Название города Воронежа произошло от протекающей с северо-востока к югу под ним реки Воронежа, упоминаемой и в древней Российской истории иногда под нынешним именем Воронежа, иногда Вороны, а иногда еще с проименованием Большой Вороны для отличия другой меньшей реки, называющейся также Воронежем и Вороною, протекающей в Танбовской губернии в Ченбарской округе, и впадающей в реку Хопер. Да и сама река Большой Воронеж по разности своих мест течения имеет в исстари три названия: 1) Лесной, 2) Польной или в поле и 3) Луговой. Лесной называется при источниках своих, выходящих из лесов на границе Рязанской губернии с Танбовской; и на сем то Воронеже лежит Танбовский уездный город Козлов. Ниже его впадает в него еще речка, которую некоторые называют собственно Воронежем Польным или в поле, и с тех пор все течение реки называется Польным, по причине древнего названия Полем всех мест, за Рязанской Украиной лежащих. От сего то после прозывались по Воронежу лежащие и города в поле, как например Романов в поле и проч. Самый Воронеж в некоторых грамотах именован в числе городов в поле 48 . Третий Воронеж, к городу Воронежу уже подтекающий, прозван Луговым, потому что река здесь окружена луговыми низкими местами, болотами и многими проливами, обросшими кустарником и тростником. К городу Воронежу под самую гору с восточной стороны прилегает большое настоящее стремя реки, и, проходя под всем почти городом, при конце оного отклоняется на левую сторону к юго-востоку излучинами. Однако же и сие отклонение сделалось только в конце прошедшего столетия. Ибо дотоле река все еще шла под самыми Чижевскими горами; чему следы и доныне видны в оставшихся там под горой логовищах стремени реки, ныне стоящих в виде заливов, и время от времени в полую воду заносимых. Река сия, судя по быстрому течению и обилию ее разливающихся в разные по лугу протоки вод, была бы довольно глубока и широка, если бы везде протекала одинаковым стремлением; и потому-то блаженный памяти государь Петр I основал было здесь корабельную верфь для Азовского флота, о чем ниже пространнее говорено будет: но разделение сей реки на многие проливы ослабило ее течение, и самое стремя время от времени обмелело, так, что сколько ни старался великий государь, помочь сему недостатку сделанным верстах в пяти ниже города около 1700 года шлюзом и прочищением фарватера посредством машин: но все было не довольно.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Какие потом последовали еще прибавки и перемены в Воронежской губернии, то пространного требовало бы описания. Довольно кратко означить, что по Атласу Российскому, изданному от Санкт-Петербургской академии наук в 1745 году, губернии сей граница, с севера начинаясь от мыса, где река Арша, соединяясь с рекой Тешей, впадают в Оку, (что ныне во Владимирской губернии), оттуда спускалась к югу по границе Арзамасского уезда до верховьев реки Алатыря, и потом по границе Пензенской провинции до берега реки Волги, немного ниже Саратова; оттуда по реке Медведице и вниз по оной к Дону и по Дону вниз. Потом на перекоп Дона с Волгой перешед Дон, простиралась по Астраханской степи через реки Маныч и Гегерлик первый, второй и третий; оттуда прямо на крепость Св. Димитрия и Черкасск, и потом к западу через реку Ольховатку около верховья реки Лугани и крепостей Бахмута и Тора поворачивалась опять к северу прямо через реку Донец возле города Изюма, вверх по реке Осколу, минуя город Валуйки, на Новой Оскол; оттуда по границам Коротояцкой, Ливенской, Елецкой, Ефремовской включительно округ, возвращалась на границу округ включительно же Донковской, Козловской Верхнеломовской и на преждеупомянутый с начала пункт. Все сие составляло чрезвычайную обширность и вмещало в себя до 50 городов и крепостей 46 . До 1779 года, т.е. до учреждения Воронежского наместничества, сия губерния все еще состояла из четырех провинций и 31 приписных городов. Провинции были: I) ВОРОНЕЖСКАЯ, II) ЕЛЕЦКАЯ, III) ШАЦКАЯ, IV) ТАНБОВСКАЯ. К первой приписные города были: 1) Землянск, 2) Костенск, 3) Коротояк, 4) Ольшанск, 5) Усерд, 6) Верхососенск, 7) Орлов, 8) Усмонь, 9) Демшинск, 10) Романов, 11) Сокольск, 12) Павловск, 13) Хоперская Крепость и 14) Борисоглебск. Ко второй принадлежали: 1) Чернавск, 2) Ливны, 3) Лебедянь, 4) Скопин, 5) Донков, 6) Ефремов. К третьей: 1) Наровчат, 2) Троицк, 3) Красная Слобода, 4) Керенск, 5) Кадом, 6) Темников, 7) Касимов, 8) Елатма. К четвертой: 1) Козлов, 2) Верхний Ломов, 3) Нижний Ломов, 4) Инзар, 5) Доброй, 6) Рясск. В первой провинциии было всех ревизских душ 154.475; во второй 179.191 душа; в третьей 251.581 душа; в четвертой 277.932 души. Всего в губернии состояло мужского пола ревизских душ 863.179. Граничила же сия губерния уездами своими с Московской, Белогородской, Слободской Украинской, Азовской, Нижегородской, Казанской и Астраханской 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Вот как выражался дух народный на земских соборах. Лицем к лицу перед единодержавием, народ являлся двоедушным двусмыс­ленным, а в сущности и тут оказывался он по натуре верным самому себе, демократом. Земские люди униженно называют себя холо­пами царя, людишками, гостишками, и т. п.; свои страдальческия занятия называют промыслишками, торжишками и т. п.; то и дело повторяют в своей речи, чуть не за каждым словом: «государь, твои государевы холопы» и проч. А в то же время напрямик отказываются служить нуждам и запросам государевой казны, в ущерб своих нужд и интересов, хотя на словах и выражают свою готовность сослужить службу царскую. О службе царской народ говорит государю: «о том, как тебя, государя, Бог известит; а мы не можем, обнищали и оску­дели от убыли своих промыслишков и торжишков, от твоих государевых воевод, и хотим брести врознь». Контраст этот ясно указывает, что духом народным руководили не отвлеченность, а жизнь и практика. Выводы, начала, мысли, высказанные земскими выборными на Азовском соборе, были выводами, началами народными, жизненными. Представители земства, во-первых, совершенно основательно, по вну­шение опыта, требовали справедливого равенства в раскладке земских податей и повинностей, требовали писцовой поземельной си­стемы государственных поборов, и экономической отчетливости в распоряжении народными доходами для нужд государства, советовали устроить земский, народный контроль над казенными сборами, контроль земских людей добрых, выборных изо всех чинов человека по два и по три, требовали, «чтоб и неслуживые с неслуживыми в равенстве были, никто б в избылых не был». Ни дьяки, построившие на счет народа такия каменный палаты, что неудобьсказаемыя, – накупившие на взятки богатейшия вотчины, да кроме того еще от царя пожалованные вотчинами и поместьями, ни патриархи, митрополиты, архиепископы и монастыри – с их лежачей домовой казной, ни отяжелевшие богачи – вот­чинники, ни дворовые царские вотчинники; – никто, по мыслям народных выборных, не должен уклоняться от земских податей и повинностей, в ущерб бедным тяглым людям, в ущерб торговым и промышленным классам народа – самым главным производительным силам государства. Гости и гостиной и суконной сотен торговые люди жизненно прочувствовали, на опыте дознали, как вредно в деле свободной на­родной промышленности и торговли вмешательство, опека и контроль приказного начальства, воевод, – и потому так решительно протестовали против воеводского управления, против уничтожения старинного посадского самоуправления и самосуда. Наконец – люди черных сотен и слобод и все тяглые люди сильно и громко протестовали против много­численности и обременительности податей и повинностей, жаловались на свое обнищание и оскудение от податей и повинностей, говоря, что они разбредутся врознь.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Вспомним, напр., как выска­зывали правду земские люди, представители областей и разных чинов, на Азовском соборе 1642 года, и какие умные давали советы. Дворяне и дети боярские, собранные из 16 городов говорили: «Твои государевы дьяки и подъячие пожалованы твоим государским денежным жалованьем, и поместьями, и вотчинами, и будучи безпрестанно у твоих государевых дел и обогатев многим богатством, неправедным своим мздоимством, покупили многия вотчины и построили себе много домов, палаты каменныя такия, что неудобосказаемыя; при прежних государях и у великородных людей таких домов не бывало, кому было и достойно в таких домах жить: вели, государь, с их вотчин и поместий взять ратных конных и пеших людей, а против их домов и пожитков, вели с них взять денег ратных своим государевым людям на жа­лованье... А которые, государь, наша братия, не хотя тебе, государю, служить, отбываючи твоей государевой службы, писались по московскому списку и в иные твои государевы чины, и будучи в твоих государе­вых городах, у твоих государевых дел, отяжелели и обогатели большим богатством, а иные твоим государевым жалованьем, поме­стьями и вотчинами большими, и на то богатство накупили многия вот­чины: вели, государь, с тех их поместий и вотчин взять даточных конных и пеших людей; а с их пожитков вели, государь, обложить их деньгами на жалованье ратным людям. А дворовые твои госуда­ревы всяких чинов люди у тебя, государь, пожалованы поместьями и вотчинами, да им же ежегодное твое государево денежное жалованье, да они же бывают через год и через два на приказах в твоих государевых дворцовых великих селах, и наживают большие пожитки, а твоей государевой полковой службы не служат; а коли они бывают и на Москве, то бывают у твоих же государевых дел, и тех своих пожитков нигде не проживают: вели, государь, и с них в счет даточ­ных конных и пеших людей, и с их поместьев вели, государь, взять денег в твою государеву казну….      А буде тебе, государь, казны надобно будет скоро, сверх твоей государевой казны и того сбора, вели, государь, взять патриархову казну и у митрополитов, и у архиепископов, и епископов, и в монастырях лежачую домовую казну, для такой же скорой твоей государевой службы».

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Но погода была такая прекрасная и сад, в котором я поселился, был такой отличный, что мною овладела лень и страсть к гулянью и ничего-неделанью. Поэтому на съезд я явился уже 16-го Августа, но за то с рефератом, которым и угощал публику (19-го Августа) в течении полутора часа. Не читавши никогда при большой публике, я боялся сконфузиться; но все сошло с рук благополучно, даже с блеском. Были у меня и возражатели – Румянцов, издавший недавно историю Московской Типографии (при Сборнике Снимков с изданий этой Типографии, приготовленных еще в 1860 годах Бессоновым 1212 , профессор Варшавского Университета Павинский 1213 и П. И. Савваитов 1214 . Но я чувствовал себя так сильным, а возражатели мои были до того слабы, что мне в своих ответах оставалось только щадить их. Из других занятий съезда я принимал участие в quasi-apxeoлoruчeckoй поездке по Днепру, в обедах, вечерах и волей-неволей должен был принять участие в интригах и сплетнях, которых на съезде было больше, чем на прежних. Вообще съезд для науки сделал немного, но для Киевлян и других иногородних ученых он был полезен бесспорно. Что было читано на съезде, Вы, конечно, знаете из газет, и несомненно больше чем я, потому что я ни газет не читал за все это время, ни заседаний не видал, за исключением двух–трех. После съезда я остался в Киеве еще на 5 дней, чтобы повидаться с Киевлянами, – был два раза у Митрополита 1215 , у Малышевского 1216 , Терновского 1217 , Хрущева 1218 и многих других. Между тем услышал, что некоторые из Членов съезда задумали поездку в Крым. Соблазнился и я этою идеей и, немного думав, порешил вернуться в Москву Черным и Азовским морем. Поэтому 28-го Августа я был уже в Одессе, где пробыл 5 дней, затем на пароходе отправился в Севастополь, где осмотрел древности Инкермана и Херсонеса. Оттуда, чтобы видеть южный берег воочию и во всей красе, я поехал уже не морем, а на почтовых в Ялту, где осмотрел Алупку, Орианду и проч. Из Ялты снова на пароходе я поехал в Керчь, а оттуда по Азовскому морю направился к Таганрогу.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

27.08.1917 20.04(03.05)1919 в/у МУРОМСКАЯ 20.04.(03.05)1919 01(14)05.1919 МУРОМСКАЯ 01(14)05.1919 МУРОМСКАЯ, обн. 31.07(13.08)1923 МУРОМСКАЯ 31.07(13.08)1923 17(30)09.1923 ВЛАДИМИРСКАЯ, обн. 12.1923 03(16)10.1924 МОСКОВСКАЯ, обн. 03(16)10.1924 в/у ВЛАДИМИРСКАЯ, обн. 03(16)10.1924 11.1924 в/у СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ МИТРОПОЛИЧИЙ ОКРУГ, обн. 11.1924 10.1925 в/у САРАТОВСКАЯ, обн. 20.05(02.06)1926 03(16)07.1926 в/у РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ, обн. ЛЕНИНГРАДСКАЯ I, обн. 06.1927 23.08(05.09)1934 Сщмч. Серафим Самойлович УГЛИЧСКАЯ 02(15)02.1920 24.01(06.02)1928 в/у ЯРОСЛАВСКАЯ в/у ЯРОСЛАВСКАЯ 24.01(06.02)1928 в/у ВСЕРОССИЙСКАЯ 16(29)12.1926 14(27)03.1927 УГЛИЧСКАЯ, паки 06.1928 Серафим Сигрист СЕНДАЙСКАЯ 06(19)12.1971 09(22)03.1972 Серафим Силичев АЛЕКСАНДРОВСКАЯ (Екатериносл.) 12(25)10.1921 в/у РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ 12(25)10.1921 ПАВЛОГРАДСКАЯ, обн. СЫЗРАНСКАЯ 12(25)06.1924 РЫБИНСКАЯ ПОДОЛЬСКАЯ 30.06(13.07)1927 АЗОВСКАЯ 30.06(13.07)1927 14(27)10.1927 РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ 14(27)10.1927 20.04(03.05)1934 ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 20.04(03.05)1934 17(30)09.1935 САРАТОВСКАЯ 17(30)09.1935 15(28)03.1936 Серафим Соболев ЛУБНЕНСКАЯ 18.09(01.10)1920 04.1921 БОГУЧАРСКАЯ 05.1921 УПРАВЛЯЮЩИЙ РУС. ПРИХОДАМИ В БОЛГАРИИ 13(26)02.1950 Серафим Тихонов в/у ПЕНЗЕНСКАЯ 27.09(10.10)1978 05(18)10.1978 ПЕНЗЕНСКАЯ 05(18)10.1978 09(22)11.2000 Серафим Цудзиэ в/у ЗАПАДНО-ЯПОНСКАЯ 15(28)12.1999 02(15)01.2000 ЗАПАДНО-ЯПОНСКАЯ 02(15)01.2000 СУХУМСКАЯ 10.04.1905 03.02.1906 ОРЛОВСКАЯ 03.02.1906 16.09.1908 КИШИНЕВСКАЯ 16.09.1908 20.03.1914 ТВЕРСКАЯ 20.03.1914 (осень)1917 ВАРШАВСКАЯ 04(17)09.1918 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ 28.01(10.02)1928 01(14)10.1933 Серафим Шамшев (Шамшин) ЧИТИНСКАЯ 03(16)03.1936 18(31)05.1936 ТОМСКАЯ 18(31)05.1936 08.1937 Серафим Шарапов РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ 01(14)04.1946 17(30)10.1947 СИМБИРСКАЯ 17(30)10.1947 02(15)11.1952 ПОЛТАВСКАЯ 02(15)11.1952 08(21)02.1958 Серафим Юшков САРАНСКАЯ 02(15)08.1924 29.06(12.07)1925 ЛУКОЯНОВСКАЯ 29.06(12.07)1925 12(25)09.1929 КУЗНЕЦКАЯ 12(25)09.1929 09(22)10.1935 Сергий ВИННИЦКАЯ, григ. .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На взятие Риги выбита медаль. Язва рижская достигла и до Нарвы. Петр повелел взять всевозможные предосторожности, повелев вешать ослушников. Тогда же Петр из Москвы вытребовал Рейншильда, Пипера и Цидельгельма, также митрополита рязанского для свадьбы Анны Иоанновны и приказал новогородскому коменданту Татищеву их пропустить (через заставы и караулы). Вскоре язва была прекращена. Петр на работы петербургские потребовал 14 720 человек (с Азовской — 251, с уездов и посадов. Письмо к Апраксину), выслав их в Петербург на вечное житье (NB. дав им жалования по 12 р. в год, да по 10 на хлеб), поруча их в круглую поруку, чтобы дорогою не разбежались. 8-го августа сдалась крепость и Динаминдская отряженному от Шереметева генерал-майору Буку. Взято 198 пушек, 14 мортир, 14 гаубиц etc. etc. На взятие оной выбита медаль. Боур атаковал Пернов 22 июля. 14 августа город сдался, почти не супротивлявшись. Комендант вышел с воинской почестью, с 1000 человек гарнизону, изнуренного язвой и унынием; несчастные вступили в нашу службу (?); 183 пушки, 14 мортир, 4 гаубицы etc. взяты были тут. Остров Эзель был без супротивления занят майором, отряженным от Боура. В Аренсбурге найдено 70 пушек, мортир etc. В память того выбиты еще 2 медали. Пользуясь оцепенением шведов, Петр осадил Кексгольм и Ревель. Карела (или Кексгольм) от природы крепка. Государь повелел Брюсу крепость бомбардировать, не учиня приступа. Брюс перешел Воксу, осадил город, послал коменданту предложения о сдаче и начал город бомбардировать. Через несколько времени гарнизон сдался на условия, подтвержденные Петром, и 8-го сентября вышел без знамен и музыки, и был отпущен. В крепости найдено 6 старинных русских пушек, 9 шведских, 4 дробовика, 9 фальконетов, 75 чугунных пушек etc. Ревель, осажденный Боуром, терпел от недостатка пресной воды, от тесноты собравшихся окрестных мызников и крестьян. К нему подоспело помощное войско, но граждане его не приняли, боясь тем продлить бедственную осаду. 29 сентября город сдался на тех же условиях, как и Карела. В городе и в королевской крепости Dum найдено 57 медных пушек, 10 мортир etc., чугунных пушек 174 etc. etc.

http://predanie.ru/book/221013-istoriya-...

В Волгограде прошел II Международный съезд православной казачьей молодёжи Волгоград, 20 мая 2009 г. В Волгограде прошёл II Международный съезд православной казачьей молодёжи. Первый съезд проходил в 2006 году в городе Азове и был приурочен к годовщине Азовского осадного сидения донских и запорожских казаков. Через три года казачья молодежь собралась уже на политой кровью тысяч героев священной земле Волгограда-Сталинграда-Царицына. В съезде участвовали делегации молодых казаков и казачек из России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Армении, Абхазии и Южной Осетии, и даже из стран дальнего Зарубежья - Германии, США, где наши сородичи, дети, внуки и правнуки эмигрантов не желают вливаться в бездушное общество потребительского Запада, а мечтают оставаться Казаками, хранить и возрождать казачьи традиции и дух Святой Руси. Делегация Верного Казачества включала в себя представителей Киева, Днепропетровска, а также Киевской и Полтавской областей. Съезд начался 15 мая 2009 года с возложения цветов на площади Павших Героев, затем делегаты собрались на церемонию открытия Съезда в концертный зал городской филармонии. Церемония началась с благословения съезда митрополитом Волгоградским и Камышинским Германом. Владыка понравился Верным Казакам – несмотря на свой возраст, он очень живой и искренний. Радостно, когда православные иерархи, вместо елейных казённых слов, без прикрас говорят о бедах современного общества, о необходимости и методах борьбы со злом. Церемонию открытия продолжили войсковой атаман Всевеликого войска Донского, казачий генерал Виктор Петрович Водолацкий и губернатор Волгоградской области, Николай Кириллович Максюта. Слово предоставили и главному атаману Верного Казачества, Алексей Селиванову. Атаман передал поклон от настоящих казаков Украины и отметил, что молодые казаки всех стран – разные, но самое главное у них одно – это любовь к своему общему историческому Отечеству и то, что главное для казака сегодня и всегда – то, что он думает в первую очередь не о себе, а о Вере и Родине. Что идеалы предательства, которые навязываются определенными, к сожалению, довольно влиятельными нынче силами на Украине, никогда не найдут отклика в сердцах народа и казаков.

http://pravoslavie.ru/30462.html

Глава Донской митрополии освятил список иконы Божией Матери «Азовская» 13 января 2022 г. 12:41 11 января 2022 года в Ростовском кафедральном соборе митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий совершил освящение точного списка иконы Божией Матери «Азовская». Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Азовского городского округа Ростовской епархии протоиерей Александр Мирошниченко и руководитель иконописного отделения Донской духовной семинарии иерей Александр Литвиненко. Данный список был выполнен по благословению главы Донской митрополии к годовщине празднования 350-летия со дня рождения императора Петра I коллективом мастеров Донской духовной школы под руководством выпускницы иконописного отделения Ангелины Гудковой. Работа по созданию иконы длилась на протяжении полутора лет. Оригинал иконы хранится в фондах Государственной Третьяковской галереи. Она объединила чудотворный образ и изображение реального исторического события — осаду и взятие крепости Азов. Образ подобной иконографии предназначался в дар Петру I в честь его первой военной победы. За богослужением молились епископ Таганрогский Артемий , руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества иерей Владислав Паланчев, епархиальный древлехранитель иеромонах Маврикий (Звягинцев), клирики Ростовской епархии. Присутствовали председатель Комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области Иван Грунский, первый заместитель (товарищ атамана) Ростовского округа ВКО «Всевеликое войско Донское» казачий полковник Виктор Могильный, заместитель атамана Городского казачьего общества «Азовское» Георгий Арутюнов, представители Городского казачьего общества «Азовское». Песнопения богослужения исполнил смешанный хор семинарии под управлением иеромонаха Аверкия (Шапошникова). Освященный список будет центром духовной части выставки «Дон православный», которая пройдет 12-17 января года в конгрессно-выставочном центре «ДонЭкспоцентр». Божия Матерь «Азовская» представлена на фоне двуглавого орла, увенчанного тремя царскими венцами. Двуглавый орел держит меч и масличную ветвь (эмблема войны и мира) в одной лапе, державу (изображенную в виде ключа от Азова) и кедр в другой. В нижней левой части изображена картина осады Азовской крепости в 1696 году. Российские войска, воодушевленные присутствием среди них самого императора Петра Великого, взяли крепость Азов. Со стороны России в военной кампании было задействовано около 70 тысяч человек, в том числе 15 тысяч донских и запорожских казаков. Взятие крепости открывало России выход в Азовское, а в дальнейшем и в Черное море и положило начало созданию русского флота . Ростовская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 6 (175) , (2) . в этом году (за прошлые годы с 2018-09-17) Происхождение изображения: Загружено 2018-09-17, анонимно. Описание: Взятие Азова. Неизвестный художник. После 1702 г. Холст, масло. 113 х 85. Пост. в 1918 из Ратной палаты в Детском (Царском) Селе. Государственный Русский музей. Измененное воспроизведение гравюры Леонтия Тарасевича (ум.после 1703) на фронтисписе книги «Патерик или Отечник Печерский» (1702, типография Киево-Печерской лавры) (Ровинский. Т. III. Стлб. 1657. 461). В сравнении с гравюрой, наряду с киево-печерскими святыми, введены московские, городской пейзаж изображен схематично, тогда как в гравюре видны падающие минареты с полумесяцами. В центре — двуглавый орел, на нем фигура Богоматери с Младенцем (тип иконы «Знамение»). Крылья орла расположены за спиной Богоматери, над ней текст из Апокалипсиса: «И дана быша жене два крыла орла великаго» (Откр. 12, 14) и «Знамение множества мира». Ниже: «Здевселюся яко изволих». Вверху — Бог Отец, окруженный херувимами, с оливковой ветвью в руке. Над ним надписи: «Бог Отец», «Господь благословит люди своя миром», «На земли мир, в человецех благоволение». Ниже изображение Святого Духа в виде голубя с надписью: «Мир мой даю вам». По бокам помещены святые покровители царской семьи (апостол Петр и св. Алексий человек Божий). Из уст Петра выходит свиток с надписью: «Благодать и мир да умножатся им»; св. Алексия: «Да будет мир мног любящему закон Твой». Ниже на облаках размещены: слева — киево-печерские святые (св. Антоний и Феодосий Печерские и два других без имени); справа — московские (св. Алексий митрополит Московский, св. Сергий, Никон и Кирилл Радонежские). Вокруг оливковых ветвей надписи: «Буди мир в силе твоей», «В мире воздежите руки ваша и благословите». В нижнем ряду — конный портрет Петра, портреты царевича Алексея и Б. П. Шереметева, с лицом которого изображен и св. Георгий Победоносец (без нимба), поражающий дракона, символизирующего Турцию. Небесный гнев (молния, исходящая из державы, в лапе орла) поражает льва, символ Швеции. Под двуглавым орлом надпись: «Попереши льва и змия» (Пс. 90). Петр на коне изображен с воздетыми руками, как священник в момент богослужения. От его уст исходит надпись: «Благодарение Богу, давшему нам победу». Внизу слева и справа неточные цитаты из Апокалипсиса и Евангелия: «Паде, паде град великий Вавилон» (Откр. 14, 8); «Азов»; «И ты, Капернауме, иже до небес вознесыйся, низверженеси» «кизикермен» (в Евангелии — «до ада низвергнешся» — Мф. 11, 23). Существует тип икон, в целом повторяющих данную композицию, так называемая Богоматерь Азовская. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Азовская " .

http://pravicon.com/image-32665

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010