Самое же подробное перечисление тогдашних народных суеверий и суеверных, а отчасти и безнравственных игр и обычаев находится в грамотах царя Алексея Михайловича к воеводам в Белгород и другие украйные и замосковные города, также и в сибирские (1648); царь строго повелевал запрещать те игры и обычаи, а всякого, кто не станет слушаться, бить батогами . Не много находилось людей даже в среде духовенства, которые любили заниматься чтением книг и обогащали свой ум познаниями, а еще менее таких, которые и сами решались писать сочинения. И потому наша духовная литература в рассматриваемое нами время представляется крайне скудною. Мы уже упоминали о поучении патриарха Иосифа к духовенству, тогда же напечатанном; о службе, составленной Сарским митрополитом Киприаном в честь ризы Господней и также напечатанной; о двух напечатанных тогда Катехизисах, большом и малом, которые оба принесены в Москву из Западной России, и о двух напечатанных сборниках догматического и полемического содержания, «Книге Кирилловой» и «Книге о вере», составленных преимущественно из сочинений западнорусского же происхождения. Теперь можем указать еще немногое. Вопрос о прилоге «и огнем» в известной молитве на Богоявление, решенный Собором еще в начале патриаршествования Филарета Никитича, не переставал волновать умы и впоследствии. По крайней мере митрополит Новгородский Аффоний счел нужным написать в 1639 г. «поспешением» самого патриарха Иоасафа небольшое сочинение «О духовной силе и о благодати, невидимо подаваемой свыше действием Св. Духа в крещении и в день Пятидесятный». Здесь автор старался оправдать и защитить решение Московского Собора и Восточных патриархов об исключении из молитвы слова «и огнем» . Другой вопрос, также решенный патриархом Филаретом на Соборе, о недействительности обливательного крещения и о небходимости крещения чрез троекратное погружение для всех христиан инославных, обращающихся к православию, вновь был возбужден, как мы видели, и подвергся подробнейшему обсуждению во время споров русского духовенства с датским королевичем Вольдемаром и его пастором, и тогда ключарь Иван Наседка по приказанию царскому собрал вместе и изложил в письмени «Возражения», какие он и его товарищи делали против обливательного крещения .

http://sedmitza.ru/lib/text/436134/

Чудо о Зое стало уроком многим. Ведь относиться к святыне нужно с благоговением. Это урок и безбожникам: ты можешь не верить, но святыню не тронь, иначе последует наказание! Если бы неверующая Зоя не прикасалась к святой иконе, ничего ведь не произошло бы. Подобных чудес совершалось немало: когда нечестивцы касались святыни, они поражались. Аффоний в Иерусалиме при погребении Богородицы хотел опрокинуть Ее гроб, и на виду у всех Ангел Господень отсек ему руки... Известны случаи, когда человек сбрасывал на землю колокол и вместе с колоколом сам летел вниз... Да, в те времена у людей была большая потребность в чуде. Но чудеса являются, когда они нужны для народа, когда Господь определит» 97 . Эту историю, происшедшую в Москве в семье Анатолия и Таисии в 2000 году, рассказал автору Александр Якушин из Москвы. ...23 марта, в четверг, на второй седмице Великого поста Лариса, дочь Анатолия, отмечала свой день рождения. Все сидели за праздничным столом, играла музыка, Лариса взяла за руку дочь и начала с ней танцевать. Во время танца Лариса вдруг вскрикнула и от боли в ноге упала на пол. Ее гости были потрясены происшедшим. Когда Лариса пришла в себя, рассказала: “Когда я начала танцевать, передо мной неожиданно появился старец в черной одежде и строго посмотрел на меня. В это же мгновение я почувствовала сильную боль в ноге и упала”. О происшедшем Анатолий рассказал своему другу Александру. Для вразумления Ларисы Аллександр дал ей книгу о белгородском старце архимандрите Серафиме (Тяпочкине). Когда Лариса увидела на обложке книги фотографию отца Серафима, она узнала того старца, который явился ей. После прочтения книги об отце Серафиме, Лариса сказала: “Что бы я еще когда-либо танцевала – никогда!” Лариса верила, что после ее покаяния, по молитвам батюшки Серафима, Господь исцелит ее... И по истечении трех месяцев ее болевшая и почерневшая нога – исцелилась. Записано 27 мая 2004 года. Несмотря на прошедшие сорок восемь лет многое из того, что связано с «Зоиным стоянием», остается пока прикровенным. Мы надеемся, что со временем белые пятна исчезнут, и нам откроются новые обстоятельства и свидетельства, проливающие свет на эту историю.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На этот раз соловецкие монахи оказались еще упорнее в неповиновении царской воли: «учинились», докладывает царю Кобыльский, «сильны, сыскивать и узнавать не дали, посланных от Кобыльскаго целовальника Боженка Глухого с другими из Сумского острога выслали вон, и в усолья не пустили, во всем отказали» 65 . Так относились соловецкие монахи к местным гражданским властям. He многим лучше относились они и к митрополиту новгородскому. Официально Соловецкий монастырь всегда считался в зависимости от новгородского митрополита, потому что находился в пределах лах его епархии 66 . Но права митрополита по отношению к монастырю были слишком не широки: он мог относиться к монастырю начальнически, как мы видели уже, только «по делам духовным» 67 . В чем же заключались эти духовные дела, дававшие митрополиту право относиться к монахам, как к своим подчиненным? Преижде всего в сборе с монастырских вотчин церковной десятины, которую соловецкие монахи и платили всегда исправно 68 и от которой иногда были освобождаемы самими митрополитами 69 . Затем новгородский митрополит поставлял Соловецкому монастырю настоятелей и посвящал в священный сан братию 70 . Но настоятели нередко назначались и посвящались и помимо его – царем и патриархом. Таковы настоятели первой половины XVII столетия: Рафаил и Варфоломей 71 . Далее митрополит имел право вызывать из Соловецкого монастыря на службу в своей епархии способную братию и некоторое время пользовался этим правом. Но оно не нравилось монахом, привыкшим жить в своем монастыре, где жизнь была со всех сторон материально обезпечена, свободна от сложных обязанностей и от бдительнаго надзора более или менее властного начальника, в роде митрополита, и они избрав удобный случай, в 1643 году обратились к царю Михаилу Федоровичу с следующим челобитием на новгородского митрополита: «в нынешнем в 151 году писал к тебе царю и великому князю митрополит новгородский и великолуцкий Аффоний, а велел к нему прислать двух старцев (соловецких), черного попа Досифея, да дьякона Михаила; а прежде этого он же митрополит писал к тебе царю и великому князю о двух же старцах: о старце Варфоломее и крылошанине Селивестре, и те старцы к нему посланы, и старцу Варфоломею велел быть у себя в казначеях, а старец Селивестр из Великого Новгорода сбежал безизвестно, и монастырское платье, и книги унес с собою на двадцать рублей, да и провозу нам ставитца из Соловецкого монастыря до Великаго Новгорода рублей двадцать и больше, и от этого нам ставятся убытки великие, а в Соловецком монастыре с братиею скудно; поэтому царь и великий князь пожаловал бы, не велел бы, у нас из Соловецкого монастиря братии без своего указа развозить и о том послал бы в Великий Новгород митрополиту грамоту».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/solovets...

Василий , в исх. XV века. Гермоген , строит., 1599. Давид , 1609. Иоанн , 1621. Елиссей , 1633. Аффоний , 1634, а 8 мар. 1635 хирот. в митрополита Новгородского. Авраамий , в апр. 1635. Илия , 1639–43. Варсонофий , в февр. 1644. Леонид , 1646–52. Антоний , 1658–62. Сильвестр , в сент. 1665. Ефрем , 1669 и 70. Нафан определён 20 сент. 1674; 1677 (sic). Паисий , в авг. (sic) 1688. Моисей , 1688 и 89, 90. Иосиф , 1702–6, в июле (sic) 1712. Варлаам , на Песках (sic) 1706–10. Вениамин (строит.) 1709–13. Иосиф определён 17 авг. 1713–15, 25 окт. уволен. Корнилий 25 окт. 1715 определён; 1718 уволен. Диомид определён 18 мар. 1719, а в июле 1720 бежал. Аарон 10 мар. 1721 перев. из Угрешского; до 1725. После в Карашском. В 1725 был уничтожен, и монахи выведены в Карашский; возобновлён 1727. Феофан (строит.) определён 18 авг. 1727; до 1729. Пахомий , с 26 апр. 1729–32, 19 дек. отказался. Иосиф определён 26 июля 1733. Иосиф , казначей, 1736–39. Никодим , строит., 1740. Боголеп , строит., 1741–49, 12 дек. уволен, за болезнью. Лука , строит., 1750–51. ? Гурий , 1752. Боголеп Городецкий , архим., перев. из Дмитровского Борисоглебского, 20 июня 1762–64. 49 Борисоглебский, на Песках, в Переяславле-Залесском, возобновлён (совсем опустевший) в 1642 г. Упразднён в 1764 г. [III, 423.] Строители Адриан , возобновитель, 1642–44. Серапион , 1653. Авраамий определён 10 июня 1653. Сергий (Боровского на Песку, sic) определён 22 авг. 1659. Иоасаф , в янв. 1659, 1660, 1662–1664. Варсонофий , в окт. 1671. Герман , 1673. Адриан , 1693–1704. Герман , около 1714. Иоаким определён 26 янв. 1721 и февр. Варлаам , в апр. 1726, (1728?) Филагрий , в мар. 1738. Филарет , 1742. Алимпий , 1762–64. 50 Антоновский, в городе Покрове, в 1679 приписан к дому патриаршему; существовал в начале XVIII века. [VI, 944.] Игум. Варлаам , 1643 (sic). Покровского Антонова, в Аргуновской волости: Игум. Елиссей , 1506–16. – Феогност , 1527. Строит. Сергий , 1634. Покровского, (в городе Покрове, какого?): Игум. Авксентий , 14 авг. 1761 перев. из Вязниковского Благовещенского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новопоставленный кропил ворота и читал молитвы, затем возвращался назад и садился за стол. Погребение архиерея могло совершаться только архиереем и потому случалось, что тело скончавшегося владыки долго не погребалось. Тобольский архиепископ Макарий умер 24 июля 1635 года, а погребен 1 мая 1636 года приехавшим, назначенным туда, Нектарием. Другой тобольский архиепископ Герасим умер 16 июля 1650 г., а погребен 13 мая 1652 года – преемником Симеоном, спустя почти два года (Макарий. Ист. р. церкви XI, 214). Аффоний, м. новгородский, живший с 1649 г. на покое в Хутынском Спасо-Варлаамовском монастыре, по смерти в 1652 г., был погребен через 11 недель, пока не приехал псковский архиепископ Макарий. Никон в это время ездил на Соловки за мощами св. Филиппа (Полн. собр. рус. лет. III, 189). 620 Макарий. Истор. рус. церкви, X, 204–205. Истор. Рос. иер. I, 185–186. Маркелл вологодский, осавив кафедру в 1656 г., скончался в Соловецком монастыре (1663 года). Строев... 731. Срав. Амвросий, I, 185–186. 621 Григ. Котошихин. О России в царствовование Алексея Михайловича. Изд. 2. Предисл. IV, гл. XI, п. 6, стр. 118–119. 622 Соловьев. Истор. Рос. III, XIII, 751. По сказанию иностранцев, бывших к России, царь Борис Годунов († 1605 г.) хотел завести школы для преподавания иностранных языков и вызвать в Россию просвещенных людей из Германии, Италии, Франции и Англии, но, будто-бы, «попы и монахи воспротивились этому намерению, объявив, что в России, не взирая на обширность пространства, доселе господствовало единоверие и единоправие, если же настанет разноязычие, то поселится раздор и прежнее согласие изчезнет.... и Борис отказался от своего намерения». Ответ вполне понятен при господствовавшем тогда взгляде малопросвещенного духовенства на латинян и протестантов, которые явились бы учителями (Макарий. Истор. Ц., X т. 225). 629 Чтен. Москов. Общ. Истор. и Древ. Росс. 1868 г. III, отд. IV, 168–192. Олеарий для иллюстрации своей характеристики русских приводит несколько отвратительных случаев русского безобразия и грубого невежества.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Арпила монах, из 26 мучч. готфских, 26 марта. Арриан , муч. египетский, 14 дек. Арсений (мужественный, греч.), великий, преп. египетский, 8 мая. Арсений , преп. латрский, 13 дек. Арсений , архиеписк. керкирский, 10 янв. Арсений , еп. сербский, 28 окт. Арсений , еп. тверской, 2 марта. Арсений , пр. коневский, 12 июня. Арсений , пр. комельский, 24 авг. Артема , ап. из 70, 30 окт. Артема (здравый и свежий, греч.), муч. кизический, 29 апр. Артемий (здравый, греч.), муч. антиохийский, 20 окт. Артемия (здравая, цветушая, греч.) царевна, дочь Диоклитиана, муч. римская, 7 июня. Артемон , (парус, брамсель, греч.) еписк. Селевкии писидийския, 24 марта. Артемон , пресв. лаодикийский, муч. кесарийский, 13 апр. Архелая (начальница людей, греч.), преподобномуч. салернская, 6 июня. Архилий иерей, муч., 6 апр. Архипп (господин лошадей, греч.), ап. из 70,19 февр. и 22 ноября. Архипп преп., живший в Хонах, 6 сент. Асинкрит (несравнимый, греч.), ап. из 70, 8 апр. Аскалон (Аскла), муч. антинойский, 20 мая. Асклипиад (эскулапов – врача, греч. δχελς πιος постоянно благоприятный, врачующий), муч. смирнский, 11 марта. Аскипиодота муч., 19 февр. Асклипиодот (данный эскулапом, греч.), 3 июля. Асклиада , муч. фракийская, 15 сент. (она же Асклипиодота 19 февр.) Астерий (усеянный звездами, похожий на звезды, греч.) синклитик, муч. кесарийский в Палестине, 7 авг. Астерий , муч. римский, 6 июля. Астерий , муч. киликийский, 20 мая. Астерий , муч. момпсвестийкий, 29 окт. Астий (городский, греч.), еписк. диррахийский, муч. 4 июня. Астион монах, муч. алмиридский на Дунае, 7 июля. Аттик ( афинский , греч.), муч. севастийский, 3 ноября. Аттий (Атт, нападающий, греч. или лучший), из 9 мучч., в Пергии памф., 1 авг. Африкан (африканский), 10 апр. 13 мар. и 28 окт. Аффоний ( независтливый, щедрый, греч.), муч. персидский, 2 ноября. Ахаз (владетель, евр.), праведный, 1 апр. Ахаик (ахейский, греч. от αχαα­добрая), ап. из 70, 4 янв. Ахиллий (Ахиллесу принадлежащий), еписк. лариссийский, 15 мая. (Ахиллес­скорбь войска).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Западная иконография существенно отличается в этом предмете от Восточной в помещении между Апостолами Богородицы, и притом на первом месте, в самой середине. Таково, например, изображение на одной из миниатюр упомянутого выше Молитвенника Жана Фукè (у Брентанно во Франкфурте на Майне). Католики этот западный перевод основывают на тексте Деяний Апостольских: «Сии вси бяху терпяще единодушно в молитве и молении, с женами и Мариею Матерью Иисусовою, и с братиею его» ( Деян.1:14 ). Дальнейшее развитие этого текста повело художников к размножению лиц обоего пола, помещаемых безо всякого порядка в толпе Апостолов: так, что Шнорру это дало повод превратить священное собрание в какое-то сонмище квакров или других сектантов, которые собрались в здании под колоннами: кто сидит, кто стоит, иной идет; кто с книгой, кто без книги. Между мужчинами виднеются и женщины. – Успение Пресвятой Богородицы. Изображение этого события и других с ним соприкосновенных основано на апокрифическом сказании, которое в русских памятниках 128 встречается в таком виде: «И преставися (Богородица) Августа в 15-й день, в неделю (т.е. в воскресенье) в час 3-й дни. На святое же и честное преставление Ея сниде к Ней Бог наш, Сын Ея, Иисус Христос, и рече: «Мати моя Мария, взыди на небо и вниди в радость неизреченныя Моея славы божественныя, и царствуй со мною во веки». И принят своима рукама пречистую Душу Ея. Снидоша же ся на преставление Ея вси Апостолы на облацех. И понесоша Ее в Гефсиманию. Жидовин же некто, именем Аффоний дерзостию прискочив к одру, хотя одр низринути с телом Пречистыя на землю. И абие Ангел отсече руце его и отпасти сотвори. И паки веровав и нарече Богородицу, и Петром исцелен бысть. И тако положиша Ее во гробе в Гефсимании. Фома же един, по Божию смотрению, оста и не бе ту с ними. И по трех днех прииде имый пояс Пресвятыя Богородицы. И роптаху на него Апостоли, яко не успе приити на преставление Святыя Богородицы и на погребение, яко же и по воскресении Христове. Он же рече им: «Егда и аз восхищен бысть на облацех, и виде Святую Богородицу грядущу во врата небесныя со множеством Ангелов, и даде ми пояс и благословение свое». И показа им пояс Ея. Они же, видевше пояс Пресвятыя Владычицы Богородицы, целовавше его, и шедше отверзоша гроб, еже поклонитися, и не обретоша святого телеси Ея, токмо погребальная. И от сего разумеша, ако с плотью Пречистая Богомати взыде на небо, и царствует во веки веков».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

11. Астерий (усеянный звездами, похожий на звезды), муч., мая 20, июля 6, авг. 7, окт. 29. Астий (городской), муч., июня 4. Астион, муч., июля 7. Аттий (нападающий, лучший), муч., авг. 1. Аттик (афинский, греческий), муч., ноябр. 3. Африкан (африканский), муч., мар. 13, апр. 10, окт. 28. Аффоний (независтливый, щедрый), муч., ноябр. 2. Ахаз (владетель), прав., апр. 1. Ахаик (ахийский), ап., янв.4. Ахиллий (Ахиллесу принадлежащий), еп., мая 15. Ахия (брат, друг Господень), прор., ноябр. 12. Афанасий (бессмертный), муч., янв. 4, мар. 9, апр. 23, июня 20, ноябр. 7; александ. янв. 18 и мая 2; испов., фев. 22; афонск. июля 5; тарс. авг. 22; брестск. сент. 6; высоц. сен. 12; цареград. окт. 24; пр. окт. 26; печер. дек. 2. Афиноген (от Афины–Минервы происходящий), свящ. муч., июля 16. Афинодор (царь Афины, т. е. Минервы), муч., дек. 7. Борис, кн, мая 2, июля 22 и сент. 5. Вавила (смешение), муч., янв. 24; свящ. муч. и муч. никодим., сент. 4. Вадим, пр., апр. 9. Вакинф (Иакинф), муч., июля 3 и 18, дек. 24. Вакх (бог виноделия), мч, мая 6, окт. 7. Валентин (сильный), муч., апр. 24. Валент (сильный), муч. (диакон), фев. 16, мар. 9, июля 6; свящ. муч. июля 30. Валериан (на города Валерии или Валерианов), муч., июня 1, ноябр22; см. еще Уалериан. Валерий (добрый, крепкий), см. Уалерий. Ваптос (погруженный), мч., фев. 10. Варадат, пр., февр. 22. Варахисий, муч., мар. 28. Варахий (благословенный Богом или снабженный жабами), муч., нбр. 7. Варвар (иноземец, грубый), муч. и правед., мая 6. Варипсав (недотрога), муч., сент. 10. Варлаам (сын народа), преп. шенк. июня 19; хутын. ноября 6; муч. и пр. ноябр. 19. Варнава (сын утешения), ап., янв. 4; аи. и пр.июня 11. Варсава (сын Савы), ап., янв. 4. Варсанофий (Иоанн) еп. дам. ф. 29. Варсис, испов, авг. 25. Варсонофий, преп., фев. 29; еп. твер. мар. 2, апр. 11 и окт. 4. Варул (раб Божий), муч., ноябр. 18. Варух (благословенный), прор., сент. 28. Варфоломей (сын Толомея, т. е. брадатого), ап., июня 11 и 30 и авг. 25. Василид (царицын), муч., янв.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Блаженные памяти великий государь царь и великий князь Феодоръ Ивановичъ всеа Русин посл тово вскоре, оставя земное царство,//(л. 7об.) преселился въ вечные обители. А посл, де, государь, тово стояло Смутное время многие годы. Тот 1543 де, острожокъ 1544 , избы, и анбары 1545 , и всякой заводъ нын знаютъ, и останокъ еще есть, и старожиловъ 1546 еще мочно сыскать. А какъ, государь, мн, богомольцу твоему, хать будтъ нын с мощми святаго чудотворца Филиппа митрополита с Соловковъ рекою Онгою, а приехавъ на усть Онжское под порогъ, покамста изъ судовъ перекладыватца, и порогъ поднимаючи, будтъ дни с три и съ четыре мешкать 1547 . А та Золотая, государь 1548 , гора, ис которой длано бывало 1549 золото, будтъ отъ устья реки Онги верстъ за шестьдесятъ. Мн 1550 , государь, богомольцу твоему, до то Золотые горы, гд преж сего длано золото, будть ты, государь, на то изволишь послати, и то горы и заводу старыхъ, гд было 1551 копана золотая руда, напередъ досмотрети, послать для подлинново вдома можно и чмъ 1552 золотая руда отъвдать мастера сурмы и виннова 1553 камени, и селитры, и что къ тому золотому длу годно. Вли, государь, ко мн, богомольцу своему, свой, государевъ, указъ учинити. Сия 1554 отписка послана ко государю къ Москв с нарочным гонцомъ, с московским стрельцом приказу Леонтия Романова Озарьева, с Михалком Яковлвым, съ новгородцомъ, и память ему дана о подвод къ прикащику, къ Давыду Каменеву. Примечания Л. 6об. ...Романъ Неплюевъ... – В московских боярских книгах Роман Иванович Неплюев упоминается как дворянин московский с 1636 г. – Указатель 1853, 290. В 1648–1650 гг. он был воеводой в Ольшанске – Барсуков 1902, 161. ...былъ игуменомъ в Кожеозерскомъ монастыр... – Как сообщает И. Шушерин в «Известии» о патриархе Никоне , в Кожеозерский монастырь Никон пришёл в 1639 г., когда лодка, на которой он покинул Анзерский скит, после бури на Белом море пристала к берегу Онеги. На следующий год по благословению настоятеля обители Никон удалился на остров возле речки Виленги в 40 поприщах от монастыря, построил себе келью и начал жить по распорядку Анзерского скита. А в августе 1643 г. новгородский митрополит Аффоний поставил Никона игуменом Кожеозерского монастыря – Шушерин 1997, 29–30. Имя игумена Никона впервые встречается в грамоте 13 августа 7151 (1643) г. – Кр. описание, 480. При вступлении в должность Никон дал в монастырь вклад «двадцать рублев денег, да херувими и серафими в церковь он же дал ризы кутняные брусничной цвет оплечье бархат черной подложены крашениною червчатою за пять рублев» и «киндяк лимонной» – Кр. описание, 480; Лобачёв 1995, 64; Рягузова 2002, 44. В 1646 г. патриарх Иосиф поставил Никона архимандритом московского Ново-Спасского монастыря – Шушерин 1997, 31.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Недолго Никита пробыл здесь, так как по настоянию родственников он был вынужден оставить монастырь. Похоронив отца, Никита вскоре женился и служил некоторое время псаломщиком, а затем был рукоположен в священный сан. Затем он перебирается в Москву, где супруги после кончины детей принимают решение об уходе в монастыри. Постриг новоначального монаха совершил преподобный Елеазар в Соловецком Троицком Анзерском скиту на далеком и суровом севере, назвав его в честь священномученика Никона, пострадавшего в середине III века (память 23 марта/5 апреля). «Никон же живя тамо, по благословению отца своего начальнаго старца Елиазара, вдаде себе великому посту и воздержанию, бе бо правило его зело велико, яко на кийждо дненощствие при церковном правиле и при кафизмах и канонех, целой Псалтирь прочитал, по тысяче поклонов творяще, сна же зело мало употребляше». Через три года иеромонах Никон перешел в Кожеезерскую обитель, основанную в XVI веке преподобным Серапионом, крещенным казанским мурзой. Здесь он продолжал свои сугубые подвиги, за которые был избран братией монастыря во игумена (1642 – 1646). Возвел его в священный сан святитель, известный своей высокой жизнью, – Аффоний, митрополит Новгородский и Великолуцкий (1635 – 1649, t 1652). По делам монастыря игумену Никону приходилось бывать в Москве. И здесь он «познан бысть от великого самодержца и поставлен Святейшим Иосифом Патриархом Московским и всеа России во архимандрита в Спасов монастырь на Новое». Таким образом, замечательные природные дарования, начитанность и подвижническая суровая жизнь провинциального игумена были замечены и по достоинству оценены в белокаменной, златоглавой и многолюдной Москве. Новоспасский монастырь был знаменит тем, что на его территории располагалась усыпальница рода Романовых и туда часто приезжал молодой царь Алексей Михайлович. Это способствовало сближению государя с даровитым настоятелем. Беседы с архимандритом продолжаются в царском дворце. Архимандрит Никон каждую пятницу стал приезжать к утрени в домовую дворцовую церковь . Постоянно общаясь с царем, Новоспасский настоятель ходатайствует пред ним за обиженных вдов и сирот и «прошением своим от на- сильствующих их избавляйте». Авторитет Новоспасского архимандрита Никона и его почитание начинают расти. Вот почему, когда освободилась древнейшая новгородская кафедра. Собором русских архиереев туда единодушно был избран Новоспасский архимандрит Никон. 11 марта 1649 года Патриарх Иосиф торжественно поставил нового митрополита в Успенском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010