Я думаю, самое правильное — это составлять представление об отце Силуане, основываясь на его собственных записках. Но существует некоторая опасность при чтении трудов преподобного Силуана и преподобного Порфирия Кавсокаливита. Они рассказывают о своем личном духовном опыте, начиная сверху. Они пишут уже в конце своей жизни, имея очень высокий и богатый духовный опыт, для них это совершенно естественно, это не кажется им чем-то особенным, поскольку они уже живут в таком высоком духовном состоянии. Они опускают весь тот путь, который позволил им достичь этого высокого состояния. Это похоже на то, когда человек, взобравшись на вершину горы, описывает пейзаж, который ему открывается оттуда, но при этом совершенно ничего не говорит о тех сложностях, с которыми он столкнулся, когда взбирался на гору. И не говорит ничего о том, как он сумел подняться туда, на эту вершину. Конечно, это не может служить причиной, по которой мы должны отбросить эти труды. Я слышал лекцию профессора А.И. Осипова, который очень возмущался как раз записками преподобных Силуана и Порфирия, поскольку там ничего не говорится ни о покаянии, ни об аскезе, ни о каких-то духовных усилиях. Мол, что это за духовность такая, в которой нет места подвигу; это не в традициях Православия. Но совершенно очевидно, что все это присутствует имплицитным (скрытым) образом. Эти люди, конечно, достигли такого уровня святости в результате аскезы. Просто они описывают результат с точки зрения достигнутого, а не с самого начала своего пути. Можно точно так же предъявить претензию обратного порядка: что это за духовность такая, где сплошное покаяние, сплошные труды, сплошные страдания и никакого результата?! То есть речь идет только лишь о точке отсчета, и нужно понимать, что каждое сочинение надо воспринимать в рамках того контекста, в котором оно написано. И когда мы читаем записки старца Силуана, нам становится очевидно, что он достиг всего этого в результате большого духовного пути. Будучи совсем молодым, когда он отчаивался, ему явился Христос и сказал: «Держи ум свой во аде и не отчаивайся». Он переживал настоящие адские страдания. И, например, Иосиф Исихаст, который является великим современным греческим подвижником, в своих письмах описывал очень высокий уровень своей духовной жизни, и мы видим: чтобы достичь этих высот, он очень много страдал. Святой Иосиф Исихаст писал, что он не знал ни одной минуты радости в своей жизни.

http://pravoslavie.ru/97478.html

— Пусть следит за своими священническими обязанностями! Его нога в порядке. Наступил вечер. Мне принесли ужин. Я снова не стал есть, настаивая на том, чтобы осмотрели мою ногу. На следующий день пришел профессор и стал говорить в сердцах: — Что это все значит, Геронда? Что это все значит, ты решил нас помучить? После долгих пререканий меня отвезли на рентген. Смотрят, действительно, гипс на ногу наложили криво, а нога к тому же уже срослась. Профессор стал смеяться. — Слышь, Геронда, — говорит, — ты слишком грешный. Теперь и я это понял. Сейчас увидишь, что тебе придется пережить! Мы должны сломать твою ногу и наложить гипс заново. И начали сильно бить по гипсу, чтобы он сломался. Я ничего не говорил, а только творил свою смиренную молитву. — А, так ты еще и замолчал? — говорит он мне. — Сейчас я отпущу тебе твои грехи. Наконец, они потянули и сняли гипс. Боль была страшная. Два врача держали мне ногу, а профессор кулаком стал сильно бить по голени, чтобы она сломалась. — Ну, батя, я отпущу тебе все твои грехи, а за это простятся грехи и мне. Они ломали мне кость. Она срослась не до конца. Боль была несносная. Я стиснул зубы. Наконец, они сломали. Положили меня снова под рентген, вытянули ногу и поставили все прямо. Потом снова осторожно наложили гипс и отправили на свою кровать. Два–три месяца, не помню точно, я лежал ничком. Потом меня подняли и дали мне два костыля для ходьбы. А я не хотел их. Профессор говорит мне: — Возьми их, чтобы встать. Сколько можно в кровати валяться? Он не стал сильно настаивать на костылях, потому что я стал сам держать равновесие. Я боялся, что привыкну к костылям и потом не смогу без них ходить. Тогда профессор говорит мне: — Позаботься о том, чтобы купить себе трость. — Нет, — отвечаю, — она мне не нужна. — Ты — священник и не слушаешься? Послушайся, потому что иначе упадешь и поломаешь все свои кости. Тогда мне пришлось попросить свою сестру: — Купи мне трость. Мы — бедные, но мне нужно купить трость. Костыли я хочу бросить, они мне не нравятся.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2363...

Тогда у человека в душе возникнет память о том, что молитва — эта необходимость, без нее ни к чему нельзя приступить. Часто это ощущение теряется, когда человек взрослеет и создает собственную семью. По своему опыту, опыту воспитания собственных детей и внуков, я могу сказать, что действительно очень сложно привить вкус к молитве, сделать молитву путеводительницей всей своей жизни. Здесь может научить только пример. Где бабушки-дедушки, родители — там и дети, но важно как можно с более раннего возраста приобщать детей к молитве. Дошкольникам уже можно кратко объяснить какие-либо евангельские слова, многое им непонятно, они могут вертеться и отвлекаться, но что-то и остается. Как-то, когда мы молились вместе с нашими внуками, я обратил внимание, как много у маленьких энергии, как трудно им сосредоточиться. Но при этом в раннем детстве в душу особенно западает прикосновение к святыне: показать иконы, иллюстрации из Библии, дать коснуться Евангелия, помазать маслом, осенить крестом, может быть дать глоток святой воды как награду за то, что малыш попробовал помолиться, какие-то еще маленькие священнодействия. Без грубого вторжения в детскую душу нужно дать им пережить все святые моменты, которые он способен почувствовать. Еще часто люди, которые спрашивают священника о молитве, видят и воспринимают ее только как некий инструмент, упражнение, нужное для достижения каких-либо результатов, а не как ежедневную необходимую нам духовную пищу, без которой мы погибаем. Нам приходится учиться находить радость в самой молитве, чтобы время, проведенное в молитве было бы не обузой, а радостью. Некоторые хотят сразу получить зримые плоды от своего пребывания в Церкви, их нужно немного останавливать, объяснять, что духовный рост — это вся твоя жизнь. У многих есть иллюзия, что если он два-три года постился и молился, то должен полностью переродиться и стать другим человеком. «Почему мои дурные мысли не меняются, хоть я и стал христианином?», — спрашивает он. Но так будет всю жизнь! А ты противопоставляй этим мыслям хорошие! Как говорил старец Порфирий Кавсокаливит: «Христианин должен в наше время сделаться фабрикой добрых мыслей».

http://pravmir.ru/protoierej-georgij-bre...

Старцы Иаков Эвбейский, Паисий Святогорец и Порфирий Кавсокаливит Современник Паисия Святогорца старец Порфирий сказал о нем следующее: «Благодать, которую имеет отец Паисий, стоит большего, потому что он приобрел ее своими подвигами, в то время как мне Бог даровал ее с малых лет, чтобы помогать людям. Таких святых (как отец Паисий) Бог посылает на землю раз в 400 лет!» Блаженный старец Паисий оставил миру духовное завещание - беседы с монахинями и мирянами, которые вылились в шеститомное издание поучений Старца. Совсем недавно в России наконец вышел давно ожидаемый шестой том серии - «О молитве»; приобрести книгу можно в магазине «Сретение». «Слова» - это разговоры обо всем, что может волновать современного человека на его духовном пути. Это ответы на все вопросы, которые могут тревожить людей в наше неспокойное время. Это добрый проводник-друг в поиске истины и обретении любви к Богу. Это книги о самом главном в жизни каждого из нас. К этим книгам невозможно не прикипеть всем сердцем. Простой монах, получивший лишь элементарное образование в начальной школе, но щедро облагодатствованный мудростью по Богу, отец Паисий воистину истощал себя ради ближнего. Его учение не было проповедничеством или катехизаторством. Он сам жил по Евангелию, и поучения проистекали из его собственной жизни, характерной чертой которой являлась любовь. Он «образовывал себя» согласно Евангелию и в первую очередь учил своих современников всем своим обликом, а уже после этого - своей евангельской любовью и богопросвещенным словом. «Слова» старца Паисия чрезвычайно актуальны. Это понимает каждый, кто впервые открывает для себя это духовное богатство, оставленное нам по великой любви Господа. «Слова» старца Паисия могут и должны стать для нас настольной книгой - добрым другом и советчиком. Однако Старец всегда подчеркивал и настаивал на важности применения поучений на практике, потому что над услышанным и прочитанным нужна духовная работа. В противном случае множество знаний не принесет никакой пользы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/7...

киев раиса 2011/12/30, 04:36:00 Александр (2011/10/18, 15:16:32), Вы так потеряетесь. " Не боритесь со своими грехами " - сказал этот лже " старец " , это нам с вами как раз пример что такое прелестное состояние. И самое главное в уподоблении Богу это ОЧИЩЕНИЕ РАЗУМА И СЕРДЦА ОТ ВЕТХОСТИ, а это достигается только покаянием, конца которому в наш век быть не может... " Очи души закрются от страсти и не узриш Бога который во всем бесстрастен. И смрад души до конца жизни не отходит от ума , чтоб не оправдать себя раньше суда. " Дмитрий 2011/12/17, 00:55:17 Нестяжание одна из основ монашества. Очи души закрются от страсти и не узриш Бога который во всем бесстрастен. И смрад души до конца жизни не отходит от ума , чтоб не оправдать себя раньше суда. 2011/10/23, 07:25:58 вот лежит передо мной пища, по виду очень привлекательная. одни люди говорят: это очень вкусно! попробуй, тебе понравится! другие говорят обратное: не ешь! это яд! делаю вывод: остерегусь, не буду пробовать, потому что достоверного вывода сделать о качестве, не вкусив, не могу, а рисковать не имею намерения. буду читать достоверных Отцов, о которых нет спора, в которых нет сомнения Спаси, Господи! Евгений 2011/10/18, 14:16:32 Вот что интересно в комментариях. Такое ощущение что в святых отцах у нас числится в первую голову Осипов А.И. с св.Игнатием. И все. Вот что Андрей Ильич сказал то и истина. А ведь и он частенько не прав. Особенно когда рассуждает в области чуждой. Он кто? Он ученый богослов, мирянин, говорят праведный мирянин. Кто такой о.Порфирий? Он приходской священник, монах, без фундаментального образования. Осипова интересуют чеканные формулировки, о.Порфирия интересуют души его пасомых. Он практик, а не теоретик в духовности. Ему как то безразлично что там сказал св.Игнатий, его старцы напрямую учили. Что до читал ли он Отцов... так если почитать биографические материялы внимательно, то видно - читал: " Занятие песнопениями, чтением я считаю великим делом, очень великим, потому что так человек постепенно освящается, сам того не замечая.

http://isihazm.ru/?id=238&c_pid=1

Когда наука бессильна, Бог творит свою волю После того как снимки были сделаны, я понял: у нее рак кости челюсти! Я не мог в это поверить! 7 ноября, 2011 После того как снимки были сделаны, я понял: у нее рак кости челюсти! Я не мог в это поверить! Молодая воцерковленная пара была по-настоящему счастлива и всегда уповала на милость Бога в своей жизни, за что Он благословлял их во всех начинаниях. Они были знакомы с отцом Порфирием (старец Порфирий Кавсокаливит — прим. ред.), известным святым наших дней. Родители – это защита для детей от любой опасности, их молитва позволяет преодолевать многие жизненные трудности. Итак, Бог дал этой семье пять детей (две девочки и три мальчика), которые стали полнотой благодати и радости. Старшая – девочка по имени Ева. Она была весьма талантлива и мудра, будто зрелый человек. Ее поведение радовало родителей, Еву любили все. Когда она достигла двенадцати лет, то многие сравнивали ее с ангелом. «Бог споспешествует всем праведным». Я прославлял Бога: «Господи, какое счастье!». Вдруг в один прекрасный день Ева пересекает улицу без разрешения отца, и водитель автомобиля через несколько минут сообщает отцу, что Ева попала в аварию и сейчас отправлена в больницу. Оттуда она перешла в иной мир, где нет «ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но только жизнь бесконечная». За несколько минут Бог забрал на небеса Еву, однако это привело родителей к невыносимым страданиям и потрясению… Отец Порфирий с большой любовью помогал им справиться с этим несчастьем, прося у Бога великих милостей и любви. Сам же отец жил в великой доброте, вере и любви и считал, что какое-либо сомнение в Боге является ошибкой. Время шло. Другие дети подросли, и их жизнь помогла матери отвлечься от скорби и вернуться к счастливой жизни вместе с отцом. Семья со смирением приняла волю Божию. Их поддержкой стала вторая дочь, Деспина. Она очень отличалась от Евы: находилась в постоянном движении, была живой, всегда с улыбкой. Деспина стала олицетворением радости, надежды, счастья, беззаботности и невинности. Глядя на таких существ, понимаешь, что они ничего общего не могут иметь с грехом, болезнью и смертью. Когда вы начинаетесь общаться с ними, то забываете все отрицательное, все опасности, все темное.

http://pravmir.ru/kogda-nauka-bessilna-b...

Мытари и блудницы вперед вас идут в царство Божие Старец Порфирий говорил, что для того, чтобы достичь смирения и сострадания к другим грешникам, человек должен осознать свое греховное и нравственно нищенское состояние. Поэтому Христос и говорил, что мытари и блудницы через покаяние и смирение предваряют прочих в Царстве Небесном. Старец не хотел слушать никаких обличительных слов про грешников. Он говорил: «Кого мы называем мытарями и блудницами, для Бога — пойманные воры, тогда как я и вы все — мы воры, но не пойманные. Задержанный и униженный вор, всем известная, покрытая позором блудница — смирившаяся и покаявшаяся, намного выше нас, имеющих доброе имя, но живущих никому не ведомой и сомнительной жизнью». Детям не нужно много слов «Матери умеют переживать, советовать, многословить, но не умеют молиться. Многие советы и указания приносят вред. Детям не нужно много слов. Слова ударяют в уши, а молитва идет в сердце. Требуется молитва с верою, без стрессов, но и с хорошим примером». Как говорить о религии «В беседах не многословьте о религии — и тогда победите. Позвольте человеку, у которого другое мнение, изливаться, говорить, говорить… Пусть он почувствует, что встретился со спокойным человеком. Воздействуйте на него своей доброжелательностью и молитвой, а потом скажите немного слов. Вы не достигнете ничего, если будете говорить резко, если, к примеру, скажете: “Ты говоришь ложь!” И что из этого выйдет? Вы — как овцы посреди волков (Мф. 10:16). Что вам делать? Внешне будьте невозмутимы, а внутренне молитесь. Будьте готовыми, будьте образованными, имейте дерзновение, но со святостью, кротостью и молитвой. Но чтобы поступать так, вы должны быть святыми». Не по привычке «Будь внимателен, не причащайся по привычке. Каждый раз приступай к Таинству так, как будто ты делаешь это в первый раз, и в то же время как будто это твое последнее причащение перед смертью». Когда наступит Второе пришествие Однажды старца спросили: «Геронда, в последнее время много говорят о числе 666, о явлении антихриста, которое приближается, некоторые даже утверждают, что он уже пришел, об электронной печати на руку или на лоб, о столкновении Христа и антихриста и о поражении последнего, о Втором Пришествии Господнем. А что Вы об этом скажете?»

http://pravoslavie.ru/66252.html

– говорил святой. «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4, 13). Скажите ему: «Дитя, Бог дал тебе все эти способности», – это правильное направление. Они не твои. У тебя быстрый ум? Это Божий дар. Ты красива? Это от Бога. «Молись, чтобы Бог послал тебе Свою благодать, чтобы ты наилучшим образом воспользовался этими дарами». Такой подход будет правильным. Когда ребенок делает что-то хорошее, не хвалите его самого по себе, как будто Бога не существует. Ведь ему помог Бог, Который действовал через ребёнка. Мы должны за всё прославлять Бога и побуждать ребенка делать так же, потому что Бог соблаговолил действовать в нем. Подведите его к иконе и скажите: «Давай поблагодарим Бога за случившееся, потому что это – Божия милость». Он станет ещё хуже, когда вырастет. Вы должны исправить его, пока он мал «Скрывать от ребёнка правду несправедливо и нечестно. Вы должны говорить ему правду, чтобы он знал реальное положение», – советовал старец. Иначе вы будете виновны в его невоспитанности. Когда вы говорите людям правду, они начинают прислушиваться к другим, становятся более скромными и сдержанными. Если ребёнок грешит, нужно сказать всё, как есть, и хорошенько отругать его, чтобы он понял свою ошибку. Не говорите своим родным: «Оставь его. Он когда-нибудь поймет». Потом будет слишком поздно. Он станет ещё хуже, когда вырастет. Вы должны исправить его, пока он мал. Что говорит премудрый царь Соломон? «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына» (Притч. 13, 25). Мы, конечно, не имеем в виду, что нужно бить ребёнка розгами. Но не забывайте поправлять его, делать ему замечания. Не выказывайте равнодушия. Потому что это ненависть, а не любовь. Тот, «кто любит своего сына, тот с детства наказывает его» (Притч. 13, 25). Любящий родитель найдет способ разумно наказать своего ребёнка, а не мучить его. «Атеизм, нечестие, дерзость, жестокосердие, богохульства из детских уст… Бывает, что дети сквернословят в старших классах и порой даже в начальной школе. Откуда всё это берется? Это плоды плохого воспитания».

http://pravoslavie.ru/140815.html

Вы спросите: «Как можно от этого избавиться?» Старец Порфирий говорил: «С помощью Исповеди». Когда вы на Исповеди рассказываете всю свою жизнь, то избавляетесь не только от грехов, но и от душевных ран. Он рекомендовал исповедоваться по возможности чаще. «Влияние отношений между членами семьи на духовное состояние детей огромно. Святость родителей может передаваться и детям. Когда родители молятся за детей и тайно обнимают их своей любовью, то они сообщают им духовное здравие. Для того чтобы избавить детей от каких-то внутренних проблем, недостаточно советов, принуждения, логики, угроз – это только усугубляет ситуацию. Исправить положение можно освящением родителей, их духовной жизнью. Если ты станешь святым, у тебя не будет проблем с детьми. Святость родителей и детей избавляет от проблем. Дети хотят, чтобы вокруг них были святые люди, полные любви, которые не собираются им угрожать, преподнося лишь сухую теорию, но подают им пример святой жизни и молятся о них. Родители должны молиться о детях тихо, высоко воздевая руки ко Христу. Обнимайте своих детей тайно, своим сердцем”». Если ты станешь святым, у тебя не будет проблем с детьми Нельзя отвергать и различные педагогические приемы, но необходимо применять их с любовью и рассуждением. «Ругать нужно соразмерно с совершённым проступком. Чрезмерная строгость иногда может навредить детям. Но и не оставайтесь равнодушными. Когда дети непослушны, вы можете применять некоторые педагогические методы, но не давите на них – прежде всего, нужно помолиться. Часто родители, особенно мать, обижают детей, слишком сильно ругая их за то, что они сделали. Ребенок чувствует боль, даже если вы ничего не говорите ему, но внутренне возмущаетесь его поведением или сердито смотрите на него. Он чувствует это и думает, что мать его не любит. Он спрашивает её: Мама, ты меня любишь?” – Да, детка”, – но это его не убеждает. Ему нанесена душевная рана. Мать хочет погладить его по голове, но он не даст головы, не примет поглаживания – он воспринимает это как лицемерие, так ему больно».

http://pravoslavie.ru/140815.html

Ошибки переводчиков, наоборот, принято обсуждать на академическом уровне. Это отдельная тема каждой конференции, в учебниках по переводоведению постоянно приводятся реальные переводческие ошибки и анализируются причины их появления и способы устранения. И последнее, самое главное. Если Вы утверждаете, что " ВСЕ переводчики делают МНОГО ошибок " , то этим самым Вы заявляете, что св. Кирилл и Мефодий допустили МНОГО ошибок при переводе Библии с древнегреческого на церковнославянский, и всё последующее русское православное богословие и литургия во многом ошибочны, так как основываются на изобилующем ошибками переводе. Игорь Вахницкий 2014/01/09, 23:23:04 This is a really innltligeet way to answer the question. Divina 2013/11/23, 00:08:54 Спаси Вас Господи! Уже второй раз перечитываю книгу " Житие и слова " . Эта книга меня потрясла своей простотой в изложении, она дает много сил, упорядочивает мысли, а главное молитва идет легче. Считаю, чтобы каждый православный верующий смог прочитать. Жизнь становиться понятнее. 2013/11/11, 15:35:11 У вас на главной странице портала подгружается фишинговая ссылка/stihu.ru/favicon.ico - это мошенничество, если ваш портал заразили без вашего ведома, то сделайте об этом объявление, так что бы все видели, а то если зайдет человек без Касперского, то будут нежелательные последствия. У меня такой вопрос: администрация вашего сайта знает о проблеме с фишинговой ссылкой или нет, и как вы намерены ее решать, а также, кто является владельцем этого ресурса - Святая Гора Афон или " фишеры " ? Пожалуйста ответьте или направьте на форум где обсуждают эти вопросы. 2013/11/11, 13:46:24 Спаси Вас Господи братия! Мне батюшка посоветовал прочитать биографию Порфирия Кавсокаливита, вот читаю и понимаю что не зря, пока что прочел только четыре главы. Это мой первый комментарий на православном сайте. Я вообще очень замкнутый и не общительный, понимаю что - это эгоизм, возможно когда дочитаю историю о. Порфирия до конца пойму еще что-то полезное. И хочется сказать всем, что лучше не судить, а предоставить суд Богу, хотя я сам постоянно осуждаю и страдаю от этого!

http://isihazm.ru/1/?id=751

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010