И теперь уже придется идти не куда хочется (как до сих пор), а куда поведут, но поведут по воле Господней... А сей же что? (Ин. 21, 21), т. е. другие епископы. Что тебе за дело? Ты сам делай свое дело. Истинно. Маленькое замечание. Толкуя так слово Божие приспособительно к себе и именно к данному моменту, я ничего странного не делаю; хоть бы потому, что есть способы раскрывать свои мысли. А верую, что Дух Божий помогает. Ныне еще и день св. пророка Божия Моисея. Опять совпадение (Господи, не попусти возгордиться): я уже писал, что мне пришли мысли о пр. Моисее, который не захотел пользоваться дворцом фараоновой дочери, а захотел лучше страдать со своим народом... И мне - послужи народу... И св. Иоасаф являлся одному епископу во сне, сказавши, чтобы он не смущался нападением клириков, а был бы ближе к народу, и все будет хорошо. Я начал писать службу святому Иоасафу... Бог помогал за его молитвы: получилось хорошо... Но еще не докончил. За трапезой читал о св. Евстафии: он хотел остаться на Афоне совсем, а его выбрали во святители Сербские, хотя и не сразу: сначала настоятельствовал в обители... Не так живи, как хочешь. По-видимому, мне нужно жить в мipy. Все (и все) так говорят... Иное не удается... И сердце уже видит это. Говорил со старичком, дедушкой Т. (простым человеком): с ним сразу договорились. В житии св. Максима Кавсокаливита говорится, что его все считали в прелести, а он был - в истине. ...Когда говорил в царском дворце, то государственному секретарю не понравился его грубый, неграмотный стиль, что он и заметил святому... Тот немедленно ушел от умников и больше уже никогда не появлялся в Константинополе. Да! Умников трудно переучить... Это овцы, уже сжевавшие свои зубы на старом корму. Нужно сие заметить. Дедушка Т. сказал: Нет любви здесь за границей... Да! Мало... По опыту своему теперь увидел это. 5/18 сентября ЧЕТВЕРТАЯ ЛИТУРГИЯ Вчера вечером, возвратившись после всенощной, я, утомленный, прилег и заснул, проснувшись, помолился мало и вяло. А нужно бы еще писать службу св. Иоасафу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1042...

святитель Игнатий Брянчанинов, 41, 317 Одр болезни бывает часто местом богопознания и самопознания. Страдания тела бывают часто причиною духовных наслаждений, и одр болезни орошается слезами покаяния и слезами радости святитель Игнатий Брянчанинов, 42, 517 Недуги тела человеческого суть естественные последствия повреждения естества грехом и злоупотребления телом… святитель Игнатий Брянчанинов, 43, 415 В болезни учитесь: смирению, терпению, благодушию и Бога благодарению святитель Феофан Затворник, 80, 214 Бог, когда хочет сим образом сверхъестественно> исцелить, Сам же влагает и силу веры и влечет туда, где благоволит дать исцеление святитель Феофан Затворник, 81, 101 Пошатнутое здоровье может пошатнуть и спасение, когда из уст болящего слышатся ропотные речи и возгласы нечаяния святитель Феофан Затворник, 81, 113 Весело смотрите в глаза болезни… Благодушествуйте! Верно вас что-нибудь опасное встретило бы в дороге. Вот Господь и посадил, или положил вас дома… святитель Феофан Затворник, 82, 113—114 Стойте в вере, что болезнь от Бога и во благо вам, — и когда сделает свое дело, отойдет… и здравы будете… святитель Феофан Затворник, 82, 114 «Лекарство, чадо моё, означает яд. Не думай, что лекарства всегда приносят только лишь пользу. Они ещё и вредят. Почему мы принимаем лекарства? Потому что болеем. А почему мы болеем? Потому что нервничаем. А почему мы нервничаем? Потому что грешим. Но если мы позволим Христу вселиться в нашу душу, тогда отбегает грех, отбегает нервозность, отбегает болезнь и мы выбрасываем лекарства…». Преподобный Порфирий Кавсокаливит «В какую эпоху было столько больных? В старину люди такими не были. А сейчас, какое бы письмо из тех, что мне присылают, я ни открыл, так обязательно встречу или рак, или душевное заболевание, или инсульт, или разрушенные семьи. Прежде рак был редкостью. Ведь жизнь-то была естественной. О том, что попускал Бог, речь сейчас не идет. Человек ел естественную пищу и отличался отменным здоровьем. Все было чистым: фрукты, лук, помидоры. А сейчас даже естественная пища калечит человека. Те, кто питается одними фруктами и овощами, терпят еще больший вред, потому что все загрязнено. Если бы так было раньше, то я умер бы в молодом возрасте, потому что в монашестве я питался тем, что давал огород: луком-пореем, марулей, обычным луком, капустой и подобным этому, и чувствовал себя прекрасно. А сейчас — удобряют, опрыскивают… Подумать только — чем питаются нынешние люди!.. Душевное неспокойствие, пищевые суррогаты — все это приносит человеку болезнь. Применяя науку без рассуждения, люди приводят в негодность самих себя».

http://azbyka.ru/zdorovie/citaty-o-zdoro...

Наталья Унучкевич (г. Псков) 2015/06/29, 11:45:07 Ни поэт я и всех прошу простить меня за это . Грешна пред Богом, одно скажу. Как же жила я окаянная без Бога Спаса нашего!?! Задумалась однажды у Животворящего Креста в Годеново я. Смотря на распятие прочувствовала боль его ,Честнаго сына Божия, Ну вот за, что мы так его осудили,распяли ? За правду,за то ,что он Истинный сын нашего с вами Отца небесного,что создал нас по подобию своему. А мы утратили веру,совесть зарыли во греху. Почто,люди почто не слышим гласа Господа,да потому ,что не покаялись в содеяном пред ним. За то ,что поступили так с Иисусом Христом,за то ,что каждодневно мы грешим. Пала тогда пред ним я на колени,за стопочки взяла,целуя ножки,что кровью истекли и горько плакала прося услышать мя,простить,что принадлежу к тому роду человеческому,что так истезали его. И было чудо,ни дерево целовала я ,а плоть его,стопочки мягкие,теплые - это человек Бог наш Иисус Христос сын Божий в этом нет сомнений ! Он был и есть и будет вечно с нами до коли будем и мы с ним ! Душа на крик кричит,очнитесь,вразумитесь ,Спасайтесь люди,покайтесь причащайтесь Святых Христовых Тайн ! Все слышит,видит наш Господь. И любит всех нас ровно ,тепло и свет он нам несет, Спасение в Жизнь Вечную во Царствие Небесное ! р.б.Елена. 2015/06/16, 16:53:06 Бывает так: Сквозь мыслей бурелом, Неверья тьму, Немилосердья стужу Христос нежданно Сам Посмотрит в душу, Согреет невещественным теплом... И содрогнется Всякий раб греха, Страстей постылых Сокрушая льдины, К Тебе, Господь возлюбленный, Единый! К Тебе он устремится, Как река. Твоей Любви возжаждет Навсегда! И чистоты, и свежести Весенней! И добрых дел, и скорби Во спасенье! И подвига, И Страшного Суда! Светлана Новомлинская 2015/05/27, 18:06:14 Подвижник (блаженной памяти старца Паисия и старца Порфирия Кавсокаливита) Шел строгий подвижник тропою лесной. Любил он молиться под сводом ветвей. Накрапывал дождик и пахло весной. Вечернюю песню запел соловей. Все больше смеркалось, лишь месяц алмазный

http://isihazm.ru/?id=1412&c_pid=3

Так же вопрос о понимании Порфирия Кавсокаливита: а с чего вы взяли, что он, говоря о единстве всех, говорил о единстве во Христе, а не о природном единстве?.. Цитату бы, источник, чтоб контекст можно было увидеть :) . иоанн, м 24 июня 2017г. 01:32 Не имею желания ввязываться в этот поток. О духовном тут не поговоришь, ну а о душевном)) так, не покажись это занудным - чуточку довершу небольшую мысль-послание. Базис по психологии необходим настоящему христианину (т.е. умному делателю) ;) Всего-то терминов изучить - векторная психология, психотипы, соционика, СОЗАВИСИМОСТЬ, скрытое (неосознаваемое) подавление со стороны социума, естественный (т.е. заложенный Богом) механизм сброса подавленных эмоций при переходе из бодрствования в сон, современный научный взгляд на эгоизм и самость, борьба с помыслом по-научному и т.п. Всего-то недельку почитать! И жить станет радостнее!:) А то старые монахи рассказывают - жил-молился, да груз душевный на плечах нес долгие годы, и никак не разрешали тяготу ни книжки отеческие, ни советы духовников-прозорливцев опытных - свыкся. Привыкли мы свыкаться, пока война не грянет. Но вот попалась книжка американская от семейного психолога, и все развязки и причины открыла. иеромонах Авель 24 июня 2017г. 13:53 То есть вы уже покаялись и утешаетесь благодатью, миром во Христе после прочтения этих книжек и выполнения психо-техник? :) Ну, а насчёт " сброшенных эмоций " и состояния подавленности и говорить не охота, хотя и стоит. Без покаяния это всё подобно закапыванию вглубь радиоактивных отходов: болеть будешь, но не видишь отчего... Обычное самостное (причём оправданное самим собою!) делание, отдаляющее от Бога. Кстати, мне наличие слова " подавленный " как-то не понравилось... Если человек чего-то не слушается в своей природе, каких-то её движений от помыслов или естественных ситуаций, то это не значит, что он что-то подавляет... Просто ищет более достойное поведение или конкретное действие и старается его осуществить. А чувство подавленности как раз бывает от того, что моему мнению о себе, достоинству не удовлетворили... Созависимость, однако... Освобождаясь от которой, если не лечить её поканием ради свободы во Христе, можно " спрятаться " в безразличии и свыкнуться с ним, и оправдать его... Со всеми вытекающими.

http://bogoslov.ru/article/5405606

Немезий, вслед за Демокритом, учил о нужде, как первопричине и созидательном начале цивилизации. Палама же прозрел большее: он в творчестве человека увидел изволение Предвечного Совета Божия; предназначение человеку быть по образу Божию, быть творцом, быть содетелем Божиим, быть выше ангелов. Не кара за преступление, а харизма Параклита. Культура, «обработка» земли исходит не из греха Адама, а из вечного замысла о человеке.    Вернемся однако к смыслу цивилизации. Существует ли оправдание культуры, когда сама она в себе несет яд разложения и самоуничтожения? Все течение созидательного процесса порождает борьбу с уже создавшимися формами культурного бытия; и созданные нынче формы будут сметены завтра же новыми порождениями культуры. Это то самоуничтожение культуры, самоубийство творчества, которое Георг Зиммель назвал очень удачно «Transzendieren seiner selbst», «выхождение вне своих пределов». Но надо ли смиренно склониться перед неизбежностью этого конфликта в проблеме культурного творчества? Надо ли покорно признать наличие этого конфликта и трагедии?    Все эти вопрошания вставали неоднократно в головах всех мыслящих людей, и ими терзалось все человечество во все времена своего исторического бытия. Ответить на них так, чтобы раз навсегда исчерпать проблему и успокоить мятущееся сознание невозможно. Конфликт в них непреодолим и трагичность остается всегда налицо.    Исходя из мысли о тленности всего созданного рукою человека-творца, можно проблему культуры поставить очень остро и безнадежно. Можно ее привести в связь с евангельскими словами: «И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал: «придут дни, в которые из того, что вы видите здесь, не останется камня на камне» (Лук. XXI:5-6). Но можно ли из этих пророческих слов о последних судьбах мира вывести заключение о ненужности культуры вообще? Сознание неизбежности конца вообще, и христианская эсхатология в частности принуждают ли человека бросить все и ждать и своего личного и этого общего конца? Может быть добрый христианин должен, — заимствуя выражение из истории афонского подвижничества, — стать, подобно некоторым святогорским пустынникам, просто «кавсокаливитом», сожигателем своего жилища, своей хижины, «каливы», чтобы лучше спастись?    «Нет!» — отвечает афонский же исихаст, глава и учитель всех высочайших подвижников XIV века: «человек создан по образу Творца призван творить и тем возвыситься над миром ангелов, которые не создают сами ничего, а служат лишь созданиям Божиим и охраняют человека-творца».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Каждый метод воспитания должен применяться в определенном возрасте. «Время и способ воспитания должны соответствовать друг другу. Необходимо знать, как именно вы будете воспитывать ребёнка в определённом возрасте. Отправная точка воспитания совпадает со временем зачатия ребенка. Обратите внимание: зачатия, а не рождения. На момент зачатия у плода есть душа. У него есть сердце. Может быть, его мозг, его разум ещё не развит, но у него есть сердце, есть душа. И он может чувствовать и переживать то, что переживает его мать». Мать, живущая во грехах, передает их своему ребёнку. «Воспитание продолжается на протяжении всего периода чревоношения. После рождения ребёнка оно становится всё более и более интенсивным и продолжается до его совершеннолетия. То, что я вам говорю, есть основа основ. Вот почему я хочу, чтобы вы обратили самое пристальное внимание на то, что забота родителей о ребёнке начинается в то время, когда он находится во утробе своей матери. Вы спросите: Что мы можем сделать для ещё неродившегося ребёнка, который ещё находится во чреве?” Мой ответ: Мы сами – ничего. Но Тот, Кто дал ему зачатие, то есть Бог, может все. Разве есть чудо большее, чем зачатие? Нет, конечно. Вот почему мы должны обратиться с молитвой к Богу и просить Его помочь нам хорошо заботиться о теле и о душе нашего ребенка ещё во время беременности. Родители должны молиться, чтобы Бог сподобил их правильно воспитать детей. И Он пошлёт благодать Святаго Духа, покрывающую и детей, и родителей. Но наши молитвы на этом не заканчиваются. Напротив, после рождения, по мере возрастания ребенка, мы должны молиться больше. Таким образом мы показываем, что действительно доверяем Богу и Ему Одному вверяем правильное воспитание своего ребенка. А когда наш ребенок находится под прямым и постоянным надзором и защитой Божией, мы можем быть уверены, что он не собьется с пути. К сожалению, родители занимаются своим бизнесом и своей карьерой – и матери тоже, следуя негативному влиянию феминизма – и забывают, что у них есть дети, и что главная миссия родителей – растить своих детей и заботиться об их христианском, православном воспитании.

http://pravoslavie.ru/140784.html

Если ребёнок живет неправильно, то, давая ему деньги, вы даете ему ружьё, чтобы он застрелился У нас есть обычай дарить новорожденному что-нибудь из золота. Когда ребенка выписывают из роддома, тети и дяди приходят в гости к его родным, чтобы «позолотить ему ручку». Первые беседы, которые слышит дитя, – о золоте, а не о Христе. Некоторые думают, что ребёнок ещё ничего не понимает. Но все эти разговоры запечатлеваются в его душе. Почему вы это делаете? Так и дитя начинает любить золото «с младых ногтей». Разве Христос заповедал нам любить богатство? Нет. Он говорит, что оно заслуживает презрения. Видите, как неправильно мы поступаем. Вы можете возразить, что это традиция, но это плохая традиция. Не всякая традиция приемлема для нас. А это – худшая из традиций. И всё это, конечно же, начинается с родителей и других людей, питающих любовь к золоту, а не ко Христу. Вместо того чтобы показать ребёнку икону Христа, они показывают ему золотую монету, чтобы он возлюбил золото. Вот так мы портим ребенка с самого момента его рождения. «То имущество, которое они копят, не будет им в радость, а их избалованные дети не смогут сохранить его, потому что не имеют нравственных ценностей. Знаете, почему? Потому что их родители заразились смертельной болезнью под названием сребролюбие, и они умрут с нею вместе, у неё в объятиях. Все другие блага, которые дал человеку Бог, оставляют их равнодушными, поэтому они уйдут в мир иной, оставаясь неспособными насладиться ими. Сребролюбец всегда несчастен. Ничто духовное его не радует. А его избалованные, испорченные дети не смогут сохранить его имущество. Сохранить – труднее, чем приобрести…». «Воспитание совершается не так, как нам придёт в голову”. Есть определённые правила, определённый порядок, который нужно соблюдать, чтобы правильно воспитать ребёнка. И совсем не так, как учат современная педагогика и психология, которые часто противоречат богодухновенному учению отцов Церкви и Священному Писанию. И, что еще важнее, это происходит не тогда, когда мы этого хотим».

http://pravoslavie.ru/140784.html

Все видели, что душа Старца днем и ночью была озарена светом Христовым, потому что его молитва являлась «выключателем», обеспечивающим непрерывную духовную связь между «электрогенератором» и «лампой». Непрестанно твори Иисусову молитву Систематическое занятие умной молитвой предполагает, согласно учению отца Порфирия, во-первых, наличие опытного старца, который будет наблюдать за учеником, а во-вторых – свободу подвизающегося от эгоизма, злопамятства, неприязни, своеволия, тщеславия и подобных страстей. Старец особо подчеркивал необходимость совершать переданные нам святыми отцами богослужебные последования Божественных служб. Его наставление «Непрестанно твори Иисусову молитву» обращено ко всем нам. Но здесь надо иметь рассуждение: это наставление не предполагает отмену церковных последований. Также не надо думать, что, сказав несколько раз: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя», мы сразу же чего-то достигнем. Некоторым людям, которые, как видел Старец, хотели «выучиться» умной молитве из эгоизма, чтобы потом хвастаться этим перед другими или же втайне упиваться самовосхвалением, что вот они упражняются в высшей молитве, он советовал вообще не заниматься умной молитвой. Отец Порфирий приводил много примеров, когда люди заболевали, поскольку начинали заниматься Иисусовой молитвой «по плану», используя различные «методы», делая молитву самоцелью, вместо того чтобы смиренно просить Бога о том, чтобы Он их помиловал. К молитве нельзя подходить со счетной машинкой. Она должна сама лететь из души. Молящийся не может за ней уследить, она изливается из него подобно тому, как льются слезы у человека, охваченного умилением, без каких-либо специальных усилий. Конечно, к молитве мы должны приложить труд, но он не должен быть насильственным, принудительным. Необходимо создать соответствующую атмосферу. Почитайте какую-либо духовную книгу, покадите ладаном, попойте духовные песнопения, зажгите свечку, сосредоточьтесь. Будем благодарить, славословить, просить Бога, и все это – просто, ненасильственно, в простоте сердца (Ср.: Прем. 1:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavso...

   Но, к сожалению, Афонская академия чрезвычайно скоро закрылась, и притом навсегда. Она просуществовала лишь с 1753 по 1757 г. Что за причина такого странного и неожиданного происшествия? Она закрылась потому, что ее вдруг бросил Булгарис (а с ним Кавсокаливит); а относительно того, почему он бросил свое любимое детище, мы встречаем немало суждений. Преосв. Порфирий (Успенский) говорит: «Игумены Афонских монастырей вооружились против Булгариса, обвиняя его в недостаточном послушании святой Церкви и в уступчивости с его стороны гнусным и постыдным страстям. Против него настроены были и некоторые его ученики». Но такого рода обвинениям автор немного верит. К вышеприведенным словам он прибавляет: «Сильно и глубоко оскорбленный Евгений покинул славное дело свое на земле неблагодарной. Так трудолюбивый земледелец, — меланхолически рассуждает автор. — видя саранчу на его посеве, бежит, закрыв свою голову». 136 Другой греческий писатель, Захария Мата (т. е. К. Экономос), разъясняя рассматриваемый факт, говорит: «Интригующие монахи (афонские) начали нашептывать более простодушным из них, что школа ни к чему не ведет в трудном монашеском делании, поэтому Булгарис, усматривая возникшую вследствие этих соблазнов смуту, покинул Афонскую академию». 137 Это объяснение немногим отличается от предыдущего, разнясь от него в том, что оставляет в стороне личность самого Евгения. Есть еще объяснение отказа Булгариса от заведования и преподавания в Афонской школе и соединенного с этим отказом запустения этой школы; оно принадлежит самому потерпевшему. Существует письмо Булгариса к патриарху Кириллу V, который, нужно заметить, в то время, когда произошла катастрофа, был уже в отставке и проживал на Афоне. Потерпевший во всем винил этого патриарха. Действительно, Кирилл V, и проживая на покое на Св. Горе, мог причинять неприятности указанному лицу, потому что в качестве бывшего иерарха Вселенского престола он не лишен был права наблюдения над Афонскими монастырями, и в частности над школой здесь; притом же Кирилл не отличался высокими нравственными качествами и способен был на многое худое: не входя в подробную характеристику экс-патриарха, достаточно сказать, что, по отзыву Маты (К.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

– Итак, духовная жизнь – жизнь в Духе Святом. Что является здесь самым важным? – Когда мы говорим о том, что является самым важным в духовной жизни, то, прежде всего, мы под этим понимаем самое важное для человека, который ищет Святого Духа. Итак, для христиан духовная жизнь – это жизнь по Духу Святому, то есть жизнь во Христе, равно жизнь по Богу, по-другому: жизнь под покровом Божиим, когда человек идет вслед за Христом, и тогда его наполняет Благодать Святого Духа. Это самое главное в духовной жизни. Конечно, искать Бога, искать Его и находить, потому что Он является главным предметом наших поисков, Он есть путь и истина и жизнь, как говорил Христос о Себе (Ин. 14: 6). Обретши Христа, человек обрел все: жизнь, истину и путь. По сути, конечная точка, финал нашего пути – это Христос. Как говорил старец Порфирий Кавсокаливит, Христос – это все, Он есть альфа и омега, начало и конец. Нашедши Христа человек исполнил свое предназначение. Обретши Христа, он достиг самой высокой своей карьерной высоты. Живя по Христу – вошел в Царство Небесное. О поиске духовника – Отец Ириней, расскажите, кто такой духовник? Для чего он нужен, как им становятся и как его выбрать? – Кто такой духовник? Чаще всего сейчас под духовником мы понимаем священника, пастыря, к которому можно прийти на исповедь. Но слово «духовник» тем и отличается от, скажем, слова «иерей» (священник), от слова «пресвитер» (старейшина), от слова «пастырь» (пастух, наставник, проповедник), что от духовника, прежде всего, требуется его личная тяга к приобретению Святого Духа и, по возможности, его знание и умение передать частичку от того, что он сам приобрел опытом жизни, – другим людям. Кто-то может сказать, что хорошими духовниками не становятся, но рождаются. В этом, действительно, есть какая-то правда. Есть все-таки у людей предрасположенность к накоплению знаний, к умению их передавать. Предрасположенность к тому, чтобы быть чувствительным, отзывчивым человеком, к тому, чтобы быть тонким психологом души другого. Но когда мы говорим о подлинном духовнике, то мы, прежде всего, говорим о таком священнике, который исполнен благодати Святого Духа. А Святой Дух – это Дар свыше. Следовательно, любой человек, которого Господь облагодатствует свыше, может быть духовником. Но, в первую очередь, по должности, конечно, таким духовником является священник, который готов принимать исповедь и ходатайствовать в молитвах за тех людей, которые просят его руководства и духовной помощи.

http://pravoslavie.ru/92124.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010