на территории Днепропетровской обл. была учреждена Криворожская и Никопольская епархия . С этого времени Днепропетровская епархия занимает совр. территорию и имеет совр. название. История и современное положение XVIII в. - 1917 г. До создания Екатеринославской кафедры земли Новороссии, являясь частью Киевской епархии, находились под властью Киевского митрополита, который до 1760 г. управлял ими при посредстве полтавских протопопов, с 1760 г.- при посредстве старокодакских наместников. Земли, вошедшие в 1775 г. в состав Азовской губ., в церковном отношении с 1770 г. находились под управлением Воронежских архиереев. Первоначально Екатеринославская епархия делилась на 7 духовных правлений: Кременчугское, Полтавское, Кобелякское, Елисаветградское, Новомиргородское, Славянское и Херсонское. В 1776-1777 гг. на территории Азовской губ. было учреждено еще 5 духовных правлений: Екатеринославское, Самарское (существовало до 1778), Бахмутское, Павловско-Павлоградское и Новоростовское. 7 марта 1787 г. для управления храмами на юге епархии и в Крыму было учреждено Феодосийское и Мариупольское вик-ство Екатеринославской епархии с центром в г. Ст. Крым (упразднено 16 окт. 1799). Екатеринославская и Мариупольская епархия в 1914 г. Екатеринославская и Мариупольская епархия в 1914 г. Первоначальная история епархии тесно связана с историей Новороссийского края, начальником к-рого после подписания 10 июля 1774 г. Кючюк-Кайнарджийского мира с Турцией стал кн. Г. А. Потёмкин. 3-й Екатеринославский епископ - Амвросий (Серебренников ; 1786-1792) сопровождал армию кн. Потёмкина в русско-тур. войне 1787-1791 гг., после занятия рус. войсками Молдавии по ходатайству Потёмкина в 1789 г. еп. Амвросий был назначен местоблюстителем Молдо-Влахийского Экзархата . Будучи в Молдавии, архиерей посетил Новонямецкий мон-рь и возвел в сан архимандрита подвизавшегося в нем прп. Паисия (Величковского) . К времени учреждения епархии на ее территории действовали 232 церкви, неск. мон-рей (ближайшими к Екатеринославу были Самарский Пустынный во имя свт.

http://pravenc.ru/text/178625.html

30 мая 1869 года сформирована самостоятельная епархия Новоархангельская и Алеутская, которая 10 июня 1870 года переименована в Алеутских островов и Аляски Алеутских островов и Аляски Кафедра в Сан-Франциско Имена Сведения рукоположен с 05.07.1870 по 12.04.1877 член Московской синодальной конторы, с 12.08.1889 епископ Аксайский, викарий Донской епархии; 02.05.1914 Нестор (Засс), епископ рукоположен с 17.12.1878 30.06.1882 (утонул) временно управлял с 30.06.1882 по 20.12.1887 Владимир (Соколовский), епископ рукоположен с 20.12.1887 по 08.06.1891 епископ Острогожский, викарий Воронежской епархии; 27.11.1931 Николай (Адоратский) бывший епископ Новомиргородский викарий Херсонской епархии с 08.06.1891 по 07.09.1891 епископ Балтский, викарий Подольской епархии; 1896 рукоположен с 29.09.1891 по 14.09.1898 епископ Таврический и Симферопольский 20.12.1915 Сведения Стефан, архиепископ Суздальский и Тарусский 1661–1662 архиепископ Суздальский и Юрьевский Феодосий, митрополит Сербский и Архангельский с ноября 1665 по 17.05.1667 митрополит Белгородский и Обоянский Иоаким (Дьякович), епископ Архангельский и Сербославянский с 19.09.1667 21.07.1678 Иосиф, архиепископ бывший архиепископ Коломенский и Каширский 29.06.1681 Никита (Тотемский), епископ Звенигородский и Архангельский с 06.11.1681 по 24.12.1681 епископ Коломенский и Каширский Никодим (Скребницкий), епископ бывший епископ Черниговский и Новгород-Северский с 1740 по 1742 с 01.09.1742 – епископ Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский Лев (Юрлов), епископ бывший епископ Астраханский и Ставропольский с 22.04.1742 28.01.1755 Холмогорская и Важеская Учреждена в марте 1682 года. Кафедра в Холмогорах Имена Сведения Афанасий (Любимов), архиепископ рукоположен с 18.03.1682 0.09.1702 Парфений (Небоза) митрополит бывший митрополит Азовский с 03.12.1703 02.01.1704 (умер по дороге к месту назначения) Сильвестр (Крайский) епископ рукоположен с 11.03.1705 митрополит Смоленский и Дорогобужский архиепископ с 18.09.1705 по сентябрь 1707 Рафаил (Краснопольский), архиепископ

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Даже такая очевидная и простая необходимость, как ремонт церковного здания, возбранялась. В те годы исполнялись пророческие слова апостола Павла: «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе» (2 Тим. 3:12) были гонимы, испытывали притеснения и оскорбления лишь за то, что хотели исполнять заповеди, посещать храмы, участвовать в церковных таинствах. Чин наречения и сама архипастырская хиротония состоялись в Богоявленском Патриаршем соборе в Елохово в Москве. Предстоятель Русской Православной Церкви поручил совершить ее управляющему делами Московской Патриархии митрополиту Ростовскому и Новочеркасскому Владимиру, будущему Предстоятелю Украинской Православной Церкви. Владыке Владимиру сослужил сонм архипастырей: архиепископ Владимирский и Суздальский Валентин (ныне митрополит на покое), архиепископ Краснодарский и Кубанский Исидор (ныне митрополит Екатеринодарский и Кубанский), приснопамятный архиепископ Кировский и Слободской Хрисанф (в последствии — митрополит Вятский и Слободской), епископ Калиниский и Кашинский Виктор (ныне митрополит на покое), епископ Азовский Сергий (ныне митрополит Самарский и Новокуйбышевский), представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси епископ Филиппопольский Нифон (ныне митрополит Филиппопольский). — Что вы испытывали во время епископской хиротонии? Наверное, было особое состояние души? — Каким именно образом воздействует благодать Божия на рукополагаемого, и что происходит на духовном уровне в момент хиротонии — тайна для нашего ума. Отцы и учителя Церкви и, в частности, преподобный Симеон Новый Богослов и святитель Григорий Палама свидетельствуют, что душу в этот момент покрывает как бы некий Божественный огонь или свет, который незаметно, незримо изменяет и облагораживает саму природу призванного к священству. Поэтому зачастую хиротонию называют продолжением сошествия огненных языков Пятидесятницы. Для меня этот день стал временем напряженного размышления о предстоящем служении и трепета перед апостольской благодатью. На жизненном пути, предшествующем епископской хиротонии, мне довелось стать свидетелем нелегких архипастырских трудов многих святителей.

http://patriarchia.ru/db/text/5507904.ht...

Филофей, святитель, митрополит Сибирский и Тобольский (Лещинский) (в схиме Феодор) † 1727; память 31 мая/13 июня, 10/23 июня в Соборе Сибирских святых Родился в 1650 году в Малороссии. Образование получил сначала в малороссийских школах, затем в Киево-Могилянской коллегии, ставшей впоследствии Киевской духовной академией. Получив высшее, по тому времени, духовное образование, Филофей (мирское имя его осталось неизвестным) стал служить приходским священником. Овдовев, поступил в Киево-Печерскую лавру, где и пострижен в монашество. С особой ревностью предался он здесь подвигам благочестия, поста и молитвы. Через некоторое время братия избрала его экономом лавры. Впоследствии он был возведён на должность строителя Брянского Свенского Успенского монастыря, приписанного тогда к Киево-Печерской лавре. Пётр I уделял особое внимание развитию Сибири, и в частности распространению Православия в этом крае. В 1700 году специальным указом он повелел митрополиту Киевскому Варлааму (Ясинскому; † 1707) «поискать в малороссийских городах и монастырях из архимандритов и игуменов или иных знаменитых иноков человека не только добраго и благаго непорочнаго жития, но и учёного, дабы он, будучи митрополитом в Тобольске, мог Божией помощию исподволь, в Китае и в Сибири в слепоте идолослужения закоснелых человек приводить в познание истиннаго Бога». Первый кандидат – святитель Димитрий (Туптало; † 1709), впоследствии митрополит Ростовский, не смог отправиться в Сибирь, и выбор Киевского митрополита пал на архимандрита Филофея (Лещинского). 4 января 1702 года в Москве, при участии местоблюстителя патриаршего престола митрополита Рязанского Стефана (Яворского ; † 1722), митрополита Димитрия (Туптало) и митрополита Азовского Парфения (Небозы; † 1704), архимандрит Филофей был посвящён в сан митрополита Сибирского и Тобольского. 4 апреля 1702 года владыка Филофей прибыл в Тобольск. О своём впечатлении о состоянии приходов в епархии митрополит Филофей в грамоте архимандриту Троицкого Селенгинского монастыря Мисаилу писал: «Извещаем же братолюбию вашему и сие, что грядущим нам из царствующаго града Москвы во град наш напрестольный видехом во церквах безчиние великое, еже и писанию предати не хощем».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Митрополит Ростовский Меркурий освятил закладной камень в основание храма на территории Центральной городской больницы Азова 30 августа 2022 г. 15:20 28 августа 2022 года, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий совершил чин освящения закладного камня в основание будущего храма в честь святителя Луки Крымского на территории Центральной городской больницы города Азова Ростовской области. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Азовского городского округа протоиерей Александр Мирошниченко, настоятель прихода иерей Николай Юрченко, секретарь епархиального управления Ростовской епархии иерей Димитрий Болотаев, руководитель епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению иерей Евгегий Осяк. За богослужением молились глава администрации г. Азова В.В. Ращупкин, председатель Азовской городской Думы — глава города Азова Е.В. Карасев, сестры милосердия сестричества во имя святителя Луки Крымского. После чина митрополит Меркурий обратился к верующим с архипастырским словом: «Строительство храмов — это дело, которое всегда сопряжено с особенными трудностями. Поэтому я хотел бы в преддверии этого благого начинания сказать слова поддержки и утешения в адрес всех тех, кто это дело начинает. Всегда будут некие искушения, что начнут выражаться в недостатке средств, в недопонимании со стороны некоторых людей, в коварных словах завистников, непонимающих сути происходящего явления. Но вы не бойтесь, потому что все это пройдет, а дело Божие будет совершаться! О том, что это дело поистине Божие, говорит весь опыт христианской жизни. Ведь с древности в основу исцеления человека закладывался не только навык медицинского умения, но и глубокий опыт духовной жизни. Человек, исцеляя свою душу, тем самым способствует собственному исцелению и от физических немощей. Именно поэтому наши предки всегда в больницах и лечебницах воздвигали храмы Божии, считая делом исцеления — делание молитвы. Ведь, хоть не в абсолютной степени, но в достаточно большом приближении, мы можем сказать, что грех является прародителем и физической человеческой немощи. Грех, поражая духовное естество человека, влияет и на наше физическое естество. И, соответственно, ключ к нашему выздоровлению лежит также в духовном исцелении». Затем владыка вручил главному врачу Муниципального автономного учреждения здравоохранения «Центральная городская больница» города Азова В.В. Бридковскому медаль Ростовской епархии святого праведного Павла Таганрогского. Ростовская епархия / Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Несмотря на оказываемое на него давление, отказался от перехода в унию . В современной историографии принято считать, что митрополит Досифей умер в Жолкве 13 декабря 1693 года. Некогда распространенное в русской литературе мнение о том, что митрополит Досифей провел последние годы в России, современными исследователями не подтверждено. Согласно прежде бытовавшему мнению, митрополит Досифей из Польши отправился в Россию, в которую прибыл будто бы в 1696 году по рекомендации Николая Милеску Спафария, пользовавшегося большим влиянием при Алексее Михайловиче и Петре I. Петр Великий относился к Досифею с большим уважением. По одной версии, по покорении Азова, в 1702 году, Петр I назначил Досифея митрополитом Азовским . После того, как Азов был обратно взят турками, Досифей перешел в Таганрог, где и жил до 1711 года. В том году он скончался, по одним - в Таганроге, по другим - в Москве, куда он прибыл перед Прутским походом . По другой версии, митрополит Досифей лишь " предназначался на кафедру предполагавшейся епархии Азовской. Но до открытия епархии не дожил и умер 1701 года в Москве " . святитель Досифей Молдавский Почитание Труды митрополита Досифея в духовном образовании всего церковного народа и в развитии румынского языка, его роль как церковного и государственного деятеля, утвердили его память в потомках и сделали его имя одним из важнейших как в церковной, так и в светской истории Молдавии и всей Румынии . Он оставался знаменитым архиереем и в XIX веке, и в XX , приобретя репутацию национального героя-просветителя. Многочисленные исследователи обращались к его работам и деятельности, оценивая их значение. Ряд городов Республики Молдова , начиная с Кишинева , имеют улицы, названные именем митрополита Досифея. Его прославление в лике святых было совершено решением Священного Синода Румынской Православной Церкви , торжественно объявленным 14 октября 2005 года. Память его была установлена 13 декабря . На заседании от 21 августа 2007 года Священным Синодом Русской Православной Церкви было решено включить его имя в месяцеслов Русской Православной Церкви с установлением празднования памяти в тот же день, что и в Румынской Церкви .

http://drevo-info.ru/articles/10436.html

с 30.06.1605 по май 1606 лишён святительского сана и монахом заключён в монастырь Ермоген свт., избран; бывший митр. Казанский и Свияжский с 3.07.1606 до 1611 17.02.1612 (скончался в заточении от голода) Игнатий (самозванец) (повторно) поставлен поляками с 1611 по 1612 бежал в Польшу, где принял унию; около 1640 Межпатриаршество с 1612 по 1619 год. В этот период первенствующими митрополитами были: Ефрем, митрополит Казанский с кон. 1612 нач. 1613 26.12.1613 Иона (Архангельский) митрополит Крутицкий (Сарский и Подонский) с 1614 по 1619 временно заведовал патриаршими делами Филарет (Романов) наречён, бывший митр. Ростовский с 29.06.1619 10.1633 Иоасаф I, поставлен, бывший архиепископ Псковский с 06.02.1634 28.11.1640 интронизован с 27.03.1642 15.04.1652 Никон (Минин) возведён; бывший митр. Новгородский и Великолукский с 25.07.1652по 10.07.1658 отрёкся от патриаршей власти и удалился в монастырь, в 1660 лишён священства, в 1666 простым монахом заточен в Ферапонтов Белозерский монастырь; 17.08.1681 Питирим митр. Крутицкий (Сарский и Подонский) с 10.07.1658 по 5.08.1664 местоблюститель патриаршего престола митр. Новгородский и Великолуцкий Иоасаф II поставлен с 10.02.1667 17.02.1672 Питирим возведён; бывший митр. Новгородский и Великолукский с 7.07.1672 19.04.1673 Иоаким (Савелов) избран; бывший митр. Новгородский и Великолукский с 26.07.1674 17.03.1690 Адриан бывший митр. Казанский и Свияжский возведён с 24.08.1690 16.10.1700 Далее управление Русской Церковью передано сначала местоблюстителю митрополиту Стефану (Яворскому) с 16.12.1701, а затем, с 1721 года, – Святейшему Синоду. Патриаршество было восстановлено только в 1917 году. Алфавитный список епископий А АБХАЗСКАЯ, см. ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ АЗОВСКАЯ кафедра (1700–1711) Аккерманская, см. MOЛДOBЛAXIЙCKYЮ кафедру (викарии) (1811–1821) Аккерманская, см. КИШИНЕВСКУЮ кафедру (викарии) (1869 и далее) Аксайская, см. ДОНСКУЮ кафедру (викарии) АЛАВЕРДСКАЯ, см. ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ (1811–1817) Алавердская, см. ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ (викарии Мцхетско-Карталинской епархии) (1886 и далее)

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Протоиерей Григорий Морев председатель Военно-духовного правления, 1914 г. Протодиакон Николай Тервинский Кавалергардский полк, 1914 г. Протоиерей Владимир Фифцов главный священник Юго-Западного фронта, 1914 г. Дьякон Александр Нумеров полковой дьякон, 1915 г. Митрофорный Протоиерей Алексей Ставровский благочинный Морских церквей России, расстрелян в 1918 г. Протоиерей Владимир Рыбаков старший священник Генерального штаба, 1914 г. Замучен на допросах в 1934 г. Протоиерей Роман Медведь главный священник Черноморского флота, 19071915 г. Митрополит Трифан Туркистанов с 1915 г. на фронте. Митрополит Нестор Анисимов участие в боевых действиях 1915 г. Иеромонах Геннадий погиб в бою у прусской границы, 1915 г. Иерей Лев участник боевых действий в Галиции, 1915 г. Протоиерей Венедикт Туркевич настоятель штабной церкви генерал-губернатора в Галиции, 1915 г. Иерей Григорий Ксифти военный священник, скончался в госпитале, 1915 г. Иеромонах Максимиан военный священник, 1915 г. Иерей Николай Шмотин военный священник порта Мариуполь, 1917 г. Протоиерей Иаков Никулин благочинный старообрядческих военных священников Черного и Азовского морей, 1917 г. Иерей Павел Благонравов линейный корабль «Свободная Россия», 1917 г. Протоиерей Павел Крохмалев священник Черноморского флота, похоронен на русском кладбище в Афинах, 1920 г. Протоиерей Георгий Спасский главный священник Черноморского флота, 1917 г. Протоиерей Константин Богородицкий настоятель Ташкентского военного собора, 1917 г. Протоиерей Всеволод Окунев лейб-гвардии 3-й стрелковый полк, 1917 г. Протоиерей Сергий Троицкий настоятель Киевского военного собора, 1917 г. Протопресвитер Александр Дернов 1917 г. Протопресвитер Николай Любимов 1917 г. Протоиерей В. Грифцов председатель духовного правления. Главный священник Юго-Западного фронта 19141916 гг. Расстрелян красноармейцами в 1918 г. Иерей Валентин Свенцицкий Добровольческая армия, 1919 г. 120 Митрополит Вениамин Федченков возглавлял военное духовенство в армии Врангеля, 19191920 гг. 121

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иерарх Болгарской Церкви возглавил престольный праздник Русского подворья в Софии 8 декабря 2021 г. 15:12 6 декабря 2021 года, в день престольного праздника храма святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца, Божественную литургию на подворье Русской Православной Церкви в Софии возглавил митрополит Ловчанский Гавриил. Иерарху сослужили главный секретарь Священного Синода Болгарской Православной Церкви епископ Мелнишский Герасим, настоятель подворья Русской Православной Церкви в Софии архимандрит Вассиан (Змеев) , секретарь подворья протоиерей Евгений Павельчук, протоиерей Димитрий Тухчиев, диакон Александр Морозов. За Божественной литургией молились советник-посланник Посольства Российской Федерации Ф.С. Воскресенский, прихожане и гости храма. Богослужебные песнопения исполнил хор Патриаршего подворья в Софии под руководством регента Василены Ченовой-Стефановой. По окончании Литургии митрополит Ловчанский Гавриил поздравил всех присутствовавших с праздником и поблагодарил настоятеля подворья за приглашение, а Патриарха Болгарского Неофита  — за благословение возглавить праздничную Литургию на подворье Патриарха Московского и всея Руси в Софии. Свою проповедь владыка Гавриил посвятил отмечавшемуся в этот день по новоюлианскому календарю празднику одного из самых почитаемых угодников Божиих — святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, к которому уже семнадцать веков обращаются люди за помощью; по его святым молитвам и в наше время совершаются чудеса. Митрополит Гавриил привел примеры подобных событий из недавней истории Русской и Болгарской Православных Церквей, в частности, случае с болгарским моряком в Азовском море в 2008 году. Архипастырь упомянул о годах, проведенных им в Троице-Сергиевой лавре и Московской духовной академии , об общении с духовником Лавры архимандритом Кириллом (Павловым) и с благочинным обители преподобного Сергия отцом Онуфрием (Березовским) , ныне здравствующим митрополитом Киевским и всея Украины. Владыка Гавриил назвал Блаженнейшего митрополита Онуфрия главой канонической Украинской Православной Церкви , в отличие от недавно созданной раскольнической структуры. Он также подчеркнул, что «в трудные моменты испытаний Господь посылает православному народу великих пастырей».

http://patriarchia.ru/db/text/5870402.ht...

В Ростов-на-Дону доставлен ковчег с мощами святого праведного адмирала Федора Ушакова Ростов-на-Дону, 17 августа 2016 г.         16 августа года 2016, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в Ростов-на-Дону из Рождество-Богородичного Санаксарского мужского монастыря принесены мощи святого праведного Феодора Ушакова, адмирала флота Российского, сообщает сайт епархии . На площади у Свято-Иверского женского монастыря состоялась торжественная встреча святыни, которую возглавил митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Ковчег с мощами крестным ходом был перенесен в Троицкий храм при монастыре.      Почтить святого праведного Феодора и поклониться его честным мощам к месту встречи прибыл заместитель Губернатора Ростовской области Сергей Бондарев, настоятельница Свято-Иверского женского монастыря игумения Рахиль (Ковалева) с сестрами обители, студенты Института водного транспорта им. Г.Я. Седова, многочисленные паломники и прихожане. Первый на Донской земле молебен у честных мощей праведного адмирала совершил митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный приходов Юго-Западного округа, секретарь митрополита Ростовского и Новочеркасского по Ростову-на-Дону протоиерей Иоанн Осяк, благочинный Центрального округа протоиерей Геннадий Макаренко, клирики Ростовской-на-Дону епархии. Затем владыка митропролит обратился с приветственным словом к членам прибывшей делегации и всем собравшимся на встречу святыни. В архипастырском слове митрополит Меркурий отметил, что праведный воин Федор Ушаков свою военную карьеру адмирала флота Российского начинал здесь, в Азовской флотилии: «Без сомнения, жизнь Донского края и служение Отечеству на южных рубежах в той или иной степени оказало влияние на его дальнейшую судьбу. Но глядя на его подвиг и жизнь, мы отмечаем удивительный факт: пожалуй, никто из военачальников не может сказать, что не потерял ни одного корабля и ни одного матроса, — как об этом в донесении государю писал адмирал флота Российского. В чем же секрет этих побед и свершений ради Отечества Российского и народа православного? Состоит он в том, что святой праведный Федор был не только мужем государственно-мыслящим, не только человеком, который жизнь свою и труды полагал ради Отечества, не щадя своей жизни, но в том, что он был человеком удивительной духовной силы, основа которой – вера в Бога – Господа Иисуса Христа. Ибо только именем Божиим и силой Божественной могут быть дарованы обычному человеку, пусть даже наделенному научными военными знаниями, такие победы и победоносное шествие, такое великое Небесное покровительство». 17 августа 2016 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/96267.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010