Через три года иеромонах Никон перешёл в Кожеезерскую обитель, основанную в XVI веке преподобным Серапионом, крещённым казанским мурзой. Здесь он продолжал свои сугубые подвиги, за которые был избран братией монастыря во игумена (1642–1646). Возвёл его в священный сан святитель, известный своей высокой жизнью, – Аффоний, митрополит Новгородский и Великолуцкий (1635–1649, †1652). По делам монастыря игумену Никону приходилось бывать в Москве. И здесь он «познан бысть от великого самодержца и поставлен Святейшим Иосифом Патриархом Московским и всеа России в архимандрита в Спасов монастырь на Новое». Таким образом, замечательные природные дарования, начитанность и подвижническая суровая жизнь провинциального игумена были замечены и по достоинству оценены в белокаменной, златоглавой и многолюдной Москве. Новоспасский монастырь был знаменит тем, что на его территории располагалась усыпальница рода Романовых, и туда часто приезжал молодой царь Алексей Михайлович. Это способствовало сближению государя с даровитым настоятелем. Беседы с архимандритом продолжаются в царском дворце. Архимандрит Никон каждую пятницу стал приезжать к утрени в домовую дворцовую церковь . Постоянно общаясь с царём, новоспасский настоятель ходатайствует пред ним за обиженных вдов и сирот и «прошением своим от насильствующих их избавляше». Авторитет Новоспасского архимандрита Никона и его почитание начинают расти. Вот почему, когда освободилась древнейшая новгородская кафедра, Собором русских архиереев туда единодушно был избран Новоспасский архимандрит Никон. 11 марта 1649 года Патриарх Иосиф торжественно поставил нового митрополита в Успенском соборе. Прибыв в Новгород, новый Владыка первым делом поехал в Хутынский монастырь к ушедшему на покой по старости своему предшественнику, митрополиту Аффонию, мужу святой жизни. И когда стал просить его благословения, старец-митрополит возразил: «Ты меня благослови». А затем предрёк: «Ты будешь патриархом и благослови меня». Встреча двух великих мужей была знаменательной, поскольку именно митрополит Аффоний возвёл в своё время Никона в настоятели Кожеезерского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

А мн, богомольцу твоему, еще немало время, чаю, в пути промешкается. А о брате нашемъ, паче же отц преосвященномъ, Аффонии вельми добро твое благоволние. Азъ и брать мой – единое. А савинское дло я чолъ 1583 и, будучи Савинскомъ я 1584 , богомолць твой, казначея того теб, государю, не хвалилъ. А грамоту твою 1585 , государеву, что вместе з бояриномъ по указу твоему, государеву, чолъ, и статейной 1586 списокъ чолъ, и, чтучи его, все плакалъ со удивлениемъ многимь, како сотворилося то смотрение Божие. И твою, государеву, премногую любовь и по смерти отцу нашему по-премногу благодарю, и покланяюсь твоим щедротамъ, яко Богу и царю ныне и во вся дни живота своего. Писано, отъхавъ отъ моря рекою Онгою семьдесятъ верстъ, в Турчасове, лта 7160 (1632)-го июня въ 1587 день. Примечания Л. 19 «Слава въ вышнихь Богу, и на земли миръ, въ человецхъ благоволение»... – Лк. 2:14 . ...по образу блудницы, иже слзами умы ноз Исусу. – В Евангелии от Луки есть рассказ о том, как в доме фарисея Симона некая женщина, грешница, облобызала ноги Христа, отёрла их волосами головы своей и помазала миром, символически приготовив Иисуса к смерти. По евангельскому преданию, Христос простил ей грехи – Лк. 7:36–50 . ...всемирного отца нашего, святйшаго Иосифа патриарха... и нетлнная преселити... – Патриарх Иосиф скончался 15 апреля 1652 г. Ход болезни патриарха, его кончина и погребение подробно описаны царём Алексеем Михайловичем в одном из трёх писем к митрополиту Никону, составленных в конце мая 1652 г. – ДАИ 4, 75–87 57); Кротов 1989, 149–178. Л. 20 ...о отц преосвященномъ, Аффонии митрополите... – В первом из трёх писем митрополиту Никону (от 25 мая 1652 г.) Алексей Михайлович подробно рассказал о погребении бывшего новгородского митрополита Аффония. Документы сохранили свидетельства о встречах Никона и Аффония. Новгородский митрополит Аффоний поставил иеромонаха Никона игуменом Кожеозерской пустыни – Шушерин 1997, 30. Весной 1649 г., сразу после поставления в новгородского митрополита, Никон посетил Аффония, проживавшего на покое в Спасском Хутынском монастыре – БАН, собр. текущих поступл., оп. 2, 1342, л. 69. По свидетельству И. Шушерина, Никон просил у Аффония благословения. Однако тот, сам приняв благословение от новопоставленного новгородского митрополита, назвал Никона патриархом – Шушерин 1997, 32–33. Митрополит Аффоний скончался 6 апреля 1652 г. Погребение же его состоялось поздней весной, «а до погребения стоял» – Тихомиров 1979, 291–292.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

И как к тебе ся наша грамота придет, и ты б, богомолец наш, чудотворный образ Пречистые Богородицы Знамения и святые, которые приписаны на той чудотворной иконе в лицах и в ризах, порченые места велел починити иконнику Леонтию Черному. А как тот чудотворный образ починит, и ты б о том отписал к нам в Москве, а отписку велел подати в Приказе Большаго Дворца Боярину нашему князю Алексею Михайловичу Львову да дьякам нашим Григорию Нечаеву да Максиму Чиркову. Писан на Москве лета 7149 г. сентября в 9 день». Состоялось ли тогда это предприятие, неизвестно, потому что отписки Аффония к царю о поновлении иконы не найдено. Подлинная же грамота, хранившаяся в Новгородском консисторском архиве старых дел, имеет историческую важность: во-первых, потому, что до этой грамоты известно было по летописям об одном только поновлении иконы Знамения Божией Матери в 1527 г. Новгородским архиепископом Макарием; во-вторых, грамота показывает, что возобновление чудотворных икон в период патриаршества происходило у нас не иначе, как по указу государеву; и, в-третьих, из грамоты видно, что иконы чудотворные были возобновляемы иконописцами, известными самому государю, из числа которых при Новгородском Софийском доме в 1641 г. был московский дворцовый иконописец Леонтий Черный, упоминаемый в грамоте. В 1642 г. Аффоний участвовал и первенствовал между иерархами при избрании патриарха на место умершего в 1640 г. 20 ноября Иоасафа. Считаем не лишним упомянуть здесь о необычайном тогда избрании нового патриарха. Когда по вызову государя прибыли в Москву Аффоний и прочие святители и когда они со множеством архимандритов, игуменов, протопопов и священников представились государю, он просил их прежде всего вознести усердные молитвы к Богу, да дарует Он Церкви своей нового верховного пастыря и учителя. А когда они удалились, велел приготовить шесть жребиев и написать на них имена, на каждом жребии по одному имени тех шести лиц, которых сам же предварительно избрал. Запечатал все эти жребии своею царскою печатью и отослал через боярина своего Алексея Михайловича Львова в соборную церковь к находившимся там святителям с тем, чтобы они помолились Богу и Пречистой Богородице, вынули пред Ее чудотворною иконою Владимирскою один из присланных жребиев, «кого Бог изволит и Пречистая Богородица изберет быти патриархом», и тот жребий прислали нераспечатанным к государю.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

См. Ист. Рос. Иер. 74 и 75, истор опис, ц. 1828 и ист. Кар. 202 и 203 в примеч. 254. 10. Св. Аффония, митрополита новгородского Св. Аффоний, митрополит Новгородский, по избранию и повелению Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, возведен на престол святительский 1635 года из игуменов обители св. страстотерпцев-князей русских Бориса и Глеба из Переславля Залесского; правил паствою 15 лет, после которых, за старостью, сошел со святительского престола и жил три года в Хутынском монастыре, где и скончался 1652 года; тело его стояло не погребенным 11-ть недель в церкви под колокольнею, до прибытия для погребения его в Новгород Макария, архиепископа Тверского, по случаю отъезда из Новгорода Никона митрополита в Соловки для перенесения мощей св. Филиппа, митрополита Московского. В летописи сказано, что в то лето, в которое святитель Аффоний скончался, в Новгороде и окрестных странах была великая засуха; когда же мощи святителя принесены были из Хутыня монастыря в Новгород и поставлены в соборной церкви св. Софии, в ту ночь был столь великий дождь, что наполнились водою ручьи и реки. Новгородцы нередко просят служить панихиды над гробом сего святителя. Когда преемник Аффония Никон посетил его в Хутыне, прозорливый старец предсказал новому митрополиту, что он будет патриархом. См. Новг. III лет. под 7099 и 7100 и приб. в Новг, II лет. стр. 189. Причина, по которой десять (10-ть) почивающих под спудом в разных местах Софийского собора святых святителей Новгородских значатся и описываются под 10-м числом Февраля месяца, следующая: В 1439 году, когда усердием святителя Евфимия совершались починки в Новгородском Софийском соборе, в придельном храме св. Иоанна Предтечи, внезапно оторвался от стены камень и так сильно ударил в крышу стоявшей тут гробницы, что крыша расселась. Священник, случившийся в то время в храме, поспешил сказать о том архиепископу. Святитель велел в своем присутствии поднять пробитую каменную доску и храм наполнился благоуханием; архиепископ со свечою в руке наклонился ко гробу и увидел нетленные мощи святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Никоне книги важны и приняты Церковию не потому, что они переведены и исправлены Арсением греком или кем-либо другим, благочестивым или неблагочестивым, а потому, что они были рассмотрены и одобрены соборами. Чтобы более унизить Никона и выставить его каким-то страшилищем, повторяют про него различные басни, которыя не заслуживают ни малейшего доверия. Говорят, например, будто однажды, когда Никон, бывший еще иеромонахом в Анзерской обители, совершал литургию, то преп. Елеазар Анзерский увидел вокруг шеи его обвившуюся змею и воскликнул: «о какова смутителя и мятежника Россия в себе питает?» 326 , – между тем как в житии самого Елеазара сказано напротив, что он увидел тогда не змею, а омофор вокруг выи Никона, и предсказал ему назначение к святительскому сану. Рассказывают также, будто новгородский митрополит Аффоний, живший на покое в Хутыне монастыре, до того не любил преемника своего – Никона, провидя в нем будущего вероотступника, что «и по преставлении своем Никону не повеле своего погребсти тела, но псковский архиепископ, по приказу его, погребе его» 327 . А между тем достоверно известно из письма самого царя Алексея Михайловича, что Никон тогда, как скончался Аффоний, и не был в Новгороде, будучи отправлен в Соловецкий монастырь за мощами святителя Филиппа, и что царь повелел псковскому архиепископу Макарию погребсти Аффония потому только, что ждать Никона было бы долго 328 . Еще рассказывают, будто Никон до того не уважал осьмиконечный крест, что попирал его ногами, повелел сделать изображение его на подошвах своих бархатных башмаков 329 . А между тем посмотрите на собственные письма Никона: вы увидите нередко в начале или в конце их равно и осьмиконечный и четвероконечный кресты 330 . Посмотрите на патриаршую печать Никона, которую он два раза отпечатлел в самой своей Скрижали, столько ненавистной раскольникам: вы и здесь увидите осьмиконечный крест. Наконец кому не известно, что доселе еще в Крестном монастыре, созданном Никоном у Белого моря, существует большой кипарисный крест со множеством мощей, который устроил Никон, уже будучи патриархом в 1656 г.? И этот крест – осьмиконечный! И на нем начертаны Никоном, между прочим, следующие молитвенные слова: «Христе Боже! Помилуй и спаси душу мою силою честнаго и животворящаго твоего креста» 331 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Согласно челобитью Аффония, от царя велено ему устроить и возобновить Липенский монастырь на безоброчное владение прежними монастырскими угодьями. На другой год после того, в 1641г., было донесено царю от дьяка Арцыбашева, что «отдан был в В. Новегороде Липецкий Никольский монастырь в строение Новгородскому митрополиту Аффонию», и митрополит-де в том монастыре церковь покрыл и освятил, а службы нет». Вместе с этим дьяк в доносе просил, чтобы монастырь дан был ему в строенье, обещаясь вполне устроить оный. После смерти Арцыбашева, управлявшего монастырем 5 лет, в 1645 г. митрополит Аффоний доносил царю Алексею Михаиловичу, что он, митрополит, во время заведывания Липенским монастырем «на строение его, на церковные кровли, и на паперти, и на крыльца израсходовал из Софийской казны 97 руб.; а во время пятилетняго владения Арцыбашева строения в том монастыре вновь не оказалось». Таким образом, Липенский монастырь с 1646 г. опять перешел к Софийскому дому в распоряжение митрополита Аффония. В 1640 г. митрополит Аффоний предпринимал поновить чудотворную икону Знамения Божией Матери, что можно видеть из грамоты к нему царя Михаила Феодоровича, 9-го сентября 1641 г. «От царя и великаго князя Михаила Феодоровича всеа Русии в нашу отчину в В. Новгород богомольцу нашему Афонию, митрополиту Новгородскому и Великолуцкому: в нынешнем 7149 г., сентября в 5 день писал еси к нам ты, богомолец наш: в нашей де отчине в В. Новегороде у чудотворнаго образа Пречистые Богородицы честнаго и славнаго Ея знамения, на образе Ея, у Пречистыя Богородицы и у Предвечнаго Младенца на лицах и в ризах попортилося, и которые святые на той же чудотворной иконе приписаны, и те святые также попортились; а без нашего де указу того чудотворнаго образа починить не смеешь; а к Софейском Дому у тебя, богомольца нашего, есть приказной Леонтей Черной, что был преж сего у нас иконописец; и нам бы указати тот чудотворный образ Знамения Пречистые Богородицы починить ему Леонтию. И мы указали тот чудотворный образ Пречистые Богородицы Знамения, которые попорченные места, починить иконнику Леонтию Черному.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По окончании молебна старший из архиереев — Новгородский митрополит Аффоний велел Ростовскому митрополиту Варлааму вынуть один из трех находившихся в панагии жребиев и держать в руках, а два остальные отложить. Потом положили в ту же панагию другие три жребия из шести присланных царем, поставили ее пред тою же чудотворною иконою на пелене, вновь совершили молебствие, и из панагии вынут еще один жребий митрополитом Сарским Серапионом, а два остальные отложены. Наконец в ту же панагию положили два прежде вынутые из нее жребия и поставили ее пред чудотворною иконою Богоматери. По окончании третьего молебствия один из этих двух жребиев вынул архиепископ Суздальский Серапион и поднес митрополиту Аффонию и всему Собору. Аффоний, не распечатывая жребия, отдал его князю Львову для доставления государю. Царь распечатал жребий пред всем своим царским синклитом и объявил, что «благоволи Бог и Пречистая Богородица быти патриархом Иосифу, архимандриту Симонова монастыря», и тотчас же послал князя Львова в соборную церковь возвестить о том самому архимандриту Иосифу пред всем освященным Собором. Такое необычайное избрание Иосифа на патриаршество совершилось 20 марта 1642 г. На следующий день происходило наречение, а 27 марта и самое посвящение Иосифа в патриарха в присутствии государя. В день посвящения по обычаю у государя был обед, на который были приглашены патриарх и прочие духовные власти. Но как замечено в современном описании всей этой церемонии, когда новый патриарх прибыл в царские палаты и благословил встретившего его государя, государь «в руку и в клобук патриарха не целовал»; когда велел государь патриарху сесть за своим царским столом, то патриарх «сел от государя с сажень или мало больши». Из-за стола патриарх скоро поднялся, чтобы совершить обычное шествие на осляти для благословения Москвы, и снова возвратился к царской трапезе, по окончании которой государь пожаловал его своими подарками. На другой день патриарх продолжал свое шествие на осляти по Москве, на третий — был у государя, поднес ему свои дары и окончил шествие на осляти по Москве.

http://sedmitza.ru/lib/text/436131/

Успение Пресвятой Богородицы было на 15-м году после вознесения и на 48-м после рождества Христова. После вознесения Иисуса Христа на небо Пресвятая Богородица жила в Иерусалиме у евангелиста Иоанна Богослова, которому со креста Сам Господь повелел быть для Нее вместо сына, а Ей для него вместо матери. Подобно апостолам, и Пресвятая Богородица проповедовала о Христе Спасителе. Она любила часто посещать те места, где пребывал Сын Ее Господь во время земной Своей жизни. В одно время Она молилась в саду Гефсиманском, – там, где Господь молился пред Своими страданиями. Тут явился Ей архангел Гавриил и сказал, что чрез три дня последует Ее успение, т. е. смерть. И ко дню успения Пресвятой Богородицы собрались из разных стран, где проповедовали, св. апостолы, кроме одного Фомы: ангелы на облаках перенесли их оттуда в Иерусалим. 15-го августа Пресвятая Богородица, возлежа на постели, без малейшего страдания, как бы засыпая, умерла. Сам Сын Ее Иисус Христос явился в необыкновенном свете, с ангелами, и принял душу Ее. Апостолы на своих плечах несли тело Пресвятой Богородицы для погребения. Узнав о погребении Пресвятой Богородицы, евреи хотели оскорбить тело ее. Один из них, священник Аффоний, забежав вперед шествия, ухватил обе ими руками одр, на котором несли пречистое тело, и хотел было опрокинуть его на землю. Ангел невидимо отсек ему кисти рук. Аффоний раскаялся, уверовал во Христа и тотчас же был исцелен апостолами. На третий день после погребения пришел в Иерусалим и Фома. Узнав о смерти Пресвятой Богородицы, он жалел, что ему не пришлось быть при Ее погребении, и пожелал хотя взглянуть и облобызать пречистое тело Ее. Пошли на гроб Пресвятой Богородицы, и когда открыли гроб, то увидели, что он пуст; там лежат только погребальные пелены 1 . Тогда апостолы уразумели, что Пресв. Богородица воскресла и взята с телом на небо в третий день после Своего успения. Затем Сама Она явилась им в теле на воздухе, окруженная ангелами и св. человеками. Овиновская икона Богородицы получил свое название от явления боярину Овинову. Овинов жил вблизи Николаевской обители, Костромской губернии. Когда он вздумал построить вместо обветшавшей новую церковь в этой обители, то, идя посмотреть место для храма, у самых монастырских ворот встретил двух прекрасных юношей с иконой Богородицы. Юноши, сказав: «Радуйся, Иоанне родители твоей супруги прислали тебе эту икону и повелели соорудить церковь во имя ее и святителя Николая», отдали ему икону. Иоанн внес икону в монастырь и рассказал игумену и братии о своем чудесном видении, Овинов построил храм и поставил в нем икону. Икона творила чудеса. Явление ее было в XV столетии. Находится она в Паисиевом мужском монастыре, Костромской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Святость удостоверялась нетлением его мощей и совершенными чудесами. Известны 3 чуда при жизни преподобного и 27 после его кончины. Имелась в пустыни и икона преподобного XVII века – вклад царя Алексея Михайловича. С 1904 г. начали служить в Синозерской Троицкой церкви молебны с пением тропаря и чтением молитвы преподобному Евфросину, так как в опубликованном Святейшим Синодом «Верном месяцеслове всех русских святых» преподобный Евфросин был помещен в их числе. Преподобный, очень почитавшийся еще при жизни как подвижник и прозорливец, а после убиения как угодник и чудотворец, во второй половине XVII века был церковью чествуем как местный святой. По благословению Святейшего Синода, 29 июня 1912 г. он был причислен официально к лику святых преподобномучеников и чудотворцев Новгородских и как святой угодник изображается на иконе Собора Новгородских Святых. Церковь Иоанна Богослова сгорела в 1944 г. от удара молнии. В 1960 г. сгорела Троице-Благовещенская церковь и колокольня. Святые мощи с 1936 г., после их вскрытия, кощунственно служили «экспонатом» антирелигиозной выставки. 14 июня 1991 г. мощи переданы церкви и обрели свой покой в приделе священномученика Антипы, епископа Пергам Азийских Казанской церкви города Устюжны в раке, сооруженной еще в 1799 г. и возвращенной Устюженским краеведческим музеем. Сказание о митрополите Аффонии (Афонии) Новгородском 5 Память его празднуется месяца февраля в 10-й день, месяца апреля в 6-й день и месяца октября в 4-й день † 1653 На Новгородской кафедре с 1653 по 1649 гг. Блаженный Аффоний возведен был на Новгородскую святительскую кафедру вскоре после кончины (спустя два месяца) митрополита Киприана. Родом он был великоросс, но о времени и месте его рождения, равно и о первых годах жизни, не сохранилось никаких сведений. По поступлении в монашество, Аффоний за свою блаженную жизнь удостоен был игуменского сана в Переславском Борисоглебском монастыре, откуда, по сказанию летописи, и взят на святительский престол в Новгород. «Лета 7143 (1635), – говорит летописец, – марта в 8-й день, на память преподобного отца нашего Феофилакта, в 4 неделю поста избранием и повелением благочестивого и христолюбивого великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича, всея Руси самодержца, и при его государевой благочестивой царице и великой княгине Евдокии Лукиановне, и при их благородных чадех...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А мне, богомольцу твоему, еще немало время, чаю, в пути промешкается. А о брате нашем, паче же отце преосвященном, Аффонии вельми добро твое благоволение. Аз и брат мой – единое. А савинское дело и я чол К и, будучи Савинском я л , богомолец твой, казначея того тебе, государю, не хвалил. А грамоту твою 17 , государеву, что вместе з боярином по указу твоему, государеву, чол, и статейной 18 список чол, и, чтучи его, все плакал со удивлением многим, како сотворилося то смотрение Божие. И твою, государеву, премногую любовь и по смерти отцу нашему по-премногу благодарю, и покланяюсь твоим щедротам, яко Богу и царю ныне и во вся дни живота своего. Писано, отехав от моря рекою Онегою семьдесят верст, в Турчасове, лета 7160 (1652)-го июня в м день. Примечания Л. 19 «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение»... – Лк. 2: 14 . ...по образу блудницы, иже слезами умы нозе Исусу. – В Евангелии от Луки есть рассказ о том, как в доме фарисея Симона некая женщина, грешница, облобызала ноги Христа, отерла их волосами головы своей и помазала миром, символически приготовив Иисуса к смерти. По евангельскому преданию, Христос простил ей грехи – Лк. 7:36 – 50 . ...всемирного отца нашего, святейшаго Иосифа патриарха... и нетленная преселити... – Патриарх Иосиф скончался 15 апреля 1652 г. Ход болезни патриарха, его кончина и погребение подробно описаны царем Алексеем Михайловичем в одном из трех писем к митрополиту Никону, составленных в конце мая 1652 г. – ДАИ 4, 75 – 87 Кротов 1989, 149 – 178. Л. 20...о отце преосвященном, Аффонии митрополите... – В первом из трех писем митрополиту Никону (от 25 мая 1652 г.) Алексей Михайлович подробно рассказал о погребении бывшего новгородского митрополита Аффония. Документы сохранили свидетельства о встречах Никона и Аффония. Новгородский митрополит Аффоний поставил иеромонаха Никона игуменом Кожеозерской пустыни – Шушерин 1997, 30. Весной 1649 г. сразу после поставления в новгородского митрополита Никон посетил Аффония, проживавшего на покое в Спасском Хутынском монастыре – БАН, собр. текущих поступл., оп. 2, л. 69. По свидетельству И. Шушерина, Никон просил у Аффония благословения. Однако тот, сам приняв благословение от новопоставленного новгородского митрополита, назвал Никона патриархом – Шушерин 1997, 32 – 33. Митрополит Аффоний скончался 6 апреля 1652 г. Погребение же его состоялось поздней весной, «а до погребения стоял» – Тихомиров 1979, 291 – 292.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010