«Во многих зараженных штундою местах, пишет миссионер о. Купчевский, совращенные православные – представители местного пролетариата. В хороший год и то им приходится зарабатывать хлеб у местных односельчан, часто и у штундистов, а теперь они совсем без хлеба и топлива; неудивительно, что под влиянием голода и холода они переходят в штунду: они готовы перейти в какую угодно веру, лишь бы быть сытыми и согретыми». «В Златоустовском приходе, пишет миссионер г. Белов, штундисты недавно совратили одну женщину, Акилину Фоменкову, набрав ей на платье материи. Когда Фоменкова вошла в новом подаренном платье в собрание штундистов, то, по словам учителя земской школы, упала на колени и со словами: «о, теперь я узнала, где истинный Бог!» – стала целоваться со всеми сектантами. Жена училищного сторожа, слушавшая наш разговор с учителем о Фоменковой, сказала: «да, нужно туда идти, потому что там помогают». В минувшем году я посетил с священником о. Васильченко совратившуюся в немецкой колонии Гофнунгсталь семью Н. Бондаренко. После долгих наших увещаний жена его Мария высказалась прямо: «что вы ни говорите, а, видно, немецкая вера лучше нашей: посмотрите, как мы бедны, а немцы как богаты; видно, Бог их любит!» Нет сомнения, что эта бедная семья совращена немцами, от которых в материальном отношении она всецело зависит. Очень прискорбно поэтому, что в такое тяжелое для народа время бывший съезд благочинных Херсонской епархии сократил средства Свято-Андреевского Братства, лишив его возможности оказывать материальную помощь там, где она могла бы не только спасти людей от нужды, но и от совращений. Третье неблагоприятное условие для миссии в минувшем году – было отсутствие окружных миссионеров в трех более зараженных уездах: Ананьевском, Одесском и Тираспольском. Таким образом в то время, когда сектантская миссия особенно усилилась, наша была значительно ослаблена, что не могло не отразиться на общем её успехе. Четвертым и, думаю, самым главным тормозом миссии служило холодное, безучастное отношение к ней многих священников зараженных приходов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Академисты? Бездушные манекены. Да и откуда взяться у нас людям! Идут к нам последние, ни к чему не годные обрывки и останки от всего. Боже, что же это за мучение! Вечно быть одному, вечно быть бесприютному на Твоем деле! Катехизаторы? Сто раз переворачиваю список их и людей не вижу! Христиане? Больше двадцати двух тысяч числится, но где они? Призрак!.. Боже, Боже! Иногда испытываешь такие мучения, что если адские не хуже их (а где им быть хуже!), то ад вот здесь, на Суругадае, в моей комнате, у меня в сердце! Сказал ученикам Семинарии, при чтении списков, что пропустившие по лености свыше пяти классов лишаются Тоносава на время каникул, – с сентября же ежедневно журналы должны быть представляемы ко мне; пропустившие два класса будут наказаны, три – изгоняемы из школы безапелляционно. Расположение духа отчасти исправилось при чтении списков, в девять часов, в Женской школе; там все всегда в порядке, чинно и благообразно. Сказал выпускным поучение, чтобы навсегда сохранили приобретенное здесь сокровище христианских навыков (не только узнали Бога Истинного, но и то, что Он – Отец Небесный, и не только это, но и навыкли молиться Ему и прочее), – на счастие – временное и вечное свое и всех окружающих… В повторение учения подарены все главные христианские книги – каждой; розданы при этом и выпускные аттестаты, потом награды – книгами первым ученицам каждого класса. Первая выпускная Акилина Айбора прочитала отлично составленный благодарственный адрес. Потом подвыпускные пропели трогательную песенку прощания с своими выпускными товарищами. Последние стали отвечать им песенкой (в первый раз в этом году); но при этом все время так разнили, что я должен был употреблять невероятные усилия сохранить декорум; сами певшие, как уже развитые по пению, тоже чувствовали, что разнят, и от этого портили еще более; но, кроме них, и быть может, их подвыпускных товарищей, едва ли кто сознавал нелепость; по крайней мере, о. Павел Савабе и прочие гости – вниз слушали с самыми утешительными минами. – Дал школе пять ен на Симбокквай. Выпускная Дарья Кикуци совсем не родственница Петру Кикуци; взята была в дом от очень бедных родителей, чтобы выйти ей потом замуж за второго Кикуци, бывшего в Семинарии и уже умершего. Петр Кикуци ныне хочет взять ее, но хотел сделать это по-язычески; она же воспротивилась – «если по христианскому браку, то согласна быть его женой, если нет – ни в коем случае». Этот-то ответ и разбесил ее нареченного брата, и он поколотил ее, тем более что был в это время пьян. Но после он прислал извинительное письмо Дарье и просьбу выйти за него с перевенчанием в Церкви Коодзимаци. Дарья согласилась. Слыша это от Анны, старухи, я сказал, чтобы Дарья сама лично сказала мне, что согласна за Кикуци. Дарья и приходила сегодня с инспектрисой Елисаветой Котама; по-видимому, искренно желает, и неудивительно: Петр Кикуци немало до сих пор заботился о ней как о сестре. И Господь благословил их! Дал ей десять ен на подвенечное платье.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Гав- риилу с братиею; и, сколько могли, советовали наиболее всего, чтобы всегда возлагали себя и судьбу свою на Промысл Всемогущаго нашего Создателя и Искупителя. А равно и вам то же советуем: употреби вышеписанное по возможности сил человеческих, совершение же твоих желаний предоставляй Промыслу Всемогущаго, поелику Он Един весть, что нам на пользу и к назиданию, а мы иногда „не вемы, чесо просимъ“, потому и не получаем просимаго. От о. Пафнутия также получили письмо, пишет нам тоже… Мы ему отписали на прошедшей неделе и два портрета Батюшкиных послали. И препоручая вашу судьбу Премилосердому Господу Богу, наказующему и возставляющему немощных, по неложным Его словесам: „Сила бо Моя в немощных совершается“; а Премилосердый Господь за молитвы Батюшки нашего отца Феодора да вразумит и просветит ваш разум к соделованию полезнаго и да утвердит вашу любовь Своею неизреченною благодатию к творению Его животворящих заповедей. За сим мы непотребнии пребываем с наичувствительнейшим пожеланием вам успехов к назиданию душевному, ваши покорные слуги и недостойные сомолитвеники, многогрешнии Иеросхимонахи Антиох и Леонид и монах Макарий Грузинов, униженно кланяемся и просим ваших святых молитв. Еще просим вас: так как вам теперь есть некоторая свобода шататися, справься, пожалуй, что Акилина Ив[ановна] Черкасова, бедненькая, здорова ли она? Я что-то сомневаюсь и мнением побеждаюсь о ея здоровье, поелику, когда она на провожание нас в дорогу хлеба приносила, прилучился тогда дождь пресильный и она ноги намочила. Я просил ее, чтоб она выпила эликсира немножко. Она поупрямилась. Мы к ней два письма писали – одно чрез бабушку Феклу Игнатьевну Кудрявцеву, а другое чрез Якова Ивановича Грузинова; но чрез иныя руки ей не от кого получить, прямо же писать к ней поусумнились, ибо она намеревалась переменить квартиру. А как ответа от нея не получили, то еще более сомневаемся. Пожалуйста, справься о здоровье ея и уведомь непомедля. Да еще пришли при оказии таковой же кушачек, какой я для себя у тебя взял, ибо для человека единаго нужен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Благодаря мужеству святая мученица Гликерия смогла выстоять против диких животных: зври побждаюши мжески (ВМ, V, 13, 170). Описание женского подвига в текстах минейных служб не отличается от описания подвига, совершенного мужчинами. Мужество является одновременно и чертой характера женщины, и ее подвигом, выражаясь в конкретном действии. Статические характеристики мужества женщин представлены теми же субстантивными парами, какие были использованы в описании мужских подвигов: 1) мужество – подвиг: Претерпла єс моужески подвигъ (святая великомученица Марина, ВМ, VII, 17, 223); 2) мужество – нрав: мжьскїи приша нравъ (святые мученицы Минодора, Митродора и Нимфодора, ВМ, IX, 10, 144); 3) мужество – мудрость: и мжемдрено претерпла ес бїенї, и расторганї стаго ти тлес (святая мученица Акилина, ВМ, VI, 13, 146об.); 4) мужество – ум: оумомъ к мжескимъ днїемъ востеч, оуподобльшис блгодатїю (святая преподобная мученица Евгения, ВМ, XII, 24. 341); 5) мужество – доблесть: радйс иже вженьстмъ тлэ мжьски доблествовавши (преподобная мать Ефросиния Александрийския, ВМ, IX, 25, 316). 6) мужество – разум: мжескимъ разумомъ и образомъ (святая первомученица и равноапостольная Фекла, ВМ, IX, 24, 311–311об.); мжеподобнымъ разумом мчнце, и крпости исполнилъ есть; Мжескимъ славна размомъ (святая мученица Ирина, ВМ, V, 4, 68об.–69); 7) мужество – душа: вис на сдищи мжьскю дш носщи (святая великомученица Евфимия, BM,IX, 16, 214). В оппозициях мужество – мудрость и мужество – разум использованы композиты мжеподобна, мжемдрено, отражающие средневековое мнение о несовершенности женского разума. Ум и благоразумие считались атрибутами мужчины, и эти мужские качества принимались за эталон [Рябов 1999: 8–12]. Но даже женщине, проявившей якобы несвойственную ей мужскую мудрость, трудно сравняться с мужчиной, так как он в своей святости достигает более высокого уровня, например: если добродетелью святой мученицы Матроны является мужская мудрость: июдейском шатанїю и наглом сровств, помысломъ сопротивльшис мужемоудрена (ВМ, III, 27, 250об.), то святого Акакия – божественный разум: Размомъ бжтвенымъ, и премдромтїю и словомъ оукрашенъ. мдрецемъ плетенї неразмна разорил ес (ВМ, V, 7, 79об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Однако, остается вопросом, почему же Николаю Александровичу и Александре Феодоровне постоянно приходилось сомневаться в том, что писали те, кому они доверились? Может быть, дело было в их взгляде на дружбу и на Царское достоинство. В личной жизни Александры Феодоровны были особые области, которые она никогда не уступала общественному мнению: Семья, вера, друзья. Ее часто критиковали за дружелюбное отношение к людям иного класса. К тем, чья искренность завоевала ее любовь, Александра Феодоровна относилась с неизменной преданностью. И она, и Николай Александрович уже привыкли к тому, что все, к кому они проявляли доброе отношение, сразу становились жертвами сплетен и клеветы. Чем фантастичнее были россказни, тем больше Царь и Царица считали, что на Григория клевещут из-за его общения с ними. До тех пор, пока они сами не почувствуют, что друзья предали их, они не оставляли их первыми”. Лили Ден в своих заметках утверждает вещи, явно противоположные басням о связи Распутина с Царской Семьей, описывающие зависимость Царицы от него. В 1916 году Императрица прислала телеграмму. В ней она приглашала Лили приехать в Царское Село: “Я нашла ее печальной, одинокой и явно встревоженной. Она не сразу стала говорить о том, что наболело у нее на сердце, а потом вдруг рассказала, как трудно ей переносить все то неприятное, что говорят о ней люди. “Я знаю все, Лили, — сказала она. — Зачем Григорию останавливаться в Петрограде? Император не хочет этого. Я не хочу. Но не можем же мы вот так просто бросить его — он же ничего плохого не сделал. Ну почему он сам не видит свое безумие? ” “Я сделаю все, что в моих силах, чтобы заставить его это сделать,” — ответила я”. Лили рассказывала, как она пришла к Распутину домой и попросила уехать из Санкт-Петербурга ради Императора и Императрицы. Он сначала согласился, но потом изменил свое решение по настоянию присутствующей там женщины — некоей Акилины — она, хоть и была одета в форму сестры милосердия, оказалась, скорее всего, шпионкой, подосланной через Распутина подрывать устои Трона. Лили добавляет, что через несколько дней после революции Акилину видели в качестве гостьи в семье одного из самых видных революционеров в Санкт-Петербурге. Ясно, что хотя Александра Феодоровна и чувствовала, что большинство обвинений против Распутина основывались на злобной зависти, она понимала, что все эти слухи направленно расшатывали веру страны в основы Монархии.

http://azbyka.ru/fiction/divnyj-svet-dne...

Святой Христофор был человеком высокого роста и необычайной силы, лицо же его было зверообразно. По преданию, святой Христофор первоначально имел красивую наружность, но, желая избегнуть соблазнов для себя и окружающих, просил Господа дать ему безобразное лицо, что и исполнилось. До своего Крещения он носил имя Репрев (негодный), что было связано с его обезображенной внешностью. Еще до Крещения Репрев исповедовал веру во Христа и обличал тех, кто преследовал христиан. За это он однажды был избит неким Вакхом и принял побои со смирением. Вскоре после этого были присланы 200 воинов, чтобы привести его, известного силача, к императору Декию. Репрев подчинился без сопротивления. В пути произошли чудеса: сухая трость в руке святого расцвела, по молитве его умножились хлебы, которых недоставало у путников, подобно умножению хлебов Спасителем в пустыне. Воины, сопровождавшие Репрева, были поражены чудесами, уверовали во Христа и вместе с Репревом были крещены антиохийским епископом Вавилой. Когда святой Христофор был приведен к императору, тот ужаснулся его наружности и решил заставить его отречься от Христа не насилием, а хитростью. Он призвал двух женщин-блудниц, Каллиникию и Акилину, приказал им склонить Христофора к отречению от Христа и добиться согласия его принести жертву идолам. Но женщины были сами обращены святым Христофором к вере во Христа и, вернувшись к императору, объявили себя христианками, за что были подвергнуты жестоким истязаниям и скончались мученицами. Декий приговорил к казни также посланных за святым Христофором воинов, которые уверовали во Христа. Император приказал бросить мученика в медный раскаленный ящик. Однако святой Христофор не испытывал страданий и остался невредим. После многих жестоких истязаний святому мученику отсекли голову мечом. Это произошло в 250 году в Ликии. Своими чудесами святой мученик Христофор обратил ко Христу до 50 тысяч язычников, о чем свидетельствует святой Амвросий. Впоследствии мощи святого Христофора были перенесены в Толедо, а позднее – в аббатство Сен-Дени.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

— Куда вести? — воскликнул механик. — На слепую Голгофу? — Василий Христофорович, мы всегда видели в вас больше, чем своего товарища. Мы были вам благодарны, берегли вас и прощали то, что не простили бы никому. Я, признаюсь, всегда любовался вами — вашей молодостью, силой, благородством, вашим желанием принести пользу. Мы потратили столько сил, чтобы сохранить вашу жизнь в Свенцянах. А если б вы знали, чего нам стоило уговорить германское командование не обращать внимания на ваше безрассудство и терпеть все ваши бессмысленные хулиганские выходки в лагере для военнопленных. — Я не просил вас об этом. — Но что с вами происходит сейчас? Что вы с собой сделали? Почему вдруг впали в уныние, в метафизику? Я не сужу вас, голубчик, не обвиняю, я печалюсь. Нельзя на себя так много брать, а вы взяли. Впечатлительны вы очень, отсюда и все ваши беды. Вам бы подлечиться. Я распоряжусь, чтобы вас на днях отправили в санаторию, а сейчас вызову автомобиль. Не надо, чтобы вы ходили пешком по городу и расстраивались. Завтра с утра и поезжайте. А пока возвращайтесь-ка в крепость. Только не вздумайте делать глупости. Комиссаров вопросительно поднял голову. — Не пытайтесь организовать своему приятелю побег. Из невской крепости никто и никогда не убегал — не портите ни себе, ни этому зданию репутацию. И вообще ни во что с этой минуты не вмешивайтесь. Что бы ни происходило и кого бы ни касалось. Пусть все идет, как идет. Неслышно открылась неприметная дверь, и вошла высокая женщина в белом платке. В руках у нее был подсвечник. Она поставила его на стол, а потом поклонилась Дяде Тому в пояс и сложила руки. — Что тебе еще, Акилина? Не обращая внимания на механика, женщина произнесла: — Благословите, старче. — Старче? — спросил Комиссаров недоуменно. — Старец Фома, — выпрямилась женщина и холодно поглядела на Василия Христофоровича светлыми до белизны глазами. — Дядя Том, Фома. Ну да, это одно имя, — пожал плечами композитор. — Что вас так удивляет? 14 Василий Христофорович достал с полки первую книжку Легкобытова и стал читать некогда выученные почти наизусть, утешавшие его строки про край непуганых птиц, однако мысли его рассеивались.

http://azbyka.ru/fiction/myslennyj-volk-...

Что ангелы-хранители присутствуют при разлучении души с телом, об этом много сказаний представляет история кончины благочестивых и грешных людей. Свв. Кирилл Александрийский в слове на исход души говорит: «Душа поддерживается св. ангелами в шествии по воздуху и, возвышаясь, встречает мытарства, которые стрегут восход, удерживают и останавливают души восходящие. Ангел старается защитить ее от злых духов и, наконец, проводит к Господу Богу пред страшный престол Его». III. Зная, что ангелы хранители постоянно пребывают с нами и что они ближайшие и всегдашние свидетели нашей жизни, мы должны соблюдать осторожность, чтобы не только в действиях, но и в словах и в мыслях не оскорбить их и чрез то не удалить их от себя. В случае же грехопадения поспешим скорым и искренним покаянием привлечь к себе небесных хранителей наших и помощников, чтобы обрадовать не только их, но и всех прочих ангелов на небеси, радующихся о едином грешнике кающемся (Лк. 15, 10). (Прот. Г. Дьяченко). Тринадцатый день Св. мученица Акилина (Уроки из ее жизни: любовь к молитве и терпение суть великие добродетели христианина) I. Paho созрела для высшего духовного подвига душа двенадцатилетней св. мученицы Акилины, память коей совершается ныне, подготовленной к подвигу христианским воспитанием, которое она получила от своих родителей, живших в III столетии в Финикийском городе Библосе или Вивлосе). Достойный плод принесли внушения христианские, которыми поспешили боголюбивые люди прежде всего напитать душу дитяти своего с самого раннего возраста. И благо им, что не пренебрегли они этим святым делом, не откладывали его до неизвестных будущих дней. Они скончались, но десятилетняя их сирота успела уже восприять в душу свою веру Христову, залог жизни бессмертной, залог и соединения с родителями в вечном Божием Царстве… Особенно она любила молиться Богу. Между тем в это время (293 г.) происходило жестокое гонение на христиан. Однажды, услыхав разговор Акилины с ее подругами о Христе, один язычник, находившийся на службе у римского правителя, донес ему на Акилину, которой тогда было 12 лет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Итак, как выше сказано, когда от осуждения предохраняться начнем, то благодать Божия неотступно при нас пребудет и нечувствительно будет утверждать нас и охранять: невидимо отражать бесовские действия и мечтания, а внутри нас укреплять силы душевные, и действие молитвы воскрылять, и память смертную напоминать, и будущие мздовоздания, и вечные муки! Сими душевными чувствами поражаются и истребляются прилоги скверных помыслов. Я почти уже и не имам, что вам рещи, потому сей союз только единому Богу возможно во единомыслии и единомудрии соединить, ими же весть своими неисследимыми судьбами, ее уврачевать, и благодушием вас одарить, и ей благое к достодолжному повиновению чувств даровать! Но только еще хоть мало потерпим и, по апостолу, задняя да забываем и с терпением тецем на предлежащий нам подвиг (Ср. Фил. 13:13–14 ). И точно, себя да почитаем достойными таковых скорбных попущений грех ради наших. Мою болезнь должно равнодушно чувствовать, и хладнокровно слышать и принимать, и себя везде горячностию не увивать! Прошу вас быть покойною, равно и благодушною. 16 ноября 1830 года. 15. Сколько ни жить на свете, а все от событий учиться принадлежит и на свои самосмышления не полагаться. Орудие борьбы с негодованием – молитва и терпение. Приготовление к причастию. Следствия гордыни. Девство: хранение тела и души. Необходимо просить прощение у родителей и иметь послушание к ним Известительное и объяснительное ваше писаньице, при маменькином приложенное, я, недостойный, во всякой исправности получил и, прочитавши оное, увидел, в каком вы состоянии и поныне находитесь и какими волнами обуреваемы от противомудрствущих особ. И вот вам вместо мнимой от них помощи обратилось нести претяжкий канон и крест терпения до изнеможения! Но что делать, видно, сколько не жить нам на свете, а все от событий учиться принадлежит и на свои самосмышления не полагаться, но во всем искать искусных советов, – во всем! А особливо же вам с маменькой, от немощнейших немощнейшим и от слабейших слабейшим, к которым пишу сие письмо.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

И вот, предостопочтеннейшая о Господе сестра, известного мнимого старца ответные советы, согласующиеся с Божественным Писанием и преданиями святых отцев. Впредь при укорениях от другого человека прошу и молю от таковых язв предохранять себя, и, по преданию святых отец, себя укорять, и осуждать за свои недостатки. И это мне удивительно, как вас самомнение ослепило, и помрачило, и не дало вам ни мало. Вы, будучи, во-первых, не связаны супружеством, над собою всегдашним подчинением, во-вторых, не обременены обширным семейством детей и прислужницами разных нравов и знания, сами крайне тяготитесь не поредку в приемах. Итак, при помощи Всевышнего да положим благое начало нудиться ко творению заповедей Господних, которые только едины преданы Самим Спасителем для врачевания убогим душам нашим! В дополнение, не соизволите ли и от нас, грешных, по вашей неограниченной вере благодушно выслушать совет, единственный полезный для души твоей. Первое – положи начало молиться за Авдот. Теор.; второе – при свидании понуди себя всячески со извинением поласковей обойтись с ней; третье – всячески старайся, простя поступок с вами, о нравственности ее и обхождении, как только возможно, с похвалою и добрым, и благоволительным благорасположением упоминать. И когда, при содействии Божией благодати за молитвы нашего всеобщего старца, батюшки отца Феодора, исполнишь наш недостойный совет, тогда ощутительно почувствуешь в душе плоды и во всех чувствах мир помыслов, радость, кротость, воздержание, долготерпение, сострадание и любовь ко всем! (Ср. Гал. 5:22–23 ). Слава Всемилостивому Господу, что облегчил Своим милосердием и благостию от гнусной и преужасной брани. А что вы чувствовали во время моления, по вашему мнению, противоположность в чувствах, то сие вы чувствовали, потому что, когда делали поклонения, тело было в движении и в нем ощущали скоктания и брань, потому что ум мало спомоществовал, равно и душевные силы от слабости мало спомоществовали. А когда вы одним умом внимали и душевно ум в молитву вперяли, то вам Всемилостивый Господь пречувствительно спомоществовал.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010