В 1761 году М.В. Ломоносов сформулировал гносеологический принцип единства разума и веры, согласно которому они являются равноправными и взаимодополняющими средствами познания окружающего мира: «Правда и вера суть две сестры родные, дщери одного Всевышнего Родителя: никогда между собою в распрю притти не могут, разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду всклеплет. А благоразумные и добрые люди должны рассматривать, нет ли какого способа к объяснению и отвращению мнимого между ними междоусобия…» ( Ломоносов М.В. Явление Венеры на Солнце, наблюденное в санктпетербургской императорской академии наук майя 26 дня 1761 года/Сочинения. М.: Гос. изд-во худ. Литер, 1957. С. 476). Великий ученый выступает за гармоничное развитие рациональной и фидеической сферы сознания, зная, что дисбаланс в их развитии является причиной многих проблем. Мышление (а затем и мировоззрение) становится обскурантным и сужается до луча, направленного лишь на одну точку бытия вне связи с единым целым, а процесс познания уподобляется движению циркуля: если длиннее ножка под названием «разум», человек превращается в рационалиста, пытающегося всё понять и объяснить логикой. Если же длиннее ножка под названием «вера», то человек становится фанатиком, априорно отвергающим любые доводы разума. И в том, и в другом случае познание окружающего мира прекращается, преобразуясь в движение по кругу, внутри которого находится сам человек. Библия говорит, что причиной последней глобальной катастрофы, известной под названием «Великий потоп», был именно такой перекос. Тем самым она как бы предупреждает от повторения подобных ошибок: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. Земля растлилась пред лицом Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли» (Быт. 6:5-8, 11-13).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/19/pr...

В Млечном пути в ГОЗ обнаружено крайне мало пригодных для жизни звезд, среди них в первых рядах – наше Солнце. Оно, как и Земля, удовлетворяет всем требованиям, необходимым для сохранения жизни в нашей звездной системе. Разве это – не чудо?! «Трепещи пред Ним, вся земля, ибо Он основал вселенную, она не поколеблется. Да веселятся небеса, да торжествует земля, и да скажут в народах: Господь царствует! Да плещет море и что наполняет его, да радуется поле и все, что на нем» ( 1Пар.16:30–32 ). Человечеству, судя по всему, удивительно «повезло» с местожительством. Но и в динамичном бытии солнечной системы, в целом благоприятном для земной жизни, совершаются, зачастую, таинственные происшествия. Например, падение и гигантский взрыв Тунгусского метеорита произошли в ненаселенном районе. Известны еще случаи падения менее грандиозных, но достаточно крупных космических объектов, однако всегда в безлюдные места. А вот более свежий эпизод. По данным Института земного магнетизма, ионосферы и распространения волн Российской Академии наук в конце октября 2003 года солнечная активность достигла аномально высокого уровня. Такого не наблюдалось за минувшие 80 лет. Солнечная буря столь возмутила атмосферу Земли, что вышли из строя два японских спутника связи. Международная космическая станция уцелела потому, что вовремя были убраны солнечные батареи. Так вот, наиболее опасные вспышки достигали своего максимума лишь тогда, когда оказывались обращенными мимо нашей планеты. Причем, если направление излучения приближалось к Земле, то оно, по непонятной причине, резко ослабевало. Но даже и в этом случае у всех земных измерительных приборов наблюдения не хватило технических возможностей для точных замеров, – их зашкалило. Еще один пример. В 2004 году астрономы наблюдали небольшой астероид диаметром около 10 метров, пролетевший на весьма близком расстоянии от Земли – всего 6500 километров. Наблюдатели в обсерватории Массачусетского технологического института назвали астероид именем 2004 FU162. Вначале он направлялся прямо к Земле. Но затем, по данным специалистов Лаборатории реактивного движения НАСА, при сближении с нашей планетой внезапно и резко изменил свое направление движения на 20 градусов, пролетев в итоге мимо нее.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Видимо, именно по этой причине, мы совершенно спокойно относимся к тому, что все четыре Евангелия, канонизированные Церковью, были написаны совсем не на том языке, на котором общались Иисус и апостолы. Само звучание имени сильно различается на двух языках: Йешуа, Иисус – так что нет ничего удивительного в том, что и сегодня люди разных народов выговаривают его по-разному. Даже старообрядцы, отстаивавшие свое собственное начертание этого имени, с одной буквой и, ратовали не за точность оригинального произношения, а, как раз, за свое право произносить это имя так, как принято именно в русской традиции. Новозаветная Церковь начинает свою жизнь с события Пятидесятницы, когда преодолен был языковой барьер, возникший еще при вавилонском строительстве, и было восстановлено свободное общение между народами. Но как именно он был преодолен? Человечество вовсе не заговорило на одном-единственном языке, как можно было бы ожидать, и люди разных народов не обрели способность понимать некий священный, общий для них язык. Напротив, апостолы говорили на привычном им арамейском, но все, кто собрался на праздник в Иерусалим, услышали речь на своем родном языке: «Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились: Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, Критяне и Аравитяне, слышим их, нашими языками говорящих о великих делах Божиих?» ( Деян. 2:8–11 ). Лука, по-видимому, специально перечисляет так много разных народов и даже отдельных групп людей, чтобы нельзя было сказать, будто, апостолов понимали только иудеи, или только эллины, или только носители родственных языков, или только люди определенной культуры и т.д. Нет, проповедь Евангелия стала открытой для всех людей без исключения, и, что принципиально важно, для каждого она звучит на его родном языке. Идеал Пятидесятницы навсегда сохранился в Церкви, хотя на практике, разумеется, далеко не всегда христиане старались ему следовать. Например, в начале XIX в. президент Академии наук и министр народного просвещения (!) адмирал А.С. Шишков утверждал, что Библия, в принципе, не должна переводиться на языки народов Империи, включая русский – вместо этого, все, желающие ее прочесть, должны в достаточной степени овладеть церковнославянским 654 . Этот проект был абсолютно утопичным (если «друзья степей калмыки» и «ныне дикие тунгусы» не владели тогда даже русским, кто бы обучил их славянскому?), но, тем яснее становится, насколько неприятной для адмирала была сама идея, что невежественные инородцы услышат Евангелие на родном языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

Вопрос «для чего мы живем» повторяется множество раз – в песнях и стихотворениях, книгах и фильмах. Люди не могут смириться с бессмысленностью жизни. У Церкви есть ответ на этот вопрос. Мы созданы Богом для жизни вечной и блаженной; мы отпали от этой жизни в грех и страдаем; Бог пришел на землю в лице Иисуса Христа. Христос, через Свою смерть и воскресение, даровал нам возможность наследовать вечную блаженную жизнь. Мы принимаем этот дар через покаяние и веру. Если мы принимаем это возвещение как истину, это меняет всё – из чего мы исходим, что мы считаем важным, какими глазами мы видим мир и самих себя. Существование Церкви становится понятно именно в свете этого возвещения. Скандалы и конфликты в (около)церковной среде могут причинять глубокое огорчение, но ничего не меняют в той реальности, которая определяет нашу жизнь – мир сотворен Богом, Христос воскрес из мертвых, мы призваны к жизни вечной и блаженной, и никто, кроме нас самих, не может помешать нам эту жизнь обрести. И обретаем эту жизнь мы в Церкви. Христос говорит «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Матф.16:18 ). Что есть Церковь? За видимой нам Академией наук стоит невидимая реальность науки – не будучи учеными, мы призваны просто поверить, что академики занимаются чем-то реальным и важным, что мы могли бы понять, если бы приложили к этому усилия. За видимой нам Церковью как земной организацией стоит невидимая, духовная реальность. Слово «духовный» для нас часто звучит бледно – как будто речь идет о чем-то вроде облачка пара. На самом деле, говоря о духовном, мы говорим о чем-то несравненно более реальном, более прочном, более укорененном в вечности, чем всё, что мы можем увидеть или пощупать. Библия описывает духовную реальность Церкви, используя разные образы – тело, семья, царство, город. Становясь членами Церкви, мы не «присоединяемся к общественной организации», мы входим в общение с Богом, святыми и ангелами. В Крещении Бог усыновляет нас Себе, мы становимся Его чадами – как пишет Апостол, «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал.3:26, 27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Вот можно и пировать и приносить жертвы обильные и не потерять харизмы, какую он получил от Господа. Только богоотступничество ведёт к катастрофе. Только богоотступничество. Вот на чём он и помешался. Дальше приводится пример его мудрости. Пришли к царю две блудницы рассудить вопрос: Господин мой! я и эта женщина живем в одном доме; и я родила при ней в этом доме; на третий день после, родила и эта; и она заспала ребенка; и вот она теперь претендует на моего. Рассуди нас (см. ст. 17–22). Одна клевещет на другую. Заспала ребенка та, которая просит суда у Соломона. Как разобраться, чей ребёнок, кто виновен? И что же он говорит? Дайте мне этого ребенка, – и приказывает его рассечь пополам и дать каждой по половине, чтобы не было обидно. И вот, настоящая-то мать кричит: не делай этого, не делай этого, а эта кричит: разруби, разруби его – пусть так будет по справедливости. И он < Соломон> определяет, кто является матерью: та, которая не желает, чтобы ребенка рассекли мечом. Отдайте ей: она – его мать. Вот он проявил такую, так сказать, мудрость. В 4-й главе описывается, какие у него были начальники; и вся страна была поделена на 12 таких районов, и каждое колено в течение месяца снабжало царский двор всем необходимым, что требовалось: едой, питьём и прочим. Доставляли это приставники. Теперь посмотрите 29-й стих 4-й главы: «И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря. И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов Востока и всей мудрости египтян [а уж мудрость египтян приводилась в пример. Мудрость египетских жрецов зашифрованная, она, может быть, превосходит и мудрость Российской Академии Наук, но она не выходит за пределы посвящённых. Поэтому всё надеются отыскать какие-то книгохранилища – как вот у нас надеются отыскать библиотеку Иоанна Грозного – где запечатана эта мудрость египетская и где она сокрыта]. Он был мудрее всех людей, мудрее и Ефана Езрахитятина, и Емана, и Халкола, и Дарды [это известные его современники по мудрости], и имя его было в славе у всех окрестных народов. И изрек он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять [вот из этих притчей и песней сохранилось совсем ничего. Книга Притчей у нас имеется, а Песней тысячи и пяти нет ни одной ]; и говорил он о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены [кустарник небольшой], говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах. И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона, и от всех царей земных, которые слышали о мудрости его» ( 3Цар. 4:29–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

«… Диавол делает свое — раскидывает обольстительные виды чувственности: увеселения, бесстыдные и скверные лица женские; пищу, питье; наряды и прочее, прочее» (св. праведный Иоанн Кронштадтский) (150: 76). В Еф.4:22 говорится об образе «… жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях…». 90 «И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ( Мф. 22:35-40 . См. также Мк. 28-31). 91 «О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» ( Мих. 6:8 ) 92 «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» ( Иак. 4:17 ). «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которое не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» ( Рим. 7: 19, 20 ). 93 «Иерархия — порядок подчинения низших высшим по точно определенным степеням, градации» (8: 1135). 94 Более подробно о цели земной жизни человека см. (33: 144–211). 95 «Острота любого самого сильного чувства со временем притупляется, особенно если реальность угрозы не очевидная, а это бывает, когда опасность отдалена во времени хотя бы немного. Человек свыкается с ней» (98: 26). 96 Поведение человека определяются не только «соотношением чувств, существующих в данный момент», но также и волевым аспектом. При этом может быть выбрано такое поведение, которому будет сопутствовать на данный момент отрицательное результирующее чувство. Сила воли способна реализовать такой поступок по велению разума, для достижения, в дальнейшем, более высшей цели (что в конечном итоге обеспечивает большее удовольствие) — целевого блаженства. 97 Николай Михайлович Амосов – хирург, заведующий отделом биологической кибернетики института кибернетики академии наук Украины.

http://azbyka.ru/obshhie-aspekty-pravosl...

Евангелия и святоотческая литература утверждают постулат о том, что «власти мирьския от Бога вчинены суть», и «всяк владыка и царь, и епископ от Бога поставляется», в том числе и недостойные правители. Последние поставляются по Божию «попущению» или «хотению». Такие немилостивые правители – результат Божьего наказания людей страны за их прегрешения. Христианство значительно приблизило Бога к Человеку. Оно создало яркий образ Богочеловека Иисуса Христа, соединившего в себе две природы Божескую и Человеческую. Он рожден как человек, проходит свою земную жизнь как человек, терпит страсти как человек, принимает самовольную смерть на кресте как человек. В то же время Иисус рождается в результате благовествования архангела Гавриила, не нарушая девственности матери, как Бог творит чудеса, как Бог воскресает на третий день после своей смерти, является воскресшим ученикам своим как Бог и как Бог возносится на сороковой день после воскресения на небо и занимает на небесах подобающее свое место, одесную Отца, и как Бог он должен вновь явиться на землю, свершить праведный Страшный суд и установить Тысячелетнее царство добра и справедливости. Тексты священного писания и святоотческая литература в лице Богочеловека Иисуса Христа создали идеал человечества «вековечный», по словам Ф. М. Достоевского. Христос своим новым вероучением указывал путь нравственного совершенствования человеку, путь уподобления Спасителю, путь преодоления низменных страстей, путь просветления. Изображению этого пути достижению божественного идеала и была посвящена житийная литература, являвшаяся одним из любимых чтений народа русского. Знаменитая картотека академика Н. К. Никольского , хранящаяся в Библиотеке Российской Академии наук, насчитывает 5 508 названий оригинальных древнерусских житий. Одной из важнейших сторон христианской философии явилась разработка учения о Боге-Слове. Основы этого учения заложены в Евангелии от Иоанна: «В начале было Слово; и Слово было у Бога. Оно было в начале у Бога. Все через него начало быть, и без Него ничто начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Желающие более подробно познакомиться с характером основополагающих трудов и гениальных открытий в области биоэнергоинформации могут получить некоторое впечатление о них, прочитав следующий раздел нашего повествования, а также Приложения 4 и 5. Физики опять шутят Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их — путь к смерти. И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль. Человек с развращенным сердцем насытится от путей своих, и добрый — от своих. Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим. Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян. Притчи 14, 12-16 Во времена известного противостояния физиков и лириков вышла замечательная книжка «Физики шутят». Мы настоятельно рекомендуем прочесть ее всем, решившим всерьез заняться изучением паранормальных явлений, и в особенности тем, кто занимается теоретическим объяснением разнообразных явлений человеческой психики и обоснованием мистических практик. Данная книга будет полезна как юным уфологам и молодым сенситивам, так и маститым ученым, упражняющимся в области разработки единой теории поля и измерения полей сознания. Сразу же оговоримся, что мы не будем обсуждать море экспериментальных фактов, якобы неоспоримо подтверждающих возможность чтения мыслей на расстоянии и внушение нужных мыслей без слов и вообще без какого-либо контакта оператора и клиента. Мы ограничимся только небольшой цитатой из книги одного из отцов биоэкстрасенсорики И. М. Когана, «Прикладная теория информации», а ныне академика «Международной академии энергоинформационных наук».(В подобного рода общественных организациях сейчас числится более 7000 «академиков», в то время как в АН СССР было всего 150 академиков и 250 член-корреспондентов.) «Так, в исследованиях биоинформации часто наблюдаются следующие явления. В большой серии опытов … обнаруживается статистически достаточно достоверное превышение числа правильных определений над чисто случайным. Исследователи пытаются еще более повысить достоверность полученного результата и с этой целью продолжают эксперименты. Результаты начинают ухудшаться. В очередной серии экспериментов телепатический эффект перестает обнаруживаться — число правильно определенных образов не отличается от случайного. Обескураженные исследователи продолжают эксперименты, надеясь все-таки вернуться к первоначальному, столь обрадовавшему результату. Но тщетно. Новые серии экспериментов дают достоверно … меньшее(!) число правильных определений, чем случайное, — возникает так называемый «пси-миссинг» («противоположный» результат).

http://sueverie.net/kolduny-v-zakone.htm...

И Владыка, и его сестра очень интересовались космическими достижениями. Дневники монахини Евфросинии пестрят записями о запусках космических кораблей. Космонавтов она знала по именам, молилась об их благополучном возвращении на Землю. «Эли продолжала энергично интересоваться физикой, астрономией, науками о Земле. В самых восторженных тонах она рассказывает о космонавтах, о том, какая была с ними пресс-конференция… Президент Академии наук акад. Келдыш заключил свое слово тем, что сказал: «Через 30–40 лет наша теперешняя совершенная наука будет казаться дикарским челноком, на котором катались первобытные люди!» В то же время она неукоснительно выполняла монашеское правило и пятисотницу». Эли пишет: «Наслаждалась игрой на пианино. Читала сегодня в послании св. апостола Иоанна: «Дабы вы знали, что, веруя в сына Божия, имеете жизнь вечную… И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас… Знаем и то, что получаем просимое от Него». Какое дерзновение и надежду дарят эти слова! Весь день я лежа читала книгу «Ядерная астрофизика» о ядерных частицах. Это помогает читать статьи о звездах… Вчера запустили «Союз-6» с двумя космонавтами. Сегодня – «Союз-7» с тремя космонавтами…» «После обеда я улеглась и стала читать интереснейшие статьи о Венере и ракетах: «Венера-5» и «-6», которые братик вырезал мне из газет. Наши ракеты прибыли на Венеру, вошли в ее атмосферу». Эли не забывала отметить, что «Аполлон-10» уже четвертый день летит к Луне: «Сегодня он должен облететь Луну и быть в 15 километрах от нее!» Через несколько дней делает запись в дневнике о благополучном возвращении «Аполлона». «22 декабря мы услышали по радио, что американцы полетели на Луну! Американцы на этот раз ограничились тем, что делали кольца вокруг Луны, но не сели на нее. 24 декабря их начальник – космонавт и в то же время методистский священник – читал в космосе несколько строчек из Книги Бытия». Интерес к освоению космоса в то время проявляли многие служители Церкви. Стремление прикоснуться к замыслу Творца соседствовало с гордостью за успехи своего народа. Митрополит Нестор (Анисимов) , не один год отсидевший в лагерях, пишет в письме родным: «…Поздравляю вас с Новым годом, принесшим великую СЛАВУ нашей дорогой Родине! Поздравляем с грандиозной победой русского, советского, гения – запуском спутника. Ура, ура и слава!» Его близкие рассказывают, что он следил за полетом первого спутника и гордился тем, что первой была НАША СТРАНА.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего поровну, и сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый, и истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас; курения, сделанного по сему составу, не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа; кто сделает подобное, чтобы курить им,/душа та/истребится из народа своего (Исх. 30, 34–36). Строго говоря, указанный здесь состав не совсем ладан в современном понимании, и скоро это станет ясно читателю. В наши дни приготовленный по библейскому рецепту фимиам стал «фигурантом» необычного научного исследования 1 , предпринятого исследовательским коллективом Института химической физики им. Н.Н. Семенова (ИХФ) Российской академии наук. Сначала, впрочем, кратко опишем всю четверку его компонентов, по отдельности давно и хорошо изученную биологами. Стакти (стакте) — греческое название капель смолы стираксового дерева, порусски зовущейся росным ладаном. Халван (гальбанум) — смола камеденосной ферулы — растения из семейства зонтичных, растущего преимущественно в Иране. Ониха — крышка створки обитающего в Красном море моллюска. Наконец, чистый ливан в данном случае — это смола босвеллии, редкого дерева из семейства брузеровых, растущего в Восточной Африке, Йемене и Сомали и, к сожалению, стремительно сокращающего свой ареал. По-латыни эта смола (говоря строже, ее камедь — высушенный и затвердевший душистый древесный сок) называется олибанум. «Слово это происходит из семитских языков, — замечает профессиональный ботаник диакон Алексий Сорокин, клирик храма Святителя Николая у Соломенной сторожки (Москва). — Общесемитский корень -lbn- связан с белым (светлым) оттенком. Ведь смола босвеллии белая. В древнееврейском тексте Ветхого Завета встречаем слово lebona с тем же самым корнем, с которым связана и этимология страны Ливан: страна белых (снежных) гор».

http://e-vestnik.ru/analytics/kak_vybira...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010