По указу Св. Синода от 12 августа того же года поручен ему в управление Козелецкий Георгиевский монастырь. С 1825 г. сент. 20, ректор и наставник богословских наук в Воронежской семинарии; ноября 19 – член консистории. В 1826 г. июня 22, возведен в сан архимандрита Алексеевского Акатова монастыря в Воронеже; 10 сент. – благочинный монастырей и цензор проповедей, писанных для произношения в кафедральном соборе. Ему как деятельному члену Воронежского попечительного о бедных комитета (с 1828 г. янв. 13), объявлено Монаршее благоволение в 1829 г. янв. 24. Того же года февраля 5 переведен настоятелем в перемышльский Троицкий Лютиков монастырь Калужской епархии. Указом св. Синода от 18 марта 1830 г., дан ему в управление Златоустов монастырь; апреля 16 – член московской консистории. В следующем году 25 января определен ректором Кишиневской семинарии и учителем богословских наук; 1832 г., 4 марта – присутствующим в местной консистории; 28 апреля – настоятелем Курковского Рождество-Богородичного монастыря. С 25 дек. 1833 г. по 16 марта 1835 г. исправлял безмездно должность ревизора Бессарабских взаимного обучения школ. В 1837 г. июня 19 переименован настоятелем Добрушского Николаевского монастыря. 1840 г. 29 апреля удостоен награждения орденом св. Анны 2-й ст. В 1846 г. исправлял в С. Петербурге чреду священнослужения и проповеди слова Божия; 17 апреля пожалован тем же орденом с Императорской короной; 17 декабря присвоена ему лично степень первоклассного архимандрита. В 1849 г. апреля 16 (на 64 г. от роду) уволен от семинарской службы, с оставлением настоятелем Добрушского монастыря. 11 . Даниил (1832–1837), в мире Димитрий Сивиллов, сын причетника, обучался до богословия в Пензенской семинарии, а потом, сентября 12-го 1818 г., поступил в медико-хирургическую академию (в С. Петербурге). В следующем году, марта 14, дозволено ему перейти в Александро-Невскую семинарию, но и здесь находился очень недолго. Министерство иностранных дел, по случаю отправления в Пекин духовной миссии, требовало в состав ее способных людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Согласно ведомости Иоанно-Предтеченского монастыря за 1855 г., в приходе монастыря в деревне Крестки, в трех верстах от города, находилась каменная часовня, но кем, когда и по какому случаю устроенная неизвестно. В 1864 г. в Иоанно-Предтеченском монастыре были построены: амбар для хранения продуктов, баня и прачечная. Ризница помещалась в особо устроенной в притворе Иоанно-Предтеченского храма каменной палатке с железной дверью, которая запиралась внутренним личинным замком. Библиотека располагалась в притворе Андреевской церкви в деревянном шкафу. В 1865 г. в монастыре было построено деревянное на каменном фундаменте здание, в котором находились дровяной сарай, хлев и ледник. Согласно ведомости монастыря, все неокладные суммы обязательно записывались в монастырские приходо-расходные книги. На 1867 г. монастырю принадлежали следующие земли, отданные по Высочайше утвержденному мнению Государственного совета от 30 июня 1826 г.: 1. Пахотная, покосная и неудобная земля, называемая Климова, или Акатова (по-крестьянски - Гниловка) в Полонской волости Псковского уезда - 24 десятины 827 саженей, отведена Псковской казенной палатой 26 февраля 1804 г. 2. Пахотная земля, состоящая под лесом издавна уничтоженным, называемая Отвод, в Новоуситовской волости Островского уезда - 4 десятины 1990 саженей. 3. Пахотная, покосная и под проселочными дорогами земля, называемая Фоминой, или Исаковой, в Добрывитской волости Псковского уезда в количестве 11 десятин 1629 квадратных саженей. 4. Пахотная и под проселочными дорогами безымянная земля в Завелицкой засаде Каменской губы Псковского уезда - 22 десятины 2111 квадратных саженей. 5. Покосная земля под селением, Стефановской церковью и кладбищем давно упраздненными, в Завелицкой засаде - 18 десятин 422 саженей. На первые две земли планов и межевых книг не было, а на три последние имелись. Все эти земли ежегодно отдавались монастырем и причтом в арендное содержание посторонним лицам. От 42 десятин 417 сажень, которыми пользовался монастырь, дохода в год получалось 346 руб., в другой год - 296 руб., а в третий - 146 руб. 25 коп. с сенокосной землей. Рыбных ловель и мельницы обитель не имела, но взамен их получала от казны денежное вознаграждение в размере 228 руб. 69 коп. серебром в год.

http://sobory.ru/article/?object=46874

С. Девятова Скачать epub pdf Схиигумения Акатовского монастыря Олимпиада (Иванова) (1871–1954) Недалеко от древнего города Клина в Подмосковье, в окружении густого леса, на краю деревни Акатово до недавнего времени можно было видеть заброшенный пионерлагерь. Обычные кирпичные строения, обычный забор. Только выделялась старая башня, да вход обрамляла арка с изящными старинными узорами. Тихое, спокойное место в стороне от больших дорог. И вот несколько лет назад здесь стали появляться священники, монахини, строители. Окрестные дачники с удивлением узнали, что здесь был до революции женский монастырь, Акатова Свято-Троицкая Александро-Невская пустынь – одно из сотен мест на земле России, где люди, собравшиеся во имя Христа, трудились и славили Бога, где день и ночь не умолкала смиренная молитва за наш народ, теплились лампады пред святыми иконами. Возрождение обители с помощью московского Заиконоспасского монастыря пошло очень быстро, уже можно видеть сияющий куполами храм и преображение всей заброшенной территории. Сюда вернулась главная святыня монастыря, икона Божией Матери «Скоропослушница» (дар преподобного Аристоклия Афонского – великого московского старца начала XX века), игуменский посох последней настоятельницы схиигумении Олимпиады (Ивановой). Троицкий Александро-Невский женский монастырь был преобразован из женской общины в 1889 году на средства купца Федора Осиповича Захарова. Официальной датой основания считается 1898 год, когда община получила статус монастыря и стала именоваться Троицким Александро – Невским Акатовским общежительным женским монастырём.  Число сестер небогатой обители быстро достигло семидесяти, были построены деревянный Свято-Троицкий храм, сестринский корпус, странноприимный дом, за оградой появилась школа с маленькой церковью. Вскоре был заложен каменный храм во имя святого Александра Невского, но до конца его так и не успели достроить. Ежедневно в два часа ночи читался акафист перед иконой «Скоропослушница». Матушки усердно трудились, все необходимое для жизни общины производили сами. Дружной семьей акатовских сестер на момент революции управляла схиигумения Олимпиада (Иванова). Перед революцией в Акатовском женском монастыре проживало около 200 монахинь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Варлаам, архиепископ Тобольский и Сибирский (Успенский Василий Иванович) Родился в 1801 году в селе Ухолове Ряжского уезда Рязанской губернии в семье священника. Окончил Рязанскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию. 6 ноября 1827 года пострижен в монашество. 11 декабря того же года рукоположен во иеродиакона; 28 июля 1828 года – во иеромонаха. 31 августа 1828 года окончил академию со степенью магистра и назначен инспектором Вифанской духовной семинарии. С 17 января 1833 года – ректор Тульской духовной семинарии; 12 февраля того же года возведен в сан архимандрита Белевского Спасо-Преображенского монастыря. С 10 марта 1834 года – ректор Воронежской духовной семинарии и архимандрит Акатова Алексеевского монастыря в г. Воронеже. С 4 мая 1837 года – ректор Курской духовной семинарии и архимандрит Белгородского Николаевского монастыря. 31 января 1843 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. С 30 июня 1845 года – епископ Архангельский и Холмогорский. С 4 декабря 1854 года – епископ Пензенский и Саранский. 22 апреля 1860 года возведен в сан архиепископа. С 7 октября 1862 года – архиепископ Тобольский и Сибирский. 12 апреля 1872 года уволен на покой в Троицкий Белгородский монастырь. Скончался 31 марта 1876 года. Погребен под Троицким собором г. Белгорода. Преосвященный Варлаам проявил себя энергичным следователем по делу профессора Санкт-Петербургской духовной академии, протоиерея Г. П. Павского, в отношении перевода Псалтири на русский язык. Он не согласился с мнением Комитета по расследованию и высказал свое особое мнение (Христианское чтение. – 1872, июнь. – С. 202–203). В 1851 году преосвященный Варлаам благословил иеромонаха Митрофана и его брата строителя Пармения на возобновление Кожеезерского Богоявленского мужского монастыря в Архангельской губернии. Преосвященный Варлаам как добрый отец заботился о своей пастве и подведомственном духовенстве. Он с особой любовью относился к сиротам духовного звания и всегда старался закрепить за ними церковно-приходские места.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

—605— Смешанный хор школы выезжал для участия в праздничном богослужении в храм г. Талдома. Однородный женский хор выступил с концертом в Ростове Великом на Сергиевских чтениях. Учащиеся Регентской школы несли послушания по уходу за престарелыми и одинокими больными, помогали в тюремном служении и оказывали помощь в подготовке к изданию студенческого журнала «Встреча». Они также принимали участие в миссионерской поездке на Чукотку. В отчетном году Регентскую школу окончили 26 человек. Иконописная школа По сложившейся традиции Иконописная школа помогала иконописанию на местах. С этой целью зав. школой игумен Лука посетил Иконописную школу при СПбДА, иконописную мастерскую «Дома милосердия» и две иконописные мастерские г. Минска. В школе стажировались два преподавателя Курской Иконописной школы, иноки Киево-Печерской Лавры, насельницы монастыря Панагия Евру (Греция), обители из Черногории, Суздальского, Дивеевского, Нерехтского, Аносина, Воронежского Алексеево-Акатова, Варсонофьевского (в Мордовии) женских монастырей, иконописцы «Дома милосердия» г. Минска, работники Пермского мужского и Верхотурского женского монастырей, Владимирской, Вологодской, Хабаровской и Одесской епархий. Преподаватели и учащиеся школы вели большую консультативную работу. Школа стажировала иконописцев г. Дубны. Опыт лицевого шитья в школе приобретали насельницы Вознесенского женского монастыря Волгоградской епархии, из Нижнего Новгорода, Минска. Из фонда школы выдавались иконы-таблетки в Санкт-Петербургскую, Тобольскую, Курскую, Криворожскую иконописные школы, Слонимское духовное училище, иконописные мастерские Киево-Печерской Лавры, Алатырского и Пермского мужских и Нерехтского, Киржачского, Боголюбовского, Воронежского женских монастырей. Кроме того, учащиеся школы помогали Педагогическому кабинету и Отделу тюремного служе- —606— ния Московской духовной академии, организовывали и проводили детский праздник «Рождество Христово», оформляли стенды выставки «Православная Русь». Игумен Лука с преподавателем Л.А. Армеевой принял участие в VII Дмитриевских чтениях: «Икона – окно в мир духовности и красоты» (Вологда, март 2003 года) и выступили с докладами: «Богословие и язык иконы» и «Иконопись: традиция и современность». При участии Иконописной школы вышла в свет книга «История иконописи», в которой две главы были написаны игуменом Лукой в соавторстве с И.К. Языковой. Мастерская школы трудилась над иконостасами Тобольской и Томской епархий и Переславльского женского монастыря. В школе продолжалась работа над созданием компьютерной базы данных по иконографии. Собран и оцифрован богатый материал по изображениям святых почти на каждый день богослужебного года. Преподаватели Иконописной школы вместе с ее заведующим ежемесячно участвовали в проведении художественных советов на художественно-производственном предприятии «Софрино», помогая поднять уровень художественного мастерства его иконописцев.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Елпидифор, архиепископ Таврический и Симферопольский (Бенедиктов Алексей Иванович) Родился в селе Григорьевске Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье священника. Первоначально учился в Ярославской духовной семинарии, по окончании которой в 1821 году поступил в Петербургскую духовную академию. В июле 1825 года окончил курс академии; 1 сентября назначен учителем Архангельской духовной семинарии; 17 сентября того же года получил звание кандидата богословия. 10 сентября 1827 года удостоен степени магистра. 1 октября 1829 года назначен инспектором Новгородской духовной семинарии. 28 ноября 1829 года пострижен в монашество; 1 декабря рукоположен во иеродиакона, а 6 декабря – во иеромонаха. 14 апреля 1832 года назначен ректором Курской духовной семинарии, а 22 мая того же года возведен в сан архимандрита и определен настоятелем Белгородского Николаевского монастыря. С 29 ноября 1833 года – настоятель Белгородского Троицкого монастыря. 30 апреля 1837 года перемещен ректором в Воронежскую духовную семинарию и 21 мая назначен настоятелем Воронежского Алексеевского Акатова монастыря. 2 февраля 1842 года хиротонисан во епископа Острогожского, викария Воронежской епархии. С 1 марта 1848 года – епископ Харьковский, а 6 ноября того же года перемещен в Подольск. С 29 марта 1851 года – епископ Вятский. 7 января 1860 года назначен в Таврическую епархию с возведением в сан архиепископа, но вследствие болезни поехать в епархию не смог. 25 мая 1860 года уволен на покой по прошению. Скончался 31 мая 1860 года. Погребен в Александро-Невской лавре в Феодоровской церкви у правого клироса. Архиепископа Елпидифора характеризовали как человека просвещенного, высокообразованного, замечательного проповедника, обладавшего ораторским талантом, доброго архипастыря, человека скромного, тихого и правдивого. По предложению обер-прокурора графа Н. А. Протасова он составил «Герменевтику» для семинарского курса. Труды: Четыре речи при некоторых особливых случаях войны с Англией, Францией и Турцией. – Вятка, 1856, 1857.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

4 ноября 1990 г. в возрожденной обители была совершена первая Божественная Литургия. Первой настоятельницей монастыря была игумения Любовь (Якушкина М.В.). С 15 апреля 1992 г. монастырем управляет игумения Варвара (Сажнева З.Ф.), одна из первых насельниц обители, принявших постриг в 1992 г. и возведенная в сан игумении в 1993 г. Главный храм обители – двухэтажный Алексеево-Владимирский собор. Первый каменный храм был посроен в 1674 г.. Впоследствии он многократно перестраивался, а к середине XIX в. обветшал и в 1879 г. был разобран. Сохранившаяся шатровая колокольня, построенная одновременно с ним, сохранилась до наших дней. Новый двухэтажный храм строился в 1812-1819 г.г. по проекту губернского архитектора И.И. Волкова в стиле классицизма. Первоначально верхний храм был посвящен Воскресению Господню, а нижний освящен во имя свт. Московского Алексия. Поэтому историческое название название храма – Алексеево-Воскресенский. В настоящее время нижний храм освящен во имя Владимирской иконы Божией Матери, а верхний храм - во имя свт. Московского Алексия. Двухэтажный храм и старинная колокольня - историко-культурный памятник XVII-XIX в.в. федерального значения. В 2015 г. возобновлена церковь во имя прп. Сергия Радонежского, которая находилась в здании надвратной колокольни, построенной в 1879-1880 г.г., и бывшая домовой церковью настоятеля. Здание надвратной колокольни сохранилось частично, верхний ярус со шпилем разрушены в 1930-е г.г., и на уровне второго этажа завершено пятью главками. В настоящее время в Сергиевском храме служатся ранние Литургии в воскресные дни и двунадесятые праздники. С 1999 г. к монастырю приписана находящаяся за оградой обители Введенская церковь, построенная в 1780 г. – одна из красивейших в городе, является историко-культурным памятником XVIII в. федерального значения. Архитектурный облик ее несет явные черты школы Б. Растрелли. В настоящее время здание находится на реставрации, а до того в церкви совершались ранние Литургии, служились требы. Ныне восстановлены все уцелевшие здания монастыря и построены новые часовни: водосвятная – в 1992 г., в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» - в 2010 г., в честь новомучеников Алексеево-Акатова монастыря – в 2007 г.

http://sobory.ru/article/?object=00822

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛПИДИФОР (Бенедиктов Алексей Иванович; 1804, с. Новосёлка Мологского у. Ярославской губ.- 31.05.1860, С.-Петербург), архиеп. Таврический и Симферопольский. Род. в семье священника. В «Завещании» местом своего рождения указал с. Новосёлка Мологского у. Ярославской губ., однако в лит-ре и некрологах XIX в. называлось с. Григорово Пошехонского у. той же губ. Первоначальное образование получил дома. В 1821 г. окончил Ярославскую ДС, в 1825 г.- СПбДА со званием кандидата богословия, «с правом на получение степени магистра по выслуге двух лет». 1 сент. 1825 г. назначен преподавателем греч. и франц. языков в Архангельскую ДС. 10 сент. 1827 г. утвержден в степени магистра богословия. 1 окт. 1829 г. переведен в Новгородскую ДС на должность инспектора семинарии и профессора философии. 28 нояб. в Новгороде принял монашеский постриг с именем Елпидифор. 1 дек. рукоположен во диакона, 6 дек.- во иерея. С 30 янв. 1830 г. Е.- соборный иеромонах Александро-Невской лавры . С марта по май 1831 г. исполнял обязанности ректора и профессора Новгородской ДС. 11 (по др. сведениям, 14) апр. 1832 г. Е. переведен в Курск на должность ректора семинарии и профессора богословия. В 1831-1837 гг. в Курской ДС учился буд. митр. Московский Макарий (Булгаков) , на к-рого Е. оказал большое влияние своим «аскетическим подвигом и чистотой» и к-рого познакомил с трудами ректора КДА архим. Иннокентия (Борисова ; впосл. святитель). 22 мая 1832 г. Е. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Николая Чудотворца мужского монастыря Суджанского у. Курской губ. С 15 июля 1832 г. служил присутствующим в Курской духовной консистории, с 1 авг.- благочинным епархиальных мон-рей и цензором проповедей духовенства. 29 нояб. 1833 г. назначен настоятелем Святой Троицы мужского монастыря Белгородской епархии. В 1835 г., при Е., в обители была построена и освящена каменная теплая ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение». 30 апр. 1837 г. Е. назначен ректором Воронежской ДС, 21 мая того же года - настоятелем Акатова во имя святителя Алексия монастыря . Одновременно в Воронежской епархии служил присутствующим в духовной консистории, благочинным епархиальных мон-рей, цензором проповедей духовенства. По предложению обер-прокурора гр. Н. А. Протасова Е. составил учебник по герменевтике для семинарского курса (не изд.).

http://pravenc.ru/text/189913.html

На территории монастыря восстановлены все уцелевшие здания (храм, колокольня), построены келейные корпуса, трапезная, часовня для водосвятных молебнов и часовня в честь новомучеников Воронежских с мозаичными иконами. Взамен утраченных храмовых росписей были выполнены новые. Вначале группой воронежских иконописцев под руководством Вадима Гладышева был расписан нижний храм. Несколько лет продолжалась работа над росписью верхнего храма, выполненной в технике фрески елецким иконописцем Владимиром Марченко. По завершении работ храм был вновь освящен Высокопреосвященнейшим Сергием, митрополитом Воронежским и Борисоглебским, в день памяти святителя Антония (Смирницкого) , прославленного в лике местночтимых святых в 2003 году. В 1999 году Алексиевскому монастырю была передана Введенская церковь (в прошлом, до закрытия, приходская), одна из красивейших церквей Воронежа. В настоящее время обитель святителя Алексия принимает множество богомольцев, приезжающих из разных мест поклониться воронежским святыням. Храмы [ править править код ] Часовни: Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: Россия, г. Воронеж, ул. Освобождения Труда, д. 1 Добраться до Алексеево-Акатова монастыря можно пешком по набережной Массалитинова, на общественном транспорте до ост. " Манежная " : Паломнику [ править править код ] Алексиевский Акатов женский монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с историей монастыря и его духовным наследием. Гостиницы при монастыре нет, но принимаются группы паломников до 25 человек, желательно женщины, по предварительному согласованию. Трудниц принимают по согласованию. Расписание богослужений: Божественная литургия в будни начинается в 07:30; в воскресные дни и двунадесятые праздники в 06:30, в 08:30. Вечернее богослужение летом в 17:00, зимой в 16:00

http://azbyka.ru/palomnik/Алексиевский_А...

А между тем обязанности полковых казаков были прежние. Новый владелец перевоза, конечно, стеснял их. «И как они казаки бывают на Воронеже для великих государевых дел, и перевозчики их не перевозят для своих прихотей и стоят они на берегу многое время, и за то им от воевод чинятся убытки большие». В виду этого казаки просили правительство возвратить им перевоз. Но так как они не могли подтвердить своих прав на него, так как по писцовым книгам 1643 г. прилегающая к перевозу земля и сенные покосы принадлежали монастырю, так как, наконец, казакам дано достаточное количество земли, – то они получили отказ. Только перевозить их по служебным делам приказано безмездно. Продолжалась тяжба у Покровского и Боршова монастырей с коротоячанами, урывчанами и костенцами. Начались распри между коротоячанами и Дивногорским монастырем. Эти бытовые явления, не представляющие по существу чего-либо нового сравнительно с предшествующим периодом, не подлежали епископскому суду, и мы не знаем, как относился к ним св. Митрофан. Только в одном случае он выступил открыто защитником монастырских интересов. Это было по поводу земельных столкновений Алексеевского Акатова монастыря с жителями г. Орлова . Власть епископа простиралась на церковное положение монастырей, и в этом случае св. Митрофан имел для донских монастырей большое значение. Прежде всего, он не мог не обратить внимание на малолюдность монастырей. Стоя на формальной только почве, выполняя предписания соборов 1667 и 1681 г.г., он должен был закрыть едва ли не большую часть их, сведши монахов в немногие, но многолюдные монастыри. Но св. Митрофан этого не сделал. Оставивши малобратственные монастыри в прежнем положении, он закрыл лишь те из них, которые совсем не отвечали своему назначению. Такими он признал Карачунский монастырь и Даншину пустынь. Не раз закрывавшийся и раньше, Карачунский монастырь ко времени вступления св. Митрофана в епархиальное управление оказался совсем без братии: «Карачунский монастырь – место пустынное, писал о нем св. Митрофан, – а в том монастыре один старец». Имеет в виду, с одной стороны, это запустение, а с другой стороны – указывая на бедность своего Архиерейского Дома, Святитель исходатайствовал у патр. Иоакима в 1683 году приписку этого монастыря «в доме Пресвятыя Богородицы, в домовую всякую нужду и ему епископу с домовыми людьми на пропитание» 202 . В 1686 г. упразднен был таким же образом Боршев монастырь. Мысль о приписке этого монастыря к Архиерейскому Дому была высказана еще до учреждения Воронежской Епархии, в 1678 году, когда вырабатывалась «Роспись городам и монастырям с означением, где быть епископом, в которых монастырях жить» 203 . Кроме этого, Боршев монастырь тоже оказался без монахов, после разгрома его, последовавшего за самоуправство казаков и монахов (о чем речь ниже).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010