«Войду в Дом Твой. Беседы о вере и Церкви» — небольшая книжка митрополита Антония Сурожского, выдающегося православного пастыря и проповедника XX века. Книга вобрала в себя два цикла бесед на религиозных радиопередачах русской службы BBC в 1986-88 и 1990-91 гг. В первую очередь они обращены к начинающим путь христианина, готовящимся к Крещению, или только что принявшим его; к тем, кто хочет осмысленно вести христианскую жизнь. «Дети и молодёжь: по сочинениям афонского старца Порфирия Кавсокаливита» . Собрание поучений старца Порфирия Кавсокаливита о детях и молодежи, о семье и воспитании. Вот несколько заголовков: мальчик взбунтовался из-за вашей гордости; вы их любили, но и оказывали на них давление; но ведь и ты поступаешь, как тиран; родители не должны сердиться на своих детей. «Христианство и русская литература» (1994) — сборник статей о христианской подоплеке творчества русских писателей XIX века: Жуковского, Пушкина, поэзии декабристов, Гоголя, Достоевского, Гаршина. Например: Религиозные мотивы в поэзии декабристов; Религиозные идеи утопического социализма и молодой Ф. М. Достоевский; Религиозные мотивы у В. М. Гаршина; Смерть у А. С. Пушкина как поэтическая и религиозная и другие статьи. «Трагическая мудрость философии» — собрание работ христианского экзистенциалиста Габриэля Марселя: «Экзистенция и объективность», «Онтологическое таинство и конкретное приближение к нему», «Человек, ставший проблемой». Также в книгу вошли беседы Габриэля Марселя с другими выдающимся христианским мыслителем (не экзистенциалистом) Полем Рикёром. «Присутствие и бессмертие» — собрание работ христианского экзистенциалиста Габриэля Марселя. Центральный здесь текст — «Метафизический дневник (1938-1943)». Дневниковая форма принципиальна: не система, не ряд силлогизмов, а броски мысли, живое мышление живого человека. Россыпь мыслей «Метафизического дневника» Габриэля Марселя можно, огрубив, свести к оппозиции любовь/свобода/тайна — обладание/проблема (в сфере свободы такие вещи как зло, грех, любовь, бессмертие — живые тайны, касающиеся самого существа человека, в сфере обладания — мертвые проблемы, игнорирующие живого человека). Проникновенная, глубокая, живая, проработанная, христианская мысль.

http://blog.predanie.ru/article/propoved...

  Когда мирянам пастыри дают наставление «презирай зло!», то это легко говорить, а делать – отнюдь не просто. Старцы пастыри забывают сказать, что для этого нужно большое умение – это великое искусство. Нужно учиться пренебрегать злым духом. Тайна еще и в том, что сам человек не сможет этого сделать – убежать от зла, ведь зло соблазняет, обманывает. Это возможно только, когда Благодать изменит душу.   А как научиться? Первое, нужно горячо любить Бога, ощутить его, желать Его узнать! А второе, требуется, чтобы все побуждения в вашей душе были непорочны, чисты, - требуется предельная искренность в жизни… Тогда Благодать Сама откроет вашу душу и скажет вам – Эй, вставай!                       Порфирий Кавсокаливит. Духовная тайна. Комментарии Всего комментариев: 8 2018/10/23, 20:12:50 С нами БОГ Людмила 2017/05/25, 13:04:49 Какой удивительно глубокий пример!Я когда прочла " к самому любимому человеку " ,то несказанно удивилась!Откровенно признаюсь:подумала буквально о самом любимом человеке,чувствую-что-то не то..) Вот мы миряне,какие грешные! Может быть все сразу догадались,а вот мой помысел в мирское пошел.Прости,Господи! Какое хорошее назидание! И еще у меня появилась мысль на исповедь пойти.Спасибо! 2017/05/25, 10:12:47 Спасибо! Сейчас это именно то, что мне нужно! р.Б. Ирина 2017/05/24, 14:26:55 Спасибо! Наталья 2016/02/09, 21:11:56 Спаси Господи за труды! такие слова очень назидают! но надо еще потрудиться их применить на практике. 2012/09/05, 10:16:49 Быть с Богом в уме - это понятно. Но, быть с Ним в сердце - означает отрешиться от всего плотского, стать самому, как и Бог милующий ... А это совсем уж не просто! Сергей И. 2012/04/24, 05:38:20 How could any of this be better stated? It coldun " t. Yassine 2010/12/10, 22:36:39 Как просто и понятно сказано... Надо постоянно быть с Богом и в душе, и в уме, и в сердце...тогда никакое зло не приблизится! Любовь Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать

http://isihazm.ru/1/?id=722

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Порфирий Кавсокаливит, Как помочь ближнему, когда он охвачен злом?       Как помочь ближнему, когда он охвачен злом?       Будем иметь любовь, кротость, мир! - Убеждал     Старец . - Так мы помо­жем своему ближнему, когда он охвачен злом. Пример наш испускает для другого человека таинственное излучение (мистика актиноволи) не только тогда, когда че­ловек находится рядом, но и когда его нет! Будем учиться таким образом передавать свое доброе расположение.   Более того, даже когда мы говорим о жизни другого человека, которую не одо­бряем, он чувствует это, и мы его отталкиваем... Но ес­ли мы милостивы и прощаем его, то оказываем на него влияние, даже ес­ли он нас и не видит. Ведь точно так же оказывает на него влияние и зло!     Поэтому не будем не только негодовать, но и осуждать...       Далее..... Порфирий Кавсокаливит, Как помочь ближнему, когда он охвачен злом? Комментарии Всего комментариев: 6 2013/09/03, 00:12:19 Отец Порфирий, моли Бога о мне, чтобы обрести мне духовного отца- Александра, как нуждаюсь я в духовном руководстве и наставлении, да будет Воля Божья. Аминь 2013/08/27, 07:04:17 Я тоже злая,алчная,подлая,такой как я грешницы и нет на земле,каких только нет на мне грехов.И взял меня замуж православный муж,сейчас у нас двое девочек,я каюсь и причащаюсь.Бог любит и спасает,да не усомнимся в Божьей любви,а есть люди,которые сознательно отрицают Божью любовь,я тоже такой была,а теперь удивляюсь как можно было быть такой гордой,конечно я повторяю некоторые грехи из-за немощи своей,но Божья любовь заставляет остепениться,как иначе,я не знаю. 2013/08/26, 06:50:22 Отец Порфирий,моли Бога что-бы Он помог мне избавиться от Романа.Что-бы я по нём не страдала. 2013/08/25, 11:33:10 Отец старец Порфирий,моли Бога о нас, усмири злых людей,ненавидящих нас,что они угрожают невинному отроку. Я тоже ненавидела их,но всегда старалась не опускаться до пожеланий зла,а тем более детям.Их ненависть вызывает у меня удивление,я устала их ненавидеть и стала целовать за них крестик.Я почувствовала,что многие изменили свое зло на добро.Но там клевета,я всех не знаю поименно,кто-то чувствую,еще сильнее ненавидит нас,становится в ярости.Господи,защити меня и моего сына Даниила от тех людей,за кого я целовала крестик,и за кого не целовала крестик,от всех ненавидящих и обидящих нас.Вразуми их перемениться.Помилуй нас грешных,защити от этой ненависти и адских угроз и образов,которые насылаются на меня.Защити,спаси и сохрани!Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь!

http://isihazm.ru/?id=384&sid=4&iid=1138

Эту молитву умносердечную, чистую в ее двояком действии; сначала трудовую, а потом благодатно непрестанную, сладостную с одной стороны, и молитву духовную с другой – имел в виду и св. Максим Кавсокаливит, когда говорил своему ученику св. Григорию Синаиту : «Я имел великую веру к Госпоже моей Богоматери, плакивал пред Нею в моих молитвах, испрашивая благодать умной молитвы; и раз вошедши, по обыкновению, в храм Ее, со слезами просил Ее об этом. Приступив для сего к божественному лику, чтобы облобызать его, я вдруг ощутил теплоту, которая согревала сердце, приводила в движение все чувства и волновала их сладостным умилением. С тех пор ум, и сердце мое постоянно заняты сладкою памятию моего Иисуса и Богоматери, и молитва сердечная остается постоянным моим занятием» 996 . На вопрос того же св. Григория Синаита : «при постоянном действии молитвы Иисусовой в сердце твоем, замечал ли ты в себе какое-нибудь божественное изменение, – или восторг, или какой-нибудь другой плод молитвы и благодати Св. Духа?» Св. Максим Кавсокаливит отвечал: «Чтобы дух молитвы чувственнее и обильнее проявлялся во мне, я погрузился в пустыню и постоянно искал безмолвия: тогда этот плод молитвы я действительно замечал в божественном желании и восхищении ума ко Господу». На слова св. Григория: «Но умоляю тебя, скажи мне откровенно: во время молитвы, когда мысль твоя возносится к Богу, что созерцает душа? Может ли тогда действовать сердечная молитва?» Св. Максим сказал: «Никак, когда благодать Св. Духа, во время молитвы, овладеет умом, тогда молитва не действует, потому что, не имея своей собственной силы, ум в те минуты остается под влиянием Св. Духа, и Дух уже действует, вводя и изводя его в видения божественные, осиявая его неизреченным светом и, по мере достоинства человека, доставляя ему свое утешение. В таком положении бывали святые пророки и апостолы, и восходили до такой степени в созерцании откровений, что для людей казались изступленными или как бы упившимися... Точно также и ныне рабы Христовы сподобляются различных видений, хотя некоторые и не верят сему... И очень странно, что бедные люди не признают благодати Св. Духа, хотя она еще чрез Иоиля обещана Богом; излию, сказал чрез него Бог, от Духа Моего на всяку плоть и прорекут ( Иоил. 2:28 ). Эту божественную благодать и ныне дарует Христос всякому из верующих и, как обетовал Сам, она не оскудеет до скончание века» 997 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Даже тому, кто лично не знал Порфирия Кавсокаливита, а только читал книгу “Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и нетрудно будет понять, что старец был святоотечески духовным человеком и что его учения носят надёжный руководящий характер в подлинно духовной жизни. Впрочем, не только содержание этой книги, но и сама духовная жизнь не может ограничиваться рамками простого контекста. Поэтому мы представляем некоторые простые замечания по этому вопросу. Взяв на вооружение выражение: “Гомер через Гомера поясняется”, мы попробуем передать вам не только дух, но и стилевую подлинность речи старца. Старец Порфирий не отделяет духовную жизнь от остальной человеческой жизни, не ставит непреодолимых преград и разделений, как это обычно делаем мы. Он сам является целостной личностью, поэтому отрицает всякого рода обедняющие жизнь абстракции. Таким образом, придавая большое значение интересу к молитве и изучению Библии, гимнологии, правилам и церковным тропарям, он параллельно обращает наше внимание на простую тропу в сельской местности, на садовые растения, цветы и деревья, подчёркивая, что занятия “искусством и музыкой очень полезны для души”. Он считает, что все это действует, как “лекарство”, помогающее в лечении Он был чистым и цельным человеком, который хотел видеть и всех остальных людей цельными и счастливыми. Поэтому он видел все предметы и весь мир как “путеводители” к великой любви Христа. “Все свято: и море, и купание, и еда. Радуйтесь всему. Всё нас обогащает, всё приводит нас к великой любви, всё ведёт нас ко Когда старец Порфирий говорил о духовной жизни, он не ссылался на вещи, которые он где-то читал, а свидетельствовал о своём личном опыте. Поэтому и слова его были более чем убедительными, они опирались на жизненный опыт и личные отношения старца с величайшим и важнейшим на этом свете – с Христом, Который превыше всего. Он всегда говорил: “Если ты найдёшь Христа, это будет предостаточно для тебя, ты больше ничего не захочешь, ты успокоишься. Ты станешь другим человеком. Ты живёшь там, где есть Христос. Ты живешь в звездах, в бесконечности, на небесах с Ангелами, на земле с людьми, с растениями, животными, со всем и вся”.

http://pravmir.ru/starec-porfirij-kavsok...

В заключение мне представляется необходимым вспомнить и помолиться о братьях и сестрах в Сирии, как, впрочем, и обо всех христианах и монахах, живущих на Ближнем Востоке и конечно же на Синае. В трагическое время, которое переживает современный мир, большим утешением служат подобные братские собрания во Христе, объединяющие мысли и сердца с нашими братьями по всему миру, которые безвинно гонимы и страждут. Мы потрясены нынешними дикими гонениями на христиан, которые продолжаются на фоне всеобщего безразличия. Будущее христианства в месте его зарождения и дальнейшего развития не сулит ничего хорошего, поскольку исламисткие движения искореняют его самым кровавым образом. Продолжающее истребление христианства и как следствие монашества в его исторической колыбели, к сожалению, не вызывает сочувствия ни в христианской Европе, ни в Америке. В этот тяжелый час подвижничество и молитва монахов, а также их многовековые миссионерские труды служат свидетельством и одновременно протестом для тех, кто насильственно лишен права жить в местах, освященных кровью мученников и подвижников Древней Церкви. Смиренно полагаю, что эта Монашеская Конференция должна выразить в итоговом заявлении беспокойство и протест против этого современного геноцида христиан. Большое вам спасибо. Наставления подвижнические, подвизающимся в общежитии и отшельничестве, гл. 28, PG 31, 1417 A Наставления подвижнические, подвизающимся в общежитии и отшельничестве, гл. 18, 2, PG 31, 1381 D – 1384 A Festugier, G 95, P 208-209, из архим. Плакида Десей «Пахомиевское монашество», Афины 1992, Р. 19 Κδιξ τσδε σεβσμιας Πατριαρχικς και Σταυροπηγιακς Μονς της Θεας και Ζωοδχου Πηγς του Χαρτοφλακος (Χανι, 1843), гл. 11 Старец Порфирий Кавсокаливит, «Житие и слова», Малоярославец, Свято-Никольский Черноостровский м-рь, 2008  Наставления подвижнические, подвизающимся в общежитии и отшельничестве, гл. 28, PG 31, 1417 A  Старец Порфирий Кавсокаливит, «Житие и слова», Малоярославец, Свято-Никольский Черноостровский м-рь, 2008

http://bogoslov.ru/article/3526468

127 .    Во главе Афонской академии был поставлен Евгений Булгарис, которому назначено было неслыханное в то время жалованье в 1000 грошей. На вратах академии Булгарис, по подражанию философу Платону, приказал начертать следующее: γεωμετρσων ιστω, ο κωλωτ μ θλοντι συζυγσω τας θρας (не знающий геометрию — да не войдет в эти стены. — Ред.) (уместно ли это?). Помощниками его в управлении и преподавании были сделаны вышеупомянутый нами Неофит Кавсокаливит, прежний учитель Ватопедской школы, и Панагиот Палама, ученик Булгариса по Яннинской школе, закончивший потом свое образование в Константинополе. Булгарис взял на себя преподавание многих и самых трудных наук — риторики, логики, метафизики и богословия; 128 философские науки он стал преподавать, придерживаясь новейших воззрений, принятых на Западе. 129 А Кавсокаливит стал давать уроки по эллинской филологии. Третий преподаватель, Панагиот Палама, читал в академии эллинскую словесность, и с таким успехом, что некоторые из студентов отдавали предпочтение его лекциям перед лекциями самого главы школы. 130 Академия быстро наполнилась многочисленными учениками. По словам самого Евгения, до него было 20, а при нем — почти 200 человек. 131 И недаром они спешили сюда. Булгарис употребил все меры, чтобы школа приносила многие и лучшие плоды. Булгарис обнаружил необыкновенное усердие в преподавании наук. Он обязан был давать два урока в день, а на самом деле давал четыре. И притом каждый его урок по продолжительности своей выходил из нормы. Он занимался с учениками до тех пор, пока они не начинали кричать: «Довольно!» Перед каникулами Булгарис закрывал школу не ранее того, как сами ученики начинали настоятельно просить его об этом. Нисколько не обязанный к тому, он открыл сверхштатный предмет преподавания — латынь — и платил учителю латинского языка из собственных денег. Вообще, помощников по части преподавания у него было больше, чем полагалось по штату, 132 а плату они получали из личных средств Булгариса. Он помогал нуждающимся ученикам, употребляя на это часть своего жалованья. Он говорил о себе: «Я бился изо всех сил, чтобы поставить как можно лучше свою академию; для достижения этой цели я не жалел ни своего здоровья, ни денег». 133 И его усилия даром не пропадали. По словам Захарии Маты (под именем которого скрывается знаменитый греческий писатель Константин Экономос), «ученики Булгариса повсюду в Греции разнесли свет того образования, какое они получили в Афонской школе». 134 Мануил же Гедеон пишет: «Кто осматривал Афонские библиотеки и находящиеся в них рукописи, тот находил немало таких, которые писаны святогорскими монахами, прошедшими школу славного Евгения». 135

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Порфирий Кавсокаливит, Умная молитва Порфирий Кавсокаливит , Умная молитва       Умная молитва бывает лишь у того, кто получил благодать Божию. Нельзя творить молитву с мыслью: «Я научусь ей, я должен преуспеть (катаферо) в молитве, я достигну ее». Потому что, ставя молитву как цель, мы приходим к эгоизму и гордости.   Конечно, необходим долгий опыт, пламенное желание, но и целомудрие, внимание и здра­вомыслие, чтобы молитва стала чистой и богоугодной. Один лишь помысел: «Я преуспел» — портит все... Чем нам гордиться? У нас нет ничего своего... Это все очень тонкие вещи (лепта), но крайне важные.     Прежде всего, научитесь молиться так, чтобы в уме не было никаких образов (икона). Не представляйте себе Христа. Отцы подчеркива­ют, что молиться нужно безобразно. Составляя образ, легко впасть в заблуждение, потому что в этот образ может вмешаться другой образ. Именно так к нашему действию примешивается темная энергия, поэтому образ важно отсечь. Ведь благодать может покинуть нас! Как раз в этот момент лукавый подмешивает свой образ (паремболес) и так управляет нашим сознанием.     Молитва совершается умом в глубине сердца, а не на устах, чтобы не произошло рассеивания, чтобы ум не блуждал то там, то тут. Спокойным образом мы поме­стим в свой ум Христа, говоря кротко: Господи Иису­се Христе, помилуй мя. Не думайте ни о чем, кроме слов: Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Ни о чем другом, ни о чем!    Молитесь спокойно, с открытыми глазами, чтобы обезопасить себя от мечтаний и прелес­ти, молитесь со вниманием и посвящением себя Хрис­ту. Творите молитву кротко и не все время, но когда есть расположение и состояние умиления, что является даром Божественной благодати. Без благодати человек сам себя гипнотизирует и может впасть и в видение све­та, и в прелесть, и в умственное расстройство.   Порфирий Кавсокаливит     Комментарии Всего комментариев: 18 2013/11/16, 14:17:51 Молитесь с глубоким чувством любви в сердце.Уму Творец не постижим.Молитва из сердца услышана будет.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=44&iid=155...

   Например, возьмем наугад отрывок из старого перевода (с 57):   Я слушал как соловейчик заливается, как разрываетс от пения. Он так заливается, что от трелей надувалась его гортань. Эта малюсенькая пташка отводила назад свои крылья, чтобы иметь силы издавать такие сладчайшие звуки, петь таким прекрасным голосом, так надувать свою гортань. Была бы у меня чашечка с во­дою, чтобы он прилетел и мог утолил свою жажду!   Правильный перевод:   И вот, я стоял и слушал, как соловушка щебечет, как он просто разрывается от любви! От пения надувалось его горлышко и, как мы говорим, он, поистине, выбивался из сил (мальясе)! Эта маленькая птичка расправляла сзади свои крылышки (на кани ката писо та фтера ту), чтобы набраться силы, и издавала сладчайшую мелодию! Это был прекрасный звук. И горлышко птичье так надувалось... По – по — по! Ах! — Был бы у меня стаканчик воды, чтобы он подлетел и утолил бы свою жажду!   Разница заметна.   Тем не менее, можно понять совершенное несоответствие стиля в части диалогов и оправдать тем, что автор практически не знаком с живой Традицией Афона. Многие ошибки можно простить только за то, что автор дает кальку текста. Это правильно. Да и текст очень простой…Впрочем, все переводчики делают много ошибок, просто это не принято обсуждать. И мы не будем.   Но мы совершенно не можем понять, например, зачем переводчик переименовывал главы? Это чем можно оправдать? Например, главу «Через два-три года я принял великую схиму» он переименовал в «Я хотел быть наедине с одним Богом». И т.д. Ведь такое небрежное отношение к тексту приводит к небрежности и в суждениях.   Не вызывает сомнения, что именно эта небрежность провоцирует некоторых русских профессоров, не знающих ни греческого -  ни афонской жизни, высказываться против старца. Поэтому давайте начнем с уважительного бережного отношения к рукописи!     Мы считаем, что комментировать этот прекрасный текст любым образом пока преждевременно. Старец Порфирий Кавсокаливит - необычен как человек и его путь уникален. Путь старца слишком яркий и неповторимый. Должно пройти время, лишь тогда образ старца предстанет во всем величии…

http://isihazm.ru/1/?id=751

Основными представителями коливадского движения были следующие личности: Неофит Кавсокаливит, св. Афанасий Паросский, св. Макарий Коринфский, св. Никодим Святогорец . Наиболее выдающимся среди них являлся основатель движения Неофит Кавсокаливит (1720–1780) 326 . По своему происхождению Неофит был евреем, принявшим христианство и ставшим святогорским монахом. Заставленный «антиколивадами» покинуть Святую Гору, он уехал в Румынию, где провел остаток своей жизни и, в частности, написал на румынском языке работу Опровержение еврейской религии , которой продолжается и вновь оживляется эта многовековая борьба между еврейской (раввинской) и христианской экзегезой Ветхого Завета и его новозаветного исполнения. Другой выдающейся личностью движения коливадов был ревностно настроенный иеромонах св. Афанасий Паросский (1721–1813) 327 , также святогорский монах. Афанасий в своих богословских и полемических трудах касается иногда и ветхозаветного Откровения, придавая ветхозаветным событиям и лицам духовный смысл. Так, например, когда он говорит об истинной мудрости, которая, по его мнению, состоит в исполнении заповедей Христовых и очищении души, т. е. в соединении души с Богом и обретении Его мудрости, он подчеркивает, что прообразом совершенной мудрости была Сарра, а прообразом мирской мудрости, мудрости рабской, была наложница Авраама Агарь 328 . Среди представителей движения коливадов особо необходимо выделить св. Никодима Святогорца (1748–1809) 329 , очень плодотворного автора духовно-богословских текстов, издателя книг святых отцов и их переводчика на новогреческий язык. Наряду с другими произведениями, он написал и издал книгу Сборник пророческих псалмов Давида 330 , которая содержит почти все псалмы, вместе с чудесными молитвами и песнопениями великих отцов 331 . Святой Никодим также перевел на народный язык и издал Толковую Псалтирь Евфимия Зигабена 332 , обогатив ее многочисленными дополнениями и своими объяснениями. Причиной этого перевода и издания стало то, что «толкования псалмов говорят непонятным языком, так что большинству людей от них нет пользы». Добавляя и свои толкования к толкованиям Евфимия, он стих за стихом толкует каждый псалом, предваряя общим введением всю Псалтирь, а затем отдельным введением – каждый псалом 333 . Святой Никодим толковал и богослужебные тексты; толкования многих мест из Ветхого Завета особенно можно найти в объяснении катавасий, основанных на ветхозаветных мотивах и событиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010