Прежняя Осетинская духовная миссия, закрытая после упразднения Моздокского викариатства в 1799 году, была восстановлена в 1815 году под тем же самым названием по инициативе грузинского архимандрита Досифея (Пицхелаури, впоследствии архиепископ Алавердский и Телавский; † 1830), проекты которого поддержал Синод и утвердил император. После назначения архиепископа Феофилакта (Русанова) экзархом деятельность этой комиссии активизировалась. Святейший Синод ежегодно перечислял Миссии 12.000 руб. В конце правления архиепископа Феофилакта там насчитывалось до 47 тысяч новокрещённых, главным образом осетин. За четыре года владыка Феофилакт построил 30 храмов. 1 февраля 1819 года архиепископ Феофилакт был удостоен сана митрополита. Тоска по России и сознание опалы тяжёлым бременем лежали на сердце митрополита Феофилакта, что и сказалось на его здоровье. Ни повышение, ни награды (он был кавалером ордена святого Александра Невского, святого Владимира I степени, святой Анны I степени) не могли утешить его. В 1821 году он стал просить о переводе его в Россию, но в июле того же года при обозрении церквей Кахетии простудился, заболел тифом и 19 июля скончался. Труды: Слова: в 2 ч. М. 1809. Слово на погребение генерала П.И. Мелиссино. СПб., 1797. Переводы: Философское утешение Боэция. СПб., 1794. Безбра. Рассуждение о достоверности книг Евангельских и истины свидетельств Апостольских. – M., 1803. Женнингса. Созерцание христианства: в 2 ч. М. 1803. Де-ла-Люзерн. Пасторское наставление о превосходстве религии. – M., 1804; Врачевство от уныния: в 2 ч. – Калуга, 1805. Камюзет. Начала против безверия. – Калуга, 1806. Литература: Чистович И.А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. Комиссия духовных училищ. СПб., 1894. Ельчуков А. Феофилакт Русанов , знаменитый русский иерарх эпохи императора Александра I. Киев. 1905. Ельчуков А. Архиепископ Феофилакт Русанов , русский проповедник-философ эпохи конца XVIII в. и нач. XIX в.//Вера и Разум. Харьков.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Грузинский Экзархат Русской Православной Церкви возглавлял к началу XX в. иерарх в сане архиепископа или митрополита, носивший титул Карталинского и Кахетинского, экзарха Грузии. В Грузинский Экзархат входили епархии: Грузинская (кафедра в Тифлисе) с викариатствами Алавердским (учреждено в 1886 г .), Бакинским (учреждено в 1905 г .) и Горийским (учреждено в 1811 г ., епископы проживали в Тифлисе); Ереванская (учреждена в 1912 г .); Гурийско-Мингрельская (с кафедрой в Поти); Имеретинская (учреждена в 1821 г ., кафедра в Кутаиси); Сухумская (учреждена в 1885 г ., кафедра в Сухуми). К моменту провозглашения автокефалии в Грузинском Экзархате были следующие иерархи: архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии Платон (Рождественский) (с 13 августа 1917 г . — митрополит Тифлисский и Бакинский); викарии Грузинской епархии епископ Горийский Антоний (Георгадзе), епископ Алавердский Пирр (Окропиридзе), епископ Бакинский Григорий (Яцковский), епископ Ереванский Дамиан (Говоров); правящие архиереи: епископ Гурийско-Мингрельский Леонид (Окропиридзе), епископ Имеретинский Георгий (Аладашвили), епископ Сухумский Сергий (Петров). В период существования Грузинского Экзархата в составе Русской Православной Церкви экзархами назначались неизменно русские иерархи, что вызывало глухое недовольство, а иногда и открытый протест грузинского духовенства и населения. После падения российской монархии недовольство грузинского духовенства синодальной (а значит, для грузинской элиты — русской) политикой приняло формы автокефалистского и антирусского движения. Все русские епископы в несколько месяцев вынуждены были покинуть свои кафедры. Фактически бежал в 1917 г . епископ Бакинский Григорий (Яцковский), хотя Бакинское викариатство было, пожалуй, наиболее спокойным. Решение участников Мцхетского Собора было направлено Временному правительству, которое признало автокефалию Грузинской Церкви, но только как Церкви национальной, без географических границ. Таким образом, русские приходы на территории Грузии оставались в юрисдикции Русской Православной Церкви, что вызвало недовольство грузинской иерархии. Временное управление Грузинской Церкви направило Временному правительству протест по поводу признания только национальной, а не территориальной автокефалии, что «не гарантирует грузинам блага церковного и мирного сожительства с русским элементом края, ибо воинствующим представителям Русской Церкви открывается возможность создания среди грузин церковного русского прозелитизма, а равно фактического стеснения и умаления Грузинской Церкви». По мнению грузинской иерархии, автокефалия должна быть признана в территориальных пределах древнегрузинского Католикосата; русские же приходы должны получить автономного русского епископа, канонически зависимого от главы Грузинской Церкви.

http://pravoslavie.ru/5397.html

В 1885 году образована была особая Владикавказская епархия, с подчинением ее Грузинскому экзархату, а в 1894 году эта епархия выделена была в совершенно самостоятельную, с подчинением ее к Дагестанской области. Это мероприятие дало устойчивость церковной жизни обширному краю и в целях миссионерских имеет огромное значение, богатое будущими плодами. Уже и теперь развитие церковного строительства, усиление школьной деятельности, учреждение во Владикавказе женского епархиального училища, в Ардоне – духовной семинарии, расширение христианского влияния и просвещения в северной Осетии достаточно оправдывают траты правительства на самостоятельную Владикавказскую епархию. В том же 1885 году последовало новое, более удобное сравнительно с прежним распределение епархий Грузинского экзархата, которое в существенных чертах остается и доныне. Сущность изменений состояла в том, что Абхазская епархия, состоявшая прежде под управлением Имеретинского епископа, преобразована в особую епархию, с особым русским епископом во главе; вместо Гурийской епархии образована епархия Гурийско-Мингрельская, с отчислением к ней Мингрельского викариатства, прежде состоявшего в ведении Имеретинского епископа; Имеретинская епархия осталась, за сказанными сокращениями ее пределов, без викария и включила в свои пределы чисто-имеретинское население. Экзарх Грузии прежде управлял своей обширной епархией из семи губерний почти без помощников, так как один викарий его проживал во Владикавказе, другой управлял Горийской епархией. По новому распределению, за отчислением Владикавказского округа, в помощь экзарху дан епископ Горийский, как викарий; затем в 1886 году назначен и второй викарий, епископ Алавердский. При сокращении пределов экзархата, вследствие преобразования Терско-Дагестанской области в особую епархию, совершенно самостоятельную, экзарх Грузии, имея больше, чем прежде, помощников, значительно был облегчен в трудах управления экзархатом. Кроме того, при таком распределении епархий Грузинского экзархата достигнуто было сравнительно равномерное распределение количества приходов в каждой епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Епископами Горийскими состояли следующие лица: 1) Досифей (Пицхелаури), хиротонисанный из архимандритов Квабтахевского монастыря 30 января 1812 года; с 30 августа 1814 года архиепископ Грузино-кавказский. 2) Гервасий (Мачавариани), бывший епископ Цилканский, с 30 августа 1814 года; умер 5 февраля 1817 года. 3) Стефан (князь Джорджадзе), архиепископ, из архиепископов Руставских, с 28 декабря 1818 года; умер 18 ноября 1839 года. 4) Никифор (князь Джорджадзе), хиротонисанный из архимандритов Хирского Стефановского монастыря 5 апреля 1842 года; скончался 3 декабря 1851 года и погребен в Спасо-Преображенском монастыре. 5) Иоанн (Авалиани), хиротонисанный из архимандритов и членов Грузино-имеретинской Синодальной Конторы 13 апреля 1852 года; скончался 6 апреля 1858 года и погребен в Тифлисском Сионском соборе. 6) Гавриил (Кикодзе) , хиротонисанный из архимандритов Давидгареджийской пустыни 18 января 1859 года; с 2 июля 1862 года епископ Имеретинский, каковым и состоял до кончины своей, последовавшей в ночь на 26 января 1896 г. 7) Геронтии (Папиташвили), из епископов Мингрельских, с 19 мая 1862 года, уволен на покой в Гелатский монастырь 30 мая 1869 года, где после смерти своей, последовавшей 1 июля 1871 года, и погребен. 8) Александр (Окропиридзе) из епископов Абхазских, с 30 мая 1869 года; с 20 марта 1898 года епископ Гурийско-мингрельский, каковым состоит и в настоящее время. 9) Леонид (Окропиридзе), хиротонисанный из архимандритов Иоаннокрестительской пустыни и членов Грузино-имеретинской Синодальной Конторы, с 20 марта 1898 года; с 12 августа 1900 года епископ Имеретинский. 10) Бирион (Садзагелов), из епископов Алавердских, с 12 августа 1900 года. Заканчивая настоящий очерк перемен и преобразований, имевших место в епархиях Грузинского экзархата и его управлении, необходимо упомянуть об учреждении при Алавердском Крестовоздвиженском соборе Алавердского епископства, второго викариатства Грузинской епархии. Надо заметить, что Алавердская кафедра получила свое начало еще в 557 году; 30 августа 1814 года она переименована в Телавскую и Грузино-кавказскую, с кафедрой в Телаве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Грузинские епископы «под давлением Синодальной Конторы», в которой большинство членов были русские, «были просто мучениками». Преосв. Кирион жаловался, что в газетах ругают представителей грузинской Церкви. На это резко заметил Могилевский кир. Стефан, что ругают де «частные лица», которых «вы можете преследовать судом». Но на это владыка Кирион с достоинством ответил: «Далеко нечастные лица»… Владыку поносил и ругал в газетах один из членов Предсоборной Коммиссии, члены которой благословляли хулителя. «Когда грузинская иерархия станет огрузинивать не грузинские племена, – говорит грузинофобствующий папас, – поднимется общее возмущение». Но до сих пор грузинская иерархия этого не делала, а блюла и сохраняла различные народности, как греков, осетинцев и абхазцев, а других православных (если исключить русских) в Грузии нет. «Жалобы на русских экзархов за целое столетие бледнеют пред теми воплями, которые несутся из Сухума» – на преосв. Кириона, заявляет его злейший противник и при этом ссылается на факты, чуть ли не им самим опубликованные в газетах. «Грузины(?!) стали назначаться в Сухумский собор; среди населения собираются подписи под ходатайством о введении в этом соборе грузинского богослужения». Да что же здесь преступного? Ведь в Сухуме то грузин много более, нежели русских, у которых есть свои там церкви, а у грузин нет. Или может быть статистические сведения и перепись населения врут? От грузинского епископа требуется знание русского языка, а от русского нет! О. Восторгов в своей докладной записке о Грузинской автокефалии ссылается на Н. Н. Дурново, который «был гораздо последовательнее грузин – епископов, когда настаивал на восстановлении двух католикосатов». Сколько известно Н. Н. Д–во не настаивал, а не был против двух католикосатов. В делах церковных он политикой не занимается, и если Русскую Державу страшит 1,500,000-ая автокефальная Церковь родственного России по духу народа, пусть будут две: Иверская, в пределах Тифлисской губернии, с 2 полусамостоятельными епархиями Самтаврско-Горийскою и Алавердско-Бодбийскою и с двумя викариатствами: русским и греческим, с блаженнейшим архиепископом Мцхетским и Иверским во главе и Имеретинско-Мингрельская, в пределах Кутаисской и Батумской губерний и Сухумского округа, с двумя епископами: Чкондидским и Гурийско-Джуматским. Русское православное население в них, едва доходящее до 10 тыс., могло бы остаться в подчинении грузинского епископа, знающего русский язык; но при этом оно должно быть выделено в особое благочиние. И в материальном отношении такое разделение было бы выгодно, ибо потребовалось бы всего 2 духовных управления, а епископы сохранили бы при себе канцелярии, пользуясь правом поставлять в своих епископиях иереев и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7 В 1213 г. в Суздале учрежд. еп. Суздальская и Владимирская; в 1239 г. упразднена; в 1274 г. восстановлена во Владимире; в 1299 г. закрылась и вошла (по перенесении престола Всероссийской митрополии во Владимире) в состав митрополичьей области; в 1744 г. восстановлена с кафедрою во владимире; в 1786 г. соединена в Суздальской, вновь открытой, ок. 1330 г., кафедра которой в 1798 г. перенесена во Владимир; в 1788 г. к ней присоединена ер. Переславская, существовавшая с 1744 г. 8 Переименована из Велико-Пермской в 1556 г.; в 1682 г. от нее была отделена, а в 1788 г. присоединена Велико-Устюжская. См. Пермскую. 10 В 992 г. учрежд. во Владимире-Волынском Владимиро-Волынская еп. С 1371–1391 г. находилась в подчинении Галицких митрополитов; с 1415–1419 г., с 1433–1435 г., с 1458–1626 г. – митрополитов Западной Руси. С 1520 г. и с 1625–1795 г. отпала в унию. В 1795 г. вместо нее было учрежд. викариатство Житомирское при Минской епархии, которое в 1799 г. (16 окт.) обращено в самостоятельную еп. Волынскую и Житомирскую; в состав ее выошли бывшая еп. Луцкая (1288–1711 г.) и часть Владимирской и Туровской (1072–1633 г.). 11 Преемником преосвящ. Михея был назначен 7 ноябр. 1908 г. архим. Стефан (Данилов), настоятель придворной церкви в Баден-Бадене; но в том же году, 5 дек., он был освобожден от данного ему назначения, согласно его прошению по болезненному состоянию, и оставался на прежнем своем месте. 15 Назначенный непосредственно после преосвящ. Арсения архим. Владимир, настоятель Никандровой пустыни (Псковской еп.), был освобожден от данного ему назначения, согласно его прошению. 17 Грузинский экзархат был учрежден в 1812 г. и первоначально состоял из двух епархий; Мцхетской-Карталинской и Алавердской-Кахетинской. В 1818 г. эти епархии были соединены в одну (Карталинскую и Кахетинскую) и было образованно по одной епархии в Имеретии, Мингрелии и Гурии. Некоторые изменения в распределение епархий вносились и впоследствии. B настоящее время Грузинский экзархат состоит из епархий: Грузинской (заключающей в себе Тифлисскую, Бакинскую, Елизаветпольскую и Эриванскую губернии и Карсскую область), Имеретянской, Гурийско-Мингрельской (обнимающих Кутаисскую губернию, за исключением Сухумского округа) и Сухумской (заключающей в себе Черноморскую губернию и Сухумский округ.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

с 30.08.1814 – Мцхетская, Тифлисская и Карталинская, Грузинский Экзархат; с 28.12.1818 – Карталинская и Кахетинская, Грузинский Экзархат; с 13.08.1917 – Тифлисская и Бакинская, Кавказский Экзархат. Викарные кафедры: Горийская, Владикавказская, Алавердская, Эриванская, Кахетинская, Елизаветпольская, Сухумская. 08.07.1811 14.05.1817 14.05.1817 19.07.1821 01.10.1821 05.03.1832 12.03.1832 13.07.1834 01.09.1834 12.11.1844 12.11.1844 01.03.1858 Исидор Никольский 01.03.1858 08.12.1877 Евсевий Ильинский 08.12.1877 27.06.1882 Иоанникий Руднев 06.07.1882 29.09.1887 Павел Лебедев 29.09.1887 18.10.1892 Палладий Раев-Писарев 18.10.1892 21.02.1898 21.02.1898 10.11.1901 Флавиан Городецкий 10.11.1901 01.07.1905 01.07.1905 09.06.1906 Николай Налимов 09.06.1906 28.05.1908 07.12.1909 09.09.1913 в/у Пимен Пегов 09.09.1913 04.10.1913 04.10.1913 20.05.1914 20.05.1914 26.06.1914 26.06.1914 23.11.1915 Питирим Окнов 05.12.1915 09(22)02.1918 19.03(01.04)1918 04.1920 Гудаутская, обн. Основана в 1925 г. Именование -по г. Гудаута (Абхазская АССР). Сухумское (Абхазское) викариатство. Упразднена в 1926 г. 1925 Нил Ушаков 1257 Последний католикос – Антоний I (царевич Мцхетский и всея Грузии). «...Положение его среди русских иерархов по договору России с Грузией было невысоко: он «состоял местом в числе российских архиереев в 8-й степени, именно после Тобольского, хотя получил навсегда звание члена Святейшего Синода (8 артикул договора, заключенного между Россией и Грузией в г. Георгиевске, 24 июня 1783 года)...» (ЦВ. 1901. 2). 1258 Бывший архиепископ Ахтальский. В 1801–1808 гг. – член Святейшего Синода, с 08.07.1811 – митрополит Мцхетский. Вторая дата – определение на покой. 14.05.1817–09.02.1825 – присутствующий в Святейшем Синоде, затем – управляющий Московским Даниловским монастырем, где и скончался 18.12.1830. 1260 Митрополит с 22.08.1828. Вторая дата – увольнение с введением в Св. Синод. Скончался 22.06.1849. 1271 С титулом: Тифлисский и Бакинский; местопребывание – в г. Баку (см. Приложение 6. С. 867). Экзарх Кавказский. Сохранился документ, отразивший сложное положение в Экзархате, нуждавшегося в мудром и энергичном иерархе, каковым был митрополит Кирилл. Это телеграмма от 14(27)06.1918, адресованная сщмч. архиепископу Митрофану (Краснопольскому) в Астрахань: «Сообщите митрополиту Кириллу, что он избран на Нижегородскую кафедру, но благо Церкви требует ныне его пребывания на Кавказе. Ожидаю его ответа. Патриарх Тихон» (РГИА ф. 831, оп. 1, д. 46, л. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кафедрою этою первоначально, по присоединении Грузии к России, управляли: 1) Иоанн Бодбели (князь Макаев), из архиепископов Бодбийских, с 14 июля 1811 года; с 30 августа 1814 г. митрополит Бодбийский (Сигнахский). 2) Досифеи (Пицхелаури), из епископов Горийских, с 30 августа 1814 года; 14 мая 1817 года вызван в Москву. 28 декабря 1818 года епархия эта соединена с Бодбийско-сигнахскою, управлявшеюся митрополитом Иоанном Бодбели до смерти своей, т.е. до 1837 года, когда была присоединена к епархии Карталинской и Кахетинской, находившейся, как и ныне, в непосредственном управлении экзарха Грузии. По всеподданнейшему докладу Святейшего Правительствующего Синода, высочайше утвержденному 1 марта 1886 года, епархия эта обращена в епископию, второе викариатство Грузинской епархии, с предоставлением епископу её управления Шуамтинским монастырем и Алавердским Крестовоздвиженским собором. В этом звании состояли следующие епископы: 1) Виссарион (князь Дадиани), из епископов Мингрельских, викариев Имеретинских, с 1 марта 1886 года; епископ Имеретинский с 6 июня 1898 г. 2) Кирион (Садзагелов), хиротонисанный из архимандритов Квабтахевского успенского монастыря, с 22 августа 1898 года; с 12 августа 1900 года епископ Горийский, 1-й викарий Грузинский. В настоящее время кафедра пока не замещена. III. Миссионерская деятельность а) Учреждение Осетинской духовной комиссии; б) Открытие Общества восстановления православного христианства на Кавказе; в) Миссионерская деятельность преосвященного Гавриила, епископа Имеретии; г) Деятельность духовной миссии в Абхазии; д) Миссионерские труды среди несториан; е) Переселение русских сектантов на Северный Кавказ и в Грузию; ж) Братства: Пресвятой Богородицы и духовно-просветительное миссионерское. Учреждение Осетинской духовной комиссии. Различные исторические повествования, а тем более видимые, вещественные остатки древних разрушенных храмов, часовен и других христианских памятников в Осетии свидетельствуют, что осетины, а равно и другие, ютящиеся в горах Кавказа, племена в древности, благодаря миссионерским трудам грузинских проповедников, исповедовали православно-христианскую веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Просили грузины неоднократно о замещении вдовствующих кафедр, как Урбнисской, Алавердской или Бодбийской; подавали экзарху Евгению в 1841 году прошение, что «со времени закрытия в Гурии архиерейских кафедр религиозность начала падать и гурийцы, живущие, на границе магометанской Турции, нуждаются в непосредственном архипастырском наставлении, вразумлении и укреплении в православной вере, поэтому ходатайствовали даровать им особого архиерея, которому, если не будет назначено казенное жалованье, то они готовы отпускать ему содержание». Это настойчивое ходатайство дворян и князей Гурии было удовлетворено в 1844 году, но в 1885 году экзарх Павел закрыл Джуматскую кафедру, в Гурии, и Чкондидскую, в Мингрелии. Следствием этого было то, что в 1905 году в Гурии чуть было не образовалась республика, народ перестал ходить в церкви. Потийский епископ Димитрий, перерядившись в гражданское платье, должен был бежать, ибо паства за русификаторскую деятельность его возненавидела. «Вспомним, – говорит докладная-записка еписк. Кириона, – неоднократные письменные протесты преосв. Гавриила, а также протест по поводу назначения в Тифлис 1-го викария из русских уроженцев. Наконец петиции грузинского духовенства всего экзархата, дворянства и интеллигенции разве не протест, разве не последствия столетнего горького вдовства Грузинской католикосовской кафедры?» Достоуважаемый исповедник истины и ревнитель своей родной Крестоносной Церкви, преосв. Кирион, умалчивает, как распоряжением ректора Тифлисской семинарии, архим. Никандра, были в июне 1905 г. разогнаны казаками грузинские священники, собравшиеся в зале семинарии на съезд и сколько из них пострадало благодаря ректору. Экзарх был перемещен в Тверь, на богатую кафедру, а о. Никандр получил в Костроме викариатство. Император Николай I на докладе Св. Синода о назначении в Тифлис викарием русского архиерея в 1840 г. дал следующую резолюцию: «Согласен, но знание местного языка почти необходимо, дабы сохранить должное влияние на народ, и потому желательно избрать людей язык знающих, хотя и не столько образованных, сколько сие здесь нужно».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Алавердская Основана в 557 г. Именование – по Алавердскому монастырю близ г. Телави, Грузия. Присоединена 30.06.1811. В составе Грузинского Экзархата (см.). В 1811 г. присоединены Некрезская и Сигнахская, в 1818 г. – Руставская епархии. В 1814 г. Сигнахская епархия возобновлена. Упразднена 28.12.1818 (присоединена к Сигнахской епархии). Возобновлена 12.06.1885. Карталинское и Кахетинское викариатство. Полусамостоятельная с 21.03.1886. С 1917 г. – в составе Грузинской Церкви. Именовалась: Алавердская и Кахетинская; с 30.08.1814 – Телавская и Грузино-Кавказская; с 1885 г. – Алавердская. 30.06.1811 30.08.1814 30.08.1814 14.05.1817 12.06.1885 06.06.1898 22.08.1898 12.08.1900 Кирион Садзегели 23.04.1902 04.11.1903 Димитрий кн. Абашидзе 30.11.1903 19.05.1905 13.11.1905 06.04.1907 Петр Кончуев 04.11.1907 17.04.1912 Давид Качахидзе 15.01.1916 11.03.1916 30 По ММЛ РПИ, первая дата иная: 01.03.1886 г., но это, по-видимому, ошибка: она является днем дарования прав полусамостоятельности Алавердской кафедре. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010