Скачать epub pdf Письма к Акилине Ивановне Черкасовой и Любовь Николаевне 1. Терпение чужих немощей. Выше сил послушания не даются Видим, что еще вас Всепремилостивый Господь посещает, и к Себе в любовь призывает, и хочет вас одарить драгоценными дарованиями. Но только просим и молим вашу любовь благодушествовать. С Божиею помощию да положимся, сколько возможно, потерпеть и со благодарением и благохвалением просить Премилосердаго и Всемогущего Господа, дабы Господь всесильною десницею даровал вам терпение переносить все неприятности. А кроме сих средств, избавиться невозможно ни от мысленного врага, ни от искушений попустительных для искусу душам. Я помню, что о сем в прошлом году в письме писал. А когда восхощешь, во утешение себе прочти главу 12-ю ко Евреям и обрящешь немалую отраду стесненной скорбьми своей душе. Да еще вас прошу и молю, яко сестру послушную, прочитать от соборного послания св. апостола Иакова главу 1-ю, и, прочитавши, Господь вам невидимо подаст чувство отрады плода послушания и образует вашу душу внутренним утешением. И тогда с радостью от 33-го псалма устами и сердцем возглаголешь: «Сей нищий возва, – и Господь услыша и от всех скорбей его спасе и. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь. Блажен муж, иже уповает нань. Мнози скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их; ни едина от них сокрушится» ( Пс. 33:7–9, 20–21 ). Извольте, сестра, выслушать от нас насчет моего благословения. Я, неопытный, вашей любви советовал всевозможно, дабы старалась благодетельнице нашей с тобой всеобщей Анне Демен. не подать вины ко огорчению или ко грубости. Когда же ваших сил не хватило к понесению ее немощей, коих она по высокому своему занятию и зрению не может у себя видеть, то уже, хотя и груб и глуп, но выше сил налагать никому не согласен, не токмо ко младшей сестре, ниже мужественным. Также сорассуждай и о предложении ее о подаче бумаги во вдовий дом, вам токмо видней, когда для вас не выгодно, вы к подаче и подписке бумаги отказаться можете явственно; да, кажется, никто вас обеих к сему и принудить не может, кроме единственно вашего желания и посильного прошения. 2. «Нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). Послушание. Вы еще не достигли преблаженного послушания и отсечения своей воли

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Матушка Моисея даже в годы безверия не снимала монашеского облачения, днём и ночью молилась дома, бывала в московских храмах. Её часто приглашали для чтения Псалтыри по умершим (за это она получала продукты). Матушку Моисею несколько раз арестовывали, после непродолжительного пребывания в тюрьме, монахиня возвращалась в свою «таганскую келью». Духовные чада рассказывали, что незадолго до начала Великой Отечественной войны матушки Моисея и Севастиана закрыли Москву от врага «на замок» – они ночью с молитвой из одной точки в разных направлениях отправились по Садовому кольцу, а встретившись, вышли на Бульварное кольцо и снова направились навстречу друг другу. Когда началась война, прозорливые старицы успокаивали своих духовных чад: «Москва на замке, враги не войдут в неё!» Многие годы блаженная старица мужественно переносила выпавшие на её долю страдания: соседи, мечтавшие завладеть комнатой старицы, создавали невыносимые условия, не позволяли ей самой топить печь, поэтому в морозы старица находилась в нетопленой комнате и не могла согреть себе даже чаю. Блаженная старица не осуждала соседей, молилась за них, говорила: «Они меня обижают, а я за них переживаю». Старица Ольга в 1945 году познакомилась с Акилиной Никитичной Кузнецовой, которая стала носить ей горячую еду – передавала её в окно, так как соседи никого не пускали к старице. Когда блаженная старица начала юродствовать, соседям удалось поместить её в психиатрическую больницу. По промыслу Божиему здесь ей предстояло нести свой молитвенный подвиг. Врачи свидетельствовали, что в присутствии старицы успокаивались самые «буйные» больные. По молитвам подвижницы излечивались многие больные. Из воспоминаний Акилиной Никитичной Кузнецовой (1911–2000 гг.): «…Постепенно, один за другим стали уходить исцеленные по молитвам старицы. Однажды, когда я пришла навестить матушку, кто-то из врачей сказал мне: «А ваша бабушка не простая, больные при ней успокаиваются»… Я пыталась вызволить матушку из больницы, но мне сказали что «больную» отпустят только в случае, если кто-нибудь оформит опекунство, иначе её отправят в дом престарелых».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тогда епарх, угрожая святому, с гневом вскричал: – Огню предам твое тело, душу же твою укрощу самыми лютыми казнями. – Ты угрожаешь мне огнем угасающим, – отвечал Трифон, – после которого остаётся только пепел, я же вам, неверующим, угрожаю огнём вечным, неугасающим; оставь суетную веру твою и познай истинного Бога, чтобы не раскаяться тебе после, когда впадешь в огонь вечный. Но Акилин, воспламенившись сильнейшим гневом, повелел бить святого, повесив его на дереве. Услыхав это приказание, Трифон сам тотчас снял с себя одежды и с радостью отдал тело свое палачам на истязание. Палачи, повесив его на дереве, со связанными сзади руками, жестоко истязали его в течение трех часов. Но святой мужественно терпел мучение, ни одного крика, ни одного стона не издав за всё время, пока его били. Когда кончили истязать его, Акилин снова обратился к нему с увещанием: – Одумайся, Трифон, оставь свое безумие, обещай поклониться богам, ибо никто из нежелающих повиноваться царскому повелению не может избежать ужасной смерти. Святой дерзновенно отвечал: – И я тебе говорю, что никто, отвергающийся небесного Царя Христа, не может наследовать жизнь вечную, но будет послан в огонь вечный, никогда не угасающий. Епарх на это сказал: – Нет другого царя небесного, кроме Зевса, сына Сатурнова 1097 , он есть отец и богов и людей, и если кто ему не кланяется, тот не может оставаться в живых; поклонись и ты ему, если хочешь наслаждаться сладостью сей жизни. Тогда святой, желая просветить язычника светом истины и изобличить всю мерзость язычества, сказал Акилину: – Пусть будут подобны твоему богу Зевсу все поклоняющиеся ему и надеющиеся на него; а о нем повествуется, что он был первым пребеззаконным волхвом и пагубным чародеем, отцом всякого нечестия и безбожия, по смерти которого люди, желавшие следовать его злым делам, устроили ему золотых и серебряных идолов, назвав его богом; и сделали это затем, чтобы иметь оправдание и для себя самих в своей нечистоте и беззаконии, дабы никто не укорял их в постыдных делах, потому что и бог их был таков же; подобным образом и другие мерзкие и всезлобные люди были возведены на степень богов своими подражателями 1098 ; вы же, веруя в эти древние нечестивые предания и ложные басни, поклоняетесь бездушным и немым идолам, забывая о Боге живом, Который небо утвердил, землю основал на водах, и излил воздух; Бог, создавший каждую тварь и давший ей видимый образ, господином над всем поставил человека, созданного после; но человек, по зависти диавольской, прельщенный лукавым змием ( Быт.3 ), впал в бесчисленные бедствия; тогда Бог – Слово, умилосердившись над ним, по Своему изволению, Сам благоволил воплотиться, и явился в подобии человеческом, умер на кресте, был погребен, в третий день воскрес, восшел на небеса и сидит одесную Бога Отца, пока не познает Его всё создание; тогда Он опять придет с силою и славою великою, и воздаст каждому по делам его.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Царь этот издал приказ своим епархам и игемонам всюду преследовать христиан и убивать их беспощадно. На востоке в это время епархом был некто Акилин; ему было донесено, что Трифон исповедует Христову веру и, проходя различные страны, врачует болящих, как весьма сведущий врач, и в то же время учит всех веровать во Христа и сим прельщает многих; повеления же царского Трифон не слушает, насмехаясь над всеми богами. Тотчас были посланы воины разыскать Трифона, которого вскоре и нашли: ибо не мог укрыться светильник, горящий ревностью по Боге и светящий верою и благими делами. Но и сам святой, узнав, что его ищут, не бежал в пустыню и не скрывался в горах и пропастях земных, но, вооружившись молитвою и крестным знамением, смело вышел к ищущим его и, отдавшись им в руки, с радостию пошел к епарху Акилину, который в то время находился в Никее 1094 . Когда Акилин, окруженный оруженосцами, начальниками, слугами и множеством людей, воссел на суде, Помпиниан, скриниарий 1095 большого чина, сказал ему: – Вот юноша из города Апамеи, присланной к твоему величеству, предстоит пред светлым судом твоей власти. Акилин сказал: – Предстоящий пусть скажет нам свое имя, и отечество, и фортуну 1096 . Святой отвечал: – Имя мое – Трифон, отечество мое – селение Кампсада, близ города Апамейска, фортуны же мы не признаем, ибо веруем, что всё совершается по Божию промыслу и неизреченною Его мудростью, а не фортуною, и не зависит ни от течения звезды, ни от случая, как веруете вы. В жизни я руковожусь свободною своею волею, служа единому только Христу. Христос – вера моя, Христос – похвала моя, и венец славы моей. Епарх на это сказал святому: – Вероятно, ты до нынешнего дня вовсе не слыхал о царском повелении, по которому всякий, кто называет себя христианином, и не поклоняется богам, должен умереть злою смертью; итак, образумься и оставь свою льстивую веру, чтобы не быть вверженным в огонь. Но Трифон воскликнул: – О, если бы мне сподобиться чрез огонь и все муки получить кончину за имя Иисуса Христа, Господа моего и Бога! Епарх продолжал: – Трифон, советую тебе принести жертву богам, ибо вижу, что ты, хотя и молод телом, но имеешь совершенный разум, и я не желаю, чтобы ты умер злою смертью! – Я тогда буду иметь совершенный разум, – отвечал святой, – когда принесу Богу моему совершенное исповедание, и если сохраню неизменною, как многоценное сокровище, благочестивую веру в Него, и сделаюсь жертвою Тому, Кто Сам принес Себя в жертву ради меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Святые мученики Евстафий, Феспесий и Анатолий были братья по плоти и родились в городе Никомидии [ 1 ]. Отец их назывался Филофеем, а мать — Евсевиею. Филофей был родом из Галатии [ 2 ], из города Гангра [ 3 ], оставил свою родину, переселился в Никомидию и, вступивши там в супружество с Евсевиею, имел от нее трех сыновей, — трех названных жителей небесного града. Сначала Филофей, его жена и дети были язычники; старшего сына своего Евстафия он отдал для изучения языческой мудрости, а Феспесия и Анатолия готовил к торговле, так как и сам он был купец и — очень богатый. Но однажды, взяв с собою младшего сына своего Анатолия, он отправился в Галатию за покупками и, возвращаясь оттуда, встретившись в пути с святым Лукианом, пресвитером антиохийским [ 4 ], дорогою научился от него христианской вере и вместе с сыном крестился в одной попавшейся на пути реке. Возвратившись домой, он стал разыскивать епископа Никомидийского Анфима [ 5 ], скрывавшегося в одном сокровенном месте (в то время, в царствование императоров Максимиана и Диоклитиана, происходило жестокое гонение на христиан и многие из верующих скрывались от мучителей) и, нашедши, ночью привел его к себе, после чего святой Анфим крестил весь дом Филофеев. Совершив затем Божественную Литургию, он приобщил новокрещенных Святых Таин, посвятил Филофея во пресвитера, а старшего сына его Евстафия — во диакона и ушел, скрываясь от гонителей-язычников, а Филофей и его дом тайно служили истинному Богу и вели благочестивую жизнь. Скоро он и его супруга отошли к Господу, оставив сиротами трех благочестивых юношей: диакона Евстафия, Феспесия, и Анатолия, — братьев и по плоти и по духу, так как они единодушно служили Богу, горя духом и преуспевая в добродетели. Один придворный сановник, по имени Акилин, послал однажды своего раба купить некоторые вещи. Раб знал про этих трех благочестивых юношей, что они — купцы и имеют широкую и богатую торговлю, и отправился к ним в лавку, которую и застал открытою. Вошедши внутрь и никого не найдя, он пошел по лестнице, ведущей на третий этаж дома и услыхал голос Евстафия, читавшего псалмы Давидовы. Раб тихо поднялся по лестнице, молча вошел в верхнюю горницу [ 6 ] и здесь увидал Евстафия, державшего в руках псалтирь и читавшего: «Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги» (Пс. 96:7). Кроме того, он увидел на стенах кресты и св. иконы. Ничего не сказав, он тотчас же возвратился к своему господину и рассказал ему всё, что видел и слышал. Акилин немедленно поспешил к императору Максимиану и доложил ему о том, что говорил раб. Тотчас же были посланы воины взять Евстафия и его братьев. Пришедши с рабом Акилина на место, воины нашли лавку запертою: в это время все обитатели дома находились в собрании и хранили полное молчание, причащаясь, по случаю воскресного дня, Таин Христовых. Посланные стучали в двери, звали, но ответа не было.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Acta Sanctorum. Junius. T. 2. Venezia, 1742. P. 677 (выдержка из Мученичества дана в перевод святителя Димитрия Ростовского). Жертвенно-ритуальный напиток сома сравнивался с молоком, так как нагреваемое при ведийском жертвоприношении молоко понималось как символ божественного потока жизни. В древнеегипетском искусстве встречаются  изображения, на которых богиня Исида кормит бога-фараона своей грудью. Также можно вспомнить коровий образ небесных богинь (Нут - в Египте, Геры - в Греции) и прочее. Ср. - «течет молоко и мед» (Исх 3:8). По косвенной аналогии со сценой Причащения сыром (то есть молочным продуктом) в видении мученицы Перпетуи (память 1 февраля по старому стилю) можно подумать, что в сцене из Мученичества Акилины (как Мученичества Екатерины, а также Мученичества Власия) тоже содержится намек на Евхаристию в ее благодатных последствиях, то есть на проявление единства мученицы со Христом во время страданий. Однако нужно не забывать о возможности иного, неевхаристического истолкования видения Перпетуи... Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/article/907821

К могиле приходило очень много людей. Шли непрерывным потоком. Брали песочек и даже отщипывали кусочки от креста. Приходилось постоянно приносить песок на могилу, а крест пришлось поменять. Женщина, посещающая соседнюю с матушкиной могилу, поделилась детским впечатлением – рассказала, что однажды было такое столпотворение, что даже уронили крест на соседней могиле. Богоборческие власти не могли с этим мириться. Чтобы это остановить, как говорила Анна: «Власти велели сыну снять надпись с креста». На новой надписи только имя – «Акилина Ивановна»- с датами рождения и кончины. А люди все равно продолжали приходить, С годами, однако, постепенно уходили в мир иной люди, знавшие матушку Акилину или о ней. Сыграло свою роль и нежелание семьи Ивана Евгеньевича её известности. По-видимому, боялись. Калитку оградки могилы стали запирать на замок. Анна и другие родственники приезжали, а войти не могли. Неоднократно замки ломали, но появлялись новые. В конце концов, дело дошло до того, что кто-то снял дверцу с петель и с тех пор вход всегда открыт. Постепенно к могиле блаженной Акилины стали приходить только родственники и, как и к могиле старца Аристоклия, лишь немногие, кто был наслышан о них. Но и теперь есть свидетельства её помощи тем, кто к ней обращается. Как и обещала, помогает, молится за всех перед престолом Божиим. Анне рассказали, что вскоре после похорон матушки Акилины, приснилась она одной своей почитательнице и сказала ей: «Сходи к сыну и скажи, чтобы не ходил ко мне больше. Пусть успокоит свою голову, а то с ума сойдет». Так она и сделала. А Иван Евгеньевич очень горевал, часто ходил на кладбище. Приехала к нему матушкина посланница, а он, действительно, с повязкой на голове – болела, и был он как бы не в себе. Послушался, перестал так страдать. Через несколько лет, когда Анне стало совсем невмоготу жить с мужем, приехала она к могилке матушки, и попросила, если благословляет на развод, пусть улучшится настроение. И вдруг, появилось солнце и стало необыкновенно легко на душе у Анны – значит благословила.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При подобных обстоятельствах кажущейся безуспешности борьбы, так сказать, – и руки опускаются – между тем нравственная обязанность остается во всей своей силе и требует от нас дела, дела живого. С чего же начать и как продолжать его? Говорят, – что всякое явление имеет свою причину, – уничтожьте причину и явление исчезнет. Сектантство также, конечно, имеет свою причину; – стоит только, уничтожить последнюю и первого не будет. Положение безусловно справедливое, – но вопрос опять в том, – где причина этого явления? Причину появления сект стараются отыскать изучением истории сект, истории их появления, развития и генетической связи между ними; – к несчастью, у нас ещё не выработан сам метод исторического изучения сект, хотя и много накопилось исторического материала, но материала сырого, собранного случайно, урывками. Пишут, например, что в село М. пришёл из города Н. крестьянин Павел и стал распространять своё учение; крестьянка Ирина с племянником Иваном первые «де» приняли это учение и затем склонили к нему своих семейных. Ирина ходила в деревню Б., и там посеяла семена нового учения; почва оказалась благодарной и семена скоро выросли; первыми слушателями Ирины были – Акилина и Павел, которые после неё ревностно принялись распространять своё учение не только в своей деревне, где почти половина отпала от церкви, но и в окрестных сёлах и деревнях. В селе Д. Акилина и Павел были приняты с распростёртыми объятиями; напротив, в селе Ж. крестьяне выгнали Анилину и Павла с бесчестием... И всё в том же роде о целом крае или районе, причём нет ни одной мысли, уясняющей суть дела: почему в известных сёлах почва оказалась благоприятной для распространения сектантства, а в других нет. Итак, строго говоря, исторических, из опытов взятых, данных, о причинах появления сектантства у нас нет, – зато очень много априорных. Многие напр., на основании общих законов мышления, приходят к тому заключению, что причиной появления сект и распространения их служит отсутствие у приходских священников надлежащих забот о религиозно-нравственном просвещении и соблазнительное поведение пастырей, убивающее чувство уважения пасомых к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1 июня 1931 года власти снова арестовали послушниц – на этот раз с твердым намерением их осудить. Были опрошены жи­тели деревни из тех, кто относился к православным враждебно. Они показали, что послушницы собирают в своем доме едино­мышленников, ведут беседы, поют молитвы, бывают случаи, что к ним приезжают другие монахини; у себя в доме под видом ре­лигиозных обрядов устраивают сборища крестьян, агитируют против колхозов, говоря, что в колхоз идти грешно, что вера не позволяет этого делать, призывают крестьян переносить все му­ки, говоря, что Господь и не такие муки терпел. Благодаря агита­ции послушниц, по мнению свидетелей, в деревне туго проходят мероприятия советской власти и из ста крестьянских хозяйств, имевшихся в Старой Слободке, в колхоз записалось десять. В мо­мент вербовки крестьян в колхоз Андриановы будто бы говорили крестьянам, указывая на членов сельсовета и актив: «Вот ходят лжепророки и проповедуют антихристовы заветы, все это перед концом света». Будучи допрошены, послушницы Акилина и Евдокия винов­ными себя не признали, на вопрос следователя, за кого они молят­ся, они ответили, что в молитвах поминают Патриарха Тихона и митрополита Петра Крутицкого. «Особой ориентации мы не име­ем, – сказала Евдокия, – считаем себя православными христиана­ми. Сборищ в нашем доме никаких не бывает, молимся мы у себя в доме вдвоем с сестрой, изредка к нам приходят наши братья, из­редка нас посещают монахини. Знакомств мы ни с кем не имеем и агитацией не занимаемся». За три дня следствие было закончено. Послушниц обвинили в том, что они в деревне Губино организовали и возглавили «рели­гиозную секту “православных христиан”», которая «противодей­ствовала своей контрреволюционной агитацией среди крестьян всем политико-хозяйственным кампаниям, проводимым на селе среди крестьянства советской властью и партией... в частности коллективизации». В тот же день сестры были препровождены в Бутырскую тюрьму в Москве. 28 июня 1931 года тройка при Полномочном Представительст­ве ОГПУ приговорила послушниц к трем годам ссылки в Казах­стан, куда они были отправлены с большим этапом заключенных. По окончании срока ссылки в 1934 году, Евдокия и Акилина вер­нулись в деревню Губино. Домик их был разрушен, и они посели­лись у родственников.

http://fond.ru/kalendar/176/iustina/

Мы на сей же почте посылаем письмо к о. Гавриилу с братиею; и, сколько могли, советовали наиболее всего, чтобы всегда возлагали себя и судьбу свою на Промысл Всемогущего нашего Создателя и Искупителя. А равно и вам то же советуем: употреби вышеписанное по возможности сил человеческих, совершение же твоих желаний предоставляй Промыслу Всемогущего, поскольку Он Един весть,что нам на пользу и к назиданию, а мы иногда «не вемы, чесо просим», потому и не получаем просимого. От о. Пафнутия также получили письмо, пишет нам тоже. Мы ему отписали на прошедшей неделе и два портрета Батюшкиных послали. И препоручая вашу судьбу Премилосердому Господу Богу, наказующему и восставляющему немощных, по неложным Его словесам: «Сила бо Моя в немощных совершается»; а Премилосердый Господь за молитвы батюшки нашего отца Феодора да вразумит и просветит ваш разум к соделованию полезного и да утвердит вашу любовь Своею неизреченною благодатию к творению Его животворящих заповедей. За сим мы непотребнии пребываем с наичувствительнейшим пожеланием вам успехов к назиданию душевному, ваши покорные слуги и недостойные сомолитвеники, многогрешнии иеросхимонахи Антиох и Леонид и монах Макарий Грузинов, униженно кланяемся и просим ваших святых молитв. Еще просим вас: так как вам теперь есть некоторая свобода шататися, справься, пожалуй, что Акилина Ив[ановна] Черкасова, бедненькая, здорова ли она? Я что-то сомневаюсь и мнением побеждаюсь о ее здоровье, поскольку, когда она на провожание нас в дорогу хлеба приносила, прилучился тогда дождь пресильный и она ноги намочила. Я просил ее, чтоб она выпила эликсира немножко. Она поупрямилась. Мы к ней два письма писали – одно чрез бабушку Феклу Игнатьевну Кудрявцеву, а другое чрез Якова Ивановича Грузинова; но чрез иные руки ей не от кого получить, прямо же писать к ней поусумнились, ибо она намеревалась переменить квартиру. А как ответа от нее не получили, то еще более сомневаемся. Пожалуйста, справься о здоровье ее и уведомь непомедля. Да еще пришли при оказии таковой же кушачок, какой я для себя у тебя взял, ибо для человека единого нужен.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010