В пределах Киевской губернии на Западе и юго-западе Белогородская епархия граничила с Киевской митрополией и епархией, в пределах обширной Азовской губернии, на востоке, она сходилась с Воронежской епархией в бассейне верховьев Дона, но не заходила на левую сторону Дона. Указом патриарха Адриана в 1699 году течения рек Икорца, Битюга и Осерда отданы были в ведение свят. Митрофана, хотя и с оговоркой: «буде (т. е. эти места) не в Тамбовской, и не в иных епархий городов». 72 Из Патриаршего указа видно, что новые населенные места в Донских степях – но бассейнам р.р. Дона, Хопра и Медведицы в конце XVII и начале XVIII в. не имели определенной епархиальной подведомственности. Даже в Москве, в патриарших приказах, не знали, кому они принадлежали. Спор между тамбовскими и астраханскими владыками из-за Петровска очень выразительный пример этой неопределенности. На новые места в области Азовской губернии, исключая принадлежавших к Патриаршей области, в начале XVIII в., могли простирать свою власть три епархиальных архиерея: Воронежский, Белогородский и отчасти Астраханский. После местоблюстителя сильнее других было влияние Воронежского владыки; его влияние могло обусловливаться с одной стороны близостью епархиального центра – г. Воронежа, с другой личностью св. Митрофана и расположением к нему Петра. Однако при жизни св. Митрофана его епархия к югу не простиралась далее устья р. Битюга, где стояла слобода Лосева; по течению р. Битюга стояли пограничные слободы: Боршево, Анненская, Кургацкая, Битюцкий монастырь, Чиглянская и Бобровская. 73 Бассейн р. Осерда оставался еще свободным от епархиальной зависимости св. Митрофана. Но и он скоро вошел в состав Воронежской епархии. Еще в половине XVII в. при впадении р. Осерда в Дон образовалось селение из черкасов, сведенных из разных мест. Петр I, проездом по Дону в Азов, заметил это селение и нашел его выгодным для устройства крепости, верфи и адмиралтейства, но война со шведами помешала делу. Булавинский бунт заставил Петра вспомнить об этом пункте. В 1708 г. решено немедленно соорудить здесь крепость. В следующем 1709 г. руками пленных шведов были сооружены крепость, адмиралтейство и верфь с общим именем крепости на Осерде. По уничтожении крепости св. Павла на р. Миусе, по словам П. Семенова крепость на Осерде стала называться также Павловской, при чем сюда был переведен и гарнизон. 74 Г. Павловск долго оставался с именем ново-построенной Павловской крепости на Осерде. 75 Не будучи уездным городом, Павловская крепость дала название особому Павловскому уезду, который с шестью церквами в селе Белогорье, слободах: Лосевой, Богучаре, Калаче, Толчуевой и Бычке, вскоре по смерти св. Митрофана, поступил в управление воронежских владык с правом сбора церковной дани. 76 Власть святителя Митрофана, с согласия патриарха Иоакима, простиралась даже на места в земле донских казаков, принадлежавших к Патриаршей области.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Указывая на «множество трудов в новой епархии», администратор просил себе оклада против первоклассных епархий, хотя Славянская епархия была положена во втором классе и на первых порах оказалась очень небогатой. 748 Все необходимое для архиерейского служения архиепископу Евгению «заимообразно» дал киевский митрополит Гавриил (Кременецкий) архимандричьи шапки (митры) высланы из воронежских и переяславских монастырей, сведенных в 1764 г. на степень игуменств. 749 Славянская и Херсонская епархия образовалась в составе двух губерний – Новороссийской и Азовской с вновь приписанными к ним городами и уездами, кроме Донского войска, оставленного по-прежнему в Воронежской епархии. По Новороссийской губернии в новой епархии насчитывалось около 150 цер., а именно в Кременчугской провинции около 30 цер., в Елисаветградской 3 соборн. церкви и 75 приход. церквей, в Екатерининской провинции 1 соборн. церковь и 36 приход. церквей; по Азовской губ. в г. Азове 1 ружная церковь и 1 приходская, в крепости св. Димитрия 1 соб. церковь и 7 приход. церквей, в Таганроге 1 ружная, по Днепровской линии около 15 цер. На Крымском полуострове церкви в городах Керчи, Еникале, в Кинбургском замке при устье реки Днепра. Сколько было там церквей, неизвестно. В г. Бахмуте с уездом (Новосербия) 1 собор, церковь и 13 приход. Сколько было церквей в Славяно-Сербии, присоединенной к Славянской епархии, тогда не было известно. Всего в Славянской и Херсонской епархии при её образовании было 344 церкви, 7 монастырей и пустынь, в том числе два монастыря женских. Церкви, отошедшие в Славянскую епархию, состояли в ведении 6-ти духовных правлений и ранее находились в епархиях Переяславской, Киевской, Воронежской и Белгородской. 750 Из Киевской епархии отошло в Славянскую епархию в Полтаве 6 цер., в местечках, слободах и селах 167 церквей; из Переяславской – в Елисаветградской провинции – в городе св. Елисавете 5 церквей, в уезде 44 дер., в Новомиргороде 3 церкви, в уезде 29 церквей, из Воронежской – в г. Бахмуте 5 церквей, в уезде с крепостями св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Эта самая маленькая из всех епархий, бывших когда-либо в подчинении Св. Синоду, заняла небольшую территорию по северному берегу Азовского моря, врезавшись в территорию Славянской епархии. Мы уже знаем, что архиепископ Никифор даже столкнулся с митр. Игнатием из-за Калмиусской церкви. Кафедральным городом Кафийской митрополии служил г. Мариуполь. Преосвященный Игнатий при окладе в 3000 руб. жил, однако, очень бедно. Наравне с беднейшими из своей паствы он ютился в убогой, мрачной и сырой землянке. После пожара, уничтожившего имущество митрополита, Игнатий построил новый дом, но ему не пришлось долго жить в нем. Постоянные огорчения от соотечественников заставили его предпочесть городской жизни – уединение. М. Игнатий построил небольшой загородный дом и каменную келью для молитвы в 6-ти верстах от города вверх по речке Калмиусу. Здесь он предполагал построить монастырь во имя великомученика и Победоносца Георгия. Но скоро последовавшая смерть Игнатия не дала ему возможности осуществить доброе дело. Митрополит Игнатий скончался 16 февраля 1786 г. имея от роду более 70 лет, и погребен в построенном им Харлампиевском соборе. Вместе с кончиной митр. Игнатия была прикрыта Готфийская и Кафийская епархия, просуществовавшая около семи лет. Все церкви, входившие в её состав, причислены были к Славянской и Херсонской епархиям. 761 После присоединения к Славянской епархии греческих приходов с городом Мариуполем пределы её достигли берегов Азовского моря, сделавшегося естественной границей её на юге. На границах Славянской епархии с Белогородской в самом начале 80-х годов XVIII в. произошли незначительные изменения, стоявшие в связи с образованием Харьковского наместничества. При учреждении Харьковского наместничества (1780 г.) от Азовской губернии к нему отчислено до 200 душ. По близости к Харькову туда отчислена Боровая слобода и приписана к Мерефянскому комиссариатству. Слобода состояла в Славянской епархии с 1777 г., но оказалось ей гораздо удобнее быть в Белгородской, соответственно гражданской подведомственности, так как Харьковское наместничество состояло в Белгородской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Калуга. Кафедральный собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Кафедральный собор во имя Живоначальныя Троицы начал строиться в Калуге в 1786 году по личному приказу императрицы Екатерины Второй. Проект составил известный и талантливый архитектор И.Д. Ясныгин. Собор (бесстолпный) был заложен в центре площади, в окружении зданий Присутственных мест. Это сооружение возводилось до весны 1811 года по проекту И.Д. Ясныгина и под его руководством. Через год, на Пасхальной неделе, храм был освящен. Собор представлен в стиле русского классицизма, он удивительно красив и оригинален. Ныне Кафедральный Собор в честь Живоначальной Троицы обретает статус «Сердца Калуги». В октябре 2004 года митрополитом Калужским и Боровским Владыкой Климентом большим чином был освящен один из боковых северных приделов собора. Как и в прежние времена, престол алтаря решили освятить в честь Тихвинской иконы Божьей Матери. Первое известие о Калужском соборе восходит к 1610 г. По некоторым данным, этот деревянный собор был сожжен запорожцами в 1618 году, второй был выстроен боярином Романовым. Со временем этот храм пришел в ветхость, и около 1687 г. был построен новый каменный. Через сто лет и этот храм обветшал, и с 1786 г. начато построение теперешнего собора. Но работы были остановлены до 1804 года. В 1808 г. работы подходили к концу и собор был окончен в 1811 году. Такая задержка в строении была из-за купола. Губернский архитектор Иван Денисович Ясныгин решил возвести первый в России купол в 24 аршина в диаметре без всякий побочных укреплений. Эта смелая идея встретила сопротивление со стороны архитектора Захарова. Однако идея Ясныгина воплотилась, т.к. купол сооружен именно в этом виде. Троицкий собор имеет два придела: Тихвинской иконы Божьей Матери и Калужской иконы Божьей Матери. В Соборе имеется Царское место с образом Марии Магдалины. Оно устроено в память того, что здесь 2 мая 1826 года стояла на литургии Императрица Мария Федоровна, бывшая в Калуге для встречи возвращавшейся из Крыма Императрицы Елизаветы Алексеевны. До революции в соборе хранились 11 знамен калужского ополчения, отличившихся в войну 1812 года. Кроме того, хранилось знамя Азовского пехотного полка, установленное в 1866 году в память о подвиге калужанина, унтер-офицера Азовского пехотного полка С.А. Старичкова, спасшего это знамя в Аустерлицком сражении 1805 года. 

http://sobory.ru/article/?object=01578

С открытием же в Кизляре духовного правления власть закащика над духовенством была даже усилена. Он вместе с протопопом Кизлярского собора и архимандритом Крестовоздвиженского монастыря являлся непременным членом этого духовного правления. Посылавшиеся из Астрахани ревизии отнюдь не спасали духовенство Северного Кавказа от насилий и самоуправства со стороны закащика. Архивы тех лет пестрят многочисленными жалобами на их действия. При отдаленности епархиального начальства закащик мог чинить самую дикую расправу с подчиненным ему духовенством, моральный уровень которого, впрочем, в то время оставлял желать много лучшего. Только в 1779 г. должность закащика была наконец упразднена. Тогда же в Кизляре был учрежден пост благочинного с подчинением ему всех церквей Азовско-Моздокской линии. К этому времени на Северном Кавказе уже насчитывалось 15 церквей, обслуживавших преимущественно русское население. Обширность Астраханской епархии и отдаленность от центра вновь создаваемых в Кавказском наместничестве русских поселений вносили много трудностей в духовную жизнь русского православного населения на Северном Кавказе. Церковному строительству препятствовал сильный недостаток духовенства. В 1777 г., когда начали создаваться крепости Азовско-Моздокской линии, при 15 церквах Северного Кавказа недоставало: священников – 5, диаконов – 7, дьячков – 9, пономарей – 14. Нередко одному священнику приходилось обслуживать несколько приходов, удаленных друг от друга на большое расстояние. В 1773 г. благочинный Георгиевска священник Казьмин в жалобе на имя епархиального архиерея писал: «Приход мой состоит из пяти станиц, яко то: Екатериноградская, Павловская, Марьинская, Георгиевская, Андреевская расстоянием не менее 200 верст. Кроме того, по долгу звания моего, благовременно и безвременно приходится исправлять мирские требы во вновь появляющихся селениях по Потемкинской линии... Приходится переезжать от одной станицы или селения до другого необитаемыми и совсем дикими степями не менее как по 50 верст расстоянием, подвергая почти при всяком таком переезде жизнь свою опасности, в рассуждении обитающих в соседстве горских черкес и пр. иноверных народов, кои нередко не токмо обезоруженных людей, но воинские команды, в большом числе, проезжающие в плен захватывали или умертвляли».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Ростовской епархии завершилась благотворительная акция «Дари радость на Рождество» 24 января 2021 г. 11:07 Ежегодная благотворительная акция «Дари радость на Рождество» проводилась в Ростовской епархии по благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия . В рамках акции подарки и поздравления с праздником Рождества Христова получили дети из нуждающихся многодетных, малоимущих семей, дети с ограниченными возможностями здоровья, воспитанники социальных учреждений, дети-сироты, дети из семей, потерявших кормильца и другие. Как рассказали представители епархиального социального отдела, в связи со сложной эпидемиологической ситуацией традиционная для Ростова-на-Дону рождественская митрополичья елка не состоялась, но дети не остались без внимания. Во все дни рождественских праздников ребят поздравляли на дому и в социальных учреждениях, сладкие подарки детям передали сестры милосердия, социальные работники, волонтеры, молодые прихожане храмов. На призыв к участию в акции отозвались горожане, добровольческие объединения и организации области. Волонтерские объединения, родительские комитеты и коллективы учащихся общеобразовательных школ собрали и передали подарки на сумму более 30 тыс. рублей. Приходы благочиний епархии (Азовского городского, Азовского районного, Аксайского, Батайского, Восточного, Западного, Новочеркасского, Северного, Таганрогского, Юго-Восточного, Юго-Западного) передали детям рождественские подарки на общую сумму около 1,6 млн. рублей. В результате 5737 детей получили сладкие подарки к празднику. Частным благотворителем Игорем Грековым, оказывающим ежегодную помощь и поддержку при подготовке рождественских поздравлений, пожертвовано 2000 подарков. Они переданы детям из нуждающихся семей, проживающим в сельской глубинке Ростовской области: Матвеево-Курганском, Батайском, Аксайском, Азовском районах, а также воспитанникам социальных учреждений и другим подопечным. Организаторы акции: епархиальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, православная служба помощи «Милосердие-на-Дону», приходы Ростовской-на-Дону епархии. Ростовская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

К Светлому Христову Воскресению Ростовская епархия закупила 15 000 куличей для беженцев и жителей Донбасса 27 апреля 2022 г. 12:01 По благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия  15 000 пасхальных куличей для беженцев и жителей Донбасса закуплены службой помощи «Милосердие-на-Дону» отдела по церковной благотворительности и социальному служению Ростовской епархии. В преддверии Светлого Христова Воскресения, 20 апреля 2022 года, епархиальный социальный отдел отправил в Донецкую и Луганскую епархии 10 000 пасхальных подарков в составе гуманитарного груза. Ежедневно представители епархий передают сладкую выпечку в наиболее пострадавшие области. В Луганской епархии в Великую Субботу сотрудникам социального отдела Ростовской епархии удалось между богослужениями проведать детей, вывезенных из г. Рубежное, и вручить им пасхальные подарки. Куличи к празднику также получили подопечные Дмитровского психоневрологического интерната и другие жители региона. Помимо сладких подарков, на Донбасс с гуманитарным конвоем для оперативного ремонта повреждений в храмах к Светлому Празднику отправлены 2 000 метров пленки для окон, 160 плит OSB для кровли и проч. Дополнительно на Донбасс традиционно передана гуманитарная помощь: продукты питания, комплекты постельного белья, подушки, одеяла, матрасы и многое другое общим весом 13 тонн. Гуманитарный груз собран приходами многих епархий Русской Православной Церкви, а также Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению. Социальный отдел Ростовской епархии также передал в ряд благочиний сладкую выпечку для беженцев, проживающих в пунктах временного размещения. В Таганрог направлена тысяча куличей, в Новочеркасск — 200. Помощь также получили Юго-Восточное, Северо-Западное и другие благочиния епархии. В Ростове-на-Дону в пункт временного размещения, где находятся беженцы из Мариуполя, поздравления и пасхальные куличи в Великую Субботу доставили студенты Донской духовной семинарии. Группе беженцев из Мариуполя в составе 200 человек, которая направлена в Хабаровск, куличи переданы в дорогу. Пасхальные куличи в преддверии праздника и в течение Светлой седмицы получат беженцы, обращающиеся в Центр гуманитарной помощи епархии. Количество посетителей составляет от 150 до 300 человек в день. В праздник Светлого Христова Воскресения благочинный Азовского городского округа Ростовской епархии протоиерей Александр Мирошниченко и иерей Николай Юрченко поздравили с праздником более 100 детей-беженцев из пункта временного размещения в гостинице «Прибой» г. Азова. Им были переданы куличи, сладости, фрукты. Днем ранее клирик Азовского благочиния посетил гостиницу «Солнечную», вручил проживающим там беженцам подарки и поздравил с праздником. Пасхальные поздравления беженцев в благочиниях епархии продолжатся в течение всей Светлой седмицы. Ростовская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Митрополит Александр передал Василию Голубеву благословение и благопожелания от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Глава Митрополичьего округа особенно отметил высокую оценку Его Святейшеством сотрудничества Донской митрополии и правительства Ростовской области в таких общественно значимых проектах, как создание комплексной системы помощи украинским беженцам, введение православного компонента в образовательную программу средних школ и вузов (в частности, в Ростовской области 84% школ выбрали модуль ОПК курса ОРКСЭ), организация культурно-просветительских мероприятий, совместная работа с музеями по сохранению культурного наследия, реставрация храмов Дона, подготовка визита Святейшего Патриарха и V Всемирного конгресса казаков. В ходе общения Василий Голубев ознакомил митрополита Александра с жизнью края, представил социальные и экономические статистические данные и рассказал о взаимодействии исполнительной власти региона с руководством епархий Донской митрополии. Глава региона рассказал о прошедшем 9 июня в Ростове-на-Дону первом Конгрессе народов Дона. Глава Казахстанского митрополичьего округа также поделился опытом работы в гармонизации межнациональных отношений в Республике Казахстан. Участники встречи обсудили детали программы предстоящих торжеств и обменялись мнениями о значимости церковно-государственного сотрудничества в деле осуществления социальных, молодежных и просветительских проектов, направленных на духовно-нравственное оздоровление общества, сохранение историко-культурного наследия и укрепление патриотизма. После встречи с временно исполняющим обязанности губернатора Ростовской области митрополит Астанайский и Казахстанский Александр возглавил чин освящения закладного камня в основание храма в честь святого равноапостольного князя Владимира в Батайске. Митрополиту Астанайскому Александру сослужили митрополит Ростовский Меркурий, архиепископ Уральский Антоний. В богослужении приняли участие благочинный приходов Азовского округа протоиерей Владимир Удовенко, клирики Азовского благочиния.

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

От имени губернатора прихожан и гостей торжеств поздравила Г.Д. Золина. Затем священнослужители и паломники совершили крестный ход от храма к берегу Азовского моря, где на Кубанскую землю высадились казаки. Здесь был совершен чин освящения поклонного креста, установленного в честь юбилея Покровского храма. В 1792 году императрица Екатерина II подписала указ о переселении Запорожской Сечи на Тамань — юго-восточный берег Азовского моря. Казаки по прибытии сюда возвели церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Икону Покрова Божией Матери черноморцы постоянно носили с собой, связывая с ней боевые успехи и другие достижения. Пресс-служба Новороссийской епархии /Патриархия.ru за темою секретар Синодального з козацтвом взяв участь у групи з формування структури козацьких товариств на нових Митрополит Ставропольський Кирил взяв участь у Великому козацтва Кирила учасникам Великого кола козацтва : та звернення] Синодальний з козацтвом з отаманами та козаками Далекого Сходу Голова нараду з питань збереження об " спадщини Митрополит Будапештський Ватикан поступився у одностатевих пар [Ihmepb " ю] рада з культури провела нараду та культури У продовжиться ансамблю Донського монастиря Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла главе Республики Ингушетия М.М. Калиматову с 65-летием со дня рождения : та звернення] П " ятигорського до Баку У шосту в молитовно вшанували пам " ять жертв нападу на храм Представники Синодального з чернецтва до з ключовими словами козацтво – та –   новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина У кафедральному Череповця прославлення в лику святих Синозерських За депутата у захоплено Покровський храм села секретар Синодального з козацтвом взяв участь у групи з формування структури козацьких товариств на нових У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського На 9-й день панахиду «Крокус Холу» з благословення Кирила звершив Одинцовський Красногорський Фома У пройде виставка-форум Слова» У м.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3710158...

Следовательно, Ориген и Ипполит могли узнать о месте проповеди святого апостола Андрея из вторых уст! В частности, важно свидетельство Оригена потому, что оно действительно и указывает на этот древнейший и несомненный источник, из которого заимствовано: как дошло до нас предание (ως η παρδοσις πριεχε), а свидетельство Ипполита потому, что ясно определяет, в какой именно Скифии проповедовал святой апостол Андрей: он проповедовал, говорит святой отец, скифам и фракийцам, распят в Патрасе; следовательно, тем скифам, которые обитали в соседстве с фракийцами, и в той Скифии, которая, начинаясь от гор Балканских, шла к устьям Дуная и простиралась за Дунаем в пределах нашего отечества, а отнюдь не каким-либо скифам азиатским, жившим за Каспийским морем и в Сибири, и не скифам гиперборейским, наполнявшим северо-восточные страны Европы. В четвертом веке мы встречаем сказания о святом апостоле Андрее более подробные. Святой Дорофей (307–322), епископ Тирский, пишет о нем: «Андрей, брат апостола Петра, протек всю Вифинию, всю Фракию и скифов (или, как в другом списке, всю приморскую страну Вифинии, Понта, и Фракии, и скифов), проповедуя Евангелие Господа; потом достиг великого города Севаста (или Севастополя), где находится крепость Аспар и река Фазис (ныне Рион), у которой обитают внутренние эфиопы; погребен в Патрасе Ахейском, будучи распят Егеатом». Очевидно, что по смыслу этого сказания святой Андрей, начавши с южного черноморского помория в Вифинии и Понте, прошел с проповедию все поморие западное чрез Фракию, поморие северное чрез страну скифов, простиравшуюся от Дуная до Азовского моря, и явился на помории восточном – в нынешней Абхазии, где находился город Севаста, – переправившись ли туда на корабле с берегов Крымских (чего, впрочем, не видно из слов) или совершивши сухой путь вокруг Азовского моря чрез древнюю Сарматию, т. е. прошел, между прочим, нынешний наш Новороссийский край, вероятно. Кавказский, и достиг Закавказья. Большую важность в глазах наших получит это сказание, когда мы возьмем во внимание, что оно, как и все небольшое сочинение Дорофеево об апостолах, по уверению лиц, читавших его в подлиннике, собрано святым отцом из прежних и, следовательно, еще древнейших греческих и еврейских документов, а потому восходит, может быть, подобно свидетельствам Ипполитову и Оригенову, до века апостольского.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010