И. И. Волков возводил корпуса присутственных мест, губернского и городского магистратов, построил каменный дом Дмитрию Васильевичу Черткову, сыну генерал-губернатора. В 1840-е годы архимандрит Елпидифор произвел «капитальное обновление» первого, холодного этажа монастырского собора. В XIX веке настоятели Акатова монастыря в сане епископа получили статус викария — заместителя главы епархии. Из часто сменявших друг друга в этот период настоятелей нашего внимания заслуживают владыка Иларион, автор уже упомянутого описания обители; преосвященный Макарий (Троицкий) — дед известного воронежского архитектора Николая Владимировича Троицкого; епископ Владимир (Соколовский), владыка Владимир (Шимкевич), управлявший с 1900 года. В начале века по его настоянию была отремонтирована двухэтажная церковь, организованы воскресные религиозно-нравственные чтения со световыми картинами. О дальнейшей судьбе епископа Владимира речь впереди. А сейчас о том, что же представлял из себя Алексеевский Акатов монастырь в предреволюционные годы. На двух десятинах земли внутри ограды находилось до десятка строений. Древнейшим из них являлась колокольня 1674 года, сохранившаяся от старой порушенной церкви. В этот момент во уважение почтенного возраста ее освободили от колоколов и использовали при водосвятии: в нее провели водопровод и устроили бассейн. Краевед Николай Валукинский так описывал в 1912 году этот памятник старины: «Весь корпус Окатовской колокольницы состоит из трех частей: нижней четверичной, средней восьмигранной призмы и верхней пирамиды, увенчанной кирпичной главкой. ...Стиль русский: большие стены, малые отверстия, большая лобовая часть являются характерными знаменателями старания строителей привлечь богомольцев чистотою своих помыслов, бескорыстной, благородной души. Средняя часть — восьмигранная призма — на едва показавшемся четырехскатном начале, прячет углы в пилястрах и украшена в середине поясом, а вверху карнизом, состоящим из фриза и чередующихся ребер торца. С четырех сторон — открытые арки для звона.

http://sobory.ru/article/?object=00822

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФЕОКТИСТА (ШУЛЬГИНА) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Блж. Феоктиста Шульгина Феоктиста (Шульгина) ( 1855 - 1940 ), монахиня , Христа ради юродивая В миру Шульгина Анфиса Михайловна, родилась в 1855 году дворянской семье в Новочеркасске , отец ее был офицером. Впоследствии по некоторым ее высказываниям и оборотам речи можно было заключить что она получила хорошее образование, хотя и говорила, что неграмотна. Когда скончался ее отец, как только она получила паспорт, она отправилась странствовать, посетила многие святые места. Была замужем, муж погиб в русско-японскую войну. Приняла монашеский постриг в Покровском девичьем монастыре г. Воронежа. В постриге Анфиса получила новое имя «Феоктиста», что значит «Богом созданная» (вместо прежнего имени, означавшего — «цветущая»). В монастыре старица прожила до самого его закрытия в 1929 году, но в последние годы пребывания в обители образ ее служения Богу изменился: она приняла на себя тяжкий подвиг юродства . До закрытия Алексиево-Акатова монастыря в 1931 году блаженная жила в одной из келий обители. Потом ютилась у разных людей. Был у нее свой круг, который она постоянно навещала. К этому времени матушка Феоктиста уже была очень стара. Знавшие ее в эти годы отмечали, что она была маленькой, хотя, по словам подвижницы, в молодости она была среднего роста. Ночи она не спала, проводила их в молитве и бодрствовании. Зимой блаженная ходила в пальто нараспашку, несмотря на кашель и другие болезни. Феоктиста Михайловна постоянно посещала Новочеркасск, села Воронежской области и непременно - Задонск . До Новочеркасска добиралась поездом, но в Задонск по-прежнему ходила пешком, еле передвигая ноги, выбирая подчас самую неистовую погоду. В пути она непрестанно молилась. И по городу и в дальних путешествиях ее обычно сопровождала какая-нибудь девушка. Частью подвига блаженной было кормить людей. Она любила закупать в лавках целые охапки разных булок и на извозчике развозила их по тюрьмам и больницам, а то и раздавала у церквей. Булочники и извозчики зазывали юродивую, по опыту зная, что чьими услугами она воспользуется, у того в этот день будет хорошая выручка. Посещая опекаемые ею семейства после революции она часто приходила с булками и пряниками, а когда эти семьи постигала нужда, под видом юродства помогала им продуктами и деньгами.

http://drevo-info.ru/articles/21388.html

402-403 НИКАНДРОВ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Никандров в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужской монастырь (пустынь) (Псковской и Порховской епархии) 403-411 НИКАНОР (I в.), ап. от 70, сщмч. (пам. 28 июля, 28 дек. и 4 янв. в Соборе апостолов от 70), один из 7 первых диаконов 411-413 НИКАНОР (Морозкин Никифор Михайлович; 1870-1938), архим., прмч. (пам. 18 июня, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 413-414 414-415 НИКАНОР († после 1704), архим. Акатова во имя святителя Алексия монастыря, церковный писатель, автор сочинений в стихотворной форме 415-417 417-418 НИКАНОР (Бровкович Александр Иванович; 1827 - 1890), архиеп. Херсонский и Одесский; религ. философ, богослов, публицист и мемуарист 418-421 421-423 423-432 НИКАНОР (Клементьевский Николай Степанович; 1787-1856), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский 432-440 440-444 444-446 НИКАНОРА ЗАВОРДСКОГО ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ [мон-рь Заворда], муж., в честь Преображения Господня. Находится в Зап. Македонии (Греция) 447-448 446-447 448-460 460-463 463-465 НИКЕЙСКАЯ ИМПЕРИЯ государство (1208-1261) с центром в г. Никее (ныне Изник, Турция), с центром в г. Никее (ныне Изник, Турция), существовавшее в сев.-зап. регионах М. Азии, на части территории Византийской империи 465-469 469-470 470-472 НИКЕЯ [ныне Изник (Турция)], древний город в области Вифиния, митрополия Константинопольской Православной Церкви, 472-477 НИКИТА († 30 или 31.01.1109), еп. Новгородский (1096-1109), затворник Печерский, свт. (пам. 31 янв., 30 апр., 14 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 477-496 НИКИТА (ок. 335 - 414), еп. Ремесианский, проповедник и богослов, известен как «апостол румын», свт. (пам. 24 июня; пам. зап. 7 янв., 22 июня) 496-504 НИКИТА († после 1421), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Боровский, Серпуховский, Радонежский 504-507 507-508 508-512 512-513 513-516 НИКИТА († 24 мая 1193?), Столпник, Переяславский, прп. (пам. 24 мая, В Соборе Владимирских святых и 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/vol/XLIX.html

УФСИН России намерено платить священникам, служащим при колониях Москва, 8 октября 2010 г. © РИА Новости Вячеслав Реутов.Исправительно-трудовая колония Заместитель директора Управления федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН) России Алексей Величко рассказал во время визита Воронеж, что УФСИН собирается оплачивать деятельность служащих в храмах при тюрьмах и колониях священников, сообщает в среду пресс-служба УФСИН России по Воронежской области, сообщает Риа Новости. Во вторник на территории Воронежского Алексиево-Акатова женского монастыря прошла конференция, посвященная взаимодействию Воронежско-Борисоглебской епархии и УФСИН России по Воронежской области. В мероприятии приняли участие митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, заместитель директора УФСИН России Алексей Величко и председатель областной Думы, глава попечительского совета УФСИН Владимир Ключников. " В течение десяти лет формировался этап " притирки " администрации исправительных учреждений Воронежской области и православной епархии. К 2000 году появилось взаимодоверие, которое плодотворно продолжается по сей день " , - сказал митрополит Сергий. Результатом такой деятельности, как отмечает пресс-служба УФСИН России по Воронежской области, стало появление в учреждениях УФСИН России по Воронежской области 11 православных храмов и создание благоприятных условий для верующих в каждом исправительном подразделении. Воронежская область, как отметил Величко, относится к числу немногих в стране, где почти все исправительные учреждения имеют православные храмы или молельные комнаты. Воцерковление в УФСИН расценивают как действенный механизм воспитания оступившихся граждан. По словам Величко, в тех исправительных учреждениях, где работают батюшки и поддерживаются основы православной веры, снижается процент суицидов, в какой-то степени улучшаются отношения между заключенными. По итогам конференции Величко предложил рассмотреть руководством УФСИН вопрос финансирования оплаты труда проводящих службы в расположенных при исправительных учреждениях священников за счет средств внебюджетной деятельности заведений УФСИН, то есть за счет средств, вырученных с реализации продукции, выпускаемой на расположенном в местах содержания заключенных производстве.

http://pravoslavie.ru/41941.html

  Прославлен как преподобномученик - Дамаскин (Орловский) , игум., Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним; Тверь, 2000, книга 4, с. 82    " Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил освящение нового корпуса Воронежской духовной семинарии " , официальный сайт Воронежской митрополии, 1 сентября 2016,   Журнал 75 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 24 августа 2023 года, http://www.patriarchia.ru/db/text/6051881.html    А. И Николаев считает приемником Иустина (Трипольского) по ректорату архим. Афанасия (Савинского) на том основании, что этот архимандрит после Иустина управлял Акатовым монастырём и, " вероятно с должностью настоятеля Акатова монастыря, по примеру своих предшественников (Амвросия, Иустина), занимал должность ректора семинарии " . Но сам же Николаев сообщает, что в семинарском архиве, о ректоре архимандрите Афанасии не найдено сведений. (Ректоры Воронежской духовной семинарии, с. 9). К тому же, ректором архим. Афанасий мог сделаться только с конца 1807 года, но 11 ноября 1807 года был назначен ректором архим. Евграф . Ист: - Никольский П. В., История Воронежской духовной семинарии. - Воронеж: Изд - во ВПДС " Образ жизни " , 2011, с. 104.   На время отпуска действующего ректора архим. Серафима (Соболева), бывшего в Задонском Богородицком монастыре. Ист.: Никольский П. В., с. 561, со ссылкой на журнал " Воронежский вестник церковного единения " , Воронеж, 22, от 18 (31) марта 1918 г.   С 1998 года, - Проректор по воспитательной работе - преобразованная должность инспектора в духовных семинариях с 1998 года. См. Приложение к Никольскому П.В. - М.А. Прасолов , Воронежская Православная Духовная Семинария в 1993-2011 г.г., Воронеж, 2011: Изд-во ВПДС " Образ " , с. 566. Редакция текста от: 29.08.2023 10:51:37 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/462.html

Архив Пн Завершился визит Святейшего Патриарха Кирилла в Воронежскую епархию 18 сентября 2011 г. 17:33 18 сентября 2011 года, в завершение Первосвятительского визита в Воронежскую и Борисоглебскую епархию , в трапезной Алексиево-Акатова монастыря состоялся прием в честь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от имени митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия и губернатора Воронежской области А.В. Гордеева. Святейший Владыка обратился к участникам приема с Первосвятительским словом и вручил церковные награды благотворителям, которые внесли существенный вклад в строительство новоосвященного Благовещенского кафедрального собора Воронежа. Во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 25-летием служения в священном сане и 50-летием со дня рождения Предстоятель Русской Церкви наградил епископа Саратовского и Вольского Лонгина орденом преподобного Сергия Радонежского II степени. По окончании приема Святейший Патриарх посетил епархиальное управление Воронежской епархии, а затем направился в аэропорт г. Воронежа. В аэропорту Предстоятеля Русской Церкви провожали губернатор Воронежской области А.В. Гордеев, митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, епископ Острогожский Андрей , духовенство Воронежской епархии. Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил владыку Сергия за теплый прием и высказал слова признательности губернатору за помощь в организации Первосвятительского визита. Из Воронежа Предстоятель вылетел в Москву. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению). 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/1626345.ht...

Кроме сих классов, обучаемо было юношество чистой математике, священной герменевтике, церковной истории, певческой музыке, всеобщей истории и географии. Семинарская библиотека, содержащая более 5000 книг, заведена в 1757 году. В пособие Воронежской семинарии заводимы были малые духовные училища Преосвященным Тихоном I в 1764 году в Острогожске, Ельце и Черкасске, а Преосвященным Тихоном III в 1780 году в Донецком Предтечевском монастыре. Но все оные школы недолго продолжались. В 1799 году указом Святейшего Синода на представление Преосвященного Мефодия повелено еще завести малое семинарское училище и в Острогожске. Префектов доныне было 4: первым с 1759 по 1761 год был иеромонах Иерофей, который после был митрополитом в Киеве и в 1799 году сентября 3 скончался. Второй быль игумен Самуил с 1777 по 1785 год. Третий протоиерей Стефан Товарищенков с 1785 по 1790 год. Четвертый протоиерей Евфимий Болховитинов с 1790 доныне. Ректоров было два: первый с 1793 по 1796 Акатовский архимандрит Амвросий, что ныне епископом Оренбургским. Второй Акатовский же архимандрит Иустин с 1798 доныне. По новым штатам семинария ныне получает ежегодного жалованья 3500 рублей. 30 человек бедных учеников ныне содержится на казенной пище, одеянии и всем содержании при семинарии. Акатовский монастырь составлен из двух обителей, сведенных воедино, т.е. из Успенского монастыря и Акатовой пустыни. Успенский монастырь стоял ниже над рекой Воронежем на правом берегу, а именно где ныне приходская Успенская церковь , и сначала также не имел никакого около себя селения, кроме обывательских изб и воеводского двора. Акатова же пустынь была там, где ныне находится упоминаемый Акатов монастырь. Успенский монастырь, как явствует в старых грамотах, построен по указу царя Бориса Феодоровича Годунова около 1600 года, и была сему монастырю руга и денежное жалованье, а земли на Тавровском поле, и на оном при вотчине его деревне Клементьевке удобной и неудобной земли 300 четвертей, да сена на 800 копен, да лес с устья реки Пещанки на реке на Усмоне, вообще с помещики поперек на полверсты, в длину на версту и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Все эти события оказались не концом, а лишь началом тяжелых испытаний. В конце 1920-х годов храмы в Воронеже закрывали один за другим. Летом 1929 года пошли слухи об изъятии у верующих Петропавловской церкви. Священник Василий Сребрянский решил направить в органы власти петицию от своих прихожан с просьбой не трогать общину и не лишать ее молитвенного здания. Он обошел большинство домов в округе и собрал сотни подписей в поддержку ходатайства. Не знаю, каково пришлось «подписантам», но батюшку Василия весь август 1929 года таскали на допросы, хорошо хоть не в ОГПУ, а в милицию, но обвиняли-то все равно в контрреволюции. Церковь все же один год продержалась; ее закрыли по решению облисполкома в январе 1931 года и передали под «культпросветнадобности»: для школы фабрично-заводского ученичества маслозавода. Наверное, не очень уютно чувствовали себя юные «фабзайчата» в громадном промерзшем храме. Продержались они тут все тридцатые годы или церковь перешла еще в одни руки - я не знаю. В годы Великой Отечественной войны постройка была сильно повреждена, и хотя с 1944 года в ней находились жилые квартиры, в конце 1950-х годов ее снесли. На этом месте вырос пятиэтажный жилой дом по улице Цюрупы напротив воинской части; часть его занята служебными помещениями. С использованием материалов из книги Акиньшин А.Н. «Храмы Воронежа», изд-во «Кварта». Существовавшая ранее церковь Петропавловская в г. Воронеже. Церковь, известная под названием Петропавловской, по мнению некоторых так наименованная, потому что прежде был освящен придел в честь св. апостолов Петра и Павла, а затем и самый храм в честь Воздвижения креста, но это неверно. Первоначальная деревянная церковь была построена при императоре Петре I, неоднократно посещавшем Воронеж с 1696 по 1709 гг., и по его распоряжению. Прихожанами этой церкви были «казенные мастеровые» на сукновальной фабрике Тулинова и жили они близ Петропавловской церкви до Акатова монастыря и по другую сторону к семинарии, отсюда и название местности под Семинар. горою «суконная слободка».

http://sobory.ru/article/?object=35341

Воронеж. Церковь Петра и Павла. Крестовоздвиженская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Улочки Вайцеховского (прежде Вигелевская) и Цюрупы (прежде Сахаровская, потом Петропавловская) сходятся к улице Каляева (прежде: вторая Петропавловская) под острым углом, и трудно поверить, что на стесненном пространстве между ними мог поместиться церковный двор. И тем не менее это так: почти два века здесь стояла церковь. Сейчас никаких зримых примет ее на местности обнаружить невозможно, следы сохранились лишь в старых публикациях и архивных документах. Официально церковь именовалась Крестовоздвиженской, но в обиходе употреблялось ее более раннее имя, по которому и улица Цюрупы прежде была Петропавловской... Петропавловская церковь в Воронеже была построена в 1730 году и освящена 26 февраля 1731 года. Ее приход составляли казенные мастеровые суконной мануфактуры Максима Сергеевича Тулинова (1682 - после 1763), расселившиеся от Поповорыночной улицы (ныне улица Степана Разина) до Акатова монастыря.Первоначально церковь была деревянной, она находилась между усадьбами промышленников Сахаровых и Тулиновых, ближе к пересечению с теперешней улицей Каляева. В 1758 году сколотивший большое состояние фабрикант начинает строительство на свои средства каменной церкви немного выше прежней. Тулиновы на протяжении многих десятилетий жертвовали большие суммы на ремонт и благоустройство храма, который, по сути дела, стал для них родовым духовным очагом. В августе 1765 года св. епископ Тихон Задонский освятил церковь в честь апостолов Петра и Павла. Придел в трапезной предназначили Димитрию, митрополиту Ростовскому, незадолго перед тем канонизированному (вторично освящен 17 сентября 1805 года). Из «Синодика купцов Елисеевых» видно, что в XVIII веке у Петропавловской церкви были похоронены купцы Глумовы, Титовы, Клочковы, Сахаровы. Здесь же, неподалеку от собственного жилья, находили вечный покой и сами Тулиновы: в октябре 1763 года - Ирина Борисовна, жена фабриканта Василия Максимовича; в сентябре 1771 года - ее невестка Елизавета Федоровна. А похороны молодого хозяина мануфактуры произвели впечатление на весь город: «1764 года мая 3 дня представися раб Божий воронежский купец и суконной фабрики содержатель Иван Васильев сын Тулинов и погребен сего ж мая 5 дня в день Преполовения Господня в приходе верховных апостолов Петра и Павла Преосвященным епископом Тихоном со всеми соборными и приходскими священниками, а жития его было от роду 31 год; гроб был покрыт голубым цветным штофом; крышка - малиновым глазетом; а на погребении было народу так много, что хотя в большом ходу столько и не возможно было одному человеку проминовать, чтобы не плакать о таких честных людях в г. Воронеже, нельзя сказать, чтоб был кто с таким состоянием жил, как он, упокойник; а на который день он погребен, тот день и рождение его, да и того ж дня покойная матушка его Ирина Борисовна была именинница, а во гроб положен в голевом кофейном кафтане».

http://sobory.ru/article/?object=35341

185-летие обретения мощей и прославления святителя Воронежского Митрофана торжественно отпраздновали в Воронеже 22 августа 2017 г. 20:17 20 августа 2017 года, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, день празднования 185-летия обретения честных мощей и прославления в лике святых первого епископа Воронежского Митрофана, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе у честных мощей святителя. Главе Воронежской митрополии сослужили: митрополиты — Курский и Рыльский Герман , Белгородский и Старооскольский Иоанн , Липецкий и Задонский Никон , Саратовский и Вольский Лонгин ; епископы — Враньский Пахомий ( Сербская Православная Церковь ), Елецкий и Лебедянский Максим , Россошанский и Острогожский Андрей , Кинешемский и Палехский Иларион , Щигровский и Мантуровский Паисий , Валуйский и Алексеевский Савва , Борисоглебский и Бутурлиновский Сергий , Усманский Евфимий ; клирики Воронежской , Борисоглебской и Россошанской епархий, священнослужители Сербской Церкви. За богослужением молились настоятельница Алексиево-Акатова женского монастыря города Воронежа игумения Варвара (Сажнева), настоятельница Спасской Костомаровской обители (Россошанская епархия) игумения Елена (Золотухина), воспитанники Воронежской духовной семинарии, представители государственной власти, общественных организаций и научных заведений. Исповедовались и причастились Святых Христовых Таин более 800 человек. Литургические песнопения исполнили смешанный митрополичий хор (регент — Илья Ижогин) и мужской митрополичий хор «Символ веры» (регент — диакон Серафим Дубанов). После сугубой ектении митрополит Сергий вознес молитву о мире и преодолении междоусобной брани на Украине. Проповедь о духовном подвиге святителя Митрофана по запричастном стихе произнес благочинный Левобережного церковного округа протоиерей Григорий Самойлов. После отпуста был совершен молебен святителю Митрофану. Архипастыри, духовенство и миряне поклонились честным мощам небесного покровителя Воронежского края. Глава Воронежской митрополии обратился к собравшимся со словом.

http://patriarchia.ru/db/text/4991262.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010