Жизнь братии монастыря протекала тихо и сокровенно, сведений о ней сохранилось немного. Известны имена настоятелей, но документальные свидетельства о них большей частью самые скудные. Так с начала XVIII в. настоятели этой единственной тогда в городе мужской обители имели сан архимандрита. С 1796 г. эта должность стала традиционно совмещаться с должностью ректора Духовной семинарии, а с 1842 г., после учреждения Острогожского викариатства, монастырь находился под управлением викарных епископов Острогожских (в 1842-1854 г.г. и потом с 1867 г.). Имена некоторых насельников монастыря заслуживают особенного внимания. Известно, что в Алексеевском монастыре в течение десяти лет подвязался иеросхимонах Агапит, бывший ранее келейником свт. Тихона, впоследствии – восстановитель старчества в Задонске. Некоторое время пребывал здесь и другой келейник святителя – Иван Ефимов. В Алексеевском монастыре начинал монашеский путь иеросхимонах Тихон (в миру - Михаил Кривской), ставший потом первым насельником и старцем Тихоновского скита вблизи Задонского монастыря. Монастырь был закрыт весной 1931 г. (официальная дата неизвестна, но к лету этого года монахов на Акатовой поляне не оставалось). Незадолго до закрытия обители здесь служили прославленные Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 г. бывший настоятелем монастыря в 1926 г. архимандрит Иннокентий (Беда), настоятель монастыря в 1927-1930 г.г. архимандрит Тихон (Кречков), иеромонах Георгий (Пожаров), иеромонах Кирилл (Вязников), преподобноисповедник архимандрит Игнатий (Бирюков), священномученики Федор Яковлев и Сергий Гортинский. Последний его настоятель архимандрит Тихон (Кречков) вместе с другими священнослужителями и мирянами был расстрелян в окрестностях города 2 августа 1930 г. После закрытия монастыря святое место на долгие годы было предано разорению и поруганию. В 1989 г. Алексеево-Акатов монастырь был передан Воронежской епархии и в марте того же года начались восстановительные работы. В июле 1990 г. было получено благословение Святейшего Патриарха Алексия II на открытие в Воронеже женского монастыря, которому был передан комплекс зданий Алексеево-Акатова монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=00822

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ТИХОН (НИКАНОРОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиепископ Тихон (Никаноров). Фотография с сайта fond.ru Священномученик Тихон (Никаноров), икона Мощи и почитание 2 марта 1920 года отпевание и погребение архиеп. Тихона было совершено викариями - епископом Острогожским Владимиром (Шимковичем) и епископом Новохоперским Модестом (Никитиным) . Архиерей был погребён в склепе Благовещенского собора Митрофанова монастыря . В августе 1956 года, после разрушения коммунистами Благовещенского собора, останки архиепископа Тихона были перезахоронены на городском Коминтерновском кладбище, а в 1993 году перенесены во вновь созданный некрополь Алексеевского Акатова монастыря . Архиепископ Тихон (Никаноров) был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 20 августа 2000 года. Молитвословия Тропарь, глас 5 Подвигом добрым свидетельства Христова подвизался еси,/течение земнаго пути предивно скончав,/веру истинную непорочно соблюл еси,/нивочтоже вменив козни духа вселукаваго,/священномучениче Тихоне всебогате,/моли Подвигоположника Христа подати нам крепости духовныя/во спасение душ наших. Кондак, глас 2 Тихостию Божественного Духа украшен еси,/шествовал путем архипастырского служения,/яко добрый Пастырь душу свою за овцы стада Христова положил еси,/кровию своею аки живительною влагою землю Воронежскую напоив,/указал еси нам верен путь ко спасению,/по немуже шествовати неуклонно ны научи,/Тихоне священномучениче преславне. Величание Величаем тя,/священомучениче Тихоне,/и чтим честная страдания твоя,/яже за Христа во утверждение на Руси Православия претерпел еси. Воспоминания современников По свидетельству келейника, протоиерея Иоанна Житяева , Владыка Тихон " был тихим, кротким, смиренным архипастырем, отличался необыкновенной добротой и был большим молитвенником. Его часто можно было видеть в соборе на утреннем правиле, которое начиналось в четыре часа утра. Владыка любил уставную службу, часто читал и пел на клиросе. При нем в Лазареву субботу 1918 года в Воронеже был освящен храм святого равноапостольного князя Владимира , построенный в честь 900-летия Крещения Руси, и в том же году был открыт Свято-Серафимовский храм ... К нему могли прийти люди со своими нуждами и душевной скорбью открыто и безбоязненно. Простота, ласковость и душевность в обращении были отличительными чертами его духовного облика. Никто никогда не видел Владыку раздраженным или разгневанным, многим было ясно, что сугубая благодать Божия почивает на Воронежском архипастыре " .

http://drevo-info.ru/articles/1005.html

Архиепископ Херсонский и Одесский Сергий (Петров) в своем исследовании по истории Воронежской епархии пишет, что в 1914 году в Воронеже была создана комиссия, которая осматривала останки святителя Антония, и при вскрытии склепа оказалось, что гроб, в котором находилось нетленное тело и сохранившиеся одежды, сгнил и при прикосновении к нему рассыпался. Тогда же тело почившего владыки было переложено в новый гроб, а вход в могилу замурован. По утверждению митрополита Куйбышевского и Сызранского Мануила (Лемешевского; † 1968), к Поместному Собору Русской Православной Церкви 1917–1918 годов были подготовлены соответствующие материалы для канонизации преосвященного Антония. 24 сентября 1953 года архиепископ Воронежский и Острогожский Иосиф (Орехов) в рапорте на имя Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского; † 1970) свидетельствовал о широком почитании верующими памяти архипастыря, его благодатной помощи как подателя исцелений и ходатайствовал о перенесении останков святителя Антония в ограду Покровского кафедрального собора в связи с началом строительства на месте снесенного Митрофанова монастыря. В епархиальном отчете за 1956 год архиепископ Иосиф писал, что состоялось перенесение останков архиепископа Антония в августе 1956 на городское кладбище, после чего была отслужена панихида. В настоящее время на территории Алексиево-Акатова монастыря устроен некрополь из захоронений воронежских архиереев, останки которых перенесены с городского кладбища. Среди перечисленных на надгробии – и имя архиепископа Антония. Однако утверждать, что в общем захоронении находится и его могила, нельзя. С 1996 года – года 150-летия кончины святителя Антония – и по настоящее время благословением митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова) место захоронения святителя Антония уточняется. Тогда же была завершена подготовка к прославлению архиепископа Антония в лике местночтимых святых Воронежской епархии. Ходатайством митрополита Мефодия и по результатам рассмотрения Синодальной комиссией по канонизации святых жизнеописания архиепископа Антония Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил совершить прославление святителя митрополиту Мефодию 23 мая 2003 года, а также издать житие и писать новопрославленному святому службу.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Smirni...

Феодосий, архиепископ Вологодский и Устюжский (Шаповаленко Михаил) Родился в 1811 году в Екатеринославской губернии в семье священника. Окончил Екатеринославскую духовную семинарию и в 1835 году поступил в Киевскую духовную академию. 3 мая 1839 года (на IV курсе академии) принял монашество. 27 сентября 1839 года, по окончании академии, назначен преподавателем в Полтавскую духовную семинарию. 22 октября 1839 года рукоположен во иеродиакона. 29 октября 1839 года рукоположен во иеромонаха. 3 декабря 1839 года получил степень магистра. 22 мая 1843 года (по другим источникам, в 1839 году) назначен инспектором Полтавской духовной семинарии. 30 июня 1845 года перемещён инспектором в Киевскую духовную семинарию. 21 октября 1848 года назначен ректором Волынской духовной семинарии. 12 ноября 1848 года возведён в сан архимандрита. С 1848 по 1853 годы был настоятелем Загаецкого монастыря. Член Волынской духовной консистории. 3 декабря 1852 года переведён ректором Полтавской духовной семинарии. В 1859 году вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и временно назначен членом Санкт-Петербургской духовной консистории и членом комитета для рассмотрения проектов о преобразовании духовных учебных заведений. С 17 января 1861 года – ректор Воронежской духовной семинарии и настоятель Алексеевского Акатова монастыря. 1 сентября 1863 года хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. 13 июня 1873 года назначен епископом Вологодским и Устюжским. 15 мая 1883 года возведён в сан архиепископа. Скончался 22 августа 1883 года во время ревизионной поездки по епархии (в городе Тотьме). Погребён в Спасском Суморине монастыре близ Тотьмы. Архиепископ Феодосий во время служения в Вологде заботился о воспитании и образовании детей духовенства епархии. Благодаря его заботам были открыты параллельные классы при Вологодской духовной семинарии, а также введено попечительство о бедных воспитанниках. При Вологодском Горнем Успенском женском монастыре открыт приют для воспитания и первоначального образования сирот – дочерей духовенства. На устройство приюта преосвященный пожертвовал около двадцати тысяч рублей и построил трёхэтажный каменный корпус, где и помещалось училище. Кроме того, он внёс вклад в десять тысяч рублей с той целью, чтобы проценты с него перечислялись на содержание приюта.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Место Соломона в Спасском монастыре и семинарии занял архимандрит Лужецкого Московского монастыря Гервасий (Линцевский). И по нравственным качествам, и по образованию новый настоятель Спасо-Евфимиева монастыря был несравненно выше своего предшественника Соломона, вследствие чего Суздальская семинария должна была достигнуть при нём значительного роста, особенно в учебном отношении. К сожалению, он стоял в близких отношениях к семинарии сравнительно короткое время. Гервасий Линцевский был сын священника Малороссийского Киевского полка с. Иванюкова, родился в 1720 г. По окончании курса в Киевской духовной академии был учителем в Перяславской коллегии. В 1740 году пострижен в монашество. 7 ноября 1758 г. назначен настоятелем и архимандритом Белгородского Николаевского монастыря; в 1764 г. – Акатова Алексеевского; 24 марта 1768 г – Андроникова Троицкого; в 1773 г. – Великолуцкаго Троицко-Сергиева; 23 ноября 1775 г. – Старорусского Спасского; 13 мая 1776 г. – Пыскорского Спасо-преображенского и затем в Можайский Лужецкий. 74 После перевода в 1777 г. в Суздальский монастырь архимандрит Гервасий не сразу определён был ректором. Должность начальника заведения в течении трёх лет, по прежнему исправлялась вице префектом Антонием. Только в 1780 г. ел. Тихон поручил Гервасию заведывание семинарией. 22 января этого года преосв. Тихон повелел отпускать ежегодно за труды по семинарии по 100 р., «дабы он за учащимися охотнее смотрение имел». 75 С 1784 года, в силу указа Св. Синода, при Владимирской семинарии был открыть богословский класс. Преподавание на первых порах поручено было иеромонаху Антонию, который, как и во время Соломона, по-видимому, оставался ближайшим и непосредственным начальником семинарии. Гервасию принадлежал лишь общий надзор за течением семинарской жизни. Вследствие перемен в личном составе семинарской корпорации преподавание богословии шло с большими перерывами и со смертью Тихона, еп. Суздальского 76 , совершенно приостановилось. Префектом семинарии был уже в то время Пётр Лебедев, занятый, кроме преподавания философии, еще и греческим языком. Архимандрит Гервасий по собственному почину взял на себя труд чтения лекций по богословию впредь до назначения нового архиерея и уведомил об этом консисторию, чтобы она не заботилась в виду этого о новом распределении учителей по школам. 77

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поэтому, если вдуматься, то совсем не случайна была для Елисаветы Феодоровны литургия в подхрамовой усыпальнице, вместившей такие высокие духовные смыслы и сущности. В тот же день в покоях игумений Сусанны Великая княгиня встретилась с 18 ранеными офицерами, душевно беседовала с ними, подарила каждому Евангелие и серебряный крестик. После полудня — встреча в госпитале Крестовоздвиженского монастыря, приписанного в 1886 г. к монастырю Богоявленскому, а в нем — посещение яслей общества «Помощь детям». Не обошла своим вниманием Елисавета Феодоровна и госпиталь при фабрике Товарищества Большой льнопрядильной Новой Мануфактуры (воины получили в дар те же предметы, а воины-евреи — по Псалтири на еврейском языке) . И где бы Елисавета Феодоровна ни бывала: в Ипатьевском монастыре, в детском приюте в доме Акатова, в лазаретах женского Богоявленского монастыря, льняной мануфактуры или в лазарете в доме Столонина — повсюду люди видели ненарочитое, но очевидное всем личное свидетель-ствование о величии и могуществе христианской веры Великой княгини. И взрослые раненые воины, и дети чувствовали, что Великая княгиня верит в промыслительное и своевременное вмешательство небесных сил в ход болезни и преодоление разного рода невзгод. Уникальный талант человеческого общения Елисаветы Феодоровны придавал неповторимый мягкий блеск Дому Романовых. Завершая этот раздел книги, необходимо заметить, что ряд важных паломнических путешествий Великой княгини остался вне специального внимания. С одной стороны, в силу достаточного отражения тех или иных событий в литературе (например, паломничество на Святую Землю, в Саров, Троице-Сергиеву лавру, Саввино-Сторожевский монастырь, Зосимову пустынь и т. д.). С другой — в связи с необходимостью выявления некоторых деталей путешествия, но невыполнимости этого в рамках одного исследования и т. д. Материал, предлагаемый здесь, позволяет акцентировать еще раз несколько моментов. Многоплановые паломнические поездки Великой княгини соединяли царственную паломницу с народом России, раскрывали ему облик полной гармонии и духовной цельности представительницы Царской семьи. В своем стремлении глубже постичь главные ценности народа Великая княгиня в каждой паломнической поездке открывала для себя, что русскому человеку, по словам Ушинского, «дороже всего небо, выше всего вечная правда».

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ (Беда Дмитрий Пантелеймонович; 1881, с. Мойсенцы Золотоношского у. Полтавской губ.- 6.01.1928, Соловецкий ИТЛ), прмч. (пам. 24 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Соловецких новомучеников и исповедников), архим. Из потомственной казачьей семьи. Окончил одноклассное народное уч-ще в с. Мойсенцы. 1 июня 1908 г. в Омском архиерейском доме принял монашеский постриг с именем Иннокентий. 20 июня рукоположен во диакона, 25 марта 1909 г.- во иерея. 8 дек. 1910 г. назначен благочинным монастырей Омской епархии. 11 окт. 1911 г. зачислен в братию владимир-волынского Христорождественского мон-ря. Исполнял должность эконома. 23 мая 1912 г. перешел в братию Жёлтикова в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря , где настоятелем в то время был архим. сщмч. Петр (Зверев ; впосл. архиепископ Воронежский). Исполнял должность казначея. С началом первой мировой войны был мобилизован в тыловое ополчение, переехал в Тверь. 3 дек. 1922 г. был арестован за «устройство бунта в монастыре», 23 дек. за недоказанностью обвинения дело было прекращено. В Твери И. прожил до ареста еп. Петра в 1923 г., после чего вернулся в Полтавскую губ. Когда возвратившегося из ссылки еп. Петра назначили на кафедру в Воронеж, И. поехал вместе с ним. Был возведен в сан архимандрита, служил настоятелем Акатова во имя святителя Алексия женского монастыря . 17 дек. 1926 г. И. был арестован в Воронеже по делу архиеп. Петра, который вел борьбу с обновленчеством , что было расценено как «контрреволюционная деятельность». Был переведен в Москву, помещен в Лубянскую тюрьму. 22 марта 1927 г. приговорен к 3 годам заключения в ИТЛ. В конце апреля несмотря на болезнь (язва желудка) отправлен на Соловки. Часто посещал кладбищенскую Онуфриевскую ц., к-рая в 20-х гг. оставалась единственным действующим правосл. храмом на Соловках. В окт. 1927 г. И. тяжело заболел, в дек. соборовался. Скончался, не вынеся тягот заключения, в лагерной больнице, по воспоминаниям медсестры, «умирал, как ангел». Погребен на монастырском кладбище, неподалеку от ц. во имя прп. Онуфрия Великого на Б. Соловецком о-ве. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором 2000 г.

http://pravenc.ru/text/389631.html

3) Ямская Слобода. Пока город быль еще мал, то она была около нынешней Воскресенской церкви, прежде называвшейся Кузмодемьянской. После пожара 1748 года слобода сия выселена за старые Московские ворота, где ныне Дворянская улица. После пожара 1773 года переселена на нынешнюю площадь на Землянскую дорогу; а потом вскоре на нынешнее место за заставой. 4) Гусиная слободка. Так называлась исстари слобода, под Чижевскими горами населенная, коей часть ныне принадлежит уже к городу. Название ее произошло без сомнения от промышлявших заводами гусиными жителей ее; ибо близ лежащие к ней луга реки Воронежа к тому способны. 5) Придача. Слобода на другой стороне реки Воронежа против Акатовой, лежащая на татарской ногайской степи. Первое ее население было давнее. Ибо в грамотах Акатова монастыря еще в 1616 году упоминается, что жившие на сих местах казаки сбежали. Итак, видно, что для стражи от набегов татарских они там поселены были. После места их заняли разных чинов также служилые люди, поверстанные в однодворцы. Название Придачи произошло, вероятно, от принадлежности сей слободы к городу. Ныне там жителей по ведомости за 1798 год мужеска 1073, женска 1095, обоего пола 2168 душ. В числе жителей есть приказные, посадские, однодворцы, экономические и мещане. Бывшая перед сим деревянная там церковь строена еще около 1680 года, возобновлена в 1745 году, в другой раз в 1773 году, в коем вновь и освящена. Нынешняя каменная церковь по-прежнему же наименованию во имя Рождества Христова, начата с 1785 года построением, а окончена и освящена в 1795 году марта 22 числа. При сей слободе лежит еще деревня Клементьевка, бывшая вотчина Акатовского монастыря, переселенная с Тавровского поля около 1620 года. 6) Гумны слободка, лежащая за логом на взгорье к Чижевскому полю и роще, смежно с бойнями, кирпичными сараями и сахарным заводом. Так названа она потому, что там становили в старину жители городские гуменной хлеб. Другое предместье, называвшееся так же и по той же причине, находится по горам за Беломестной между Покровской и Онуфриевской церквями.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

5. Александровский – Никитский , женский, общежительный, в гор. Кашире, Тульской губ. Богадельня, существовавшая при Никитской кладбищенской церкви, обращена в 1862 г. в женскую общину, которая в 1884 г. возведена на степень общежительного монастыря с учреждением при нем училища. “Сенат. ведом.”, 1862 г., 46; “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1884 г., 55, ст. 435; “Извл. из отч. Об. Пр., 1884 г., 233 (учрежд.), 243 (школа). 6. Александро-Невская-Акатовская , женская община, Московской губ., Клинского у., близ сельца Акатова или Акатьева, в 7 вер. от Клина. Учреждена в 1889 г. (в ноябре) на средства Москов. купцов Захаровых, пожертвовавших капитал в 50.000 руб. и земли 268 десят. с разными постройками и мельницею. “Церковн. ведом.”, 1889 г., 51, прибавл., 1576. 7. Александро-Невский , мужской, общежительный, Самарской губ., Бугульминского у., Спасской волости, в 8 вер. от села Спасского, где находится волостное правление. Учрежден в 1867 г. с укреплением за ним жертвуемой крестьянами села Спасского земли 190 десят. и с целью противодействия расколу. При учреждении открыто училище для мальчиков инородцев. “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1867 г., 45, ст. 427; “Извл. изъ отч. Об. Пр.”, 1867 г., 32, 91 (учрежд.); 1879 г., 139 (устр. придела св. кн. Алекс. Нев.); Григорович, “Обзор учрежд. православ. м-рей 1764–1869 г.”, 186. 8. Александро-Свирский-Святоостровский , мужской скит, Выборгской губ., Сердобольского у., в 7 вер. к сев.-вост. от Преображенского-Валаамскаго мон., которому он принадлежит, расположен на острове Святом, считающимся самым высоким из островов и имеющим до 140 фут. высоты. По преданию, преп. Александр Свирский , приняв иночество на Валааме в 1474 г., удалился сюда, где и спасался в пещере, иссеченной в скале под большим камнем; до настоящего времени в ней виден маленький очаг и сохраняются образ и крест очень древние. В память пребывания преподобного в 1855 г. здесь построена церковь и 3 домика с кельями для братии, кухней и трапезой. “Остров Валаам. и тамош. мон.”, 60; “Валаам. м-рь и его святыни”, 26 (с видом); “Словарь ист. о свят.”, 17; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 60; “Слово о Валаам. м-ре”, 22.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

«Фабриканту иконостасных изделий» Николаю Алексеевичу Ахапкину , поставщику двора Его императорского величества, было поручено «исправить иконостас под колокольней при богадельне, резьбу с иконостаса снять, местами, где осыпалась позолота, вновь вызолотить, потерянную резьбу добавить, рамки вокруг икон вновь вызолотить, на резьбе потертую позолоту исправить…» Церковная утварь была выписана из московского отделения торгово-промышленного товарищества «П.И. Оловянишникова сыновья» : аналои, подсвечники, ладанницы, лампады с золотой гравировкой, кропила. У мастера серебряных дел Федора Акатова куплены восемь серебряных подсвечников и паникадило. Печник Михаил Иванович Дудичев под колокольней сладил кирпичный калорифер. Ремонтировалась и сама колокольня: подрядчик плотницких работ Иван Григорьевич Павлов с августа по ноябрь возвел временные подмости к колокольне, перестлал полы, соорудил новую лестницу с поручнями, обновил на крыше слуховые окна . В начале января 1903 года подколокольная церковь преподобного Симеона Столпника была освящена митрополитом Трифоном (Туркестановым), епископом Дмитровским. Отныне во все воскресные и праздничные дни в ней стали совершаться богослужения, в которых участвовали престарелые и немощные монашествующие, что «доставляло им высокое религиозное утешение» . Здесь же ученики церковно-приходской школы при монастыре читали и пели на клиросе, а некоторые приглашались на колокольню и помогали даниловским звонарям благовестить . На четырнадцатый год существования у стен монастыря временной деревянной звонницы, построенной специально для колокола «Большого», звонари стали замечать, что при раскачивании колокольного языка в такт ему стала заметно раскачиваться и поскрипывать сама звонница. Настоятель монастыря архимандрит Тихон (Руднев) поручил произвести тщательный осмотр ее несущих деревянных опор. Результат проверки оказался неутешительным: столбы изрядно прогнили и грозили вот-вот обрушиться. По совету епархиального архитектора, под балки, на которых висел колокол, были подведены дополнительные деревянные подпорки, но и с ними во время звона ощущалось значительное колебание всей звонильной конструкции.

http://pravoslavie.ru/4462.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010