Наибольшие сложности возникают при исполнении решений Европейского суда в части мер общего характера. Устранение системных нарушений норм Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, как правило, требует анализа факторов, влияющих на реализацию тех или иных прав и свобод на практике, а также последующей разработки комплексных мер по улучшению ситуации. Сохраняется неопределенность в вопросе о применении решений Европейского суда российскими судебными органами при рассмотрении конкретных дел. Некоторые судебные органы придерживаются мнения о том, что применению подлежат только те решения Европейского суда, которые были вынесены после ратификации Россией Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В целом ясно, что за восемь лет, прошедших со времени ратификации Конвенции, единообразная судебная практика применения решений Европейского суда в нашей стране так и не сложилась. С учетом этого обстоятельства следовало бы, возможно, подумать о закреплении статуса решений суда специальным законодательным актом. Не менее важным представляется формирование устойчивых навыков использования решений Европейского суда в качестве источника права. Как верно отмечают представители российских судебных органов, решения Европейского суда имеют для России значение прецедента. Однако методы применения прецедентного права существенно отличаются от методов применения законодательных актов. Вероятно Верховный Суд Российской Федерации, равно как и другие высшие судебные органы страны могли бы дать нижестоящим судебным органам более четкие практические рекомендации по применению решений Европейского суда. Особого внимания, бесспорно, заслуживает вопрос об источниках финансирования компенсационных выплат, осуществляемых Россией по решениям Европейского суда. В настоящее время эти выплаты поступают как бы обезличенно из бюджета Российской Федерации и не оказывают дисциплинирующего влияния на те российские министерства и ведомства, действия или бездействие которых привели к нарушению прав и свобод человека и имели результатом решения Европейского суда не в пользу России. В связи с этим следовало бы внимательно изучить идею о финансировании компенсационных выплат за счет средств министерств и ведомств. Суть дела от этого, естественно, не изменится: компенсационные выплаты в любом случае лягут на плечи государства. Думается, однако, что при новой системе финансирования этих выплат виновные в нарушениях прав и свобод человека министерства и ведомства будут вынуждены более серьезно, чем сейчас, задуматься о том, чтобы не допустить их впредь.

http://religare.ru/2_40099.html

Что же это за событие? Да, братия! Событие не завоевательное и многошумное, не громкое и блистатель­ное, но мирное, тихое и объемлющее своим влиянием и своими действиями одну лишь среду церковно-православную, – событие, состоящее в открытии здесь, в минувшее лето, отдельного и самостоятельного епархиального управления, долженствующего, частью обновить и возродить, а частью восполнить и утвердить развитие тех нравственно-религиозных начал, которые уже положены в этой стране, сколько обширной и отдаленной, столько же и дикой и номадической. Отсутствие епископской кафедры в среде христиан, не многотысячных по численности, но рассеянных небольшими поселениями на многотысячном, по измерению верстами, пространстве, было причиной, что Туркестанский край, состоя под начальством одного военно-народного администратора, делился на два церковных управления, вполне тождественных по духу, по цели и по самым законам правления, но не вполне таковых же по их действиям и влиянию на управ­ляемым, а главное, весьма отдаленных от церквей, кои были им подведомы. Отселе происходило весьма немалое затруднение и медление в сношениях, не го­ворю уже причтов церковных и прихожан со своими епархами, но и самых епархов с военными и гражданскими властями, разных областей Туркестанского края. А из сего, по необходимости, должны были возникать и возникали, по делам церковным, значи­тельные нестроения и беспорядки от вмешательства в дела церковные правительственных лиц нецерковных. Но это не все. Огромные расстояния от центров епархиального управления, той и другой половины раздвоенного Туркестана, отнимали всякую возможность у владык-епархов, посещать управляемые ими церкви и наблю­дать за чиноположением не только относительно храмов, но и самых богослужений. Следствием сего были то, что, не говоря уже о ведении приходорасходных книг по церквам, о выборе старост при них, о записях разных церковных актов, об отчетностях и о порядке представления их стали возникать и уко­реняться, особенно по Сыр-Дарьинской области, и в самой литургии очень заметные аномалии и разности; тем паче, что священство, – поступившее сюда из разных епархий, а следственно, и дело богослужения, и ведение записей церковных, и наблюдение за порядками по церкви, изучавшее в разных местах и под руководством разных наставников, – не могло иметь и не имело ни единомыслия в понимании церковного устава, не везде одинаково ясного и полного, ни единомудрия в уразумении духа всех наших служб православных, ни единообразия в самом совершении как священнодействий в храмах, так и требоисправлений по домам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

Зная скорости атомов и их взаимодействие, мы можем вычислить, что случится с взаимоотношением этих атомов чрез миллионы лет. Закон причинности заключается в том, что всякое последующее есть математический результат предыдущего. 2+3=5. Но в математике результат (сумма, произведение) уже дан в слагаемых или множителях, он уже существует; так и по закону причинности все то, что будет существовать, уже существует, ибо в результате, в той сумме, которую представляет собою мip, не может быть больше того, что есть в слагаемых, в тех элементах, из которых этот мip образован. Это считают безусловно справедливым как по отношению к физическому, так и психическому мipy. Только психический мip более сложен и менее изучен. Но в сущности весь процесс мipoboй жизни может быть выражен алгебраическим уравнением. Обозначим пространство чрез V, его элементы l, l 1 , l 2 , р, р 1 , р 2 , v, v 1 , v 2 (элементы одного, двух и трех измерений), время чрез Т и его элемент чрез t, t 1 , t 2 , материю чрез М и ее элементы через m, m 1 , m 2 , движение чрез D и его элементы чрез d, d 1 , d 2 , и т.д. Эти четыре рода величин, взаимоотношение которых определяется очень простыми законами (формулы всех открытых законов очень несложны), и представляют собою весь физический мip. Психические явления еще не разложены на первоначальные, их образующее элементы. Но в некоторых отдельных случаях установлено их взаимоотношение с физическими или физиологическими актами (ощущение есть логарифм раздражения), их отношение ко времени и пространству, в некоторых случаях сложные психические акты разложены на простейшие. И здесь царствует закон единообразия отношений. Между элементами психических актов существует связь необходимости. Утверждаясь на этих основаниях, философия заключает, что наше представление самих себя свободными есть иллюзии. Независимо от соображений, опирающихся на данные психологии и положительных наук, далее, что этот характер иллюзии представлению свободы должен быть приписан a priori, ибо изучение действительности, изучение физического мipa и человеческой истории может утверждаться только на признании безусловной и всеобщей значимости принципа причинности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Писания с языком нем. мистики, рассуждает на тему уподобления Христу и становления «единообразным» с Ним. По утверждению М., когда человек ищет истинную веру, Бог открывает ему ее не в буквах Свящ. Писания, но Сам «пишет грифелем Своего Духа в глубинном месте души (apgrundt der seln), чтобы человек познал, что он есть сын Божий, а Христос есть наивысший среди сынов Божиих» (Ibid. S. 230; ср.: 2 Кор 3. 3; подробнее о содержании сочинений см.: Br ä uer, Vogler. 2016. S. 207-224). После марта 1524 г. положение М. в Альштедте осложнилось, т. к. его последователи разграбили и сожгли в поле близ Альштедта католич. капеллу, принадлежавшую жен. мон-рю Наундорф. Участие самого М. в этой акции подтвердить невозможно, однако в проповедях он рассуждал о допустимости и даже необходимости подобных актов борьбы с «безбожием»; впосл. во время допроса он заявил, что лишь присутствовал при разрушении капеллы, но не участвовал в нем. Несмотря на сравнительно небольшой материальный ущерб, в соответствии с имперским правом осквернение и разрушение храма было тяжким преступлением. Аббатиса мон-ря и поддерживавшие ее католич. князья воспользовались этим поводом, чтобы обратиться к курфюрсту Фридриху с требованием строго наказать М. и его сторонников. Инициировав расследование, курфюрст поручил провести его своему брату, герцогу Саксонскому Иоганну Твёрдому (1467-1532; впосл. курфюрст Саксонии). Тот потребовал от Цайса и городского совета арестовать виновных и отправить их для судебного разбирательства в Веймар, где находилась канцелярия курфюршества. Хотя самому М. арест не грозил, это требование вызвало у него возмущение, к-рое он выражал в проповедях. Политика герц. Иоганна и сопротивление ей М. стали причиной раскола в ранее выступавшем единым фронтом против католиков лагере сторонников М., т. к. Цайс вынужден был повиноваться герц. Иоганну, а городской совет и старосты цехов выступали решительно против любых арестов «за веру» (подробнее о ходе событий см.: Br ä uer, Vogler. 2016. S. 225-230).

http://pravenc.ru/text/2564548.html

Сочинитель в своем Проекте предлагает издавать в печати крюковые книги нотного пения и укоряет новейших переписчиков в искажении крюков. В изложении много помещено замечательных известий. Б. Печатные источники Печатные источники состоят из актов и ученых изследований наших писателей ο состоянии церковного пения. К сожалению, из актов известно очень мало и все они относятся ко второй половине XVII столетия. Ученыя изследования принадлежат писателям XIX века. Ι. Αкты 1)Грамота Государя, Царя и Великого Князя Алексия Михайловича в Кострому Игумену Богоявленского монастыря Герасиму и Никольскому попу Георгию Алексееву: ο надзоре за правильным чтением и пением во время отправления церковной службы 1651 гола, ноября 6 дня 8 . 2)Грамота Новогородского Митрополита Никона в Соловецкий мопистырь Архимандриту Илье: с извещением ο соборном установлении чинного и единогласного церковного чтения и пения во время отправления церковной службы. 1651 года. 9 3)Грамота Государя, Царя и Великого Князя Алексия Михайловича в Сийский монастырь Игумену Феодосию ο надзоре за правильным чтением и пением во время отправления церковно службы. 1651 года, Марта 25. 10 В трех грамотах находим, что Московским Соборным 1651 года уложением было 9 Февраля: ввссти во всех церквах единообразное пение, избрать для надзора искусных священников, виновных подвергать наказанию и доправления пения, во ввех церквах для ведома читать свиток соборного уложения. 4)Грамоты, наказы, отписки, челобитные и расспросы ο вызове из Киева певчих в Москву, в числе 15 актов, с 1651 до 1656 года. 11 Вызовы Киевских певчих были в 1652 и 1656 годах. В первый раз были вызваны из Киевского Братского монастыря Архидиакон Михаил и с ним 11 человек. Этими певчими управлял Феодор Тернопольский. Сначала их поместили в доме С. Л. Стрешнева, а потом перевели в Андреевский монастырь, где прежде помещалось ученое братство. В июле месяце того же года. Государь приказал отпустить их обратно в Киев. Певчие прожили в Москве не более пяти месяцев. В это короткое время они не могли преобразовать наше старое пение. Тернопольский считался творцом строчного пения. В 1656 году отыскивали в Киеве старца Иосифа Загвойского для управления партесным пением в Москве. Эти указания наводят уже на особенное появление в Москве партесного пения. Видим, что псреворот совершился: но когда и кем, за неимением актов обозначить невозможно. II. Ученые исследования

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Выдвинулась бригада Кензита, которая еще более увеличила смуту. В 1899 г. архиепископы изложили свое мнение («ламбетское») о каждении и сохранены даров. 2998 Явилось несколько проектов «Билля о церковной дисциплине», из которых один, введенный Mr. Агтниг’ом (1899), хотел создать новый суд 2999 , состоящий из одного судьи высшего суда (a Judge of the Supreme Court) и епископа в качестве ассессора (clause 3); другой – представленный от лица Church Association Mr. Austin Taylor’oм (1903) предлагал уничтожить епископское veto (clause 1–2) и заменить в качестве наказания заключение «в тюрьму отрешением от места непокоряющихся закону клерджимэнов (cl. 5); третей – принадлежащей Mr. Cripps’y (1903) – хотел дать духовным лицам, обжалованным в нарушении устава или ниспревращении церковного учения, юридическое полномочие не являться в суд церковный, а обращаться лично к епископу. Первый из этих биллей был отвергнут при втором чтении; второй и третий были прочитаны по второму разу, но дальше не пошли (344–353). Исторический обзор приводить комиссии к вопросу о том, почему (глава Х-ая отчета) неоднократные усилия добиться повиновения церковному уставу до сих пор не имели успеха в Англии (354). На это существует две главных причины. Во-1-х, излишний ригоризм актов нормы, во-2-х, состав судебного трибунала по церковным делам в последней инстанции. По мнению комиссии, чем подробнее и мельче требования закона, тем скорее они нарушаются. Породившую акты нормы мысль о том, что общественное богослужение английской церкви должно стать раз навсегда единообразным, – мысль эту нельзя провести на практике. Игнорировать различные оттенки людских мнений невозможно. В XVI в. (когда явились акты нормы) идеи религиозной свободы и толерантности не признавались ни в английской церкви, ни в английском государстве. Ныне же и в церкви, и в —159— государственном строе Англии идеи эти завоевали себе всеобщее признание. Административные идеи елизаветинского века, на которых основаны акты нормы, ныне устарели и не могут служить принципом для устроения общественного богослужения английской национальной церкви (355).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Второй этап нашей работы с уже действующими Курсами — это их аккредитация. Целью церковной аккредитации является обеспечение качества предоставляемой монашествующим богословской подготовки. Мы проверяем соответствие реализуемой на Курсах программы заявленным параметрам церковного стандарта, а также уровень ее усвоения слушателями. Эту работу также обеспечивает выездная группа, состоящая из членов нашей Комиссии. Из общего числа действующих курсов аккредитацию на сегодняшний день получили 19 курсов. Я считаю, что данное взаимодействие, как на этапе открытия Курсов, так и в процессе их аккредитации, сыграло большую роль в популяризации самой идеи обеспечения доступного богословского образования для монашествующих нашей Церкви, способствовало ее развитию, а также расширению форм учебной работы на местах. И очень важно отметить, что сегодня все Курсы активно включены в работу по обсуждению и своевременной доработке учебно-методических комплексов и иных нормативных актов. — Вы упомянули об учебно-методических комплексах. Чем является данный документ для курсов? Кто его разрабатывает и какова степень полезности данных комплексов для развития учебного процесса? — Решение о необходимости создания единого корпуса учебно-методических комплексов (УМК) было принято Святейшим Патриархом. Первоначально перед нами не стояла такая задача. Но Его Святейшество благословил нам начать эту работу с тем, чтобы обеспечить единообразие в реализации на местах Церковного стандарта курсов базовой подготовки в области богословия монашествующих. Во исполнение благословения Святейшего Патриарха при нашей Комиссии был создан Научно-методический совет, который возглавил старший преподаватель Московской духовной академии и курсов базовой подготовки для монашествующих Переславской епархии , настоятель Свято-Троицкого Данилова монастыря Переславской епархии игумен Пантелеимон (Королев). К работе в Совете были привлечены как члены нашей Комиссии, так и представители ряда Курсов. За период с 2020 по 2022 год все УМК были разработаны и затем разосланы всем нашим коллегам для обсуждения. Мы получили отзывы, которые были учтены при доработке данных документов, после чего они были утверждены коллегией Межведомственной комиссии.

http://patriarchia.ru/db/text/5988601.ht...

9 . Обращение нового патриарха с соборным посланием к другим патриархам. Приведем анализ, сделанный Соколовым относительно второго и третьего основных актов избрания. Избрание кандидатов происходит на соборе митрополитов. Собор происходит по распоряжению императора и включает всех архиереев, находящихся во время собора в Константинополе, но не менее 12 человек. Производство голосования на соборе принадлежит исключительно митрополитам. Открытому голосованию ( υηjοV) предшествует обсуждение ( δοκιμασια). Председательствует на соборе или первопрестольный архиепископ Кесарии, или митрополит Ефеса. О предизбранных кандидатах доводят до сведения императора, который из трех избирает одного. Но императору принадлежит право отвести всех указанных собором и выставить своего. О формуле императорской воли: εγω τον ο δεια Jελω γενεσJαι (Const. De caerem., p. 564) 1 . Но с этим императорским ставленником собор мог и не согласиться, в таком случае начиналась борьба между императором и членами собора. Соколов утверждает, что избрание патриархов происходило единообразно, и приводит везде мысль об осуществлении на практике идеи симфонии: согласия между светской – императорской, и церковной властью; Соколов вовсе устраняет участие народа в избрании патриархов, напротив, ссылаясь на Epanagoge, 77; Basil., 1. III, t. 1, η и Prochiron, 248, утверждает участие народа в избрании епископов. Случаи избрания патриархов, когда панорики говорят прямо об участии народа, именно избрание патриархом Константина Лихуды, 1059 г. и Геннадия Схолария , 1453 г., Соколов считает исключением, вызванным специфическими условиями. Против единообразия в порядке избрания патриархов, против симфонии светской и духовных властей в процессе избрания, и особенно против устранения народа в избрании константинопольского патриарха убедительно говорит, по крайней мере для первой половины X в., письмо Арефы к Григорию Ефесскому. Григорий был сторонником народного избрания, Арефа стремился до крайности ограничить народную волю, чтобы Феофилакт без борьбы и осложнений получил патриарший престол.

http://azbyka.ru/otechnik/Arefa_Kesarijs...

Иконоборческие императоры VIII в. встретили в монахах сильнейшую оппозицию и потому пытались сократить число монастырей, если не вовсе упразднить их. Но их законы были аннулированы ранее конца столетия, а акты были уничтожены. Результатом их правления было ослабление контроля со стороны епископов; возобновились многие злоупотребления, включая смешанные монастыри. Второй Никейский собор 787 г. восстановил старое законодательство, хотя смешанные монастыри были разрешены только потому, что монахи – мужчины и женщины – жили в разных зданиях. Через несколько лет был издан закон, запрещающий монахам быть опекунами несовершеннолетних, хотя они могли по-прежнему быть попечителями имущества. Более действенные реформы были проведены в это время преп. Феодором Студитом , который вновь ввел строгий устав Василия Великого в нескольких монастырях, которыми он руководил. Похоже, что он организовал некоторое подобие неофициального ордена, напоминающее тот, что был позже создан на Западе клюнийцами. Однако за ним пошли только несколько монашеских общин. 46 Последующий период, вплоть до завоевания Константинополя латинянами, был временем великого расцвета монашества. При этом была очень малая степень единообразия. Новые монастыри создавались постоянно, одни – святыми людьми, собиравшими вокруг себя учеников, другие – богатыми мирянами и мирянками, третьи – епископами, патриархами или императорами. Патриаршьи монастыри, где бы они ни были, находились под прямым контролем патриархата, а именно сакеллария. Императорские монастыри управлялись императорскими чиновниками, без какоголибо церковного посредничества. Несколько больших монастырей были провозглашены специальным императорским указом самоуправляющимися, находящимися вне всякой юрисдикции, как гражданской, так и церковной. Местный епископ продолжал сохранять определенные права в деле создания новой обители. Он по-прежнему должен был утвердить и освятить место, он освящал уже законченное здание, что сопровождалось службой и чтением ктиторских актов. Теперь существовал указ, согласно которому основатель монастыря должен был позаботиться о том, чтобы, по меньшей мере, три монаха жили на этом месте с того момента, как епископ воздвиг крест на нем, и что здание должно быть построено в течение трех лет. 47

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9. Обращение нового патриарха с соборным посланием к другим патриархам. Приведём анализ, сделанный Соколовым относительно второго и третьего основных актов избрания. Избрание кандидатов происходит на соборе митрополитов. Собор происходит по распоряжению императора и включает всех архиереев, находящихся во время собора в Константинополе, но не менее 12-ти человек. Производство голосования на соборе принадлежит исключительно митрополитам. Открытому голосованию (ψφος) предшествует обсуждение (δοκιμασα). Председательствует на соборе или первопрестольный архиепископ Кесарии, или митрополит Ефеса. О пред избранных кандидатах доводят до сведения императора, который из трёх избирает одного. Но императору принадлежит право отвести всех указанных собором и выставить своего. О формуле императорской воли: γ τν δενα ϑλω γενσϑαι (Const. De саегет., р. 564) 490 . Но с этим императорским ставленником собор мог и не согласиться, в таком случае начиналась борьба между императором и членами собора. Соколов утверждает, что избрание патриархов происходило единообразно, и приводит везде мысль об осуществлении на практике идеи симфонии: согласия между светской – императорской, и церковной властью; Соколов вовсе устраняет участие народа в избрании патриархов, напротив, ссылаясь на Epanagoge, 77; Basil., I. Ill, t. 1, и Prochiron, 248, утверждает участие народа в избрании епископов. Случаи избрания патриархов, когда панорики говорят прямо об участии народа, именно избрание патриархом Константина Лихуды, 1059 г. и Геннадия Схолария , 1453 г., Соколов считает исключением, вызванным специфическими условиями. Против единообразия в порядке избрания патриархов, против симфонии светской и духовных властей в процессе избрания, и особенно против устранения народа в избрании константинопольского патриарха убедительно говорит, по крайней мере для первой половины X в., письмо Арефы к Григорию Ефесскому. Григорий был сторонником народного избрания, Арефа стремился до крайности ограничить народную волю, чтобы Феофилакт без борьбы и осложнений получил патриарший престол.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010