Так как производство дела этой комиссии до нас не дошло, то и нет возможности для истории произнести приговор по этому делу. У Ерлича встречается еще одно известие о Могиле, также несправедливое. Ерлич говорит, будто Могила, желая завести школу в Печерском монастыре, выгнал монахов Троицкого больничного монастыря, чтобы отдать под школу занимаемое ими место. Из актов же того времени видно, что Могила, будучи еще архимандритом, назначил под предполагаемую школу место с садом и огородом по одну сторону главных ворот, на которых находилась больничная церковь , между тем как госпиталь с больничными монахами находился на другой стороне от ворот. Таким образом, не было никакой необходимости Могиле выгонять монахов для постройки школы. Притом же, сам Могила заботился о госпитале и содержал его на свой счет. 15 Ему приписывают сооружение пристроек к Ярославовой стене, укрепление их контрфорсами, закладку куполов на хорах, сооружение над ними других куполов на кровле и даже размалевку стен, которой закрыты были старые Ярославовы фрески. Но с этим нельзя согласиться. Архитектура пристроек, и особенно двухглавые орлы, указывают на более позднее время. Сверх того, существуют рисунки, оставленные после Могилы, на которых Софийский собор не в том виде, в каком теперь. В «Триоди», изданной во Львове, в 1642 году, в посвящении Петру Могиле говорится о возобновлении Св. Софии в таком виде: « церковь Св. Софии в богоспасаемом граде Киеве негдысь от святыя памяти княжати и самодержца всея России Ярослава сбудованую и на приклад всему свету выставленную, преосвященство ваше в руинах уже будучую знову реставровал и до першей оздобы коштом своим старанем своим привел, а до того и внутрь розмаитыми иконами святых божиих и апаратами церковными дивно приоздобил». 16 «Читая эту книгу, – говорит в предисловии к ней Могила, – легко понять, что способ совершения Св. Таин остается у нас единообразным; стоит только сличить наш «Евхологион» с греческим. Если в требниках, изданных в Остроге, Львове, Стрятине, Вильне, есть какие-нибудь описки и погрешности, то такие, которые не отменяют ни числа, ни материи, ни формы, ни силы, ни скутков (последствий) Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Иконоборческие императоры VIII в. встретили в монахах сильнейшую оппозицию и потому пытались сократить число монастырей, если не вовсе упразднить их. Но их законы были аннулированы ранее конца столетия, а акты были уничтожены. Результатом их правления было ослабление контроля со стороны епископов; возобновились многие злоупотребления, включая смешанные монастыри. Второй Никейский собор 787 г. восстановил старое законодательство, хотя смешанные монастыри были разрешены только потому, что монахи — мужчины и женщины — жили в разных зданиях. Через несколько лет был издан закон, запрещающий монахам быть опекунами несовершеннолетних, хотя они могли по–прежнему быть попечителями имущества. Более действенные реформы были проведены в это время преп. Феодором Студитом, который вновь ввел строгий устав Василия Великого в нескольких монастырях, которыми он руководил. Похоже, что он организовал некоторое подобие неофициального ордена, напоминающее тот, что был позже создан на Западе клюнийцами. Однако за ним пошли только несколько монашеских общин. Последующий период, вплоть до завоевания Константинополя латинянами, был временем великого расцвета монашества. При этом была очень малая степень единообразия. Новые монастыри создавались постоянно, одни — святыми людьми, собиравшими вокруг себя учеников, другие — богатыми мирянами и мирянками, третьи — епископами, патриархами или императорами. Патриаршьи монастыри, где бы они ни были, находились под прямым контролем патриархата, а именно сакеллария. Императорские монастыри управлялись императорскими чиновниками, без какоголибо церковного посредничества. Несколько больших монастырей были провозглашены специальным императорским указом самоуправляющимися, находящимися вне всякой юрисдикции, как гражданской, так и церковной. Местный епископ продолжал сохранять определенные права в деле создания новой обители. Он по–прежнему должен был утвердить и освятить место, он освящал уже законченное здание, что сопровождалось службой и чтением ктиторских актов. Теперь существовал указ, согласно которому основатель монастыря должен был позаботиться о том, чтобы, по меньшей мере, три монаха жили на этом месте с того момента, как епископ воздвиг крест на нем, и что здание должно быть построено в течение трех лет.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Троицу. Б. Прославление святых и установление единообразной всеправославной практики в этой области В Священном Писании все христиане именуются святыми. Обращаясь к христианам, находящимся в Ефесе, великий Апостол языков называет их святыми и верными во Христе Иисусе – «вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» ( Еф.1:1;2:19 ). Направляя свое первое послание к Коринфской Церкви, св. ап. Павел адресует его «освященным во Христе Иисусе, призванным святым» ( 1Кор.1:2 ). «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами», – читаем в I гл. I ст. послания к Филиппинцам. А Фессалоникийскую общину св. Павел заклинает Господом прочитать его послание «всем святым братиям» ( 1Фес.5:27 ). И в других случаях Св. Апостол называет христиан избранными Божиими, святыми и возлюбленными ( Кол.3:12 ; Евр.3:1 ; Рим.16:2,15 ; Евр.13:24; 6:10 ; 1Кор. 14:33 ; Еф.5:3 ; Тит.2:3 ). «Молитесь... со всяким постоянством и молением о всех святых» ( Еф.6:18 ). Другой первоверховный апостол Петр также называет всех христиан избранными людьми, народом святым ( 1Пет.2:9 ). Впоследствии слово «святой» (γιος, sanctus) стало усвоиться по преимуществу особым лицам – подвижникам веры и благочестия. По учению Христианской Церкви, люди, совершеннейшие по вере и жизни, оказавшие Церкви своей деятельностью великие услуги, по кончине удостаиваются особенной Божией благодати и в сонме небожителей образуют особый лик «святых человеков», которые молятся за своих живых собратий и которым последние, со своей стороны, должны воздавать молитвенное почитание. Но чтобы это чествование было непогрешительным, т. е. чтобы оно воздавалось действительно святым людям, необходимо руководство Церкви – свидетельство Церкви, признание, санкция, прославление, или, как мы называем, канонизация христианских подвижников. Чтобы найти пути к установлению единообразной всеправославной практики в области прославления святых, необходимо, прежде всего, ознакомиться с тем, как совершалась канонизация в Древней Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

30 . Представим еще важнейшее этого: хотя рождение тел от тел и чудесно, но, впрочем, возможно. А что персть земная сделалась человеком – это чудеснее, что безобразная грязь получает оболочки и свет глаз – это чудеснее. Что из единообразной персти рождаются и крепость костей, и нежное легкое, и прочие разновидные члены – это чудесно. Что одушевленная грязь обходит вселенную, сама двигается, устраивает это чудесно. Что грязь учит, и говорит, и строит, и царствует – это чудесно. Несмысленные иудеи! Откуда Адам родился? Не Бог ли, персть взяв от земли, образовал это чудное творение? (см. Быт.2:7 ). И если грязь пременяется в глаз, то Дева не родит ли Сына? Если то, что особенно невозможно между людьми бывает, то почему же не быть тому, что возможно? 31 . Это должны вспоминать мы, братья, эти орудия употреблять для защиты. Не будем терпеть еретиков, учащих, что пришествие было в призраке; будем отвращаться и тех, которые говорят, что рождение совершилось от мужа и жены, которые осмеливаются утверждать, что Он родился от Иосифа и Марии, потому что написано: и прият жену свою ( Мф.1:24 ). Но вспомним, что Иаков прежде, нежели получил Рахиль, говорит Лавану: дай мне жену мою (ср. Быт.29:21 ). Ибо как она прежде совершения брака потому только, что была обещана, названа женой Иакова, так и Мария потому, что обручена была, названа женой Иосифа. Заметь же осторожность Евангелия, говорящего: В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, и проч. ( Лк1:26 ). И в другом месте, когда была перепись и когда пошел Иосиф вписаться, что говорит Писание? Пошел... Иосиф из Галилеи... записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна ( Лк.2:4–5 ). Она была непраздна. Между тем не сказано: с женой своей, но с обрученною ему. Послал бо Бог Сына Своего, говорит Павел, не рождаемого от мужа и жены, но рождаемого от жены (см. Гал.4:4 ), только, то есть, от Девы. Ибо доказали мы прежде, что и Дева называется женою. От Девы родился Творец девственных душ.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

34. И наоборот, мы читаем, что Дух – это перст Божий 26 , и заключаем, что перстом 27 назван как Сын, так и Дух. И святой, напоминая, что он был освящен и Сыном и Духом, говорит: Руки Твои сотворили меня и создали меня ( Пс. 118:73 ) 28 . 35. Почему мы не хотим принять единообразие в словах там, где провозглашаем единство власти, коль скоро это единство власти таково, что Дух обличает так же, как обличает Отец и обличает Сын? Об этом так написано: Господи, не в ярости Твоей обличи меня и не в гневе Твоем наказывай меня ( Пс. 6:2 ). И в сорок девятом псалме Господь говорит: Изобличу тебя и представлю пред глазами твоими грехи твои ( Пс. 49:21 ). Так же о Святом Духе сказал Сын: Если Я пойду, то пошлю Утешителя к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде ( Ин. 16:7–8 ). 36. Но куда ведет нас безумие этих нечестивых людей, что мы взялись доказывать как нечто сомнительное, что Святой Дух обличает, когда и сами судьи могут судить только с помощью Духа? Лишь по дару Святого Духа воссиял знаменитый суд Соломона 29 , когда царь, пребывая в нерешительности перед спорящими женщинами, одна из которых, заспав рожденного ею младенца, хотела забрать себе сына второй, а та защищала собственного ребенка, увидел ложь в тайных помыслах одной и материнскую любовь в сердце другой. Только меч Святого Духа, о котором Господь говорит: Не мир пришел Я принести, но меч ( Мф. 10:34 ), – ибо не железо, но Дух входит в глубины нашего разума – смог проникнуть в тайники совести этих двух женщин. Есть дух разумный, святый, единородный, многочастный, тонкий, удобоподвижный, и далее добавляет: всевидящий ( Прем. 7:22–23 ). 37. Слышишь, что говорит пророк? – Всевидящий. И потому увидел Соломон, и, приказав принести меч, сделал вид, что хочет разрубить младенца пополам, полагая, что истинная мать будет более озабочена жизнью сына, чем собственным удовлетворением и предпочтет своим правам милость по отношению к сыну, а не свои права милости, тогда как та, что лишь изображала материнские чувства, помраченная желанием победы в тяжбе, ни во что не поставит смерть ребенка, по отношению к которому она не почувствовала бы никакой утраты. Сей муж духовный, судящий обо всем, ибо духовный судит обо всем ( 1Кор. 2:15 ), искал в чувствах сокровенное, что не удавалось найти в словах, и, ища истину, обратился к материнской любви. Победила мать благодаря своей любви, которая является плодом Духа 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

78 Хвалин А. Восстановление монархии в России: Приамурский Земский Собор 1922 г.: (Материалы и документы). М., 1993. С. 93. Цит по: Божией милостью архиерей Русской Церкви. С. 62–63. 83 См.: Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2 ч./Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. С. 193. 90 ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 4. Л. 202 об. Опубликовано: История Русской Православной Церкви в XX в. С. 559. 96 См.: Стратонов И. А. Русская церковная смута (1921–1931)//Из истории христианской церкви на родине и за рубежом в XX столетии. М, 1995. С. 123. 101 1Петр.2:12–14 («...И провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения. Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро»). 102 ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 6. Л. 116. Это предложение зачеркнуто, по-видимому как не предназначавшееся к прочтению на заседании Синода. 108 Осенью 1965 г. икона после длительного пребывания в Гонконге была перевезена в США и помещена в нижнем храме в честь преп. Сергия Радонежского Синодального Собора Русской Зарубежной Церкви. Временами на поверхности этой иконы выделяется миро. 113 Цит. по: Там же. С. 142. По свидетельству протоиерея о. Ростислава Гана, в этот период в Харбинской епархии формула поминовения была следующей: «Святейшия Православныя Патриархи, господина Местоблюстителя Всероссийскаго Патриаршаго Престола Высокопреосвященнейшаго Петра, митрополита Крутицкаго, господина Высокопреосвященнейшаго Антония, митрополита Киевскаго и Галицкаго, и господина НАШЕГО Высокопреосвященнейшаго Мефодия, митрополита Харбинскаго и Маньчжурскаго...» (Протоиерей Р. Ган. О единообразии в богослужении//www.runet.dux.ru). 119 Якимова Н. С. Поселок Танехэ – одна из жертв большевиков//Православный Благовест. 1994. 24 (www.derbul.roof.ru).

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

   б) Целью второго Пришествия Господа Судии на землю будет (1) явление пред всем миром славы любви Его во святых и (2) произнесение конечного приговора над всеми людьми, избравшими себе в наследие или жизнь любви, или смерть самолюбия. Об этом в Библии читаем:     «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира»... Тогда скажет и тем, которые по левую сторону Его: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его». И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (ср. Мф.25:31—34, 41, 46). «Готовится венец правды... всем возлюбившим явление Господа» (ср. 2Тим.4:8). «Грядет Бог, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий» (ср. Пс.49:3), «за Ним, возгораясь, — пламень» (ср. Иоил.2:3). «Престол Его — пламень огненный, колеса Его — огонь палящий» (ср. Дан.7:9—10). Господь Иисус «в пламенеющем огне совершает отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию. Они подвергнутся наказанию в вечной погибели от лица Господа и от славы могущества Его» (ср. 2Сол.1:8, 9).    1) На основании приведенных библейских изречений можно выразуметь то, что качество душ подсудимых на Страшном Суде Христовом изобличится действием богоосияния Судии. Оно, проникая чрез прозрачные тела праведных и их просвещая, тем отобразит твердость самоотверженной душевной любви их к Богу и людям (Мф.13:43). Наоборот, его отсутствие в грешных и оттого телесная их омраченность выявит сложившееся в тех самолюбие. «Пламя любви Божией и разлучит праведников с нечестивыми» в день Суда. Оно поставит обвинителем у каждого подсудимого, свидетелем его памяти — совесть, осудителем — разум его. Тогда грешные вострепещут от подобных условий судопроизводства Божия, а праведные ими будут приведены в блаженное обрадование. Отвержение на Страшном Суде грешников «совершится будто мимоходом... Все же внимание Господа будет обращено на то, чтобы удивить милость Свою в прославлении верных Своих... Их слава будет часть некая славы Божией — Божеская слава». По единообразности неизреченного воссияния они соделаются богами, соединенными любовию со Всевышним Богом — Судией мира.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Почему же Бог творит украшение земли раньше украше­ния неба? По причине имевшего возникнуть многобожия и лож­ного почитания солнца, луны и звезд. «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной» (Быт.1:14). Почему Бог не создал солнца и луны в первый день? Потому, что тогда не было еще тверди, на которой они должны были укрепиться. И не только по этой причине, а и потому, что не было еще плодов, которые должны были пользоваться теплотою, — плоды произросли на третий день. Чтобы ты, опять, не подумал, что они произросли дей­ствием солнца, Бог творит солнце, луну и звезды тогда уже, когда творение их совершилось. Из чего Бог сотворил их? Мы сказали, что в первый день Бог сотворил все из не­бытия, а в остальные дни творил из существовавшего. Итак, откуда же солнце? Из света, происшедшего в первый день; Создатель изменил его, как хотел, и превратил его в раз­личные виды; там создал Он вещество света, здесь — звезды. Подобно тому, как из куска золота кто-нибудь чеканит монеты, так точно и Бог располагает свет, разделяя его на части. Подобно тому, как раньше Творец разделил бездну, бывшую одной сплошной водой, на моря, реки, источники, озера, пруды, так точно, рассекши и существовавший один и единообразный свет, Он разделил его на солнце, луну и звезды. Желательно, далее, определить, как создал Бог светила? По-видимому, Он создал их вне неба, и затем утвердил наверху. По­добно тому, как художник, когда окончит картину, прибивает ее на стене, также и Бог предварительно создал светила вне неба и затем уже, подобно художнику, утвердил их вверху, как и свидетельствует Писание: «и создал Бог два светила, ...и поставил их Бог на тверди небесной» (Быт.1:16—17). Как же Он утвердил их? Не были ли оба они соединены вместе? Это не согласно с разумом. А что же? Утверждение совершилось сообразно слову самого Бога: «и создал, — говорится, — Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды» (Быт.1:16). Солнце утвердилось на востоке, луна утвердилась на западе, поскольку последняя получила повеление начальствовать над ночью, а первое — над днем. Так произошла луна. И рождается она в первый день полнолунною, потому что не следовало творению в первый же момент являться в ущербленном виде, а нужно было показать светило таким, каким оно произошло. После же этого изменениями луны Творец показал сроки, времена и смену дней. Итак, Бог творил ее полною, какой она бывает в пятнадцатый день. Солнце взошло утром, так что, когда утверждена была утром луна, она явилась на западе. Поэтому, когда солнце склонило свой бег к западу, тотчас же начала подниматься луна, чтобы исполнить повеление: «для управления днем ...и для управления ночью» (Быт.1:16).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3360...

   Хотя богословское понятие личности, или человеческой ипостаси, не может согласоваться ни с первым, ни со вторым тезисом, каждый из них по-своему ценен, и это надо помнить. Первый показывает нам Церковь, как организм христологический. Второй подчеркивает роль Духа Святого, свидетельствующего в Церкви об Истине. Чтобы уточнить характер этого свидетельства, обратимся к тексту Писания: «Когде же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» (Ин. 15:26, 27). Различие между этими двумя свидетельствами очень ясно: «Он будет свидетельствовать о Мне» и «вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною». Если мы с самого начала со Христом, к чему же свидетельство Духа, почему необходимо оно для того, чтобы человеческие личности в свою очередь могли свидетельствовать о Христе? В чем состоит это свидетельство Духа Святого, обращенное к человеческим личностям? Он «научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:26). Это «напомнит вам все» (hypomnesei hymas panta) относится не только к апостолам, которые следовали за Христом Иисусом с самого начала, но также ко всем христианам, ко всем членам Церкви, обладающим общей памятью слов Христовых, того, что было «вначале», той памятью, которая именуется Преданием. Память эта для всех общая и единству Тела Христа – Церкви присущая, это память Церкви, или ее Предание; оно действительно и актуально в каждой отдельной личности, которой Дух Святой сообщает Свою благодать.    Дух Святой раскрывает внутреннюю достоверность Истины сознанию каждой христианской личности; однако раскрытие это не «единообразно»; нет единой для всех меры там, где есть личности. Достоверность Истины, память, или Предание Церкви, то, что составляет содержание сознания, для всех едино, однако это не означает, что существует одно для всех сознание, навязанное всем, как какое-то «сверхсознание», некоей «коллективной личности».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

« А избрал колено Иудово, гору Сион, которую возлюбил » (ст. 68). Сион и древний Иерусалим принадлежал не Иудину колену, а колену Вениаминову. Под Иудой разумеется исповедующий (Бога); так толкуется Иуда, Иудино колено — Церковь. В ней–то покаянием и исповеданием сохраняется гора Сион, которую Бог и возлюбил. В противном случае, как называется Сионом тот, кто созерцает Бога? — потому что Сион означает смотрение с высоты. Если же ты скажешь, что Сион — местность, то не о нем писали Михей и Иеремия: « Сион распахан будет как поле » (Мих. 3:12; Иер. 26:18), а о нашей горе, которую так возлюбил Бог, что вверил ей все таинства. К ней же явно относятся и далее следующие слова: « и построил, как (жилище) единорога, святилище Свое, на земле основал его на век » (ст. 69). Если это говорится о древнем Сионе, то пророчество оказывалось бы ложным: как мог он быть утвержден на веки, когда от него не сохранилось и следа? Но (Сион новый) Бог утвердил на веки и устроил как единорога, положив в основание его единообразный рог. В нем нет ни различных крещений, как у иудеев, ни многочисленных забот относительно новомесячий, очищений и суббот, ни множества богов, как у язычников, пребывающих в нечестии, но « один Господь, одна вера, одно крещение » (Еф. 4:5), почему « и врата ада не одолеют ее » (Мф. 16:18), под которыми разумеются еретики. « И избрал Давида, раба Своего, и взял его от стада овец. От доящих взял его пасти Иакова, раба Своего, и Израиля — наследие Свое » (ст. 70, 71). Ты непременно спросишь, почему пророк, упомянув о таинствах Церкви, говорит о Давиде, который жил гораздо раньше их? Это потому, что Давид был отцом и образом Христа. Потому взят он и « от стада овец », а не от стада, так как у Христа много стад — людей, ангелов, умных и видимых сил. Стада эти чреваты, т. е. рождают. Подлинно, у Христа нет бесплодного стада, но все, вследствие страха пред Ним, носят во чреве и рождают спасение. Вот почему и Исаия говорил: от страха твоего, « Господи, были беременны, мучились, — и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле » (Ис.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010