«Немедленно покинь двор Отступника!» — летят письма в Новый Рим из гористой Каппадокии. Там, вдали, за Назианзом, за рекой Ирис, виднеются горы Армении, там – Арарат, куда причалил ковчег Ноя. Вернись! Вспомни о судьбе Хама и Ханаана! Он не вернулся. «В семье не без урода» — подумали благочестивые люди в Каппадокии. «Горе-то какое, Нонна!» — говорили соседки, крестясь. Нонна молчала. Она знала, что за сердце у ее младшего сына. Когда-то сорок севастийцев стояли в водах озера – их полк снова вернул себе ровный счет. Один воин покинул их, но вернулся другой. Помнишь, Григорий, когда ты уснул на празднике в честь Сорока мучеников, твое видение? Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн… …Кесарий мало писал домой. Как он готовился к диспуту с императором Юлианом? Для всех его знакомых это было лишь формальной процедурой – признать правильность веры императора-язычника и сделать новый шаг по карьерной лестнице. То, что Кесарий будет участвовать в диспуте, его друзьями было воспринято, как намек на грядущие императорские милости. Полноте, не стал ли так малоизвестный епископ Пигасий главным жрецом? Да и не он один… Когда он шел на диспут, придворный врач, Орибасий, изнывал от зависти. Почему император возвышает отступивших христиан, и забывает старых друзей-эллинов, которые всегда были с ним, несмотря на опасности и угрозы. Как несправедлива судьба! Но судьбы – нет. «Карьерист! Лицемер!» — шептались за его спиной иные. «Верно говорят, что змея, укусив каппадокийца, умерла!». …Это было сражение. Двух философов и двух риторов. Кесарий спорил с императором – и не был побежден. Он не поддался и – победил. Юлиан шокирован такой дерзостью. Не панегирик услышал он – столь привычный ему, хоть он верил и не верил в искренность всех этих слов обращения в эллинство – в обмен на теплое место при дворе. Но зачем вступать в диспут, если не желаешь сдаваться? Это – вызов? Да, Кесарий врач вырос при алтаре, где лежали тела воинов-севастийцев…

http://pravmir.ru/kesarij-kappadokijskij...

Когда они заснули, волей Божией стали светлы видом, не нося на теле никакого следа истязаний. Когда они распевали псалмы и веселились, сторож тюремный донес об этом Соломону (§ 23). Последний велел тянуть их по железным трезубцам, а сверху бить их дубинами, чтобы глубже пронзить тела их, а также лить в раны их уксус (§ 24). Во время молитвы святых раздался гром и последовало страшное землетрясение. Соломон вскочил с трона и устрашился шума. Голос с неба утвердил мучеников: «не бойтесь, ибо я с вами». Воины стояли опять здоровыми, как прежде. Святые опять были распяты на столпах (§ 26). – В последней молитве ко Господу (§ 27) любопытно их моление в следующих словах: «даруй и всем, призывающим и совершающим память нашу, чтобы ничто скверное и нечистое не вошло в дом их; но благослови и исполни на них милости Твои и неизреченное богатство славы Твоей...» – Это характерная черта мученичеств святых палестинских и восточных. Напр. муч. Модест, архиеп. Иерусалимский, также молил: «кто призовет имя мое и память меня смиренного будет совершать, будь помощником таковому и не оставь его, но наполни благ Твоих и даруй ему богатые милости Твои»; 553 или Николай Мирликийский говорил: «сице кто и мене в помощь призовет к себе, покори ему, Господи, вся супостаты его; аще кто напишет слово моего жития или кто напишет образ моего подобия, уподоби их, Господи, в православной вере христианстей». – Во время молитвы мучеников Господь явился им с ангелами и сказал «Радуйтесь, истинные слуги и други мои». Соломон велел пронзить их копьями (§ 28). Мученики скончались 21 октября. Имена всех 63-х приведены агиографом: Евсевий, Феодул, Давид, Пигасий, Неофит, Акакий, Дорофей, Стефан, Дометий, Герман, Дионисий, Епифаний, Стратоник, Леонтий, Мануил, Феофил, Илия, Иоанн, Самуил, Евлампий, Алексий, Фотий, Евтропий, Мефодий, Харитон, Феофилакт, Анастасий, Андроник, Симеон, Феоктист, Роман, Павел, Агафоник, Мина, Афанасий, Иаков, Никифор, Порфирий, Тимофей, Иринарх, Авксентий, Иосиф, Григорий, Каллиник, Аарон, Кириак, Феодосий, Евстафий, Исаакий, Александр, Елевферий, Адриан, Христофор, Антиох, Исидор, Парфений, Сергий, Евпл, Игнатий, Феофан, Кирилл, Захария и Анфим (§ 29).

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Распространенным было поверье, что аист приносит детей. В Белоруссии во время празднования родин в дом приходил ряженный аистом и поздравлял родителей с новорожденным. Согласно приметам, ребенка следует ожидать там, где кружит аист, или тому, к кому на поле часто прилетает аист. Если он встанет на трубу во время свадьбы, у молодых будет ребенок. Аист снится женщине к беременности или рождению сына. Представления об отношении аиста к деторождению связаны с фаллической символикой его клюва, которая проявляется, в частности, в поведении ряженного аистом в рождественской обрядности, когда он клюет своим клювом девушек. Гнездо для аиста устраивают на доме или возле жилья, используя для этого старую борону или колесо, которые, как считают в некоторых местах, должны установить холостяк с помощью девушки. Повсеместно гнездо аиста на крыше дома – счастливая примета. Оно оберегает дом от молнии и пожара, от гада, от злых чар и духов, способствует прибыли в хозяйстве и обогащению хозяина. Дом, который аист избегает, считают проклятым. Отсутствие гнезда аиста на доме или в селе сулит пожар, а уход аиста с гнезда – запустение дома или смерть кого-либо из домашних. В предчувствии попадания молнии или пожара аист покидает гнездо и переносит птенцов. Нарушение запрета разорять гнездо аиста, уничтожать птенцов и особенно убивать аиста считается тяжким грехом и сулит обидчику несчастье, смерть, смерть его матери или сына, телесные уродства, слепоту, глухоту у детей, ущерб в хозяйстве, молоко с кровью у коров. Наиболее распространенное наказание – пожар: считается, что аист мстит обидчику, высекая огонь клювом или принося в клюве головню или уголь, которыми поджигает крышу. В белорусском Полесье жницы просят аиста: «Иванько, Иванько, зашли нам трохи витру, бо не здюжим жаты». А. Г. Акиндин и Пигасий Святые мученики (341–345), празднуемые 2/15 нояб. Русские крестьяне считали их покровителями житниц и молились им, чтобы они оберегали от огня овины и амбары. Их знали как «строгих» святых: хорошим хозяевам они помогали, а нерадивых наказывали. Аксинья Полухлебница

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, правда то, что святые угодники Божии на самом деле становятся покровителями семей тех, которые, отправляясь в путь, поручают их в защиту им – угодникам. А отсюда и является для нас отрадное убеждение в том, что святые, как озаряемые светом лица Божия, видят нас, знают, какие мы питаем к ним чувствования, платят нам любовью за любовь и нам, чтущим их и потому близким к ним, всегда готовы оказать свою защиту и покровительство. Убеждаясь же в этом, и мы, со своей стороны, отправляясь в путь и во всякое другое время, будем с любовью и молитвой прибегать к нашим невидимым друзьям, защитникам и покровителям – угодникам Божиим; и будем усердно просить их, чтобы они святыми своими молитвами и нас самих, и наши семьи ограждали бы от всякого зла видимого и невидимого, жительству нашему испросили бы мир и тишину; и на нас самих, и на семьи наши низводили бы вседействующее благословение Божие. Аминь. 2-й день 64. Господь всегда неизменный помощник в страданиях верным рабам Своим (Из жизни святых мучеников Акиндина и Пигасия и иже с ними. Чет. Мин. ноябр. 2) Люди маловерные, храмлющие в делах веры на оба колена, в скорбях и страданиях всегда бывают особенно малодушны и вопиют: «Где же Бог ? Почему Он от бед не освободит меня? Видно, Он не видит или не хочет видеть человеческих скорбей и страданий и облегчить их!» Справедливо ли так говорят люди маловерные? И правда ли, что Бог не видит или не хочет видеть человеческих страданий и облегчить их? Что на это ответить людям, на оба колена храмлющим? Ответим так, как нам Бог на мысль послал; но ответим не рассуждениями или соображениями, а действительными и неоспоримыми примерами. Однажды персидский царь Саворий, узнавши, что служившие при дворе его мужи Акиндин, Пигасий и Анемподист исповедуют христианскую веру, приказал привязать их к деревьям, а под деревьями разложить огонь, «да», как сказано, «от уз и огня зле, души своя извергши, погибнут». И привязаны были святые, и огонь под ними возжен был, и в муках стали они молиться так: «Светильник и Творец наш, преданный за нас, оплеванный, укорённый, как злодей на дереве повешенный, всё Своею рукою содержащий Владыко! Ты ныне приди, и призри на наши страдания, и яви нам Твоё спасение! Воззри на наши болезни, и помилуй нас, и яви всем, что мы лишь Тебя Одного имеем Бога на Небесах!» И что же произошло после этой молитвы? Тотчас явился мученикам Господь, с лицом, сиявшим как солнце; и, при явлении Его, узы со святых спали, огонь угас и мученики стали совершенно здоровыми. И исполнились они неизреченной радости от явления Господня, Господь же стал невидим.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

н. будильником братии, пономарем, в праздники помогал в алтаре. Великим постом 1896 г. настоятелем Андреевского скита архим. Иосифом (Беляевым) пострижен в рясофор с именем Пигасий, 27 марта 1899 г.- в мантию с именем Питирим. 14 мая 1900 г. греч. архиереем был рукоположен во диакона и вскоре направлен на подворье Свято-Андреевского скита в С.-Петербург, где служил как иеродиакон и казначей. В 1902 г. вернулся на Афон. 25 сент. 1904 г. был рукоположен во иерея. До кон. 1911 г. он нес послушание эконома скита, также являлся помощником настоятеля по строительным работам. Под рук. иером. Питирима в 1907 г. в обители была расширена усыпальница, построены кельи на 26 чел. для пожилых монахов, в 1909-1911 гг.- корпус для странников и храм во имя Самсона Странноприимника. В 1910 г. иером. Питирим был приглашен в скит Фиваида строить собор (строительство закончилось позже, уже без него). Его заслугой было проведение в обители водопровода, для чего на горе выше обители построили новую цистерну-резервуар (тогда как ранее вода была только в нижнем дворе), из этого резервуара был проведен водопровод на верхние этажи. В нояб. 1911 г. назначен настоятелем Одесского подворья афонского Андреевского скита и доверенным от скита по управлению обителями, капиталами и имуществами в Одессе: руководил изданием Свято-Андреевского скита ж. «Наставления и утешения святой веры христианской». 2 июня 1913 г. Херсонский и Одесский архиеп. Назарий (Кириллов) наградил его набедренником. Во время происшедших на Афоне в 1912-1913 гг. беспорядков (см. Имяславие ) иером. Питирим резко негативно относился к деятельности «имяславцев». Он воспрепятствовал их незаконным действиям в Одессе и отказался передавать в захваченный «имяславцами» скит продукты и деньги. Узнав о намерении церковных властей оставить Свято-Андреевский скит за «имяславцами», а остальных монахов из этой обители перевести в афонский Свято-Ильинский скит и Пантелеимоновский мон-рь, иером. Питирим 14 мая 1913 г. приехал в С.-Петербург и в личных беседах сумел убедить членов Синода в необходимости послать на Афон специальную комиссию для «усмирения монашеского бунта».

http://pravenc.ru/text/2580312.html

5 По руковод. „О живопис. Искусстве” свящ. Даниила изображ. в кружках: св. Поликарп, Игнатий Богоносец , Сильвестр, Елевферий, Кирилл, Ахиллий, Парфений, Климент, Агафангел, Власий, Вукол, держащий в руках юнца. Безсребренники Пантелеимон, Ермолай, Козма, Дамиан, Кир, Иоанн, Сампсон, Диомид, Фалалей и Трифон. Сергий, Вакх, Христофор, Евгений, Авксентий, Евстратий, Мардарий, Орест, Уина, Виктор, Викентий, Акиндин, Пигасий, Афеоний, Елпидифор, Анемподист, Анания, Азария, Мисаил, Кирик, Иулита, Марина, Кириака, Варвара, Параскева чудотворица, Фекла первомученица, Екатерина, Ирина, Феодора мироточивая, Мария-Магдалина и Анна (Труд. Киев. дух. Акад. 1867 г. т. IV, стр. 470). 6 В Протатском древнейшем храме размещение иконописи по стенам несколько иное. По описанию архимандрита о. Антонина, все внутренние стены и дуги в пролетах по всему пространству храма покрыты священными изображениями в боковых отделениях в три, а в среднем в четыре яруса. Первый (нижний) ряд их составляют отдельные в естественную величину изображения святых – в самом храме мучеников и преподобных, а в алтаре – святителей. Второй ярус также большею частью занят отдельными изображениями – евангелистов, апостолов и мучеников внутри храма, а в алтаре – событий из жизни Господа. Третий ярус посвящен памяти евангельских событий, исключая четырех угловых отделений, где до самого потолка возвышаются (частью даже уходят за потолок) ряды мучеников. Четвертый ярус находится на стенах средней части храма, более возвышенной, чем боковые, и представляют собою ряд ветхозаветных праотцев от Адама до Иосифа Обручника включительно. Начинаясь в юго-восточном углу алтаря, он опоясывает собою всю церковь и оканчивается в северо-восточном углу того же алтаря. Изображения – в естественную величину и во весь рост, но над большими пролетами от недостатка места сокращаются до бюстов. Святые ветхо заветные изображены также по дугам больших пролетов (это наилучше сохранившаяся стенопись церкви). Между всеми отдельными изображениями одно только встречается женское – праматери Евы – и то на такой высоте, что почти не различается. Между тем картины из евангельской истории, естественно, наполнены, и женскими лицами. Но они находятся на высоте. Это конечно сделано не без расчета (Замет. поклон, св. горы стр. 111–112).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В этих блюдах на Афоне совершается благословение хлебов на великие праздники во время всенощного бдения: выносятся пять хлебов, пшеница, вино и елей перед шестопсалмием; обряд позднейшего монастырского происхождения, и изукрашенные блюда принадлежат чаще соборам бывших монастырей. Такое блюдо (рис. 89) для благословенных хлебов имеется в Лавре св. Афанасия 129 от 1677 года, вклад клисиарха Григория из Филиппополя, богато изукрашенное, из серебра, с одною башенкою посреди чаши, как бы готической формы, с шатровым верхом и 4 башенками поверх четырехсторонней башенки, покрытой чеканными изображениями: праздников, в канун которых совершается благословение: Преображения, Успения Б. М., Снятия со Креста, Троицы, с греческими надписями; на ножке в 8 отд. изображены погрудно: Николай, Афанасий, Антоний, Спиридон, Василий, Пигасий, Афанасий, Кирилл, также с греческими надписаниями имен. Точно так же на подножии, по отдельным лепесткам цветочной базы изображены уже во весь рост фигуры. Изображения эти, сопровождаемые по обе стороны греческими надписями, представляют любопытнейшее соединение западного южно-германского готического пошиба с византийскими типами и по самой редкости заслуживают внимания: св. Авксентий, Евгений, Мардарий, Георгий, Прокопий, Ф. Тирон, Ф. Стратилат, Димитрий, Георгий, Евстратий. Употребленные здесь цвета финифти зеленый и синий, цветки и гранаты; по бордюру бирюзовая финифть, фон из саженого бисеру, Флаконы украшены бирюзовою и синею финифтью. Внутри блюда чеканены Праздники Господ., кругом надпись с годом α χοβ марта 20, клисиарха Григория из гор. Филиппополя. Столь же важна и любопытна орнаментика чаши: готическая форма башенки, венечной открытой аркады, ажурных пальметт; византийские типы святых отшельников и святителей, восточный рисунок орнаментов на фляжечках и чисто народная, югославянская техника скани с финифтью в разводах по нижнему бордюру ножки. Другое афонское блюдо 130 или, точнее, чаша, для благословенного хлеба, имеет вид большой цветочной чашечки и сделана из серебра со всеми мелкими подробностями. Чаша по бордюру и по ножке украшена травными разводами, довольно характерными для южно-балканского художества XV – XVI столетий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Но на окраинах империи и вне пределов ее мученичество за Христа продолжалось. Особенно нечестивые персы доставили христианскому миру много мучеников. Было две эпохи особенно сильного гонения на христиан от персов – при царях Саноре и Издегерде (IV–V в.) и при царе Хоздрое (VII в.). В первую эпоху пострадали следующие мученики, вошедшие в макарьевские минеи четьи: мученица Ия (сент. 11.) Мамелфа (окт. 5.) Иоанн епископ и Иаков пресвитер (ноябр. 1.) Акиндин, Пигасий и 7028 (ноябрь 2.) Акепсима епископ, Аифал диакон, Иосиф пресвитер (ноябр. 3.) Нирса епископ, Иосиф ученик его, Иоанн, Саверий, Азат скопец, Иасоний и пр. (ноябрь 20.) Иаков персянин (ноябр. 27.) Авраамий епископ ариельский (февр. 4.) Садоф епископ и с ним 128 (февр. 20) Авда епископ и Вениамин диакон (март. 31.) Февруса, сестра ее и рабыня (апр. 4.) безымянные мученики, в Персиде в пленении избиенные при Саворие царе (апр. 9) Васик и Аска дщерь его (апр. 13.) Симеон епископ персидский и дружина его; сто мучеников и с ними Азад скопец (апр. 14.) Авда и Удес епископ и иже с ними (мая 16.) Симеон, Исакий и Вафрий (мая 18.) Мануил, Савелий и Исмаил (июн. 17.) Дементий (авг. 7.) Во вторую эпоху (при Хоздрое) пострадали: Анастас персянин 621 г. (янв. 22.) св. муч. Елладий (VI в.) (мая 28) живая мученица Голиндуха ок. 588 г. (июл. 12.) муч. Вата (мая 1.) Страдания персидских мучеников были весьма тяжки; с них живых снимали кожу, резали по членам, отрезали язык и т. п. Русский летописец вспомнит о тяжких персидских муках при рассказе об убиении князя Романа рязанского в 1270 г. «Убиен бысть князь Роман Ольгович рязанский от поганых татар, и бысть сице убиение его: заткоша уста его убрусом и начаша резати его по суставам и метати разно, и яко разоимаша и остася труп един, они же одраша главу его и на копие взоткоша. Сей новый мученик есть подобен страстью Якову Перьскому» 415 . Туже крайнюю лютость персидских мучений имеет в виду протопоп Аввакум, когда, изображая современное ему тяжелое положение старообрядцев, говорит: не почто ходить в Персиду, а то дома Вавилон 416 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Петр , пресв. капетолийский, 4 окт. Петр , еп., муч. болгарский, 22 янв. Петр , еп. никийский, 10 сент. Петр , преп. из обители св. Фоки, 9 окт. Петр , муч. африканский, 23 сент. Петр патрикий, прен. цареградский, 1 июля. Петр преп., еписк. Аргивов 3 мая. Петр , св. афирский, 5 сент. Петр , преп. атройский, 13 сент. Петр , царевич ордынский, ростовский, 29 июня. Пигасий (источающий воду, греч.), муч. персидский, 2 ноября. Пимен (пастырь, греч.), Великий, преп. египетский, 27 авг. Пимен , преп. палестянский, 27 авг. Пимен многоболезненный, преп. печерский, 7 авг. Пимен постник, инок печерский, 27 авг. Пинна (раковина с морским льном или и перламутровая, греч.), мученик, 20 янв. и 20 июня. Пист , (верный, греч ), муч. едесский, 21 авг. Пиама (Пиамун, егип. матерь, питательница), преп. дева, 3 марта. Пионий (тучный, греч.), священномуч., пресв. смирнский, 11 марта. Платонида (широкая, греч.), преподобная, 6 апр. Платон (широкий, греч.), муч. анкирский, 18 ноября. Платон преп., игумен студийский, 5 апр. Поликарп (Иулия) девица, муч. коринфская, 6 ноября. Поликарп (многорлодный, греч.), священномуч., еп. смириский, 23 февр. Поликарп , муч. александрийский, 2 апр. Поликсения (весьма гостеприимная, греч.) преп., мученица апостольская, 23 сент. Полихроний (многолетний, греч.), еп. вавиионский, 30 июля. Полихроний пресв., муч., 7 окт. Полихроний , пустынник сирийский, 23 февр. Полиевкт (многожеланный, греч.) воин, муч. в Мелитине армян., 9 янв. Полиевкт , муч. кесарийский, 19 дек. Полиен (многохвальный, греч.), муч. римский, 18 авг. Полиен , пресв. прусский, 19 мая. Полувий (т. е. Поливий, имеющий много средств к жизни, греч.), еп. ринокирский, ученик св. Епифания, 12 мая. Помпей (вождь, проводник, греч.), муч. диррахийский, 7 июля. Помпий (тоже), муч. африк., 10 апр., 28 окт и 13 мар. (Публий). Помпий , из 10 мучч. критских, 23 дек. Понтий (морской, греч.) римлянин, муч., 5 авг. Поплий (Публий, общенародный, лат.), преп. сирийский, 25 янв. Поплия , диаконисса антиохийская, 9 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Он велел приготовить свою царскую колесницу и, поднявшись на нее, звал к себе святых мучеников, чтобы они садились вместе с ним. Святые отвечали: — Нет, царь, мы не поедем на колеснице, но пойдем сами. Так они дошли до этого мерзкого храма. Взяв их за руки, царь вошел с ними в храм и начал кричать: — Велик бог Зевс, и велика сила его! приидите, возлюбленные мои, и помолитесь прежде меня великому богу Зевсу. Святые отвечали: — Как ты велишь, так и сделаем. Сотворив крестное знамение на челах своих, они упали на колена и, подняв к небу свои руки, начали молиться Богу, Единому в Троице, Отцу и Сыну и Святому Духу; и тотчас потряслось то место, и храм начал разрушаться. Царь, убоявшись, выбежал вон со всеми, кто был с ним, и пал храм вместе с идолами, и всё находящееся в храме разбилось в прах. Святые же остались при падении того храма невредимыми; они радовались при виде силы Христовой и смеялись над беспомощностью языческих богов. Царь воспылал сильною яростью на святых и сказал им: — Таково-то ваше обращение к Зевсу и поклонение ему? такова-то ваша молитва, что вы своим волхвованием разрушили храм и сокрушили богов? Святые отвечали: — Как мы научились издавна, так и молились Единому Богу, Создателю всего мира, волхвования же не знаем; и не от какого-либо волхвования, но от всесильного имени Божия, призванного нами в молитве, разрушился скверный храм с нечистыми вашими богами. Царь повелел приготовить три котла и наполнить их оловом, серою и смолою, разрубить старые лодки на дрова [ 8 ] и развести ими большой огонь под котлами. Когда это было сделано, и сильно раскалённые котлы кипели и клокотали, святых связали цепями и свесили их сверху в котлы, сначала до пояса, потом — до груди и наконец — до шеи. Они же взирали, среди этих мучений, на небо, и каждый из них пел свою песнь из псалмов Давидовых. Блаженный Пигасий взывал: «Ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет» (Пс. 35:10). Блаженный Анемподист говорил: «Моя нога стоит на прямом пути; в собраниях благословлю Господа» (Пс. 25:12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010