Имея за собой какие-либо реальные или мнимые успехи, человек, стремящийся к превосходству, не в силах признать, что кто-то другой в окружающей его среде может быть более компетентным, одаренным, популярным, привлекательным и уважаемым. Часто человек оказывается способным легко признать заслуги и достоинства другой личности, сфера деятельности которой не связана с областью его собственных интересов. Но признание достоинств человека той же самой профессии или сферы деятельности встречает непреодолимые трудности. Например, писатель может с восхищением отозваться о художнике или артисте, но он воздержится от подобных похвал в адрес другого писателя, особенно современника и соотечественника. Когда в ситуации явного или тайного соперничества задеты такие страсти, как честолюбие и гордость, можно ожидать тяжких преступлений даже от людей высокого духа. Римский император Адриан, стремившийся следовать во всем заветам античной добродетели, построил в Риме храм по планам, разработанным им самим. Архитектор Аполлодор из Дамаска, человек с большими заслугами, нашел недостатки в этом храме, указав, например, на несоответствие между величиной изваяний богов и высотой их подножий. За эту свободу критики он поплатился жизнью. В свете подобных примеров многие межличностные конфликты можно объяснить не чем иным, как проблемой соперничества, никогда не исчезающей из области взаимоотношений людей, благодаря их эгоизму и честолюбию. В любом конфликте, связанном с проблемой соперничества, создается парадоксальная ситуация: чем меньшими внутренней свободой и достоинствами обладает личность, тем в большей степени она стремится к внешнему превосходству и независимости. Степень творческой одаренности личности может часто находиться в обратно пропорциональной зависимости от стремления к внешнему успеху и славе. Поэтому чем более скромной интеллектуальной или творческой одаренностью обладает та или иная личность, тем в большей степени она способна прибегать к употреблению нечестных и неблаговидных средств для достижения своего успеха или более высокого и респектабельного положения в обществе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4143...

В длительный период рим. правления положение Н. оставалось стабильным. Город получал большие доходы как важный перевалочный пункт в сухопутной торговле с сев.-зап. регионом М. Азии, по-прежнему боролся с Никомидией и Прусой за первенство. Каждый из городов претендовал на роль провинциальной столицы Вифинии. Уже во II-I вв. до Р. Х. Н. была отстроена по гипподамовой регулярной системе. Город занимал территорию почти квадратной формы с длинной стороной ок. 700 м и был разделен на квадратные кварталы, имел четверо ворот, направленных во все стороны света. На перекрестке 2 главных улиц стояли городской гимнасий и монумент, игравший роль композиционного центра города ( Strabo. Geogr. XII 4). В нач. II в. наместник Вифинии Плиний Младший перестроил монумент, придав ему более внушительный вид. В 123 г. Н. сильно пострадала от землетрясения, вскоре после к-рого город посетил имп. Адриан и выделил средства на его перестройку. Возрожденная Н. занимала уже гораздо большую площадь пятиугольной формы; длина каждой из ее стен составляла 5 км. В 258-269 гг., в период возросшей угрозы от внешних вторжений готов и персов, Н. была обнесена стеной. В основном сохранилась до наших дней рим. планировка города, цела и его стена III в. Н. рим. эпохи была типичным греч. полисом, в котором было выстроено неск. храмов и проводились игры - Олимпийские, Истмийские и др. Уроженцами Н. были греч. астроном Гиппарх (II в. до Р. Х.), римский грекоязычный историк Дион Кассий Кокцеян (ок. 165 - ок. 229), математик Спор (III в. по Р. Х.). Достоверных сведений о христианах в Н. до нач. IV в. нет. В Византии с IX в. были распространены предания о проповеди в Н. св. ап. Андрея Первозванного, что нашло отражение в нек-рых вариантах Жития апостола. Согласно преданию, во времена гонения имп. Деция , ок. 250 г., в Н. пострадал мч. Трифон (пам. 1 февр.). В византийскую эпоху его мощи почитались как главная городская святыня. В Н. приняли мученическую кончину христиане, большинство из к-рых пострадали в период великого гонения Диоклетиана (303-313): мч.

http://pravenc.ru/text/2565344.html

Начало II столетия ознаменовалось появлением Симона Бар-Кохбы (Сына Звезды), в Талмуде называемого Бар-Козибой (Сыном Лжи). Отношение к этому человеку было неоднозначным, но самый авторитетный раввин того времени – равви Акиба принял его, уверовал, благословил и провозгласил Мессией. Объявленный Мессией, Бар-Кохба поднимает второе восстание против римлян. В то время римский император Адриан начинает восстановление Иерусалима под названием Элия Капитолия. На месте Голгофы и Храма Соломона он воздвигает капища римских богов и богинь. Иудеи восприняли это как величайшее осквернение своих святынь. И вот Бар-Кохба, как Мессия, поднимает восстание, и ведет иудеев. Интересна его молитва, сохранившаяся в Талмуде: «Господи, можешь не помогать, только не мешай!» Эти слова очевидно проникнуты духом антихриста. «Я пришел во имя Отца, и Меня не приняли. Другой придет во имя свое, и его примите…» Ждать пришлось недолго; со времени Христа прошла всего сотня лет. Закончилось все разгромом восстания римской армией. С тех пор иудеи рассеяны по всей земле. Сама иудейская синагога была вынуждена признать Бар-Кохбу лжемессией. Представьте себе трагедию эмаусских путников. Мы редко задумываемся о ней. Ведь они уверовали в живого Христа, и вот уже третий день как оказывается, что Иисус из Назарета, Тот Иисус, Который насытил пятью хлебами пять тысяч человек, Тот Иисус, Который произнес Нагорную проповедь, исцелял и изгонял бесов, мертв! Неужели Он оказался, страшно вымолвить это слово, обманщиком? Уже третий день, как Его нет на земле, значит, пророчества не сбылись! Путники говорят об этом Воскресшему Иисусу, и, как мы знаем, Господь открывается им в преломлении хлеба. Но какое испытание веры! Какую трагедию духа суждено было пережить этим людям! Так же пришлось разувериться в Бар-Кохбе и иудеям. Но на этом антихристианство не закончилось. Саббатей Цви в заключении История иудаизма знает еще одного лжемессию – Саббатея (Шабтая) Цви. Шел XVII век. Это время было неласковым к иудеям. Еще полыхали костры инквизиции, существовали гетто – еврейские кварталы, за пределы которых иудеям выходить запрещалось, систематически устраивались погромы, вызывая ответную ненависть иудеев по отношению к христианам.

http://pravoslavie.ru/58221.html

Из путевых заметок А.С.Норова : «Замечательно, что доселе торговля багряницами, о чем упомянуто в Деяниях Апостольских, составляет главный торг Фиатиры. На большом красильном заведении, здесь находящемся, красят преимущественно бумагу, получаемую из Келембе и Айдина, пряденную в красный цвет, получаемый тоже в окрестностях; её отправляют в Смирну, откуда она идёт по большей части в Россию» (Путешествие к семи церквам, С. 175). В Фиатире было развито производство бронзы, город был знаменит медеплавильными печами, здесь же располагался и рынок рабов, игравший важную роль в этом регионе. Наибольшего расцвета город достиг в римский период – даже было поместье, купленное для семьи императора Августа. Надписи, открытые на руинах города, указывают, что здесь находились три гимназии, колоннадный портик из 100 колонн, огромная торговая площадь и храмы Аполлону Тиримнскому и Артемиде Боритенской. В 124 году н.э. Фиатиру посетил император Адриан, в 214 г.– император Каракалла, город ответил на это присвоением императорам титулов «основатель и спаситель города». В середине III века город, как и вся Западная Анатолия, был разграблен готами, а в VII веке – арабами. В поздневизантийский период Фиатира продолжала исполнять роль крепости в борьбе с турками и вновь достигла процветания в период правления Ласкаридов в XIII веке. На начало XIX века, по свидетельствам русских путешественников, в селении Акхизар (Фиатира) проживали около 1000 семей, из них 400 греческих, действовали три церкви. Путешественники отмечали крайнюю запущенность и нищету Фиатир ( Норов А.С. Путешествие к семи церквам, упоминаемым в Апокалипсисе. – М., 2005. – С. 178–179). Древняя Фиатира, четвёртый город Книги Откровения, продолжает сегодня своё существование под названием Акхисар и насчитывает, как и Бергама, около 80000 жителей. Город по-прежнему имеет стабильный экономический статус, являясь турецким сельскохозяйственным центром по производству оливкового масла, изюма, табачных изделий и текстиля. Язычество и христианская миссия в Фиатире

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

Новое царство стояло в течении двух лет. Присылаемые из Рима подкрепления терпели одно за другим поражения, и Адриан должен был вызвать из Британии лучшего своего полководца Юлия Севера. Началась продолжительная и упорная борьба. Положение мятежников было прочно. Ряд крепостей, воздвигнутых Бар–Кохбою на севере и в центре страны, преграждал римским войскам путь к главному опорному пункту восставших и местопребывания самого Бар-Кохбы, Бетаре. Уклоняясь по возможности от большого сражения, Юлий Север решился взять город путём продолжительной осады. Истребляя отдельные небольшие отряды мятежников, отнимая средства к доставке провианта, римский полководец постепенно взял одно укрепление за другим и железным кольцом окружил Бетару. Здесь находился самозваный иудейский царь с лучшею частью своего войска и с множеством беглецов, успевших спастись от римского меча и собравшихся отовсюду. В небольшом городе, благодаря этому, составилось такое многочисленное население, что, по гиперболическому выражению талмуда, одни школьники могли бы забросать неприятеля писчими тростями. Осада продолжалась целый год, и только после этого, в злополучный для иудеев день 9 Аба, Бетара была взята. Это взятие столицы так быстро павшего мессианского царства сопровождалось страшными жестокостями. По иудейским сказаниям, кровь текла рекой и, устремившись в море, была в состоянии порвать крепкие скалы, окружавшие город; вся молодежь иудейская, по тем же сказаниям, погибла в бою, и спасся от смерти только один сын патриарха. Однако взятием Бетары не был ещё положен конец мессианскому движению, поднятому Бар-Кохбою. Рассеявшиеся мятежники успели образовать снова большие банды, которые, пользуясь знанием горных проходов и пещер, стали наносить чувствительные удары римлянами. На место Бар-Кохбы явились два новые царя, которые овладели местностью вблизи Тивериадского моря. Но счастье скоро им изменило, и дело, за которое боролись иудеи, погибло безвозвратно. Вместо желанной свободы, иудеи достигли только того, что страна превратилась почти в пустыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Содержание Предисловие бл. Иеронима I Второй Римский Император Октавиан Август III Тиверий (23, по другим 21 год) IV. Кай Калигула (царств. 3 года и 10 месяцев) V. Клавдий (царств. 13 лет, 8 месяцев и 28 дней) VI. Нерон (царств. 13 лет, 1 мес. и 28 дней) VII. Веспасиан (царст. 9 лет, 11 месяцев и 22 дня) VIII. Тит (царств. 2 года и 2 месяца) IX. Домициан, младший брат Тита (царствует 15 лет и 5 месяцев) X. Нерва (царствовал год и 4 месяца) XI. Траян (царств. 19 лет и 6 месяцев) XII. Адриан (царствовал 21 год) XIII. Антонин по прозванию благочестивый с сыновьями своими Аврелием и Луцием (царствовал 22 года, 3 месяца) XIV. Марк Антонин, он же и Вер и Л. Аврелий Коммод (царствовали 19 лет и 1 месяц) XV. Коммод (царствовал 13 лет) XVI. Элий Пертинакс (царствовал 6 месяцев) XVII. Север (царств. 18 лет) XVIII. Антонин по прозванию Каракалла, сын Севера (царствовал 7 лет) XIX. Макрин (царствовал один год) XX. Марк Аврелий Антонин (царств. 4 года) XXI. Александр сын Мамиеи (царств. 13 лет) XXII. Максимин (царств. 3 года) XXIII. Гордиан (царств. 6 лет) XXIV. Филипп (царств. 7 лет) XXV. Декий (царств. год и 3 месяца) XXVI Галл и Волузиан сын Галла (царствовали 2 года и 4·месяца) XXVII. Валериан и Галлиен (царств. 15 лет) XXVIII. Клавдий (царств. год и 9 месяцев) XXIX. Аврелиан (царств. 5 лет и 6 месяцев) XXX. Тацит (царств. 6 месяцев) XXXI. Проб (царств. 6 лет и 4 месяца) XXXII. Кар с Карином и Нумерианом (царств. 2 года) XXXIII. Диоклетиан (царств. 20 лет) Галерий Август (два года правил один) XXXIV. Константин (царствовал 30 лет и 10 месяцев)     Предисловие бл. Иеронима Евсевий Иероним своим Винкентию и Галлиену желает здравия. То был древний обычай ученых, что для упражнения ума они передавали греческие книги латинским языком, и что наиболее трудно, поэтические произведения знаменитых мужей переводили стихами. Поэтому и наш Туллий целые книги Платона перевел буквально и, издав гекзаметром Арата Римского, занимался Экономиком Ксенофонта. В этом деле эта золотая река красноречия так часто задерживается некоторыми твердыми и неодолимыми препонами, что незнающие, что это перевод, не поверят, что это писано Цицероном.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

«Собрание Дионисия—Адриана». Нач. IX в. (Cod. Sang. 671. P. 2) С сер. VIII в. интенсивная деятельность Соборов в империи Каролингов и укрепление власти Папского престола способствовали росту внимания светских и церковных властей к вопросам права, предпринимались усилия для распространения знаний о К. п. среди духовенства. В капитулярии «Всеобщее увещание» (Admonitio generalis; 789) подчеркивалась необходимость изучать древние и авторитетные канонические нормы (MGH. Conc. Sect. 2: Capitularia Regum Francorum. T. 1. P. 53-54, 57), в капитулярии 802 г. с инструкциями для имп. посланников (missi) знание и соблюдение канонов было объявлено обязательным для духовенства (Ibid. P. 103; см.: Van Hove. 1945. P. 414-415). Однако наличие большого количества разных сводов затрудняло применение их на практике, необходимо было определить нормативный сборник; им стал сборник, принятый в Риме. В 774 г. папа Римский Адриан I отправил кор. Карлу Великому «Собрание Дионисия-Адриана». Этот сборник рассматривался как наиболее авторитетный, к нему чаще всего обращались каролингские канонисты (сохр. более 100 рукописей, относящихся гл. обр. к VIII-IX вв.). В 1-й пол. IX в. были выполнены глоссы к «Собранию Дионисия-Адриана» (см.: Maassen F. Glossen des canonischen Rechts aus dem karolingischen Zeitalter//SAWW. Phil.-Hist. Kl. 1877. Bd. 84. S. 235-298; Fournier, Le Bras. 1931. T. 1. P. 94-98; Erd ö . 2002. S. 72-73). В эпоху Каролингов использовались и другие сборники, прежде всего «Собрание Кенеля» и «Испанское собрание», а также одна из редакций последнего - «Испано-галльское собрание» (Collectio Hispana Gallica; K é ry. 1999. P. 67-68); из систематических сводов - «Старое галльское собрание» и «Ирландское собрание канонов» ( Fournier, Le Bras. 1931. T. 1. P. 100-107). Известно о 72 полных и фрагментарных рукописных копиях канонических сводов 2-й пол. VIII в., значительная часть их была создана в крупных центрах Каролингского возрождения - Лионе, Корби и Кёльне. Вероятно, в Лионе ок. 800 г. было составлено «Собрание д " Ашери» (Collectio Dacheriana) - систематический свод, основанный на «Собрании Дионисия-Адриана» и «Испанском собрании». Свод разделен на 3 книги, посвященные проблеме покаяния, процессуальному праву и церковным чинам. Он использовался вплоть до григорианской реформы и известен в более чем 40 рукописях (см.: Haenni G. Dacheriana Collectio//NCE. Vol. 4. P. 491-492; K é ry. 1999. P. 87-92; Erd ö . 2002. S. 73-74).

http://pravenc.ru/text/1470253.html

Ирландия сер. XII-XIII вв. Англо-нормандское вторжение (1167–1172) привело к установлению власти англ. короны над И. и к формированию англ. колонии. Однако, несмотря на военную экспансию и расширение колонии, значительная часть острова оставалась вне сферы контроля королевской администрации. Сопротивление ирл. (гэльских) правителей, сепаратистские устремления англо-ирл. аристократии и политические затруднения в Англии привели к кризису англ. колонии в И. после вторжения Эдуарда Брюса (1315–1318). Король Англии признавался верховным владыкой И. (dominus Hiberniae), однако утратил возможность оказывать решающее влияние на положение в И. Вслед. ослабления англ. власти территория колонии сократилась, а локальные конфликты участились. Из-за невозможности восстановить контроль над островом англ. корона делегировала полномочия крупнейшим местным магнатам, однако это не только не привело к установлению порядка, но и способствовало ослаблению связей между И. и Англией. Cep.XII —XIII в. В 1155 г. папа Римский Адриан IV (1154–1159) буллой «Laudabiliter » передал англ. кор. ГehpuxyII власть над И. для проведения там церковных преобразований и просвещения «невежественных варварских народов». Предполагалось, что папа вправе распоряжаться И. на основании «Константинова дара», а англ. король планировал отдать ее в качестве апанажа своего брату Гийому Анжуйскому. Впосл. булла «Laudabiliter » использовалась для обоснования легитимности англ. господства в И. В 1166 г. изгнанный из И. правитель Лагена (Лейнстера) Диармад Мак Мурхада встретился с англ. кор. Гehpuxoм II , чтобы просить его о военной помощи. Гehpux II , озабоченный рядом политических проблем (ссорой с Папским престолом, бегством архиеп. Фомы Бекета во Францию, войной в Уэльсе, угрозой со стороны Шотландии и пр.), воздержался от прямого вмешательства в дела И., однако разрешил набрать добровольцев в подвластных англ. короне землях. На призыв Диармада откликнулись англо-нормандские бароны Юж. Уэльса. В их числе был Ричард де Клэр, по прозвищу Стронгбоу (Крепкий Лук), к-рому Диармад обещал отдать в жены старшую дочь Ифе (Еву) и после своей смерти власть над Лейнстером.

http://sedmitza.ru/text/2558581.html

В 1476 г. португальцы были разбиты при Торо. Используя противоречия внутри знати и опираясь на поддержку ее части, а также на поддержку мелкого дворянства, католич. Церкви и городов, Фердинанд и Изабелла сумели обуздать мятежных аристократов. Заключив серию соглашений с основными противниками, пойдя на ряд уступок, правители затем приказали срыть множество замков, являвшихся очагами сопротивления, лишили знать пожалований, сделанных предыдущими королями, и заставили вернуть короне самовольно присвоенные земли. Еще до окончания войны Фердинанд и Изабелла утвердились как законные государи и начали реформы: был реорганизован Королевский совет, где усилилось влияние зависимых от короны чиновников-летрадо, упорядочены гос. финансы, укреплена королевская власть на местах за счет расширения полномочий коррехидоров (наместников). Важным орудием испан. короля и королевы в стране была Генеральная эрмандада - союз кастильских городов, располагавший собственными военно-полицейскими силами. Фердинанд стал магистром кастильских духовно-рыцарских орденов: Калатравы (в 1487), Сантьяго (1492) и Алькантары (после 1495); материальные ресурсы орденов облегчили монархам возможность создать постоянное войско. В 1523 г. папа Римский Адриан VI навечно закрепил звание магистра всех 3 орденов за испан. королями. Орден Монтеса, основанный в 1317-1319 гг. в землях Арагонской короны и никогда не имевший таких богатств и такого военно-политического значения, как кастильские ордены, сохранил самостоятельность; короли И. стали магистрами ордена Монтеса только в 1587 г. В 1481-1492 гг. в результате тяжелой войны был присоединен Гранадский эмират и тем самым завершена Реконкиста. За заслуги в распространении христианства папа Александр VI в 1496 г. удостоил испан. правителей Фердинанда V (II) и Изабеллу I титула «католические короли» (Reyes Católicos), который впосл. носили испан. монархи. В 1494 г. кастильцы завершили завоевание Канарских о-вов (частично контролировались Кастилией с нач. XV в.), истребляя при этом местных жителей - гуанчей (позднее методы колонизации, примененные на Канарских о-вах, использовались при освоении Америки).

http://pravenc.ru/text/674995.html

Около этого же времени со стороны одного языческого магистрата было заявлено и ходатайство в пользу справедливости и веротерпимости. Серений Граниан, намереваясь оставить проконсульство Азии, доложил Адриану о тех жестокостях, которые совершались из потворства народным кликам против христиан, и император вследствие этого обратился с письмами к Менуцию Фундану, приемнику Граниана, и другим правителям провинции 22 . Он повелевает, чтобы христиане не были выдаваемы по требованию черни; в случае обвинения их в каком либо преступлении они должны быть осуждаемы сообразно с их проступками, но при этом должны быть тщательно соблюдены все формальности закона, и виновники в неосновательных обвинениях должны быть строго наказываемы. Это повеление имело большое значение, так как давало защиту против новой формы гонения; но оно было еще далеко от провозглашения полной веротерпимости, так как не определяло, считать ли христианство само по себе преступлением, и таким образом предоставляло все дело на благоусмотрение или каприз местных властей, Царствование Адриана было весьма бедственным для иудеев. В последние годы Траяна происходили иудейские восстания в Египте, Кипре, Месопотамии и в других местах; они были подавлены с большой суровостью и повлекли за собой новые угнетения всему народу (132–135 г.). Этими угнетениями и особенно тем оскорблением, которое нанес их религии Адриан, водворив Римскую колонию на месте святого города, иудеи Палестины раздражены были до того, что произвели новое сильное восстание под главенством вождя, который принял имя Баркохбы 23 и признавался своими последователями за Мессию. После продолжительной и весьма кровопролитной войны восстание было подавлено. Многие иудеи были преданы смерти, некоторые проданы по цене лошадей, другие выселены в земли своих отцов, и иудеям вообще запрещено было даже приближаться к Иерусалиму, кроме одного дня в году – годовщины взятия его Титом, когда за большую плату им позволялось плакать над седалищем их былого величия. На развалинах Иерусалима был построен римский город Элия Капитолина: храм Юпитера осквернял гору Сионскую, и осквернения подобного рода были совершаемы также и в местах, освященных рождением, смертью и погребением Спасителя 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010