А что вы по убеждению духовника и с прискорбием получили за фланель деньги, то сего не хотелось бы слышать от вас, но с печалию слышим, что к самочинию и самосмышлению склонны. Но, яко от Господа, здравый разум, и рассуждение, и благодать, и милость Господа нашего Иисуса Христа по милосердию Всевышнего да руководствует вами. 18 октября 1827 года. 11. Таинство причастия и исповеди. Не отчаивайтесь: если упали – восстаньте Вы изволите писать насчет вашего отлагательства к таинству исповеди и святому приобщению и что даже духовник казался вам страшен! Но однако Милосердный Всемогущий Господь изобличил томящего вас злокозненного врага, всевающего плевелы в вашу незлобивую душу, и показал вам явственно, что все мнения оказались ложными и непотребными. А потому положим начало при помощи Господней впредь не отлагать время за время, и день за день, но с усердием, и благоговением, и упованием да потщимся приступать почаще к святым и животворящим тайнам! Вы уже на самом опыте в день приобщения святых и животворящих таинств чувствовали душевную отраду, довольно утешительную и прохладительную, трезвением и легкостию преисполненную! Но хотя на другой день и попустилось вам за суету излишнюю и рвение тягость, сон и прочее, то это многим от Господа попускается, дабы мы при содействии дарованной радости и утешений не облегчили себя от трудов деяний и тесноты. Смирением и помощию Всемогущего Господа позволено нам победить и посрамить прегордого Голиафа! Вы объясняете, что не поредку, яко слабейшая в человецех, побеждаетесь от малодушия и навета. Но что делать... Когда сие и случится вам, яко человеку во время шествия по лествице добродетелей, иногда и поползнуться вышеозначенными страстьми. Но однако при помощи Божией и паки да восстанем раскаянием и познанием своих немощей и паки потецем со упованием и благонадежием на помощь Всемогущего Господа! И аще паки иногда утесняемы от скорбей и молвы приходящей или других неприятных вин, то паки восстанем и потецем. И Премилосердый Господь, увидя твое таковое долготерпеливое тщательное течение, всячески отомстит соперникам, врагам твоим, борящим тя, и дарует вам сугубую благодать к совершенному побеждению мысленных и чувственных супостатов наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Насчет духовника, о. Афанасия, я вам предоставляю на ваше чувствование сердца, а что он вас удостоил к причащению святых Христовых Таин, то вы сие с верою приимите и покойны будьте. А к совершенному откровению, когда вас события запутанностей устрашают, то я, прескверный, принуждать вас в совершенное доверие не смею. Насчет вашей прохватки с Анною Дем., хотя и произошел непохвальный объяснительный разговор, но, может, сим не прекратится частность их посещений. Правда, что и не поредку бывает и противными частьми попустительными польза убогим душам нашим. Хотя я, окаянный, твердо помню, что вас просил, дабы всевозможно старались и нудили себя удерживаться от грубостей против Анн. Дем., – что ж делать, когда попустилось вам такое нетерпение. 23 сентября 1827 года. 10. Приучайте себя к терпению. Как поступать с изъеденной просфорой. Осознание своих немощей. Где смирение, там неподалеку и спасение. Совет о покупке дома. Самочиние Да предприимем мужественно терпение и предоставим, что за наши грехи и нерадение Премилосердый Господь попустил нам сие, дабы мы, слабые, приучали себя к мужественному терпению и к благонадежному на Премилосердаго Господа Бога непостыдному упованию! И я вас могу твердо уверить, что, ежели вы сие со благодушием потерпите, то вам Всемилостивый Господь невидимо пошлет со усугублением! Просфору, крысой поврежденную, соизвольте без сомнения кушать, ежели кажется противно, то грызеное место ножом поочистите и крошки в Неву отошлите высыпать в воду. Вы пребываете не чувствительны, и к молитве холодны, и леностию преодолеваемы. Но, слава Богу, и о сем, что, по крайней мере, сознаете свои немощи и ничтожество. А посему и должны о себе смиренномудрствовать и посмирней мечтать... А где смирение, там неподалеку и спасение! Сестрице вашей со всеми ее детьми свидетельствуем сими малыми строками наше преиначувствительнейшее почтение с поклонением. Но, по нашему худому разумению и рассуждению, дом ей покупать отнюдь неполезно. Мы не помалу удивляемся ее таковому начинанию, и почитаем за попустительское искушение, и предчувствуем вред. И тщету описывать ни время, ни силы не позволяют, но когда преслушает, то мы чисты будем от крови ее приключающихся скорбей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

1-го числа Св. мученика Трифона В гонение императора Декия (250–251 г.) правитель восточных провинций, Акилин, живший в Никее, послал во Фригию воинов разыскать Трифона, жителя селения Кампсад, близ города Апамеи (ныне Мунданьи), как распространителя христианской веры, ослушника царской воли и презрителя богов. Трифон не скрывался, сам отдал себя в руки посланных и, связанный, приведен в Никею. Правитель сидел на своем судейском месте, окруженный чиновниками, воинами и слугами, и сказал: «пусть представленный скажет нам имя свое, отечество, судьбу свою и веру свою». «Имя мне Трифон», отвечал узник; «отечество – селение Кампсада, близ города Апамеи. Судьбы у нас нет, и ей ничего не приписываем; ибо веруем, что все устрояется Божиим промыслом и смотрением, а не случаем, или судьбою, или влиянием звезд. По состоянию я свободный римский гражданин и служу только Христу, Который есть и начало и конец веры моей». «Думаю», сказал правитель, «что ты не слышал о царском повелении предавать смерти христиан и непокланяющихся богам. Оставь же веру свою, иначе будешь брошен в огонь». Так как святой не покорился повелению, то был сперва подвержен бичеванию, которое продолжалось три часа с перерывами для увещаний. «Покайся», говорил Акилин; «поклонись богам; никто из противников царского указа не мог избежать горькой смерти». – «И я тебе говорю», отвечал мученик: «никто из отвергшихся Христа, Царя Небесного, не наследует жизни вечной, а пребудет в огне неугасимом». После сих истязаний, отправляясь на охоту, велел он вести за собою и Трифона, привязанного к коню. Была гололедица, так что подошвы ног расторгались и пальцы на ногах отрывались. Трифон терпел страшные муки и ободрял себя молитвенным пением псалмов Давида; после охоты снова был склоняем к идолослужению и отправлен в темницу. Чрез несколько дней, возвратясь в Никею из путешествия в другие города и видя непоколебимость Трифона в вере, приказал в ноги его вбить гвозди и водить по улицам; а стояло зимнее время. Когда же и эта жестокая пытка не отвратила исповедника, то мучитель велел повесить его на дерево и после бичевания опалять бока свечами; небесный свет озарил и укрепил подвижника. Наконец мучитель изрек смертный приговор: «Трифон из Апамеи, противник царского повеления и непочтительный к богам, да будет обезглавлен».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вокруг храма довольно большая территория. Трава аккуратно подстрижена, разбиты цветочные клумбы — сказывается «петергофское» прошлое отца Виталия. Есть детская площадка, куда приходят играть дети из поселка, калитка не запирается почти никогда. «А бабушки приводят внуков на службы?» — спрашиваю. «Очень редко, к сожалению. Они бы и рады, но многим родители не разрешают». Зато собственные дети отца Виталия помогают в храме: звонят в колокол, трое сыновей прислуживают в алтаре, дочь поет в хоре. Со своей матушкой Акилиной отец Виталий познакомился в Ленинграде, когда учился в семинарии, хотя они оба из одного закрытого города, Красноярска-45 . Матушка окончила регентский класс и, конечно, регентует в Казанском храме. «Один из плюсов сельской жизни — большую часть времени я провожу с семьей. Раньше, когда служил в большом соборе, жену и детей практически не видел, — признается отец Виталий. — Жизнь сельского прихода мне напоминает монастырскую: прихожане расходятся по своим домам, как монахи на послушания, а потом все вместе собираются на службу. Все наши прихожане друг друга хорошо знают, — а в больших городских храмах люди частенько знают друг друга только в лицо, не по имени, а иногда и вовсе не знакомы. Зато и священник в селе всегда на виду: в городе вышел из храма в мирской одежде — и нет тебя, а здесь никакая одежда не поможет, потому что все тебя знают. Это дополнительная ответственность». Конечно, в отдаленном приходе настоятель чувствует себя в изоляции. Отец Виталий считает, что это можно преодолеть. «Хорошо бы установить связи между сельскими и городскими общинами, — предлагает он. — Тогда можно было бы организовать у нас лагерь для городских детей, проводить совместные службы с городскими священниками. А то уже много лет служу один, даже отвык, наверное, служить соборно». Отпуска у отца Виталия не бывает: «Куда я уеду? Второго священника нет, а я служу каждое воскресенье». — «А можете одно воскресенье пропустить и все же съездить куда-нибудь?» — «Никогда об этом не думал, даже представить себе не могу».

http://old.aquaviva.ru/archive/2009/8/61...

Святой мученик Христофор Когда одним комитом (так назывались царские телохранители) он взят был на войне в плен, то не обладал даром человеческой речи. Он помолился Богу, и Господь послал к нему ангела, который сказал ему: «Мужайся, Репрев!» – таково было его первое имя, – а потом прикоснулся к его устам и сообщил ему чрез это способность говорить. Когда после сего он прибыл в один город, то стал обличать тех, которые преследовали христиан. За это некий Вакх избил его, но он в ответ на это сказал Вакху, что принимает со смирением от него побои только ради заповеди Христа, а если бы он поддался гневу, то не устоял бы ни сам Вакх, ни даже сила императора, которую он обратил бы в ничто. Вскоре за ним было прислано двести человек воинов, чтобы привести его к императору (согласно с греческими прологами, это был вероятно император Декий, царствовавший в Римской империи с 249 до 251 г.), и, когда они шли, то на пути совершенно сухой жезл, бывший в руках святого, чудесно расцвел, а затем когда во время путешествия у воинов не хватило хлеба, то он умножил его в изобилии. Это великое чудо привело в удивление воинов, и они уверовали во Христа и вместе со святым были крещены Антиохийским епископом, святым священномучеником Вавилою, причем святому вместо Репрева дано было имя Христофора (Χριστφορος). Когда святой приведен был к императору, то последний при виде его почувствовал ужас и неожиданно упал навзничь, а потом, придя снова в себя, задумал заставить его отречься от Христа, но не явными мерами насилия, а хитростью сперва изменить его настроение, а потом ласкою склонить его к исполнению своей воли. С этою целью он велел позвать двух женщин – блудниц, красивых лицом и готовых отдать себя на блудное соединение, которые соблазнительными беседами возбуждали в молодых людях непреодолимое, безумное стремление к блудодеянию. Имя одной из этих женщин было Каллиникия, а другой – Акилина. Император велел им войти к святому и внушить ему различные соблазнительные мысли, как это было у них в обычае, чтобы, побуждаемый преступною любовью к ним, он согласился отречься от веры во Христа и принести жертву языческим богам, но святой Христофор стал их поучать вере во Христа и своим словом отвратил их от идолослужения.

http://pravoslavie.ru/48431.html

По делу 1935 года монахиню Аркадию (Пьянкову) привлекли в качестве свидетеля. Следователя интересовало, какие поручения она получала от архиерея. Матушка Аркадия ответила, что выполняла в квартире домашние работы, докладывала владыке о приходе посетителей (духовенства, верующих), а также отправляла исходящую почту. Кроме того, сопровождала архиепископа в его поездках в Москву. (Зимой 1934-1935 года митрополит Сергий (Страгородский) вызывал владыку Онуфрия в столицу для участия в работе Временного Патриаршего Священного Синода). На допросе 31 августа монахиня Аркадия подтвердила, что игумен Мартиниан прошлой зимой совершил постриг мамы архиепископа, и сам архиепископ при этом присутствовал. Однако о других постригах следователь от этой свидетельницы ничего не узнал. Меж тем священномученик Онуфрий уже 1 августа назвал имя ещё одной новопростриженной монахини. Её звали… Аркадией. Но давайте прочтём соответствующий фрагмент протокола допроса. – По чьей инициативе происходил постриг указанных лиц? – допытывался следователь, которому владыка Онуфрий сообщил, что постриги совершались на дому у постригаемых и что фамилий у постриженных архиерей не спрашивал. – Постриги совершались по желанию самих постригаемых, то есть они испрашивали моего благословения на постриг, на что я давал своё разрешение. – Для какой цели совершалось пострижение этих лиц? – не унимался следователь. – Постриги этих лиц совершались для приготовления их к смерти: все постригаемые были в старческом возрасте (не мене 60-ти лет каждая), двое из них умерли – монахиня Аркадия, а другой не помню. Следовательно, здравствующая монахиня Аркадия (Пьянкова) и покойная монахиня, постриженная игуменом Мартинианом, – не одно и то же лицо.      Недостающие имена мы находим в показаниях священника Максима Балычева, привлечённого в качестве свидетеля. По его сведениям, игумен Мартиниан совершил постриг над некой Анной, которую нарёк Арсенией, и ещё одной неизвестной женщине он дал в постриге имя Перпетуя. Упоминает Балычев и монахиню Аркадию, которую в миру звали… Акилиной, добавляя, что фамилия её ему неизвестна.

http://pravoslavie.ru/139245.html

Радуйся, Евфимие, от каменносердечных камением побиенный! Радуйтеся, Акилино, Анно, Павле со чады, в дому своем сожженнии! Радуйтеся, Ирино со чады Анною, Афанасиею, Евпраксиею, Прохором и Мариею, за врата града отведеннии и тамо, от Христа не отрекшеся, убиеннии! Радуйся, Ирино иная, сердцем твоим кротким Иисуса кроткаго возлюбившая и службе церковней на всяк день прилежавшая, мучителем, рабов Божиих ищущим, не таящися рекшая: христиане есмы! Радуйся, вдовице Капитолино, мрачную нощь отречения от Христа прешедшая и светлым утром покаяния, посем же подвигом мученичества грех свой омывшая! Богородичен: В ладычице, Богородице Пречистая! Ты зриши немощь нашу и разслабление духовное, темже настави ны на всяк час бдети и Сыну Твоему молитвы сердечныя возносити, да николиже отступим от Него. Кондак, глас 2: Яко сокровище многоценное,/трилетне в земли сокровенное,/обретошася мощи ваша, священнотаинниче Митрофане со овцы учений твоих,/во граде Пекине просиявшими,/благодать неоскудную подающе душам нашим./Сего ради с радостию и любовию воззовем:/молитвами страстотерпец, Христе Боже, помилуй нас. Икос: Подвигом и болезнем вашим дивящеся, достоблаженнии страстотерпцы Китайстии, в веселии сердечнем вопием вам: Радуйтеся, Христа, Многоценный Бисер, в земли язычестей обретшии; радуйтеся, ничтоже от земных сокровищ Ему предпочетшии. Радуйтеся, добре Ему в уделех Китайских поработавшии; радуйтеся, в час огненнаго испытания от Него не отступльшии. Радуйтеся, за Него огнем сожженнии, камением побиеннии, мечем усеченнии; радуйтеся, вся сия радостию и веселием претерпевшии. Радуйтеся, яко нас подвизаете ко Господу взывати: молитвами страстотерпец, Христе Боже, помилуй нас. Песнь 7 Ирмос: О бразу златому, на поле Деире служиму,/трие Твои отроцы небрегоша безбожнаго веления/посреде же огня ввержени, орошаеми, пояху:/благословен еси, Боже отец наших. Храм Божий и строения церковная от мерзких идолопоклонник сожженная видев, многия скорби исполнися, страдальче отче Митрофане; обаче, в храм пренебесный вшед, воспел еси: благословен еси, Боже отец наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Молящужеся еи Господу нашему Иисусу Христу со слезами и съкрушеным сердцем. иже волю его боящихся Бог творяи. услышав моление ея. расмотрив веру ея и рече. Понеже человеческаго ради спасениа снидох с небесе. и воплотився от Духа Святаго. и родивыися от святыя Девы Мариа. и ныне прииду к тебе слезам твоим внях. Уготови убо трапезу чисту. и положи на неи плат бел чист. и сосуд некоснут прозрачен с водою. И уготови таковая в клети своей украсивши, и повергши себе на землю извон легала своего. И покрыет тя десница моа. и имам явитися тебе якоже хощу. И сотвори тако блаженная Акилина. якоже повеле еи божественыи глас. И сниде к неи Владыка Христос. Оле странному и страшному таинству. И повсегда и выну проходяи, и никогда же презирая уповающих нань, и вопиющих к нему и того любящих. и дивному схождению, и неизреченному вочеловечению. Снидоша же с нимь и вся силы небесные. к пятой стражи нощнеи. поюще и глаголюще победную песнь. Свят свят свят Господь Саваоф иже к волнеи идыи смерти, и омыи нозе учеником, и лентием отрыи имже бе препоясан. Той ныне рукама омывся, отер чистым убрусом. пречистое свое и неизреченное лице. и образ абие вообразися въчеловечениа Бога. воображениа его всесвятое и истинное воображение, иже всем днесь показася. И якоже и первее своимь человеколюбием исхождением показа свое въчеловечение. тако и ныне показася таковеи честнеи и благочестивеи жене Акилине. Тем тако сицевем управлением. благодарьствивши же на Господа. и благодарьствию съвершену бывшу. положи таковое воображение, съзади в едином угле клетеи своих скутавши. и боящися мужа своего. Увидевши же свое преставление. неизреченное уготование сотворши святому таковому. и нерукотвореному образу. и яже о нем написавши и писание с ним положивши. и затвердивши негде затвори. По ошествии ея от житиа открыся мне недостойному Григорию Духом Святым. в Кумулианех во обителищи ея. И пришед в показанное мне место, и покопа во угле обретох раку. в неиже лежаше святое воображение отечьскаго обсияниа. и свещу светящую, яже бяше от блаженныя жены вожжена.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

От раскольников, отрекшихся от раскола, он требовал только одного раскаяния. В его посланиях, упоминается об этом не один раз. Так, в послании к Маремьяне, посылая благословение всем последователям раскола, Аввакум писал: «аще кого и сшибет диавол с ног, православия муками и томлением отречется: и он бы не лежал отчаянием, но паки бы к старому православию с покаянием прицепихся. Милостив Господь и праведен, ведает немощь естества нашего человеческого, простит и помилует кающегося. Горе же тому будет, иже отчается упадше, и возненавидит первого света и ко тьме прилепится. Лучше бы не родился человек той, яко Иуда, по Писанию» (– 197). Вероятно Аввакуму сообщено было о тех расколоучителях, которые так нетерпимо относились к отпадшим и которые, при всей своей видимой ревности, однако же, плохо понимали интересы раскола. Поэтому в послании ко всем верным, порицая высокомерие таковых «гордоусов» и делая им выговор, Аввакум вразумлял: «а кающегося во всякое время прощай, и вся твори, не человеком показуяся, но Богови» (– 241). Сам Аввакум так, действительно, и поступал. Первый пример снисхождения он показал на своих детях. Некогда страх наказания заставил Аввакумовичей Ивана и Прокопия отречься от раскола. Аввакум простил их, потому что он хорошо знал, что и после отречения его дети остаются по-прежнему преданными сынами раскола. В послании на Мезень к жене и детям, обращаясь к своему сыну Афанасию, Аввакум писал по этому поводу: «а девок-те, свет, учи – Марию да Акилину; а сам у братей учися. Не гнушайся их, что они некогда смалодушничали, на виселицу Христа ради не пошли: уш то моего ради согрешения попущено изнеможение. Что-ж делать? И Петр апостол некогда так сделал: слез ради прощен бысть. А он также Богу кающихся прощает и припадающих к нему приемлет. Разговаривай братии: не сетуйте-де о падении своем выше меры, – простит вас! Да и батюшко-де, по воле Божией, вас прощает и разрешает, дает прощение в сей век и будущий. Впредь не падайте, стойте; задняя забывающе, на предняя простирающеся, живите! Един Бог без греха и без изврат; а человечество немощно, падает яко глина и восстает яко ангел» (V, 164–5).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Родители, приступивши к Евгении, стали спрашивать, по сердцу ли ей брак  и нравится ли жених, и тогда Евгения явила благородство своей души. Готовая скорее претерпеть все, только бы не расстаться с любезной ей девственностью и не разлучиться с чистотой, она прибегает в своем ответе родителям к лукавству. С похвалой отзывается о знатности Акилина и с осуждением о его нраве, говоря, что должно выбирать таких женихов, которые служат украшением своего рода, а не надеяться, что род украсит их. Когда за нее сватались многие другие, славные своим богатством и знатным происхождением, Евгения не затруднялась находить благовидные предлоги, чтобы отвергнуть всех. Она таким образом отказывала всем желающим взять ее в жены, в действительности же совершенно отвергала брак и стремилась единственно к одному — навсегда сохранить чистоту. Так этот прекрасный и чистый сосуд был готов к восприятию божественного мирра. Потому за благими делами вскоре пришла благая вера, и чистая Евгения пошла к чистому свету благочестия. Случаем же тому послужило ей следующее. Евгения прочитала божественные послания провозвестника Божия Павла и, когда душой проникла в смысл их слов и узнала, что есть один истинный Бог, творец всяческих, тотчас просветилась умом, ибо и прежде он был чист. Уверовав душевно во Христа, она стала презирать безумное заблуждение своих родителей. Когда пришло повеление императора выселять христиан за городские стены и эпарх уже приступил к исполнению его, она, стремясь в полной безопасности общаться с христианами и вкусить их учения, притворяется, будто ради сельского приволья и свежего воздуха  покидает город и дает себе на малое время отдых от занятий науками. Родители, ничего не подозревая, отпустили Евгению, и она радостно покинула Александрию. Придя в некую местность, где ей встретилась толпа благочестивых монахов, которые весьма стройно пели, она слышит святые те слова: “Ибо все боги народов идолы,   а Господь Небеса сотворил”.   Услышав это и устыдившись заблуждения своих родителей, она тяжело вздыхает из глубины души, оборачивается к сопровождавшим ее евнухам (одного из них звали Прот, а другого Иакинф), которые обучались наукам и философии, и говорит: “Я знаю, что вы довольно образованны и знакомы с учением мудрецов, Сократа, Аристотеля, Платона, философов знаменитой стои и школы Эпикура, а равно с другими поэтами, софистами и всеми, кто надмевается тем, что обладает познанием мира.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=932...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010