Русские власти, обязавшись одеть, обуть и накормить голодных и холодных греков, и армян, не торопились и не могли сделать всего сразу. Греки много роптали на митрополита Игнатия, главного вдохновителя и руководителя переселения. М. Игнатий по поводу этого писал русскому резиденту при крымском правительстве Константинову: «Дорогой и по приезде сюда, что я от них (переселенцев) слыхал, единому Богу известно. Заткнув уши свои, уклоняюсь от слуха речей их, ибо ежели бы на их требования ответствовать, то бы давно уже меня лишили жизни. Все то я терпеливо сношу, но Бог праведен. Вы меня ввергнули в глубину огня и в нем страдать оставили: я вас оставляю Божиему правосудию который воздаст вам по делам вашим, ибо, по вашим словам, я попался в сию пасть». Письмо митрополита из рук Константинова попало Суворову, а затем Потемкину. На положение митр. Игнатия и православных греков обратили внимание. 755 21 мая 1779 г. на имя митр. Игнатия и всего общества крымских христиан была дана Высочайшая грамота за собственноручной подписью Императрицы, определявшая положение переселенцев в России, их вольности, права и преимущества. Она развивала те пункты, которые от имени всех переселенцев были представлены митрополитом Игнатием в 1778 г. 16 июля, когда, по совету Игнатия, избранные крымские христиане из Бахчисарая подавали просьбу на Высочайшее имя, в которой выражали готовность поступить навсегда в русское подданство на известных условиях и просили отвести им места для поселения и земли с угодьями для хозяйства. 756 Грамотой от 21 мая русское правительство повторяло свои обязательства перевезти на свой счет имущество переселенцев, заплатить за них долг крымскому ханскому правительству, дать семена для засева полей, снабдить скотом и даже построить дома. Для поселения греков отводились в значительном количестве лучшие земли в Азовской губернии по тамошним рекам, впадающим в Азовское море, и по берегу самого моря с правом беспошлинно и вечно ловить рыбу, водившуюся там в большом изобилии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В Кабардино-Балкарии открылся молодежный казачий форум, организованный Синодальным комитетом по взаимодействию с казачеством 11 июля 2021 г. 12:28 10 июля 2021 года открылся V ежегодный Евразийский форум казачьей молодежи «Казачье единство — 2021». Мероприятие, которое в этом году проходит в Кабардино-Балкарской Республике, проводится для объединения молодых православных казаков, заинтересованных в сохранении, развитии и продвижении духовно-нравственных ценностей и традиций российского казачества. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством проводит Евразийский форум казачьей молодежи «Казачье единство» ежегодно с 2016 года. В этом году в мероприятии участвуют представители 26 регионов России. В торжественном открытии приняли участие председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл , архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт , полномочный представитель Президента Российской Федрации по Северо-Кавказскому федеральному округу Юрий Чайка, глава Кабардино-Балкарской Республики Казбек Коков, атаман ВКО «Терское казачье войско» Виталий Кузнецов, а также представители казачьих войск России. Программа форума «Казачье единство», который проходит с 9 по 15 июля, включает ежедневную молитву, участие в Божественной литургии и таинствах, цикл лекционных и дискуссионных занятий, знакомство с казачьими традициями и культурными ценностями, а также традициями принимающего региона. Юрий Чайка и митрополит Кирилл ознакомились с выставкой проектов казачьей молодежи. В их числе — мобильный мультимедийный музей «История казачества», Ресурсный центр Терского казачества, казачьи полевые сборы на приз атамана Терско-Малкинского казачьего общества. Состоялся открытый диалог с представителями казачьей молодежи. Юрий Чайка отметил, что сам является родовым казаком и поделился подробностями: «Мои предки в 1862 году ушли из Полтавской губернии на Азовское море, где было рождено Черноморское казачество. Потом оно объединилось с линейными казаками и стало Кубанским войском. Мой дед был командиром казачьей сотни, погиб в Гражданскую войну… Поэтому казачество для меня — не пустой звук. Это моя кровь, мои корни».

http://patriarchia.ru/db/text/5827494.ht...

Юрий Чайка и митрополит Кирилл ознакомились с выставкой проектов казачьей молодежи. В их числе — мобильный мультимедийный музей «История казачества», Ресурсный центр Терского казачества, казачьи полевые сборы на приз атамана Терско-Малкинского казачьего общества. Состоялся открытый диалог с представителями казачьей молодежи. Юрий Чайка отметил, что сам является родовым казаком и поделился подробностями: «Мои предки в 1862 году ушли из Полтавской губернии на Азовское море, где было рождено Черноморское казачество. Потом оно объединилось с линейными казаками и стало Кубанским войском. Мой дед был командиром казачьей сотни, погиб в Гражданскую войну… Поэтому казачество для меня — не пустой звук. Это моя кровь, мои корни». Церемония открытия форума началась с молитвы, которую вознесли митрополит Кирилл и архиепископ Феофилакт. В своем обращении к участникам председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством отметил особый путь «воинов Христовых», как именуют себя сами казаки: «Находясь на границе империи, храбрые воины не только стремились к сохранению мира, но и формировали удивительное сообщество людей, объединенных евангельскими ценностями. Вся их жизнь и культура были пропитаны удивительной верой. И даже самоотверженное воинское служение являлось следствием крепкого духа воинов, воспитанного через преданность Богу и борьбу со страстями». Выступая на торжественном открытии форума, полномочный представитель Президента отметил, что для казака крайне важно духовно-нравственное воспитание, а православная вера была и остается определяющей всю его жизнь. «Казак без веры — не казак! Как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, " именно в казачестве преемственно сохранились патриотизм, глубокая воцерковленность, жертвенная готовность защищать наши ценности " . Поэтому я бы хотел еще раз поблагодарить за организацию данного форума Синодальный комитет Русской Православной церкви по взаимодействию с казачеством. Получив на подобных образовательных площадках знания и обменявшись опытом, у вас есть реальный шанс принять участие в нашей общей работе и внести свой вклад в новую историю российского казачества», — подчеркнул Юрий Чайка и пожелал участникам продуктивных дней, новых друзей и полезного общения.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5827667...

Голова та голова Синодального у справах форум «Ростов-2013. майбутнього!» 7 вересня 2013 р. 10:15 6 сентября 2013 года председатель Отдела религиозного образования и катехизации , глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий и председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Выборгский и Приозерский Игнатий посетили областной молодежный форум «Ростов-2013. Инвестиции будущего!». Этот проект объединяет образовательные площадки интенсивного обучения, в работе которых принимают участие молодые люди Ростовской области, прошедшие конкурсный отбор. Форум проходит на берегу Азовского моря в оздоровительном лагере «Спутник» в Неклиновском районе. Епископ Игнатий прибыл на форум по приглашению главы Донской митрополии. На территории лагеря иерархов встретили организаторы форума — председатель Комитета по молодежной политике Ростовской области Владимир Бабин и директор форума Михаил Дмитриев. Митрополит Меркурий и епископ Игнатий осмотрели территорию лагеря, где развернулись тематические образовательные площадки, целью которых является развитие творческого потенциала молодежи, формирование навыков молодежного самоуправления и работы в медиасфере. Главы синодальных отделов побывали на одном из мастер-классов, который посвящен здоровому образу жизни. Затем под открытым небом на территории лагеря состоялась встреча архипастырей с молодежью. Во встрече приняли участие председатель Совета ректоров вузов Ростовской области, ректор Донского государственного технического университета Бесарион Месхи, благочинный приходов Таганрогского округа протоиерей Алексий Лысиков, представители аппарата антинаркотической комиссии Ростовской области, различных епархиальных отделов, руководители молодежных организаций, всего более 500 молодых людей. Открыл встречу митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Обращаясь к участникам форума с приветственным словом, он подчеркнул, что наиболее оправданы инвестиции в образование, обучение детей и молодежи. От этого зависит будущее страны.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3213405...

Согласно Иакову, в 978 г. закончилась междоусобица. За этим последовала серия походов на Польшу и ятвягов. Владимиру пришлось заново покорять вятичей, подчиненных Киеву еще его отцом. Именно в это время хазарам с помощью ширван-шаха удалось вернуться на свои земли. Закончив дела на западном направлении, Владимир пошел на болгар, а затем снова обрушился на хазар. Так как 987 г. отмечен как год его крещения, то эти события произошли в 985–986 гг. В 987 г. русы, очевидно, из заново захваченных хазарских городов в устье Волги, оказали помощь врагам ширван-шаха в Дербенте. В 990-е гг. Хорезм все же изгнал из низовий Волги и русов, и их союзников огузов (торков), но хазарам пришлось принять ислам . Хазария просуществовала в устье Волги еще некоторое время, а память о ней жила вплоть до середины XII в. 179 А. В. Гадло, считавший, что Владимир ходил на дунайских болгар, предположил, что поход на хазар на самом деле был направлен только на захват Тмутороканя. Оттуда и пришла в 987 г. помощь Маймуну, эмиру Дербента. На вопросе, каким образом русы прошли из Азовского моря в устье Волги, занятое врагом Маймуна, ширван-шахом Мухаммедом б. Ахмадом, исследователь не останавливается. 180 Тмуторокань действительно могла быть одной из целей хазарского похода Владимира. Все указывает на то, что она была взята еще Святославом в походе 965 г., 181 но в начале 980-х гг. ее могли потерять так же, как низовья Волги. Если принять тезис о волжской направленности войн Владимира, становится понятно и то, почему Иаков Мних поместил поход на Корсунь в этот же ряд, хотя прекрасно знал, что он состоялся после крещения. Целью князя было укрепление позиций Руси на Черноморском побережье. Как уже говорилось выше, существует предположение, что Владимир взял Корсунь как союзник императоров. Но одно не мешает другому. Под предлогом помощи будущему шурину русский князь вполне мог заняться решением собственных проблем. Результат известен – Тмуторокань еще сто лет оставалась русским владением. Крещение. Источник Иакова помещает крещение в десятый год после убийства Ярополка 11 июня 6486 (978) г. Если он применял византийский сентябрьский год, то это период 1 сентября 986 г. – 31 августа 987 г. Если отсчет велся только по годам правления Владимира, то это период с июня 987 г. по июнь 988 г. В древнерусском летописании времен НС было в ходу местное летоисчисление с 1 марта. Византийские сентябрьские датировки церковных событий встречаются во времена Ярослава. Как уже было сказано, день его смерти, Федоровская суббота первой недели Великого поста 6562 г., указан по сентябрьскому стилю и в летописи, и в современной записи о смерти князя на стене Софии Киевской (20 февраля 6562 г., воскресенье Федоровой недели). Традиция считать по годам правления императоров тоже восходит к Византии. Видимо, это и вызывало у летописцев сложности в точном определении года крещения. Дата 6495 (987) г. встречается, как уже говорилось, в «Чтении» Нестора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Народные обычаи празднования Пасхи нашли отражение в произведениях искусства. Внимания заслуживают жанровые скульптуры: фигурки христосующихся детей и взрослых, " битье " и " катание " яиц, скульптурные композиции освящения куличей и пасок, муляжи этих блюд. Популярностью пользовались изделия с изображением сценок с торговцами пасхальными сувенирами: представлены подобные предметы, изготовленные на подмосковном фарфоровом заводе Франца Гарднера во второй половине XIX века. Самый распространенный сувенир - пасхальное яйцо. Первоначально верующие обменивались друг с другом крашеными птичьими яйцами. Впоследствии помимо натуральных яиц к Пасхе стали заказывать сувенирные - из дерева, керамики, серебра и других материалов. Обычай таких поздравлений соблюдался во всех слоях общества. Посетители увидят редчайшие экземпляры фарфоровых яиц, изготовленных на Императорском фарфоровом заводе Санкт-Петербурга в XVIII веке. В коллекции Эрмитажа хранится елизаветинское яйцо с маркой в виде двуглавого орла Российской империи. В XIX - начале XX века фарфоровые яйца пользовались в России популярностью. Предметом культа было императорское пасхальное яйцо - его получали непосредственно из рук государя или государыни. Во второй половине XIX века яйца из стекла не уступали в популярности фарфоровым. Применялись техники гранения, росписи, " венецианская нить " . К числу ценных произведений принадлежит подвесное яйцо с гравированным изображением Богоматери Азовской. Оно было изготовлено в 1710-1720-е годы на старейшем стекольном заводе - Ямбургском. Представлены сувенирные пасхальные яйца из драгоценных металлов, поделочных камней, кости, папье-маше. Многие яйца - " с секретом " : это разъемные шкатулки с подарком внутри. Распространение в XIX - начале XX веках получили сувениры с вложенным сюрпризом-игрой. Представлены такие редкие изделия из кости и дерева: внутри можно обнаружить миниатюрную колоду карт или шахматы. Раритетные экспонаты - чудом сохранившиеся расписные яйца из натуральной скорлупы с изображениями святых. Они поступили в Эрмитаж из Музея быта, который располагался в Фонтанном Доме Шереметевых и, скорее всего, принадлежали этой семье.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Непосредственно к Воронежскому ведомству принадлежали крепости: 1) Тавровская земляная, 2) Хоперская, 3) Павловская, 4.) Траншамент на берегу Дона ниже Черкасска, что после переименован крепостью Св. Анны. Тавровская земляная крепость. О ней поле особенно говорено будет. Хоперская крепость также земляная, регулярная с бастионами, рвом окруженная, находится на реке Хопре. Оная построена в 1710 году; или, как по другим запискам значится, в 1716 году; населена была из ближних городов купцами и разночинцами; имела; свой магистрат и коменданта. Пушек на валах 20. Повыше оной на той же реке устроены были верфь, магазины для материалов и припасов и госпиталь. О Павловской крепости говорено будешь после в особой статье о городе Павловск. Траншамент на берегу реки Дона ниже Черкасска сделан и укреплен был по отдаче Азова туркам в 1712 году. В него перевезена была Азовская артиллерия, и в 1725 году оставалось в нем разного калибра пушек 134 и три мортиры медных. При оной 1 офицер, унтер-офицеров, рядовых и мастеровых 301, да Донской казачий полк, в коем людей было 237. Какие, кроме сего, подсудны были тогда непосредственно Воронежу, яко провинции, уездные города, то показано уже во Всеобщем Истор. Сведении о Воронежской Губернии. Кроме оных, прямо к Воронежу приписаны были адмиралтейского ведомства литейные заводы Липецкий, Корминский и Боренский. На них лились пушки, делались ружья, штыки, алебарды, якоря; проволока, сталь, осьмигранное железо и разные к флоту принадлежащие вещи. Заводами управляла контора под смотрением двух комисаров‚ над магазинами особый комиссар и 10 магазинвахтеров. Мастеров доменных, пушечных‚ якорных и проч. 61; их подмастерьев 70; мастеровых 398; для караулов унтер-офицеров и солдат 30 человек, не включая в сие число работавших по нарядам помянутых приписных к заводам городов и татар. В 1725 году было на оных пушек 533. Да при разных верфях находилось построенных по указу 1723 года 400 будар и знатное число заготовлено леса, хранившегося в сараях. Полки на число ревизских Воронежской губернии (кроме приписных к адмиралтейству и заводам) а именно 71.147 душ содержались: Воронежский, Коротоякский и Елецкий. Доходов в казну таможенных, кабацких и всяких мелочных, кроме заводских, в 1724 году было 23.101 рубль 42 копейки 107 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Тут подошел вскоре годовой казачий праздник завоевания Азова ( " Азовское сидение " ). Была панихида, а потом смотр казакам. Приехал атаман А.П.Богаевский, сказал горячую обличительную речь, обвиняя казаков в бездействии, в равнодушии к тому, что происходит на фронте. " Вы тут сидите беспечно, а там солдаты наши голые, разутые, раздетые… Зима надвигается… Недаром большевики злорадствуют: " Скоро придет наш новый союзник — зима! " Действительно, несмотря на богатство казачьей жизни, в атмосфере ее уже чувствовалось разложение. Меня потянуло на Волынь. Я узнал, что председательница " Белого Креста " госпожа Митрофанова, жена ректора Варшавского университета, эвакуированная со своей организацией в Ростов, снаряжает госпиталь в Киев, освобожденный от большевиков. Я решил воспользоваться удобным случаем и добраться до Киева, оттуда я хотел попытаться проникнуть на Волынь. Председательница с удовольствием откликнулась на мою просьбу, мне оставалось лишь перебраться в один из двух-трех вагонов-теплушек ее подвижного госпиталя. Обстановка больничная, и в том же вагоне доктор и сестры. В дорогу надо было запастись провиантом. Мои добрые знакомые снабдили меня большим количеством сушеной рыбы, — и я сам потащил свою кладь на вокзал. Сижу в вагоне день, два… мы не двигаемся. Комендант, сын холмского священника, хмурится: " Трудно вам будет в пути, владыка, — всюду непорядки, банды… не могу пустить поезда; может быть, наши дела на фронте окрепнут, тогда пущу " . А на третий день уже решительно: " Я против того, чтобы вы ехали " . И вот я опять тащусь с вещами к о. Молчанову. Опасения коменданта были основательны: поезд подвергся нападению, и много пассажиров было перебито. Что ж делать дальше? Я сижу в Ростове и жду. На фронте роковой перелом: началось стремительное отступление наших войск. В эти дни у меня разболелись ноги, вновь обнаружилось воспаление вен, и я по совету профессора Варшавского университета Никольского лег в клинику. Ростовские клиники, выстроенные купцами-благотворителями, были прекрасно оборудованы. Я пробыл там недолго и мне стало лучше. Священник, обслуживавший клинику, был кладбищенский и жил рядом с клиникой на кладбище. Он пригласил меня к себе. Я с радостью его приглашением воспользовался, чтобы не обременять собою о. Молчанова.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Сурово? Да, сурово. Но у них такое правило, например, что нагайкой можно пороть только казака. Другие недостойны этого оружия, их надо наказывать палкой или розгой. Люди военные, и жизнь у них строгая. Их с младых ногтей так воспитывали, учили владеть собой и оружием. Считалось, что даже люльку нельзя качать вдоль туловища ребенка, потому что не положено мешать голову с задней частью тела. Колыбель можно качать только вверх-вниз. А иногда люльку специально о стенку ударяли, чтобы с рождения ребенок привыкал к неожиданностям. Или дед говорит внуку: «Я сейчас тебя буду догонять с плеткой. Убежишь - хорошо, не убежишь - значит, получишь». Кинжалы - с детства: сначала играют деревянными, а когда подрастают, то дают настоящие, металлические, остро заточенные. Устав, порядок у них в образе жизни с детства. Думаю, что, если такую жизнь восстановить, она будет очень привлекательна для молодежи. Но все с веры начинается. У каждого казачьего сообщества у нас сейчас есть свой духовный руководитель. Поэтому, когда собираются казаки, приезжают еще 10-15 священников, потому что каждая станица едет со своим духовником. Есть духовник всего казачьего войска, есть духовник самарского отделения, а есть еще те, кто окормляет казаков как боевые священники. Наш владыка Сергий, митрополит Самарский и Сызранский, в свое время был епископом Азовским, викарием Ростовской епархии, а это один из центров казачества. Так что он хорошо с их жизнью знаком. И вот он как-то собрал всех наших атаманов в Самарской семинарии, вышел на трибуну и говорит: «Ну что, ряженые, казаками будем становиться?» Жестко так. От самих казаков тоже есть предложение, что казачество можно восстановить, если прекратить любое его финансирование. Тогда все, кто пришел из корысти, уйдут. Останутся только настоящие. - 80% сразу уйдут... - Сегодня появились кадетские классы, где идет подготовка к службе в армии, военно-патриотическое воспитание. Но казак - не солдат, он - воин. Казачье братство - сотни, эскадроны - отличается от остальной армии по подготовке, по духу, по владению оружием, по тактике ведения боя, по отношению друг к другу. И это как раз то, что будет востребовано молодежью. Потому что у казаков очень много внимания уделялось благородству, внешнему виду, поведению. Мужественность была во всем - в манерах, в одежде, в оружии, в том, как человек сидит на коне. Помните, в «Тихом Доне»: «Смотри, едут-то на коне - все штаны затрут»? То есть казак на коне жил, он как влитой сидел, как одно целое, а эти красноармейцы - скачут как попало... Обучение как покаяние

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

Этим, однако, дело не могло кончиться, потому что король, когда в первый раз получил гетманское письмо от Соломона и отослал последнего с устным ответом к Мазепе, в то же время поручил львовскому епископу Иосифу Шумлянскому войти в сношения с гетманом. Шумлянский охотно принял поручение, потому что в отпадении Мазепы от Москвы увидал средство достигнуть заветной цели – киевской митрополии. Он немедленно же отправил к Мазепе доверенного человека шляхтича Доморацкого с таким письмом: «Молю вашу милость поскорее объявить, в какие отношения желает вступить к королю и республике; теперь, во время сейма, самое удобное для тебя время отозваться со своим желательством к королевскому величеству чрез меня, желательного тебе, республике и королю слугу. Желаем одного: отпусти как можно скорее вручителя этого письма, объявивши ему, что хочешь сделать для короля и республики. В божие время работайте и промышляй те, как бы снять то иго с вольной шеи своего народа. Когда уверимся в приязни вашей милости, сейчас же начнем работать насчет обеспечения, какое должны будут дать вашей милости король и республика». Изустно Доморацкий объявил, чтоб гетман поскорее отзывался со своим желательством на сейм, который будут нарочно тянуть до того времени, пока получат этот отзыв, и ему, Доморацкому, велено как можно спешить, чтоб непременно возвратиться к Светлому воскресенью по новому календарю. Двум полковникам, стоящим недалеко от границ малороссийских, дано приказание быть наготове и по первой обсылке гетмана спешить безо всякой отговорки в Малороссию. Если бы теперь гетман вскоре отозвался с желательною склонностию к польской державе, то епископ Шумлянский, одевшись в мирское купеческое платье, сам приехал бы тайно в Батурин, чтоб именем королевским переговорить обо всем из уст в уста: о вольностях и правах войсковых и чести гетманской, как все это должно быть на будущее время. Мазепа стоял с войском в Лубнах, когда получил это страшное посольство: он велел отдать Доморацкого под караул, подвергнуть его пытке, а письмо Шумлянского отправил немедленно в Москву, куда вслед за тем прислан был и Доморацкий, который был поставлен пред польским резидентом Домиником Довмонтом и повторил пред ним, от кого и зачем был прислан к Мазепе. Резиденту дано было выразуметь, какая с королевской стороны явная противность: как теперь после этого поступать, чему верить, где обнадеживание и обязательство союзное и правда?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010