, сын святой царицы Тамары. Удачно воевал с турками и предпринял ряд походов в Адарбаган (территория нынешнего Азербайджана); погиб от раны, полученной в бою с передовыми отрядами Чингисхана. 161 Память Святого Иосифа, епископа Алавердского († 570), одного из 13 сирийских отцов – основателей грузинского монашества, – 7 (20) мая, 15 (28) сентября. 163 Святитель Иоанн Златоуст (t 407) – Константинопольский Патриарх, вселенский учитель, автор толкований на многие книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла) и множества бесед на отдельные библейские тексты, а также поучений на праздники, в похвалу святых и слов апологетических (против аномеев, иудействующих и язычников). Память 27 января (9 февраля), 30 января (12 февраля), 14 (27) сентября и 13 (26) ноября, суббота сырная. 165 Преподобный Антоний Великий , Египетский (t 356) -один из основателей пустынно-жительства в Египте. По преданию, египетское монашество ведет свое начало от апостола Марка; в ветхозаветное время, согласно Иосифу Флавию и Филону, в египетской пустыне на востоке от Александрии существовали общины аскетов-ферапевтов. Память 17 (30) января, суббота сырная. 166 Праздник Ллавердоба включает в себя три праздника: святой великомученицы царицы Кетеван (13 (26) сентября), Воздвижение Животворящего Креста (14 (27) сентября) и святого епископа Иосифа Алавердского (15 (28) сентября), создателя известного мужского монастыря Алаверди (Восточная Грузия). Этот праздник отмечают не только христиане Восточной Грузии, но и мусульмане Северного Кавказа. Согласно местной традиции, неотъемлемой частью Алавердоба является проведение конных скачек и других состязаний. Праздник длится до трех недель.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Разделы портала «Азбука веры» Документальные истории Преподобный Иоанн Зедазнийский и  12 его учеников : Авив, епископ Некресский, Антоний Марткобский, Давид Гареджийский, Зенон Икалтский, Фаддей Степанцминдский, Исе, епископ Цилканский, Иосиф, епископ Алавердский, Исидор Самтавийский, Михаил Улумбийский, Пирр Бретский, Стефан Хирский, Шио Мгвимский – святые сирийские (каппадокийские) подвижники, основатели грузинского монашества , пришедшие в Грузию из Каппадокии в середине VI beka. Они учили народ, наставляли его в вере, уничтожали мрак суеверия и истребляли оставшиеся в горных теснинах идолослужение и капища, вместо чего воздвигали святой крест и святые храмы, устрояли в народе гражданственность. В Грузии, в 25 километрах от столицы находится ассирийское село Канда, где в монастыре в честь тринадцати святых ассирийских отцов служит ассирийский схиархимандрит Серафим (Бит-Хариби). Он второй священнослужитель в мире, который служит Божественную литургию на  арамейском (язык, на котором говорил Христос Спаситель) языке. До этого на этом языке богослужение совершалось только в сирийском городе Маалюля. О том, как он выбрал этот путь и как стал священнослужителем, с корреспондентом портала Православие.Ru беседует батюшка Серафим. – Отец Серафим, расскажите, пожалуйста, как вы распознали Бога и как стали монахом – ведь у вас была семья и трое детей… – Когда мне было 10–11 лет, мама подарила мне детское Евангелие , которое я прочитал несколько раз, но тогда для меня это была красивая сказка, потому что всегда сомневался в существовании Бога. А когда я уверовал в  Бога , то принял монашество. У меня была семья и трое детей. В 2001-м году моя жена тяжело заболела. Она была на восьмом месяце беременности. Врачи не оставляли нам надежды на спасение, они открыто сказали, что её спасти невозможно, что нужно думать, как спасти ребёнка. Проснувшись утром я не узнал свою жену: она очень опухла, и врачи не смогли поставить диагноз. Гемоглобин упал до сорока. Ее срочно госпитализировали. В течение 10 дней её положение было критическим. Потом я забрал её из больницы, так как уже ни на что не надеялся. Тогда я отвёл её на могилу старца Гавриила (Ургебадзе, ныне канонизирован как преподобный Гавриил, исповедник и юродивый). Мы пришли, и я обратился к старцу. Я говорил, как мог, как умел. Я сказал: «Если правда то, что о тебе говорят, умоляю тебя, помолись перед Богом о моей семье, чтобы роды моей жены окончились благополучно, чтобы и она, и ребёнок остались в живых. Если ты мне в этом поможешь, обещаю, что я брошу всё и стану монахом». На второй же день свершилось чудо – она пошла на поправку. Это произошло всего за одну ночь – с вечера до утра. Я понял, что так и должно было быть, чтобы я прошёл этот путь. Конечно, и Богу не нравится наше мучение – Он же есть любовь. Но, должно быть, эти искушения были нужны нам.

http://azbyka.ru/way/shiarhimandrit-sera...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛИПОС (Калиполис) [груз. , ], груз. муж. монастырь Пресв. Богородицы (до 30-х гг. XI в.- после 1-й трети XII в.). Согласно источникам, К. был расположен в исторической Сирии, к северо-востоку от Антиохии (ныне Антакья, иль Хатай, Турция), на юж. склоне Чёрной горы, к востоку от Дивной горы. Название К. восходит к греч. наименованию Антиохии - Калиполь (греч. Καλ πλις - Прекрасный град) ( Djobadze. 1976. Р. 99-100). Сведения о К. сохранились в выполненных в мон-ре колофонах груз. рукописей. Так, в одной из них указано, что «монастырь грузин, святой Матери Божией, Калипос» находился в «стране Асурети (Сирии.- Авт.), у границы с Антиохией» (СПбФИВ РАН. Р 3, 1040 г.; Djobadze. 1976. Р. 10). К. как «лавра святой Матери Божией» упомянут в колофонах Алавердского Четвероевангелия (НЦРГ. А 484, 1054 г.; Djobadze. 1976. Р. 16). В др. Четвероевангелии (Кут. К 76, 1060 г.) описываются «место Асурети, великий град Антиохия с монастырем великим Калиполисом, возведенным в честь святой Матери Божией, местожительство и пристань для грузин, и исихастирий возведен к востоку от монастыря в честь святых Архангелов» ( Djobadze. 1976. Р. 21). Возникновение и культурно-просветительская деятельность К. связаны с т. н. литературно-богословской школой мон-рей Чёрной Горы (см. разд. «Монастырские школы» в ст. Грузинская Православная Церковь ). В 30-х гг. XI в. Сирия была освобождена от владычества мусульман, что способствовало оживлению здесь монашеской жизни, в т. ч. и грузинской. Груз. монахи приходили из южногруз. провинции Тао-Кларджети, селились в греч. обителях и основывали новые груз. монастыри: Торне (греч. Моди, близ Свимеонцмиды), Кастана, Варламцмида (св. Варлаама), Эзры, Лерцмисхеви (груз.- Тростниковое ущелье, монастырь в ущелье близ Селевкии), Романцмида (св. Романа), Туалта (Твали), К., Дзелицховели (Животворящего Древа, близ Романцмиды) и др. К. был связан с центром Чёрной Горы - сир. мон-рем прп. Симеона Столпника (Младшего) Дивногорца (в груз. источниках - Свимеонцмида), в к-ром во 2-й пол. XI в. подвизалось до 60 монахов-грузин. В скриптории К., находившемся в исихастирии, переводили и переписывали рукописи для др. груз. обителей, в т. ч. за пределами Грузии. Роль К. в деле создания и распространения рукописей была весьма значительна. По-видимому, в свое время К. обладал богатой б-кой.

http://pravenc.ru/text/1319989.html

Блаженнейший митрополит Киевский Владимир возглавил торжества по случаю прославления в лике святых схиархиепископа Антония (Абашидзе) 23 апреля 2012 г. 15:07 22 апреля 2012 года, в Фомину неделю, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир возглавил Божественную литургию в храме преподобных Антония и Феодосия Печерских Свято-Успенской Киево-Печерской лавры . Его Блаженству сослужили: митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел , наместник Лавры; архиепископ Бориспольский Антоний , председатель ОВЦС УПЦ, ректор Киевских духовных школ ;  архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр ; епископ Житомирский и Новоград-Волынский Никодим ; епископ Макаровский Иларий ; епископ Васильковский Пантелеимон ; духовенство монастыря в священном сане. На малом входе Блаженнейший митрополит Владимир по случаю 20-летия Предстоятельского служение Его Блаженства на кафедре Киевских митрополитов и во внимание к церковным заслугам возвел в сан архиепископа епископа Житомирского и Новоград-Волынского Никодима. Во время торжественного богослужения был совершен чин причисления к лику местночтимых святых Киевской епархии схиархиепископа Антония (Абашидзе; †1942). После того, как архиепископ Александр зачитал решение  Священного Синода УПЦ от 14 июня 2011 года ( журнал 21 ) о внесении схиархиепископа Антония в святцы, а архиепископ Антоний ознакомил духовенство и верующих с житием святого, на середину храма было вынесено его иконописное изображение, после чего Блаженнейший владыка, архипастыри, духовенство и миряне поклонились мощам новопрославленного святого. За богослужением Блаженнейший владыка рукоположил во пресвитера своего личного помощника диакона Владимира Капацина. Схиархиепископ Антоний (в миру Давид Ильич Абашидзе) родился в 1867 году неподалеку от Тифлиса. В 1891 году с отличием окончил юридический факультет Новороссийского Императорского университета в Одессе и в том же году поступил в Киевскую духовную академию. На первом курсе в возрасте 24 лет был пострижен в монашество, в постриге получил имя Димитрий в честь святителя Димитрия Ростовского. По окончании Академии преподавал и исполнял должность инспектора в Тифлисской и Кутаисской духовных семинариях, с 1900 года — ректор Ардонской миссионерской семинарии. В 1902 году рукоположен во епископа Алавердского, викария Грузинской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/2179172.ht...

Ассирийцы… Большинство из нас, услышав это слово, наверное, вспомнит учебники по древнейшей истории. Однако ассирийцы – этническая группа, которая существует и сегодня. Более того, их предки одними из первых восприняли от апостолов веру Христову. Тем не менее Ассирийскую церковь постигла непростая судьба: расколы, уклонение в ересь, униатство, бегство от гонений... Но и в наши дни сохранилась православная ассирийская диаспора, на протяжении 2000 лет хранящая веру святых отцов. В Грузии она насчитывает около 2000 человек и нуждается в поддержке и помощи братьев по вере. Отец Серафим с паствой      Двенадцать ассирийских подвижников Преподобный Иоанн Зедазнийский и 12 его учеников: Авив, епископ Некресский, Антоний Марткобский, Давид Гареджийский, Зенон Икалтский, Фаддей Степанцминдский, Исе, епископ Цилканский, Иосиф, епископ Алавердский, Исидор Самтавийский, Михаил Улумбийский, Пирр Бретский, Стефан Хирский, Шио Мгвимский. В Сирии, Месопотамии и Иране христианство стало распространяться уже в I веке нашей эры, и ассирийцы восприняли его в числе первых. А в середине VI века Божия Матерь явилась ассирийскому подвижнику, святому Иоанну Зедазнийскому , и повелела ему избрать из своих учеников по жребию 12 человек, дабы они отправились для утверждения христианской веры и основания монашества в Иверии – нынешней Грузии. Древнейшее житие святых ассирийских отцов так свидетельствует об этом: «Все они... учили народ, наставляли его в вере, уничтожали мрак суеверия и истребляли оставшиеся в горных теснинах идолослужение и капища, вместо чего воздвигали святой крест и святые храмы...». Святые подвижники основали 13 монастырей, которые по сей день являются оплотом Грузинской Православной Церкви . Судьба же Ассирийской церкви в это время складывалась драматически. В середине V века она откололась от Вселенской Церкви, приняв лжеучения архиепископа Нестория Константинопольского, который нечестиво учил о Богоматери и превратно толковал природу Господа нашего Иисуса Христа. Ересь Нестория была осуждена на Третьем Вселенском Соборе , а сам Несторий был предан анафеме, однако «несториане» канонизировали осужденного Церковью Нестория, его предшественника и учителя Феодора Мопсуестского, а также епископа Диодора Тарсийского, разделявшего их взгляды. Ассирийская церковь Востока, некогда исповедовавшая Православную веру, и сегодня почитает их в лике святых, а их учение, в частности, христология, является официальным учением этой церкви.

http://pravoslavie.ru/65278.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010