В применении к Церкви, тогда, когда говорится о единстве , имеется в виду прежде всего ее единый Глава – Христос, который и является причиной и основанием единства Церкви. " Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус "  (1 Тим 2:5). Поэтому и вера церковная есть принцип единства. Что в Церкви соответствует множественности ? Прежде всего другого – множество человеческих личностей, составляющих церковное сообщество, Тело Христово. " Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба "  (1 Кор 10:17). Человеческие личности, которые в порядке природы – " единообразны " , или, говоря на богословском языке, единосущны, в порядке свободы – абсолютно различны, поскольку каждый сам принимает решения и отвечает за себя. Более того, " каждый [человек] имеет свое дарование от Бога "  (1 Кор 7:7), и все мы в Церкви " по данной нам благодати имеем различные дарования "  (Рим 12:6). Таким образом, в Церкви существует как единство, так и множественность, то есть разность, непохожесть, " плюрализм " личностей, личных духовных путей и призваний. Но, с другой стороны, очевидно, что разность, непохожесть, множественность может быть разная: плохая и хорошая, полезная и вредная, неизбежная или такая, которую нужно всеми силами избегать или преодолевать. Какой плюрализм в Церкви – законный и благой, а какой есть зло? Если мы обратимся к тексту Нового Завета, то найдем там ответ на этот вопрос. В Первом Послании к Коринфянам апостол Павел пишет: " Когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения ( schismama ). Ибо надлежит быть и разномыслиям ( aireseis ) между вами, дабы открылись искусные "  (1 Кор 11:18-19). В свою очередь, апостол Петр говорит в своем Первом Послании: " Служите друг другу каждый тем даром ( charisma ), какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией ( poikiles charitos theou ) "  (4:10). (Подобное выражение есть и у апостола Павла: многоразличная премудрость Божия .)

http://religare.ru/2_25339.html

В применении к Церкви, тогда, когда говорится о единстве , имеется в виду прежде всего ее единый Глава – Христос, который и является причиной и основанием единства Церкви. " Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус "  (1 Тим 2:5). Поэтому и вера церковная есть принцип единства. Что в Церкви соответствует множественности ? Прежде всего другого – множество человеческих личностей, составляющих церковное сообщество, Тело Христово. " Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба "  (1 Кор 10:17). Человеческие личности, которые в порядке природы – " единообразны " , или, говоря на богословском языке, единосущны, в порядке свободы – абсолютно различны, поскольку каждый сам принимает решения и отвечает за себя. Более того, " каждый [человек] имеет свое дарование от Бога "  (1 Кор 7:7), и все мы в Церкви " по данной нам благодати имеем различные дарования "  (Рим 12:6). Таким образом, в Церкви существует как единство, так и множественность, то есть разность, непохожесть, " плюрализм " личностей, личных духовных путей и призваний. Но, с другой стороны, очевидно, что разность, непохожесть, множественность может быть разная: плохая и хорошая, полезная и вредная, неизбежная или такая, которую нужно всеми силами избегать или преодолевать. Какой плюрализм в Церкви – законный и благой, а какой есть зло? Если мы обратимся к тексту Нового Завета, то найдем там ответ на этот вопрос. В Первом Послании к Коринфянам апостол Павел пишет: " Когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения ( schismama ). Ибо надлежит быть и разномыслиям ( aireseis ) между вами, дабы открылись искусные "  (1 Кор 11:18-19). В свою очередь, апостол Петр говорит в своем Первом Послании: " Служите друг другу каждый тем даром ( charisma ), какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией ( poikiles charitos theou ) "  (4:10). (Подобное выражение есть и у апостола Павла: многоразличная премудрость Божия .) В этих текстах апостолы употребляют несколько слов, по смыслу соотносимых с термином " плюрализм " . Schisma – разделение, раскол, раздор. Airesis – выбор, расположение к чему-либо, намерение-решимость, избранный образ жизни или мыслей. Poikilos и polypoikilos – пестрый, разнообразный и весьма пестрый, весьма разнообразный. Очевидно, что здесь речь идет о двух разных " множественностях " , двух типах " плюрализма " : один мы имеем " на входе " – когда " собираемся в церковь " , а другой – " на выходе " , после того, как каждый из нас получил в Церкви дары благодати Божией.

http://religare.ru/2_25339_1_21.html

В Священном Писании действительно есть отрывки, дословно продиктованные Богом. Например: «Так говорит Господь, Бог Израилев: напиши себе все слова, которые Я говорил тебе, в книгу» ( Иер.30:2 ; см. 36:2:28). В книге пророка Исаии есть история о том, как Бог поручил пророку передать Исаии конкретное послание: «И было слово Господне к Исайе, и сказано: пойди, и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот, Я прибавлю к дням твоим пятнадцать лет, и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей, и защищу город сей» ( Ис.38:4–6 ). Когда апостолу Иоанну на острове Патмос было видение воскресшего Господа, Христос велел: «Ангелу Ефесской церкви напиши...» ( Откр.2:1 ); «Ангелу Смирнской церкви напиши...» ( Откр.2:8 ); «Ангелу Пергамской церкви напиши...» ( Откр.2:12 ). Все это примеры непосредственной диктовки. Господь говорит, что нужно записать, а автор точно записывает услышанное 9 . На основании подобных текстов некоторые делают вывод, что так была написана и вся Библия . У теорий транса и надиктовывания есть несколько проблем. Во-первых, в результате все библейские книги должны быть совершенно единообразны, что в действительности совсем не так – они написаны в разных жанрах и стилях, то есть авторы не были пассивными проводниками Божьей истины. Пытаясь объяснить эту неоднородность, сторонники названных теорий говорят о так называемом «стиле Святого Духа»: Бог в каждом отдельном случае якобы усваивал уникальный стиль автора, и диктовал текст в соответствии с ним. Во-вторых, эти теории не оставляют места для человеческой личности и воли. Бог действительно использовал людей, но не ограничивал их свободу, не подавлял и уж тем более не уничтожал их уникальную индивидуальность. Библейские книги несут на себе отпечаток личности их авторов: их стиля, темперамента, наблюдательности, литературной зрелости, образа жизни, эпохи. Каждый из них старался как можно точнее представить факты, но делал это по-своему: один был бесстрастным рассказчиком, второй – поэтом, третий писал только то, что ему казалось важным 10 . Труд авторов иногда требовал от них исследований ( Лк.1:1–3; 1 –4Цар.; 1–2Пар.). Они описывали собственные переживания – например, Моисей просил послать кого-нибудь другого ( Исх.4:13 ), Иеремия жаловался на свою молодость ( Иер.1:6 ), авторы псалмов плакали и радовались; подчас одна и та же истина или история излагается с различных точек зрения (как в случае с четырьмя Евангелиями) 11 . Все сказанное свидетельствует о том, что библейские авторы действительно писали свои книги, и эти тексты по праву носят их имена.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Введение Совершив Искупление людей, Господь Иисус Христос указал путь к усвоению плодов спасения, которое совершается в Церкви и начинается с Крещения: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам ( Мф.28:19 ) и кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк.16:16 ). Эти слова Спасителя для Православной Церкви являются заповедью и исходя из них в ней непременно совершается Крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа в три погружения тех, кто желает наследовать жизнь вечную. В неопротестантизме 1 – в баптизме, адвентизме, пятидесятничестве, неопятидесятничестве, Международной церкви Христа (МЦХ), Международной христианской церкви (МХЦ), новоапостольской церкви и др. также совершается крещение, но его роль и значение понимается по-иному, чем в Православной Церкви, и оно происходит не в три погружения, а в одно погружение во имя Святой Троицы, и нередко по другой формуле. Несмотря на это некоторые русские неопротестанты настаивают на том, что «Мы – протестанты. Вместе с католиками и православными исповедуем один и тот же Символ веры », в котором они упоминают Церковь «крещенных верующих, объединенных верой в Христа» 2 , а также общей с православными они считают христологию 3 . Хотя некоторые из этих ересей 4 возникли еще в XVII веке, а в России появились в XIX веке и позже, вопрос об отношении к совершенному у них крещению продолжает оставаться на повестке дня русского богословия и сектоведения, в частности 5 . В связи с тем, что отдельные представители этих сект высказывают пожелание присоединиться к Православной Церкви и отречься от своих заблуждений, возникает вопрос, как поступать с крещенными вышеуказанным способом образом? Могут ли православные признать истинным крещение во имя Святой Троицы, но в одно погружение или одно обливание, или окропление? В настоящее время в Русской Православной Церкви отсутствует единообразие в практике приема последователей этих сект в Церковь . Так, на сайте Московской епархии с 2010 г. размещена информация о присоединении баптистов, пятидесятников и адвентистов к Церкви через Миропомазание со ссылкой на «Новую Скрижаль» архиеп. Вениамина и «Настольную книгу для священно-церковнослужителей» С.В. Булгакова . Однако такая рекомендация противоречит подлинной позиции архиеп. Вениамина и С. В. Булгакова считавших, что баптистов надо принимать через Крещение 6 . На сайте Крымской и Симферопольской епархии сообщается, что в 2018 г. группа баптистов после отречения от своих заблуждений «через Таинство Миропомазания была присоединены к Православию» по чину присоединения к Церкви лютеран 7 . И в то же время в епархии г. Москвы по благословению Святейшего Патриарха присоединение неопротестантов совершается через Крещение. Такая же позиция встречается у некоторых современных православных богословов 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/kres...

Галина С., г. Москва Из записной книжки В последний год жизни о. Гавриил вел записную книжку, в которую заносил, наряду с собственными размышлениями, то, что было наиболее созвучно его душевному состоянию: цитаты из Священного Писания, выдержки из творений святых Отцов и прочитанных книг. Эти строки раскрывают, о чем размышлял о. Гавриил незадолго до кончины. Записная книжка приводится практически без сокращений. Последняя запись сделана за день до его отъезда в больницу. 2 .07.2004 «Разделяше языки Вышний», – было тогда. Ныне, в богопротивление, – единообразие без Бога паки. Следовать Христу дальше Тайной Вечери, до Голгофы, до Креста... 14 .07.2004 «Люди, оживая безумно друг для друга, оживая душевною глупою привязанностию, умирают для Бога, а из пепла блаженной мертвости, которая – ради Бога, возникает, как златокрылый феникс, любовь духовная». Святитель Игнатий Кавкасский. 20 .07.2004 Повинитеся убо всякому человечу начальству Господа ради: ...яко свободны, а не яко прикровение имуще злобы свободу, но яко раби Божии... Бога бойтеся, царя чтите ( 1Пет.2:13–17 ). Кая бо похвала, аще согрешающе мучими терпите? Но аще добро творяще и страждуще терпите, сие угодно пред Богом. На сие... и Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его ( 1Пет.2:20–21 ). 22 .07.2004 Одно дело – благое рассуждение о имяславии, другое – ересь имябожия. Имя – не есть Бог , но чрез призывание Его имени усвояемся Христу. Схимонах Иларион в своей книге благо рассудил, но некоторые поняли превратно. 26 .07.2004 ...Заповедь Господа и Спаса: сие прежде ведяще, яко приидут в последния дни ругателе, по своих похотех ходяще и глаголюще: где есть обетование Пришествия Его; отнележе бо отцы успоша, вся тако пребывают от начала создания ( 2Пет.3:2–4 ). 28 .07.2004 Мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему? Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе ( 2Кор.2:15–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Глаголъ 8, 2002: Все ли относительно? Современный релятивизм ПРАВОСЛАВИЕ.RU   Глаголъ 8,  2002   pro et contra   ВСЕ ЛИ ОТНОСИТЕЛЬНО? Современный релятивизм «Долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих?» (Исх.16,28) «Все ценности и нормы относительны», - вслед за Ницше и Марксом, классиками морального релятивизма, повторяют многие наши учителя и преподаватели, даже не отдавая себе отчета в том, что следует из их слов. При этом исходят они из несомненной реальности - реальности относительной нравственности житейских поступков и поведения человека. По происхождению слово «нрав» восходит к исконно русскому норов. Это как нельзя лучше свидетельствует о том, что слова «нрав», «нравственность» описывают эмоционально-психический склад человека, который отнюдь не постоянен и невсегда может оцениваться положительно. «Норов» или «нрав» человека нередко бывает вспыльчив, угрюм, жесток и т.д. За понятием же «мораль» прочно закрепилось значение нравов, прошедших этическую оценку, как приемлемых (должных, добрых), так и неприемлемых (недолжных, злых) для общества. В схематичном представлении каждый поступок человека является результатом постоянного взаимодействия (включая и противоборство) его нрава и моральных норм. «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7, 18-19). Беспредельно разнообразны проявления этого взаимодействия, они определяются многообразием характеров, ситуаций, эмоциональных состояний и составляют собою многогранную реальность нравственных отношений. Исходное многообразие нравственной реальности и фиксируется в этике понятием «относительности», вполне уместным при таком подходе. Но правомерно ли переносить это понятие с уровня многообразия проявления нравственных отношений дальше - на уровень моральных норм и принципов? Можно ли говорить, например, об относительности Библейского Декалога (Десять заповедей Моисея), которому свыше 3000 лет. Он принят разными народами, придерживающимися разных духовных традиций, как основа нравственной жизни. Сама история культурных сообществ неоспоримо свидетельствует, что существует фундаментальное единообразие в главнейших моральных универсалиях, а удивительное разнообразие культур и духовных традиций с этической точки зрения отличается поразительным согласием между собою в важнейшем и принципиальном. Современные исследователи приходят к заключению, что «индивиды и культуры не очень глубоко различаются в отношении того, что они считают конечными этическими ценностями». К абсолютным этическим ценностям относятся милосердие, забота, сочувствие, спасение жизни.

http://pravoslavie.ru/press/glagol/08/05...

Господь не хотел, чтобы смешивались эти два рода, поскольку дорожил чистотой рода праведного. Но когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал ( Быт.6:1–2 ). Здесь сынами Божьими названы потомки Сифа, а дочерьми человеческими – потомки Каина. Господь не хочет, чтобы семейная жизнь человека строилась не на основе духовного единства, а только на плотском выборе. В Послании Апостола Павла к Ефесянам мы находим такие слова: Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее ( Еф.5:28–29 ). А ранее Господь сказал: Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть ( Быт.2:24 ). Вот великое назначение христианского брака: двое – одна плоть в едином духе. Единство не только плотское, но и духовное. То огромное количество разводов, которое мы сейчас имеем в обществе, является следствием того, что многих людей привлекает в браке чисто внешняя сторона взаимоотношений мужчины и женщины. Но внешняя красота не всегда соответствует красоте внутренней, и в Евангелии есть много примеров такого несоответствия, когда внешне благочестивые люди оказывались внутри исполненными коварства. Господь Иисус Христос говорил, что они уподобляются окрашенным гробам ( Мф.23:27 ). В Израиле был обычай украшать места захоронения, придавать им вид склепа, маленького дворца. Снаружи – красиво, а внутри происходит процесс разложения человеческой плоти. У апостола Павла есть другое сравнение: стена подбеленная, – так сказал он допрашивавшему его еврейскому первосвященнику. Что это означает? Если у человека не хватало средств на постройку стены из камня, он использовал любые подручные средства: камень, дерево, глину, а потом, чтобы придать постройке единообразный вид, все это белил. Снаружи было приличное строение, а внутри – хлам. В свое время мне довелось общаться со священником, который, еще будучи семинаристом, очень щепетильно относился к выбору спутницы жизни, но ошибся, выбрав как раз стену подбеленную.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Дела Бог видит всех сынов человеческих. Ни один не избегает Его зрения, не закрывают ни тьма, ни стены, нет никакого препятствия очам Божиим. Он не только видит каждого, но видит и сердца, которые создал Сам, не примешав к ним ничего худого. Зиждитель человека Бог создал его простым по образу Своему, который спасает сердца; но впоследствии, опутав его плотскими страстями, мы сделали из него сердце многовидное и многоличное, растлив его Боговидность, простоту и единообразность. Поскольку же Он Создатель сердец, то вникает во все дела наши ( Пс. 32:15 ). А делами называем и слова, и мысли, и вообще всякое движение человеческое. Ибо с каким расположением и с каким намерением делаем мы что-либо: в угождение ли людям, или в исполнение заповедей, данных нам от Бога, это знает один Вникающий во все дела наши. Посему и за всякое праздное слово дадим отчет ( Мф. 12:36 ), и даже за чашу студеной воды не потеряем награды ( Мф. 10:43 ); потому что Господь вникает во все дела наши (2). Наполняйте землю ( Быт. 1:28 ). Плоть, данную нам для служения, наполните добрыми делами. Да будет око исполнено созерцания того, что подобает. Да будет рука дополнена добрых дел, да будут ноги готовы посетить немощных, пусть они идут, куда следует. Пусть будут все наши члены в их совокупности полностью заняты заповеданными нам делами. Вот что значит наполняйте землю. Таким образом, эти слова относятся и к бессловесным, но они приобретают особый смысл для нас, обладающих образом, которого удостоены. Ибо они растут телесно, мы же – духовно; и одни наполняют землю своим множеством, а мы добрыми делами наполняем сопряженную с нами землю, то есть (осуществляем) телесное служение (3). По отшествии из этой жизни нет уже времени для добрых дел, потому что Бог по долготерпению Своему время настоящей жизни определил на делание нужного для угождения Богу (4). Вмешивающийся в дела чуждые благочестию не в состоянии будет служить Богу. Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне ( Мф. 6:24 )(4).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

– Допустим, как мы видели на третьем уроке, Маргарет Мид и в самом деле ловко одурачила научный мир, a вслед за ним и читающую публику: что из того? Как ни крути, многообразие нравственных стандартов это объективный факт. В европейской культуре был принята моногамия, по крайней мере, официально: мужчина и женщина соединяются в пожизненном брачном союзе. Но ведь в других культурах брак устроен по-другому. Существовала, и продолжает существовать, полигамия в разных видах многожёнство, многомужество, групповой брак, причём для приверженцев подобных отношений их нравственная ценность ничем не уступает моногамии. А если данная культура для вас представляет особый интерес, то обратитесь к её религиозным корням, дошедшим до нас в книгах Ветхого Завета. Ветхозаветные патриархи, которых Церковь почитает за святых, были многоженцами, имели наложниц; царь Соломон, также святой, содержал внушительных размеров гарем. Как же после этого вы можете настаивать на единообразии сексуального поведения? – Очень просто: исходя из полноты тех самых религиозных корней, о которых вы упомянули, притом не довольствуясь надёрганными там и здесь отрывочными цитатами. Прежде всего, усвоим, что святость не освобождает человека от греха: безгрешен один Спаситель. О царе Соломоне читаем следующее: «...Было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его. Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его. И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его» ( 3Цар.11:3 –6). О патриархах – Аврааме, Исааке, Иакове, Иуде и других – мы не находим подобных суждений, но особенности их брачной жизни, продиктованные обычаями и обстоятельствами времени, когда деторождение было главной задачей брака, вовсе не должны служить нам образцом. Брак установлен Богом в раю как пожизненный союз одного мужчины и одной женщины ; таким он и остался после изгнания людей из рая. Но люди, их вера и нравственность, стали портиться, искажаться, и вот, Ламех, потомок первого убийцы Каина, становится первым двоеженцем ( Быт.4:19 ). Начиная с того времени многожёнство, а вслед за тем и развод, и другие извращения брака, властно входит в жизнь всех племён и народов, не исключая и древнееврейский.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

— Допустимы ли какие-нибудь догматические, канонические, литургические и иные уступки экуменистам? — Этот вопрос звучит слишком широко, и на него однозначного ответа быть не может. Говоря об «уступках экуменистам», мы тем самым как бы уже отделяем себя от них и поставляем на определенную, для них недосягаемую высоту. Это горделивая позиция, опять же предполагающая самостоятельное устроение гармонии мира. Надо помнить ревность о спасении своих собратьев апостола Павла, который готов был отказаться от самого Царства Небесного, если его единокровные братья останутся вне его пределов ( Рим. 9:3 ). На первое место следует ставить всегда душу человека, ради нее умер на кресте Спаситель и для нее Воскресением Своим открыл двери рая. Все остальное вторично. — Но ведь Православие по своей сути является учением универсальным, вселенским. Чем отличается от него так называемый Женевский экуменизм Всемирного Совета Церквей? — Когда Господь, обращаясь к Своим верным последователям, сказал: «Не бойся, малое стадо» ( Лк. 12:32 ), — я не думаю, что Он имел в виду конкретную общину, живущую в данное время в каком-то конкретном месте. Истинные последователи Христа Спасителя были и будут всегда и везде, но знает это «малое стадо» только Сам Господь. Нам же полезно помнить, что во Христе «нет ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного, ни мужеского и женского пола» ( Кол. 3:11 ). То есть наши земные критерии в вопросе вечного спасения не могут быть использованы. Разномыслие было и будет всегда. Было оно и во время земного служения Господа и, наверное, Его ученики, весьма похожие на нас, очень хотели единообразия во внешнем служении и потому указывали Христу на соблазняющие их противоречия и просили Его сказать Свое слово об имеющихся фактах разногласий. «Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами». Иисус сказал [апостолу Иоанну]: «Не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас» ( Лк. 9:49-50 ). Поэтому, если мы будем постоянно иметь в виду, что наши суждения, какой бы области жизни они ни касались, несовершенны, а также помнить, что Христа не смутило, что человек, творивший Его именем чудеса, внешне не принадлежал к апостольской общине, то есть смиренно отдадим соблазняющие нас вопросы на Суд Божий, сохраняя при этом мир в сердце и твердую веру в то, что Господь всех призывает в Свое Царство, то мы не погрешим.

http://azbyka.ru/fiction/arxipastyr-sibi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010