С 1925 по 1929 г. он служил в Баку, где был рукоположен во иеромонаха, затем, с 1929 г. – в храмах Москвы и Московской области. Отец Гавриил был арестован в 1930 г. и осужден на 3 года исправительно-трудовых лагерей. После освобождения он служил в Московской области: в Пушкинском, Звенигородском и Наро-Фоминском районах, В 1937 г. о. Гавриил был арестован и расстрелян. Все пять названных афонских монахов в 2000-х гг. были прославлены Русской Православной Церковью в лике новомучеников. Всего же в базе данных пострадавших за веру священнослужителей и мирян Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета имеется 12 святых новомучеников афонских (больше чем новомучеников Киево-Печерской Лавры и Троице-Сергиевой Лавры) 25 . Одним из самых известных афонских исповедников был схиепископ Петр (Ладыгин, в монашестве Питирим, в миру Потапий Федорович). Он родился 1 декабря 1866 г. в г. Глазове, окончил 4-классную школу и военное училище. После окончания военной службы унтер-офицером Потапий Ладыгин отправился на Афон, где в Свято-Андреевском скиту в 1896 г. был пострижен в рясофор с именем Пигасий, а через три года – в мантию с именем Питирим. В дальнейшем о. Питирим был рукоположен во иеродиакона, иеромонаха, возведен в сан архимандрита и в 1910 г. послан настоятелем на подворье Свято-Андреевского скита в Одессу. Во время Первой мировой войны он открыл в Одессе лазарет для раненых, а летом 1918 г. получил поручение св. Патриарха Московского и всея России Тихона вручить Вселенскому Патриарху уведомление об избрании в России Патриарха. Чтобы выехать из Москвы, понадобилось разрешение В.И. Ленина, и отец Питирим добился встречи с главой советского государства. Ленин расспросил его о положении на Украине и распорядился выдать необходимые документы. Архимандрит сумел добраться до Константинополя и вручить послание, затем посетил Свято-Андреевский скит. Обратное послание Вселенского Патриарха о. Питирим доставил лично Патриарху Тихону. После закрытия летом 1923 г. возглавляемого им подворья скита архимандрит Питирим оказался выслан из Одессы, в 1925 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Радуйся, провождаемая от всех чиноначалий ангельских в горняя: Радуйся, подъемлемая Херувимы в небесная, и наднебесная. Радуйся, в небесных вратех от старейших сил велелепно песньми возносимая: Радуйся, от всех небесных граждан окружаемая и блажимая. Радуйся, небо земное, к горнему селению возвышенное: Радуйся, престоле Господень, от земли вознесенный в царствие небесное. Радуся, предстательство наше и крепкое заступление: Радуйся, грешником споручнице во спасение. Радуйся, христианом Царице, и по Бозе надеж до небеснаго царствия: Радуйся, Мати живота, и по Господе нам упование жизни вечныя. Радуйся, обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая. Кондак Бурю внутрь имея помышлений неверных евреин Аффоний, и зря богоносными апостолы Богоматере пречестное тело всечестне ко гробу несенное, ко опровержению устремися: внезапу же, егда со ослеплением очию, руце его отяте ко одру прилеплене висясте, верою Матерь Божию исповедаше, вопия Богу: Аллилуиа. Икос 4 Слышавше таинницы и самовидцы слова Ангелов поющих превышними песньми, при погребении богоприятнаго тела Божия Матере, и честь подати хотяще богоугодную, потщашася согласно пети, глаголюще: Радуйся, благовестив приемшая о прешествии Твоем в горнее царствие: Радуйся, от благовестившаго Гавриила приемшая радостнаго рая вравие. Радуйся, пречестное херувимское множество просветившая: Радуйся, преславное серафимское естество возрадовавшая. Радуйся, от патриархов прообразованная: Радуйся, от пророков предвозвещенная. Радуйся, злую дерзость иудееву скоро отмстившая: Радуйся, исцеление томужде подавшая. Радуйся, обратившая в веру Аффониево неверие: Радуйся, верное того приемшая исповедание. Радуйся, возводящая к небеси любовь и веру к Тебе имущих: Радуйся, спасающая верою имя Твое призывающих. Радуйся, обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая. Кондак 5 Боготечныя звезды, Апостоли святии, в поднебесней разсеяннии ради Евангелия, восхищени быша на облацех, по широте воздушной, ко погребению Матере Господня: Юже пеньми и песньми провождающе, с невещественными взываху: Аллилуиа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Не будь теперь тех строгих распоряжений против беглых попов, которые одно за другим издавал император Николай, не угрожай поповцам «оскудение бегствующего священства», или удайся им хотя одна из их попыток восстановить действие правил 1822 года: они бы не стали и помышлять об учреждении старообрядческих архиерейских кафедр, как не имели о том помышления в течение целых пятидесяти лет свободы при Екатерине II и Александре I. Поэтому напрасны позднейшие умилительные разглагольствования учредителей старообрядческой иерархии о 150-летнем вдовстве их церкви (которым старообрядцы отнюдь не тяготились), о неизреченных действиях Божьего промышления, прекративших сие вдовство дарованием старообрядческой церкви жениха-епископа, и проч., и проч. Несомненная историческая действительность показывает, что вовсе не здесь, не в этом, якобы сознаваемом и оплакиваемом старообрядцами вдовстве их церкви истинная причина, вызвавшая существование нынешних раскольнических архиереев, а в созданной извне необходимости во что бы ни стало изменить прежнее положение с одними бегствующими иереями, приобретение которых сделалось крайне затруднительно и в близком будущем угрожало еще большими затруднениями. По рассказу некоторых писателей, мысль об учреждении старообрядческой архиерейской кафедры первоначально возникла теперь на Иргизе, в кругу приближенных людей настоятеля Верхнепреображенского монастыря – Силуана, в числе которых находился и упомянутый выше Аффоний Кочуев. Здесь, в настоятельских кельях, и именно в 1831 году, происходили приятельские рассуждения о бедственном положении старообрядцев ввиду неизбежно предстоящего оскудения священников: «… толковали много и, наконец, дотолковались, что искание архиерейства и учреждение не зависимой ничем от господствующей церкви старообрядческой иерархии составляет единственный выход из тяжкого их положения». Подняли вопрос и о том, как и где устроить кафедру для старообрядческого епископа, и тогда же, будто бы, Кочуев объявил, что жительство дал будущего епископа нужно устроить «… непременно за границей», даже раскрыл довольно определенно тот самый план, который впоследствии осуществили учредители Белокриницкой митрополии. Одобренный собеседниками Кочуева, план этот сообщен был московским старообрядцам: для обсуждения главным образом вопроса об учреждении старообрядческой архиерейской кафедры, поднятого иргизскими раскольниками, и был составлен на Рогожском кладбище в 1832 году тот собор, о котором упоминали мы выше 95 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

От злобных евреев сокрывало их облако – по Промыслу Божию. Некий иудейский священник Аффоний коснулся руками ковчега, намереваясь его опрокинуть, однако в то же мгновение Ангел Божий отрубил ему обе руки. Тогда возопил он к Апостолам о помощи и – исповедав свою веру в Господа Иисуса Христа – был исцелен. На погребении Пресвятой Богородицы – опять-таки по Божию промышлению – не присутствовал святой апостол Фома. [Было это для того,] чтобы таким образом открылась новая и преславная тайна о Пресвятой Богородице. На третий день прибыл и он и захотел облобызать тело Пресвятой Пречистой Девы. Но когда Апостолы открыли гроб, то нашли только плащаницу, а тела во гробе не было. В тот же вечер Пресвятая Богородица в окружении множества Ангелов явилась святым Апостолам и сказала: «Радуйтесь, ибо пребуду Я с вами вовек!» С точностью неизвестно, сколько лет было Божией Матери в год Ее успения, однако преобладает мнение, что в ту пору Она уже перешагнула 60-лет[ний срок] Своего земного века. Изрек Всевышний древле, возвещая: – Из сердца Твоего, о Дева Пресвятая, По грешной сей земле вода живая потечет, И ищущий спасения – к источнику придет. Пусть жаждущие правды пьют и насыщаются, Источником благим Христос для нас является. И жизнь Он подает, и душу миром услаждает, Водою сей умывшись, слепые прозревают, Скорбящие – все раны неисцельные врачуют И чудо покаяния в сем показуют. Вода сия – из вечности незримо источается, Сухое русло времени блаженством наполняется; И паки к небесам роса духовная восходит, ослабевший – в радость пренебесную возводит. Хвалу Пречистой Деве люди дивно воссылают, Живую воду благодати во Христе черпают. Спасителя и Жизнодавца Дева родила, И радости исполнилась обитель бед и зла. Христе, Источник Жизни, не оставь нас без надежды, Тебя поем и славим мы и ныне, как и прежде. Рассуждение Многому и премногому может научиться всякий верующий из жизни Пресвятой Девы Богородицы. Здесь упомянем только о следующем. Имела Она обыкновение часто ходить на Голгофу, на Елеонскую гору, в Гефсиманский сад, в Вифлеем и в другие места, известные благодаря Ее Сыну.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

По примеру святых апостолов трижды выбирался с помощью жребия Патриарх. Первый раз – 20 марта 1642 года архимандрит Симонова монастыря Иосиф. Митрополит Макарий (Булгаков) в многотомной истории Церкви так описывает это событие: «Когда прибывшие в Москву иерархи представились государю, он просил их прежде всего вознести усердные молитвы к Богу, да дарует Он Церкви Своей нового верховного пастыря и учителя. А когда они удалились, велел приготовить шесть жребиев и написать на них имена, на каждом жребии по одному имени тех шести лиц, которых сам же предварительно избрал (в том числе двух архиепископов – Серапиона Суздальского и Пахомия Астраханского, одного архимандрита – Симонова монастыря Иосифа и трех игуменов – московского Богоявленского монастыря Иону, Соловецкого Маркелла и псковского Святогорского Макария), запечатал все эти жребии своею царскою печатью и отослал чрез боярина своего князя Алексея Михайловича Львова в соборную церковь к находившимся там святителям с тем, чтобы они, помолившись Богу и Пречистой Богородице, вынули пред Ее чудотворною иконою Владимирскою один из присланных жребиев, “кого Бог изволит и Пречистая Богородица изберет быти патриархом”, и тот жребий прислали нераспечатанным к государю. Святители взяли сначала три жребия, положили их в драгоценную панагию, которую носили прежние патриархи, поставили панагию в киоте на пелене пред чудотворною иконою Владимирской Богоматери и начали молебствие. По окончании молебна старший из архиереев – Новгородский митрополит Афоний – велел Ростовскому митрополиту Варлааму вынуть один из трех находившихся в панагии жребиев и держать в руках, а два остальные отложить. Потом положили в ту же панагию другие три жребия из шести присланных царем, поставили ее пред тою же чудотворною иконою на пелене, вновь совершили молебствие, и из панагии вынут еще один жребий митрополитом Сарским Серапионом, а два остальные отложены. Наконец в ту же панагию положили два прежде вынутые из нее жребия и поставили ее пред чудотворною иконою Богоматери. По окончании третьего молебствия один из этих двух жребиев вынул архиепископ Суздальский Серапион и поднес митрополиту Аффонию и всему Собору. Аффоний, не распечатывая жребия, отдал его князю Львову для доставления государю. Царь распечатал жребий пред всем своим царским синклитом и объявил, что “благоволи Бог и Пречистая Богородица быти патриархом Иосифу, архимандриту Симонова монастыря”, и тотчас же послал князя Львова в соборную церковь возвестить о том самому архимандриту Иосифу пред всем освященным Собором» (Кн. 6. Гл. 3). Патриарх Иосиф много заботился о строгом исполнении церковных уставов, благолепии церковной службы, благоустройстве храмов и духовном просвещении.

http://pravoslavie.ru/30781.html

Блаж. Иоанн и Логгин были учениками св. Филиппа, когда он был ещё игуменом Соловецкой обители. Проводя жизнь и в строгом посте и внимании к своей совести, они были безответными исполнителями приказаний преп. игумена. Всяко, аще что творите, от души делайте, якоже Господу, а не человеком угождающе, заповедал Апостол ( Кол.3:23 ). Иоанн и Логгин с точностью исполняли заповедь Апостола и возрастали в жизни духовной. Они были люди не книжные, но природа служила их внимательному уму открытой книгой. Они видели море необозримое и возносились умом к Тому, Кто положил предел и морю; мириады звёзд обращали мысль их к Владыке миров, назначившему всему свой порядок; видели свет солнца и в благоговении славили свет самобытный. Так восходили они от совершенства к совершенству. В 1561 г. отправились они на судах на твёрдую землю и возвращаясь застигнуты были сильной бурей; буря разбила суда; блаж. Иоанн и Логгин потонули. Св. тела их обретены нетленными на Корельском берегу, за 120 вёрст от обители, в устье Сосновки и положены в часовне св. Николая с. Яренги. Слава чудес, совершавшихся при мощах, привлекла к ним нескольких иноков, которые построили себе кельи и положили основание обители. В 1625 г. инок Илия Телов донёс п. Филарету о чудесах, совершающихся при мощах праведников. Вследствие сего Новгор. м. Макарием предписано Корельскому игумену Герасиму и боярскому сыну Солонову произвести на месте точное исследование о чудесах св. Иоанна и Логгина. По строгому розысканию, сведения, показанные в донесении инока Телова, оказались верными 71 . Самые замечательные чудеса: исцеление Марии, три года страдавшей от беснования; исцеление молодого крестьянина, страдавшего падучей болезнью; исцеление крестьянина Евфимия, полгода страдавшего желудком и вызванного в Яренгу явившимися Иоанном и Логгином. В 1635 г. Яренгский монастырь со всеми землями с. Яренги отдан был в ведение Соловецкой обители, и в грамоте своей царь писал: «пожаловали мы у моря Яренгским погостом, где лежат чудотворцы Иван да Логгин». Μ. Аффоний вскоре после того писал Соловецкому игумену Рафаилу: «по прошению свят. п. Иоасафа царь пожаловал вам Яренгу на краю моря, где лежат мощи новоявленных чудотворцев Ивана да Логгина»; затем, предписывая построить и освятить новый храм, говорит: «как тот храм совершится и мощи новоявленных чудотворцев Ивана и Логгина в новый храм перенесёшь и в котором месте в храме те мощи положишь, – и ты бы о том отписал». Июля 2-го 1638 г. мощи праведников перенесены в новый храм. Память их с того времени совершается июля 3 дня 72 . † Преставление бл. Иоанна юродивого Московского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Из подвижников киновии преп. Публия, кроме самого её Св. основателя, известны по именам: Феотекн 1-й, Феодот, Феотекн 2-й, Григорий – настоятели греческого отделения, и Аффоний, настоятель сирийцев. Преподобный Поплий или Публий Преподобный Поплий или Публий (память 25 января) родился в Зевгме и происходил из богатого и знатного семейства. Высокого роста, красивый лицом, статный и стройный, он был одарен превосходными душевными способностями: здравым умом, чувствительным и добрым сердцем; воспитание получил по своему времени самое лучшее. По смерти родителей, Публий сделался наследником богатого имения. Он уже достиг зрелого возраста. Блестящая будущность ожидала молодого человека в свете. Но не привлекала Публия мирская жизнь, не радовало его богатство, коим обладал, не пленяли его сердца блага и удовольствия, коим мог он предаться; у него было влечение к высочайшему благу – Богу, Источнику всех благ; его душу наполняло желание небесных благ и радостей. Распорядившись своим имением, раздав все, что получил от отца, т. е., дом, имение, стада, одежды, сосуды серебряные и медные и проч., он оставил город и в 30 стадиях от него на возвышенном месте построил маленькую хижину и в ней поселился. Освободившись от житейских забот, он имел теперь одну заботу – служить единому Господу, одну мысль – благоугождать Ему единому, сделаться Его достойным, приобрести Его благоволение. Мысль эту он постоянно поддерживал и хранил, день и ночь ею был занят, проводя время в телесных и духовных подвигах. А подвизался он непрерывно. Никто никогда не видал, говорит бл. Феодорит, 46 чтобы он хотя самую малую часть дня проводил в праздности; но за псалмопением у него следовала молитва , молитву сменяло псалмопение, после той и другого обращался к чтению Божественных писаний; затем следовало попечение о приходящих посетителях, потом уже какие-нибудь необходимые занятия домашние. Любовь к Богу в нем разгоралась сильнее, и подвиги он усиливает с каждым днем более и более. Он уже не чувствует их тяжести и трудности, напротив сладостны они для него и вожделенны, доставляют ему величайшее духовное удовольствие, так что никогда не мог он ими насытиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

403 Добрые дела падшего естества чужды покаяния, вводят в самомнение и ошибочно требуют спасения как законной награды: покаяние образуется из исполнения заповедей Христовых. 548 Здесь под именем ангелов, начал и сил разумеются духи падшей ангельской иерархии: они именно заботятся об отлучении человека от любви Божией. 554 После взятия вавилонянами Иерусалима и бегства в Египет оставшихся иудеев, Навуходоносор, царь вавилонский, завоевал Египет и захватил бежавших туда иудеев. Навуходоносор владел и Ассирией, а потому называется и царем Вавилонским, и царем Ассирийским. 555 Исполнившего страсть в самом деле мучат, после сделанного им согрешения, хотя он и раскается в нем, помыслы и мечтания соделанного им греха, мучат в продолжение значительного времени. Это можно видеть во многих жизнеописаниях святых отцов, между прочими и в жизнеописании преподобной Марии Египетской. Иногда же восстает страсть и в таком подвижнике, который не исполнял ее делом, томит его страстными помыслами, мечтаниями и пожеланиями. Очевидно, что преподобный авва Дорофей говорит здесь о том и о другом случае вместе. 557 Помышления подвижника, если будут вращаться в земном и суетном, то непременно привлекут его к плотской жизни и к согрешениям. 562 По иному мнению: подобен чистому сосуду по наружности, но внутри наполненному смрадной скверной: когда откроют его, то зловоние обнаруживает свое присутствие в нем. 651 Наставления Евфимия Великого иноку Климатию. Четьи-Минеи, 20 января, житие преподобного Евфимия Великого. 656 Поклоны, как выше сказано (гл. 21 и 22), согревают тело естественно, что располагает, оживляет человека для душеспасительной деятельности. Отвлекает от этой деятельности противоестественное разгорячение крови, совершившееся под влиянием какой-либо страсти. 663 Здесь разумеется вера деятельная, а не догматическая. О различии их смотри Добротолюбие ч, 2. Иноков Каллиста и Игнатия гл. 1 б. 689 Но иудейский синедрион совершил богоубийсгво при совершенном понимании дела, это засвидетельствовал и обратившийся в христианство иудейский священник Аффоний, современный Христу и Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Христофор Сольвычегодский Преподобный Афанасий Свирский Преподобный Иона Яшезерский XVI-XVII Праведный Афанасий Наволоцкий XVI-XVII Праведный Прокопий Усьянский (Устьянский) До XVII XVII век Праведный Василий (мученик), Мангазейский, Туруханский Борис Феодорович Годунов (1598 – 1605) Преподобный Мартирий Зеленецкий Праведная Иулиания Лазаревская Святитель Иов, первый Патриарх Московский и всея Руси Василий Иоаннович Шуйский (1606 – 1610) Преподобномученица Анастасия, игумения Угличская и с нею 35 сестер-монахинь Преподобный Сергий Шухтовский Преподобный Леонтий Леохновский Междуцарствие 1610 – 1613 Преподобный Серапион Кожеезерский Святитель Ермоген священномученик, Патриарх Московский и всея Руси Преподобномученик Галактион Вологодский Преподобный Иосиф Заоникиевский Преподобный Трифон, архимандрит Вятский Преподобномученик Евфросин Синоезерский Праведный Иоанн (затворник), Псковский Михаил Феодорович Романов (1613 – 1645) Преподобный Иринарх, затворник Ростовский Праведная София, кн. Слуцкая Преподобный Адриан Монзенский Преподобный Поликарп Брянский Блаженный Киприан, Христа ради юродивый, Суздальский чудотворец Преподобный Макарий Жабынский, Белевский Преподобный Вассиан Тиксненский Блаженный Прокопий Вятский, Христа ради юродивый Преподобный Иов Ущельский Преподобный Иринарх, игумен Соловецкий Преподобный Диодор (Дамиан) Юрьегорский Преподобный Дионисий Радонежский, архимандрит Троице-Сергиевой лавры Преподобный Никодим Хозыогский, Кожезерский Преподобномученик Симон Воломский Праведный Симеон Верхотурский Преподобномученик Афанасий Брестский Алексий Михайлович (1645 – 1676) Праведный Максим, иерей Тотемский, Христа ради юродивый Преподобный Иов, игумен Почаевский Святитель Аффоний, митрополит Новгородский Святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский Преподобный Леонид Устьнедумский Преподобный Лукиан Александровский Святитель Афанасий, Патриарх Константинопольский, Лубенский чудотворец Преподобный Елеазар Анзерский Преподобный Филипп Янковский, Сухонский Преподобный

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

Преподобный Сергий Шухтовский (Шухтомский). Май, 19 1609 Преподобный Серапион Кожеезерский. Июнь, 27 1611 Преподобный Иосиф Заоникиевский. Сентябрь, 21 1612 Священномученик Ермоген (Гермоген), Патриарх Московский и всея России, чудотворец. Февраль, 17 1612 Преподобномученик Галактион Вологодский. Сентябрь, 24 1612 Преподобный Евфросин Синозерский, или Новгородский. Март, 20 1612 Преподобный Трифон, архимандрит Вятский. Октябрь, 8 1612 Преподобный Антоний Леохновский. Октябрь, 17 ок.1613 Преподобный Иоанн, затворник Псковский. Октябрь, 24 1616 Преподобный Иринарх, затворник Ростовский. Январь, 13 1616 Праведная София, княгиня Слуцкая. Март, 19 1617 Преподобный Адриан Монзенский. Май, 5 1619 Преподобный Поликарп Брянский. Февраль, 23 1620 Блаженный Киприан, Христа ради юродивый, Суздальский чудотворец. Октябрь, 2 1622 Преподобный Макарий Жабынский, Белевский чудотворец. Январь, 22 1623 Преподобный Вассиан Тиксненский. Сентябрь, 12 1624 Блаженный Прокопий Вятский, Христа ради юродивый. Декабрь, 21 1628 Преподобный Иринарх, игумен Соловецкий. Июль, 17 1628 Преподобный Иов Ущельский. Август, 5 1628 Преподобный Дионисий Радонежский, Архимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Май, 12 1633 Преподобный Диодор (Дамиан) Юрьегорский. Ноябрь, 27 1633 Преподобный Никодим Хозьюгский, или Кожеезерский. Июль, 3 1640 Преподобномученик Симон Воломский. Июль, 12 1641 Праведныи Симеон Верхотурский. Сентябрь, 12 1642 Преподобномученик Афанасий Брестский. Сентябрь, 5 1648 Праведный Максим, Христа ради юродивый, иерей Тотемский. Январь, 16 1650 Преподобный Иов, игумен Почаевский. Октябрь, 28 1651 Святитель Серапион, Митрополит Сарский и Подонский. Май, 2 1652 Святитель Аффоний (Афоний), митрополит Новгородский. Апрель, 6 1652 Святитель Афанасий, Патриарх Константинопольский, Лубенский чудотворец. Май, 2 1654 Преподобный Лукиан Александровский. Сентябрь, 8 1654 Преподобный Леонид Устьнедумский. Июль, 17 1654 Преподобный Елеазар Анзерский. Январь, 13 1656 Преподобный Филипп Янковский, Сухонский. Август, 17 1662

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010