Игумения Варвара (Сажнева): Самое трудное — работа над своей душой 7 мая 2016 г. 12:53 Игумения Варвара (Сажнева) 23 года является настоятельницей Алексиево-Акатова женского монастыря в Воронеже. Приняв монастырь в практически полностью разоренном состоянии, матушка, как сказал митрополит Воронежский и Лискинский Сергий , «не только подняла его из руин, но сумела возродить духовно, и сегодня эта обитель стала источником силы и нравственного здоровья для многих и многих людей». В интервью сайту Синодального отдела по монастырям и монашеству  игумения Варвара рассказала о игуменском призвании, особенностях выбора жизненного пути, о построении сестричества как духовной семьи. — Матушка, Вы прошли долгий путь возрождения монашеской жизни в Вашей обители, было много трудов, горестей и радостей. Но теперь, когда монастырь восстановлен, скажите, что было самым сложным в жизни общины и какие задачи приходится решать сейчас? — Монастырь восстановлен — это великая радость. Но самое трудное — работа над своей душой, и этого труда не стало меньше. Мы многому научились, живя в монастыре. Конечно, совершенству нет предела, но мы радуемся за те души, которые что-то обрели, что-то поняли, с чем-то смирились. И мы, в свою очередь, научились смиряться, принимать все происходящее как из руки Божией, заботиться не только о себе, но и о других и понимать, что назначение игумении состоит именно в этом. И благодаря этому я чувствую, как важна близость игумении с сестрами. — Близость и взаимное доверие — если не главное, то, наверное, необходимое условие для того, чтобы монашеская община стала духовной семьей. Но как расположить, вдохновить сестер — чтобы они доверяли игумении, открывали ей свои души? — Знаете, я думаю, что искусственно насадить доверие невозможно. Сегодня сестра может доверять тебе, а завтра настроение поменялось или еще что-то произошло... Враг ведь, он тоже искушает. В монашеской жизни не бывает все гладко. Все мы формируемся постепенно. Да, я хочу, чтобы сестра доверяла мне, открывала помыслы, но готова ли я, выслушав ее, дать правильный ответ и не повредиться по собственной неопытности? Наверное, для всего должно наступить свое время. Может быть, не одно поколение монахинь надо воспитать, чтобы возродить духовную жизнь в наших монастырях.

http://patriarchia.ru/db/text/4461636.ht...

Адрес: Россия, Воронеж, улица Домостроителей, 28 Телефон: +7 (473) 278 82 80 Электронная почта : Hram-08@yandex.ru Подробнее... Введенский храм (Воронеж) [ править править код ] История храма восходит к 1700 г., когда из прихода Успенской церкви, где началось кораблестроение, в Акатовское предместье переселились посадские люди Григорий Кошкин, Захар Елисеев и Яков Аникеев. В октябре того же года они обратились к находившемуся в Воронеже Императору Петру I за разрешением на вырубку леса для строительства церкви, которую они хотели по-прежнему посвятить Успению Божией Матери. Храм вскоре был построен и освящен Святителем Митрофаном, первым епископом Воронежским. Видимо, Святитель счел неудобным появление в городе одноименных церквей, и новый храм нарекли Введенским. В 1780 г. деревянная церковь была заменена каменной, двухпрестольной. Кроме главного, в храме был устроен придел во имя мученика Иоанна Воина, а в XIX в. появился еще один придел - во имя святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. Храм издавна считался одним из красивейших в городе. Архитектурный облик его несет на себе явные черты школы знаменитого зодчего XVIII в. Б. Растрелли. Адрес: Воронеж, ул. Введенская, 20 Телефон: 55-27-84 Подробнее... Казанский храм (Воронеж) [ править править код ] Век стоит в Отрожке храм в честь Казанской иконы Божией Мате­ри. Век разбивались о его каменные стены бури XX столетия, но он выстоял. Много повидал на своем веку старый храм. И ныне, как и сто лет назад, каждый день призывно звучат с его звонницы колокола, собирая на молитву верующих. Согласно историческим сведениям Отрожка (Рожки, Атрошки, От­рожки, Трегубово) возникла в XVII веке у выступов, или «отрогов» (от­сюда и название), левого берега реки Воронеж. Поселение было при­писано к владениям Алексиевского Акатова монастыря и в 1629 году насчитывало всего шесть крестьянских дворов. Наиболее интенсивно застройка Отрожки велась в XIX веке, ког­да к нескольким деревенским кварталам, расположенным вдоль един­ственной улицы, стали прибавляться новые в восточном и южном на­правлениях вдоль дороги, ведущей на Придачу.

http://azbyka.ru/palomnik/Воронежская_об...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКАНОР († после 1704, Воронеж), архим. Акатова во имя святителя Алексия монастыря (1700 (?) - 1704), церковный писатель, автор сочинений в стихотворной форме. Сведений о происхождении и ранних этапах биографии Н. нет. По данным архим. Леонида (Кавелина) , Н. был одним из «белорусских отроков», отданных на воспитание царем Алексеем Михайловичем патриарху Никону (Минову) после Польского похода 1654 г. Др. таким «отроком» был архим. Новоиерусалимского Воскресенского мон-ря Герман († 1682), к-рому Н. впосл. посвятил стихотворную надпись на надгробии. Вероятно, Н. прибыл в Россию, имея некоторое образование, о чем свидетельствуют сохранившиеся его подписи лат. буквами (Nikanor) (Устав. 1875. С. 78). Духовная карьера Н. связана с Новоиерусалимским в честь Воскресения Христова мужским монастырем . Он был воспитанником и учеником патриарха Никона, к-рый постриг его в монашество. В 1667 г. Н. заведовал монастырским книгохранилищем, затем был назначен строителем московского Илиинского подворья Новоиерусалимского мон-ря, а в 1674 г.- строителем Галилейской пуст. на оз. Велье ( Дорошенко. 2009. С. 133). Во 2-й пол. 70-х гг. XVII в. Н., вероятно, был монастырским уставщиком: как очевидец он рассказывает о посещении царем Феодором Алексеевичем мон-ря 5 сент. 1678 г. ( Позднеев. 1961. С. 422). 17 янв. 1686 г. из монастырских казначеев Н. был поставлен архимандритом Новоиерусалимского мон-ря. Период игуменства (1686-1698) Н. пришелся на время возобновления интереса к Воскресенскому мон-рю со стороны царского двора. По просьбе Н. в марте 1686 г. обитель получила царскую «вечную утвержденную» жалованную грамоту на все ее вотчины и угодья, «дабы та святая обитель в православии и в благочестии и в изобилии в век непременно и неподвижно паче сияла» ( Леонид (Кавелин). 1870. С. 638-648). Особое покровительство обители оказывала царевна Татьяна Михайловна, ее попечением были построены и обновлены неск. церквей, на освящении к-рых она присутствовала: Богоявления Господня (1690), Рождества Христова (освящена в 1692 патриархом Адрианом , строительство велось в 1686-1692) и др. В 80-90-х гг. XVII в. в монастыре нередко бывали цари Феодор Алексеевич, Иоанн V Алексеевич и Петр I Алексеевич , царицы Наталья Кирилловна, Прасковья Феодоровна.

http://pravenc.ru/text/2565300.html

В 1730 году именным указом от 8 июня переведен он из Переяславля на епархию Воронежскую и Елецкую, на которую и прибыл он того же 1730 года сентября 20. В 1737 году исправлял он череду священнослужения в Санкт-Петербурге. Во время своего пребывания в Воронежской епархии он тщательно старался об отстройке архиерейского дома и Собора, весьма много употреблял собственных денег на сооружение драгоценных церковных утварей и украшений; в отечестве своем селе Нелжи создал своим иждивением и украсил каменную церковь во имя Святителя Николая. Там доныне в сей церкви стоит архиерейское его место и близ оного портрет его во весь рост. В Кафедральном соборе, его старанием и иждивением сооружены златые сосуды и оклад к великой Богородичной Иконе Одигитрии. При нем также отлит большой колокол в 580 пудов, поднятый на колокольню в 1748 году, и перелитый после в 1770 году в нынешний 700-тной. Сей Преосвященный правил Воронежской паствой 12 лет и в 1742 году сентября 1 в 1 часу пополудни скончался в селе Карачуне, бывшей вотчине архиерейского дома, отстоящей от Воронежа вверх по реке на 40 верст. Оттуда тело его привезено в город водой на судне, и поднято с оного архимандритом Акатова монастыря Пахомием соборне; а 26 числа того же сентября, по указу, погребено оно тем же архимандритом соборне в Воронежском Благовещенском Соборе в правом крыле, возле самого правого церковного столба с южного боку оного. Сие место он сам себе назначил, ибо тут был придел Св. Иоанна Милостивого, устроенный им в память своего тезоименитого Ангела. Всех лет жития сего Преосвященного было 67 лет 9 месяцев и 27 дней. VII. Вениамин епископ Сей Преосвященный родом из Сербии, города Косова протопопский сын из фамилии Сахновских. Он был знаком Преосвященному Воронежскому митрополиту Пахомию, о коем услышав, что он пастырствует в Воронеже, ушел тайно из дома родительского, и пришед в Воронеж, явился к Преосвященному митрополиту, которой, приняв его, постриг в монашество и произвел в иеродиакона, а вскоре и в иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В середине 1980-х гг. началось восстановление приходской и монастырской жизни. 4 ноября 1990 года была совершена первая после возрождения обители Божественная литургия в Акатовом монастыре, в июне 1994 года — в Толшевском Преображенском женском монастыре; в 1997 году возобновилась иноческая жизнь в Дивногорском Успенском мужском монастыре, в 1998 году — в Костомаровском в честь Нерукотворного образа Спасителя женском монастыре; 12 сентября 2004 года, в день престольного праздника пещерного храма (единственного из сохранившихся в обители), совершена первая Литургия в Воскресенском Белогорском мужском монастыре. На территории Акатова монастыря были перезахоронены с городских кладбищ останки Воронежских архипастырей: сщмч. Тихона (Никанорова), митрополита Пахомия (Шпаковского), митрополита Владимира (Шимкович), архиепископов Анастасия (Добрадина) и Серафима (Аретинского), епископов Арсения (Москвина) и Вениамина (Смирнова). В 1990 году был освящен памятный знак на месте массовых расстрелов репрессированных в пос. Дубовка под Воронежем. Позже подобные памятные знаки и поклонные кресты были установлены и в других населенных пунктах епархии. В июле 1993 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви было открыто Воронежское епархиальное духовное училище при храме Успения Пресвятой Богородицы (левый берег города). В августе 1994 году открыто и регентское отделение при училище для подготовки руководителей церковных хоров. Постановлением Священного Синода 17 июля 1997 года училище было преобразовано в Воронежскую духовную семинарию. 4 марта 2000 года семинария переименована в Воронежскую православную духовную семинарию, в январе 2003 года — получила статус высшего профессионального учебного заведения. На переданном в распоряжение правящего архиерея земельном участке был построен Свято-Серафимовский мужской монастырь; 1 августа 1998 года был освящен первый монастырский храм. В ноябре 1998 года состоялся первый в истории Воронежской епархии визит Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . Святейший Владыка освятил закладной камень в основание строящегося Благовещенского собора (в память о трех разрушенных в XX веке соборах Воронежа — Благовещенском в Митрофановом монастыре, Троице-Смоленском и Князь-Владимирском), посетил Акатов женский монастырь, Воронежскую духовную семинарию, Успенский Адмиралтейский и Казанский храмы Воронежа.

http://patriarchia.ru/db/text/1624585.ht...

Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству возглавил в Зачатьевском ставропигиальном монастыре престольные торжества по случаю дня памяти основательниц обители 17 мая 2019 г. 14:28 16 мая 2019 года, в день преставления преподобной игумении Иулиании и прославления преподобных Иулиании и Евпраксии Московских в лике местночтимых святых Московской епархии , в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре отметили престольный праздник в честь основательниц обители. Накануне в Казанском приделе монастырского собора Рождества Пресвятой Богородицы, где находится гробница преподобных Иулиании и Евпраксии, был совершен торжественный молебен с водосвятием благочестивым основательницам Зачатьевской обители. Затем в соборе состоялось праздничное всенощное бдение. В день праздника Божественную литургию пасхальным чином возглавил председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству   архиепископ Каширский Феогност . Его Высокопреосвященству сослужили: заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятель Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрит Стефан (Тараканов) ; наместник Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря игумен Варфоломей (Петров); настоятель храма Живоначальной Троицы на Грязех протоиерей Иоанн Каледа и духовенство обители. Возгласы ектений произносил иеродиакон Иларион, представитель Антиохийского Патриархата . За Литургией молились заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания (Каледа) с сестрами обители, прихожане и гости монастыря. В храме также присутствовали настоятельница Святогорского Успенского Зимненского монастыря Владимир-Волынской епархии игумения Стефана (Бандура), настоятельница Крестовоздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря игумения Екатерина (Чайникова) , настоятельница Борисоглебского Аносина ставропигиального женского монастыря игумения Мария (Солодовникова), настоятельница Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального женского монастыря с. Акатова Московской области игумения Антония (Минина).

http://patriarchia.ru/db/text/5436365.ht...

Острогожск. Собор Троицы Живоначальной. /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Троицы Живоначальной Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1783 и 1787. Год утраты:Не установлен. Архитектор:К.С. Сокольников Адрес: Россия, Воронежская область, Острогожский район, г. Острогожск, ул. Коммунаров. Координаты: 50.858137, 39.080604 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Композиционным прототипом собора послужил собор Покрова Пресвятой Богородицы (1753-1768) в Ахтырке Для земель Острогожского полка и уезда собор сам стал объектом архитектурных заимствований. Вот его заметным влиянием построены: Карта и ближайшие объекты Соборная Троицкая церковь изначально была построена вместе с Острогожским острогом основателем его стольником и воеводой, полковником, князем Федором Юрьевичем Арсеньевым. Церковь деревянная с приделом во имя святителя Николая Чудотворца. Постройка окончена вместе с острогом 7 ноября 1653 года. Через 68 лет вместо прежней была выстроена новая, каменная, которая освящена в 1721 году. К ней была пристроена трапезная с колокольней, оконченные в 1766 году. В трапезной имелось два придела - во имя Введения в храм Богородицы и во имя Николая чудотворца. В этом же году были освящены архимандритом Воронежского Алексеевского Акатова монастыря, Сампсоном, первый 4, а второй 6 мая. Через 14 лет, а именно 13 мая 1780 года, вторично построенную церковь начали разбирать снова. Третий собор, двухэтажный начал строиться в 1780 году 31 мая, каменщиком Тульского оружейного завода прибывшим сюда Федором Медведевым, по новому проекту, сделанному поручиком Сокольниковым из того же тульского завода и сотником Дмитрием Петровичем Синельниковым, местным избранным депутатом. К 1781 году закончен был первый этаж с тремя приделами: Введения в храм Пресвятой Богородицы, освящен 30 января 1782 года, Святителя Николая Чудотворца, освящен 1 февраля и Всех Святых, освящен 5 февраля.

http://sobory.ru/article/?object=36308

Митрополит Воронежский Сергий награжден почетным знаком правительства области 1 сентября 2009 г. 11:43 Губернатор Воронежской области Алексей Гордеев наградил митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия почетным знаком правительства Воронежской области «Благодарность от земли Воронежской». Награждение состоялось в Алексиевском соборе Алексиево-Акатова монастыря, где в минувшее воскресенье прошли основные торжества по случаю 60-летнего юбилея правящего архиерея Воронежской епархии . «За большой личный вклад в возрождение духовных и культурных традиций на Воронежской земле, организацию широкой просветительской деятельности, сохранение культурного и исторического наследия, реализацию национальных и благотворительных программ в области и в связи с 60-летним юбилеем со дня рождения наградить почетным знаком правительства Воронежской области " Благодарность от земли Воронежской " митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия», говорится в постановлении правительства Воронежской области о награждении. «Сегодня на нашей земле большой праздник. Мы отмечаем юбилейную дату со дня рождения нашего любимого митрополита Сергия. Шесть лет Вы возглавляете Воронежскую и Борисоглебскую епархию. За эти годы удвоилось количество действующих храмов, соответственно увеличилось количество священнослужителей, пополнилась Ваша паства если посмотреть вокруг, то увидим очень много молодых лиц. Вы, дорогой владыка, учите нас словом и делом, что только молитва и труд создадут крепкий жизненный фундамент в Воронежской области. Благодаря Вашему опыту и мудрости, Вы создаете конструктивную работу светской и духовной властей. Желаем Вам духовных, телесных сил. Многая и благая Вам лета», сказал губернатор области при вручении награды. Почетный знак правительства Воронежской области «Благодарность от земли Воронежской» был учрежден 6 февраля 2009 года и является высшей формой поощрения правительством Воронежской области за заслуги в государственном строительстве, выполнении воинского долга, охране законности и правопорядка, большой вклад в экономическое, социальное, культурное развитие Воронежского края. Пресс-служба Воронежской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/731111.htm...

Батюшка все видел. Он говорил: «Я вижу, как мои чада живут. Мне сами свечки подсказывают. Смотришь: одна свечка закоптила, другая стала наклоняться, падать, третья нагрелась… А кто хорошо живет – стоит свечка прямо, горит ровным огоньком, там, чувствуется, идет молитва». – Владыка, часто нам, православным людям, приходится – и порой так справедливо! – слышать от людей нецерковных горькие упреки в том, что мы настоящими христианами не являемся. Вам приходилось встречаться с настоящими христианами. Какой он, настоящий христианин? – Настоящий христианин тот, кто своей жизнью претворяет любовь вокруг. Он как свечка горит, и от него люди зажигают свой огонек, а его свечка не умаляется. И вот эта любовь, которую он растворяет в ближних, наполняет их, давая им желание тоже любить, желание внести какой-то вклад в жизнь нашего общества, чтобы оно жило радостью, а не скорбью. Батюшка Виталий никогда не находил скорбь в том, что нечего одеть, нечего покушать, он всегда был в радости. Сегодня нет – завтра Господь пошлет. Сейчас многие укоряют: ах, он верующий, а ведет себя хуже неверующего. Возможно, мы действительно частично потеряли лицо христианина. Идет женщина. Батюшка говорит: «Вот монашка пошла». – «Батюшка, а как ты узнал?» – «А на ней печать монашества». Вот этой печати христианина у нас сейчас нет, она стерлась нашим нежеланием спасаться. Преподобный Серафим говорил: «Если бы было желание спасаться – спасались бы». А мы во многом живем поверхностной жизнью христианина. Почитаем молитвы кое-как – и как будто бы, слава Богу, исполнили правило. А в действительности правило так и осталось неисполненным. Мало кто желает принуждать себя к спасению. А нужно принуждать. Ведь батюшка же принуждал себя, и все знал, все видел. И его молитвами мы сейчас живы. Сердечно благодарю за помощь в подготовке материала игумению Алексиево-Акатова монастыря в Воронеже матушку Варвару и Елену Александровну Смирнову. Рейтинг: 9.3 Голосов: 191 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/4801.html

Т. 34. Стб. 373). К. прежде всего обратил внимание на состояние семинарии, закончил строительство семинарского флигеля при архиерейском доме. Новой статьей дохода семинарии стал введенный К. налог на приходы. Преподаватель иером. Иерофей (Малицкий ; впосл. митрополит Киевский и Галицкий) получил должность префекта, члена Воронежской духовной консистории. Попечением К. значительно пополнилась семинарская б-ка. При К. началось строительство нового здания для консистории (1758) и завершилось возведение юж. ограды с башнями архиерейского двора. В Воронеже были освящены Иоанно-Богословский (1759) и Параскево-Пятницкий (1761) храмы, приделы в Петропавловской (1760) и Воскресенской (1761) церквах. В 1760 г. по указу духовной консистории была составлена опись ризницы и утвари Благовещенского собора, среди прочего были упомянуты золотые и серебряные потиры, парчовые ризы, украшенные золотом, крест-мощевик (1682) Воронежского свт. Митрофана , 2 серебряных подсвечника от еп. Феофилакта, книги 1-й пол. XVIII в. В 1759 г. К. жаловался в Синод на «отягощение» епархиальных монастырей отставными военными и инвалидами, средств на содержание к-рых не хватало. В 1761 г. по прошению архиерея Синод благословил архимандрита Акатова мон-ря иметь мантию со скрижалями из зеленого бархата, жезл с яблоками, ковер (ОДДС. Т. 34. Стб. 662). Сохранилось прошение на имя К. от правителя Донецкого Иоанно-Предтечева мон-ря Корнилия, приказчика К. Сагайдачного и жителей с. Мостки Бахмутского у. Азовской губ. о назначении студента семинарии Стефана Родионова сына Крупкина диаконом приходской церкви. После того как «экзаменуемый продемонстрировал знание Символа веры и катехизиса», 31 мая 1759 г. К. посвятил Стефана Крупкина в сан диакона в загородном Троицком архиерейском доме (см.: Сергий (Петров). 2011). Несмотря на ухудшение здоровья, К. предпринимал поездки для обозрения епархии. Будучи в Черкасске, он получил указ от 19 окт. 1761 г. о переводе в Чернигов. К. заботился о внутренней жизни мон-рей. В годы его правления в Черниговской епархии началось следствие о расхищении братией новгород-северского в честь Преображения Господня монастыря собственности обители.

http://pravenc.ru/text/1840327.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010