мастера. В 1054 г. в скриптории Калипосского мон-ря на Чёрной Горе был создан декор Алавердского Четвероевангелия (Кекел. А 484). В этой рукописи в отличие от ранних памятников представлен новый тип иконографии евангелистов, изображенных сидящими за пюпитрами. В Алавердской рукописи, как и в др. памятниках византинизирующего круга, миниатюры выполнены интенсивными, непрозрачными красками, особое место отведено золоту, использованному в фоне сюжетных композиций и в разработке одежд и деталей сооружений. Однако в этом памятнике многослойная система визант. живописи начинает неск. уступать возрастающему значению линии. В Местийском Четвероевангелии (переписано в 1033) тенденция к линейной выразительности, характерная еще на раннем этапе для груз. искусства, проявляется с особенной изобретательностью в орнаментальных мотивах. Миниатюры рукописей XI-XII вв. (Кекел. А 136; Н 1661; А 734 и др.) являются примером освоения груз. мастерами принципов декорирования рукописной книги. Особая убедительность образов достигалась сочетанием приемов многослойной живописи и графической выразительности, дополненных правильным построением фигур, и одухотворенностью ликов (напр., изображения евангелистов в ркп. из Сванети, ГМИГ). Ап. Иоанн Богослов. Миниатюра из Гелатского Четвероевангелия. XI–XII вв. (Кекел. Q 908) Ап. Иоанн Богослов. Миниатюра из Гелатского Четвероевангелия. XI–XII вв. (Кекел. Q 908) В декоре рукописей щедрым убранством выделяются иллюминированные Четвероевангелия (Гелатское (Кекел. Q 908, XI-XII вв.), II Джручское (Кекел. Н 1667, кон. XII в.), Моквское (Кекел. Q 902, 1300 г.)) с миниатюрами, размещенными в тексте и подробно иллюстрирующими содержание. Так, в каждой главе Гелатской и II Джручской рукописей представлен самостоятельный евангельский цикл. В состав Гелатского Четвероевангелия входят 254 миниатюры, исполненные в лучших традициях миниатюрной визант. живописи XI-XII вв., их отличают свободное от фронтальности изображение фигур в композициях, искусная живописная «лепка» форм, насыщенный, сверкающий колорит на золотом фоне.

http://pravenc.ru/text/168205.html

После восстановления автокефалии Грузинской Православной Церкви Католикосами–Патриархами были: 1. Кирион III (Садзаглишвили). Родился в 1854 году в семье священника. После окончания Тифлисской Духовной Семинарии и Киевской Духовной Академии (1880) некоторое время работал помощником инспектора Одесской Духовной Семинарии, а затем преподавателем Кутаисского и Тифлисского Духовных училищ. В 1896 году принял монашество (постриг совершил Экзарх Грузии архиепископ Владимир), а через два года (1898) был хиротонисан во епископа Алавердского. Служение проходил в различных местах Грузии и России. В 1915 году стал епископом Полоцким и Витебским. В августе 1917 года по собственному прошению был уволен от дел управления епархией и вернулся в Грузию, где в сентябре был избран Католикосом Грузии. 1 октября 1917 года состоялась интронизация. Скончался в июне 1918 года. Оставил о себе добрую память многими церковно–историческими трудами, посвященными исследованию истории Грузинской Церкви. 2. Преемником Католикоса–Патриарха Кириона в октябре1918 года был избран епископ Гурийско–Мингрельский Леонид(Окропиридзе) (f!921). Он родился в 1861 году недалеко от Тифлиса в благочестивой христианской семье. Во время учебы в Киевской Духовной Академии (окончил в 1888 г.) принял монашество и был рукоположен во иеромонаха. После окончания Академии был назначен инспектором училищ «Общества восстановления православного христианства на Кавказе», а затем занимал различные церковные посты в Грузии до 1898 года, когда был хиротонисан во епископа Горийского. В 1908 году стал епископом Гурийско–Мингрельским. В марте 1917 года в качестве местоблюстителя Католикоса возглавил Временное Управление Грузинской Церкви до избрания Католикоса Кириона. Патриарх–Католикос Леонид известен православным грузинам как публицист и миссионер. 3. Третьим Католикосом–Патриархом Грузии с добавлением к титулу «архиепископ Мцхетский и Тифлисский» был Амвросий(Хелая). Родился в 1861 году. После окончания Тифлисской Духовной Семинарии (1885) служил священником в Грузии, а в1901 году окончил Казанскую Духовную Академию. Будучи студентом третьего курса Академии, принял монашество. Служение Церкви проходил как в Грузии, так и в России. Во епископа Чкондидского хиротонисан в октябре 1917 года. Став в 1921 году Католикосом, Амвросий занял недоброжелательную позицию как поотношению к русским приходам в Грузии, так и вообще к русским. Это вызвало недовольство иначе настроенного духовенства, и в1926 году на совещании духовенства и мирян в Кутаиси Католикос Амвросий был устранен от дел управления, хотя имя его и продолжали поминать в храмах. Скончался в 1927 году.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОСИФ АЛАВЕРДСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Иосиф Алавердский. Икона ок. нач. XXI в., фрагмент. Иосиф (+ 570 ), епископ Алавердский , святитель Память 15 сентября и в числе 13 Сирийских отцов 7 мая Иосиф, как " цвет вожделенной девственности, " с ранних лет избрал иноческий жребий. Стал одним из тринадцати святых сирийских отцов, основателей грузинского монашества. Придя в Грузию со своим учителем святым Иоанном Зедазнийским , святитель Иосиф поселился в Кахетии в безлюдной и бесплодной Алавердской степи. Здесь он начал свои аскетические подвиги. Духовная сила его была столь велика, что его не трогали даже дикие звери, а степные лани приходили к нему и питали его своим молоком. Один из кахетинских вельмож во время охоты оказался в Алавердской степи и был так поражен, увидев святого Иосифа, стоящего на молитве, что остался с ним. Молва о пострижении этого вельможи и о святой жизни преподобного Иосифа распространилась по Кахетии . В Алавердскую степь к святому Иосифу стали стекаться ревнители благочестия и подвижнической жизни. Так возникла обитель и был сооружен храм в честь святого великомученика Георгия . Избранный в настоятели обители, святой Иосиф с отеческой любовью заботился о братии монастыря и о духовном просвещении Кахетии. Языческие суеверия еще не были искоренены, и святой Иосиф, с крестом в руках, часто оставлял монастырское уединение и отправлялся на проповедь Слова Божия. Народ кахетинский, видя святую и непорочную жизнь преподобного Иосифа и его искреннее желание послужить им, с охотою и радостью принимал Евангельское учение, оставлял свое неверие и языческие обычаи. Святой Иосиф составил катехизис (утраченный в XVI веке) по которому учил вверенную ему паству. Завершив под конец жизни свое высокое служение, святитель Иосиф затворился в тесной келлии для полного безмолвия. В 570 году последовала мирная и блаженная его кончина. Святитель Иосиф был погребен в храме святого великомученика Георгия в Алаверди . В IX веке на месте прежнего храма был воздвигнут величественный Алавердский собор , в котором, слева от алтаря, у северной стены, под спудом покоится тело святителя Иосифа. Использованные материалы Редакция текста от: 21.01.2013 10:26:00 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/11426.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛАВЕРДСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ Алавердское Четвероевангелие. 1054 г. (Ин-т рукописей АН Грузии им. К. Кекелидзе. Тбилиси). Титульный лист Алавердское Четвероевангелие. 1054 г. (Ин-т рукописей АН Грузии им. К. Кекелидзе. Тбилиси). Титульный лист [груз. ] , пергаменная рукопись, содержит древнегруз. тексты 4 Евангелий, хранится в Ин-те рукописей АН Грузии им. К. Кекелидзе (ныне Национальный Центр Рукописей Грузии). Переписана в 1054 г. в Калипосском Богородицком мон-ре на Черной горе (близ мон-ря св. Симеона Столпника, в исторической Сирии, совр. Турция) Симеоном, Георгием и Иоанном Двали. А. Ч. выполнено в основном строчным письмом нусхури , капитальным письмом асомтаврули написаны только 2 столбца. Текст А. Ч. принадлежит редакции прп. Евфимия Мтацминдели (Святогорца) и представляет собой обновленный по сравнению с более древним перевод, близкий к к-польским лит. традициям. Прилагаемое к А. Ч. «Послание Авгаря» объединяет 2 апокрифических послания: правителя Эдессы Авгаря Черного (Уккама) к Господу Иисусу Христу и Господа Иисуса Христа к Авгарю. Семипечатие, прилагаемое к посланию Спасителя, и повествование о Нерукотворном Образе представляют собой раннюю вост. (сир.) версию апокрифа, распространенную на христ. Востоке. Наглядным признаком архаичности груз. версии и наличия в ней элементов сир. традиции служат ее близость с апотропеическими (магическими) текстами и неполные формулировки новозаветных и халкидонских Символов веры греч. редакции «Послания». Из-за неимения греч. подлинника «Послания» версии А. Ч. груз. перевод приобретает исключительное значение для реконструкции раннего этапа развития данного апокрифического сказания. А. Ч. ценен также как исторический источник. Приписки и колофоны рукописи (1054, 1059) свидетельствуют о важных политических событиях, происходивших в Грузии в XI в. Многие исторические факты, известные также по сообщениям Картлис Цховреба , подтверждаются в приписках А. Ч., и, что особенно важно, здесь они датированы. К А. Ч. прилагается пространная приписка XVII в., автором к-рой является некий настоятель Зебеде (вероятно, мон-ря в Алаверди). В ней сообщается об опустошительных нашествиях иран. шаха Аббаса на царства Кахети и Картли и о мученической смерти царицы Кахети Кетеван .

http://pravenc.ru/text/63986.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛАВЕРДСКАЯ ЕПАРХИЯ [груз. ] Грузинского Патриархата (не позднее 1124). Одна из крупнейших епархий в средневек. Кахети , граничившая на северо-востоке с Кавказским хребтом и р. Стори, на юго-востоке с р. Турдо, на западе и юго-западе с Кахетинским и Циви-Гомборским хребтами. В А. е. кроме центрального р-на Кахети входил Туш-Пшав-Хевсурети. В наст. время епархиальные границы совпадают с Ахметским и Телавским р-нами Грузии. Кафедральный Алавердский собор расположен в Алавердской долине, в 20 км от Телави. Архиерейская резиденция А. е. находится в Телави. АЛАВЕРДСКАЯ ЕПАРХИЯ В XX ВЕКЕ АЛАВЕРДСКАЯ ЕПАРХИЯ В XX ВЕКЕ История Первый раз еп. Симеон Бедийско-Алавердский упоминается в завещании 1124 г. св. царя Давида IV Строителя ; он же, но уже как архиепископ, упоминается в сочинении анонимного историка XII в. «Царствование царя царей Давида Строителя» (см. Арсений Икалтойский ). Епископ Алавердский был фактически главой Церкви всего Кахетинского царства, являясь активным участником политической и культурной жизни. Алавердскую кафедру возглавляли, как правило, представители влиятельных кахетинских княжеских родов (Авалишвили, Макашвили, Чолокашвили, Андроникашвили). Алавердский епископ обладал высоким статусом среди др. груз. архиереев - в «Памятниках грузинского права» зафиксировано, что в XIII в. Алавердский архиепископ занимал среди груз. архиереев 6-е место после Католикоса Грузии, Чкондидского епископа, митрополита Армении, архиепископа Картли и Ацкурского епископа (ПГП. 1965. Т. 2. С. 47). Традиция титулования Алавердского епископа словом «Амба» (от греч. авва - отец) происходит от преемственного настоятельства епископом Алавердского мон-ря (Алаверди), где первым настоятелем был ученик прп. Иоанна Зедазнийского свт. Иосиф Алавердский , титуловавшийся как Амба Алавердский. В период с 30-х гг. XIII до XV в. об А. е. не сохранилось никаких сведений, что объясняется частыми вторжениями со стороны монголов (1235 - 30-е гг. XIV в.) и войск Тимура (кон. XIV - нач. XV в.), принесшими сильные разрушения и полное прекращение церковной жизни.

http://pravenc.ru/text/63980.html

Особо почитаемыми престольными праздниками монастыря являются: дни памяти св. великомученика Георгия, преп. Иосифа Алавердского, св. вмч. Кетеван и Воздвижение Креста Господня. В VI веке преп. Иосифом Алавердским была построена небольшая церковь, где он и был погребен. Позднее, в XI в. царем Квирике II был возведен благолепный Алавердский собор во имя св. Георгия, в северной части которого обрела место усыпальница преп. отца Иосифа. Хахульская икона Божией Матери из монастыря Новая Шуамта. XVI в. Алавердский монастырь и его главный собор занимают значительное место в истории Грузии. Ему всегда уделялось особое внимание со стороны грузинских царей. В XII в., объединяя Грузию в единое государство, св. царь Давид Строитель сделал настенную надпись в алтаре Алавердского собора. В XVII веке на праздник Воздвижения Креста Господня из Алавердского монастыря началось восстание грузинского народа против персидского ига под предводительством св. мучеников — князей Шалвы, Бидзины и Елизбара. Блаженный Католикос Виссарион свидетельствует, что во время этой битвы христиане видели в воздухе прекрасного юношу на белом коне, св. вмч. Георгия, который предводительствовал грузинским войском и даровал победу над превосходящими силами противника. В 1922 году в Алавердском монастыре от руки большевиков был зверски убит Алавердский епископ Пирос (Окропиридзе). Советское время оставило в монастыре печальное наследие — разруху и опустошение. Мужской монас­тырь здесь был восстановлен в 2005 году. Сегодня при немногочисленной братии возобновляются монашеские традиции, каждый день служится Божественная литургия. Идут восста­но­вительные и реставрационные работы, восстанавливается монастырское хо­зяйство. Успешно ведётся пчеловодческое хозяйство, но особо надо отметить монастырское виноделие, которое является традиционным не только для мо­настыря, но и для всей нашей страны. Грузинская традиционная технология изготовления вина в квеври (в специ­альной глиняной посуде, помещённой в земле) насчитывает 8000 лет. В 2013 году древнегрузинская технология изготовления вина в квеври была занесена в списки нематериального всемирного культурного наследия международной организацией UNESCO. К этому делу вместе с государством большие усилия приложили Авва Алавердский митрополит Давид и братия монастыря.

http://pravoslavie.ru/69522.html

Алавердский собор Не напрасно манил нас издали храм Алавердский, потому что и вблизи достойно удивления его величественное здание. На расстоянии 18 верст от Телава его высокий купол не терялся от наших взоров, из-за купы дерев, его окружавших, и по мере приближения рос перед нами все выше и выше, доколе наконец не предстал в полной красе своей венец всех храмов Иверии. Крепкая некогда ограда с круглыми башнями его охраняла; еще стоят ее толстые стены, и высокие врата открывают с запада вход на двор монастырский. Отсюда только можно восхищаться легкости зодчества, во вкусе совершенно Грузинском, но с размерами самыми стройными и приятными для глаз. Остроконечный купол с длинными просветами окон легко возносится, как бы некая башня, на 32 сажени, нисколько не подавляя собою самого здания; оно простирается на 27 сажень в длину и на половину сего размера в ширину, что и дает ему много правильности. Острые гребни и карнизы крыши, расположенной уступами, легкие впадины в стенах, обозначенные изваянными дугами, и литые украшения с узорочными крестами, необходимая принадлежность архитектуры местной, положили своенравную печать свою на собор Алавердский. Открытая паперть на столбах служит входом, но, к сожалению, уничтожили в начале нынешнего века двенадцать малых приделов, пристроенных снаружи к стенам, от которых стройно расширялось основание пирамидальной церкви. Владетель Кахетинский Кирик, основатель Телава, соорудил в исходе IX века сей великолепный собор в том виде, в каком он существует ныне, на месте прежней церкви Великомученика Георгия; она же была здесь основана вместе с кафедрой епископской еще в V столетии Св. Иосифом, одним из тринадцати Сирийских отцов. Сильное землетрясение опрокинуло купол в 1530 году, и славный Палестинским своим походом, Царь Леон употребил много денег на восстановление храма. В половине минувшего столетия, уже при последних царях Кахетинских, опять обрушился купол, в виду Царицы Тамары, супруги Теймураза II; она увидела из Телава страшное это падение, и в ту же минуту в сопровождении всего двора и народа поспешила в Алаверди очистить собственными руками помост церковный от обломков.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Схиигумения Иоанна: «Грузинский Патриарх призвал паству молиться русским святым» (версия для печати)/Православие.Ru Схиигумения Иоанна: «Грузинский Патриарх призвал паству молиться русским святым» Православие.Ru , 31 марта 2014 г. Со схиигуменией Иоанной беседовала Анна Ерахтина В феврале Москву посетила делегация Грузинской Православной Церкви во главе с митрополитом Алавердским Давидом (Махарадзе) , чтобы забрать в Алавердский монастырь св. Георгия (Грузия) иконы преп. Сергия Радонежского и Собора препп. Оптинских старцев, написанные мастерами иконописной школы Московской духовной академии. О том, как прошла эта поездка, о грузинском монашестве и старце Гаврииле (Ургебадзе) порталу Православие.Ru рассказала настоятельница монастыря в честь Хахульской иконы Божией Матери (Новая Шуамта) схиигумения Иоанна. Схиигумения Иоанна — Матушка Иоанна, расскажите, почему в Алавердском монастыре заказали иконы преподобного Сергея Радонежского и Собора преподобных старцев Оптинских? — Дело в том, что в 2008 году, когда была ужасная война между Грузией и Россией, Святейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II обратился к пастве с такими словами: «Обращайтесь к русским святым, молитесь русским святым, просите их». Сейчас я воспринимаю эти слова не только как призыв к пастве искать небесной помощи, но и как желание Святейшего Патриарха удержать паству в любви Христовой. В 2012 году по благословению Аввы Алавердского митрополита Давида благочестивыми христианами были заказаны две эти иконы в иконописной школе Московской духовной академии для Алавердского монастыря. Целью нашей поездки стало перенесение святых икон в Грузию, в Алавердский монастырь св. великомученика Георгия. Мы благодарим Господа, Давшего нам желание, силы и благословение на эту поездку, которая совершилась чудесным образом. Митрополит Алавердский Давид (Махарадзе), который руководил нашей паломнической группой, отслужил четыре литургии: в Троице-Сергиевой Лавре у святых мощей преподобного Сергия, в храме великомученика Георгия Победоносца в Грузинах, в Донском ставропигиальном мужском монастыре и в монастыре Оптина Пустынь.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Делегация также посетила монастырь Икалто, основанный в VI столетии учениками святого Иоанна Зедазнийского преподобными Зеноном и Арсением. Митрополит Иларион и его спутники молились у мощей святых в храмах обители, а также осмотрели древние стены Икалтойской академии, в период с XII по XVI век выпускавшей в свет церковных и общественных деятелей. Одним из самых знаменитых выпускников высшей церковной школы Грузии стал поэт Шота Руставели. Митрополит Иларион продолжил паломничество посещением Алавердского монастыря, резиденции митрополита Амба-Алавердского. Архипастырь поклонился мощам святого VI века Иосифа Алавердского, основателя обители. На амвоне монастырского храма к председателю ОВЦС обратился митрополит Давид: «Рады приветствовать Вас в Алавердской митрополии, где находится гробница с честными мощами святого Иосифа, который был первым наставником и игуменом сего монастыря и первым епископом этой митрополии. Слава Богу, Который собрал нас здесь; есть с нами и члены Синода Грузинской Православной Церкви . Ангелы радуются, когда братья во Христе собираются вместе». В ответном слове митрополит Волоколамский Иларион сказал: «Ваше Высокопреосвященство, сердечно приветствую Вас как правящего архиерея Алавердской епархии и как настоятеля этого монастыря от своего имени и от имени делегации Русской Православной Церкви, которая участвовала в торжествах по случаю 1000-летия собора Светицховели . В последний раз я посещал этот храм, когда мне было пятнадцать или шестнадцать лет. Тогда здесь не было монахов, не совершались богослужения — то было место, куда приезжали туристы. Очень радостно видеть сейчас сей храм — один из самых величественных храмов Грузинской Православной Церкви — наполненным духом молитвы, восстанавливаемым после долгих лет разрухи. Радостно знать, что здесь вновь действует монастырь, вновь развивается монашеская, духовная жизнь. Обитель была основана одним из тринадцати сирийских отцов, которые прибыли сюда во главе со своим игуменом преподобным Иоанном Зедазнийским. Думаю, что приход этих сирийских монахов на грузинскую землю — один из самых выдающихся миссионерских проектов во всей истории христианства. Каждый из пришедших отцов основал монастырь, и, по сути дела, эти подвижники дали жизнь монашеской традиции в Грузии, которая с тех пор не умирала даже в трудные годы безбожной власти.

http://patriarchia.ru/db/text/1299625.ht...

В феврале Москву посетила делегация Грузинской Православной Церкви во главе с митрополитом Алавердским Давидом (Махарадзе) , чтобы забрать в Алавердский монастырь св. Георгия (Грузия) иконы преп. Сергия Радонежского и Собора препп. Оптинских старцев, написанные мастерами иконописной школы Московской духовной академии. О том, как прошла эта поездка, о грузинском монашестве и старце Гаврииле (Ургебадзе) порталу Православие.Ru рассказала настоятельница монастыря в честь Хахульской иконы Божией Матери (Новая Шуамта) схиигумения Иоанна. Схиигумения Иоанна — Матушка Иоанна, расскажите, почему в Алавердском монастыре заказали иконы преподобного Сергея Радонежского и Собора преподобных старцев Оптинских? — Дело в том, что в 2008 году, когда была ужасная война между Грузией и Россией, Святейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II обратился к пастве с такими словами: «Обращайтесь к русским святым, молитесь русским святым, просите их». Сейчас я воспринимаю эти слова не только как призыв к пастве искать небесной помощи, но и как желание Святейшего Патриарха удержать паству в любви Христовой. В 2012 году по благословению Аввы Алавердского митрополита Давида благочестивыми христианами были заказаны две эти иконы в иконописной школе Московской духовной академии для Алавердского монастыря. Целью нашей поездки стало перенесение святых икон в Грузию, в Алавердский монастырь св. великомученика Георгия. Мы благодарим Господа, Давшего нам желание, силы и благословение на эту поездку, которая совершилась чудесным образом. Митрополит Алавердский Давид (Махарадзе), который руководил нашей паломнической группой, отслужил четыре литургии: в Троице-Сергиевой Лавре у святых мощей преподобного Сергия, в храме великомученика Георгия Победоносца в Грузинах, в Донском ставропигиальном мужском монастыре и в монастыре Оптина Пустынь. В Грузии знают и любят известную молитву Оптинских старцев : «Господи, дай мне силу с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день...». Она переведена на гру­зин­ский язык.

http://pravoslavie.ru/69522.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010