555 Уже неоспорим тот факт, что перенесение мощей митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря в Успенский собор московского Кремля было смоделировано по подобию хорошо известной современникам событий 1652 г. исторической ситуации – перенесения мощей константинопольского патриарха Иоанна Златоуста из Команей, где святитель трагически скончался, в Константинополь. В основу сочинений, посвящённых перенесению мощей Филиппа, положено Слово Козмы Веститора, в котором описаны обстоятельства перенесения мощей Иоанна Златоуста – Сапожникова 2004, 205–208. 556 В статейном списке о кончине патриарха Иосифа Алексей Михайлович вспоминал, как патриарх упрекал государя: «Переменить меня, скинуть меня хотят, а будет, де, и не отставят, и я, де, и сам за сором об отставке стану бить челом»; на что царь возражал: «У меня и отца моего духовнаго, Содетель наш Творец видит, ей, ни на уме того не бывало помыслить страшно на такое дело... хотя бы и еретичества держался, и тут мне как одному отставить его без вашего собору» – Бартенев 1856, 175. 557 В 1651 г. патриарх Иосиф сетовал: «Третие бо се лето есть биему от свадник, терпя клеветные раны» – цит. по изд.: Гиббенет 2, 471; см. также: Булычёв, Понырко 1993, 100. 558 Шунков 1999, 176–184. По мнению М.Г. Кротова, интонация царского повествования в статейном списке, где Алексей Михайлович подробно изложил обстоятельства болезни, смерти и погребения патриарха Иосифа, недоброжелательно ироничная. Царь намеренно описывал физические страдания патриарха, подчёркивая тем самым, что его кончина отличалась от кончины святых угодников, которые принимали смерть без мучений, стойко и спокойно – Кротов 1989, 149–178. 559 Бывший новгородский митрополит Аффоний скончался в Хутынском монастыре, где он жил на покое, 6 апреля 1652 г.; погребение же его состоялось в июне, «а до погребения стоял» – Тихомиров 1979, 291–292. 560 С.В. Лобачёв считает, что не случайно после своей кончины новгородский митрополит Аффоний заслужил особого внимания со стороны светских властей. Архимандрит Спасского монастыря Никон занял кафедру новгородской митрополии в то время, когда её владыка Аффоний был ещё жив, хотя и пребывал в глубокой старости. Его удаление на покой в Хутынский монастырь было преподнесено современникам события как добровольная отставка Аффония. «Уход» митрополита был организован для освобождения места Никону. Чтобы как-то объяснить «добровольный» уход Аффония, церковные власти обратились к авторитетному мнению иерусалимского патриарха Паисия, который в своей грамоте 1649 г. подтвердил правомерность смещения новгородского митрополита – Лобачёв 2003, 86–87.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Главная мысль, которая красной нитью проходит чрез все сочинение Аффония, состоит в том, что духовная сила и благодать, невидимо подаваемая в крещении, являются духовным огнем и очистительное действие сего огня подобно действию огня естественного. Развивая эту мысль, Аффоний обосновывается прежде всего на Григории Богослове , у которого он прямо нашел, что, «духовная сила духовным огнем являема и подаваема свыше действием Св. Духа» 536 . Если-же действительно, благодать крещения невидимо подается духовным огнем, то ясно, что в словах Евангелиста Луки о крещении и огнем нельзя разуметь будущее огненное мучение, а нужно разуметь духовную силу, которую поэтому Евангелист Лука «образом огня (естественного) уясни» 537 . Ясно, что это направлялось против исправителей – против Дионисия и Ивана Наседки, которые, как, мы помним, в своих речах особенно тщательно старались доказать, что под крещением огнем должно разуметь будущее огненное мучение, и в подтверждение этого ссылались на многие места из сочинений Св. отцов. Но насколько последние тщательно доказывали, что это – огнь мучительный, настолько же Аффоний старается установить противоположную мысль, – что огонь, о крещении которым говорит Предтеча в Евангелии от Луки, не мучительный, а «благодейственный». «По первом же и по втором соборе, говорит Аффоний, вселенней учители, Евангельским благовествованиям последствующе, 9 зачала в Евангелии от Луки Крестителем Иоанном во Христове крещении реченный огнь в толковании известивше благодействен суще, а не мучителен», 538 и после этого ссылается на Василия великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста . Первый из них в молитве на третьем часе «от огненныя языки глаголет духовную силу»: подобно и Григорий Богослов «в разделении огненных язык глаголет действие Св. Духа» (в 4 слове в день пятидесятный в 8 стихе) и наконец, И. Златоуст в толковании на Ев. Матфея 6 зач. «огненное крещение глаголет, еже Христос в день пятдесятный на св. апостол во огненных языцех благодать Св. Духа излия» 539 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Василия Великого , будто-бы утверждающего, что под крещением огнем нужно разуметь огнь не мучительный, а благодейственный, то Наседка говорит, что «святии отцы самого деятеля молят, а он како волит, тако и делает» и ссылается на молитву: «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа,» в которой испрашивается ниспослание самого Святаго Духа на нас. «Увяз еси, обращается Наседка к Аффонию, в своих сетех и для чего Василиева ученья не держишься, он да и вси святии с ним молятся сице: «Господи, иже Пресвятаго и т. д.» 548 . Последнее замечание Наседки не совсем удачно, но дальнейшее замечание его, что Аффоний вовсе не к делу вводит в свое сочинение рассуждение о неприкосновенном огни Божества Христова, сокрытом во плоти, совершенно справедливо, потому что действительно неприкосновенный огнь Божества Христова (если и допустим верность такого выражения) и духовный огнь, подаваемый в таинствах не сопоставимы между собою. Далее, пользуясь тем, что Аффоний назвал Божество И. Христа огнем, Наседка в том месте сочинения его, где Аффоний, доказывая уместность слова и огнем, ссылается на то, что освящение воды совершается «во образ благодати крещения Господня,» – говорит: «сам писал еси выше, что яко сам Христос – огнь и что-де лишь (лишно-излишно) другий огнь призывати» 549 . Указывает, далее, Наседка на противоречие себе, допущенное Аффонием и состоящее в том, что под «крещением огнем» митрополит разумеет не только благодать крещения, но и огненное мучение, что не совместимо. В этом месте замечание Наседки дов. своеобразно: «ох, увы (говорит он) прорушился еси» (л. 156 об.). Из дальнейших замечаний Наседки стоит еще обратить внимание на то, в котором повторяется общее всем исправителям доказательство неуместности слова и огнем: если это слово нужно в Богоявленском водоосвящении, то «в крещении младенцев в молитвах для чего огнь не написано в освящении воды, а там бы ему достойно быти» (л. 157 об.). Указывая на то, какою-же силою освящаются вода и все иные святыни, Наседка говорит, что они освящаются Духом святым и «именем Господним и крестом»; невидимым действием Духа св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Прошло три года неизменной и самой живой дружбы царя Алексея Михайловича с Никоном. В это время промысл Божий открыл Никону высшую степень служения Церкви и вместе новое обширнейшее поприще для его подвигов к благу православного отечества нашего. Престарелый митрополит новгородский Аффоний, тот самый, который посвящал Никона в игумена Кожеезерской пустыни, теперь просил себе у царя и патриарха позволения сменить архипастырский жезл на посох старца Спасского Хутынского монастыря. Царь и патриарх, уважая маститую старость добродетельного архипастыря, разрешили ему провести остаток дней в безмолвии обители, в священном звании схимника. В Москве стали искать достойного преемника Аффонию. Выбор патриарха и всего освящённого собора пал на архимандрита новоспасского. Царь, со своей стороны, желал почтить достойного своего друга саном архипастыря и потому охотно соизволил на избрание собора. И так 9 марта 1649 (7157) года Никон был торжественно рукоположен в сан митрополита новгородского и великолуцкого, при служении двух патриархов – Иерусалимского Паисия и всероссийского Иосифа 29 . Самый день вступления Никона на паству новгородскую как бы предуказывал уже будущие пастырские заслуги его для Церкви и отечества. Он прибыл в Новгород 24 марта, накануне праздника Благовещения пресвятой Богородицы и самого светлого дня 30 . С пламенной ревностью к славе Божией и спасению паствы своей, он вступил в этот день в древний храм Святой Софии и пред лицом алтаря вознёс первую свою святительскую молитву о благочестивейшем царе и вручённых ему людях, поспешил отправиться в Хутынь, чтобы испросить себе благословение от блаженного предшественника своего на архипастырской кафедре. Радостно встретил святитель-старец своего преемника, о котором он и прежде знал, что это муж крепкий его и, провидя в нем великое светило для всей отечественной Церкви, не хотел первый подать ему благословения. «Ты мя благослови», – отвечал он Никону на просьбу его о благословении. В свою очередь и Никон не считал себя достойным благословить своего славного предшественника. Долго просили они друг у друга благословления, но ни один не хотел первый благословить другого. «Благослови мя, патриарх», – сказал, наконец, Никону Аффоний. Никон, приняв это за ошибку старца, немощного зрением и памятью, смиренно отвечал ему: «Ни, отче святый, я грешный митрополит, а не патриарх». «Будешь патриарх, благослови мя», – с твёрдостью возразил ему прозорливый старец. Никон уступил настоятельному и непреклонному требованию святого старца и благословил его. Тогда и Аффоний воздвиг старческую руку свою над Никоном, и знамением креста Господня низвёл благословение свыше на славного своего преемника и на будущее высокое служение его Церкви и государству 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

Этими словами св. отцов Аффоний хочет доказать, что как в огненных языках, сошедших на апостолов, должно разуметь духовную силу св. Духа, так и в огненном крещении подается благодать же св. Духа. Действие духовного огня проявляется, между прочим, В разумении Христа по естеству Бога, как об этом свидетельствует Григорий Богослов (во 2-м слове 33 стиха в толковании), потому что в 8 песне канона на Богоявление воспевается «во благодати крещения огнь Божества Христова, сокровенный во плоти», а в 9 песне поется, что «Девая спасеся, огнь носящи во чреве и родши светоносна Сына – благодателя в Иерданских струях явленна». Итак, Божество Христово в крещении воспевается неприкосновенным огнем, а так как Божеством своим Христос освятил иорданские воды и сокрушил в водах главы змиевы, то значит в благодати крещения подается духовный огнь, сообщенный воде неприкосновенным огнем Божества Христова 540 . Из всех этих мыслей Аффония само собой вытекало заключение, хотя еще и не высказанное им, что в известной молитве Богоявленского водоосвящения слово: и огнем уместно и даже необходимо. Далее же митрополит обращается к другого рода доказательствам. Известно, что в 7 песни канона воспевается чудо в. Вавилонской пещи. Взявши во внимание это чудо, Аффоний в пользу слова: и огнем делает такое соображение: «аще Божие преславное действие среде огня, иже в Вавилонстей пещи, сохраняя ради благочестивых отроков на всяко лето воспеваемо, како во Евангелии от Луки Крестителем Иоанном во Христове спасенном крещении реченный духовный огнь нашего ради очищения ныне сокрывшем " 541 . Это, повторяет Аффоний ранее высказанную мысль, огнь духовный, а не мучительный. Мучительный огнь от купели небесной отстоит также далеко, как земля от небесной высоты или мучительная вещь от царства небесного. «Духовный же огнь, иже во Христове крещении по Евангелию от Луки, в навечерии Богоявлений Господних на освящении воды како смеем оставити, по писанию же бо освящение воде в навечерие Богоявлений Господних, во образ благодати крещения Господня» 542 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Свидетельство о огне мучительном находится в Евангелии в другом месте, а не в том, на которое указывают исправители. В том же Евангелии от Луки Иоанн же Предтеча о Христе говорит, что у Него лопата в руках, которой он соберет пшеницу в житницу, т. е. устроит праведных в царство небесное, а плевелы, под которыми разумеются грешники, «сожжет огнём негасающим»: «духовный же огнь, прибавляет тут Аффоний не без противоречия себе, на которое потом и указал ему критик его, духовный же огнь, по писанию, и на утрие Рождества Иоанна Крестителя далече от мучительного огня отстоит, яко же в предтечеве каноне в 7 песни стих показует: Христос бы крестивый человеки во огни Святым Духом первие, огнем геенским токмо крестит последиж неверующая ему, их же горького крещения, Крестителю, избави нас» 543 . В конце своего сочинения Аффоний говорит, что на праведном суде будет еще огнь чистительный «на очищение малейших согрешений», а по Григорию Богослову (15-е слово в 17 ст. в толковании) «в день праведнаго суда разделится огнь, и свет его праведницы приимут, жжение ж грешницы». «Мы ж, заключает Аффоний,.... от божественных писаний вмале избравше о духовной силе и о благодати, невидимо подаваемой во спасенном крещении и в пятдесятный день действием пресвятого и животворящего Духа, на украшение соборной и апостольской церкви написахом в славу Пресвятыя Троицы молитвами и поспешением великаго Господина отца нашего святейшаго Иасафа патриарха Московского и всея Русии во спасение верным» 544 . Это сочинение Аффония, как мы упоминали, не осталось без разбора со стороны одного из исправителей; впрочем разбор этот ограничился только некоторыми замечаниями, сделанными на полях» одного из списков этого сочинения. Автором этих замечаний был не иной кто, как Иван Наседка. Это видно из того, что замечания эти весьма сходны, а по местам даже буквально взяты из известных сочинений исправителей, а так как Дионисий и другие известные сотрудники его, кроме Наседки, к тому времени уже покончили свое земное существование, то естественно, что последний и вступился за свое дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Прибывши в Новгород к пастве своей и совершив первое в архиерейском сане служение в храме Св. Софии, новый митрополит поспешил в Хутынский монастырь принять благословение от маститого своего предшественника. Когда Никон явился к нему, Аффоний первый просил благословения у Никона; долго происходило таким образом между двумя митрополитами прение, никто не хотел благословить первый. Тогда Аффоний сказал: «благослови мя, патриарх». Никон отвечал ему на сие: «ни, отче святый, – я грешный митрополит, а не патриарх». «Будешь патриархом. благослови мя», с уверенностью продолжал прозорливый старец. Тогда Никон благословил его, а за тем уже и Аффоний низвел на него благословение Божие. 4 Между тем царь Алексей Михайлович теперь, с отправлением Никона в Новгород, лишенный возможности наслаждаться беседой своего друга, – скучал, а потому и вел с ним частую дружескую переписку. Но не довольствуясь этим, он каждую зиму вызывал Никона к себе в Москву, где он подолгу гостил у царя, совещаясь с ним о церковных и государственных делах. Возвращаясь к своей пастве пастырь всякий раз привозил ей новые царские милости. Три года и пять месяцев Никон управлял Новгородскою Митрополией, и в это непродолжительно время много пользы он принес ей. Что сделал Никон в это время полезного, увидим далее в своем месте. Избрание Никона в патриархи Всероссийские Апреля 15-го 1652 года скончался московский патриарх Иосиф. Митрополит Никон, находившийся в это время на пути в Соловецкий монастырь для перенесения оттуда в Москву мощей св. митрополита Филиппа, получил от государя письмо, в котором тот писал к нему между прочим: «возвращайся, Господа ради, поскорее к нам избирать на патриаршество, а без тебя отнюдь ни за что не примемся». 5 В начале июля Никон возвратился в Москву с мощами Святителя. Спустя несколько дней после сего в Московском Успенском храме составился собор, в присутствии самого государя и вельмож, для избрания патриарха России. Никон предугадывал, что избрание в патриархи падет на него, но в тоже время он ясно предвидел все труды и опасности, сопряженные с этим высоким служением; а потому, в намерении уклониться от избрания, он отказался присутствовать на соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/kr...

2 июня 1885 г. по окончании мною курса славистики в Императорском Спб. университете я выехал из Спб. в Москву – древнюю столицу России, куда и прибыл 3 июня утром. В Москве – сердце России – я жил 10 дней у действ. ст. сов. Елпидиф. Вас. Барсова 2707 , известного русского уче- —51— 1886 г. ного; с г. Барсовым я был у преосвященного епископа Виленского Алексия Лаврова, известного канониста, к которому имел письмо от г. Т.И. Филиппова; Преосвященный Алексий подарил мне на память дорогой образ Спасителя и житие св. Саввы Сторожевского, сочиненное покойным архиепископом Ярославским Леонидом Краснопевковым , о котором Вы составили прекраснейшие «воспоминания»; епископ Алексий мне очень понравился. В Москве ­же посетил я все монастыри и замечательнейшие церкви, архивы, музеи, библиотеки и все достопримечательности; был и у о. архимандрита Амфилохия 2708 , известного археолога, который подарил мне 20 томов своих сочинений; о. Амфилохий достойный представитель науки, но он мне показался несколько странным, как об этом и предупредили меня гг. Саблер и Е.В. Барсов . На двое суток отправился из Москвы в Сергиевский Посад; был у о. архимандрита Леонида Кавелина , наместника Лавры Св. Сергия Радонежского. о. Леонид показал мне все примечательности Лавры, Вифании, Гефсимании и проч., и подарил мне дорогой образ Св. Сергия Радонежского, иже на Маковце. Как о. Леонид, так и все вообще в Лавре произвели на меня самое приятное впечатление, которое никогда не изгладится из моей памяти; в Московской д. академии был у о. протоиерея С.К. Смирнова, который мне понравился. Вообще все московское и подмосковное мне очень понравилось; там действительно, как и во всей Великороссии, пахнет «русским духом» – по русской поговорке; везде – гостеприимство, прямота, люди с твердою волею, добрым сердцем – по крайней мере я вывел такое заключение. Из Москвы, где так много чудес (говорю о царе-колоколе, царе-­пушке и разных других предметах, поражающих иноземцев), отправился по Московско-Брестской железной дороге в Минск. Здесь пожелал видеть Преосвященного епископа Варлаама 2709 ; но не застал его в городе; он был в ревизии по епархии; там, в Минске

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

324–337.       Освящение храма Георгия великомуч. в Лидде. 3 ноября. 324–337.       Первое обретение главы Предтечи. 21 февр. Агапит, си. Синадский. 18 февр, Капитон священномуч. и Еферий еп. Херсонские. 7 марта. Синклитикия, преп. Александрийская. 5 янв. Парфений, еп. Лампсак. 7 февр. Пафнутий, преп. Египетский, исповедник. Субб. с. 337.             Константин Великий, равноапостольный. 21 мая. Ок. 338.       Павел простый, преп. Фиваидский. 4 окт. Ок. 340.       Харитон, преп. Палест., исповедник. 28 сент. Александр, патриарх Цареградский. 30 аиг. 341.             Николай, архиеп. Мир Лик. 6 дек. Иаков, еп. Писивийский. 13 янв. Мучч. Персидские: Милий, еп. Сузский, с двумя учениками. 10 ноября. Самсон еп., Авделай и Анания пресвитеры, Усвазан евнух, Фузик, Азат и иные многие. 17 апр. Фервуфа девица и сестра ее с рабыней. 4 апр. Садок еп. и 128 христиан. 20 февр. 342.       Павел, преп. Фиваид. 15 янв. Мучч. Персидские: 120 сожженные. 6 апр. 343.            Нирса, Иоанн, Саверий, Исакий, Ипатий епп., Иосиф и другие. 20 ноября. Мамелхфа. 5 окт. 344.            Аврамий, еп. Арвильский. 4 февр. 345.            Акиндин, Пигасий, Аффоний, Елпидифор, Анемподист и др. 2 ноября. Иоанн еп. и Иаков пресв. 1 ноября. Ок. 348.       Спиридон, еп. Тримифунт. 12 дек. 349.            Пахомий Вел., преп. Фиваидский. 15 мая. 350.            Аммон, преп. Нитрийский. 4 окт. Павел, патриарх Цареградский, исповедник. 6 ноября. 351.            Знамение Креста на небе в Иерусалиме. 7 мая. 355.             Маркиан u Мартирий, нотарии св. Павла патриарха, мучч. 25 окт. 35G.             Антоний Великий, преп. Егип. 17 янв. Ок. 358.       Серапион, преп. Нитрийский. Субб. с. 360.             Евстафий, архиеп. Антиох. 21 февр. Фрутентий, архиеп. Индийский. 30 ноября. Осия, еп. Кордубский, исповедник. 27 авг. 362.                    Персидские мученики: Дисан еп., Мариав пресв., Авдиес и др. 270. 9 апр. Иа. 11. 361–363.              Мучч. Анкирские, при Иулиане: Василий пресв. 22 марта. Меласипп, Касиния и АнтонИн.7 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава I. Патриарх Никон до оставления им кафедры: время управления его Церковию К оглавлению Когда скончался патриарх Иосиф (15 апреля 1652 г.), все в Москве могли догадываться, что преемником его на патриаршей кафедре будет не кто другой, как Новгородский митрополит Никон , который и при жизни Иосифа был главным советником царя Алексея Михайловича в делах церковных и возвышался над всеми сколько своими личными достоинствами, столько же или даже более неограниченною доверенностию и любовию к нему государя. Никону пророчили патриаршество еще в то время, лишь только он сделался митрополитом. Сохранилось сказание, что когда он, прибыв в Новгород, поехал в Хутынский монастырь к проживавшему там на покое своему предместнику, митрополиту Аффонию, мужу святой жизни, но по старости и беспамятству добровольно оставившему свою кафедру, и начал просить у него себе благословения, то Аффоний отвечал: «Ты меня благослови» — и после долгого препирательства между ними об этом сказал наконец: «Благослови меня, патриарше». Никон заметил: «Нет, отче святый, я грешный митрополит, а не патриарх...» «Будешь патриархом и благослови меня»,— пояснил свою мысль Аффоний и действительно первый принял благословение от Никона, а затем благословил его . Для подобного предсказания о патриаршестве Никона было уже тогда достаточно оснований. Но случилось так, что после кончины патриарха Иосифа довольно долго Никона не было в Москве: он путешествовал в Соловецкий монастырь, чтобы перенести оттуда в столицу мощи святителя Филиппа . И нашлись люди, которые хотели воспользоваться отсутствием Никона и не допустить его до патриаршего престола. Известный протопоп Юрьевца Повольского Аввакум рассказывает в своей автобиографии, что духовник государев, тоже лицо, имевшее великую силу у Алексея Михайловича, протопоп Благовещенского собора Стефан Вонифатьев целую седмицу постился «с братиею» и молился Богу о даровании России нового патриарха.

http://sedmitza.ru/lib/text/436167/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010