Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Леонт Адрианопольский, мч. Описания иконы Леонт Адрианопольский, мч. - житие Святой мученик Леонт Адрианопольский был усечён мечом за смелое и открытое исповедание веры во Христа во времена жестоких гонений на христиан. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Венеция (?). 1704.] Собор святых празднуемых 22 января (ап. Тимофей, прмч. Анастасий Персянин, прп. Иосиф Самак, мч. Викентий дьякон и мчч. Адрианопольские). Константин Тзане. Икона (фрагмент). Венеция (?). 1704 г в. Собрание Музея икон. Венеция. Файл 7768.jpg:   Размер: 507x802, 0.41 MPix, 92 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (165) , (1) .

http://pravicon.com/icon-2271

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ V (Маргуний), Патриарх К-польский (27/28.05.1709 - 4.12.1711). Род. на о-ве Крит; учился в ун-те г. Галле (Саксония), где получил прекрасное образование, знал лат., араб., нем. языки. Занимал кафедру митр. Тырновского и Адрианопольского (ок. 1692). После низложения и ссылки на Афон Патриарха Киприана на К-польский престол одновременно с А. был избран митр. Кизический Кирилл (см. Кирилл IV , Патриарх К-польский), но по настоянию великого визиря Али-паши избрание это было признано недействительным. Во время своего Патриаршества А. начал деятельность по исследованию и упорядочению литургико-канонических традиций К-польского Патриархата; издал книгу, содержащую церковное чинопоследование на весь год (1709), составил множество канонических постановлений и синодальных актов, занимался решением мн. канонических вопросов. После отставки Али-паши архиереи, поддержанные знатными греками, низложили А. и возвели на Патриарший престол Кирилла IV. Существует мнение, что А. был низложен за церковные нововведения и прозап. образ мыслей. После ухода с Патриаршества А. жил в К-поле, в 1718 г. на нек-рое время переехал в Яссы, затем вернулся в К-поль, где и умер. Б. А. Нелюбов А. проявил себя также как мелург, автор немногих, но значительных муз. сочинений. Певч. искусству он учился у Баласиса , иерея и номофилакса, прозванного «лебедем музыки». В рукописях песнопения А. надписаны следующим образом: «митрополита Тырновского», «Адрианопольского», «патриарха, бывшего [митрополита] Тырновского и Адрианопольского», «Афанасия патриарха, Критского» или «бывшего [патриарха] Константинопольского». Ему принадлежат 2 херувимские песни, 2 воскресных причастна (на 1-й и 1-й плагальный (5-й) гласы), 5 многолетий (архиереям Синая, Никомидии, экзарху Фессалии, правителю Угровлахии), 2 калофонических ирмоса, изданных протопсалтом Григорием (Καλοφωνικ Ερμολγιον. Κωνσταντινοπολις, 1835. Σ. 166-169), матима на Рождество Христово «Μυστριον ξνον» (    ) 1-го гласа, а также избранные стихи (Εκλογα) 1-го гласа св. вмц. Екатерине «Υπομνων πμεινα τν κριον. Αλληλοια» (      .  ; Пс 39. 2), как уточняется в надписаниях мн. рукописей, «отобранные и переложенные (κλεχθντες κα τονισθντες) господином Афанасием Тырновским через посредство кафигумена господина Никифора» (Iver. gr. 1009. Fol. 213). Особое значение имеет сделанное А. «толкование» (ξγησις; в древнерус. пении аналогичным термином является розвод ) погребального Трисвятого на 2-й плагальный (6-й) глас, ставшее 2-м по времени случаем записи «экзегетическим» (или аналитическим) способом, что важно для уточнения границ 2-го (ок. 1670) и 3-го (до 1814) периодов развития визант. нотации .

http://pravenc.ru/text/76944.html

Вестник» – нельзя найти в княжестве ни одного семейства, которое бы оставило свою праотеческую православную веру и приняло католицизм. Одно сопоставление числа католиков-болгар до освобождения Болгарии с общим количеством их в настоящее время рельефно показывает справедливость этих слов. В 1879 году в Болгарии было около 30 тысяч болгар-католиков, а именно: 4 тысячи в Свищовском и Никопольском округе и 12 тысяч в Филиппопольском, а остальные в округах Адрианопольском, Солунском, Кукушском и Скопийском со включением Кратова, Кюстендиля, Радомира, Брезника, Дубницы и Джумаи. В Солунском округе в настоящее время 4 дома или 20 душ болгар-униатов; в Полянинской епархии – 167 домов или 835 душ, в Адрианопольском округе 108 домов или 540 душ, а в Скопийском, Кратовском, Кюстендильском и пр. нет ни одного дома болгар-католиков. В пределах нынешнего княжества болгар-католиков не прибавилось. По второй переписи в княжестве всего 32540 душ католиков, из коих 18135 душ болгар-католиков, именно павликиан в округах Филиппопольском, Свищовском и Никопольском и католиков в округах Вратчанском и Сливенском. Остальные (14416) католики суть иностранцы разных народностей, рассеянные по разным городам княжества. Павликиан в Филиппопольском округе – по второй переписи – 10552 души, в Свищовском и Никопольском 6119 душ, в Вратчанском округе переселенцев из Баната (Венгрия) 1265 душ и в Сливенском католиков 199 душ. Другими словами, – в княжестве болгар-католиков, за исключением переселенцев из Баната, всего 16675 душ. Если сравнить это количество болгар-католиков с числом их у других православных народов, то – говорит «Црк. Вестник» – окажется, что болгары наименее дали жертв в пользу Рима и что они – судя по положительным данным – наиболее твердо держатся своей праотеческой православной веры 433 . —568— Дай Бог, чтобы и впредь болгары и в княжестве, и в пределах Турции оставались неуклонно верными и преданными церкви православной! Во всяком случае пастырям болгарским и церковным властям предлежит зорко следить за деятельностью римско-католической пропаганды в Болгарии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

439 Историк Никита, говоря о царствовании Алексея, брата Исаака Ангеля упоминает о каком–го Феодоре Иринике, который состоял на государственной службе и был, по словам историка, «человеком старательным, любезного характера, изысканно красноречивым, умевшим ко всякому снизойти и примениться» (Царствование Алексея, брата Исаакова. Кн. II, гл. 4). Но одно ли и то же лицо Феодор ириник, описанный Никитой, и Феодор–патриарх – утверждать не беремся, хотя и склоняемся больше в пользу тождества этих лиц. 440 Георгии Акрополит. Летопись, гл. 19. У Ефремия, известия которого о Патриархах отличаются панегирическим характером, сейчас приведенное замечание опущено. К тому же нужно сказать, что Ефремий написал свое летописание стихами, ли, точнее, виршами, а стихотворцы, как известно, отличаются поэтической вольностью в сообщении известий 453 Содержания этих определений не приводим, так как они касаются частных вопросов: в них находим разбор одной жалобы епископа, решение некоторых вопросов о ставропигии и т. д.: Migne. PG. Т. 119, pp. 798–808. Напрасно в издании Миня, по примеру Леунклавия, к имени патриарха Германа сделано примечание: «Этот патриарх сначала был епископом Адрианопольским» (798). Здесь, очевидно, перемешаны два Германа: Герман II, о котором мы говорим, с Германом III, который был патриархом Константинопольским по возвращении столицы из Никеи в Константинополь и который действительно сначала был епископом Адрианопольским. 455 Преосв. Порфирии. Проповедники в Константинополе и Адрианополе. Труды Киевской Духовной Академии, 1880, II, с. 498–500. – Герману, кроме вышеуказанных сочинений, принадлежит еще письмо к деспоту (Деспот – высший титул византийской иерархии. Присваивался, как правило, Детвенникам императора. Этот титул носили также правители Эпиры и Морей.) Мануилу (написано в 1232 году), но оно не замечательно. Miklosich. Acta et diplomata. Т. Ill, 62–65. 456 Первым преемником Германа был Мефодии II, но он правил Церковью только три месяца (в 1240 г.) Акрополит делает нелестную характеристику Мефодия:«Мефодий слыл за человека многосведущего, но на самом деле он знал очень немногое» (Летопись, гл. 42).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕОФИТ IV Патриарх К-польский (27 нояб. 1688 - 7 марта 1689). Н. род. в Эпире. Впервые Н. упоминается в источниках как диакон будущего патриарха Парфения II в бытность того митрополитом Янинским. В 1639 г. Н. прибыл в Адрианополь в связи с избранием Парфения на Адрианопольскую кафедру. В 1644 г. Парфений взошел на К-польский престол, а Адрианопольскую кафедру передал Н. Из-за финансовых разногласий Н. вступил в конфликт с прежним покровителем, был смещен в янв. 1650 г. (томос о низложении: Γεδεν. 1913. Σ. 46-51), но восстановлен на кафедре в июне 1651 г., с началом 2-го Патриаршества Иоанникия II Линдиоса. Н. поддерживал тесные отношения с Дунайскими княжествами, неоднократно посещал Валахию. В годы митрополичьего служения Н. вел активную переписку с интеллектуалами и выдающимися церковными и политическими деятелями эпохи. Эта переписка частично сохранилась в рукописи Athen. CPolit. Metoch. S. Sep. 553. Fol. 471-628 (описание см. в: Παπαδπουλος-Κεραμες Α. Ιεροσολυμητικ βιβλιοθκη. Πετροπολις, 1915. Τ. 5. Σ. 110-113). Согласно каталогу К. Сафы, рукопись содержит в т. ч. обширную переписку Н. с патриархами Иерусалимскими Нектарием и Досифеем II Нотарой , патриархом Александрийским Иоанникием , митр. Газским Паисием Лигаридом ( Σθας. ΜΒ. Τ. 3. Σ. 515-518). По словам корреспондентов Н., в Адрианополе им была собрана обширная б-ка. В 1672 г. патриарх Нектарий послал Н. книгу воспоминаний Сильвестра Сиропула о Ферраро-Флорентийском Соборе ( Γεδεν. 1913. Σ. 7). Благодаря посредничеству Паисия Лигарида слава об учености Н. достигла ушей рус. царя Алексея Михаловича и в 1665 г. он приглашал его приехать на Русь для участия в обсуждении дела удалившегося патриарха Никона (Ibid. Σ. 33-35), но сведений о прибытии Н. в Москву нет. Собрание писем остается практически не исследованным. В 1883 г. его изучал, находясь в К-поле, рус. византинист И. Е. Троицкий, но результаты этой работы не опубликованы ( Герд. 2004. С. 33). Крупные отрывки из писем и отдельные послания приводятся М. Гедеоном ( Γεδεν. 1913. Σ. 28-42). Полноценно исследована переписка Н. с митр. Нисским Германом (Локросом), включающая 26 писем ( Tsourkas. 1970. P. 79-81, 118-120). Другой кодекс с перепиской Н. хранится на Афоне (Ath. Iber. 731. Fol. 62-82), но точный состав писем в нем неизвестен ( Lambros S. P. Catalogue of the Greek Manuscripts on Mount Athos. Camb., 1900. Vol. 2. N 4851. P. 213). В румын. архивах сохранилась переписка Н. с ученым Иоанном Комнином Моливдом (буд. митр. Доростольским Иерофеем), относящаяся к 1681-1686 гг. Из посланий митр. Иерофея следует, что Н. снабжал его книгами, которые затем использовались в обучении буд. молдавского господаря Димитрия Кантемира, в т. ч. сочинениями по истории Византии (трудами Никифора Григоры и Лаоника Халкокондила) и Дунайских княжеств ( Πντος. 2007. Σ. 163-165, 233-237).

http://pravenc.ru/text/2565004.html

Кандиларов, Самарджиев, Градинаров, Зафиров, Бочваров, Тилков, Ихчев и Георгиев. В течение года были произведены две репетиции в конце ноября и в феврале. С 15 мая начались испытания зрелости, выдержанные удовлетворительно всеми окончившими VI класс; с 31 мая начались остальные экзамены. На экзаменах много раз лично присутствовал блаженный экзарх Иосиф I: на некоторых экзаменах присутствовали экзархийский инспектор г. Юрданов и экзархийский чиновник г. Начов. Учителя в течение года имели 20 учительских заседаний. Семинария часто посещалась посторонними лицами (особенно в 1898 году по случаю освящения церкви), из них один сделал пожертвование в пользу семинарской библиотеки. По месторождению ученики были из 73 различных мест и из 6 различных округов, именно: 3 из Константинополя, 34 из солунского округв, 17 из битольского, 9 из екопийского, 11 из адрианопольского, 14 из Болгарского —477— княжества. Окончили курс: 3 из солунского округа и по 1 из битольского, адрианопольского и княжества Болгарского. – Все ученики семинарии – стипендиаты пансионеры. В свободные часы семинаристы занимаются садоводством. Пища в посты – постная, с прибавлением третьей порции. Успехи учеников на экзаменах оказались удовлетворительными, и все переведены в соответствующие высшие классы. – После прочтения отчета согласно программе торжества, имели место речи, декламации, приветствия и пение. Особенно трогательны были выражения признательности учеников к блаженному экзарху за его неусыпные заботы и отеческую любовь к семинарии. В заключение всем окончившим курс экзархом выданы были дипломы и по экземпляру Библии. 2719 – На 1899–1900 учебный год экзархия постановила принять в I класс семинарии только 21 ученика и распределила, из каких епархий и по сколько учеников должно быть принято. О присылке подготовленных кандидатов сообщено митрополитами и председателями общин. Кандидаты должны удовлетворять следующими условиям: 1) должны иметь не более 16 лет, 2) должны иметь свидетельство об окончании III класса гимназий с очень хорошим успехом и иметь отличное поведение, 3) должны представить свидетельства о крещении и о бедности, 4) принимаются дети добрых священников или благочестивых семейств и 5) должны быть физически хорошо развиты и без телесных недостатков (в семинарии, поступающие подвергаются предварительному медицинскому осмотру).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мог ли думать вообще генерал Гурко, что эти битвы были уже напрасны и бесплодны в тο время!? По занятии Казавлыка и Шипки, он решил перенести театр своих действий за Малые Балканы и взять город Эски-загру, что и было исполнено 10-го июля Казанским драгунским полком. Появление русских в этом городе сопровождалось ликованием и самым восторженным приемом со стороны горожан-болгар. Турецкие власти бежали, но порядок в городе почти не нарушился, благодаря нашему быстрому вступлению. Влиятельные болгары долго отказывались принять на себя управление городом, опасаясь вторично появления турок и их мести. После занятия Эски-Загры были предприняты два набега на ветви железных дорог адрианопольско-ямбольскую и адрианопольско-филиппопольскую. 12-го июля кавалерия испортила телеграф, разрушила полотно и рельсы двух участков и собрала важные сведения о неприятеле. На следующий день генерал Гурко сформировал особый отряд, вверенный герцогу Николаю Максимилиановичу Лейхтенбергскому, с назначением охранять как самый город Эски-Загру, так и выход из ущелья. Только 16-го числа окончательно убедились в значительном сборе турецких войск у станции Карабунар и Тырнова, где, по слухам, собиралась армия Сулеймана, переведенная морем из Черногории. Тем временем генерал Гурко получил от начальника штаба армии извещение, что для усиления его отряда подчиняется ему 1-я бригада 9-й пехотной дивизии и Главнокомандующий представляет ему право действовать по своему усмотрению. Тогда, для обеспечения Ханкиойского перевала, к которому из Иени-Загры ведет ближайшая дорога, генерал Гурко решился немедленно перейти в наступление и взять Иени-Загру раньше, чем армия Сулеймана начнет действовать против его отряда. Атака города Иени-Загра была предназначена на 18 июля и отряд двинулся в нему тремя колоннами. Правая колонна герцога Лейхтербергского 17-го же числа обнаружила движение неприятеля в больших силах и на следующий день частью отступила к Эски-Загре, выдерживая беспрерывный бой. Средняя и левая колонны, 18-го утром, свободно перебрались через горы и спустились в Иени-Загринскую долину, никем не атакованные.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

После Адрианопольского договора (2(14) сент. 1829) в Добрудже была создана Тулчская архиепископия (до 1878). Добруджа в 1-й пол. XIX в. После Адрианопольского мира Силистрийский эялет был упразднен; возник Дунайский вилайет с центром в Рущуке, в к-рый вошли Добруджа и Болгария. На экономическое, социальное и демографическое положение региона значительно повлияли русско-турецкие войны, которые в значительной степени проходили на территории Добруджи. Исчезли мн. населенные пункты, сократилось население. После русско-турецкой войны 1828-1829 гг. численность населения Добруджи, по некоторым данным, достигала 60 тыс. чел.: согласно исследованиям Й. Йонеску де ла Брада, из 16 тыс. семей 3636 были семьями румын, 2268 - турок, 2225 - татар, 1194 - болгар и др. (Istoria românilor. 2003. Vol. 7. Pt. 1. P. 222). Во время правления султанов Махмуда II (1808-1839) и Абдул-Меджида I (1839-1861) в Османской империи были проведены реформы, в т. ч. провозглашено юридическое равенство между христианами и мусульманами. Это могло бы способствовать эмансипации добруджских румын, но на практике, несмотря на то что новое право в отношении собственности на землю в Добрудже оказало положительное влияние на немусульм. население, адм. злоупотребления и разрушения региона в результате войн в значительной степени свели на нет преимущества реформ. С сер. XIX в. в Добрудже возросло национальное самосознание румын, что проявилось в повышенном интересе населения к румын. школам и правосл. Церкви ( Isar. 2003. Pt. 1. P. 167-168). Добруджа в 1848-1877 гг. После революции в Дунайских княжествах 1848 г. значение Добруджи в глазах османских властей в связи с экономической и со стратегической ценностью Дуная и его устьев значительно возросло. В 1850 г. османская администрация направила в Добруджу инспекцию в лице инженера Г. Йовану и Йонеску де ла Брада. Опросив население, они обнаружили, что бóльшая часть добруджцев четко осознаёт свою румын. национальную идентичность, что румын. язык является живым языком общения в регионе и обеспечивает связь в т.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня «Никогда еще имя наше не было в такой силе и славе на Востоке...»     «Никогда еще имя наше не было в такой силе и славе на Востоке...»        А.Н. Муравьев, находившийся на диплома­тической службе при 2-й армии и праздновавший вместе с ней заключение мира в Адрианополе, писал о влиянии России: «Никогда еще имя наше не было в такой силе и славе на Востоке...» .       Такое положение стало чрезвычайно беспокоило европейские держа­вы, настолько, что Великобритания потребовала пересмотра условий Адрианопольского мира, считая, что Россия нарушила европейское равно­весие, но Николай I отказался обсуждать этот вопрос. Турция, наконец, признала автономию Греции, которая провозгласила свое независимое государство в январе 1830 г.   По инициативе России независимость Греции была признана основными европейскими державами на Лондонской конференции в феврале 1830 г. Восточный кризис 1820-х годов был завершен.   В этот исторический момент и отправляется в далекое путешествие в Палестину некий Стефан, которого — вероятно, не случайно — прини­мает перед отъездом сам Николай I, только что доказавший всей Европе и силу русского оружия, и собственные дипломатические способности.   Стефан может спокойно плыть из Одессы в Константинополь, ничего не опасаясь, т. к. в VII статье Адрианопольского мирного трактата было ска­зано, что «ход через Константинопольский канал и Дарданелаьский про­лив совершенно свободен и открыт для российских судов под купеческим флагом, с грузом или с балластом, имеющих приходить из Черного моря в Средиземное или из Средиземного в Черное»       Дальнейшее пребывание русских паломников на территории Османской империи также уже не представляло опасности («Российские суда и товары будут ограждены от всякого насилия и притязания; пер­вые исключительно будут состоять под судебным и полицейским заведыванием министра и консулов российских, а суда российские не будут под­лежать никакому внутреннему досмотру со стороны оттоманских властей ни в открытом море, ни в гаванях, пристанях или на рейдах Турецкой им­перии», — как сказано в той же статье договора), мало того, султанский фирман охранял их от поборов местных властей, что в дневнике Стефана неоднократно подчеркивается. Он даже утверждает, что турки, например в крепости Дарданеллы, очень ласковы к русским и желают показать пре­данность русскому царю.

http://isihazm.ru/1/?id=1245

На границе с Болгарией в позднейшее время была подведома патриарху константинопольскому митрополия браиловская. Город Браилов или Браила (по-греч. Προλαβον), находящийся на левом берегу Дуная в северо-восточной Валахии, вместе с другими двумя городами этой страны Журжевым и Турну с 1544 г. до адрианопольского мира в 1829 г. состоял в непосредственном (а не вассальном, как вся страна) владении турок (см. Когальничана Histoire de Valachie рр. 42 и 125); а поэтому, нет сомнения, и кафедра браиловская была подведома непосредственно патриарху константинопольскому, а не местному митрополиту угровлахийскому. Кроме самого города Браилова митрополит браиловский, первые известные нам упоминания о котором относятся к концу шестнадцатого века (Деяние константинопольского собора 1590 г. о русском патриаршестве в Никоновск. Кормчей предисл. л. 24 об. и Сношений с Востоком ч. 2, стр. 272, – в последних под Михаилом воеводой должен быть разумеем валашский воевода Михаил II Храбрый, правивший в 1592–1600 гг.), заведовал еще христианским православным населением нынешней южной Бессарабии (с городами Рени, Измаилом, Килией, Аккерманом или Белградом и Бендерами), составлявшей тогда татарскую область Буджак (Сношения с Востоком ibid., Ельснера Neueste Beschreibung derer Griechischen Christen in der Türkcey. Berlin, 1737, S. 4 прим.). После закрытия митрополии браиловской (неизвестно нам когда именно, вероятно – после адрианопольского мира, а во всяком случае уже в настоящем столетии, см. первое издание греческой Кормчей Πηδλιον стр. 553, где митрополит браиловский под 1800 г.) наименование браиловский присоединено было к титулу митрополита дристрского или силистрийского ( о Арб στρας κα ΙΙροιλαβου, у Ралли и Потли V’, 518): из этого можно заключать, что к епархии митрополита браиловского принадлежала некоторая часть и северной Болгарии (полный титул митрополита браиловского был – Προλβου κα Τιμαροβου или Τομαρβοο (см. Синтагматион Хризанфа, Тимарова есть турецкое название города Рени, находящегося в Бессарабии при впадении Прута в Дунай).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010