Старец Паисий Святогорец Как Христос сказал Петру: «и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк. 22: 32), точно так произошло и со старцем Паисием. Так как он достиг высоты созерцания Бога и обожения, он воспринял от Бога это слово о том, что должен поддерживать своих братьев. В его каливе собиралось множество людей, особенно он любил страждущих и молодежь, искавшую свой путь в жизни, и с большой жертвенностью становился рядом с ними. Он выслушивал их, исцелял, советовал, успокаивал. А еще поистине удивительным было его слово, и я в этом сам убедился. Некоторое время я провел в Кутлумуше, сопровождая нашего старца, и нес там послушания архонтаричего и привратника. Я всегда отличался болтливостью, мне нравилось строить из себя учителя, и каждого, кто проходил мимо меня, я мучил своими «проповедями». Когда же люди встречали старца, им было довольно одного его слова, а иногда он даже и ничего им не говорил – они просто видели его, и от этого изменялась вся их жизнь. Как говорится в Евангелии, «при Господнем содействии и подкреплении слова» (Мк. 16: 20). Христос заверял и запечатлевал слово старца последующими знаками благодати, которые являл на нем. Они были столь чисты, столь изобильны и многочисленны, что из них теперь составлены книги! А сколькие еще чудеса хранят в памяти люди как свой личный опыт встречи со старцем. Действительно, подобные знаки показывают нам великую святость и дерзновение этого человека. Билет святого Максима Кавсокаливита В один из вечеров, когда я остался у отца Паисия, я был расстроен: наш старец Иосиф находился на Кипре, в одном монастыре, который пытался устроить, и я не имел от него никаких известий. Он запаздывал с письмом, я волновался. Отец Паисий спросил: «Что с тобой, чем ты озабочен?» – «От старца Иосифа нет новостей, поэтому у меня на душе неспокойно». – «Э, зачем ты переживаешь, бедняжка! Давай купим билет и отправимся на Кипр!» – «С удовольствием». Он спрашивает: «А какой авиакомпанией полетим, “Олимпиаки”?» – «“Олимпиаки”». – «Хорошо, – говорит – узнаем, когда есть рейсы, и летим на Кипр ». – «Договорились, Геронда». – «Но, – говорит он мне, – мы полетим по билету святого Максима Кавсокаливита». – «Что вы имеете в виду?» – «Как что я имею в виду? Он съедал один сухарик и на крыльях переносился из Кавсокаливы в Ватопед. И мы скушаем по сухарю сегодня вечером и отправимся на Кипр». – «А, вы шутите», – думаю я про себя. Мы съели наши сухари, и я пошел спать. Старец молился.

http://pravoslavie.ru/62233.html

В настоящее время они живут не в Кавсокаливии. Но они здесь, на Афоне. Эти подвижники не кричат о себе, не издают книг, не делают конференций. Они вообще против широкой популяризации мирянами Афонского Предания. Между тем, в прошлом году в Греции уже состоялась большая богословская конференция по изучению наследия Старца. Естественно, что Старец многое открывал только ученикам, иначе и быть не могло. См. притчу: Завещание отшельника (внизу). Здесь мы хотели показать - что такое перевод в рамках Живой Традиции. Мы старались не просто перевести текст, а сверить воспоминания с живыми носителями Предания. Возможно, кто-то из почитателей Старца найдет в этих наставлениях не то, что он ожидал: бесспорно, Старец был простецом, но отнюдь не в духовном плане.     Афон. Скит Кавсокаливия. Середина XIXb. Порфирий Кавсокаливит. Письмо о Духовном искусстве. Духовное восприятие, которое должно родиться в глубинах вашей души, есть самая большая тайна. Оно происходит настолько необычно, что это как бы незаметно не только для других, но и для вас самих. Что я имею в виду? Ветхий способ восприятия, выработанные за всю жизнь привычки, будут пытаться переключить ваше внимание на себя. А когда вы действуете по-новому, то ветхий человек даже не должен об этом узнать. Об этом сказано: «…Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая…» (Мф 6:3). Здесь имеется в виду как раз то, о чем я говорю: если левая рука, ветхое восприятие, узнает о новом, - то оно уничтожает эту Новую Жизнь в вашей душе.   В этом смысле наш противник – это самое ветхое восприятие, ветхое «Я», созданное вашими представлениями о жизни, привычками, страхами. Новое «Я» - во Христе, в то время, как второе ветхое «Я» - ветхий человек. Но чтобы ветхий не узнал того, что делает новый – требуется целое искусство, а именно, нужно научиться принимать помощь Благодати, и в ключевой момент не дать привычной ветхости переключить ваше сознание на себя, через расчеты, страхи, желания. Вот этому я вас и научу. Это настолько важно, что могу сказать - в этом и заключаются все тайны. Ведь Евангелие и Сам Христос учат нас, как нужно предупредить некоторые вещи в нашем сознании, которые нас приткнут при продвижении вперед. Это прикровенно открыто во фразе: «…Пусть левая рука твоя не знает…».

http://isihazm.ru/?id=238&c_pid=2

Со стороны напоминает явление в ранней Церкви, когда говорили: Я Павлов! А я Аполлосов! То же затмение, но могу ошибаться. Спаси, Господи, люди Твоя. И.В. 3 июля 2015, 11:57 Лукавство видится в противниках, это вы себе ищите оправдание, вы же лучше грешников, их участь в геенне. Но вы ж не такие. Думаете: " Бог справедлив, наше место не может быть с ними в одном котле " . Это ж вы за них, грешников, на Крест взошли, чтоб теперь судить и не миловать. И не вас предупреждал Господь: " Кто из вас без греха, первый брось на нее камень " . Ваша праведность сияет ярче солнца в полдень. Но напрасными видятся надежды ваши. Бог не торгует своими детьми. Десять пальцев на руке, какой ни отрежь - больно. Больно Ему, не вам, потому что вам они чужие, ни дети, ни братья, ни сестры. Ваша премудрость оправдана. Артем Рыжов 3 июля 2015, 11:51 Тут кто-то недобрым словом поминал преп. Порфирия Кавсокаливита видимо с подачи проф. Осипова, после канонизации старца разбирал критику Осипова в его адрес и написал работу об этом " Ответ на критику проф. А.И. Осипова в адрес преподобного старца Порфирия Кавсокаливита " http://www.protiv-eresi.ru/2015/02/354.html Как и в случае с учением о вечных муках столкнулся с тем, что проф. Осипова выбирает из слов старца то, что ему нужно для доказательства его точки зрения а другого " не замечает " . Ксения 3 июля 2015, 11:37 Артём Рыжов-это диагноз! Православный изрыгающий ненависть! Зайдите на его страничку в контакте и поймете, что дело всей его жизни, это оскорблять и поливать грязью Осипова А.И. А теперь и до отца Тихона добрался. Стыдно сударь, стыдно! PS:Huзkuй поклон отцу Тихону и Алексею Ильичу! Владислав 3 июля 2015, 01:34 Хотелось бы услышать мнение уважаемого собрания по поводу главы 7 " Сошествие во ад " А.А.Зайцева из " Распроси ближнего твоего прежде, нежели грозить ему " . А точнее даже не мнение о труде Зайцева, а о цитатах святых отцов, приводимых в ней по данному вопросу. Антон 3 июля 2015, 00:15 Друзья не кажется-ли вам,а не сеется ли семя сомнения в сердца простодушных людей такие высказывания А.И.Осипова?В начали лекции Осипов задаётся вопросом:как Бог сотворил человека,зная,что он погибнет?И далее начинает приводить цитаты из отцов,склоняясь к не вечности мучений.По его словам получается,что по телесной смерти душа помучеется до второго пришествия,а там потом будет всё ладно и складно.Так получается?Ну тогда потерпим,а чё,душа же уже умереть не может.

http://pravoslavie.ru/80293.html

Но Бог не есть Бог мертвых, но живых, и мы верим и знаем, что старец Порфирий жив у Бога и слышит наши молитвы и силен ходатайствовать за нас грешных перед престолом Всевышнего. ИЗРЕЧЕНИЯ И СОВЕТЫ Старец, если собеседник не принимал его первого совета, уступал и давал ему другой совет, более легкий. Но первый совет был духовно более полезным. Старец Порфирий Кавсокаливит      Берегите лампаду жизни Одному своему духовному чаду старец Порфирий предсказал, что тот проживет столько-то лет. Когда этот человек подверг риску свое здоровье, старец заявил, что тот мог умереть. На недоуменный вопрос о том, как это согласуется с данным ранее предсказанием, старец ответил: «То, что я тебе сказал, верно. Ничего не изменилось. Лампада твоей жизни имеет масла на столько лет, сколько я тебе сказал. Но если ты ее уронишь, масло разольется и лампада погаснет! Такова жизнь! Бог нам дает многоценный дар жизни; мы его принимаем и обязаны оберегать, а вовсе не подвергать опасностям, да к тому же бессмысленным». Никаких ссор при детях! — Никогда ваши дети не должны слышать, как вы ссоритесь между собой… даже что вы повышаете голос друг на друга! — Но разве это возможно, Геронда? — Конечно, возможно! Поэтому хорошенько запомните мои слова: никогда никаких ссор при детях… Никогда! Если бы мы видели, как нас любит Христос! «Господь никогда и нигде нас не оставляет. С того момента, как Он пришел на землю, родившись от Пресвятой Девы Богородицы, и стал Богочеловеком, Он всегда с нами. Если бы мы увидели, как нас любит Христос, и что Он для нас делает, то от безмерной радости помутились бы рассудком. Мы остались бы в Его объятиях, и нам бы уже ни до чего не было дела». Любовь к Богу должна быть беспредельной «Наша любовь к Богу, дитя мое, должна быть беспредельной, она не должна быть раздроблена на привязанность к различным вещам. Вот тебе пример: человек, скажем, имеет в себе одну батарейку определенной энергоемкости. Если он будет расточать эту энергию на различные дела, не имеющие отношения к любви к Богу, то оставшийся в нем для этой любви заряд будет весьма небольшим, часто может быть даже совсем ничтожным. Если же мы всю нашу энергию обратим к Богу, тогда велика будет наша любовь к Нему.

http://pravoslavie.ru/66252.html

  Пришлось местами сделать новый перевод, взяв за основу старый. Тем не менее, мы благодарны переводчику за старый перевод, он весьма пригодился. Надеемся, новый перевод дополнит старый, дойдет до сердца многих читателей, и не заденет самолюбие тех, кто хочет ухватить умом и понять все сразу...   Читать всю Автобиографию…     «Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова» Комментарии Всего комментариев: 10 2015/07/09, 10:29:57 " Впрочем, все переводчики делают много ошибок, просто это не принято обсуждать. И мы не будем. " Это весьма дилетантское и невежественное заявление. В любой сфере плохой специалист делает много ошибок, а хороший--мало или не делает их вообще. Существует такая учебная дисциплина " Перевод и переводоведение " и раздел филологии " Теория перевода " , а в " Теории перевода " есть направление " Перевод религиозных текстов " . Делают много ошибок плохие переводчики, а хорошие их не делают или практически не делают. Если переводчик, как вы утверждаете, " не понимает некоторых реалий, о которых пишет старец " , то он плохой специалист. Перед тем, как осуществить перевод текста определённой тематики, переводчик начитывает тексты по этой тематике как на языке оригинала, так и на языке перевода. Что касается перевода религиозных текстов, то в России традиционно их переводят учёные монахи (ср. напр. оба перевода " Лествицы " Иоанна Лествичника), профессура духовных академий и высококвалифицированные сотрудники иных церковных институций (ср. напр, переводческую деятельность Победоносцева, в т. ч. и переводы западных мистиков), то есть не обычные миряне. Так что, если в данном случае перевод осуществлял не очень компетентный человек со стороны, то это минус издательству, которое привлекло такого специалиста. Что до разницы между " я слушал, как соловейчик заливается, как разрывается от пения и т. д. " и " И вот, я стоял и слушал, как соловушка щебечет, как он просто разрывается от любви и т. д. " то это банальное нарушение стилистики. Даже если какой-то переводчик не владеет специальной терминологией и контекстом, как Вы указали в первом примере про чётки, ЛЮБОЙ переводчик обязан соблюсти стилистику текста оригинала в тексте перевода. На стилистические ошибки нельзя закрыть глаза и сказать, как Вы снисходительно, " все переводчики делают много ошибок " , нарушение стилистики это весьма грубая переводческая ошибка, которая ведёт к искажению передачи смысла. Если переводчик делает много стилистических ошибок, то он либо недостаточно хорошо владеет языком оригинала и не может её распознать, понимает только словарное значение слов, либо он недостаточно хорошо владеет языком перевода и не может подобрать соответствующих слов и выражений.

http://isihazm.ru/1/?id=751

Порфирий Кавсокаливит. Чуткая душа. Перевод Иером. Серафима Комментарии Всего комментариев: 18 2017/02/28, 14:21:53 Спасибо о Серафим за труды по переводу Вы оживляете наши души Ни у кого и никогда я столько не подчерпнула маленьких нюансов столь нужных для духовной жизни Очень довольна что с вами Душа раскрывается вновь Я вижу что на правильном пути стою Бог вам в помощь! 2017/02/03, 10:56:13 Пытаясь быть максимально правильным трудно все упомнить. Говоря злость я имел в виду любой грех к другому человеку, зависть, возбуждение, злость, ненависть и т.д.. Михаил 2017/02/03, 10:52:56 Да еще не у каждого молитва за врага работает. Если злости нет то это уже будет не за врага а за друга. Люди разные и по этому ко всему надо подходить с размышлением под себя.. Михаил 2017/02/03, 10:48:20 И еще враг получит вред от проклятий которые Вы нехотя будете в его сторону слать в процессе молитвы за него. Но все равно Вы будете правы если хотя бы пару молитв за него произнесете с чистым сердцем. В то время когда получите Смирение. Михаил 2017/02/02, 09:30:17 Странные у вас рассуждения, Михаил, я их даже понять не могу. А что " свойство любой молитвы за врага - обмен грехами " - это в корне не верно. Вы не православно мыслите. Феодосия 2017/02/01, 11:06:45 Еще обычно у дурака жена не дура. И на оборот. Вот взаимно обогащают друг друга. Михаил 2017/02/01, 11:00:10 А вот от чего может быть простой ум, если мужчина не дурак и если женщина не дура. :) Михаил 2017/02/01, 10:47:57 Да и молитва за геть простого(тупого) человека тоже работает. Как обмен противоположными греховностями. Правда в чем грех тупого человека не знаю. Просто силы молитвы должна быть сильна. У простого сила больше, как вон Святой Иоан Кронштадский был туп в молодости но молился Богу и стал разумный. Михаил 2017/02/01, 10:42:05 Проблема чувствительности это проблемы греховности похоти. Я называю это тонким умом. И если мужчина дурак когда отказывается, женщина дура когда соглашается. И это передается по наследству как передается общая греховность вообще.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=38&iid=251...

Многое зависит от воцерковленности человека, от того, как он начал свою духовную жизнь. Афонский старец Порфирий Кавсокаливит предостерегает от неправильного начала духовной жизни: «Когда человек неправильно начал духовную жизнь или его отягощает что-то наследственное, тогда он видит, как перед ним появляется сатана и устраивает ему шум». Теперь давайте честно ответим на вопрос: все ли мы начинаем нашу духовную жизнь правильно? Приходим к Богу с детства, а не в зрелом возрасте, испытав скорби и болезни, переполненные страстями и грехами? После семидесяти лет Богоборческого государственного строя сказать, что к Богу мы пришли ещё в детстве, могут очень немногие люди. Многих ли из нас не отягощает ничего наследственного? Не стоят ли за нами наши старшие родные — атеисты? А может и Богоборцы? Те, кто занимался атеистической пропагандой? Дежурил на подступах к храму, чтобы не допустить туда молодых верующих людей? Разрушал и закрывал церкви? Старец Порфирий Кавсокаливит предупреждал: «Не будем давать диаволу прав. Лазейка — это и есть право. Удаляясь от Бога, ты подвергаешь себя опасности, потому что сатана находит тебя свободным и владычествует над тобой». Многие ли из нас могут сказать, что не давали диаволу прав над собой? Многие ли из нас не знают, что такое аборт? Никогда не гадали и не обращались к экстрасенсам, гадалкам? Не пробовали гадать сами, открывая добровольно дорогу к своей душе тёмной силе? И теперь, когда такие люди приходят к Богу, бесы не хотят мириться с лёгкой потерей добычи. Человека бросает из стороны в сторону, его мучают многочисленные страсти, искушения, одолевает уныние, отчаяние. Просто ли такому человеку в общественной, социальной жизни? Если мы будем расстраиваться, что такой человек худо-бедно пытается бороться со страстями, восходить по духовной лествице, но охладевает к карьере, то не уподобимся ли мы тем несмысленным людям, которые желали бы, чтобы тяжелобольной принял участие в конкурсе красоты? Тут бы душу спасти! Не до жиру, как говорится, быть бы живу.

http://pravoslavie.ru/48274.html

54 Guillaumont 1954, 97 (цит. по: Wenger 1955, 146). Ответ на этот вопрос дал через 20 лет сам А. Гийомон (Guillaumont 1974a), отстаивавший православность Корпуса в дискуссии с Ж. Грибомоном (впрочем, тоже не отрицавшим православного характера творений Макария-Симеона). СМ. примеч. 3 на с. 111. 55 Значительный шаг вперед сделан в этом направлении о. Винсеном Дэпрэ, изучившим рукописную традицию и состав ряда сборников (подробнее см. в третьей книге настоящего тома). 57 Одно неопубликованное исследование посвящено текстологии Духовных бесед (Schulze 1962, ср. Schulze 1983). 60 «...aurait-il été le scribe de ce groupe? Pourquoi pas; mais il est toujours facile de prêter beaucoup à des témoins inconnus et silencieux» (Deseille 1984, 19). 63 Яковлевич 1957; Stäniloae 1958. В. Фёлькер упоминает о коротенькой заметке некоего Арсеньева в сборнике «Христианский восток» (изд. J. Tyciak и др., 1939, с. 173 сл. и 208), в которой автор выступает «инстинктивно и с большим темпераментом» против мессалианского характера Духовных бесед (Völker 1943, 136). Р. Клостерманн ссылается на издание патрологического курса Л. П. Карсавина (на немецком языке?), в котором, по-видимому, имеется соответствующая глава о CM (в недавнем русском издании курса ее нет). 64 Автор отмечает, что в диссертации патр. Сергия «Православное учение о спасении» на 220 страницах имеется 354 цитаты из сочинений 25 отцов Церкви, но излагая учение Макария о спасении, Р. Яковлевич не определяет специфику этого отца по сравнению с другими: тем самым, степень влияния Макария остается неопределенной. Кроме того, вывод Р. Яковлевича о несовместимости учения Макария с «юридической теорией» искупления не подтверждается первым типом CM, где прямо пишется о крестных страданиях и смерти Христа как необходимом условии удовлетворения Божественной справедливости. 67 Д. Станилоаэ является, пожалуй, единственным ученым, обратившим внимание на разыскания Р. Клостерманна. 68 Такие предположения высказывались неоднократно, начиная с Дорофея Вулисмаса (ученика Неофита Кавсокаливита). – А. Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Старец обладал даром видеть в душах людей то, что открывал ему Бог. Об одном моем знакомом он сказал: «Я вижу у него в душе, правда, нечетко, очень нехорошую вещь. Это старая душевная травма, нанесенная бесами. Я точно не знаю, что это такое. Может быть, Бог откроет мне это позже». Прошло несколько недель, и отец Порфирий вернулся к этому разговору: «Нехорошая вещь, которую я увидел в душе твоего друга, может уйти оттуда, но только в том случае, если он начнет стремиться к святости. Святость меняет человека, каким бы грешным он ни был, и душевные травмы уходят. Сейчас врачи называют эти травмы психическими заболеваниями, тогда как на самом деле это бесовские нападения, попущенные за грехи». Христос исцеляет душевные болезни «Легче всего лечатся душевные заболевания», – говорил отец Порфирий. «Если ты все свои чувства устремишь ко Святому Духу, то они начнут освящаться. Их силой святой человек исцеляет, а злой – насылает болезнь. Понятно? Поэтому-то теософы и говорят: «Ты можешь сделать все, что пожелаешь. Надо только сильно захотеть». Но они думают по-человечески и основываются на человеческих усилиях. Максимально концентрируясь на своем желании, они направляют свою недобрую энергию на какого-то человека, и в какой-то момент тот не выдерживает и становится ненормальным. Но наша вера учит нас другому, она направляет человека к святости – естественному пути, свойственному человеку по природе. Обо всем этом написано в Священном Писании, но мы не понимаем его слов. Следует внимательно читать и стараться понять то, о чем пишется в Священном Писании. Душевные заболевания излечиваются, если человек приобретет правильное православное сознание. Очень многие люди говорят: «Все меня сторонятся, я никому не нужен. Никто меня не понимает, никто меня не любит». Это они говорят из эгоизма. Когда обращаешься к Богу, то уже ничего не ищешь, перестаешь быть всем неудовлетворенным человеком. Напротив, становишься всем и всеми довольным, начинаешь всех любить, всегда радуешься…» Он не душевнобольной

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavso...

Вообще необходимо отметить, что в связи с открытием большого числа новых творений преп. Макария чрезвычайно оживилась старая научная дискуссия относительно авторства так называемого «Макарьевского корпуса» (или «Макариан») . Не углубляясь в данную проблему, следует только заметить, что названная дискуссия имеет два аспекта, различающихся существенным образом, хотя и тесно взаимосвязанных. Первый аспект можно условно сформулировать в виде вопроса: является ли автором этих творений преп. Макарий Египетский или некий другой анонимный подвижник («Псевдо–Макарий»)? С православной точки зрения данный аспект, несмотря на то, что представляется достаточно важным, не является принципиальным в подлинном смысле этого слова, ибо псевдоэпиграфы — явление, достаточно распространенное в древнецерковной письменности. В конечном итоге не столь уж существенно, кто именно создал то или иное сочинение, важно в первую очередь то, чтобы оно отражало в себе соборное сознание Церкви. А творения, приписываемые преп. Макарию, имели, несомненно, великое «значение в развитии православного духовного Предания» . Однако данный аспект приобретает совсем иной смысл и звучание, когда в авторе названных творений признают одного из ведущих представителей и «духовных вождей» ереси мессалианства . В таком случае и все православное Предание представляется глубоко пораженным пороком мессалианства, а сама эта ересь — явление достаточно акцидентальное в общем потоке православной духовности и бывшее своего рода кратковременным «искушением» ее — может обозначаться как «великая ересь христианского Востока» . Справедливости ради необходимо, правда, отметить, что вопрос о мессалианском характере «Духовных бесед» имеет уже многовековую историю, ибо на одной рукописи конца XIII — начала XIV вв., содержащей текст этих «Бесед», обнаруживается пометка анонимного схолиаста, который находит следы мессалианских воззрений в творениях преп. Макария. Позднее, уже в XVIII в., два греческих ученых — Неофит Кавсокаливит и Дорофей Вулисмас — также считали, что «Духовные беседы» запечатлели в себе несомненное влияние мессалианского учения . В XX в. спорадические подозрения автора «Духовных бесед» в мессалианстве перерастают уже в устойчивую «научную» гипотезу. Решающее значение здесь имела работа Г. Дёрриса, одного из самых глубоких знатоков творчества преп. Макария, который настойчиво доказывал, что «Духовные беседы» и прочие творения, приписываемые знаменитому египетскому подвижнику, принадлежат на самом деле практически неизвестному мессалианину Симеону Месопотамскому, лишь изредка упоминаемому в источниках . Примечательно, что хотя сам Г. Дёррис в своей поздней монографии, написанной им незадолго до кончины, во многом отказывается от данной гипотезы , она становится на Западе почти незыблемой «научной теорией», возражать против которой осмеливаются очень немногие ученые .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010