Когда совершаем на вечерни в притворе литию, тогда на всех молитвах поем Господи, помилуй неодинаковое число раз. Но наконец, при испрошении помилования, поем Господи, помилуй только трижды; и это бывает во славу Пресвятой Троицы, и для выражения того, что все настоящее моление возносится ко всем трем Лицам Пресвятой Троицы. §31. Стихиры стиховны, пение оных на средине храма и лампада на литии Стихиры суть те тропари, которые поются со стихами, о чем сказано было выше (в §19). Стихиры, поемые на Господи, воззвах и на хвалитех, в какой бы ни было праздник и день, всегда заимствуют для себя стихи из одних и тех же псалмов. Поэтому они и называются или просто стихиры, или стихиры на Господи, воззвах, и стихиры хвалитны. На стиховне же стихиры называются стиховными: 1) потому, что стихи перед этими стихирами всегда полагаются различные, приличные празднуемому торжеству, а не одни и те же; 2) так как на литии стихиры пелись без стихов, а на стиховне, после литии, они поются со стихами, то для различия от тех стихир они и называются стиховны. Эти две причины и кроме сего то, каким образом после литии входят в храм, и для чего оба лика поют стихиры стиховны, сошедшись на средине, Симеон Солунский (в гл. 341) объясняет так: «совершив литию, иерей входит в храм царскими вратами (средними западными), и перед ним несут лампады, которые означают Божественный свет и святых, и которые предносятся во всяком входе. За отцем (игуменом), который входит как бы на небо, следуют и прочие, идя вместе с настоятелем, как с Иисусом Христом, показывающим путь всем. Лики же, соединившись вместе, стоят на средине храма, чем образуют отверзтие нам неба, соединение с нами ангелов, бывшее чрез Христа, и поют стихиры стиховны, а пред ними стихи, приличные празднику. Если день воскресный поются воскресные стихи: Господь воцарися; если же какой-нибудь другой праздник, поются стихи и песни, приличные празднику и для того именно придуманные; если же празднуется какому-нибудь святому, то стихи из псалмов и стихиры поются по чину в честь празднуемого святителя, мученика или преподобного. Вот почему и сии стихиры и называются стиховны. Но называются стиховны и потому еще, что на литии и в притворе стихиры пелись без стихов». §32. «Ныне отпущаеши»

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Еще один человек, ставший участником этого события – 84-летняя пророчица Анна, дочь Фануилова, которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем [Богомладенце] всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме ( Лк. 2; 37, 38 ). Особенности богослужения праздника Хотя Сретение Господне имеет двойственный, господско-богородичный, статус, по построению (уставу) богослужения он отнесен к Богородичным праздникам. Поэтому, если он случится в воскресенье, воскресная служба не отменяется, а поется вместе со службой праздника, как во все Богородичные праздники. Из особенностей, присущих службам Господских праздников, в чинопоследование Сретения внесены следующие моменты: 1) во время Литургии на малом входе произносится входной стих; 2) после входного стиха поются тропарь и кондак праздника; 3) в конце всенощного бдения и Литургии особый отпуст праздника заменяется воскресным отпустом, если праздник случится в воскресенье. Особенности великой вечерни После малого входа читаются три паремии. 1 . 12-я глава книги Исход, стих 51, далее 13-я глава этой же книги, стихи с 1-го по 3-й, с 10-го по 12-й и с 14-го по16-й, далее 22-я глава книги Исход, стих 29. После стихов книги Исход читаются стихи книги Левит: 12-я глава, стихи с 1-го по 4-й, а также стихи 6-й и 8-й. Завершается первая паремия чтением 8-й главы книги Чисел, стихов с 15-го по 17-й. В этой паремии говорится о посвящении еврейских первенцев мужского пола Богу и о дарах, которые родители должны были принести после дней очищения. 2 . 6-я глава книги пророка Исаии, стихи с 1-го по 12-й. Вторая паремия говорит о видении пророка Исаии, когда ангел прикосновением горящего угля к его устам очистил его от грехов, сделав его, таким образом, способным нести великое служение. 3 . 19-я глава книги пророка Исаии, стихи: 1-й, с 3-го по 5-й, 12-й, 16-й, и с 19-го по 21-й. Третья паремия содержит пророчество Исаии о посещении Египта Христом. Три раза во время всенощного бдения поется тропарь праздника:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Исходя из данных рукописных источников, И. К. жил во 2-й пол. XIV - нач. XV в. Предположительно И. К. род. после 1360 г., расцвет его деятельности начался ок. 1400 г. В этот период он активно сочинял песнопения по заказу патриарха К-польского Матфея I (1397-1410), что следует, напр., из указания в Анфологии-Матиматарии сер. XVII в. письма Космы Македонца (Ath. Iver. 993. Fol. 279-279v): «Стихи хвалебные Пресвятой Богородице, сочиненные на кратиму, называемую «виола», Иоанном, лампадарием, по распоряжению и просьбе Святейшего патриарха господина Матфея на 4-й плагальный (8-й) глас «Юже древле предвозвестиша пророков лики» (Ην πλαι προεκρυξαν τν προφετν χορεαι)». В Анфологии кон. XVI - нач. XVII в. (Атн. Doch. 315. Fol. 194) этот пятнадцатисложник назван сочинением патриарха: «Стихи хвалебные Пресвятой Владычице нашей Богородице, сочинение кир Матфея, патриарха Константинополя, переложенные же Иоанном, лампадарием, на кратиму Кукузеля, называемую «виола»…». В нек-рых рукописях присутствуют ремарки, свидетельствующие о том, что И. К. также распел стихи своих современников - поэтов Иоанна Ласкаря Пигонита и Константина Асана (расцвет деятельности обоих приходится на 1-ю четв. XV в.). На стихи Иоанна написаны богородичен «Светильниче радостный, святый, Двере Света незаходимого» (Λαμπδα φαδρυνον, σεμν, πλη φωτς δτου) на 4-й глас (см. Анфологию-Матиматарий 1-й пол. XVIII в.- Ath. Xeropot. 329. Fol. 414v) и троичен «Слово Отчее и соприродный Душе» (Λγε πατρς κα συμφυς πνεμα) на 4-й плагальный глас (см. Теоретикон-Матиматарий кон. XV в. письма Иоанна Плусиадина - Ath. Dionys. 570. Fol. 168), а на стихи Константина - богородичен «Неопальную Купину Моисей виде на горе» (Αφλεκτον βτον σε Μωσς κατεδεν ν τ ρει) на 1-й глас (см. Матиматарий 1670 г. письма Космы Македонца - Ath. Iver. 991. Fol. 399), троичен «Божественную Триединицу вернии воспоим неслиянно» (Θεν τριδα ο πιστο μνομεν συγχτως) на 4-й плагальный глас (см. Икиматарий-Кратиматарий 1-й пол. XV в. в ркп. Ath. Iver. 972. Fol. 235v; в ркп. Ath. Dionys. 570 эти стихи приписаны Иоанну Ласкарю (Fol. 170v - 171)) и троичен «Боже, Троице нераздельная лицы, но не естеством» (Θε, τρις διαιρετ προσποις ο τ φσει) на 2-й плагальный (6-й) глас (см. Пападики 1-й пол. XV в.- Ath. Iver. 974. Fol. 433).

http://pravenc.ru/text/471305.html

Так совершается утреня в понедельник, вторник, среду, четверг в пятницу св. Четыредесятницы, если не случатся в эти дни праздники: Обретение главы св. Иоанна Предтечи (24 февраля), Сорока мучеников (9 марта), Благовещение (25 марта) и храмовые. Особенности утрени в субботу 2-й седмицы (поминовение усопших) После шестопсалмия – «Аллилуиа» и тропарь: «Апостоли, мученицы...» (дважды), «Слава» – «Помяни, Господи...», «И ныне» – «Мати Святая...». Затем – кафизма 16-я с обычным делением на три «Славы». Малая ектения, седальны, мученицы Октоиха с Богородичными. Хор поет начальные стихи 1-я статии 17-й кафизмы (на 5-й глас): «Блажени непорочнии в путь...» с припевом; «Благословен еси...». Иерей (или чтец) читает последующие стихи 118-го псалма, а хор к каждому стиху подпевает: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим». Кафизма разделяется на две статии. По окончании 1-й статии (последний стих ее): «Вовек не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси» 111 , священнослужитель (с кадилом) творит малую заупокойную ектению. Хор: «Господи, помилуй» (единожды, а не трижды). По возгласе: «Яко Ты еси воскресение и живот...» (молитва «Боже духов...» читается тайно) хор поет начальные стихи 2-й статии: «Твой есмь аз...» с припевом на каждый стих: «Спасе, спаси мя». По окончании 2-й статии: «Жива будет душа моя... взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забых» (стихи 175-й и 176-й) поются тропари «святых лик...» с припевом: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим». В это время совершается полное каждение храма. По окончании тропарей – малая заупокойная ектения и молитва: «Боже духов...», в которой иерей поминает усопших. По возгласе хор поет седален, глас 5-й: «Покой, Спасе наш...», «Слава, и ныне» – «От Девы возсиявый...», псалом 50-й. (Молитва «Спаси, Боже, люди Твоя...» по субботам Четыредесятницы не глаголется.) Канон Минеи – с ирмосом на 6 и храма святого – на 4. Если храм Христов или Богородицы, поется канон храма с ирмосом на 6 и Минеи – на 4. «Глаголется бо ирмос и тропарь без стихов и держим стихи от «Тогда потщащася...». Не стихословим бо песней от начала до 6-я песни во всех субботах святыя Четыредесятницы. От 6-й же песни начинается трипеснец, стихословятся же и песни» (Триодь, суббота 2-й седмицы). Это уставное указание означает, что начальные библейские стихи 1-й – 5-й песней не поются (не стихословятся).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация Поэзия великой святой XX века Марии (Скобцовой): стихи, поэмы, мистерии. В собрание также вошла философская повесть «Юрали». Оглавление этого тома: Стихи из разных книг Из серии стихов «СТРАНСТВИЯ»1931г. На закате загорятся свечи… Кто я, Господи? Лишь самозванка… Из цикла»ОЖИДАНИЕ» За этот день, за каждый день отвечу… Я знаю, зажгутся костры… Запишет все слова протоколист… Из цикла»ПОКРОВ» Ни формулы, ни мера вещества… Два треугольника — звезда… Из цикла стихов»ЗЕМЛЯ» Нет, Господь, я дорогу не мерю… Не голодная рысит волчиха… Из цикла»СМЕРТЬ» Только к вам не заказан след… Прощайте берега. Нагружен мой корабль… Ранние стихи из книги»РУФЬ» От пути долины, от пути средь пыли… Премудрый Зодчий и Художник… Когда мой взор рассвет заметил… Бодрствуйте, молитесь обо мне… Из книги «СТИХИ»1932г. Мне кажется, что мир еще в лесах… Мы не выбирали нашей колыбели… Средь этой мертвенной пустыни НЕИЗДАННЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ До свиданья, путники земные… У самых ног раздастся скрип и скрежет… Святости, труда, или достоинства… Ты по–разному откинул всех… Стихи (по алфавиту) Братья, братья, разбойники, пьяницы… В рубаху белую одета… Вечно громоздить на встречу встречу… Вижу одежды сияющий край… Всё ещё думала я, что богата… Всё пересмотрено. Готов мой инвентарь… Господь мой, я жизнь принимала… Да, надо будет, в гробовой колоде… Ещё до смерти будет суд… Жить в клопиной нищенской каморке… За этот день, за каждый день отвечу… «И каждую косточку ломит… Из недр встали мертвецы… Искала я таинственное племя… Каждая мышца свинцом налита… Когда мне говорят, что жизни я не знаю… Когда мой взор рассвет заметил… Мы не выбирали нашей колыбели… Дом на улице Лурмель Не буду ничего беречь… Не всё ль равно? Сначала заболею… Не слепи меня, Боже, светом… Не то, что мир во зле лежит, не так… Небесный Иерусалим… Нежданно осветил слепящий, яркий свет… Нечего больше тебе притворяться…

http://pravbiblioteka.ru/book/stihi-poem...

«Каменем покрывся, – поет о Моисее Святая Церковь , – не видел еси лица Божия яко утаена, о боговицче, воплощение же познал еси Слова, яко задняя» (тропарь по пятой песни канона 18 сентября). 14. Восстановление Завета и прославление Моисея (Исх. 34) Стихи 1–10 Для полноты восстановления нарушенного завета Господь повелел Моисею вытесать две новые каменные скрижали и утром взойти с ними на гору, обещаясь написать на них слова, которые были написаны на первых скрижалях, разбитых Моисеем, когда он увидел поклонение евреев золотому тельцу (стихи 32, 19). Никто не должен был подниматься с Моисеем на вершину горы (1–3 стихи). На утро другого дня, вытесав две новые скрижали, Моисей взошел 137 на гору. Господь сошел сюда в облаке и остановился близь Моисея (слав. «предста ему тамо Моисею»), это явление Бога Моисею было исполнением просьбы, ранее обращенной им к Господу «покажи ми славу Твою» (38:18). Явившись Моисею, Господь провозгласил Свое имя Иегова (слав. «и призва именем Господним») – имя, указывавшее на вечность и неизменность Господа (стихи 3, 14–15). Вместе с этим Господь благоволил открыть и другие свойства Своего существа – милосердие и правосудие. Господь назвал себя Богом щедрым и милостивым, долготерпеливым и многомилостивым, творящим милости «в тысящи», отъемлющим беззакония, и неправды, и грехи. Эти свойства безмерной («в тысящи») милости Господа выражались ближайшим образом в прощении согрешившего и раскаявшегося народа еврейского, а в высочайшей степени имели выразиться в искуплении всего человечества от греха и духовной смерти через Христа Спасителя, как на это указывалось в объяснении предыдущей главы. Но будучи милостивым, Господь является в то же время Богом истинным, не оставляющим виновных без наказания, наводящим грехи отцов на чада, на чада чад, до третьего и четвертого рода. Таким образом, божественное правосудие, противопоставляемое безмерному милосердию, является простирающимся только до третьего и четвертого рода. С благоговением поклонившись Господу, Моисей умолял Его простить грех народа, по-прежнему 138 руководить им: и Господь дает обещание восстановить нарушенный евреями закон, вновь взять под Свое покровительство народ и явить среди него великие знамения и чудеса (4–10 стихи). Стихи 11–28

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Есенин Сергей Александрович (1895–1925) – известный русский поэт, лирик. Начал печататься с 17 лет. Ранние стихи посвящены лирическому описанию русской природы. В послереволюционный период для Есенина стали характерны бунтарство, богоборчество и пессимизм. Страдал алкоголизмом. Покончил жизнь самоубийством. В IV издании книги «Отец Арсений» (М: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского института, 2000. С. 658) приводится рассказ одного из духовных детей о. Арсения, Н.Т.Лебедева, записанный со слов бывшего главного редактора издательства «Советский писатель» Ильи Сергеевича (его фамилию Н. Лебедев не сообщает) о поэтах «серебряного века», с которыми тот дружил еще с дореволюционных времен: «Сергей Есенин, конечно, обладал гениальностью поэта, глубочайшей лиричностью, тонкостью восприятия, любовью к природе (рябине, березке, клену, к глупому жеребенку), но не имел умственного кругозора. Знания его были поверхностные, заимствованные из услышанных разговоров. От христианства, Иисуса Христа, Церкви, православия он отрекся еще в 1918 году, написав оскорбительно-кощунственное стихотворение, называемое «Инония», и никогда не считал написанное ошибкой Когда он писал стихи, на него нисходило озаряющее творческое вдохновение, даже не всегда понятное и ему самому, но если стихи или поэма были уже написаны, он становился ограничен, беден, бессодержателен, тускл». В журнале «НЛО» 44 от 1 ноября 1999 г. С.И) высказывается предположение исследователя творчества Есенина Е.В.Курдакова о том, что многочисленные дебоши Есенина объясняются каким-то посторонним воздействием на разум поэта. В судьбе талантливого поэта Сергея Есенина как бы слились воедино судьбы многих заблудших сынов и дочерей России. Оторвавшись от православия, поэт взбунтовался против Бога. Его душа, лишенная за многие грехи Божией благодати, превратилась в игрушку злобных духов, возбудивших в ней яростное стремление к свободе от всех нравственных законов, установленных Творцом. Под действием вселившегося в него богохульного духа Есенин писал такие же богохульные стихи, подавляя все то доброе, что вместе с верой в любящего Бога еще жило в его душе. Но когда на время отходил от него дух злобы, ввергавший поэта в отчаяние, тоску и безысходность, поэт создавал чудные, задушевные, проникнутые щемящей любовью к Родине стихи. (См.: Есенин и Фауст. Сходство судеб?//От чего нас хотят спасти. М.: Даниловский благовестник, 2001.)

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

«Жил поэт Гумилев, писал стихи…» 97 лет назад под Петроградом расстреляли поэта Николая Гумилева 27 августа, 2018 97 лет назад под Петроградом расстреляли поэта Николая Гумилева Поэт. Путешественник. Офицер. С его легкой руки начался акмеизм, а в стихи вошли география, этнография и зоология. «Я хочу, чтобы не только мои стихи, но и моя жизнь была произведением искусства», – говорил он незадолго до смерти. Мало кто из больших поэтов Серебряного века был так запретен в советские годы, как он. И вполне понятно, что сегодня – в так называемое «стабильное время» – именно его стихи цитируются на островках, вероятно, самой максимальной свободы мысли и слова в России – на столь популярных рэп-батлах. Николай Гумилев был расстрелян 97 лет назад, и так уж повелось у людей – это повод вспомнить великого поэта. Портрет Государя Молодое Советское государство. В воздухе витают идеи нового общества, уравнения и всенародного просвещения. Для матросов Балтийского флота устраивается вечер поэзии. Среди прочих на мероприятие приглашен Николай Гумилев. Читая подборку стихов, он вдруг с особым значением выделяет строки: Я бельгийский ему подарил пистолет И портрет моего Государя. Присутствовавшая на том вечере поэтесса Ирина Одоевцева вспоминала: «По залу прокатился протестующий ропот. Несколько матросов вскочило. Гумилев продолжал читать спокойно и громко, будто не замечая, не удостаивая вниманием возмущенных слушателей. Кончив стихотворение, он скрестил руки на груди и спокойно обвел зал своими косыми глазами, ожидая аплодисментов. Гумилев ждал и смотрел на матросов, матросы смотрели на него. И аплодисменты вдруг прорвались, загремели, загрохотали. Всем стало ясно: Гумилев победил». Противостояния в его жизни были всегда. Ему постоянно приходилось что-то преодолевать, что-то о себе доказывать – себе и другим. С самого раннего детства и вплоть до пятнадцати лет Николай был болезненным ребенком: постоянно страдал головными болями, был легко возбудим, очень впечатлителен. К тому же у мальчика развилось сильное косоглазие, из-за чего он всегда выделялся среди сверстников, а в будущем долгое время признавался негодным к военной службе. «Меня очень баловали в детстве, – вспоминал он. – Больше, чем моего старшего брата. Он был – здоровый, красивый, обыкновенный мальчик, а я – слабый и хворый. Ну, конечно, мать жила в вечном страхе за меня и любила меня фантастически».

http://pravmir.ru/zhil-poet-gumilev-pisa...

Любовь, всегда видящая лице Господа, не может не видеть, как омрачается оно от того или другого оскорбления, а видя это, не может не сокрушаться; сокрушаясь же, не может не проливать слез. Так святой Петр по отречении от Господа в каком–то непонятном забытьи, встретив очами своими обличительный взор Господа, «изшед вон со двора архиереова» — места оскорбления Господа, «плакася горько» (Лк.22,62). Стихи 137 — 144 Восемнадцатое восьмистишие идет под буквою «цаде — бок, сторона». Так как у пророка дело идет все о заповедях, то в этом восьмистишии надо искать указания разных сторон или самих заповедей, или отношения их к нам. Здесь указываются стороны сего последнего. Можем себе представить в средине корпус заповедей, к которому можно подходить с востока, запада, севера и юга. С каждой стороны отношение к ним выражается особым расположением. С востока станет «вера» — уверенность, что заповеди Божий суть правда и истина непреложная (стихи 137—138); с запада — исходящая из этой уверенности «ревность» об исполнении всех этих заповедей и своя к ним любовь (стихи 139—140); с севера — «смирение с надеждою» (стихи 141 — 142); с юга — «терпение» всего находящего из–за верности заповедям (стихи 143—144). Таково содержание сего восьмистишия. Стих сто тридцать седьмой «Праведен ecu Господи, и правы суди Твои». Пророк исповедует праведность Господа, восставляя убеждение, что ничто неправое не может исходить из уст Божиих: «праведен еси, Господи»; но исповедует это не в виде отвлеченного созерцания, а как основание правости судов Божиих. Суды Божий означают и присуждения вообще, то есть все, чему быть, присуждает Бог: это вводит в область промышления Божия и исполняет успокоением в преданности воле Божией. Но поелику здесь речь идет о заповедях, как это видно из нижеследующего стиха, сходного по содержанию своему с настоящим, то ближе будет под «судами» разуметь присуждения, коими Бог определяет, как должно нам жить, определяет то есть не участь нашу, а то, как надо нам действовать, независимо от нашей участи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

В последние несколько лет число постоянных членов клуба неизменно растет. Все большее количество людей осознают важность воцерковления и трезвенного просвещения, общего делания. За активную работу в деле трезвенного просвещения почетную грамоту клуба получил А.М.Купин. Также почетными грамотами клуба были награждены и некоторые другие его активные участники, в частности, Людмила Тихоновна Машкова, которая на протяжении многих лет организует автобусные крестные ходы и различные другие мероприятия, пользующиеся заслуженной популярностью у прихожан. В ходе праздничного вечера выступали многие активные члены клуба «Бодрствование». Они читали свои стихи, а также стихи и рассказы православных писателей и поэтов (Ивана Шмелева и других). Отметим, что простые по содержанию, незатейливые стихи участников клуба поражают своей искренностью. Процитирую одно из таких стихотворений, написанное Виктором Владимировичем Брязгиным 7-8 января 2011 года, первую строчку которого я взял в качестве заголовка для этой статьи: Христос родился: чудо из чудес, Родился для спасения народа. И слышим колокольный благовест, И не пугает нас любая непогода. В вертепе рядышком с ягнятами лежал, И с Ним была Пречистая Мария. Отец Небесный нам Его послал, Младенца кроткого, ведь Он Мессия. На небе Ангелы поют, и звезды ярко светят, И счастье не ушло совсем от нас. Все взрослые становятся как дети, А детям этот праздник радость даст. В ходе вечера один из членов клуба Андрей Колено исполнил под гитару свои стихи – «Приход на Цветочной», которое посвящено настоятелю храма во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» на заводе АТИ протоиерею Иоанну Миронову, и стихотворение «Православная новогодняя», посвященное святому мученику Вонифатию, избавителю от пиянства и прочих страстных пороков. Все участники вечера дружно ему подпевали. Затем состоялась братская трапеза, в ходе которой ее участники исполнили хором рождественские колядки, духовные стихи, в том числе иеромонаха Романа (Матюшина), поделились впечатлениями от вечера, от крестного хода , прошедшего 1 января в Александро-Невской лавре, огласили планы на будущее.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/01/09/hr...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010