Зато Митридат и  Тигран стали громить римские гарнизоны, оставленные в  удержанных римлянами городах Понта и  Армении. Патриотизм местного населения облегчал царям их борьбу с римлянами. Командовавший римскими войсками в Понте Адриан попытался остановить реконкисту, напав на основные силы Митридата,– и потерпел поражение; только ранение Митридата позволило Адриану уйти после проигранной битвы в Кабиру. Скудость запасов в Низибисе и продолжавшиеся волнения в легионах заставили Лукулла вывести основные силы армии из  Месопотамии, оставить Низибис и  Тигранакерт, чтобы передислоцировать войска на правый берег Евфрата. Но пока он был в пути, в Понте, между городами Газиурой и Зиеллой, Митридат разгромил римлян, которыми командовал Триарий. Римский лагерь был захвачен, часть легионеров перебита. Среди павших оказалось 24 трибуна и 150 центурионов. Столь большие потери в  офицерском корпусе, понесенные в одном сражении, были исключительно редки в военной истории Рима; оставшиеся в живых либо были пленены, либо бежали. Опасную рану в сражении получил и победитель Митридат, но он выжил и поправился и в скором времени не только вернул свои прежние владения, но и овладел значительной частью Каппадокии, царь которой Ариобарзан взывал о помощи, обращаясь к Лукуллу. Одержав в  начале войны блистательную победу при Тигранокерте, Лукулл проигрывал войну. В  67  г. римская власть в Азии распространялась примерно на  те  же территории, что и при начале боевых действий в 74 г., но моральное состояние армии решительно изменилось к худшему. Легионеры стремились скорее вернуться домой, дисциплина в войсках рухнула. Положение Лукулла стало крайне шатким. В Риме громко раздавались голоса публиканов из Малой Азии, которым Лукулл, чтобы не  раздражать местное население, препятствовал грабить его, пресекая злоупотребления со  стороны этих хищников, предотвращая необоснованные конфискации имущества провинциалов. Сенат уже не видел возможности по-прежнему поддерживать Лукулла. Главное командование вооруженными силами в Азии передано было новому консулу Манию Глабриону, но тот не спешил принять его на себя, так что оно оставалось у Лукулла до 66 г., когда, по предложению Манилия, народным собранием был принят закон, по которому из Азии отзывались Глабрион и наместник Киликии Марций Рекс и управление азиатскими провинциями, а также верховное командование на весь срок войны возлагалось на Гнея Помпея, который к тому времени уже имел должность проконсула морей и побережья, также оставленной за ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Подпишитесь на наш Телеграм “Иерусалим, золотой город, отчего ты не понял своего Царя?” Иерусалим, Иерусалим, скорбный Иерусалим, радостный Иерусалим, многоголосый Иерусалим, вечный, как небо, Иерусалим, хрупкий, как земля, Иерусалим. Царь твой Давид жил и умер, царь твой Соломон жил и умер, десятки царей твоих жили и умерли, римский император Адриан разрушал тебя, но и он умер, а ты восстал. Лишь Единственный Истинный Царь Твой, Христос Спаситель, не умрет вовек, ибо Он уже умирал и воскрес. Но до этого еще далеко. Царь Израиля только приближается. Он идет от дома Лазаря, ошеломленного возвращением жизни. Лазарь, вырванный из лап смерти, уже догадывается, что Сей Царь объединит не только Израиль и Самарию, не только уверовавших язычников и иудеев, но все человечество, и Царству Его не будет конца ни во времени, ни в пространстве. Мария, чуткая сестра Лазаря, помазывает Царя своего к погребению и на царство. Мир застыл. Иерусалим притих. Только цокот копыт ослика, на которого сел Иисус, долгожданный Мессия, Царь тихий и мирный, ибо цари-завоеватели входят на лошадях, а не на ослятах, приближается… …Если двигаться к Старому городу Иерусалима с Елеонской горы, по которой, вероятно, и проходила дорога из Вифании, придется пересечь древнейшее в мире кладбище. С него, говорят, начнется воскресение мертвых. Собственно те мертвые, которые воскресли в момент крестной смерти Спасителя, как о том свидетельствует апостол и евангелист Матфей, вышли как раз из этих гробов. Входя в Иерусалим, Христос как будто еще раз пророчествует о том, что произойдет через несколько дней. Чтобы воцариться, Ему придется пройти через смерть… Иерусалим, золотой город, отчего ты не понял своего Царя? Отчего ты малодушно надеялся на бессмысленное освобождение от Рима? Вот, теперь ты относительно свободен – легче тебе стало? Ты уже разодран и окровавлен историей, никто не залечит твоего прошлого, даже если евреи и арабы внезапно обнимутся во взаимной любви и вместе поклонятся Всевышнему на Храмовой горе – соль слез из миллионов глаз навсегда въелась в твои камни, пепел пожаров навсегда осел на твоих улицах… Никогда ты не будешь прежним.

http://blog.predanie.ru/article/tsar-ide...

Недалеко от статуи Демосфена находится храм Ареса. В нем находятся две статуи Афродиты; статуя Ареса... Тут же – статуя Энио (богини войны)... Около храма стоят статуи Геракла, Тесея и Аполлона Анадумена, завязывающего лентою волосы 215 . Входящим в афинский Одеон в числе многого другого бросается в глаза статуя Диониса... Выше Керамика и стои, называемой Царской, находится храм Гефеста. Что рядом с ним стоит изображение Афины, я этому ничуть не удивляюсь... 216 Храм Диоскуров – один из древнейших... Рядом находится Пританей... Там стоят также изображения богинь Эйрены (Мира) и Гестии (Священного огня) и много других статуй... Если отсюда спускаться в нижнюю часть города, то встретим храм Сараниса... Рядом сооружен храм Илитии... Перед входом в храм Зевса Олимпийского – а этот храм построил римский император Адриан... стоят статуи Адриана... На этом участке есть древние произведения, медный Зевс. храм Кроноса и Реи и священный округ Геи (Земли), именуемой «Олимпией». 217 Упоминаются и другие храмы и статуи, в том числе возле храма Зевса статуя Аполлона Пифийского, святилище Аполлона Дельфийского и храм Афродиты; 218 возле театра – святилище Диониса с двумя его изображениями, 219 голова Горгоны-медузы, изображения Аполлона и Артемиды; 220 по дороге в Акрополь – «храм Асклепия, который из-за статуй, изображающих бога и его детей, и картин достоин обозрения»; 221 далее – храм Фемиды, Геи Куротрофос (Земли-Воспитательницы) и Деметры Хлои (Зеленеющей); 222 в самом Акрополе Парфенон и множество статуй богов. 223 Труд Павсания показывает, что в Афинах храмы греческим богам соседствовали с храмами богам египетским и римским, статуи богов – со статуями героев, императоров, философов и поэтов, театры и иные светские здания – с культовыми сооружениями разных эпох, размеров и стилей. Старательно перечисляя языческие святыни города, географ воссоздаст картину мультикультурного мегаполиса с ярко выраженной религиозной составляющей. Однако Павла, как явствует из рассказа Луки (возможно, сопровождавшего его в Афинах), город не впечатляет: он не восхищается его культурным разнообразием, не осматривает достопримечательности, не посещает театры. Наоборот, его дух возмущается при виде множества статуй богов, которыми украшен город. Это вполне естественная реакция на увиденное ортодоксального еврея, для которого язычество – мерзость, а языческие боги – бесы. Павел и язычество

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Вероятно, таково же было и время Марка Аврелия 599 (161–180). Но преемник его Коммод (180–192) является в летописях Абульфата правителем даже более жестоким, чем Адриан. Но словам Абульфата, Коммод запретил самарянам читать Свящ. писание, закрыл самарянские школы, разрушил их синагоги, осквернял дома внесением свиного мяса и умерщвлял священников и учителей. Жестокости Коммода были, будто бы, совершены по совету учителя его, врача Галена, и были вызваны тем, что самарянской первосвященник Левий в споре о вечности материи победил Александра Афродизианского 600 . Но все эти сведения Абульфата, не подтверждаемые другими писателями, не заслуживают доверия, тем более что хронологически даты у Абульфата в данном случае чрезвычайно спутаны. Вероятно, сам Коммод, более всего желавший быть Геркулесом между гладиаторами, мало интересовался судьбой своих провинций. Сирийский же наместник его Песценний Нигер, по-видимому, покровительствовал самарянам. Об этом можно заключить из того, что во время борьбы Песценния Нигера за римский престол с Септимием Севером самаряне стояли на стороне первого и, вероятно, вследствие этого, должны были, как сообщает в хронике бл. Иероним, вести войну с иудеями, поддерживавшими Септимия Севера 601 . Победив соперника и утвердившись на престоле, Септимий Север (193–211) наказал самарян: Неаполь был лишен городского права, а введенное в нем новое устройство должно было побудить многих из прежних жителей к выселению из города 602 . Впоследствии, наказание, наложенное на палестинцев за содействие Нигеру, было, впрочем, отменено. Но в 202 г. император предпринял ряд стеснительных мер против иудеев и христиан 603 . Так-как к иудеям относились все, имевшие обрезание, то названные стеснительные меры, без сомнения, простирались и на самарян. Абульфат, действительно, сообщает, что, по просьбе своих советников, которые желали уничтожения самарянской общины, Септимий Север запретил им обрезание и омовения, а также установил налог за соблюдение субботы 604 . Царствование Александра Севера (222–235) отмечается в самарянских летописях, как период особенно тяжких гонений, как время, когда осуществились кары, предвозвещенные некогда Моисеем нарушителям закона ( Втор. 28:66–67; 32:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

С др. стороны, заинтересованность североитал. городов в исходе противостояния законных понтификов и «императорских» антипап способствовала тому, что влияние городов на церковную политику возросло. Кроме того, если в схизме 1130-1138 гг. новые институты католич. Церкви (в первую очередь монашеские ордены) поддерживали законного папу Иннокентия II, то теперь раскол произошел и в самих орденах. В результате схизма 2-й пол. XII в. не завершилась после смерти одного из избранных пап, а продолжалась более 20 лет. Она была тесно связана с итал. политикой герм. кор. Фридриха I Барбароссы и с новым этапом противостояния Свящ. Римской империи и папства. В 1153 г. папа Римский Евгений III (1145-1153) заключил с герм. королем Констанцский договор, согласно к-рому Фридрих I (ему был обещан имп. титул) должен был содействовать восстановлению папской власти в Риме и в Папской области. В 1155 г. папа Адриан IV наложил на Рим интердикт, и Арнольд Брешианский был вынужден покинуть город. Он попал в плен к Фридриху Барбароссе, который выдал его папе. Арнольд Брешианский был повешен как еретик. В июне 1155 г. в Ватиканской базилике состоялась имп. коронация Фридриха I Барбароссы, но, нарушив условия Констанцского договора, он отказался сражаться с римлянами и восстановить власть папы над городом. Противоречия между императором и папой, а также пошатнувшееся господство императора в Сев. и Центр. Италии определили направления итал. политики Фридриха Барбароссы. Его 2-й поход в И. был совершен с целью укрепить имп. власть над североитал. городами. В 1158 г. на Ронкальском сейме были приняты разработанные болонскими легистами, которые выступали в качестве советников Фридриха Барбароссы, т. н. Ронкальские законы, подтвердившие право на имп. регалии (lex regalia) - адм., судебные и финансовые прерогативы, находившиеся в распоряжении городских коммун. Согласно Ронкальским законам, отсылавшим к рим. праву, за императором признавалось верховенство над законами коммун (lex omnis iurisdictio), ему возвращались имп.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

В эти неспокойные времена (или чуть раньше) Испания была самой процветающей частью Западной империи. Во-первых, она вообще была первой заморской территорией, которую превратили в провинцию и начали систематически осваивать римляне. Южные и восточные области Испании были романизированы очень рано. Например, Гадес (Кадикс) первым из внеиталийских городов получил римское городское право. Во-вторых, благодаря удачному географическому положению эта благодатная страна почти не испытывала военных опасностей. Правда, южная часть полуострова иногда страдала от набегов мавританских пиратов, а на западе, в Лузитании (Португалии), и на северо-западе, в Галлеции (Галисии) и Астурии, еще долго, до III в. н. э., не было подавлено глухое сопротивление местных племен. Во всяком случае, до времен Флавиев римская оккупационная армия здесь насчитывала три легиона, а далее, до Диоклетиана – один легион (7-й Гемина). И тем не менее это был покой, в особенности для восточной и южной части полуострова, давшей Риму немало знаменитых деятелей культуры, как риторы Порций Латрон и Сенека старший, философ Сенека, поэты Лукан и Марциал, географ Помпоний Мела, великий знаток латыни Фабий Квинтилиан. Здесь же родились императоры Траян, Адриан и Марк Аврелий. С 27 г. полу-остров делился на три провинции – Тарраконскую, Бетику и Лузи-танию. После административных реформ Диоклетиана Бетика и Лу-зитания были преобразованы в диоцезы (по-гречески, епархии), а Тарраконская провинция разделена на три диоцезы – Тарраконскую, Карфагенскую и Галлецию 625 . Судьба Испании свершилась в 409 г., когда трибы вандалов, све- вов и аланов перешли Пиринеи. Вандалы, которых было около 80 000, поселились на юге полуострова, свевы – в восточной его части, аланы – в центральной. Собственно, именно вытеснением этих германских племен и объясняются испанские походы визиготов, ведь они считались находящимися на римской службе (пленных князьков готы отправляли в Рим). Всего визиготоы провели в Испании четыре войны: первые две, 416–418 гг. и 446–454 гг., были просто набегами так сказать «по заявкам римских императоров», в ходе которых удалось полностью разбить алан. Вандалы в 429 г. сами ушли в Африку, куда их призвал на помощь мятежный римский полководец Бонифаций. Кратковременное владычество вандалов, впрочем, закрепилось в названии области – Вандалеция (Андалусия). В 468 г. готский король Эврих, расторгший договор с Римом, завоевывает для себя долину Ибера (Эбро), а масштабная война 471–475 гг. сделала визиготов полновластными хозяевами почти всего Пиринейского полуострова: свевы были оттеснены на северо-запад, в Галлецию, где образовали собственное королевство, да на севере, в Западных Пири- неях оставались непокоренными племена васконов (басков). Собственно, массовое поселение визиготов в Испании относится к 490-м гг 626 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Когда Агамемнон, царь греческий, в течение многих лет вел войну против Трои, царица Клитемнестра, жена его, потеряв надежду на его возвращение, вступила потом в связь с домоправителем Агамемнона, по имени Эгистом. По прошествии же 10 лет, когда Троя была разорена и Агамемнон вернулся в царство свое, он однажды отправился мыться в баню; царица Клитемнестра, заранее уже сговорившись с мерзким своим Эгистом убить Агамемнона, принесла туда для мужа сорочку без ворота. Когда же царь Агамемнон, желая надеть на себя сорочку, не мог сделать этого, Эгист убил его секирой и завладел его царством. После Агамемнона остался сын его Орест, еще в очень малом возрасте; сестра же его Электра, девица, отправила его к другому царю, чтобы не убил и его Эгист; Орест же, сильно возмужав, вспомнил плачевную кончину отца своего Агамемнона и захотел отомстить за смерть его. Он взял с собой ближайшего друга своего Пилада, сына некоего вельможи, пришел в свой родной город Микены, тайно повидался с сестрой своей Электрой и, побеседовав с ней о том, как ему отомстить за смерть отца, ночью, при помощи сестры своей Электры, пробрался во двор Эгиста, и убил как его, так и свою мать, в то время, когда они спали. После этого убийства, будучи объят лукавым духом и сойдя с ума, скитался он несколько лет по разным землям, а потом, исцелившись, пришел к Одризам, народу, жившему во Фракии, где и создал город, который назвал Орестиадом; ныне этот самый город называется Адрианополь, так как царь римский Адриан обновил и переименовал его в честь свою; расстояние от этого города до Константинополя 4 дня пути. В числе повестей римских есть следующая: во время долголетней и ожесточенной войны между Римом и Карфагеном, некий юноша, сын одного великого римского вельможи, тайно от родителей своих и от всего Рима, прибыл в Карфаген и, явившись к самому правителю карфагенскому, солгал ему, сказав, что его изгнали римляне за то, будто бы, что он склонил их к миру с карфагенянами. Правитель карфагенский принял его с честью и доверился ему; видя же, что юноша прекрасен видом и возрастом назначил его главным воеводою против римлян.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ra...

25 Это обстоятельство, по нашему мнению, сильнее всего говорит против принадлежности похвального слова Клименту. Прибавим к этому, что по заглавию оно не приписывается ему ни в одном списке; к сочинениям же Климента отнесено главным образом, кажется, на основании сходства его в слоге с другими похвальными словами того же писателя, которое (сходство) легко объясняется влиянием Климента, как знаменитого в то время церковного витии, на современных ему и следовавших за ним писателей. Само собою разумеется, что, при таком положении дела, Похвальное Слово, как составленное на основании письменных материалов, должно быть отнесено к числу источников второстепенных (для истории Кирилла и Мефодия). 26 Ти (Кирилл и Мефодий) чисто цркви и светообразьно жито предаста, в западних же странах Паноньстех и Моравсках странах яко слнцы вспявша. Похв. Слово по списку Усп. Соб. XII в. 27 В предисловии к изд. им Житию и Похв. Слову Кириллу. Избор Югослав. Достопамятностей. 1851 г. 31 Вот полное заглавие слова: В тои же день (Ген. 23. Мак. Четь-Мин.) слово на принесение мощем Преславнаго Климента, историческую имуще беседу, яко Христовою помощию в 4 (описка вместо 6-ти) 300 и 69 лето изыскавшим его любезно и верно, яко изо инех бо в Понте восиа. 34 Что рассматриваемый памятник тотчас же должен бы сделаться известным в Риме, об этом свидетельствуют те радостные ощущения и та любознательность, какая возбуждена была в жителях Рима в отношении к мощам св. Климента, по принесении их туда Славянскими Апостолами. В Житии Кирилла говорится: «Дошьдшоу ему в Рим, изыде сам Апостолик Андриан, с вьсеми гражданы, свеще носеще, яко и светаго Клемента мощи носещу мученика и папы Римьска, И абие Бог чюдеса преславнаа сьтвори тоу... Римляне же не престааху идуще к нему, (Кириллу), и възпрашающе его о вьсем, и сказание сугубо и трьгубо приимааху от него». В Италианской легенде прибавлено к сказанному в Славянском Житии: «Папа Адриан и весь народ Римский, радуясь и ликуя возносил вликое благодарение и хвалу Богу, который спустя столь долгое время возвратил им, во дни их, святого и апостольского мужа (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Viktor...

Такие поступки, по–видимому, обязывают признать, что чело век способен совершенно бескорыстно принимать к сердцу чужие интересы и бороться за них с такою же энергией, как за свои собственные, или даже с еще большим рвением. Такое поведение вовсе не есть редкое исключение; в повседневной жизни оно ____________________ психологии эгоцентризма см. мою книгу «Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма». Гл. IX. 2. встречается на каждом шагу в более скромных, часто никем не замеченных формах. Мать, любящая своих детей, добросовестный врач, учитель или воспитатель, любящий свое дело и детей, совершают ежедневно поступки, по–видимому вполне бескорыстные. Такой же характер имеют поступки ученого, самоотверженно ищущего истину и отстаивающего ее, Галилея, перенесшего заточение и тюрьму и подвергавшегося опасности сожжения на костре; художника, переносящего тяжкие лишения ради творимой им красоты; общественного деятеля, отдающего свою жизнь, например, в борьбе за общественный идеал; капитана судна, не покидающего своего поста во время кораблекрушения, и т. п. В этих случаях мотивом бескорыстного поведения служит не чужая жизнь, а воплощение таких ценностей, как истина, красота,. свобода, честь. Многочисленны также и случаи поведения, резко противоположного, обнаруживающего возможность крайнего эгоизма, именно предпочтения своих даже и ничтожных интересов самым значительным интересам других лиц или самым великим ценностям истины, красоты и т. п. Когда задеты такие страсти, как честолюбие или гордость, можно ожидать тяжких преступлений даже и от людей высокого духа. Римский император Адриан построил в Риме храм Венеры и Ромы по планам, разработанным им самим. Архитектор Аполлодор из Дамаска, человек с большими заслугами, нашел недостатки в этом храме, например несоответствие между величиною изваяний богов и высотою подножия их; за эту свободу критики он поплатился жизнью. Все разнообразие человеческого поведения может быть сведено, согласно учению гедонизма (от греческого слова hedone–yдoboльcmbue), к одному источнику, именно к стремлению достигать удовольствия и избегать страдания. Удовольствие, утверждают гедонисты, есть единственное состояние ценное и желательное само по себе; таким образом, все поступки всех людей совершаются ради того, чтобы достигнуть удовольствия и избегнуть страдания. Само же объективное содержание наших стремлений, желаний, хотений, осуществляемое нашими поступками (воспитание ребенка, рисуемая картина, завоевываемая политическая или национальная свобода и т. п.), всегда есть только средство для того, чтобы достигнуть подлинной цели, именно переживания удовольствия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Изображение имп. Адриана. Денарий. Аверс Публий Элий [лат. Publius Aelius Hadrianus; Caesar Traianus Hadrianus Augustus] (24.01.76, Италика, Испания - 10.07.138, Байи, Кампания), рим. император (11.08.117-10.07.138). Родственник имп. Траяна , усыновлен им на смертном одре. Стремясь достичь стабильного положения на вост. границах Римской империи , А. отказался от завоеванной Траяном Месопотамии и установил прочный мир с Парфией. При нем Империя не проводила внешней экспансии, а укрепляла существовавшие границы (строительство оборонительного Вала Адриана в Сев. Британии, инспектирование лимесов). Крупнейшим военным предприятием А. была 3-я Иудейская война - подавление восстания Бар Кохбы в Иудее (132-135). Война завершилась опустошением страны и окончательным разрушением древнего Иерусалима. На его месте был основан рим. г. Элия (Colonia Aelia Capitolina). Политика Империи в отношении христиан не изменилась: продолжались гонения, начатые Траяном. Тем не менее известно письмо А. к проконсулу в Азии Минуцию Фундану, где император требует не уничтожать христиан, а относиться к ним согласно закону, расследовать их дела только в суде (Евсевий. Hist. eccl. IV 9). Среди мучеников, пострадавших при А.,- папа Римский св. Телесфор и св. Симфороза . Во время поездок А. в М. Азию ему были вручены апологетические сочинения Кодрата и св. Аристида Афинского. При А. с помощью юриста Сальвия Юлиана была проведена кодификация рим. гражданского права; на основе полутысячелетней традиции преторских эдиктов был издан «вечный эдикт» (edictum perpetuum) (см. Римское право ). В мирных условиях ослаблялось налоговое бремя. А. был известен своей любовью к греч. культуре, поощрял романизацию и эллинизацию провинций, широко привлекая греков к управлению. Стремился к развитию провинций, основывал или перестраивал в них города по античному образцу (в т. ч. Адрианополь во Фракии). В окрестностях Рима, в Тиволи, А. построил для себя виллу, которую украшал копиями различных памятников архитектуры и искусства. В самой столице при А. был перестроен Пантеон и возведен мавзолей А.- буд. папский замок св. Ангела. Лит.: Allard P. Histoire des persécutions du I-IVe siècle. Р., 1885. Vol. 1. P. 211-294; Weber W. Rom, Herrschertum und Reich im 2. Jh. Stuttg., 1937; d " Orgeval B. L " empereur Hadrien. P., 1950; Badalicchi U. Le mausolée d " Hadrien et le château S. Anges. R., 1956; Зелинский Ф. Ф. Римская империя. СПб., 1999. С. 277-289. О. С. Воскобойников, И. Н. Попов Рубрики: Ключевые слова: КОММОД Луций Элий Аврелий (31.08.161 - 31.12.192), рим. император (с 17 марта 180) из династии Антонинов

http://pravenc.ru/text/63588.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010