В 1904 году упокоился архимандрит Павел, настоятель знаменитой Троице-Сергиевой Лавры под Москвой. Отец Павел был необычайно кротким и смиренным. Ничем более он, собственно, и не выделялся. Один монах [как-то] начал терзать себя вопросом, почему именно отец Павел поставлен в игумены. Так, явно и тайно, вопрошал он себя до самой кончины архимандрита. Когда же отец Павел умер, монах успокоился. Впрочем, однажды произошло нечто такое, что начало постоянно угрызать его совесть, побуждая к покаянию. Увидел он себя во сне стоящим у могилы покойного игумена. Вдруг над гробницей явился игумен Павел, как живой. Его лик сиял каким-то [необычайно] благостным светом. А вокруг лика видна была надпись: «За кротость и смирение». Сие явилось ответом с того света на вопрос монаха. Проснувшись, монах горько каялся в том, что то и дело задавал себе этот вопрос. Немедленно исповедовал он свои помыслы братии и поведал о случившемся. Повествование о чудесно обретённой иконе В станице Аксайской на Дону в 1830 году свирепствовала холера. Страх и ужас охватил всех жителей. [Но] в то время некой сирой женщине явилась во сне Пресвятая Богородица и известила, что за станицей, на том-то и том-то месте, под кучей мусора находится Её икона. «Пусть откопают эту икону, – сказала Божия Матерь, – и холера прекратится». Женщина пошла к священнику и сообщила о своём видении. Священник [только] махнул рукой и прогнал бедную сироту. Но в следующую ночь она снова удостоилась такого же видения. И опять уведомила об этом священника. На сей раз священник вместе с народом пошёл в указанное место и приказал копать. Почва очень трудно поддавалась, потому что там была старая свалка. Но через некоторое время икона Божией Матери была и вправду обретена. После этого отслужили молебен, икону очистили и подняли на хоругвь – и крестным ходом обошли с ней вокруг станицы. Затем вернулись в церковь и поставили новообретённый образ перед иконостасом. Холера [в станице] тут же прекратилась. С тех пор [и вплоть до 1917 года] Аксайская икона Пресвятой Богородицы прославилась множеством чудес. [Сейчас её местонахождение неизвестно. – Пер.] Повествование о пророческом сне

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Смоленская икона Богоматери в Устюжне В городе Устюжне Новгородской губернии есть чудотворная икона Одигитрии, стоящая в местном храме, по левую сторону царских врат. Прежде эта икона находилась в Рождественском Устюжском монастыре и прославилась там многими чудесными знамениями. Из чудотворений, бывших от этой иконы, известно, что заступлением Пресвятой Богородицы по молитве жителей перед Ее чудотворным образом последовало избавление Устюжны от нашествия шведов и ляхов. Другие списки с чудотворной Смоленской иконы. Чудотворные и особо чтимые списки со Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии имеются еще в следующих местах: в Троице-Сергиевой лавре, против раки прп. Сергия; пред этой иконой, по преданию, молился сам преподобный Сергий; в Новославинской упраздненной пустыни Макарьевского уезда Костромской губернии (сведения об этой иконе помещены под 23 сентября); в Макарьевском Унженском монастыре при заштатном городе Унже Костромской губернии (сведения о ней см. под 17 сентября); в Игрицком Песоченском монастыре Костромской губернии (см. о ней под 12 июня); в Югской Дорофеевой пустыни, близ города Рыбинска Ярославской губернии (см. о ней под 3 июня); в соборной церкви города Шуи Владимирской губернии (см. о ней под 2 ноября); в Муромском Троицком монастыре той же губернии и в Богоявленской церкви слободы Мстеры; в Кирилловом Белозерском монастыре (сведения о ней помещены под 9 июня); в Святогорском монастыре Псковской губернии (см. о ней под 17 июля); в городе Мглине Черниговской губернии (см. о ней под 2 марта); в Спасо-Преображенской церкви города Новгорода (сведения об этой Смоленской иконе Божией Матери помещены под 3 числом месяца июля); в Аксайской станице Области войска Донского; в Чигиринском Троицком женском монастыре Киевской губернии; в Валаамском монастыре; в Смоленском монастыре около города Ярославля (см. о ней под 12 октября); в деревне Чубковичах Старобудского уезда Черниговской губернии (с XV века); в Московском Успенском соборе (находится здесь с 1514 г.);

http://sedmitza.ru/lib/text/440299/

Ростов-на-Дону. Часовня Аксайской иконы Божией Матери Одигитрии. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В бывшей Нижне-Гниловской станице на средства станичников в 1824 г. был заложен довольно вместительный каменный храм в честь Преполовения Пятидесятницы. Строился он пять лет и, по окончании строительства, в 1829 г. его освящают в честь Воскресения Христова. Однако, по просьбе прихожан и с благословения епископа Воронежского и Черкасского Епифания, престольное празднование в храме было отнесено к празднику Преполовения Пятидесятницы. Поэтому церковь называют Преполовенской. «Ведомости о церкви» за 1890 г. свидетельствуют, что уже тогда однокупольный Преполовенский храм имел довольно высокую звонницу над притвором. Около церкви находилось два каменных здания: сторожка и канцелярия. Кроме того, при церкви функционировало два училища: двухклассное мужское (с 1823 г.) и начальное женское (с 1878 г.), Церковный причт состоял из двух человек: священника и псаломщика, живших на доброхотные подаяния. Как известно, Ростов-на-Дону и его окрестности часто посещала эпидемия холеры, которая уносила жизни многих людей. Одним из чудесных средств, противостоявших этому недугу, считалась Аксайская икона Божией Матери — Одигитрия. В ознаменование избавления местности от страшного холерного недуга и предотвращения очередного его пришествия в 1892-1893 годах недалеко от Преполовенского храма сооружается небольшая кирпичная часовня, которую освящают в честь чудотворной Аксайской иконы Бежией Матери - Одигитрии. Преполовенскую церковь закрыли в 1933 г. а затем стали постепенно разрушать ее. К 1940 г. весь храм был разрушен. В 1996 году начинается воссоздание церкви. Богослужения начались еще в недостроенном храме в 1999 году. Предполагается восстановить часовню Аксайской иконы Божией Матери, а всю территорию Преполовенского прихода превратить в памятник истории и культуры областного значения. С сокращениями: Евгений Малаховский. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=35072

Приложение IV. Книжно-издательская деятельность братств в 1890 – 91 г. В главе III-eй указаны изданные братствами сочинения противораскольнического и противосектантского направления; в этом приложении сообщаются краткие сведения об изданных братствами книгах, брошюрах и листках религиозно-нравственного содержания. 1 . Владимирское, Александро-Невское. В 1891 году изданий братства не было; но в предыдущие годы братством изданы: акафисты, жития святых, рассказы (о падении Константинополя, о Куликовской битве) и листки, всего 22 наименования. 2 . Волынское, Кирилло-Мефодиевское. «Отчет о двадцатипятилетии деятельности братства». 3 . Волынское, Богоявленское Свято-Николаевское. Статьи, предлагаемые на внебогослужебных собеседованиях, печатались в Епархиальных Ведомостях и Почаевском листке и отдельными оттисками распространялись в народе. 4 . Донское, Иоанно-Богословское а) Брошюра «Аксайская икона Божией Матери» и б) изображение св. Аксайской иконы. 5 . Екатеринославское, Владимирское. 1200 экз. «Слово в день Успения Божией Матери» и 1200 экз. «О непременном долге христианина соблюдать посты». Обе брошюры составлены ректором семинарии. 6 . Казанское, св. Гурия. 15 книг, а именно: на русском языке 1) Переписка о чувашских переводах; на татарском: 2) Хоровые церковные песнопения, 3) Священная история, 4) Последование св. Пасхи, 5) Воскресная служба 6-го гласа, 6) Книжка для чтения; на киргизском: 7) Св. Евангелие от Луки; на чувашском: 8) В память девятисотлетия крещения руси, 9) Рассказы из св. Истории, 10) Букварь, 11) О загробной жизни; на вотяцком: 12) Молитвенник; на мордовском: 13) Св. Евангелие от Луки; на гольдском: 14) Огласительное поучение; на черемисском: 15) Букварь. 7 . Киевское, Владимирское. Паломник г. Киева, 10,000 экз. 8 . Костромское, Кинешемское. Брошюра о 25-тилетней деятельности братства. 9 . Литовское, Св. Духовское. Сочинение М. Пашкевича «Виленское Св. Троицкое, впоследствии Св. Духовское братство». 10 . Московское, св. Николая. 25-тилетие братства святителя Николая.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Впрочем, есть ли смысл далее нам доказывать, что не было того, чего не было? Наверное, логичней было бы тем людям, которые заявляют о «явлении Божией Матери на горе Кызыл-Жар», самим аргументировать, что такое явление имело место быть и привести тому доказательства: свидетельства и документы. Откуда вдруг появилась у них такая информация, которая активно распространяется ныне по пространству Русской Православной Церкви? Мы же можем с уверенностью сказать, что это миф, а значит – кощунство и ложь на Пресвятую Деву Марию. Святитель Димитрий Ростовский эпиграфом к «Четьи минеям» взял слова: «Да не солгу на святаго». Это – главный принцип в деле агиографии. Ныне же мы видим не только ложь на святых, но ложь на Царицу Небесную. Как мы понимаем, Ею, Пречистой, решили манипулировать для «популяризации» Аксайского скита с целью привлечения паломников и туристов. Говоря современным языком, понадобилась «фишка» для пиара, и этой «фишкой» решили сделать Пресвятую Богородицу, Матерь Господа нашего Иисуса Христа! Кроме того, объявив о сем невиданном «чуде», было сделано заявление, что гора Кызыл-Жар отныне является уделом Пресвятой Богородицы на земле Казахстана! Кто способен на такие деяния?! Помнится, большевики в 1920-30-е годы крушили храмы, боролись с религией и утверждали, что «попы обманывают народ» ложными явлениями и чудесами для извлечения собственной выгоды. Но что мы видим теперь? Неужели мы хотим уронить авторитет Церкви? Неужели желаем, чтобы люди утратили доверие к духовенству и к Архипастырям? Ведь этот обман рано или поздно обязательно выйдет наружу, ибо «нет ничего тайного, что не стало бы явным». К сожалению, бездоказательное утверждение митрополита Александра о якобы бывшем явлении Богоматери на горе Кызыл-Жар продолжают укоренять в Алма-Атинской епархии – написана икона «явления Божией Матери преподобномученикам Серафиму и Феогносту», смонтирован видеоматериал, на горе Кызыл-Жар установлены информационные стенды. Люди невоцерковленные, поверив СМИ, приезжают в Аксайский скит и просят насельников указать место «явления», но те ничего объяснить им не могут.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/22/bl...

Наиболее почитаемой святыней Донской епархии являлась Аксайская икона Божией Матери. В старочеркасском Воскресенском соборе хранились иконы, присланные в 1671 г. царем Алексеем Михайловичем: Воскресения, Благовещения Пресв. Богородице и Богоявления. В храме также находился список с иконы св. Иоанна Предтечи, в 1711 г. перед сдачей города туркам перенесенный из Азова в донецкий во имя св. Иоанна Предтечи муж. мон-рь . В Александро-Невской ц. Новочеркасска почиталась Иерусалимская икона Божией Матери , которой в 1833 г. благословил войско Донское Иерусалимский патриарх Афанасий V . Архиереи архиеп. Афанасий (Телятев; 5 апр. 1829 - 17 окт. 1842, возведен в сан архиепископа в 1830); архиеп. Игнатий (Семёнов; 17 окт. 1842 - 13 янв. 1847); архиеп. Иоанн (Доброзраков; 13 янв. 1847 - 6 марта 1867); архиеп. Платон (Городецкий; 9 марта 1867 - 25 апр. 1877); архиеп. Александр (Добрынин ; 25 апр. 1877 - 22 мая 1879); архиеп. Митрофан (Вицинский; 23 мая 1879 - 19 нояб. 1887); архиеп. Макарий (Миролюбов; 5 дек. 1887 - 30 апр. 1894); архиеп. Донат (Бабинский-Соколов ; 30 апр.- 12 нояб. 1894); архиеп. Афанасий (Пархомович; 12 нояб. 1894 - 20 сент. 1908); архиеп. Владимир (Синьковский; 16 сент. 1908 - 11 июля 1914); митр. Митрофан (Симашкевич; 10 янв. 1915 - 1925, возведен в сан митрополита в нач. 20-х гг.); еп. Димитрий (Добросердов; 1925); еп. Усть-Медведицкий, вик. Д. и Н. е., Иов (Рогожин; 1926, в. у.); еп. Амфилохий (Скворцов; 1928, до 27 апр.); еп. Антоний (Романовский; 12 марта 1929 - 1930); еп. Аксайский, вик. Д. и Н. е., Серафим (Протопопов; 27 апр.- 27 июня 1928, в. у.); еп. Каменский, вик. Д. и Н. е., Симеон (Михайлов; 13 мая - июнь 1932, в. у.); еп. Каменский, вик. Д. и Н. е., Владимир (Горьковский; 11 авг.- окт. 1932, в. у.); еп. Каменск-Шахтинский, вик. Д. и Н. е., Александр (Раевский; 23 окт. 1932 - 16 февр. 1933, в. у.); еп. Таганрогский, вик. Ростовской епархии, Иосиф (Чернов; 16 февр. 1933 - янв. 1935). Монастыри Усть-Медведицкий в честь Преображения Господня , или Межигорская Спасова пуст.

http://pravenc.ru/text/178954.html

Адрес: ул. Карла Маркса, 1, Волгодонск, Ростовская обл., Россия, 347360 Телефон: +7 863 925-22-82 Подробнее... Церковь Николая Чудотворца (Таганрог) [ править править код ] Свято-Никольский храм города Таганрога был воздвигнут в честь победы русского флота над турецким в войне 1768-1774 годов. В 1777 году главнокомандующий Азовской флотилией и Таганрогским портом контр-адмирал Федор Алексеевич Клокачев обратился с ходатайством к архиепископу Славенскому Евгению о разрешении постройки храма во имя Святителя Николая в так называемых морских кварталах г. Таганрога. Место для постройки храма было выбрано не случайно. Как известно, на Руси во все времена наши благочестивые предки стремились воздвигать храмы на самых лучших участках земли. О том, что место, на котором построен Никольский храм, было именно таковым свидетельствует тот факт, что именно здесь в своё время располагал свою палатку император Петр Первый, когда приезжал на Таганий Рог выбирать место для нового военно-морского порта и крепости. Постройка продвигалась быстро и в 1778 году церковь была освящена. Адрес : ул. Шевченко, 28, г. Таганрог, Ростовская область, 347922 Телефон: +7 (8634) 361-557 Подробнее... Храм иконы Божией Матери " Одигитрия " (Аксай) [ править править код ] История этого замечательного храма уходит в глубь веков и напрямую связана с событиями 1830 года в г. Аксае и чудотворной иконой Божией Матери Одигитрии (греч.- Путеводительницы). В 1830 году, во время распространения холеры на Дону, по видению женщине произошло явление иконы произошло в станице Аксайской (ныне город Аксай). Слух о чудотворной иконе распространился среди местных жителей. С иконой для избавление от холеры местные жители совершили крестный ход, который возглавил священник Тимофей Попов; сама икона была помещена в Троицкой церкви станицы. Адрес: Россия, Ростовская область, г. Аксай, ул. Гулаева, 66 Телефон: 8(86350)5-46-94 Подробнее... Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы (Ростов-на-Дону) [ править править код ] Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы

http://azbyka.ru/palomnik/Ростовская_обл...

У пройшли на честь 5 вересня 2016 р. 15:03 4 сентября 2016 года, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, в станице Старочеркасской Ростовской области прошли торжества в честь Донской иконы Божией Матери. Крестный ход по реке Дон с точным списком чтимого образа, Божественная литургия под открытым небом и фестиваль казачьей культуры стали основными событиями праздника. Чествование Донской иконы в первое воскресенье сентября уже стало традиционным событием для Ростовской области. Тысячи верующих приезжают в станицу Старочеркасскую в престольный праздник Донского мужского монастыря, чтобы поклониться почитаемому образу. Второй раз на праздник приносился точный список чудотворной иконы, написание которого благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В течение двух лет образ создавался мастерами Данилова ставропигиального мужского монастыря : художниками, реставраторами, искусствоведами; работа проходила под патронажем Государственной Третьяковской галереи и Министерства культуры РФ. В воскресенье утром образ Божией Матери «Донской» был доставлен крестным ходом по реке Дон из Ростовского кафедрального собора в Старочеркасскую. От пристани станицы икона была перенесена в Донскую обитель, где под открытым небом была совершена праздничная Божественная литургия, которую возглавил митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий . Его Высокопреосвященству сослужили епископ Волгодонский и Сальский Корнилий , епископ Шахтинский и Миллеровский Симон , и.о. наместника Донского монастыря иеромонах Рафаил (Митрофанов), благочинный Аксайского округа протоиерей Александр Будков, благочинные округов и руководители отделов епархий Донской митрополии . Песнопения Литургии исполнил Большой митрополичий хор (регент — протодиакон Владимир Зубрицкий). На богослужении присутствовал заместитель полномочного представителя Президента РФ в ЮФО Анатолий Сафронов, атаман Всевеликого войска Донского Виктор Гончаров, заместитель губернатора Ростовской области Сергей Бондарев, глава администрации г. Ростова-на-Дону Сергей Горбань, меценат Игорь Греков. За Литургией молились студенты Донской духовной семинарии, насельники Донского монастыря, казаки Всевеликого войска Донского, учащиеся кадетских корпусов, представители национальных диаспор Ростовской области, многочисленные паломники. По окончании богослужения были оглашены приветствия полномочного представителя Президента РФ в ЮФО Владимира Устинова и губернатора Ростовской области Василия Голубева. С архипастырским словом к участникам богослужения обратился митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Ростовская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4606027...

Как известно, Ростов-на-Дону и его окрестности часто посещала эпидемия холеры, которая уносила жизни многих людей. Одним из чудесных средств, противостоявших этому недугу, считалась Аксайская икона Божией Матери — Одигитрия. В ознаменование избавления местности от страшного холерного недуга и предотвращения очередного его пришествия в 1892-1893 годах недалеко от Преполовенского храма сооружается небольшая кирпичная часовня, которую освящают в честь чудотворной Аксайской иконы Бежией Матери - Одигитрии. 1908-1909 года в истории Преполовенского храма были весьма значимыми. В указанные годы храм был существенно перестроен, значительно расширен и стал трехпрестольным. Левый, северный придел перестроенного храма 27 октября 1909 г. был освящен во имя святителя Алексия, митрополита Киевского, часто неправильно именуемого Московским и Всея России, а правый южный придел 7 декабря 1910 г. - в честь Смоленской иконы Божией Матери - Одигитрии. Интерьер расширенного и обновлённого Преполовенского храма украшали многочисленные росписи масляными красками, включавшие изображения святых и сюжеты из Священного писания. При Преполовенской церкви с 1898 года начала действовать церковноприходская школа. Причт в расширенной церкви был также увеличен, с этого времени в нем было уже два священника, диакон и два псаломщика. Увеличенные размеры церкви и богатство её внутреннего убранства стали предметом гордости станичников. В годы Гражданской войны Преполовенский храм стал центром, где была предпринята неудачная попытка организовать белый отпор установлению в станице Советской власти. Весною 1918 года священник церкви Алексей Часовников созвал станичный сбор казаков, на котором было принято решение оказать вооруженное сопротивление отряду красного прапорщика Рудольфа Фердинандовича Сиверса (1892-1918), вынудившего покинуть Ростов уступавшего ему по числу бойцов в 4-5 раз белую Добровольческую армию генерала Лавра Георгиевича Корнилова (1870-1918). Еще более слабый и небоеспособный отряд казаков Нижне-Гниловской станицы, принявших неподготовленное и легкомысленное решение, был легко рассеян красным отрядом. Победители вошли в станицу, разыскали священника Алексея и повесили его перед станичниками около церкви.

http://sobory.ru/article/?object=02621

366-367 367-368 АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) 368-369 370-371 АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице 371-381 381-382 382-383 383-384 АКВИЛЕЯ [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата 384-387 387-388 АКЕЛДАМА с нач. I в. по Р.Х. название пустынного места южнее Иерусалима, где совершил самоубийство Иуда Искариот 388-389 389-390 390-391 АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы) 391-392 392-393 АКИЛИНА Степановна Дубовская (1892-1942), мц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 393-394 АКИНДИН (XIII в.), архим. Киево-Печерского мон-ря в 20-30-х гг. XIII в., прп. (пам. 28 авг.– в Соборе Киево–Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих и во 2-ю Неделю Великого поста — в Соборе всех Киево–Печерских преподобных отцов) 394-395 395-396 396-397 397-399 399-400 400-401 АКОЛУФ в древней Римско-католической и Армянской Церквах - церковнослужитель, помогающий священнослужителям совершать богослужение 401-402 АКРИВИЯ способ решения вопросов с позиции строгой определенности, не терпящей отступления от основных начал христианского учения АКРОСТИХ формальный прием организации преимущественно поэтических текстов, используемый обычно в декламационной и песенной поэзии 403-407 АКСАЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 28 июля), местночтимая чудотворная икона в Донской (Ростовской и Новочеркасской) епархии 408-409 АКСАКОВ Константин Сергеевич (1817-1860), писатель, лит. критик, публицист и историк, один из главных теоретиков славянофильства АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик 409-410 410-411 411-413 413-414 414-415 АКСУМСКОЕ ЦАРСТВО одна из самых могущественных держав поздней античности и раннего средневековья, принявшая в сер. IV в. христ-во

http://pravenc.ru/vol/i.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010