В суде над ним принимали деятельное участие и представители западной церкви, которые и скрепили произнесенную собором анафему над монофелитами, в том числе и над Гонорием, своей подписью. Осуждение Гонория подтвердил потом папа Лев II, который при этом заметил о своем предшественнике, что он „покушался низвратить непорочную веру”. Весьма ревнив был к прерогативам апостольского престола в Риме Адриан II, по мнению которого папский авторитет есть верховный. Но и он мирился с фактом осуждения Гонория и признавал действия VI вселенского собора правильными, потому что Гонорий обвинен был в ереси. В средние века осуждение Гонория папы повторяли в присяге, или, точнее, в исповедании веры, которое они, до Бонифация VIII, имели обыкновение, при вступлении в должность, рассылать императорам, королям и епископам. Об этой присяге мы знаем из liber diurnus. Анафема Гонорию занесена была наконец в liber papalis и в римский бревиарий. Также несомненен и смысл анафемы. Из актов собора видно, что суд над папою произведен на основании двух его посланий к константинопольскому патриарху, которые изучены со всевозможной тщательностью. Об одном из этих посланий положительно известно, что сначала пред лицом собора прочитан был греческий перевод его, а потом для проверки перевода принесен был из патриаршего архива латинский подлинник (epistola authentica latina) и труд сличения перевода с оригиналом возложен на одного из западных епископов, компетентных в этом деле. В высокой степени вероятно, что и другое послание рассмотрено таким же порядком. В результате оказалось, что папа оспаривает учение о двух естественных волях во Христе и возводит в член веры мнение монофелитов об одной воле в Богочеловеке. Поэтому послания его найдены „чуждыми церковного учения, нечестивыми, и душепагубными”, а Гонорий признан еретиком и анафематствован вместе и наравне с другими ересиархами монофелитства. В виду этих данных, казалось бы, ни достоверность факта, ни его значение и смысл не могут подлежать спору. Даже более того, этот факт, казалось бы, должен был подавить идею папской непогрешимости уже на тех ступенях развития, которых достигла система папства в средние века.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

Начало II столетия ознаменовалось появлением Симона БарКохбы (Сына Звезды), в Талмуде называемого БарКозибой (Сыном Лжи). Отношение к этому человеку было неоднозначным, но самый авторитетный раввин того времени – равви Акиба принял его, уверовал, благословил и провозгласил Мессией. Объявленный Мессией, БарКохба поднимает второе восстание против римлян. В то время римский император Адриан начинает восстановление Иерусалима под названием Элия Капитолия. На месте Голгофы и Храма Соломона он воздвигает капища римских богов и богинь. Иудеи восприняли это как величайшее осквернение своих святынь. И вот БарКохба, как Мессия, поднимает восстание, и ведет иудеев. Интересна его молитва, сохранившаяся в Талмуде: «Господи, можешь не помогать, только не мешай!» Эти слова очевидно проникнуты духом антихриста. Я пришел во имя Отца, и Меня не приняли. Другой придет во имя свое, и его примите… Ждать пришлось недолго; со времени Христа прошла всего сотня лет. Закончилось все разгромом восстания римской армией. С тех пор иудеи рассеяны по всей земле. Сама иудейская синагога была вынуждена признать БарКохбу лжемессией. Представьте себе трагедию эмаусских путников. Мы редко задумываемся о ней. Ведь они уверовали в живого Христа, и вот уже третий день как оказывается, что Иисус из Назарета, Тот Иисус, Который насытил пятью хлебами пять тысяч человек, Тот Иисус, Который произнес Нагорную проповедь, исцелял и изгонял бесов, мертв! Неужели Он оказался, страшно вымолвить это слово, обманщиком? Уже третий день, как Его нет на земле, значит, пророчества не сбылись! Путники говорят об этом Воскресшему Иисусу, и, как мы знаем, Господь открывается им в преломлении хлеба. Но какое испытание веры! Какую трагедию духа суждено было пережить этим людям! Так же пришлось разувериться в БарКохбе и иудеям. Но на этом антихристианство не закончилось. История иудаизма знает еще одного лжемессию – Саббатея (Шабтая) Цви. Шел XVII век. Это время было неласковым к иудеям. Еще полыхали костры инквизиции, существовали гетто – еврейские кварталы, за пределы которых иудеям выходить запрещалось, систематически устраивались погромы, вызывая ответную ненависть иудеев по отношению к христианам.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

Но лекции Константина вдруг иссякли. Нежданная-негаданная подступила остуда. Сколько раз замечает за собой каждый поживший на свете человек, что нельзя слишком доверчиво поддаваться прибывающей в душе радости. Если плещет она уже через край, жди подвоха. Дело не в том, что отошла в Риме чреда славянских литургий. Не были же они так самонадеянны, чтобы всех латинян, от епископов до брадобреев и конюхов, разом влюбить в славянскую речь. И ясно, что не мог же Константин до бесконечности произносить свои речи о сокровенном Ареопагите, как ни подбадривали его заворожённым вниманием слушатели и сам неутомимый, тонкий в расспросах Анастасий. Нежданное-негаданное неистощимо на выдумки. Вы-то, приезжие, не знали, но иногда мостовые римские, поры домов, крыши, стволы и хвоя пиний, обломки мраморных стел с их громадными, с голову младенца, римскими буквами, верхние одежды и обувь горожан вдруг покрываются лёгким жёлто-серым налётом. И тогда здешние бывальцы говорят со знанием дела: Африка... Или уточняют: Карфаген... Это как же нужно разогнаться африканскому ветру, чтобы поперёк моря пригнать сюда, на италийский дамский сапожок столько песчаного праха! В такие дни, наверное, даже соль в отцовской солонке древнего поэта Горация приобретала болезненно-лимонный оттенок. Никуда не деться - стихия!.. Вот и с ними случилось. Вдруг стали никому в Риме не надобны. Где Анастасий? Никто не ведает, где он. Где его дядя - епископ Арсений? И о нём молчат. Где сам старец Адриан? Но разве апостолик обязан докладывать всем и каждому, где он сейчас. Римский папа принадлежит всей Западной империи, а она - ему. А что, если не от Африки вовсе, а от Константинопольского холма подул остудный ветер? Обычно насельники греческих монастырей Рима быстро узнают вести с Босфора. Слышно, что Игнатий, возвращённый в патриархи, на каждом шагу мстит низложенному и сосланному Фотию. Уже издал указ, отменяющий фотиеву анафему покойному папе Николаю, и письмо с радостным сообщением о своём решении прислал сюда, Адриану. Что ж, если доложено Игнатию о том, что византийцы Мефодий и Константин сейчас находятся в Риме и рьяно обивают пороги ватиканские, то не мог ли он вдобавок известить апостолика: сии братцы - прямые выученики волка Фотия, стерегись их... Библиотекарь же первым прочитывает греческие послания, адресованные папе, прежде чем нести на доклад: ... стерегись их!..

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/26/...

Второй раз Иерусалим был разрушен в 135 году, после неудачного восстания Шимона Бар-Кохбы. Не совсем, правда, неудачного – воодушевленные иудеи удерживали свою столицу целых три года, а многие даже поверили, что их предводитель и есть обещанный Мессия. (Есть небезосновательное предположение, что вот здесь-то дороги иудаизма и христианства разошлись окончательно – до этого момента христианство воспринималось как одна из мессианских иудейских сект.) Римский император Адриан такой наглости не потерпел, город в очередной раз разрушил, иудеям, да и христианам, запретил к нему даже приближаться, а на почитаемых местах установил языческие храмы. Между христианами и иудеями он разницы особой не видел – все одно варвары – так что осквернил не только место Иерусалимского Храма, где последователи Бар-Кохбы попытались восстановить свою святыню, но и христианские «ориентиры» – холм Голгофы и кладбище рядом с ним, где, очевидно, и находился Гроб Господень. Мстительный император установил там капище Венеры. Но почему-то мы в эту историю верим Иерусалима не стало. На его месте возникла римская колония Элия Капитолина, с которой у нынешнего Старого города Иерусалима общего гораздо больше, чем у Святого града времен Иисуса Христа. Сложно предположить, что почти двести лет спустя от даже самой крепкой человеческой памяти хоть что-то осталось. Где уж было сохраниться деревянным крестам, выброшенным на помойку? И тем паче какой-то особый хранитель преданий старины иудей Иуда, чьи бабушки и дедушки не могли входить в город больше одного раза в год, а в редкие посещения вряд ли интересовались Голгофой и свалкой с крестами – фигура совсем фантастическая. Предание об исцелении тяжелобольного и воскрешении умершего с помощью обретенного креста скептик даже не будет рассматривать. Обретение Креста святой Еленой. Художник Cola dell’Amatrice Но почему-то мы в эту историю верим. Сердцем верим. Что-то в душе на нее отзывается. Наверное, потому, что эта история – она про душу как раз и есть. Потому, что вся эта история – про покаяние и возвращение ко Христу. Вернее, об обретении Его. Он никуда от нас не уходил, Он все время стоял рядом с нами.

http://pravmir.ru/razgrebaesh-kuchu-muso...

On Application of Glottochronology for Celtic Languages//Кельто-Славика-2: Тезисы докл. междунар. науч. конф./Сост.: Т. А. Михайлова. М., 2006. С. 11-36; Бондаренко Г. В. Повседневная жизнь древних кельтов. М., 2007; Ní Mhaonaigh M. Brian Boru: Ireland " s Greatest King? Stroud, 2007; Wyatt D. Slaves and Warriors in Medieval Britain and Ireland, 800-1200. Leiden, 2009. Н. Ю. Живлова Англо-нормандское вторжение (1167-1172) привело к установлению власти англ. короны над И. и к формированию англ. колонии. Однако, несмотря на военную экспансию и расширение колонии, значительная часть острова оставалась вне сферы контроля королевской администрации. Сопротивление ирландских (гэльских) правителей, сепаратистские устремления англо-ирландской аристократии и политические затруднения в Англии привели к кризису англ. колонии в И. после вторжения Эдуарда Брюса (1315-1318). Король Англии признавался верховным владыкой И. (dominus Hiberniae), однако утратил возможность оказывать решающее влияние на положение в И. Вслед. ослабления англ. власти территория колонии сократилась, а локальные конфликты участились. Из-за невозможности восстановить контроль над островом англ. корона делегировала полномочия крупнейшим местным магнатам, что не только не привело к установлению порядка, но и способствовало ослаблению связей между И. и Англией. Сер. XII-XIII в. В 1155 г. папа Римский Адриан IV (1154-1159) буллой «Laudabiliter» передал англ. кор. Генриху II власть над И. для проведения там церковных преобразований и просвещения «невежественных варварских народов». Предполагалось, что папа вправе распоряжаться И. на основании «Константинова дара» , а английский король планировал отдать ее в качестве апанажа своему брату Гийому Анжуйскому. Впосл. булла «Laudabiliter» использовалась для обоснования легитимности англ. господства в И. Собор в Кашеле (XIII–XV вв.), круглая башня (XII в.) Собор в Кашеле (XIII–XV вв.), круглая башня (XII в.) В 1166 г. изгнанный из И. правитель Лагена (Лейнстера) Диармад Мак Мурхада встретился с англ.

http://pravenc.ru/text/674067.html

PL122: Иоанн Скот Эриугена; Адриан II (папа Римский) PL123: Ад он Вьенский; Узуард, монах Сен–Жерменский PL124: Карл II Смелый; Адревальд (монах Флёри); Хинкмар (епископ Лаонский); Исаак (епископ Лангрский); Одо (епископ Бовэ); Хейрик Осерский PL125: Хинкмар (архиепископ Реймсский) PL126: Хинкмар (архиепископ Реймсский); Иоанн VIII (папа Римский); Марин I (папа Римский); Адриан III (папа Римский); Бертарий, аббат Кассино; Хармот, аббат Санкт–Галленский; Римберт (епископ Гамбургский); Аймоний Сен–Жерменский; Ратперт Санкт–Галленский PL127: Анастасий–библиотекарь; Франциск Бланхиний Веронский; ряд анонимных сочинений о римских понтификах; Григорий из Катании; Каэтан PL128: Анастасий–библиотекарь; также его анонимные продолжатели PL129: Анастасий–библиотекарь; Эрхемберт (монах Кассино); Ангильберт (аббат Корвейский); Стефан V (папа Римский); Формоз (папа Римский); анонимная инвектива на Формоза; Стефан VI (папа Римский); Роман (папа Римский); Вольфхард, пресвитер Хасенрие- танский; Анамод, субдиакон из Регенсбурга; Евтропий Лангобард; дополнения к посланиям и грамотам пап: Льва III, Стефана IV, Пасхалия I, Евгения II, Григория IV, Сергия II, Льва IV, Бенедикта III, Николая I, Адриана II, Стефана V; Псевдо–Диутпранд, «Книга о римских понтификах» (9 в.); анонимный « Chronicon Albeldense» (9 в.); анонимная «Книга о счёте» (9 в.) PL130: «Собрание декретов» (Исидор Меркатор); анонимная «Песнь о веке Карла». PL131: Фульк (архиепископ Реймсский); Рикульф (епископ Суассонский); Манцио (епископ Шалонский); Марциан (монах); Иоанн IX (папа Римский); Бенедикт IV (папа Римский); Христофор (антипапа); Ремигий Осерский; Сергий III (папа Римский); Ноткер Санкт–Галленский; Хаттон II (архиепископ Майнцский); Анастасий III (папа Римский) PL132: Регинон Прюмский; Бертарий Верденский; Роберт (епископ Мецский); Радбод (епископ Утрехтский); Саломон (епископ Констанцский); Одилон из монастыря Св. Медар- да в Суассоне; Стефан (епископ Льежский); Хервей (епископ Реймсский); Вальтерий (епископ Сансский); Радбод Дольский; Аббон Сен-Жерменский; Дадон (епископ Верденский); Агион (епископ Нарбоннский); Иоанн X (папа Римский); Лев VI (папа Римский); Хукбальд Сен–Амандский; Стефан VII (папа Римский); Иоанн XI (папа Римский); Сеульф (архиепископ Реймсский); Лев VII (папа Римский); Стефан VIII (папа Римский)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

    Скан Patrologia Latina 95     PL 96: Ильдефонс Толедский; Леодегарий (епископ Отёнский); Лев II (папа римский); Бенедикт II (папа римский); Иоанн V (папа римский); Юлиан Толедский; Лулл Майнцский; Элипанд Толедский; Феликс Урхельский; анонимное «Житие испанских аббатов» (VIII век); Гетерий из Осмы; Рахио (епископ Страсбургский); Ангильрамн Мецский; Адриан I (папа римский); Викбод; «Исидор Бежский»,     Скан Patrologia Latina 96 «Хроника 754 года»; Пётр (архидиакон); Катульф; Констант (священник); анонимные сочинения VIII века: переписка, «Деяния франкских королей», «Хроника епископов Мецских»; пожалования франкских королей (742—778)     PL 97: Карл Великий, капитулярии; Людовик I Благочестивый, капитулярии; Лотарь I; Бенедикт Левит, «Собрание капитуляриев»     Скан Patrologia Latina 97     PL 98: Карл Великий; Лев III (папа римский); Людовик I Благочестивый; император Оттон I; император Генрих I Фландрский; графиня Матильда Тосканская; император Рудольф I; материалы Франкфуртского синода (794); Адриан I (папа римский); Парижский съезд по иконам (824); монах из Санкт-Галлена «О деяниях блаженного Карла Великого» (в 2 кн., около 830); «Старые франкские анналы» (670—813); анонимная «Генеалогия Карла Великого» (около 867)     Скан Patrologia Latina 98     PL 99: Павлин Аквилейский; Саксонский поэт «О деяниях Карла Великого»; Симперт (аббат Мурбахский); Людгер Мюнстерский; Фарнульф из Сен-Дени; Дагульф из Сен-Дени; Ангильберт (аббат Сен-Рикье); Лейдрад (епископ Лионский); Амаларий Фортунат; Теодор Кентерберийский; Иоанн де Део; Аскарий Тусаредо     Скан Patrologia Latina 99     PL 100—101: Алкуин, в т. 101 также письма испанских епископов к епископам Галлии, Аквитании и Австрии     Скан Patrologia Latina 100     PL 102: Смарагд из св. Михиэля; Людовик I Благочестивый; Магн (архиепископ Санса); Лев III (папа римский); Пасхалий I (папа римский); Ремигий (епископ Кура)     Скан Patrologia Latina 102     PL 103: Седулий Скот; переводные сочинения авторов IV века: Антония, Исайи, Серапиона, Макария из Нитры, Пафнутия, Махария, Пахомия, Орсиесия, Василия Великого (с предисловием Руфина), пресвитера Гримлаика, Афанасия Александрийского, а также анонимные монашеские правила; Вигилий (папа римский); Бенедикт Анианский

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Восемнадцатый день. Поучение 2-ое. Св. мучен. Леонтий. (Побеждающая сила христианской доброты). I. Св. мучен. Леонтий, память коего совершается ныне, был грек, служил военачальником римских войск при царе Веспасиане и жил в г. Триполи, близ горы Ливана. Он исповедывал христианскую веру. Вот как он удостоился венца мученического вместе с двумя воинами – христианами, из язычников, Ипатием и Феодулом. Адриан, римский сановник, ревнитель язычества и враг христианства, отправился в Финикию, чтобы там преследовать христиан. Узнав о Леонтии, который сам отвергал идолов и отвращал других от поклонения им, Адриан послал трибуна Ипатия с воинами за ним. Около города сам Леонтий встретил их с воинами и, обещав указать, кого они ищут, пригласил к себе в дом для отдыха, предложил им трапезу, принял их с таким радушием, с каким принимаем своих дорогих друзей, а после трапезы объявил, что он-то и есть Леонтий, друг не языческих богов, а христианского. Тогда Ипатий и воин Феодул упали к его ногам и сказали: «и мы хотим быть христианами». Леонтий помолился; вдруг светлое облако осенило Ипатия и Феодула, и дождь упал на них из облака; св. Леонтий призвал имя Отца, и Сына, и Святого Духа, и таким образом крестил их. Но вот прибыл в Триполи и сам Адриан, и сильно разгневался на Леонтия, Ипатия и Феодула. «Кто ты таков и какими волшебными средствами отвратил верных царских слуг от язычества к христианству?» спросил Адриан Леонтия. «Я воин Христов и сын Света, просвещающего всякого человека. – «А вы ради чего отреклись от отеческих преданий и изменили царю?» спросил также Адриан Ипатия и Феодула. – «Ради того, что мы получили гораздо лучшую награду от Царя небеснаго»; отвечали они. Адриан приказал жестоко мучить всех их, и затем Ипатия и Феодула убили мечом, а Леонтия били так, что он скончался под ударами. II. В этом рассказе видите вы, братия мои, «силу христианской доброты», побеждающей самых грубых, самых черствых язычников – врагов. Эта доброта христианская весьма содействовала успехам распространения христианского учения между язычниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

PL90–94: Беда Достопочтенный , в т. 94 также вошли две анонимные хроники 8 и середины 9 в. PL95: Беда Достопочтенный ; Павел Диакон; Ландульф Хитроумный; анонимные гомилии 8 в. «О времени» и «О святых» PL96: Ильдефонс Толедский; Леодегарий (епископ Отёнский); Лев II (папа Римский); Бенедикт II (папа Римский); Иоанн V (папа Римский); Юлиан Толедский; Лулл (епископ Майнцский); Элипанд (епископ Толедский); Феликс (епископ Уржельский); анонимное «Житие испанских аббатов» (8 в.); Гетерий из Осмы; Рахио (епископ Страсбургский); Ангельрам (епископ Мецский); Адриан I (папа Римский); Викбод; «Исидор из Бехи», «Хроника 754 года» (анонимная, ранее ложно приписывалась Исидору из Бехи); Пётр (архидиакон); Катульф; Констант (священник); анонимные сочинения 8 в.: переписка, «Деяния франкских королей», «Хроника епископов Мецских»; пожалования франкских королей (742–778) PL97: Карл Великий, капитулярии; Людовик I Благочестивый, капитулярии; Лотарь I; Бенедикт (диакон), «Собрание капитуляриев» PL98: Карл Великий; Лев III (папа Римский); Людовик I Благочестивый; император Оттон I; император Генрих I; графиня Матильда Тосканская; император Рудольф I; материалы Франкфуртского синода (794); Адриан I (папа Римский); Парижский собор по иконам (824); монах из Санкт–Галлена «О деяниях блаженного Карла Великого» (в 2–х кн., ок. 830); «Старые франкские анналы» (670–813); анонимная «Генеалогия Карла Великого» (ок. 867) PL99: Павлин Аквилейский; Саксонский поэт «О деяниях Карла Великого»; Симперт (аббат Мурбахский); Лудгер (епископ Мюнстерский); Фарнульф из Сен-Дени; Дагульф из Сен–Дени; Ангильберт (аббат Сен–Рикье); Лейдрад (епископ Лионский); Амаларий Фортунат (архиепископ Трирский); Теодор Кентерберийский; Иоанн де Део; Аскарий Тусаредо PL100–101: Алкуин, в т. 101 также письма испанских епископов к епископам Галлии, Аквитании и Австрии PL102: Смарагд из Св. Михиэля; Людовик I Благочестивый; Магн (архиепископ Сансский); Лев III (папа Римский); Пасхалий I (папа Римский); Ремигий (епископ Кура) PL103: Седулий Скот; переводные сочинения авторов 4 в.: Антония, Исаии, Серапиона, Макария из Нитрии, Пафнутия, Махария, Пахомия, Орсисия, Василия Великого (с предисловием Руфина), пресвитера Гримлаика, Афанасия Александрийского , а также анонимные монашеские правила; Вигилий (папа Римский); Бенедикт Анианский

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мученик Леонтий был греком, служил военачальником римских войск при царе Веспасиане и жил в г. Триполи, близ горы Ливана. Он исповедовал христианскую веру. Вот как он удостоился венца мученического вместе с двумя воинами-христианами из язычников, Ипатием и Феодулом. Адриан, римский сановник, ревнитель язычества и враг христианства, отправился в Финикию, чтобы там преследовать христиан. Узнав о Леонтии, который сам отвергал идолов и отвращал других от поклонения им, Адриан послал за ним трибуна Ипатия с воинами, в числе коих был Феодул. Ипатий вдруг опасно заболел на дороге. На четвертый день болезни он увидел во сне ангела, который сказал ему: «Если хочешь выздороветь, то воскликни вместе со своими воинами: «Боже Леонтиев, помоги мне!»» Поутру Ипатий собрал воинов, рассказал им о своем сне, все они воскликнули сказанные слова – и болезнь его мгновенно миновалась. Это произвело особенное впечатление на Феодула. «Кто же этот Бог Леонтиев? Бак бы скорее увидеть самого Леонтия?» – думал он про себя, идя с Ипатием в Триполи. Около города сам Леонтий встретил их с прочими воинами и, обещав указать, кого они ищут, пригласил к себе в дом для отдыха и прибавил, что Леонтий не есть друг их богов, но он христианин, а после трапезы объявил, что он-то и есть Леонтий. Тогда Ипатий и Феодул упали к его ногам и сказали: «И мы хотим быть христианами». Леонтий помолился; вдруг светлое облако осенило Ипатия и Феодула, и дождь упал на них из облака; он призвал имя Отца, и Сына, и Святого Духа и таким образом крестил их. Прибыл в Триполи и сам Адриан и сильно разгневался на Леонтия с Ипатием и Феодулом. «Кто ты таков и какими волшебными средствами отвратил верных царских слуг от язычества к христианству?» спросил Леонтия Адриан. «Я воин Христов и сын Света, просвещающего всякого человека». – «А вы ради чего отреклись от отеческих преданий и изменили царю?» – спросил Адриан также Ипатия и Феодула. «Ради того, что мы получим гораздо лучшую награду от Царя небесного», – отвечали они. Адриан приказал жестоко мучить всех их, и затем Инатия и Феодула убили мечом, а Леонтия били так, что он скончался под ударами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010