Архиерейское богослужение в день принесения воссозданного образа посетили глава администрации Аксайского района Виталий Борзенко, глава г. Аксая Алексей Головин, представители Правительства Ростовской области и администрации Аксая и Аксайского района, духовенство Ростовской епархии, представители общественных организаций, казаки, многочисленные прихожане и паломники. Во время богослужения проходили видео- и аудиотрансляции для тех, кто не смог попасть в храм. По окончании Литургии владыку митрополита приветствовал благочинный приходов Аксайского округа протоиерей Андрей Мекушкин, поблагодаривший Его Высокопреосвященство за совместную молитву в знаменательный для города день обретения уникальной святыни. В дар митрополиту Меркурию благочинный передал список Аксайской иконы Пресвятой Богородицы. В своем слове глава митрополии поблагодарил всех, кто своим трудом и талантом послужил делу восстановления этого чтимого образа Божией Матери. Высоких церковных наград в этот день удостоены: глава администрации Аксайского района Виталий Борзенко (медаль Ростовской епархии святителя Димитрия, митрополита Ростовского); благочинный Аксайского округа, настоятель Одигитриевского храма протоиерей Андрей Мекушкин (медаль священномученика Николая Попова); председатель архитектурно-искусствоведческой комиссии Донской митрополии протоиерей Валерий Волощук (медаль святого праведного Павла Таганрогского); глава г. Аксая Алексей Головин (медаль святого праведного Павла Таганрогского); староста Одигитриевского храма Павел Кашкин (архиерейская грамота); атаман Аксайского юрта Дмитрий Киселев (архиерейская грамота); руководитель творческой мастерской Андрей Поройков (архиерейская грамота); руководитель иконописного отделения Донской духовной семинарии иерей Александр Литвиненко (архиерейская грамота); епархиальный древлехранитель иеромонах Гавриил (Звягинцев) (архиерейская грамота). Все молящиеся за богослужением получили в дар иконки с образом Божией Матери «Аксайским». Воссозданная икона Пресвятой Богородицы «Аксайская» будет постоянно пребывать в Одигитриевском храме города.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

К иконе приезжал и наследник русского престола Александр Николаевич, который ходатайствовал перед Святейшим Правительствующим Синодом о том, чтобы, учитывая чудотворения, которые происходят от иконы, образ был признан чудотворным и ему было установлено празднование в Русской Православной Церкви. По ходатайству цесаревича и имея ввиду свидетельства многих людей, получивших исцеления, Синод принимает такое решение, и затем государь император его высочайше утверждает. С тех пор, в течение более чем 150 лет, совершалось чествование иконы Божией Матери Аксайской, которая переносилась крестными ходами и в Большой Лог, и в Старочеркасскую, и в Новочеркасск, и в Ростов-на-Дону. Почитание этой иконы длилось до самого начала XX века, когда на Донскую землю пришла безбожная власть. Мы не знаем, что произошло с иконой, но знаем, что следы ее теряются. Краткое воспоминание об Аксайском образе мы видим в некоторых публикациях в США. Икона была вывезена за пределы Области Войска Донского, но, к сожалению, следы этого образа мы не могли найти, хотя и упорно искали. Но воспоминания об иконе сохранялись в народной памяти, в сердцах аксайчан, жителей Донского края. После того, как по благословению Святейшего Патриарха была изготовлена точная копия Донской иконы, жители Аксая, духовенство выразили желание воссоздать и Аксайский образ Божией Матери. После молитвы Пресвятой Богородице мы начали длительные архивные поиски, которые открыли нам и историю явления иконы, и историю ее почитания, но, самое главное, были обретены изображения чудотворного образа, что помогло иконописцам максимально приблизиться к тому виду, что имела историческая икона, обретенная в 1830 году. Я думаю, что событие восстановления почитания Аксайской иконы будет привлекать благословение Божие на Аксайскую землю и всех тех, кто станет приходить и обращаться с молитвой к Божией Матери», — сказал глава Донской митрополии. После освящения образа от площади Героев начался многотысячный крестный ход во главе с казачьей конницей к Одигитриевскому храму с участием делегаций казаков из Франции, Великобритании и с Дальнего Востока. Митрополит Меркурий совершил праздничную Божественную литургию. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный приходов Аксайского округа протоиерей Андрей Мекушкин, секретарь Ростовского епархиального управления иеромонах Артемий (Кузьмин), руководитель епархиального отдела по работе с казачеством протоиерей Сергий Маштанов, благочинный приходов Таганрогского округа протоиерей Алексий Лысиков, председатель архитектурно-искусствоведческой комиссии Донской митрополии протоиерей Валерий Волощук, и.о. наместника Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря иеромонах Сергий (Коломиц), благочинный приходов Западного округа Ростова-на-Дону иерей Александр Литвиненко, клирики Ростовской епархии.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Как известно, Ростов-на-Дону и его окрестности часто посещала эпидемия холеры, которая уносила жизни многих людей. Одним из чудесных средств, противостоявших этому недугу, считалась Аксайская икона Божией Матери — Одигитрия. В ознаменование избавления местности от страшного холерного недуга и предотвращения очередного его пришествия в 1892-1893 годах недалеко от Преполовенского храма сооружается небольшая кирпичная часовня, которую освящают в честь чудотворной Аксайской иконы Бежией Матери - Одигитрии. 1908-1909 года в истории Преполовенского храма были весьма значимыми. В указанные годы храм был существенно перестроен, значительно расширен и стал трехпрестольным. Левый, северный придел перестроенного храма 27 октября 1909 г. был освящен во имя святителя Алексия, митрополита Киевского, часто неправильно именуемого Московским и Всея России, а правый южный придел 7 декабря 1910 г. - в честь Смоленской иконы Божией Матери - Одигитрии. Интерьер расширенного и обновлённого Преполовенского храма украшали многочисленные росписи масляными красками, включавшие изображения святых и сюжеты из Священного писания. При Преполовенской церкви с 1898 года начала действовать церковноприходская школа. Причт в расширенной церкви был также увеличен, с этого времени в нем было уже два священника, диакон и два псаломщика. Увеличенные размеры церкви и богатство её внутреннего убранства стали предметом гордости станичников. В годы Гражданской войны Преполовенский храм стал центром, где была предпринята неудачная попытка организовать белый отпор установлению в станице Советской власти. Весною 1918 года священник церкви Алексей Часовников созвал станичный сбор казаков, на котором было принято решение оказать вооруженное сопротивление отряду красного прапорщика Рудольфа Фердинандовича Сиверса (1892-1918), вынудившего покинуть Ростов уступавшего ему по числу бойцов в 4-5 раз белую Добровольческую армию генерала Лавра Георгиевича Корнилова (1870-1918). Еще более слабый и небоеспособный отряд казаков Нижне-Гниловской станицы, принявших неподготовленное и легкомысленное решение, был легко рассеян красным отрядом. Победители вошли в станицу, разыскали священника Алексея и повесили его перед станичниками около церкви.

http://sobory.ru/article/?object=02621

— А непосредственно здесь, в Казахстане, какие открытия для себя Вы сделали? — Одно из ярких открытий произошло в Аксайской Серафимо-Феогностовской пустыни. Поразительно — смиренные добрые монахи ушли высоко в горы для молитвы, но злоба диавольская и людская ненависть настигли их и здесь. Поразительна история их страданий — ведь их застрелили во сне! На месте подвига преподобномучеников Серафима и Феогноста очень ясно представляешь, как свершалось это вопиющее беззаконие: по-видимому, боялись безбожные убийцы почувствовать на себе их строгий обличительный взгляд, поэтому и дождались, когда сон сомкнет их очи. Конечно, я ощущаю глубокую душевную потребность постоянно обращаться с молитвами к первомученику Казахстанскому святителю Пимену, епископу Верненскому. А проезжая мимо Никольского собора, стараюсь остановиться, чтобы приложиться к мощам священноисповедника митрополита Николая (Могилевского). Может быть, не все алмаатинцы знают, что совсем недавно в Киеве был прославлен в лике святых схиархиепископ Антоний (Абашидзе), в период с 1906 по 1912 гг. управлявший Туркестанской епархией, закончивший строительство и освятивший Вознесенский кафедральный собор. — Что Вы ждете от предстоящего праздника Собора Казахстанских новомучеников? — В нынешнем году празднование Собора новомучеников и исповедников Казахстанских приобретает особый смысл — оно совершается накануне прибытия в нашу страну главной святыни Русского Зарубежья, Курской Коренной иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». Собор новомучеников мысленно возвращает нас во времена гонений. Об этих же временах напоминает нам и эта известная всему православному миру икона Божией Матери, увезенная в начале прошлого века из истекающей кровью России. Но судьба иконы свидетельствует также и о духовном возрождении, совершающемся ныне на духовном пространстве святой Руси, к которому мистически принадлежит и Казахстан. Ведь она ныне объединяет всех нас — верующих многих стран Европы, Америки, Азии, Австралии. А возрождение это, по глубокому убеждению Церкви, стало возможным именно благодаря подвигу святых подвижников прошлых лет, в том числе и тех, которые пострадали здесь, на земле нашего Отечества. Их кровь и их страдания не напрасны, они имеют великую ценность в очах Божиих, они помогают нам, вселяют в нас мужество и уверенность. Мы надеемся на их молитвы.

http://patriarchia.ru/md/db/text/1621947...

и зарубежных походов рус. армии в 1912-1914 гг. публиковались исторические статьи и материалы об имп. Александре I , об участии в военных действиях донских атаманов и казаков. Особенно содержательные материалы по местной истории были опубликованы Кирилловым, краеведом, председателем совета учрежденного 16 апр. 1904 г. епархиального церковно-исторического комитета («Краткая историческая записка о Донской духовной семинарии» (1893), «Сообщение о деятельности Донского церковно-исторического комитета (1904-1912 гг.)» (1912. 12, 15)), а также прот. М. Симашкевичем. Среди авторов статей по истории Донского края были прот. Григорий Левицкий, А. Л. Крылов («Очерк Кременского Вознесенского монастыря» (1875. 18-21, 23), «Аксайская икона Божией Матери» (1883. 21-23), «Церковная старина Донской епархии» (1884)), Н. Снесарёв («Записка об архиве, находящемся при старочеркасском Воскресенском соборе» (1877. 22)), И. М. Сулин («Краткое описание станиц области войска Донского» (1889-1895)), А. И. Попов («История Новочеркасского духовного училища» (1897-1899)) и др. Т. к. значительную долю населения обл. Войска Донского составляли старообрядцы, сектанты и буддисты, много статей было посвящено миссионерской тематике, в 1904 г. был создан разд. «Раскол и сектантство». Из публикаций по истории старообрядчества и единоверия можно выделить такие, как «Определения, относящиеся к расколу, и клятвы великого Московского Собора 1666/7 гг.» (1871-1872, 1883) и «Деятельность Русской Церкви против раскола со времени великого Московского Собора» (1875. 3-4, 7-9, 11-14) Снесарёва; «Материалы для истории раскола в Донской области» (1873-1876); «Вечерние беседы игумена московского единоверческого монастыря о. Павла в Донской духовной семинарии» (1876); «Противораскольничья миссия в Донском крае при святителе Тихоне I» (1880) и «Чтения по обличению русского старообрядческого раскола» (1880. 1-2, 4-6, 8, 10-11, 19-20) Н. С. Кутепова; «Святитель Митрофан, первый епископ Воронежский, как борец со старообрядческим расколом в Донской Украйне» (1904.

http://pravenc.ru/text/178957.html

Б. и. принадлежала к числу воскомастичных икон, что свидетельствует о ее сравнительной древности и визант. происхождении. По мнению Д. В. Айналова , была написана в XI в., Н. П. Кондакова - в XIV в. Изображение относилось к типу поясной Одигитрии с Младенцем на левой руке (размер ок. 89 ´ 52 см). Развивая предположение Бертье-Делагарда о связи этой иконы с чудотворным Сумелийским образом Одигитрии, Кондаков установил композиционное сходство Б. и. с изображением Богоматери из ц. Санта-Мария Маджоре в Риме и высказал мнение о влиянии Сумелийского и Мариупольского образов на формирование иконографии чтимых на Руси икон Одигитрии - Аксайской и Зимненской. Для украшения Б. и. было создано неск. риз. Одна из них, изготовленная в Крыму, имела надпись на греч. языке: «Моление всех благочестивых христиан содействием и ревностию жителей города Мариен, 1774, апреля 20 дня». Впосл. эта риза украшала список иконы. Др. риза была изготовлена на средства жены генерал-лейтенанта войска Донского Евдокии Мартыновой; третья, шитая жемчугом, усыпанная бриллиантами и др. камнями, была изготовлена монахинями в 1861 г. (?) на средства от продажи приношений к иконе. В кон. XIX - нач. XX в. Б. и. была очень ветхой, судьба ее после 1918 г. неизвестна. Лит.: Guagnini A. Sarmatiae Europeae descriptio; Скифская история... из разных иностранных историков паче же из Российских верных историй и повестей, от Андрея Лызлова прилежными труды сложена и написана лета 1692. М., 1787. С. 4-5; Гавриил (Розанов), архиеп. Переселение греков из Крыма в Азовскую губернию и основание Готфийской и Кифийской епархии//ЗапООИД. 1844. Т. 1. Отд-ние 1. С. 202; Статейный список стольника В. Тяпкина и дьяка Н. Зотова, посольства в Крым в 1680 году, для заключения Бакчисарайского договора. Од., 1850. С. 230-231; Новооткрытый Успенский Бакчисарайский скит//Одесск. вестн. 1852. 14-17; Харахтай Ф. Христианство в Крыму. Симферополь, 1864. С. 27-28, 63, 64; Панагия, или Успенский Бакчисарайский в Крыму скит. Симферополь, 1866.

http://pravenc.ru/text/77716.html

На левом клиросе монастырского храма находится икона покровителя Донской земли святителя Димитрия Ростовского , в которую встроен ковчежец с частицей мощей святителя. В 1998 году один из духовных руководителей возрождения обители схиархимандрит Зосима (Сокур) (ум. 29 августа 2002) подарил монастырю малый мощевик с 34 частицами святых. Здесь есть частицы мощей святого апостола Андрея Первозванного, великомученицы Татианы, великомученика Пантелеимона и многих других. Незадолго перед своей кончиной в 2002 году отец Зосима благословил монастырю ещё одну великую святыню: большой мощевик, в который вложены более 90 частиц мощей преподобных Киево-Печерских отцов. В подножие креста, вделанного в мощевик, вложен камень с горы Голгофы. Малый мощевик находится в алтаре храма Донской иконы Божией Матери, а большой мощевик в киоте висит в притворе храма справа от входа. Видео [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Проезд: Автобусом до г.Аксай и от Аксая до ст. Старочеркасской маршруткой через Большой Лог. Речной " Ракетой " между г. Ростовом-на-Дону и ст. Старочеркасской. Из г. Ростова-на-Дону до ст. Старочеркасской два рейса: в пятницу один рейс, отправление от речного вокзала г. Ростова в 14.00. Прибытие на ст. Старочеркассую в 14.40. В субботу и воскресенье по два рейса: первый рейс - отправление из г. Ростова в 07.00 - прибытие в ст. Старочеркассую в 07.40; второй рейс - отправление в 14.00 - прибытие в ст. Старочеркассую в 14.40. Из ст. Старочеркасской в г. Ростов-на-Дону: В пятницу один рейс: отправление из ст. Старочеркасской в 16.20. В субботу и воскресенье по два рейса в 9.20 и в 16.20. На автомобиле из Новочеркасска (в сторону Ростова) или Ростова (в сторону Новочеркасска через Аксай) повернуть на Старочеркасскую в поселке Большой Лог. Адрес: 346701, Аксайский район, ст. Старочеркасская, ул. Почтовая, 1. Тел.: +7-928-108-41-88 - дежурный по монастырю, +7-928-610-53-56 - дежурный священник, (86350) 2-97-58 - канцелярия, 8-928-188-42-77 - паломнический отдел (с 14.00 до 20.00).

http://azbyka.ru/palomnik/Донской_Староч...

В 2000-е годы храм отреставрировали, было благоустроено подворье. При храме действует Воскресная школа. В настоящее время в этом храме служит целый «собор” священнослужителей во главе с настоятелем и благочинным Аксайского округа — протоиереем Александром Будковым. Святыни [ править править код ] Современный список Аксайской чудотворной иконы Божией Матери История Одигитриевского храма уходит в глубь веков и напрямую связана с событиями 1830 года в г. Аксае и чудотворной иконой Божией Матери Одигитрии (греч.- Путеводительницы). Явление иконы Одигитрии в станице Аксайской произошло в 1830 году. В августе началась страшная эпидемия холеры, умирали в каждом почти доме, нигде не было спасения. После обретения Аксайской иконы Божией Матери в заброшенном доме, начался крестный ход с явленной иконой вокруг станицы, молебны служились непрерывно один за другим. Эпидемия прекратилась. В 1833 году Старочеркасский благочинный о. Иоанн Красовский донес Высокопреосвященному Афанасию, Архиепискому Донскому, о явлении в Аксайской станице иконы Божией матери Одигитрии и что благодатию от нее была прекращена холера. Донская духовная консистория предписала произвести подробное расследование происшедшего. Во избежание поклонения иконе как чудотворной до официального признания ее таковой, в 1832 году, по распоряжению Архиепископа Афанасия, Аксайская икона была перенесена из Аксайской Троицкой церкви в Новочеркасский Вознесенский собор и оставалась в соборе до 1847 года. В течение 16 лет вопрос об иконе не решался и многие забыли о ней. В 1847 году на Дону снова появилась холера. Особенно она свирепствовала в Аксайской станице, в день умирало по 100 человек. В это же время шло строительство Ольгинской дамбы, среди рабочих возникла паника, они требовали расчета, но, не получив, многие бежали, бросив и деньги и паспорта. Для усмирения этих рабочих прибыл начальник Войскового штаба генерал М. Г. Хомутов. Двенадцать выборных от станичного общества обратились к Хомутову с просьбой о возвращении Аксайской иконы Одигитрии в станицу.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_иконы_Бож...

Впрочем, есть ли смысл далее нам доказывать, что не было того, чего не было? Наверное, логичней было бы тем людям, которые заявляют о «явлении Божией Матери на горе Кызыл-Жар», самим аргументировать, что такое явление имело место быть и привести тому доказательства: свидетельства и документы. Откуда вдруг появилась у них такая информация, которая активно распространяется ныне по пространству Русской Православной Церкви? Мы же можем с уверенностью сказать, что это миф, а значит – кощунство и ложь на Пресвятую Деву Марию. Святитель Димитрий Ростовский эпиграфом к «Четьи минеям» взял слова: «Да не солгу на святаго». Это – главный принцип в деле агиографии. Ныне же мы видим не только ложь на святых, но ложь на Царицу Небесную. Как мы понимаем, Ею, Пречистой, решили манипулировать для «популяризации» Аксайского скита с целью привлечения паломников и туристов. Говоря современным языком, понадобилась «фишка» для пиара, и этой «фишкой» решили сделать Пресвятую Богородицу, Матерь Господа нашего Иисуса Христа! Кроме того, объявив о сем невиданном «чуде», было сделано заявление, что гора Кызыл-Жар отныне является уделом Пресвятой Богородицы на земле Казахстана! Кто способен на такие деяния?! Помнится, большевики в 1920-30-е годы крушили храмы, боролись с религией и утверждали, что «попы обманывают народ» ложными явлениями и чудесами для извлечения собственной выгоды. Но что мы видим теперь? Неужели мы хотим уронить авторитет Церкви? Неужели желаем, чтобы люди утратили доверие к духовенству и к Архипастырям? Ведь этот обман рано или поздно обязательно выйдет наружу, ибо «нет ничего тайного, что не стало бы явным». К сожалению, бездоказательное утверждение митрополита Александра о якобы бывшем явлении Богоматери на горе Кызыл-Жар продолжают укоренять в Алма-Атинской епархии – написана икона «явления Божией Матери преподобномученикам Серафиму и Феогносту», смонтирован видеоматериал, на горе Кызыл-Жар установлены информационные стенды. Люди невоцерковленные, поверив СМИ, приезжают в Аксайский скит и просят насельников указать место «явления», но те ничего объяснить им не могут.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/22/bl...

По данным ревизии 1835 г., епархиальное духовенство насчитывало: в земле Войска Донского - 593 священнослужителя, в Кавказской обл.- 267, в Черномории - 138 священнослужителей. Архиеп. Афанасий стремился поднять образовательный уровень духовенства: если в 1839 г. из 520 священников епархии только 32 окончили полный курс семинарии, то в следующем году в епархии служили уже 72 священника с семинарским образованием. Начало церковно-школьного дела в крае связано с деятельностью архиеп. Игнатия (Семёнова) : в 1845 г. при новочеркасской Александро-Невской ц. была открыта муж. церковноприходская школа, просуществовавшая до 1882 г., где обучалось от 2 до 2,5 тыс. чел. 14 янв. 1830 г. открылось епархиальное попечительство о бедных духовного звания. К времени управления епархией архиеп. Афанасием относятся явление чудотворной Аксайской иконы Божией Матери (1830) и первые крестные ходы с ней. В 1832 г. икона по распоряжению архиерея была перенесена из Троицкой ц. ст-цы Аксайской в Вознесенский кафедральный собор Новочеркасска, в к-ром она оставалась до 1847 или 1848 г., когда образ был возвращен в ст-цу Аксайскую. 18 авг. 1851 г. имп. Николай I утвердил определение Синода об учреждении ежегодного крестного хода с чудотворной иконой: из Аксайской ст-цы в Новочеркасск 13 авг. и из Новочеркасска в Аксай 1 окт. Крестный ход был учрежден в благодарность за чудесное избавление от холеры в 40-50-х гг. XIX в. В 1859 г. было разрешено заносить чудотворный образ в ст-цу Кривянскую (1 окт.), в 1866 г.- в ст-цы Бесергеневскую и Заплавскую (4-7 окт.), в 1867 г. был разрешен крестный ход в Ростов-на-Дону после праздника Преполовения Пятидесятницы, в 1868 г.- в ст-цу Старочеркасскую, в 1871 г. получено благословение по пути из Ростова заносить образ в русскую правосл. церковь в Нахичевани. В 1881 г. было разрешено переносить чудотворный образ в Азов, занося по пути в ст-цы Елисаветовскую и Гниловскую. Важным событием в жизни Донской епархии при архиеп. Афанасии стало открытие 12 окт. 1837 г. старочеркасского Ефремовского в честь Донской иконы Божией Матери жен.

http://pravenc.ru/text/178954.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010