Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЗОВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ образована в 1700 г. План учреждения епархии в Приазовье возник вскоре после завоевания Азова рус. войсками в 1696 г. В проекте освоения завоеванных территорий, поданном в 1700 г. царю Петру I Иерусалимским Патриархом Досифеем II , предусматривалось учреждение в Приазовье митрополии по образцу греч. митрополичьих округов, с подчиненными епископиями. Митрополичья кафедра в Азове была создана в том же году, однако не как митрополичий округ. На Азовскую кафедру был назначен Досифей (Хореско), бывш. митр. Сочавский и Молдовлахийский, проживавший в России с 1696 г., после освобождения из польск. плена; митр. Досифей скончался в Москве в 1701 г., так и не прибыв в Азов. 21 июня 1701 г. на Азовскую митрополию был назначен Парфений (Небоза) , бывш. митр. Лаодикийский. В Азов митр. Парфений также не прибыл, 3 дек. 1703 г. он был переведен на Холмогорскую кафедру. После него архиереи на Азовскую кафедру не назначались. Митрополия не имела четких границ, возможно, к ней были приписаны донские городки. С 1704 г. Азов, по всей вероятности, находился в ведении Патриаршего Духовного приказа; функции духовного управителя были возложены на архим. Азовского во имя Иоанна Предтечи мужского мон-ря (Материалы по истории Воронежской и соседних губерний/Собр. и изд. Л. Б. Вейнберг. Воронеж, 1888. Вып. 12, 534. С. 1227-1230). По договору 5 апр. 1712 г., заключенному после прутского похода 1711 г., Азов и Приазовье вновь отошли к Турции. Повторно вопрос об учреждении архиерейской кафедры в Азове был поднят правительством императрицы Екатерины II в 1771 г. (до офиц. вхождения Приазовья в состав России по Кючук-Кайнарджийскому трактату в 1774). В состав Азовской епархии предполагалось включить города Азов, Таганрог (в 1770 приписаны к Воронежской епархии), крепости Днепровской линии, территории Нижнедонского бассейна, а также правосл. храмы Крыма, что должно было укрепить рус. влияние в Новороссии. Проект был отклонен Святейшим Синодом, предложившим передать названные территории в состав Воронежской епархии. 9 сент. 1775 г. Азовская губ. (образована в том же году) вошла в состав новоучрежденной Славянской и Херсонской епархии (см. Днепропетровская епархия ). В 1934-1937 гг. существовала Азовско-Черноморская обновленческая епархия во главе с «митрополитом» Петром (Сергеевым). Лит.: ИРИ. Ч. 1; Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви. М., 1892. Вып. 1; Покровский И. М. Русские епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы: Опыт церк.-ист., стат. и геогр. исслед. Каз., 1897. 2 т.; Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI-XVII вв. Серг. П., 19142. Д. А. Миндич Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/63700.html

Азовская Основана в 1700 г., по рекомендации «царского советника и агента – Иерусалимского Патриарха Досифея», в целях возвышения Азова и упрочнения его за Россией. Митрополия (предполагавшаяся). «...Петр лично, без долгих рассуждений открыл Азовскую епархию...» ( Покровский И. М. Русские епархии в XVI–XIX вв., их открытие, состав и пределы. Опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования. Т. 1–2. Казань, 1897–1913. Т. 2. С. 50). «... Азов – это была турецкая крепость на берегу р. Дона, находившаяся в нынешней Екатеринославской (Днепропетровской. – Сост.) губернии, она взята у турок... в 1696 г. и в 1700 г. в Азове основана епархия и основан монастырь Св. Иоанна Предтечи, при котором и открыта там кафедра епископская...» (Родионов M., прот. Статистическое... описание Таврической епархии... С. 39, прим. 1). Упразднена в 1703–1704 гг. 5 Возобновлена в 1927 г. (или несколько ранее) и тогда же вновь упразднена. Ростовское-на-Дону викариатство. Возобновлена 28.03(10.04)1989. Ростовское-на-Дону викариатство. Упразднена 10.02.1993. 1700 21.06.1701 03.12.1703 30.06(13.07)1927 27.10(09.11)1927 Серафим Силичев 28.03(10.04)1989 21.04(04.05)1989 22.04(05.05)1989 10(23)02.1993 Сергий Полеткин Азовская, обн. (см. Азово-Черноморская, обн.) 6 Епископ Воронежский. В 1696–1700 гг. Воронежская епархия именовалась «Воронежской и Азовской», поэтому можно предположить, что первоначально, в процессе организации Азовской епархии, Св. Митрофану было поручено архипастырское попечение о ней. Однако, по мнению И. М. Покровского , «...относительно титула «Азовский», приписываемого Св. Митрофану, нужно заметить, что он не документальный. Власть Св. Митрофана не простиралась на Азов. По справедливому объяснению исследователя по церковной истории Воронежского края П. В. Никольского , такой титул приписывали воронежскому (святителю. – Сост.) потому, что Св. Митрофан считал завоевателей Азова своими пасомыми и молился как об их здравии, так и об упокоении душ убитых там воинов... Таким образом, места по нижнему бассейну Дона и северному побережью Азовского моря, где кипела жизнь вследствие азовских походов, не будучи официально подчинены Св. Митрофану, пока не имели определенной епархиальной подведомственности...» ( Покровский И. М. Ук. соч. Т. 2. С. 36–37).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

До революции в приходе действовало две школы: церковно-приходская, открытая в 1884 г., и земская. Храм был закрыт и разрушен в 1930-е гг. Постановление о ликвидации православной общины было принято 28 января 1936 г. Община была зарегистрирована уполномоченным Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Ростовской области 24 ноября 1944 г. Для совершения богослужений 12 сентября 1944 г. община Иоанно-Богословской церкви пос. Пешково заключила договор об аренде дома у Ф.И. Горбань. Дом располагался по 3-й улице. После перестройки здание молитвенного дома было деревянным, кроме пристроенного алтаря из самана. Размер дома без алтаря составлял 50 кв. м. Крыша камышовая, потолок сделан из дикта, окрашен и приподнят в виде арки к самой крыше. В церковном дворе был построен жилой дом для священника. В ночь с 24 на 25 октября 1954 г. молитвенный дом был сожжен злоумышленниками. Пожар совпал по времени в моментом прощания свящ. В. Христиановского, уходившего за штат. 19 ноября 1954 г. Ростовское епархиальное управление сообщило, что «храм в селе Пешково следует считать ликвидированным, а церковную общину/верующих/– присоединенной к приходу села Головатовки». Приход Иоанно-Богословской церкви был возрожден в 2003 г. (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 11 апреля 2003 г.). Богослужения проводятся в здании молитвенного дома. В настоящее время строится кирпичный храм. 18 сентября 2012 г. в селе Пешково Азовского района по благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия (Иванова) было совершено освящение куполов строящегося храма в честь св. ап. Иоанна Богослова. Освящение совершил настоятель храма Святой Троицы г. Азова протоиерей Сергий Бабенцев в сослужении настоятеля храма св. ап. Иоанна Богослова с. Пешково иерея Михаила Бабенцева и духовенства Азовского благочиния. Шадрина А.В. Храмы Азовского района Ростовской области: справочник. – Ростов н/Д, 2014. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым.

http://sobory.ru/article/?object=31324

Архив Пн Состоялось заседание Архиерейского совета Омской митрополии 25 января 2019 г. 17:26 22 января 2019 года в Омском епархиальном управлении состоялось очередное заседание Архиерейского совета Омской митрополии . В заседании под председательством митрополита Омского и Таврического Владимира приняли участие епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий , епископ Калачинский и Муромцевский Петр , епископ Тарский и Тюкалинский Савватий , викарий Омской епархии епископ Азовский Зосима , а также секретарь Архиерейского совета иерей Олег Добрыгин. В числе приглашенных присутствовали: секретари Омского епархиального управления протоиерей Михаил Вивчар и протоиерей Олег Цветков, председатель коллегии Омской митрополии по религиозному образованию и катехизации протоиерей Димитрий Олихов, председатель епархиального отдела по делам молодежи протоиерей Александр Алексеев, председатель протокольного отдела Омской епархии протоиерей Василий Вивчар, председатель епархиальной комиссии по канонизации святых иерей Вячеслав Суховецкий. На Архиерейском совете были приняты следующие решения: Участники заседания особо подчеркнули, что хиротония Преосвященного Зосимы состоялась по благоусмотрению Первосвятителя нашей Церкви в древнейшем и главнейшем храме Святой Руси — Успенском соборе Московского Кремля. В ходе заседания заслушан доклад епископа Тарского Савватия об итогах II Международного молодежного форума «Рождество Христово в Сибири — 2019», и в целях усовершенствования работы с молодежью на территории Омской митрополии Архиерейский совет постановил учредить коллегию Омской митрополии по попечению о молодежи. Председателем коллегии назначен епископ Азовский Зосима. На заседании была учреждена коллегия Омской митрополии по канонизации святых, в задачи которой будет входить решение вопросов, связанных с почитанием святых или подготовкой материалов к канонизации. Еще одна важная задача коллегии — улучшение работы по сохранению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской в епархиях Омской митрополии. Председателем коллегии назначен епископ Калачинский Петр.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Из указа 1799 года, от 31-го октября, за 2530 видно, что она была сооружена графом Бутурлиным, вероятно здешним помещиком, который заведовал и всем хозяйством церковным и давал содержание причту. Священник получал от него 12 руб., 6 четвериков хлеба, 4 четверти круп; дьячок с пономарем получали 6 рублей, 3 чет верти муки и 2 четверти круп. Выдача прекратилась при шестом священнике, Николае Федорове, когда, по указу духовной консистории от 31-го октября 1799 года, за 2530, церковь отобрана от княгини Голицыной, может быть преемницы Бутурлина, и отдана под смотрение священника и церковного старосты. В церкви достопримечательны: 1) евангелие, на александрийской бумаге, обложенное серебряными, вызолоченными досками и украшенное фарфоровыми образами и множеством камней разных цветов. На окладе евангелия надпись: «евангелие устроено доброхотными дателями 1832 г. апреля 10, от чувств к Божиим наказаниям наводнения 1824 г. и повальной болезни 1832 году, да спасет Господь Бог наш Иисус Христос души всех усопших раб своих, и живых сущих сподобит Христос кончины и пощадит вкупе всех, в страшный и последний день своего на землю происшествия»; 2) священные сосуды, с их принадлежностями, серебряные, вызолоченные, с драгоценными камнями, устроенные г. Владимировым в 1808 году: 3) образ св. мученика Уара, с деяниями, древний, весьма уважаемый; пред ним молятся родители во время болезни детей. По описи, образ был доставлен из Москвы, при основании церкви; 4) образ св. Петра митрополита (выносной), в сребропозлащенной ризе, с частицею ризы Богоматери и мощей св. Варвары, Нила преподобного и Петра митрополита; 5) храмовый местный образ; 6) икона Черниговской Ильинской Божией Матери, на ней изображены: план Азовской битвы, вид Троицкого черниговского Ильинского монастыря, вид крестного хода, в предшествии патриарха Адриана и две поднесенные игуменом монастыря, Лаврентием Кросоновичем, приветственные речи Петру 1, по случаю Азовской победы в 1696 г. На образе помещены два российских императорских герба. Образ украшен серебряной ризой, с серебряными вызолоченными венцами. Убрус на Божией Матери и на Спасителе полу-жемчужный; 7) запрестольный, в приделе Иоанна Предтечи, образ Господа Вседержителя и, в одной с ним раме, иконы двунадесятых праздников; 8) образ распятия Господа, с страданиями; 9) образ ап. Петра и Иоанна Предтечи, писанный, как сказано в описи, в память царей Иоанна и Петра Алексеевичей; 10) образ Рождества Богородицы, с изображениями событий, предшествующих Рождеству. Все, перечисленные здесь, образа несомненно древние, доставлены сюда из Москвы, по повелению Петра 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В истории Российской иерархии Амвросия Парфений поставлен первым Азовским архиереем, а Досифей вторым, причем время назначения Досифея совсем не показано. В статье «Епархия и иерархи архангельские», составленной на основании губернских ведомостей и помещенной в Жур. Мин. Народ. Просвещения, т. 58, отд. VI, стр. 58–77, Парфений (Небоза) также называется первым Азовским епископомь». «Когда Петр I завоевал Азов, читаем в названной статье и хотел основать там губернский город и епархию, то Парфений определен туда в 1701 году епископом; но неизвестно почему, не быв на этой епархии, переведен 2 дек. 1703 г. в Холмогоры... Стр. 63–64, Н. Д. в своей «Иерархии Всероссийской церкви» первым (верно) называет Досифея, прибавляя при этом о смерти его в Москве в 1701 г. По переводе Парфения в Холмогоры Азовская епархия «в 1703 г. прекратилась» стр. 142. Последнее мнение мы тоже разделяем и считаем неточным выражение Истории Российской Иерархии стр. 255, будто бы, Азовская епархия упразднена с возвращением туркам Азовской крепости: возвращение Азова туркам случилось гораздо позже – в 1712–1713 гг., а прикрытие Азовской епархии в 1703–1704 гг. 103 Журн. Мин. Народ. Просвещения, т. 58, отд. VI, стр. 63. Парфений Небоза долго странствовал по св. местам Востока, проходил разные церковные чины, потом поставлен был в Назарет митрополитом и экзархом всей Галилеи, откуда переведен митрополитом в Лаодикию, он выкупил много русских из турецкого плена, в своей Лаодикийской епархии, в г. Кизике, установил в церкви св. Параскевии священнослужение на славянском языке и посвятил туда русского священника; находясь в Константинополе, в 1686 г., он много помогал русскому посланнику, когда прислано было к константинопольскому патриарху Дионисию от Русского Двора посольство для переговоров об уступке в ведение Московского патриарха Киевской митрополии, бывшей дотоле экзархией Константинопольского патриарха. Около 1695 г. он приехал в Россию. 104 В объяснении к карте Воронежской епархии конца XVII и начала XVIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

При таких затруднительных политических обстоятельствах по необходимости пришлось оставить всякую мысль об Азовской епархии. По Прутскому договору южная русская граница между рр. Орелью и Самарой приблизилась к южным границам Черниговской и Белгородской епархий и даже совпала с ними. Что касается земель Донских казаков, то по епархиальному управлению они издавна, хотя больше поминально, поступили в ведение патриархов, в бывшей Патриаршей области они оставались в начале XVIII в., после прикрытия номинальной Азовской епархии. 108 Впрочем, по отдаленности Донской земли от Москвы, где жили патриархи, а затем блюститель патриаршего престола митрополит Рязанский – Стефан Яворский , из Москвы невозможно было непосредственно ведать церковные дела Донских казаков. Поэтому патриархи поручали наблюдать за ними и за исполнением своих распоряжении ближайшим епископам, между прочим, со времени открытия Тамбовской и Воронежской епархий, епископам этих епархий. В 1699 г. 30 ноября патриарх Адриан, благословив построить новую церковь во имя св. Троицы в Троицкой пустыни Ореховой Тубы, что на вольной реке Дону, приказал «о освящении тоя церкви и антиминсе и кому святить бить челом впредь Игнатию епископу Тамбовскому». 109 Что касается количества храмов и монастырей в земле вольных Донских казаков в начале XVIII в., то их едва ли было много. Казачьи городки и станицы далеко не все имели храмы; в некоторых из них были часовни без алтарей. Самым замечательным храмом у донских казаков был соборный в г. Черкасские, построенный еще в 1650 г. и два раза горевший. Московские цари, не исключая Петра I, много помогали при постройке и возобновлении его. В 1706 г. Черкасский собор строился в третий раз, при самом деятельном и даже личном участии Петра, собственными руками положившего несколько кирпичей на алтарной стене. В земле донских казаков было несколько монастырей. Первый из них был Усть-Медведицкий, основанный еще в 1652 г., но окончательно устроенный в 1662 г., с благословения п. Никона . В 7195 (1683 г.), по благословенно п. Иоакима, из Воронежа преосвященным Митрофаном был прислан сюда строитель Антоний, получивший ставленную грамоту от Воронежского святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В Белгородской епархии было: монастырей – мужск. II кл. – 1, III кл. – 1, на своем содержании – 5, на малороссийских правах – 9, всего – 16; женских – III кл. – 2, заштатных – 4, всего – 6; церквей соборных – 41 цер., отошла – 1 цер., ружных и при девичих монастырях – 9, приходских – 1126, из них отошло – 54; домовых бесштатных – 2, праздных – 14, а всего – 1192, из них осталось – 1137 цер., подведомых – 20 духовным правлениям. О Киевской и Переяславской епархиях и числе в них монастырей и церквей до образования Славянской епархии речь будет впереди. 753 Записки Одесского Общества Истории и Древностей, III, стр. 202–229. Уезды Екатеринославского наместничества были следующие: Екатеринославский, Новомосковский, Алексопольский, Кременчугский, Полтавский, Константиноградский, Словенский, Бахмутский, Донецкий, Мариупольский, Павлоградский, Херсонский, Ольвиопольский, Елизаветградский и Александрийский. При образовании наместничеств местечко Кизекермен предположено в будущем переименовать в Берислав, местечки Новый Миргород и Крылов оставались посадами. 754 Готфийская и Кафийская митрополия названа так в титуле м. Игнатия по грамоте Екатерины II от 21 мая 1779 г. о дозволении крымским грекам переселиться в русские пределы. Раньше епархия называлась Готфейской и Кефайской (Полн. Собр. Закон. Рос. Имп. XX, 14879 ср. Запис. Одес. Общ. Истор. и Древ. т. I, стр. 198.) 755 Григорий Писаревский. Из Истории иностранной колонизации в России в XVIII в. (по неизданным архивным документам: Москва. 1909 г., стр. 205–215. 757 Полн. Собр. Зак. Рос. Имп. XX, 14879 ср. 14942 (грамота 14 ноября – армянам) и 14943 (грамота – римско-католикам). 759 Г. Писаревский. Из истории иностранной колонизации в России в XVIII в., Москва, 1909 г. стр. 208, 210, 217–218. Подробнее Ордером Потемкина граница мест жительства греков определялась так: «от Азовского моря до устья реки Берды, где крепость Петровская, для которой оставляется округа в 12 тысяч десятин, по левому берегу Берды до устья речки Каратыша, по левому берегу Каратыша до его верховьев, откуда граница идет по прямой линии на «вершину» балки Кобыльной и по правому её берегу до устья, впадающего в речку Мокрые Ялы, по правому берегу Мокрых Ялов до устья, впадающего в реку Волчью, оттуда по берегу последней до верховьев, а от верховьев Осиновой по прямой линии на верховья речки Березнеговатой и по правому берегу Березнеговатой до устья, впадающаго в реку Калмиус, далее по правому берегу Калмиуса до впадения его в Азовское море, оттуда по берегу Азовского моря до округа вышеупомянутой крепости Петровской.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Такое положение не способствовало укреплению Кавказского духовенства. Это было тем более прискорбно, что, ввиду особых условий колонизация края, паства сама тянулась к церкви. «Состав населения был очень пестрый, – пишет Г. Н. Прозрителев, – украинцы однодворцы, отставные гусары, отставные солдаты Кавказского корпуса и их дети, цыгане, люди неразрешенных званий, бывшие запорожцы, разночинцы, не помнящие родства, киевские казаки, пехотные солдаты и т. п. ...Переселенцы первое время не имели церквей, несмотря на ходатайства им не разрешали строить церкви, и они оставались без священников. Население в суровой и тяжелой жизни в новом крае, оторванном от всей России, не могло найти себе утешения в церкви. Отсутствие возможности исполнять самые необходимые христианские требы, как крещение и погребение, не говоря уже о церковных службах, только усугубляли тяжелое положение первых переселенцев. Населению чинились препятствия в том, чтобы построить свою церковь и иметь своего священника, причем чинились самим правительством и исходили от Св. Синода. Существовали, очевидно, какие-то опасения, что население не в силах будет поддерживать церкви и духовенства, а может быть и опасения за прочность приобретения края. Но будущее не оправдало этой странной настороженности». Только в результате усиленного ходатайства Саратовского и Кавказского генерал-губернатора П. С. Потемкина Св. Синод разрешил возводить храмы на Азовско-Моздокской линии: «Постройка оных позволяется при том однако ж условии, чтоб они строились только в потребных местах (в селах не менее 500 душ), а также, чтоб и к содержанию будущих при них священно-церковнослужителей были изыскиваемы средства». Сооружение Азовско-Моздокской линии заметно увеличило приток новых поселенцев на Северный Кавказ, повлекло бурный рост новых сел на р. Куме и вблизи Ставрополя, что в дальнейшем благотворно сказалось на церковном строительстве и положении Кавказского духовенства. В распространении христианства среди народов Северного Кавказа большую роль сыграло образование в 1745 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Новороссийской епархии отметили 220-летие освящения первого храма на Кубани 25 августа 2014 г. 17:05 23 августа 2014 года в станице Тамань Темрюкского района Краснодарского края отметили 220-летие со дня освящения первого храма на Кубани — церкви Покрова Пресвятой Богородицы. По просьбе губернатора Краснодарского края А.Н. Ткачева и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на торжества был доставлен Животворящий Крест Господень из города Арзамаса Нижегородской области. Божественную литургию возглавил митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор в сослужении архиереев Кубанской митрополии . По окончании богослужения глава Кубанской митрополии обратился к молящимся со словами поздравления. Затем епископ Новороссийский и Геленджикский Феогност вручил грамоты «За усердные труды и помощь в благоукрашении Свято-Покровского храма» и юбилейные медали в честь 220-летия со дня освящения храма митрополиту Исидору, заместителю губернатора Краснодарского края Г.Д. Золиной, начальнику управления по взаимодействию с общественными объединениями и религиозными организациями департамента внутренней политики администрации Краснодарского края С.А. Рубашкиной, депутату Государственной Думы РФ А.М. Меткину, генеральному директору ЗАО «Таманьнефтегаз» И.А. Трифоновой. От имени губернатора прихожан и гостей торжеств поздравила Г.Д. Золина. Затем священнослужители и паломники совершили крестный ход от храма к берегу Азовского моря, где на Кубанскую землю высадились казаки. Здесь был совершен чин освящения поклонного креста, установленного в честь юбилея Покровского храма. В 1792 году императрица Екатерина II подписала указ о переселении Запорожской Сечи на Тамань — юго-восточный берег Азовского моря. Казаки по прибытии сюда возвели церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Икону Покрова Божией Матери черноморцы постоянно носили с собой, связывая с ней боевые успехи и другие достижения. Пресс-служба Новороссийской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3708899.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010